Алексей учитель, биография, новости, фото

Настоящее время

Сегодня Алексей Учитель — не только один из самых плодовитых и талантливых отечественных режиссёров, продолжающий открывать зрителю новых талантливых актёров, но и успешный продюсер. Вот его основные регалии:

  • является президентом Международного Кинофестиваля документального, короткометражного игрового и анимационного кино «Послание к Человеку»;
  • членом Президиума Российской Академии кинематографических искусств «Ника»;
  • народным артистом России;
  • заслуженным деятелем искусств Российской Федерации;
  • членом правления Союза кинематографистов Российской Федерации;
  • преподавателем Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИКа).
  • https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-aleksey-uchitel.html
  • https://ktotakoj.ru/aleksej-uchitel/

Учитель, Алексей Ефимович

Родился 31 августа 1951 г. в гор. Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в семье Ефима Юльевича Учителя и Нины Константиновны Войцеховской. Отец — известный режиссер-документалист, народный артист СССР, мать работала редактором в издательстве «Искусство». В детстве посещал кинокружок, занимался фотографией. После окончания школы на протяжении одного года был ассистентом оператора на Ленинградской студии документальных фильмов (ЛСДФ, ныне — Открытая киностудия «Лендок»).

В 1975 г. окончил в Москве факультет режиссеров-операторов документального кино Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК; ныне — Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова), после чего вернулся в Ленинград, возобновив работу на ЛСДФ.

Первой лентой режиссера, получившей известность, стала «Сто тысяч «я» (1977), посвященная проведению пионерской военно-спортивной игры «Зарница» на всесоюзном уровне. Впоследствии снял на ЛСДФ документальные фильмы «Ленинград» (1978), «Сколько лиц у дискотеки?» (1980), «Акция» (1983), «Планета «Наташа» (1986), «Открытый урок» (1987), «Рок» (1988), «Обводный канал» (1990) и др. В 1991 г. основал киностудию «Рок», возглавив ее в качестве художественного руководителя и генерального директора. Был режиссером документальных лент «Последний герой» (1992), «Баттерфляй» (1993) и «Элита» (1997). В 1995 г. дебютировал в качестве режиссера художественной кинокартины — детективной драмы «Мания Жизели» о судьбе русской балерины Ольги Спесивцевой. В последующие годы поставил художественные фильмы «Дневник его жены» (2000), «Прогулка» (2003), «Космос как предчувствие» (2005), «Пленный» по повести Владимира Маканина «Кавказский пленный» (2008), «Край» (2010) и «Восьмерка» по одноименной повести Захара Прилепина (2013). В октябре 2021 г. ожидается премьера очередной режиссерской работы Алексея Учителя — драмы «Матильда», повествующей об отношениях российского императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Вместе с Алексеем Гелейном руководит мастерской на режиссерском факультете ВГИК. Выступает в качестве продюсера различных кинематографических проектов. Документальная лента Алексея Учителя «Сколько лиц у дискотеки?» получила премию Ленинского комсомола (1980), «Обводный канал» — первый приз на международном фестивале неигрового кино в Борнхольме (1991, Дания), «Баттерфляй» — главный приз и приз за лучшую режиссуру на открытом фестивале неигрового кино «Россия» (1993, Екатеринбург), «Элита» — приз межгосударственного телефорума стран СНГ «Содружество» (1998, Москва) и диплом международного форума документальных телевизионных фильмов Input (1998, Штутгарт, Германия). Художественные фильмы режиссера также были неоднократно удостоены различных кинематографических наград: «Мания Жизели» получила главный приз на кинофестивале российских фильмов в Онфлере (1996, Франция) и приз жюри международного кинофестиваля остросюжетных фильмов в Каттолике (1997, Италия), «Дневник его жены» — Гран-при кинофестиваля «Кинотавр» (2000, Сочи) и кинопремию «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» (2001), «Прогулка» — главный приз и приз за лучшую режиссуру кинофестиваля «Окно в Европу» (2003, Выборг), специальный приз жюри на международном фестивале восточноевропейского кино в Котбусе (2003, Германия), а также главные призы международных фестивалей в Сиракузах (2003, штат Нью-Йорк, США) и Кливленде (2003, штат Огайо, США), «Космос как предчувствие» — главный приз Московского международного кинофестиваля (2005) и кинопремию «Золотой орел» в номинации «Лучшая режиссерская работа» (2005), «Пленный» — приз «За лучшую режиссуру» на Международном кинофестивале в Карловых Варах (2008, Чехия) и главный приз международного фестиваля восточноевропейского кино в Котбусе (2008), «Край» — кинопремию «Золотой орел» в номинации «Лучшая режиссерская работа» (2010).

Член правления гильдии режиссеров Союза кинематографистов РФ и президиума Российской академии кинематографических искусств «Ника». С 2010 г. является президентом фестиваля документальных, короткометражных, анимационных и экспериментальных фильмов «Послание к Человеку», ежегодно проходящего в Санкт-Петербурге.

Заслуженный деятель искусств РФ (1995). Народный артист РФ (2002). Награжден орденами Дружбы (2007) и Почета (2012).

Женат. Супруга — Кира Саксаганская, продюсер. Старший сын Андрей (род. 1975) — продюсер, младший сын Илья (род. 1992) — кинорежиссер.

Увлекается игрой в теннис.

Карьера в документальном кино

По данным Википедии, карьеру в кино Учитель начал со съемок в документальных фильмах, первым из которых был «Сто тысяч я». Что до режиссерского дебюта, то тут данные расходятся: онлайн-энциклопедия указывает документальный фильм «Секрет Лауры» 1983 года, а сайт «Кинопоиск» и IMDB – документальную короткометражку «Сколько лиц у дискотеки?».

Следующей работой Алексея Учителя стала лента «Рок». Фильм вышел в 1987 году уже в эпоху Перестройки. В съемках картины принимали участие Борис Гребенщиков и «Аквариум», Антон Адасинский и «АВИА», Виктор Цой и «Кино», Олег Гаркуша и «АукцЫон», а также многие другие известные рокеры того времени.

Под конец существования СССР режиссер создал собственную киностудию, получившую название «Рок». Затронул тему рок-музыки режиссер и в следующей своей документальной ленте. В вышедшей в 1992 году картине «Последний герой» он создал образ лидера группы «Кино» Виктора Цоя, трагически погибшего незадолго до этого.

Последним фильмом Алексея Учителя как режиссера документального кино перед переходом к игровому стала драма «Баттерфляй», посвященная жизни и творчеству театрального мастера Романа Виктюка.

Карьера мастера

Творческая биография Алексея как режиссёра полного метра началась в 1987 году с документальной ленты «Рок», посвящённой легендам ленинградского андеграунда Виктору Цою, Борису Гребенщикову, Юрию Шевчуку и Олегу Гаркуше. Фильм стал культовым и оказал очень сильное влияние на самого Учителя, решившего, неожиданно для самого себя, попробовать силы в игровом кино.

Первой художественной лентой кинорежиссёра в 1996 году стала драма «Мания Жизели» с актрисой Галиной Тюниной в главной роли. Фильм описывал любовные похождения известной отечественной балерины Ольги Спесивцевой. Ленту очень тепло встретили зрители и критики, присуждая награды в России и даже за рубежом.

К тому времени Учитель уже успел снять несколько достаточно сильных документальных лент (в том числе — снова о лидере группы «Кино» Викторе Цое и скандально-известном режиссере Романе Виктюке), а также основать вместе со своей женой Кирой Саксаганской киностудию «Рок» (в 1990 году), занимающуюся поиском молодых и талантливых кинорежиссёров. Кинокомпания оказалась очень успешной и нужной и открыла миру такие известные фамилии, как:

  • Дуня Смирнова;
  • Павел Руминов;
  • Таисия Игуменцева;
  • Юрий Быков;
  • Анна Матисон.

Следующей художественной работой стала в трудностях и страданиях рождённая в 2000 году биографическая драма «Дневник его жены», рассказывающая о жизни и отношениях великого писателя Ивана Бунина, с Андреем Смирновым, Галиной Тюниной и Ольгой Будиной в ролях. И снова — громкий успех, премии, овации. Спустя 3 года фильмография режиссёра пополняется новым шедевром о молодости, любви и Петербурге — картиной «Прогулка», которая, продолжая хорошие традиции совместного творчества режиссёра с Авдотьей Смирновой, также производит фурор и собирает множество крупных отечественных премий.

После этого следуют также отмеченные самыми престижными призами и наградами военная драма «Пленный» (2008 год) и мощный, практически голливудский экшн «Край» с Владимиром Машковым и Сергеем Гармашом в главных ролях — два совершенно непохожих друг на друга фильма, как ничто другое открывающие режиссёра с неожиданных сторон.

Потом карьера Учителя чуть не покатилась под гору: сначала он снимает весьма холодно принятый боевик «Восьмёрка» (2013 год), а затем, в 2020 году, — скандальную историческую картину «Матильда». Вызвавшая широкий общественный резонанс история романа балерины и будущего императора, на время сделала Учителя самым обсуждаемым режиссёром современности, сыграв заметную роль в раскрутке ленты.

Постоянные проверки, митинги и нападки на фильм высокостоящих лиц государства — и от желающих скорее увидеть «запретный плод» отбоя не было. Впрочем, не всё было так позитивно, и в итоге история привела к тому, что религиозные фанатики подожгли несколько автомобилей у здания адвоката режиссёра фильма Константина Добрынина.

Тем не менее впереди у режиссёра и продюсера — огромные планы, в которые, в том числе, входит и выпуск одноимённого сериала по-своему последнему фильму (в настоящий момент как раз заканчивается съёмка первого сезона), а также сериал о Фёдоре Плевако, известном адвокате XIX века.

Если говорить о списке работ, благодаря которым прославился Алексей Учитель, фильмография будет такова:

  • 2017 — Матильда;
  • 2014 — Восьмёрка;
  • 2010 — Край;
  • 2008 — Пленный;
  • 2005 — Космос как предчувствие;
  • 2003 — Прогулка
  • 2001 — Петербург, Петербург, полная октава (документальный — далее «д»);
  • 2000 — Дневник его жены;
  • 1995 — Мания Жизели;
  • 1993 — Баттерфляй (д);
  • 1992 — Последний герой (д);
  • 1990 — Обводный канал (д);
  • 1990 — Ёлы-палы, или Митьки в Европе (д);
  • 1988 — Рок (д);
  • 1987 — Открытый урок (д);
  • 1986 — Секрет Лауры (д);
  • 1986 — Планета «Наташа» (д);
  • 1980 — Сколько лиц у дискотеки? (д);
  • 1978 — Ленинград (д);
  • 1977 — Сто тысяч Я (д);
  • 1977 — Наш дворец (д);

Скандальные проекты

А в 2016 году появилась информация о новом историческом проекте Учителя, который вызвал громкие споры еще до выхода. Это драматическая лента «Матильда», в основе сюжета которой — судьба балерины Матильды Кшесинской и ее роман с цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II.

Режиссер задействовал в фильме актеров Данилу Козловского, Ингеборгу Дапкунайте, Сергея Гармаша и Евгения Миронова. А главных персонажей сыграли зарубежные актеры: в Матильду Кшесинскую перевоплотилась польская артистка и скрипачка Михалина Ольшаньская, а в роли царя Николая II снялся немецкий актер Ларс Айдингер.

Алексей Учитель и Ингеборга Дапкунайте на съемках фильма «Матильда»

Премьера фильма прошла в октябре 2017 года, но после выхода в 2016-м официального трейлера драмы, в котором была любовно-эротическая сцена, представители общественного движения «Царский крест» выразили протест, заявив об «искажении исторических событий» и «антироссийской и антирелигиозной провокации». Депутат Госдумы РФ Наталья Поклонская обратилась в Генпрокуратуру, полагая, что картина содержит сцены, которые оскорбят чувства верующих.

По словам Учителя, проверка Генпрокуратуры не выявила нарушений, а режиссер Станислав Говорухин, возглавляющий думский комитет по культуре, раскритиковал саму идею проверки фильма и заявил, что подобные инициативы надо «прерывать на корню».

«Матильду» Учитель планировал перевести в формат сериала и показать на Первом канале. Однако о чем-то конкретном говорить пока рано. Возможно, изменится первоначальный актерский состав. В сюжет добавят новые, неожиданные для зрителей материалы об императоре Николае II. Блюстителям морали не придется беспокоиться: порочащих царя кадров не предвидится.

В 2018 году Алексей Ефимович приступил ленте в жанре роуд-муви, посвященной Виктору Цою, однако лидер «Кино» появляется только на архивных кадрах, а как такового игрового персонажа с этим именем нет. Режиссер уже обращался к теме памяти легендарного рок-музыканта: в 1992 году был представлен документальный фильм «Последний герой» с участием близких и друзей Цоя.

Алексей Учитель на могиле Виктора Цоя

Сюжет нового фильма о рок-звезде охватывает дни, в течение которых тело погибшего музыканта перевозили в Санкт-Петербург

Режиссер захотел приковать внимание зрителей к водителю автомобиля, в столкновении с которым погиб кумир миллионов. Съемки проходили в городе на Неве, а также в Латвии и Литве

Бюджет киноленты составил 150 млн руб., и Учитель изначально рассчитывал, что 90 из них выделит Фонд кино.

В процессе подготовки картины возникли разногласия с родственниками Виктора Цоя, в связи с чем премьеру пришлось отложить на неопределенный срок. На начальном этапе будущий фильм носил название «47», позже, вероятно, на фоне очередного скандала и в знак своей непоколебимой позиции, Учитель принял решение переименовать проект: смонтированный в 2020-м трейлер вышел под заголовком «Цой».

Достигнуть договоренностей с родственниками Виктора Цоя так и не удалось: отец и сын легендарного музыканта окрестили фильм Алексея Ефимовича «пошлым зрелищем» и в конце августа обратились к Владимиру Путину с просьбой повлиять на прокат картины «Цой». Претензия строится на том, что режиссер использовал частные сведения и порочащие слухи при создании киноленты с целью обогатиться.

В 1992-м Учитель подчеркивал, что права на «Иглу» с участием рок-музыканта принадлежат Рашиду Нугманову. Именно поэтому он не хотел браться за съемки «Последнего героя». Сейчас же режиссер не прислушался к увещеваниям Нугманова о необходимости соблюсти юридические формальности. В связи с этим правообладатель культовой «Иглы» запретил использование кадров из своего фильма в новом проекте Алексея Ефимовича.

Алексей Учитель на премьере фильма «Цой»

Так или иначе, «Цой» вышел в прокат. Несмотря на проигранный суд, родственники легендарного певца продолжили конфликт. Среди основных претензий к режиссеру — «неправильное использование образа и имени» героя ленты, так объяснил ситуацию Алексей Ефимович в интервью. Он также назвал попытки развязать еще одно судебное дело «агонией».

Алексей Учитель: биография

Алексей Учитель родился 31 августа 1951 года в Санкт-Петербурге

По знаку зодиака мужчина Дева, согласно восточному гороскопу – Металлический Кролик. Рост режиссера составляет 170 см, вес – около 75 кг.

Детство и юность, родители

Алексей – режиссер во втором поколении. Его отец – Ефим Юльевич, родился 28 октября 1913 года в Тирасполе (Херсонская губерния) в еврейской семье. Он был выдающимся советским режиссером, оператором и сценаристом документального кино, заслуженным деятелем искусств РСФСР и народным артистом СССР. Его отец умер рано, поэтому Ефима воспитывал старший брат. Мужчина был фронтовым оператором в годы ВОВ. На его счету более 50 документальных фильмов, среди которых «Ленинград в борьбе», «Новаторы техники», «Мы из блокады». Умер Ефим Юльевич 18 августа 1988 года в Ленинграде.

Мама Алексея – Нина Войцеховская (1922), работала редактором одного из крупнейших советских издательств «Искусство». Скончалась в 1955 году.

Ефим Юльевич постоянно брал сына на съемочную площадку, что повлияло на выбор профессии Алексея

С семи лет он посещал кинокружок во Дворце пионеров. Помимо кино, в детстве страстно увлекался фотографией, а также спортом. Учитель входил в школьную команду по гандболу, занимался фехтованием и боксом. Несмотря на большое количество увлечений, он мечтал стать футбольным тренером.

Обучался в гимназиях № 168 и № 157.

После получения среднего образования Алексей Учитель собирался поступать на режиссерский факультет. Отец посоветовал выучиться на оператора. С первого раза мужчине поступить не удалось, поэтому год он работал на студии документальных фильмов в качестве ассистента, где набирался опыта в операторском искусстве.

Алексей Учитель окончил кинооператорский факультет во Всероссийском государственном институте кинематографии имени С. А. Герасимова в 1975 году

Творческий путь

С 1968 года Алексей устроился оператором на Ленинградскую (Санкт-Петербургскую) студию документальных фильмов. Затем стал режиссером.

Как оператор Алексей дебютировал в 1975 году в документальных фильмах «Ленинград – город-герой» и «Ленинград. Годы и свершения». В 1977 году он снимал фильмы «На дворец» и «Сто тысяч «Я»». В этих же картинах состоялся режиссерский дебют мужчины. В 1978 и 1979 году Алексей был оператором кинофильмов «Ирина Колпакова» и «Мои комиссары».

В 1980 году Учитель выпустил короткометражку «Сколько лиц у дискотеки?», за которую был удостоен премии Ленинского комсомола. Как сценарист мужчина дебютировал в этой же картине. Алексей является лауреатом режиссерских премий МКФ и ОКФ неигрового кино в Борнхольме («Обводный канал»), «Россия» в Екатеринбурге («Баттерфляй»).

Для А. Учителя «кино – это не профессия, это – образ жизни»

Лучшие фильмы

Первым наиболее успешным фильмом Алексея является «Мания Жизели» о русской балерине Ольге Спесивцевой. Картина завоевала награды на множестве кинофестивалей (Канны, Монреаль, Каир и так далее), а также главный приз в Онфлере. Игра главной актрисы была отмечена множеством наград, среди которых «Зеленое яблоко» и «Новое кино России».

Художественная картина «Дневник его жены» про Ивана Бунина стала лучшим фильмом по версии премии «Кинотавр». Она завоевала 3 награды на кинопремии «Ника», среди которых «Лучший игровой фильм». Кинокартина «Космос как предчувствие», вышедшая в 2005 году, отмечена наградами на кинопремии «Ника», «Золотой орел», «Золотой Овен», «Медный всадник», а также одержала главный приз на XXVII Московском международном кинофестивале.

Скандал вокруг «Матильды»

Кинокартина «Матильда» была самым скандальным проектом за всю карьеру Алексея

Она вызывала острый общественный конфликт, в процессе которого поступали угрозы в сторону создателей фильма и владельцев кинотеатров.

Против основателей кинокартины ополчились представители власти, оппозиции и РЦП. Фильм был воспринят как искажающий правду о жизни Николая II и его отношениях с русской прима-балериной Матильдой Кшесинской. Картина была раскритикована по следующим пунктам: клевета, пошлость, историческая недостоверность, оскорбление власти и чувств верующих, а также отрицание и ниспровержение семейных ценностей.

На берегах Невы

Леша многому научился у отца, который брал сына с собой на съемки. Когда Учителю-старшему приходилось ехать далеко от дома, Алексей шел на занятия в творческие мастерские в ближайшем от дома Дворце пионеров

Сначала он увлекался кинематографом, а потом обратил свое внимание на фотографию. Над выбором будущей профессии парень никогда не задумывался – пример отца был всегда перед ним

Окончив школу в 1968 году, Алексей уехал в Москву, чтобы стать студентом ВГИКа. Для себя он присмотрел не престижный режиссерский факультет, а менее популярный операторский. Такое решение ему подсказал отец, считавший, что для мастерства кинорежиссера необходимо сначала увидеть мир кино глазами оператора. С первой попытки в вуз Учителя-младшего не приняли.

Он достойно прошел конкурсный отбор, но во время собеседования услышал от завкафедрой документального кино рекомендацию сначала отслужить в армии. Через два года метр обещал принять юношу без каких-либо экзаменов.

В ряды военнослужащих Алексей не пошел, а целый год проработал помощником оператора на студии документального кино. Следующим летом он снова подал документы во ВГИК, преодолел барьер из восьми экзаменов и стал студентом операторского факультета. В 1974 году, обладая дипломом о высшем образовании, Алексей Учитель вернулся в родной город и устроился на работу в местную студию документальных фильмов.

Запись в его трудовой книжке о приеме на работу в студию документального кино является единственной до сих пор, хотя у Учителя-младшего давно есть своя киностудия «Рок».

С 1977 года начался отсчет документальных фильмов, снятых Алексеем Учителем. Он откликался на все важные события в жизни страны и выпускал каждый новый фильм в среднем через два года после предыдущего.

Поворотным в его карьере стал 1986 год, когда режиссер в нескольких киноновеллах под общим названием «Рок» запечатлел жизнь полуподпольных музыкантов, решительно отказавшихся от формата советских ВИА. Из фильма зрители узнали о буднях Бориса Гребенщикова, Юрия Шевчука Виктора Цоя, Антона Адасинского. Как позже признался Алексей Учитель, общение с этими легендарными людьми позволило ему раскрепоститься в жизни и в творчестве.

Следующей значимой работой в режиссерской карьере Алексея Учителя стала лента «Обводной канал». Обводным каналом в Питере называют пять километров искусственно созданного водного пути, на берегах которого расположены различные заведения: духовная академия, дворцы культуры и три дома для психически больных людей.

Задумывая свой фильм, режиссер пытался донести зрителям идею о том, что трудно предположить, за какой именно стеной прячут сумасшедших.

Биография

Режиссер Алексей Учитель снял не один фильм, отмеченный призами и зрительской симпатией. Однако он до сих пор человек сомневающийся, только на площадке это не заметно.

Щепетильность Учителя в подборе исполнителей главных ролей сравнивают с болезнью: требуется стопроцентное, идеальное попадание. Если этого не происходит, кастинг будет продолжаться даже тогда, когда начнутся съемки. В команде он слывет деспотом, не прощает ни малейшей мелочи, хотя признает, что позволяет себе вспылить только с близкими людьми, а потом старается загладить вину.

На вершине успеха

Алексей Учитель, фильмы которого неоднократно занимали призовые места на мировых фестивалях, продолжил своё триумфальное шествие в 2003 году, сняв картину «Прогулка». Именно она стала обладательницей главных наград в Сиракузах и Кливленде.

Через два года режиссер вновь был награжден. В это раз успех ему обеспечил фильм «Космос как предчувствие», который оказался о и «Золотым орлом».

В 2008 году Учитель снял фильм «Пленный». В основу картины легло произведение Маканина «Кавказский пленный». Смысл работы режиссера сводится к простой как мир истине – всегда нужно пытаться найти общий язык и прийти к взаимопониманию, ведь даже самые заклятые оппоненты вполне могут договориться, а это порой единственный путь к спасению. Этот фильм в тот же год был награжден «Хрустальным глобусом» в Болгарии.

Последней работой режиссера является фильм «Матильда», который выйдет в массовый прокат весной 2021 года. Картина повествует зрителю о личных отношениях между наследником престола Николаем Романовым и балериной Матильдой Кшесинской. Фильм еще практически никто не видел, а он уже наделал много шума, поскольку некоторые депутата Госдумы РФ считают, что он оскорбляет чувства верующих.

Личная жизнь

На персональной странице Ильи в социальной сети «ВКонтакте» хранятся романтические фотографии, датированные 2012-м, на которых он запечатлен с очаровательной голубоглазой блондинкой Валерией Колонтай.

Девушка, родившаяся 6 ноября 1991-го в Москве, также в 2014-м окончила Всероссийский государственный институт кинематографии имени Сергея Герасимова. Влюбленные посещали светские мероприятия, отправлялись в заграничные поездки и запускали в небо китайский фонарик в виде сердца.

В 2017-м в персональном аккаунте в «Инстаграме» замелькали снимки в обнимку уже с другой представительницей прекрасного пола. Главной героиней личной жизни мужчины оказалась выпускница факультета иностранных языков МГУ Екатерина Тодоровская, дочь Валерия Тодоровского от первого брака. Как пара они вышли в свет на Международном фестивале в Аланье в мае того же года.

Илья Учитель и Екатерина Тодоровская К несчастью, в 2018-м дети талантливых российских режиссеров попали в новостные сводки по неприятной причине — их обокрали, разбив стекло автомобиля. Добычей злоумышленников стали документы, банковская карта, ключи от Range Rover, макбук и брендовые аксессуары (сумка Karl Lagerfeld, рюкзак Mandarina Duck, кошелек Marc Jacobs) общей стоимостью 276 тыс. руб.

В разговоре с журналистами Учитель-младший признавался, что с поступлением с первого раза во ВГИК ему повезло — вытянул хороший билет. А в целом он смотрел далеко не все, что входило в обязательную программу института. Из коллег ему больше по душе Алексей Балабанов и Борис Хлебников, Стивен Спилберг и Мартин Скорсезе, в музыке отдает предпочтение старому рок-н-роллу и джазу, выделяя творчество The Doors, The Beatles и Земфиры.

Часто в интервью кинематографист рассказывает и об отце — человеке опытном и требовательном. Родитель присутствовал и на съемках «Стрельцова», был не всегда всем доволен, но в процесс не вмешивался и авторитетным мнением не давил.

Дочери Учителя Алексея — Анна и Мария

Кроме взрослых сыновей, есть еще две маленькие дочери Учителя Алексея — Анна и Мария. Много слухов ходило о том, кто же является настоящим отцом девочек. Пока их мать, Юлия Пересильд, не подтвердила, что отец – именно Алексей. Так что можно с уверенностью сказать, что они появились уже во втором браке режиссера. Обе малышки растут очень творческими. Старшей девочке, Ане, уже восемь лет и она с большим удовольствием занимается танцами. А вот младшая – Машенька – уже готовится стать звездой большого тенниса, хотя ей только почти пять и она еще даже не ходит в школу. Из-за своей работы Алексей Ефимович нечасто видится с дочерьми, поэтому старается уделять им все возможное время.

Сын Учителя Алексея – Андрей

Первенец родился у Алексея Учителя в период, когда его имя уже было известно каждому человеку, любящему российское и советское киноискусство, — 80 годы. Мальчик появился даже в одной из картин, снятых отцом. В школьные годы сын Учителя Алексея – Андрей буквально грезил театром. Он посещал театральный кружок, исполнял роли. На каждое его выступление мальчик ожидал отца, но у того не всегда было свободное время. Но в старших классах Андрей охладел к артистической деятельности. Он решил стать экономистом. Окончив экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, молодой человек стал работать в банковской сфере.

В настоящее время он женат, воспитывает двух замечательных детишек. С отцом мужчина часто созванивается. Он понял и принял его уход к молодой актрисе, ради которой он оставил семью.

Личная жизнь

В браке с продюсером Кирой Саксаганской Алексей Ефимович прожил более 30 лет. В семье родился сын Илья Учитель, который пошел по стопам знаменитого отца и сделал первые шаги как в жанре короткого метра, так и в полнометражном кино. Также известно, что у режиссера есть старший сын Андрей, который окончил финансово-экономический институт, некоторое время продюсировал телепрограммы и возглавлял радио «Сто».

Алексей Учитель и Кира Саксаганская

Жена всегда была правой рукой известного супруга, помогая ему на съемочной площадке и делом, и словом. Вместе они сняли не один фильм. Кира Саксаганская и сегодня руководит всеми процессами на киностудии мужа в Санкт-Петербурге.

В какой-то момент СМИ заговорили о романе взрослого, статного (рост мастера — 170 см) режиссера со звездой российского кинематографа Юлией Пересильд. Поговаривали, что пару познакомил Евгений Миронов, после чего Учитель пригласил девушку на роль в своем фильме «Пленный». Потом Юлия появилась в картине «Край».

Актриса на 33 года моложе режиссера. В союзе Учителя и Пересильд родились две девочки, Анна и Мария. О том, что Алексей Ефимович — отец детей, Юлия призналась только в 2017 году, до этого о личной жизни знаменитостей распространялись слухи, не находившие ни подтверждения, ни отрицания.

В августе 2021-го стало известно о расставании пары. По слухам, Пересильд ушла от Учителя к другому мужчине, однако имя избранника актрисы не разглашается. Сами звезды никак не комментировали разрыв.

Немногим ранее режиссер провел 3 недели в «красной зоне», у него диагностировали коронавирусную инфекцию. К счастью, врачам удалось побороть недуг, а после реабилитации Алексей Ефимович вернулся к работе.

Редкие минуты отдыха Учитель проводит с семьей, играет в теннис или уезжает под Санкт-Петербург попариться в бане. Там, рассказывал режиссер, работает массажист-волшебник, «проводящий действительно восстанавливающие экзекуции, массаж с медом и солью».

Алексей Учитель и Юлия Пересильд

Социальные сети изначально не удостоились внимания режиссера. Аккаунт в «Инстаграме» Учитель завел, но количеством фото подписчиков не радует. Снимки чаще публикуются на странице его киностудии «Рок» и у коллег, актеров, задействованных в проектах Алексея. В 2020 году мастер завел страницу в «Фейсбуке», где старается не терять связь с поклонниками — информирует о проектах и премьерах, приглашает к обсуждению.

В 2021 году режиссер отметил 70-летний юбилей. Текст с поздравлением от Владимира Путина был опубликован на сайте Кремля. Сам же юбиляр к торжеству, по его словам, никак не готовился — после перенесенного COVID-19 и ввиду сильной загруженности было не до этого.

Ранние годы

Автор скандальной «Матильды» родился в семье режиссера Ефима Учителя, специализировавшегося на документальном кино. Ефим Юльевич был лауреатом Сталинской премии и прославился циклом документальных фильмов о борьбе жителей блокадного Ленинграда.

В детские годы Алеша часто бывал с отцом на съемках, а также посещал творческие мастерские при Дворце пионеров, в которых занимался кино и фотоделом. Получив аттестат о среднем образовании, юноша перебрался в Москву, где отправился сдавать экзамены во ВГИК. Хотя сам Алексей хотел стать режиссером, отец посоветовал ему поступать на операторский факультет (для лучшего понимания визуальной части кинематографа).

С первого раза поступить во ВГИК не вышло, не помогла даже известная в кинематографических кругах фамилия. Завкаф документального кинематографа ВГИКа посоветовал абитуриенту отдать долг Родине в рядах советской армии, что сулило в перспективе поступление без экзаменов. Однако юноша отказался.

В течение года он проработал помощником оператора на студии документального кино, после чего сумел поступить в вуз, несмотря на сверхжесткий конкурс (около 300 человек на место).

От Жизели до Матильды

В средине 90-х годов Алексей Учитель впервые обратился к художественному кино. Произошло это благодаря стечению неких обстоятельств. Режиссер намеревался снять документальный фильм о жизни и судьбе выдающейся балерины Ольги Спесивцевой. Но на момент завершения съемок великая танцовщица, которая прожила долгую жизнь, умерла.

После этого трагического события Учитель решил поменять концепцию своего проекта и снять художественное кино. На главную роль в картину «Мания Жизели» он пригласил Галину Тюнину. Несмотря на то, что художественный фильм«Мания Жизели» был дебютным, он был тепло принят публикой и киноведами. Работу Алексея Учителя отметили призами нескольких престижных кинофестивалей.

Окрыленный успехом, режиссер с интересом стал рассматривать сценарии других игровых фильмов. Совместно со сценаристом Дуней Смирновой он снял такие фильмы, как «Дневник его жены» и «Прогулка». Затем порадовал поклонников кинематографа драмой «Космос как предчувствие» и военным фильмом «Пленный».

Вершиной творчества Алексея Учителя на данный момент киноведы считают драму «Край», в которой снимались Юлия Пересильд, Владимир Машков и Аньорка Штрехель. Фильм получил несколько «Золотых орлов», присутствовал в одной из номинаций «Золотого глобуса» и завоевал множество других наград.

В 2013 году режиссер обратился к творчеству русского писателя Захара Прилепина, экранизировав его криминальную повесть «Восьмерка». Одноименная драма не вызвала бурных споров у поклонников кино.

А вот следующий проект Алексея Учителя – историческая драма «Матильда» вызвала бурные споры и негодования еще до своего выхода на экраны. Режиссер приступил к экранизации сценария, сюжет которого разворачивается вокруг танцовщицы Матильды Кшесинской и будущего императора Николая II. Над фильмом работало целое созвездие популярных актеров: Ингеборга Дапкунайте, Данила Козловский, Ларс Айдингер, Евгений Миронов, Михалина Ольшанская, Сергей Гармаш.

Уже после выхода на экраны трейлера картины, в котором присутствовала любовно-эротическая сцена с участием будущего императора, ее создателей обвинили в «искажении исторических событий» и приписали им антирелигиозную и антироссийскую провокацию. Ситуацию рассматривали в Генпрокуратуре РФ, но нарушений не выявили.

В октябре 2021 года премьера фильма официально состоялась в России и в Латвии.

Алексей Учитель сегодня

На 25 октября 2021 года запланирован выход новой биографической картины Учителя «Матильда». Фильм посвящен истории любви балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской и цесаревича Николая II. Главные роли исполнили немецкий актер независимого кино Ларс Айдингер и молодая польская актриса Михалина Ольшанска. Также в съемках принимали участие Данила Козловский и Ингеборга Дапкунайте. Не успев выйти на экраны, фильм уже стал одним из самых обсуждаемых событий года. Из-за того, что сюжет строится вокруг интимных отношений Николая II, причисленного церковью к лику святых, отдельные личности обрушили на «Матильду» шквал критики. Особенно усердствовала бывший прокурор Крыма, депутат Наталья Поклонская, известная монархистскими взглядами: дошло до заявления в Генпрокуратуру с требованием запретить прокат «Матильды» в российских кинотеатрах. В некоторых городах прошли «молитвенные стояния» против нового фильма Учителя.

Съемки «Матильды» Учителю дались нелегко В дальнейших планах Алексея Учителя – снять документальный фильм об актере Юрии Степанове, трагически погибшем в 2010 году из-за ДТП.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector