Отзывы и комментарии к фильму алжир
Содержание:
- Екатерина Калинина
- Кира Андроникашвили
- «Смотри, Дуся, какое общество»
- Условия содержания
- Гражданин начальник с человеческим лицом
- Женский труд
- Начальник лагеря
- Возникновение алжирского кино в 1960-1970-х гг.
- Сюжет сериала
- Рахиль Мессерер-Плисецкая
- Чем закончится сериал «А.Л.Ж.И.Р.»
- Что показали в 1 сезоне
- Дети
- Актеры и роли
- Сюжет сериала «А.Л.Ж.И.Р.»
- Интересные факты
Екатерина Калинина
Отбывала срок в АЛЖИРЕ и жена «всесоюзного старосты» Михаила Калинина. За ней пришли в 1938 году. Кстати, она была одна из немногих (а может, и единственная) в Акмолинском лагере, чей муж не был расстрелян, а наоборот, находился в фаворе у вождя. Но престарелый Калинин не смог заступиться за супругу, которой вменили в вину «террористический заговор» против самого Сталина.
Екатерина Калинина в молодости
Надо сказать, что в то время регулярно проводилась такая «зачистка жен». Была арестована и жена Молотова, и жена Буденного, которые тоже не смогли постоять за супруг. Единственным, кто смог удачно заступиться за любимую был Климент Ворошилов. Когда пришли за его Катей, он просто выхватил револьвер и стал им угрожать непрошенным гостям. Те спешно покинули дом. О произошедшем доложили Сталину и тот решил не давать делу ход – а то мало ли что еще этот неуравновешенный может выкинуть.
Екатерине Калининой же повезло с мужем меньше… Как-то раз ее вызвали в ателье под предлогом примерки платья, но вместо мастерицы-портнихи женщину уже встречали оперативники. Приговор (15 лет) ей подписал самолично Михаил Калинин. Однако он все же пытался помочь хоть чем-то – выбил жене статус инвалида, чем обеспечил ей исключительно легкий труд в лагере. А в 1945-м, узнав о своей скорой смерти, он обратился лично к Сталину с просьбой вернуть супругу. Последнее желание умирающего было исполнено…
Кира Андроникашвили
Красавица, грузинская княжна, известная актриса… Каким ветром занесло ее в казахскую степь? Тем же, что и остальных – ветром любви.
Кира Андроникашвили
Кира происходила из знаменитого княжеского рода Андрониковых. В кино попала, как и старшая ее сестра, известная актриса Нато Вачнадзе, случайно. Снялась в нескольких фильмах, а в 1933 году познакомилась с любовью всей своей жизни – писателем Борисом Пильняком. В 1934 году у пары рождается сын, названный в честь отца. Кстати, впоследствии он станет мужем Людмилы Гурченко.
В 1937 году на дачу к супругам приехал непрошенный гость. Вел себя приветливо, сказал, что писателя срочно вызывает к себе нарком Николай Ежов. Жена испуганно предложила мужу собрать вещи, но тот гордо отказался, не веря в возможность трагического исхода. Ушел и… не вернулся. Его обвинили в шпионаже в пользу Японии и расстреляли.
А через месяц пришли и за Кирой – забрали прямо с киностудии. Все имущество конфисковали, а дачу в элитном поселке Переделкино передали другому писателю – Павлу Нилину.
Предчувствуя свой арест, Кира успела спасти сына – отправила его к матери в Тбилиси.
Людмила Гурченко в своих воспоминаниях писала о первой свекрови: «Женщина необыкновенная. Красоты, ума, таланта и женственности непревзойденной. Была она из аристократического грузинского рода».
«Смотри, Дуся, какое общество»
В монографии Кукушкиной приводятся статистические данные о социальном происхождении, национальностях и профессиях женщин, отбывавших срок в АЛЖИРе. Большинство — рабочие и служащие. Машинистки, зоотехники, врачи, педагоги, музыканты, счетоводы, экономисты, продавцы, химики, ткачихи, портнихи, домохозяйки (в их карточках было указано «без специальности»). Больше половины — русские, и в порядке убывания: еврейки, украинки, немки, казашки, грузинки, польки, белорусски, татарки, армянки, кабардинки, азербайджанки, латышки, эстонки.
«Смотри, Дуся, в какое общество мы с тобой попали», — Галина Степанова-Ключникова приводит в своих воспоминаниях слова одной из соседок по бараку. В АЛЖИРе отбывала срок сестра расстрелянного маршала Тухачевского — Елизавета Арватова-Тухачевская, она была подавальщицей в столовой. Жена одного из председателей ЦИК СССР Михаила Калинина Екатерина работала в бане.
«Под нами (на нижних нарах — МЗ) спала Рахиль Михайловна Плисецкая. Три раза в день она бегала в детский барак кормить грудью сына <…> В углу барака тихонько шептались между собой жены белорусских поэтов — Вечер, Астапенко, Таубина. Напротив что-то вязала самодельным крючком Лидия Густавовна Багрицкая, жена поэта Багрицкого. После его смерти она вторично вышла замуж, но все равно получила восемь лет лагерей. По соседству лежала Оля Чукунская (жена военно-морского атташе СССР в Англии и Италии — МЗ)», — пишет Степанова-Ключникова.
На страницах своих мемуаров бывшая узница АЛЖИРа вспоминает и других известных подруг по несчастью: Киру Андроникашвили — княжну из рода Андрониковых и жену писателя Пильняка, мать писателя Юрия Трифонова Евгению Лурье-Трифонову, мать актера Евгения Весника, мать Булата Окуджавы Ашхен Налбандян. Там же, в 17-м отделении Карлага, отбывали сроки писательница Галина Серебрякова, актриса Татьяна Окуневская, жена члена Политбюро и любимца Ленина Николая Бухарина Анна Бухарина-Ларина, режиссер Наталия Сац, известная певица Лидия Русланова.
Замдиректора по науке музея «АЛЖИР», открытого в Казахстане в 2007 году, Шолпан Смаилова рассказывает в своей статье, что Русланова пробыла в Акмолинском лаготделении недолго — всего несколько месяцев. Она отказалась выступать на смотре художественной самодеятельности заключенных и якобы ответила лагерному начальству: «Соловей в клетке не поет». Вскоре Руслановой заменили 10 лет ИТЛ на тюремное заключение — и изолировали во Владимирской тюрьме. Освободилась она только в 1953 году, после смерти Сталина.
Условия содержания
Когда в Акмолинский лагерь прибыла первая партия осужденных женщин, там не было еще почти ничего, только лишь несколько небольших бараков от предыдущих сидельцев. Приговоренные начали сами строить себе жилища из саманного кирпича – смеси глины и соломы, которую месили ногами.
Внутри бараков стояли двух- или трехъярусные нары, вместо матрасов – камыш, никакого постельного белья, конечно же, не было – даже обычной тряпки. Окна располагались под крышей и затыкались какой-нибудь ветошью – от ветра. В одном бараке размещалось триста узниц.
В казахских степях летом стоял невыносимый зной, могло доходить до 40 градусов… А зимой свирепствовали лютые морозы. И круглый год дул сильный ветер. На каждый барак приходилось по одной маленькой печке, которую топили тем же камышом. Поскольку он горел очень быстро, приходилось выставлять наблюдателей, ночных сторожей. Но печка почти не давала тепла, и зимой температура в бараках не превышала 3 градусов. Порой заключенные-соседки по ночам трогали друг друга, чтобы убедиться, живы ли они еще…
Что касается пропитания – то оно было весьма скудным. На завтрак давали черпак ячневой каши, на обед – похлебка из требухи и бараньих голов. Выдавалась также небольшая пайка хлеба. При этом сами узницы выращивали в лагере овощи и фрукты: лук, арбузы, яблоки, малину, помидоры, капусту, огурцы. Но употреблять это в пищу заключенным или их детям строго запрещалось. За украденную луковицу можно было попасть в карцер. Даже если изредка и удавалось что-либо незаметно пронести – это все отдавалось детям и беременным товаркам.
Местные жители порой проявляли сочувствие к заключенным. Как-то около ограды лагеря появились дети и стали кидать в работающих женщин странные белые камушки. Те сначала решили, что местные просто издеваются над ними, так же подумала и охрана. Но вскоре одна из узниц решила попробовать камушки на вкус, и они оказались солоноватыми. Это был курт – засушенный творог, национальное блюдо восточных народов. Об этом акте милосердия рассказала в своих воспоминаниях одна из заключенных – Гертруда Платайс.
В лагере также развивалось и животноводство: разводили коров, лошадей, куриц и гусей. Те, кто не мог работать на тяжелом производстве, занимались шитьем – действовала небольшая мастерская. В годы войны женщины шили обмундирование для советских солдат. Работали по 14-16 часов в день, в две смены. Освещение скудное – лишь несколько керосиновых ламп. Часть одежды использовалась для ношения самими узницами.
Но основным занятием в АЛЖИРЕ являлась заготовка камыша для нужд лагеря. Как уже говорилось ранее, камышом топили печи, он служил подстилкой на нарах, и наготовить его было необходимо впрок. Это была одна из самых тяжелых работ.
Гражданин начальник с человеческим лицом
АЛЖИР просуществовал с 1938 как раз по 1953 год. За это время в лагере сменилось три начальника: сначала его возглавлял Александр Бредихин, а с 1 января 1939 года начальником Акмолинского отделения стал Сергей Баринов. В 1940 году лаготделение ненадолго возглавил Михаил Юзипенко, но после начала Великой Отечественной войны он стал замом Баринова, а последний снова стал руководить 17-м спецотделением.
«Баринова однозначно бывшие «жены» вспоминают как человека не злого, достаточно просвещенного, сдержанного», — пишет в своей книге Екатерина Кузнецова, которая беседовала с Бариновым в Долинке, бывшем административном центре Карлага, где он остался жить после выхода на пенсию. Офицер НКВД, служивший в областном управлении в Калинине (нынешняя Тверь), был «сослан» в Казахстан за слишком смелое письмо Сталину о перегибах на местах. Осужденные женщины называли его Валерьян Валерьянович — за способность поговорить и, если нужно, утешить тех, кто по документам проходил как «особо опасный элемент».
Сохранилось и видеоинтервью Сергея Баринова: в 2009 году режиссер Дарья Виолина, внучка узницы АЛЖИРа Лидии Френкель, сняла о лагере для жен «изменников родины» фильм под названием «Мы будем жить», где использовала эти кадры. «У нас был строжайший режим, все это было… Иначе его бы там не было. Но он понимал, с кем он имеет дело», — говорит о бывшем начальнике Акмолинского спецотделения бабушка автора фильма. «А вы верили, что они жены врагов народа?» — спрашивает закадровый голос у самого Баринова. «Никогда не верил, никогда не верил», — отрицательно мотает головой седой мужчина, снятый на черно-белую пленку.
Екатерина Кузнецова, встречавшаяся с Бариновым несколько раз, рассказывала о письмах, которые он получал от бывших осужденных. Приезжая в Москву, останавливался у тех, кто в 1939 году обращался к нему «гражданин начальник». В 1990 году бывшие заключенные АЛЖИРа собирали подписи в защиту бывшего нквдшника — на волне разоблачений Сергея Баринова хотели судить «судом чести» как «сталинского палача». Жертвам тогда удалось его защитить.
Женский труд
До весны 1938 года все заключенные АЛЖИРа: сначала сотни, потом тысячи женщин — работали в основном на обогрев бараков. Каждое утро они шли на озеро заготавливать камыш, которого нужно было очень много, чтобы хоть сколько-нибудь их протопить.
Из воспоминаний Марии Анцис: «По всей степи раздался лязг лопат об лёд, который сковал камыш <…> В первые минуты отчаяние охватило нас. Но каждая из нас, чувствуя присутствие локтя товарища, постепенно отгоняла от себя страх, и податливый камыш превращался в тяжёлые большие снопы. <…> У некоторых товарищей возникла мысль разделить работу нашу на несколько приемов: более сильные товарищи чтоб жали, другие делали прясла, третьи — связывали снопы, четвёртые сносили стопы в кучи. Так родилось разделение труда в большом количестве на заготовке камыша <…> Команда «Стройся!» разнеслась по всему озеру. Каждая из нас, нагрузившись четырьмя стопами, примкнула к четвёрке, и шествие направилось по протоптанной уже дороге в лагерь.… Работа на озере заняла целый день. За 10-часовую работу почувствовали усталость, глаза от слепящего снега заболели. Казалось нам, что если бы разрешили, легли бы на камышовые снопы и не раскрывали бы глаза».
Согласно приказу Карлага, осужденным должны были выдавать теплые вещи и карболовый вазелин для рук и лица, а при температуре ниже –30 градусов выпускать только на аварийные работы — но этот приказ не выполнялся. Во время проверки в спецотделении в начале февраля 1938 года было выявлено 89 случаев обморожения.
Весной АЛЖИР начал работать: женщинам-заключенным предстояло спроектировать и построить цеха для швейной фабрики, а также новые бараки для прибывающих по этапу. Инженеры, архитекторы, чертежницы, сметчицы работали по специальности. Мария Анцис вспоминает, как прибывший на 26-ю точку начальник Карлага Отто Линин «мотивировал» осужденных, произнеся перед ними следующую речь: «Нам понятно ваше волнение. Можем вам сообщить невеселые вести. Мужья ваши расстреляны как враги народа. Дети ваши в детских домах, от вас отказались. Советская власть их воспитывает настоящими людьми, преданными советской власти. А вам придется организовать жизнь свою в этой степи. Вам придется работать, но без вредительства».
«По сравнению с другими мне повезло. Я сидела за чертежной доской в маленьком саманном домике. Над нами не стояли конвоиры, не рычали собаки. Тяжело приходилось женщинам с гуманитарным, музыкальным и другим не нужным лагерю образованием. Они месили голыми ногами глину с соломой, набивали этой сырой массой деревянные формы, надрываясь, тащили их и вытряхивали сырые саманы на площадку для просушки», — писала Галина Степанова-Ключникова.
Летом-осенью 1938 года швейная фабрика в Акмолинском спецотделении уже работала. Как исследователи истории АЛЖИРа, так и сами бывшие узницы вспоминают исключительную дисциплинированность осужденных женщин: получить освобождение от работы почти никто не пытался, случаев побега или попыток зафиксировано не было, проводились социалистические соревнования ударниц производства — приуроченные к 8 марта или Первомаю. Правда, в сами праздничные дни женщин запирали в бараках и выставляли усиленный конвой — чтобы не устроили митинг или демонстрацию. В столовую тоже водили под конвоем.
Как и в других отделениях Карлага, в АЛЖИРе развивали сельское хозяйство: осужденные ученые, агрономы и биологи на опытной станции выводили новые сорта семян, выращивали в степи огурцы, помидоры, капусту, лук. Позднее стали засевать зерновые, в лаготделении появилась своя мельница и пекарня. Выращивали арбузы и дыни, яблоки и груши, вишни. Но на весьма скудном рационе заключенных это изобилие не отражалось: как и продукция швейной фабрики, выращенные женщинами овощи и фрукты вывозились из лагеря. Анфиса Кукушкина, ссылаясь на воспоминания осужденных, пишет, что за пронесенную в барак луковицу можно было получить несколько суток карцера.
Те, кто не был занят в сельском хозяйстве, работали в коровниках и курятниках: в АЛЖИРе разводили крупный рогатый скот, лошадей, гусей и другую домашнюю птицу. Когда в 1941 году началась война, жены «изменников родины» стали шить обмундирование для солдат и офицеров — как всегда, перевыполняя план.
«Когда я возила тачку, или поднимала саманы, или работала на огороде, все делала с полной отдачей сил. Хорошо помню, как смеялись надо мной женщины-бытовички (осужденные за бытовые и хозяйственные преступления — МЗ): «На кой ляд тебе так надо надрываться? Тебе государство что дало? Брось, посиди». Сама не знаю, почему мы так выкладывались. Но иначе мы не могли».
Начальник лагеря
Казалось бы, должность начальника лагеря должна априори вызывать отвращение у заключенных. Однако не так было в случае с Сергеем Бариновым. Его большинство узниц вспоминали с теплотой.
В свое время Сергей отправил слишком смелое письмо самому Сталину – молодой человек стремился рассказать о перегибах на местах. В итоге его самого сослали в Казахстан на мелкую должность начальника лагеря. По его собственному позднейшему признанию, Баринов никогда не верил в виновность своих подчиненных и как мог старался облегчить их жизнь, подбодрить хотя бы добрым словом.
Сергей Баринов
При этом в лагере, разумеется, всегда поддерживался строжайший режим. Но женщины не винили в этом сочувственного начальника, понимая, пойди он против режима – его просто уберут. Многие после освобождения писали письма бывшему начальнику. Видно, и вправду, порой доброе слово способно вселить в человека волю к жизни и веру в добро. Когда в 1990-м году против Баринова, как «сталинского приспешника» и «палача», была инициирована обвинительная компания, за него заступились именно бывшие узницы.
Акмолинский лагерь просуществовал до 1953 года. Его узницы были официально реабилитированы в 1956 году. Многие так и остались в Казахстане, ведь им было запрещено после ареста жить в крупных городах. А в 2007 году на территории бывшего лагеря открыт мемориально-музейный комплекс, в том числе «Арка памяти» и памятные доски с перечислением имен пострадавших. На плитах из черного гранита можно прочитать более семи тысяч имен… Всего же через АЛЖИР прошло около 18 тысяч человек.
Возникновение алжирского кино в 1960-1970-х гг.
Алжир стал независимым государством в 1962 году, и эта тема привлекала большое внимание алжирских кинопроизводств 1960-х и 1970-х годов.
Канонический фильм Мохаммеда Лахдар-Хамины 1967 года «Ветры аур» изображает сельскую фермерскую семью, чьи жизни разрушены колониализмом и войной. Сюжет рассказывает о трагическом положении матери, которая покидает свой дом в горах Орес на востоке Алжира, чтобы отчаянно искать своего сына, националиста, который пошел по стопам своего отца, но был захвачен французской армией. Символично, что в фильме семья изображает судьбу нации: бедняк, эксплуатируемый, но изо всех сил пытающийся быть свободным. Фильм получил награду Каннского кинофестиваля 1967 года за лучшую первую работу.
За пределами Алжира одним из самых известных фильмов этой эпохи является Алжирско-итальянский фильм «Битва за Алжир» (1966), получивший три номинации на «Оскар».
Среди других примеров алжирского кино этой эпохи — « Патруль на Востоке» (1972 г.) Амара Ласкри , « Запрещенная территория» (1972 г.) Ахмеда Лаллема , «Опиум и палка» (1970) Ахмеда Рачеди , обладатель Золотой пальмовой ветви Хроники Годы огня (1975) по Мохаммед Лахдар-Хамина и Коста — Гаврас ‘ Оскар выигрывающая Z . Известный французско-алжирский документальный фильм о последствиях войны — Peuple en marche 1963 года .
Наряду с деколонизацией и алжирской войной бедственное положение городской молодежи — еще одна распространенная тема. Одним из примеров этой темы является Мерзак Аллуач «s Омар Gatlato .
Также появилось несколько звезд комедии, в том числе очень популярный Руиш , звезда Хасана Терро или Хасана Такси . Кроме того, Хадж Абдеррахман, более известный под псевдонимом инспектор Тахар, снялся в комедии 1973 года «Праздник инспектора Тахара» режиссера Мусы Хаддада . Самая известная комедия этого периода — « Карнавальная фантастика» режиссера Мохамеда Оукасси и начинающая « Атман Ариуэ» .
Сюжет сериала
Действие фильма «Алжир» разворачивается в 1938-1945 годах. Главные герои – две прекрасные женщины: Ольга Павлова и София Тер-Ашатурова. Ольга является женой авиаконструктора, а София – оперная певица. Оде девушки, по воле судьбы, попадают в женский лагерь изменников страны.
Так случилось не по вине женщин. Супруг Ольги был признан инакомыслящим, что не просто не приветствовалось в советском союзе, а было запрещено.
София попала в лагерь из-за любовницы своего супруга. Девушка доложила о нем в высшие инстанции, за что мужчину приговорили к исправительным работам, а его жену отправили в женский лагерь.
Обе, на первый взгляд, интеллигентные дамы, даже не представляют, с чем им придется столкнуться в женском лагере и что им предстоит пережить.
По сюжету девушек везут отбывать наказание на поезде. По пути к ним подсаживают еще одну заключенную Демеш. Во время переезда между женщинами завязывается дружба.
По прибытии в лагерь, их распределяют по камерам. Девушкам пришлось жить с Аглаей Демидовой, Эммой Лазуркиной, Нюрой и Любой.
Аглая – представитель уголовного мира, не раз отбывавшая наказание в местах лишения свободы. Эмма – учительница химии, Нюра – простая девушка, а Люба – добрая монашка.
Актеры сериала «Другие».
Рахиль Мессерер-Плисецкая
Известно, что в АЛЖИРЕ содержалась Рахиль Мессерер-Плисецкая, супруга деятеля угольной промышленности и мать знаменитой балерины Майи Плисецкой. Ее забрали вскоре после рождения младшего сына Азария. Старших детей – Майю и Александра – ей удалось незадолго до ареста отправить к своей сестре Суламифи.
Рахиль Плисецкая с детьми Майей и Александром
Предположительно, муж Рахили поплатился за то, что взял на работу старого друга, Р.В. Пикеля, причем в то время, когда он уже был в опале из-за своей связи с «врагами народа» Каменевым и Зиновьевым. Вскоре Пикеля арестовали и расстреляли, попутно начав охоту за всеми, кто был с ним связан.
Судьба Михаила Плисецкого завершилась трагически: из него выбили необходимые признательные показания, а затем расстреляли. А через два месяца арестовали и его супругу. Сначала увезли с грудным малышом в Бутырку, а потом отправили в АЛЖИР.
Необходимо заметить, что Рахили повезло больше остальных – ее брат, артист балета Асаф Мессерер как-то раз на одном из приемов удостоился похвалы самого Сталина. Вождь снисходительно произнес: «Хорошо танцуешь!» Ободренный Асаф решился попросить влиятельных лиц о помиловании сестры, об улучшении условий ее пребывания. Рахили сначала разрешили жить в близлежащем поселке, а в 1941-м даже вернули в Москву – то как раз был период «пост-ежовщины» и небольшого послабления в отношении ссыльных.
Чем закончится сериал «А.Л.Ж.И.Р.»
11-я серия Амелькин приходит к Софье. Доктор Райс даёт ему снотворное и связывает бинтами. На санитарном автомобиле Софья и Райс уезжают из больницы. Миронов передает Ольге письмо от Глотова с информацией о местонахождении её дочери. Жена Миронова, узнав, что Ольга скоро освободится, просит мужа «намотать» зэчке срок — та ещё не успела обновить её гардероб. Узнав об этом, Ольга кладёт пальцы под швейный пресс. Софью и Райса подбирают и привозят в деревню прокажённых. Вохровцы не решаются туда зайти, поэтому Софья и Райса остаются на живыми и на свободе.
Все заканчивается тем, что Советский Союз выигрывает на войне. Победа! Ольга освобождается из лагеря и едет к дочери в детский дом. Там она видится с дочерью, которая очень скучала по ней.
Что показали в 1 сезоне
В центре событий находятся Ольга и София. Женщины познакомились в поезде, который вез их в лагерь. Первая была супругой авиаконструктора, которого осудили за инакомыслие. София стала жертвой клеветы любовницы своего мужа. Двум женщинам предстоит столкнуться не только с трудностями арестантской жизни, но с внутрилагерными интригами. Они привыкли к спокойной и интеллигентной жизни и даже не представляют, какие ужасы их ожидают.
Когда они прибывают в лагерь, Ольгу и Софию подселяют к уголовнице Аглае, монашке Любе, учительнице Эмме и совсем юной девушке Нюре. Они не отчаиваются и стараются выжить. Вместе они хотят убежать, но всякая попытка жестко карается.
Дети
Некоторые из арестованных были беременны или имели на руках грудных детей. Существовало правило – до 3-х лет ребенок мог быть с матерью, после его забирали в располагавшийся неподалеку детский дом, откуда он мог лишь изредка посылать маме письма. Изредка с узницей могли остаться и дети постарше, но это скорее исключение.
Пока женщины работали, дети сидели в особом бараке под присмотром одной из заключенных. Матери могли лишь в перерывах забегать покормить малышей. Спали же дети вместе с мамами – для них сооружались специальные деревянные люльки. Нередки были случаи детской смертности. Иногда дети умирали уже после переселения в детский дом, поскольку там условия были ничуть не лучше лагерных – тот же голод и холод…
Согласно современным данным, на территории лагеря за все время его существования родилось около 1500 детей. Зачастую к беременности приводило изнасилование заключенной надсмотрщиками и охранниками. Впрочем, находились и те, кто охотно шел на контакт, поскольку беременным полагались некоторые послабления в работе.
Недалеко от лагеря расположено «Мамочкино кладбище». Там покоятся умершие в родах узницы и погибшие от ужасных условий жизни младенцы. Дети в основном умирали от истощения, нехватки витаминов, болезней. У измученных тяжелым физическим трудом матерей пропадало грудное молоко. От работ беременных освобождали всего за две недели до родов.
В условиях лагеря была высокая детская смертность. Зимой детей не было возможности похоронить из-за отвердевшей, мерзлой земли. И их просто складывали в бочки, чтобы предать земле весной. На «Мамочкином кладбище» множество таких безымянных братских могил…
Актеры и роли
- В роли Ольги Павловой — Дарья Екамасова. Она снималась в фильмах «Деньги», «Влюбленные женщины», «Ангелы революции», «Майские ленты».
- Роль Софьи Тер-Ашатуровой досталась Екатерине Гусевой. Известность к ней пришла после фильма «Бригада», хотя раньше она уже снималась. Также актриса снималась в кинолентах «Охота на изюбра», «Платки», «Танкер Танго».
- В роли Макара Глотова Кирилл Плетнев. Он снимался в фильмах «Три дня без весны», «Неподсудные», «Без меня».
- Роль уголовницы Аглаи — Клавдия Коршунова («Дубровский», «Майские ленты»).
- Кирилл Полухин («Своя земля», «Реализация») сыграл Амелькина.
- Роль Эммы исполняет Ольга Лапшина («Рая знает», «Бывшие»)
- Александр Райс — Владимир Мишуков («Преступление», «Завтра»).
Также в ролях задействованы актеры:
- Наталья Аринбасарова
- Марина Петренко
- Анатолий Голуб
- Инна Сухорецкая и другие.
Сюжет сериала «А.Л.Ж.И.Р.»
Многосерийная драма рассказывает об одном из самых суровых сталинских женских лагерей, существовавших в СССР, — Акмолинском лагере жен изменников родины. Героинями драмы стали жены бывших партийных работников и воровки, представительницы высших сословий и деревенские женщины, монахини и девицы легкого поведения, вынужденные бок о бок отбывать наказание в трудовом лагере.
История охватывает период с 1938 по 1945 г. В центре сюжета — жена авиаконструктора Ольга Павлова (Дарья Екамасова), арестованная как ЧСИР (член семьи изменника родины), и София Тер-Ашатурова (Екатерина Гусева) — выдающаяся оперная певица, задержанная по доносу. Вместе героиням предстоит сражаться не только с тяготами арестантской жизни, но и с интригами внутри женской колонии.
Где снимали сериал «А.Л.Ж.И.Р.». Съемки сериала начались еще в 2016 году и велись в Крыму.
Дарья Екамасова: «Эта картина рассказывает историю женщин, у которых была отобрана и отрезана жизнь
Эту историю ни в школах, ни в институтах особо не затрагивают, поэтому для меня было важно рассказать ее как можно честнее. Моя героиня — профессиональная швея
У нее руки от Бога. Мне нравится ее скорость, ее внутренняя непредсказуемая полифония, беспринципность и выносливость. Она умеет любить. Конечно, она не без изъянов. Характер у нее взрывной, и она живет в своем, каком-то придуманном внутреннем мире. И она, как и другие узницы лагеря АЛЖИР потеряли детей, мужей, всю свою привычную жизнь, но не потеряли надежду».
Во время переезда происходит инцидент: двери вагона открываются и начальник лагерной ВОХРы Макар Глотов (Кирилл Плетнёв) вталкивает в вагон казашку Демеш (Дина Тасбулатова). Так Ольга и София знакомятся с первой заключенной. Они попадают в одно отделение лагеря, где встречают других арестанток: бывшего преподавателя химии и убежденную коммунистку Эмму Лазуркину (Ольга Лапшина), грозную уголовницу Аглаю Демидову (Клавдия Коршунова), наивную и добрую монашку Любу (Екатерина Агеева) и «бытовичку» Нюру Конько (Инна Сухорецкая).
Екатерина Гусева: «Наш фильм, как ни странно, не об ужасающей лагерной жизни, а о любви. Прежде всего, любви к ближнему. О милосердии, дружбе, о том, что человеческие качества выкристаллизовываются в адских условиях. Качества, которые в сытой жизни, где много удовольствий и искушений, спят и редко проявляются. Моя героиня — артистка София, яркая, с амбициями. Она купалась в цветах, в письмах поклонников, во внимании к собственной персоне и воспринимала это как должное. В начале картины моя героиня исполняет романс „Но даже если мука и нам навек разлука отводится судьбой, то знай, что мое сердце наполнено тобой…“. Она не понимает всей глубины этих слов, ей просто Господь подарил голос, и она пела бездумно, не вникая в суть. Но вдруг, в один момент, ее жизнь резко переворачивается, и она попадает в ужасные условия, в лагерь. Уходит гордыня, самолюбие, высокомерие».
В основу сюжета легла история об Акмолинском лагере жен изменников Родины. АЛЖИР — это разговорное название 17-го женского лагерного специального отделения Карагандинского ИТЛ в Акмолинской области республики Казахстан. Лагерь был создан на основании приказа НКВД СССР от 15 августа 1937 года. Другое разговорное название лагеря — «26 точка», поскольку лагерь был открыт в январе 1938 года на базе 26-го поселка трудопоселений.
Наталия Будкина, продюсер: «Про ГУЛАГи уже снимали фильмы, но этот лагерь особенный — он женский! Конечно, там сидели и воровки, и преступницы, но подавляющее большинство — невинные женщины, которые не совершали зла. Они растили детей, вели хозяйство, любили, но в один момент их лишили не только привычной жизни, но и веры в справедливое устройство мира. И именно это, сжигающее изнутри чувство несправедливости, а не просто тяжелые условия существования, лишало этих женщин воли к жизни».
Акмолинский лагерь считается крупнейшим советским женским лагерем и является одним из трех «островов» знаменитого «Архипелага ГУЛАГ» Александра Солженицына. По неофициальным данным, за 15 лет существования лагеря через АЛЖИР прошли 18 000 женщин, 8 000 из которых отбыли срок полностью. В разное время узницами лагеря были: жена писателя Бориса Пильняка, актриса Кира Андроникашвили, мать Булата Окуджавы, мать писателя Юрия Трифонова, певица Лидия Русланова, писательница и мать Василия Аксёнова Евгения Гинзбург, мать балерины Майи Плисецкой, две сестры маршала Тухачевского, жена писателя Аркадия Гайдара, главный тренер сборной СССР по художественной гимнастике Мария Лисицина и многие другие женщины, вина которых заключалась лишь в том, сто они — матери, жены, сестры или дочери «предателей родины», так называемые ЧСИРки.
Интересные факты
- Сериал транслируется по телеканалу НТВ. Заказ на съемки был сделан аж в 2016 году, а премьера состоялась только в июне 2019 года.
- Исполнительницы главных героинь были практически сразу утверждены на роль.
- Режиссером проекта стал Александр Касаткин. Над сценарием работали Будкина Наталия и Сироткин Олег.
- Всего в сериале 10 эпизодов, каждый из которых длится около 50 минут.
- Хоть в сериале действия и разворачивались в Казахстане, съемочный процесс развернулся в Крыму.
- Над производством картины работала кинокомпания «Киноград».
- На данный момент невозможно сказать, будут ли снимать второй сезон. Создатели официальных заявлений не делали. Если они и решат продлить проект, то зрители новым сезоном смогут насладиться отнюдь не скоро. Следует учитывать, что работа над первым сезоном велась около трех лет.
- Возрастной ценз – 16+.