Александр адабашьян: фильмография и личная жизнь
Содержание:
Личная жизнь
Как правило, помимо творчества, поклонников интересует абсолютно все о своем кумире. Женат ли Александр Адабашьян, рост, вес, количество детей и любовниц и т. п.
Так вот, рост Александра Артемовича – 163 см. Что же касается личной жизни, то он – консерватор. Пережив трагическую смерть первой жены, Марины Лебешевой, вновь женился на Екатерине Шадриной, с которой счастлив и по сей день Александр Адабашьян. Фото с женой, детьми вы можете увидеть в статье.
Адабашьян – не тусовщик и не гуляка, у него крепкий дом, полный семейных традиций и обязательных праздников.
Александр Артемович – счастливый отец двух дочерей и дед шести внуков, причем старшая дочь, Александра, с блеском закончила МГУ, филологический факультет, греко-византийское отделение, а младшая Екатерина пошла по стопам матери.
Адабашьян не затворник, наоборот, в его доме всегда полно гостей, как друзей детства, так и просто коллег и знакомых, а посиделки и споры «за чашкой чаю» часто заходят за полночь.
Конечно же, по всем законам жанра, у семьи Адабашьянов есть дача. Дом находится в Загорянке, Александр Артемович очень любит проводить там время.
Он не любит телевидение, не критикует его, просто находит неинтересным. Любит по много раз перечитывать какую-либо книгу, ходить по даче в валенках и готовить для друзей мясо.
Как сам Александр Артемович о себе говорит – «отстал от времени, сошел на промежуточной станции и застрял там».
Перечисление регалий этого великого человека займет не один час, последняя из его наград – это «Золотой орел», полученный за лучшую работу художника-постановщика (фильм «Жили-были мы») в текущем 2017 году.
Сам же Александр Артемович выделяет из всего звание заслуженного художника РСФСР (1983), заслуженного деятеля культуры (2016) и, конечно же, лучший дебют («Мадо: До востребования») на фестивале «Сезар» в 1991 году.
Выпустить джинна
— Современный зритель, посмотрев фильм о лагерях смерти, наверняка скажет: «Это было ужасно, но такое больше никогда не повторится в наш просвещённый век».
— Да, размышляют, как правило, именно так. Вот кончается эпидемия чумы, трупы умерших закапывают, все вздыхают, утирают лоб со словами: «Слава богу, всё закончилось и больше не повторится». Но бациллы, в том числе те, что порождают эпидемии войн, никуда не исчезают. И единственный способ уберечься, не заразиться — это соблюдать «личную гигиену». Не становиться частью толпы, не позволять одурманивать себя пропагандой.
— Вы как-то говорили о том, что и сегодня мы наблюдаем эпидемию насилия, которая год от года только разрастается. Можно ли говорить, что какие-то страны ей подвержены в большей степени?
— Беда в том, что эта эпидемия в какой-то момент стала орудием политического свойства. То есть отдельные страны стали создавать и подкармливать, по сути, террористические организации. Так было в том числе и в России во времена и первой, и второй революции. Так было в Германии, когда крупные держатели капиталов привели к власти нацистов, надеясь, что нацисты расчистят поляну, после чего богачи возьмут всё в свои руки. Каждый раз, выпуская джинна из бутылки, все надеются, что потом они каким-то образом загонят его обратно. Мы этот процесс можем наблюдать и сегодня. И это настораживает.
Кому год Обезьяны, а кому год кино… Александр Адабашьян — о гигиене сознания, мигрантах и кино
Подробнее
Вспомните: и в России в 1917‑м всё начиналось с самых благородных лозунгов и идей. И в правительство, которое сформировал Ленин, вошли интеллигентнейшие, образованные люди. Были все предпосылки к тому, что страна превратится в буржуазную республику с какими-то элементами социализма. Но потом, как это обычно бывает, романтически настроенных политических идеологов сместили те, кто, собственно, и расчищал им путь к власти.
А если уж речь зашла о революции 1917 г., то, конечно, её мировое влияние было колоссальным. Все социальные сдвиги — восьмичасовой рабочий день, бесплатное образование, медицина, ликвидация безработицы, безграмотности и много чего ещё — пришли в мир именно от нас. И забавно, что именно мы теперь планомерно откатываемся от всех декларированных ранее принципов.
Статья по теме
Александр Адабашьян: «Зазвездился» — перечитай Чехова
— Практически во всех странах история периодически переписывается, корректируется. Если история — наука столь зыбкая, есть ли смысл копаться в ней с тем рвением, с которым мы делаем это многие годы?
— Кто-то из великих сказал: «В каждой науке столько истины, сколько в ней математики». Я совершенно с этим согласен. Нам же никто не будет доказывать, что пифагоровы штаны не всегда на все стороны равны. Что где-то их носят узкими, где-то широкими, где-то в моде галифе и так далее. А с историческими фактами такое происходит сплошь и рядом. Появляются и исчезают документы. Меняются свидетельства. Ну какая это наука? Видимо, такая же, как и политика.
Строгановское училище и кино
Кино ворвалось в жизнь Александра Артемовича во время прохождения обязательной летней практики, в конце 4-го курса, в лице его друга детства – Никиты Сергеевича Михалкова. Никита Сергеевич привлек друга к работе в своей дипломной картине – «Спокойный день в конце войны», которую Михалков успешно представил, защитив диплом в 1970-м.
Тогда же, в 1970, Адабашьян начинает работать вместе с А. Родионовым в известном фильме «Петрухина фамилия» как художник.
В 1971 году Александр Артемович заканчивает факультет художественной обработки и конструирования металлов и получает долгожданный диплом Строгановки.
Однако с легкой руки Михалкова кино уже прочно вошло в жизнь Адабашьяна. В 1972 году он уезжает на съемки документального фильма, посвященного теме промышленной кооперации, на этом проекте Александр Артемович осваивает новую специальность – оператора, для этого он устраивается ассистентом и находит нового друга – оператора Павла Лебешева. Дружба вышла очень близкой, участвуя в разных проектах, они вместе объехали пол-России и Прибалтику.
Армия
В армию Александра Артемовича забрали со студенческой скамьи, в 1964-м. Адабашьян поступил в армейскую школу сержантов при части (город Кунгур, находящийся под Пермью). Однако его талант художника не остался незамеченным, заканчивал службу Адабашьян при штабе военного корпуса в городе Бологое.
Отдав армии три года жизни, Александр Адабашьян успел примерить погоны артиллериста, танкиста и ракетчика. Причем, находясь в ракетных войсках, он обнаружил, что отлично разбирается в электронике.
Демобилизовался Адабашьян в 1967 году, сразу же вернувшись на 2-й курс Строгановки. Откуда и уходил служить Родине.
Личная жизнь
Александр Артемович был женат дважды. Первая супруга Марина Лебешева, родная сестра кинооператора Павла Лебешева, работала ассистентом режиссера. Их отношения сложились в ранней молодости. Влюбленные поженились и счастливо прожили 3 года, до скоропостижной смерти Марины. Когда супруга умерла, Адабашьяна не было рядом — художник работал на съемочной площадке картины «Раба любви». Совместные фото пары в открытом доступе не сохранились.
Александр Адабашьян с женой Екатериной Шадриной
Спустя время в личной жизни артиста наметились изменения. Со второй женой Екатериной Шадриной, ассистентом художника, Адабашьян вместе до сих пор. Актер, художник и режиссер считает себя счастливым отцом и дедом — у Адабашьяна две дочери, Екатерина и Александра.
Художник ненавидит тусовки и говорит, что отстал от жизни. Праздники Александр Адабашьян проводит в кругу семьи и близких друзей на даче в Загорянке. Говорит, что с его командой не соскучишься, а Загорянку любит потому, что зимой там можно ходить в валенках и жить настоящей жизнью дачника.
Александр Адабашьян о себе
Александр Артёмович признается, что режиссером себя не считает. По своему призванию он – художник. Но и здесь особым талантом он себя не признает. Адабашьян полагает, что ему присущи средние способности. Во многом заниматься творчеством на высоком уровне Александру помогли встречи с подлинными мастерами своего дела.
О своей политической позиции Адабашьян заявил, подписав в марте 2014 года обращение ряда авторитетных деятелей культуры России в поддержку политики Владимира Путина в Крыму и на Украине.
Александр Артёмович был дважды женат. Первой его супругой стала Марина Лебешева. Вторая жена кинодеятеля – Екатерина Шадрина. Дочь Адабашьяна, Александра, окончила филологический факультет. У Адабашьяна есть внучка Катя.
Сценарист и режиссер
В соавторстве с Никитой Михалковым художник написал несколько сценариев к фильмам, среди них «Пять вечеров» и «Неоконченная пьеса для механического пианино». Картина «Как два крокодила», снятая в Италии по сценарию Адабашьяна, была номинирована на «Золотой глобус».
Александр Артемович начал новый этап творческой биографии в 1990 году, дебютировав с режиссерской работой во Франции. Художник назвал первый проект большой авантюрой. По просьбе французов Адабашьян написал сценарий к фильму «Мадо, до востребования», но тот получился далеким от романа-источника, созданного Симоной Арес.
На уточняющие вопросы драматург отвечал так увлеченно и красочно, что продюсеры предложили ему снять фильм. В итоге картина получила призы Каннского и Равеннского кинофестивалей, а также номинацию на премию «Сезар».
Александр Адабашьян в роли Михаила Берлиоза в фильме «Мастер и Маргарита»
В 1997 году Адабашьян поставил оперу «Борис Годунов» в Мариинском театре, с которым потом объехал 4 континента. Позднее Александр Артемович перенес постановку «Хованщины» из петербургского театра в итальянский «Ла Скала». В 2002 году зрители увидели детектив Бориса Акунина «Азазель». Автор сам выбирал режиссера — из длинного перечня фамилий он остановился на Адабашьяне.
Яркой совместной работой с Никитой Михалковым периода «десятых» стал фильм «Солнечный удар», снятый по мотивам одноименного рассказа Ивана Бунина и его же повести «Окаянные дни». Сперва режиссер пригласил к работе над сценарием Владимира Моисеенко, однако после трагического ухода последнего продолжил создание сценария уже в соавторстве с Адабашьяном. Александр Артемович также предстал в картине в эпизодической роли, сыграв фотографа.
Позднее Адабашьян продолжил сотрудничество с режиссером Анной Чернаковой, с которой уже выпустил 2 фильма для детей (один из них основан на совместной книге «Хрустальный ключ, или Жили-были мы»). В 2019 году началась работа над новой картиной «Про Лёлю и Миньку» по мотивам детских рассказов Михаила Зощенко. В 2020 году в рамках проекта телеканала «Культура» «Монолог в 4 частях» мастер поведал публике о деталях творческой биографии, о московском послевоенном детстве и многом другом.
Актерская карьера
Актерская карьера Александра стартовала в 1974 году. Работая над картиной Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» в качестве декоратора, Адабашьян попал в кадр, когда понадобился исполнитель для эпизодической роли. Благодаря счастливой случайности партнерами художника по экрану стали Юрий Богатырев, Константин Райкин, Сергей Шакуров, Александр Пороховщиков.
В основном актер, рост которого не превышает 163 см, снимался в эпизодах, но есть среди ролей в фильмографии Александра Артемовича и запоминающиеся, например дворецкий Джон Бэрримор в приключениях Шерлока Холмса с его культовой фразой «Овсянка, сэр!». На съемках серий о собаке Баскервилей происходило немало забавных историй. В частности, по признанию Адабашьяна, ассистентка, ответственная за приготовление «каши английских аристократов», готовила блюдо настолько вкусно, что тарелки с овсянкой оказывались пустыми до того, как произносилась команда «Мотор!».
Александр Адабашьян в роли дворецкого Джона Бэрримора в фильме «Собака Баскервилей»
Позднее сценарист успел сняться во многих кинопроектах, продолжая оставаться актером второго плана. В экранизации «Мастера и Маргариты» Адабашьян виртуозно исполнил роль Михаила Берлиоза. Участие в фильмах для детей — еще одна важная составляющая творческой жизни мастера, несмотря на то, что в России практически не существует условий для проката подобных кинолент.
Адабашьян объясняет свой интерес к фильмам такой тематики тем, что в его семье подрастают уже семеро внуков, которые ничего, кроме американского кино, смотреть не хотят. Роли в детских фильмах «Собачий рай», «Жили-были мы» артист считает своим вкладом в воспитание подрастающего поколения.
В 2019 году после небольшого перерыва в актерской карьере Адабашьян приступил к съемкам новых проектов. Он сыграл героя Стасика — молодящегося пожилого человека — в комедии «Дипломат». Роль второго плана досталась Александру Артемовичу в трагикомедии «Оппозиционер».
Герой, достойный Шекспира
Сергей Грачёв, «АиФ»: — Александр Артёмович, для вас лично это больше фильм-напоминание или, учитывая, что история никого ничему не учит, картина о силе человеческого духа?
Александр Адабашьян: — Когда мы писали сценарий, нас интересовала прежде всего уникальная личность Печерского, который возглавил единственное в истории успешное восстание в нацистских лагерях смерти. А меня лично удивил факт, что до войны Печерский был режиссёром самодеятельного ростовского театра. Это сочетание сильного творческого начала, невероятного мужества и смелости, граничащей с отчаянностью, делает его фигуру уникальной и глубокой. Печерский прекрасно понимал: выход из лагеря для него — только через трубу крематория, что его крайне не устраивало. Но он был одержим идеей не просто бежать и захватить с собой как можно больше народа, но непременно отомстить.
Получается герой шекспировского масштаба. Он не просто сам избежал, казалось бы, неминуемой смерти, но и спас людей, которые уже сдались. Которые говорили, что это их судьба и никаких попыток к освобождению предпринимать не стоит, поскольку это повлечёт за собой моментальную гибель всех.
А что касается вопроса, является ли фильм неким напоминанием, важно, что это не только и не столько напоминание о страшных страницах истории, сколько память о людях, которые умудрялись противостоять безжалостной машине смерти даже тогда, когда никаких шансов на успех, казалось бы, не было и быть не могло. Он победил Собибор
Как лагерь смерти поверил в силу и любовь Печёрского
Подробнее
Он победил Собибор. Как лагерь смерти поверил в силу и любовь Печёрского
Подробнее
— Глубоко погружаясь в подобный исторический материал, волей-неволей начинаешь размышлять не столько о природе войн, сколько о природе человека и об абсолютной условности понятий «добро» и «зло».
— Вы совершенно правы. Начинаешь копаться в подобных вещах и понимаешь, что никаких рамок, границ дозволенного и недозволенного, оказывается, не существует. Дна нет! Возьмите для примера даже не фашистскую Германию, а, скажем, наполеоновскую Францию. Тогда не было Интернета, телевидения. И что должно было перещёлкнуть в мозгах мирных французов, чтобы они побросали свои уютные домики, схватили ружья и в след за маленьким чертолюбцем побежали нести «истинные ценности», попутно грабя и убивая несогласных по всей Европе? Эпидемия зла, войн, нечеловеческой агрессии и жестокости каждый раз вспыхивает каким-то непостижимым образом, после чего таким же непонятным образом угасает. Ну как можно объяснить, что в один момент сотни тысяч некогда мирных, вполне воспитанных граждан превращаются в маньяков, в каких-то «чикатил»? Но если Чикатило получал извращённое удовольствие от мучений и убийств, то большинство нацистов к тем же самым вещам относились как к рутинной работе. До войны они ходили в свои конторы, вставали за прилавки магазинов. По выходным многие посещали церковь, собирались за семейными обедами. Всем им в детстве читали сказки о добрых феях, объясняли, что такое хорошо и что такое плохо. И вдруг эти люди в массовом порядке превращаются в животных. Это в голове не укладывается!
Статья по теме
Александр Адабашьян: Выросло поколение учителей, на которых сэкономили
Школьные годы
Учился Александр Артемович в непростой школе. Это была очень престижная спецшкола с углубленным изучением французского языка, который начинали преподавать детям с первого класса.
Школа №2, позднее ставшая носить имя известного француза — Ромена Роллана, находилась достаточно далеко от дома Адабашьянов. Александру Артемовичу приходилось добираться до нее на трамвае. Как вспоминает он сам, это занятие ему крайне нравилось, настолько, что он даже мечтал стать вагоновожатым или же кондуктором. Впрочем, потом Адабашьян захотел стать клоуном.
В школьные годы Александр Артемович не только зубрил французские глаголы, он посещал художественную школу и театральную студию при общеобразовательной школе. Ребята ставили спектакли на французском языке.
Преподавали в театральном кружке настоящие преподаватели из МХАТа, так сказать, подрабатывали. Благодаря этому, многие спектакли были успешны. Например, постановку «Пчелка», по рассказу Анатоля Франса, пригласили в студию телевизионного театра, находившуюся тогда на площади Журавлева, и транслировали в прямом эфире. Также где-то в архивах телевидения должна сохраниться и запись этого спектакля.
В качестве артиста Александра Артемовича заметили тоже в школьные годы, в постановке «Маленький Принц», по известному произведению Антуана д’Сент-Экзюпери, юноше недвусмысленно намекали, что его уже ждут во МХАТе, но Адабашьян всерьез увлекся живописью и грезил только о профессии художника.
Тогда же, в юные годы, Александр Артемович подружился с Никитой Сергеевичем Михалковым. Познакомились они благодаря тому, что имелся у них общий приятель, Алексей Шашков. В компанию также входили Андрей Юренев и Владимир Грамматиков. Детская дружба сохранилась на всю жизнь.
Кстати, учился Александр Артемович средне, единственная твердая пятерка у него была только по одной дисциплине — по пению.
Биография
Александр Артемович появился на свет в семье учительницы немецкого языка и литературы, Бархударовой Валентины Никитичны (1917–1995) и инженера-строителя, Адабашьяна Артёма Карповича (1910–1974), впрочем, отец сделал неплохую карьеру, дослужившись до руководящего поста, а именно до должности начальника Главка в одном из строительных министерств.
Родившись в армянской семье, Александр Артемович провел детство в московских дворах улицы Нижняя Масловка. Дома также говорили по-русски, поэтому армянским языком он не владеет, зато отлично разбирается в национальной кухне.