Детально о кинофильме «красная шапочка (2011)»
Содержание:
Сюжет
В небольшой деревне жили две простые семьи, чьи дети дружили с самого детства. Валери и Питер были неразлучны. Повзрослев, юноша стал дровосеком, как и большинство мужчин. Валери приходила навещать его на вырубку, несмотря на то что ходить в лес было крайне опасно. Девушку сосватали за Генри – сына кузнеца, который был одним из самых богатых людей в окрестностях. Молодые люди решают сбежать, потому что не смогут жить друг без друга. Но их планам не суждено было исполниться – в лесу снова появился волк. В этот раз он выбрал себе в качестве жертвы Люси – сестру Валери.
Испокон веков жители раз в месяц приносят подношение – свинью, барана или другую живность. Но иногда зверю этого бывает мало, и он убивает людей. Весь трагизм заключается в том, что Люси была влюблена в Генри, и спешила в лес на поиски старшей сестры, чтобы прояснить ситуацию. Теперь Валери будет уже вынуждена выйти за сына кузнеца. Мужчины решают отправиться в лес, чтобы разобраться с оборотнем. Он нарушил перемирие и должен умереть.
Толпа мужчин отправляется в чащу, где кузнец погибает от зубов простого серого волка, которого все принимают за оборотня. Вскоре в деревню прибывает отец Соломон – знаменитый охотник на ведьм и перевертышей. Он раскрывает жителям правду – оборотень должен превратиться в человека после смерти. Они убили простого волка. Для того чтобы справиться с настоящим монстром, нужно использовать серебро. Для этих целей он покрыл свои ногти этим раствором.
Вскоре волк появляется в селе и убивает нескольких человек. Он загоняет в ловушку Валери и ее подругу Роксану. С ужасом девушка узнает, что понимает речь оборотня. Ее подруга, чтобы отринуть подозрения от своего брата, рассказывает о разговоре Валери и оборотня. Из девушки делают приманку. Но Питер и Генри спасают ее от смерти. Сама Валери догадалась, что Питер является оборотнем и вонзила в него нож. Она спряталась в доме бабушки, где встретила своего отца.
Мужчина открыл дочери страшную тайну – на самом деле он и был монстром. Валери пытается убить родителя, и на помощь ей приходит раненый Питер. Она успевает вонзить в оборотня руку Соломона, и он умирает. Но перед смертью он успел укусить Питера. Молодые люди топят тело отца, чтобы скрыть правду от людей. В финале Валери стоит на опушке леса и ждет своего возлюбленного оборотня Питера. Она остается жить в старом доме бабушки в надежде, что ее любовь будет сильнее проклятия и парень победит свою сущность.
Второстепенные роли
Евгений Евстигнеев, еще одна легенда советского кинематографа, актер театра и кино, опытный педагог, лауреат Государственной премии, сыграл Звездочета. Евгений родился в 1926 году в семье металлурга, а ушел из жизни в 1992 году. С детства был очень одарен, играл на всех музыкальных инструментах, которые попадались ему на глаза, талантливо исполнял и джаз и народные песни. Окончил Горьковское театральное училище. Работу в театре совмещал со съемками, появившись почти во всех известных советских фильмах и исполнив за свою карьеру более 110-ти ролей.
Роль Охотника сыграл Ролан Быков – советский и российский актер, сценарист, режиссер и педагог. Родился в Киеве в 1929 году, закончил Щукинское, работал в театре и кино, а в 60-х годах решил полностью посвятить себя кинематографу. В девяностые годы активно включился в политическую жизнь России, скончался в 1998-м.
Мать-Волчицу сыграла Галина Волчек, родившаяся в 1933 году. На сегодняшний день актриса жива, руководит театром «Современник» имеет множество президентских наград. Выступала в основном на театральной сцене, в кино снималась мало, стала режиссером десятка картин и принимала участие в документальных фильмах.
Сюжет
Сценарий к сказке написала Инна Веткина, которая не раз принимала участие в создании сказок Нечаева. Повествование начинается с того, что бабушка красной Шапочки снова заболела, и девочка опять собирается навестить старушку. А дальше начинается настоящий запутанный триллер, с бандитским кланом, аутсайдером, спасающем девочку, злодеями и героями, случайными попутчиками и захватывающими приключениями.
Желая отомстить за смерть Серого Волка, его мать подговаривает старого друга волчьей семьи Худого съесть девчонку, ответственную за смерть сына. С собой этот старый лесной разбойник берет брата погибшего, второго сына Матери-волчицы по имени Толстый. Это они распустили слухи о болезни бабушки, с которой все в порядке, но только там можно выманить девчонку из человеческого поселения в лес.
Тем временем сын Серого Волка выбирает для себя другой путь. Он не слушается бабушку, полагает, что не стоит ссориться с людьми и тем паче ими питаться, а затем убегает из дома, чтобы помешать злодейским планам Толстого и Худого. А Красная Шапочка собирает пирожки, испеченные заботливой мамой в корзинку и отправляется по знакомой тропинке в лес, не подозревая о масштабном волчьем заговоре. Однако девочка и сама не так проста и наивна, как думают волки, и вполне способна постоять за себя, к тому же ей помогает добрый Волчонок.
Синопсис
Многие десятилетия жители деревни Даггерхорн сохраняли шаткое перемирие с оборотнем, который каждое полнолуние рыскал в поисках добычи, принося ему ежемесячную дань жертвенными животными, чтобы утолить голод чудовища. Но под кроваво-красной луной оно требует большего, забирая жизнь одного из них.
Жертвой стала старшая сестра Валери (Сейфрид), красивой молодой девушки, которая внезапно узнает, что родители (Бёрк и Мэдсен) организовали ее брак с Генри (Айронс), наследником богатейшей семьи города. Но Валери нужен только Питер (Фернандез), бедный дровосек, которого она любила всю свою жизнь. Стремясь избежать разлуки, пара решает бежать, но у волка свои планы на этот счет.
Жаждущие мести жители деревни призывают прославленного охотника на оборотней отца Соломона (Олдман) в Даггерхорн, чтобы тот убил чудовище раз и навсегда. Однако прибытие Соломона приводит к непредвиденным последствиям, ведь он предупреждает, что волком, принимающим человеческий облик днем, может быть любой из них. Под подозрением находятся все. По мере того как кровавая луна собирает свои жертвы, паника охватывает городок, разрывая на части некогда тесную общину. Но именно Валери осознает, что существуют незримые узы, связывающие ее с монстром и неумолимо притягивающие их друг к другу, превращая ее одновременно в подозреваемую… и приманку.
Хардвик сняла «Красную шапочку» по сценарию Дейвида Лесли Джонсона.
Красная Шапочка в психологии
В книге Эрика Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» сказка о Красной Шапочке разбирается как пример «игр», жизненных сценариев. Практически, из современной обработки сказки Берн вторично извлекает её архаическую подоплёку, но представляет соблазнителем не волка, а саму Красную Шапочку, воплощающую в жизнь один из подростковых сценариев. Иной вариант интерпретации предполагает раскрытие сценарного треугольника «Жертва — Насильник — Спасатель» с ротацией ролей.
Эрих Фромм интерпретирует сказку с точки зрения психоанализа, в которой главный атрибут героини — красная шапочка — является символом менструации. И речь в сказке идёт не о маленькой, беззащитной девочке, а о зрелой женщине, которая столкнулась с проблемой половых отношений. Совет матери «не сворачивай с дорожки в лес» Фромм истолковывает как предостережение о том, что не следует вступать в половую связь, а акт людоедства волка — как половой акт. Однако кроме морали об опасности половых отношений в сказке присутствует идея о конфликте между мужчинами и женщинами. Как пишет Фромм, сказка о Красной Шапочке — «это история торжества женщин, ненавидящих мужчин, история, заканчивающаяся победой женщин».
Особенности фильма
«Про Красную шапочку» – советский двухсерийный фильм, сегодня вызывающий ностальгические чувства у зрителей, живущих в ту эпоху. Любимые актеры, интересный сюжет, замечательный песни той эпохи, воспоминания детства. Кстати, все песни к музыкальной сказке написал известный советский бард и диссидент Юлий Ким, выступив под псевдонимом «Ю. Михайлов».
Википедия сообщает мало фактов о самом кино, но зато в викицитатнике большой список фраз оттуда, «ушедших в народ», в интернете много фото и видео, посвященных этой сказке, а на «Кинопоиске» фильм «Про красную Шапочку» уверенно держит рейтинг выше семерки.
Создатель фильма, белорусский и российский режиссер Леонид Нечаев всю жизнь снимал только сказки. «Питер Пен», «Приключения Буратино», «Не покидай», «Проданный смех» – эти и другие замечательные фильмы стали великолепным наследием одного из самых ярких деятелей советского кино. Его последней работой стала «Дюймовочка», сказка 2007 года. А в 2010 году Леонид Алексеевич, к сожалению, скончался.
КАК МОЖНО НЕ ВПУСТИТЬ ТОГО, КТО УЖЕ ВНУТРИ?
Валери – это и краеугольный камень любовного треугольника, и важная фигура для таинственного оборотня. Когда оказывается, что чудовище ей не чуждо, у Валери появляется веская причина, чтобы засомневаться в каждом. Она подозревает и двух очень непохожих молодых людей, дорогих ее сердцу – Питера и Генри, которых сыграли Шило Фернандез и Макс Айронс соответственно.
Фернандез говорит: «Питер – дровосек и возлюбленный Валери. Они вынуждены скрывать свои отношения, потому что для жителей деревни он – бедный сирота и чужак. В начале фильма он узнает, что ее обручили с Генри, поэтому просит Валери бежать с ним. Он хочет показать ей мир, который она никогда не видела: большой город, океан… все, что угодно, лишь бы они были вместе. Но прежде чем им удалось осуществить задуманное, происходит трагедия. Сестру Валери, Люси, находят убитой оборотнем».
Мы также узнаем, что Люси была влюблена в Генри, но тот видел лишь Валери. Айронс отмечает: «Генри – городской кузнец и наследник богатейшей семьи города. Он не в силах понять, как Валери может предпочесть ему Питера, и он искренне верит, что сможет дать ей лучшую жизнь».
«Вот и получается старый, добрый любовный треугольник: стоит ли героине предпочесть обеспеченную жизнь с человеком, который по счастливому стечению обстоятельств еще и силен и красив, или выбрать того, кто кажется немного опасным, но притягательным и волнующим. Я думаю, девушки просто мечтают о таком выборе, особенно если выбирать приходится между Шило и Максом», – смеется Хардвик.
Родители Валери, Сюзетт и Сезар, рассуждают по-разному и расходятся во мнении, кто из этих двоих сможет сделать жизнь их дочери счастливой.
Вирджиния Мэдсен, которая играет Сюзетт, говорит: «Сюзетт верит, что, выйдя замуж за богатого молодого человека, который к тому же еще и очень мил, ее дочь сможет жить достойно. Она считает, что Валери заслуживает большего, чем простой дровосек, к тому же еще и «плохиш». Их связывает всего лишь страсть, а она быстро проходит. После убийства старшей дочери Люси она еще сильнее стремится защитить свое единственное оставшееся дитя. К тому же Сюзетт не хочет, чтобы жизнь Валери сложилась так же, как и у нее, жены вечно пьяного дурака-дровосека».
Сыгравший Сезара Билли Бёрк соглашается, что его персонаж «любит «заложить за воротник», но дочь любит его и прощает ему недостатки. Может быть, ее любовь к Питеру частично объясняется известным клише, согласно которому девушки выбирают мужчин, похожих на их отцов. Дровосеку Сезару нравится его «коллега» Питер, и он считает того подходящей партией для своей дочери».
Но из всех членов семьи Валери ближе всего ее бабушка. Джули Кристи сыграла персонажа, который определенно отличается от героини классической сказки. Хардвик подчеркивает: «Я не хотела, чтобы она была морщинистой старой каргой. Бабушка у нас очень богемная дама – у нее длинные локоны, она живет вдалеке от деревни, глубоко в лесу, и ее окружает тайна».
После того, как волк нападает на члена ее семьи, Валери спешит в глушь к бабушке, несмотря на то, что жители деревни, жаждущие мести, объединяются, чтобы выследить и убить чудовище. И хотя победа достается дорогой ценой, они возвращаются, думая, что одержали верх. Тем временем деревенский священник отец Огаст, полагая, что он поступает, как лучше для его паствы, приглашает известного охотника на оборотней отца Соломона в Даггерхорн.
Гари Олдман сыграл отца Соломона, которого он описывает, как человека одержимого. «Но я бы не сказал, что он злодей. Он заглянул во тьму и теперь абсолютно уверен в правильности своей миссии. Мой герой искренне верит, что он – меч в руках Божьих… а еще у него отличный вкус», – невозмутимо продолжает Олдман.
Отец Соломон приезжает в деревню как раз на празднество в честь кровавой расправы над чудовищем, и предостерегает, что ничего еще не закончилось. Их добыча, сообщает он, всего лишь обычный серый волк, а оборотень все еще жив. А потом он открывает им весь ужас их положения: страшное создание днем становится человеком и живет среди них. В полнолуние один из соседей превращается в волка. Ситуацию ухудшает еще одна деталь. Во время редкого астрономического явления, которое случается раз в тринадцать лет, когда объединяются Марс и Луна, Земля находится во власти кровавой луны. Когда красное светило восходит в ночном небе, не смертельный укус оборотня превращает жертву в предателя: человек становится оборотнем. Поэтому в течение последующих трех дней даже души жителей деревни находятся в опасности.
О ПРОИЗВОДСТВЕ. СТАРАЯ ЛЕГЕНДА. НОВАЯ КРОВЬ.
У современной аудитории название «Красная шапочка» вызывает в памяти образы из сказки: маленькая девочка в красной шапочке, направляющаяся к бабушке. Но на самом деле оригинальная история рассказывала об опасности и лжи, чтобы предостеречь впечатлительные юные умы.
Режиссёр Кэтрин Хардвик отмечает, что у этой сказки значительно более мрачные корни, которые идеально вписываются в жанр фэнтези-триллера: «Большинство из нас выросли на облегченной версии «Красной шапочки», но в оригинальном сюжете есть очень темные моменты, которые делают его более интригующим. Девочка одна в лесу, к ней подкрадывается волк и заговаривает с ней… В этой идее столько таинственности, она просто захватывает воображение. Когда ты был ребенком, история значила для тебя одно, но взглянув на нее, уже будучи подростком или взрослым, ты видишь ее в совершенно другом свете».
Скрытое послание легенды о Красной шапочке вот в чём: не разговаривайте с незнакомцами. Но что если волк будет кем-то, кого ты знаешь… кем-то, кому ты доверяешь… кем-то, кого ты любишь? Чтобы добавить интриги в сюжет классической сказки, хищником в фильме станет оборотень, скрывающийся в образе человека, пока полнолуние не покажет его истинную суть. Основываясь на этом предположении, автор сценария Дейвид Лесли Джонсон написал загадочную историю убийств, где каждый является подозреваемым, а страх и паранойя будоражат всю деревню. Продюсер Дженнифер Дейвиссон Киллоран соглашается: «В какой-то момент ты перестаешь верить почти всем персонажам. Мы специально всё продумали так, чтобы каждый мог быть оборотнем».
В этой истории есть и романтика. Валери разрывается между двумя обаятельными поклонниками: Питером, которого она любила с детства, и Генри, которого ей в мужья выбрали родители. Сомнения в том, кто же является оборотнем, превращают сердечный выбор в вопрос жизни и смерти. Еще больше всё усложняется, когда героиня сталкивается с чудовищем и узнает, что между ними существует очень тесная связь.
Аманда Сейфрид исполнила роль Валери, чья запоминающаяся красная накидка дала название оригинальной истории. «Любовный треугольник – это еще интереснее, ведь Валери не знает, кому она может доверять, – говорит актриса. – Она любит Питера, но она начинает отмечать в нем некоторые детали, которые заставляют ее задуматься. А может ли любовь всей ее жизни оказаться оборотнем? К тому же она лучше узнает Генри и видит, какой он замечательный, при этом у нее есть сомнения и на его счет. Она должна выяснить, чего же она хочет и что именно ей нужно».
Сочетание любовной истории, саспенса и древней легенды привлекло Хардвик. Для продюсеров ее выбор в качестве режиссера также был очевиден. По словам Киллоран, «у Кэтрин есть удивительная способность завоевывать души молодого поколения». Работа с Хардвик сплотила разные поколения актеров: от начинающих исполнителей до настоящих «легенд экрана».
Версии сказки
Версия Шарля Перро
Шарль Перро литературно обработал народный сюжет. Он убрал мотив каннибализма, персонаж-кошку и её убийство волком, ввёл вызывающую красную шапочку — чепчик-«компаньонку» (в оригинале — «шаперон» (фр. chaperon), во времена Перро вышедший из моды в городах, но популярный у женщин в сельской местности), которую носила девочка, а главное — нравоучительно осмыслил сказку, введя мотив нарушения девочкой приличий, за которое она поплатилась, и заключил сказку стихотворной моралью, наставляющей девиц опасаться соблазнителей. Тем самым, хотя грубые натуралистические моменты народной сказки были существенно смягчены, обращение к вопросу взаимоотношения полов было подчёркнуто.
Сказка была издана в 1697 году в Париже в книге «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями», более известной как «Сказки матушки Гусыни».
Версия братьев Гримм
Тот вариант сказки, который и стал классическим в современной детской литературе, был записан столетие спустя после смерти Перро братьями Гримм, по одной из версий, они услышали ее от Марии Мюллер, работавшей экономкой в доме будущей жены Вильгельма Гримма. По другой версии — от Жанетты Хассенпфлуг, которая по матери происходила от гугенотов, изгнанных из Франции при Людовике XIV. Предполагается, что «Красная Шапочка» в её варианте восходила к тому же Перро.
В сказку был добавлен хороший конец: в этом варианте проходившие мимо дровосеки, услышав шум, убивают волка, разрезают ему живот и спасают бабушку и Красную Шапочку. По одной из версий этот эпизод был заимствован из другой популярной немецкой сказки «Волк и семеро козлят», по другой — из пьесы «Жизнь и смерть Красной Шапочки», написанной в 1800 году немецким писателем-романтиком Людвигом Тиком.
Морализаторство Перро на тему взаимоотношений полов из сказки исчезло, как и все сексуально окрашенные мотивы. В тексте сказки Красная Шапочка нарушает не приличия, а волю матери, которая просит дочь идти к бабушке, не отвлекаясь ни на что. Мораль в конце вводится как предупреждение непослушным детям: «Ну, уж теперь я никогда не стану в лесу убегать в сторону от большой дороги, не ослушаюсь больше матушкиного приказания».
Красная Шапочка в массовой культуре
Изобразительное искусство
- Постановочная фотография прерафаэлита Генри Пича Робинсона «Красная Шапочка у двери дома её бабушки» (1858).
- «Красная Шапочка», фотография Льюиса Кэрролла.
Музыка
- Этюд-картина оп. 39 № 6 С. В. Рахманинова — «Красная Шапочка и Серый Волк»
- Красная Шапочка (1911) — детская опера русского композитора Цезаря Кюи.
- Красная Шапочка (2001) — детская опера современного французского композитора Жоржа Апергиса.
Кино
- Красная Шапочка (1937) — чёрно-белый мультфильм сестёр Брумберг, СССР. Выполнен в классическом «диснеевском» стиле.
- «Красная Шапочка» (1989) — мюзикл Адама Брукса, сохранивший основную сюжетную канву сказки, производство США-Израиль.
Компьютерные игры
- The Path — игра от независимых разработчиков с сюжетом, основанном на мотивах сказки.
- Woolfe — The Red Hood Diaries — игра от бельгийской студии разработчиков GRIN.
ТЕБЕ УЖЕ СТРАШНО?
Главный злодей в этой истории, конечно же, оборотень. В «Красной шапочке» этот ключевой персонаж не проходил кастинг, а был создан с помощью магии компьютерных технологий
Киллоран отмечает: «Зачастую фильмы об оборотнях акцентируют внимание на процессе трансформации, а мы специально старались этого избежать. Ведь эта история не о том, как человек превращается в оборотня, она – о волке, который к тому же является человеком»
На площадке команда, ответственная за спецэффекты, вместе с каскадерами под началом Энди Ченга использовали разные методы, чтобы дать актерам возможность физически ощутить присутствие оборотня. Каждая «подделка» под волка получила совсем-не-страшное прозвище, как поделился Окан: «У нас была вырезанная из пенопласта полноразмерная модель по кличке Дутик, волчья голова с шерстью, которую назвали Пушок, и вырезанный из картона силуэт по имени Плоский».
Компьютерные технологии также использовались для создания некоторых не анимированных элементов фильма. Площадки, как для интерьерных, так и для экстерьерных сцен, в том числе и деревня Даггерхорн, были сконструированы в павильонах канадского «Моушн Пикчер Парк» в Ванкувере. А затем съемочный процесс расширил свои границы с помощью высокотехнологичных визуальных эффектов и низкотехнологичных зеркал.
Однако одна сцена не нуждалась в расширении: фантазия, которая была снята на вершине горы неподалеку от студии, когда Валери и Питер взбираются на вершину холма, а ее развевающийся красный плащ резко контрастирует с белым полотном снега. Работая над антуражем картины, Хардвик тесно сотрудничала с художником-постановщиком Томом Сандерсом и художником по костюмам Синди Эванс, используя при этом весь свой дизайнерский опыт.
Хотя время действия определенно не современное, создатели фильма не хотели указывать точное время и место событий. «Мы хотели поместить их в собственный маленький сказочный мир, придерживаясь истоков истории, – говорит Хардвик. – В деревеньке Даггерхорн были специально созданы некоторые элементы, которые должны были указывать на страх, под гнетом которого живут люди. Например, многие дома там построены на сваях».
Хардвик вспоминает: «Изначально мы представляли дом бабушки, как небольшой забавный лесной домик, но Том развил эту идею. Он создал дом между этих потрясающих деревьев, так что вы даже сразу не поймете, где заканчиваются деревья и начинается здание».
Специально использовались ткани приглушенных тонов, близких по цвету деревьям, камню и металлу. И только в одном месте появляется красный цвет – красная накидка Валери, благодаря которой сказка и получила свое название. Вообще-то было разработано два основных варианта плаща: один, шестиметровый, показан в сцене-фантазии и полностью сделан из бархата; и другой, основной, героиня носит на протяжении всего фильма. По словам Эванс: «Мы проделали большую работу в поисках подходящей материи, даже исследовали нашу собственную одежду, пока я не наткнулась на двутонный шелк-сырец, который подошел просто идеально».
Для костюмов двух поклонников Валери Эванс использовала принцип контраста, замечая, что «стиль Питера исходит из необходимости, а Генри – из его богатства. Будучи бедным дровосеком, Питер мастерит одежду сам, сшивая вместе кусочки кожи и материи. С Генри же все наоборот. Как наследник состоятельной семьи он может позволить себе сшитую портным одежду».