Ингрид бергман
Содержание:
1940-е
В это десятилетие молодой Бергман успевает дебютировать как режиссер на сцене Студенческого театра, устроиться на киностудию редактором, возглавить театр Хельсингборга, дважды жениться и один раз развестись. Его замечает патриарх шведского кинематографа Виктор Шёстрём, рекомендующий молодого сценариста Бергмана перспективному режиссеру Альфу Шёбергу: «Травля» выходит в 1944-м и, заслужив позитивные отзывы критики, участвует в конкурсе Венецианского фестиваля. А два года спустя Бергман снимает свой первый фильм – «Кризис». В этом десятилетии у него выходит семь картин. Одни принимают почти восторженно, другие – разочарованно, но о Бергмане повсюду говорят. Узнают о нем и за пределами Швеции. Знаменитый Густав Муландер снимает еще два фильма по его оригинальным сценариям – «Женщина без лица» и «Ева».
Сегодня ранние фильмы Бергмана кажутся наивными, простодушными попытками жанрового кино – как правило, поэтической мелодрамы. Сам режиссер любит отзываться об этом периоде пренебрежительно, ограничиваясь рассказом о смешных случаях во время съемок. Тем не менее, уже тогда он обнаруживает склонность к поиску «своих» актеров. Первым из них становится Биргер Мальмстен, игравший также в «Еве» Муландера. К работе с ним режиссер возвращался и в 1950-х, и в 1960-х, и в 1970-х, но его любимцем и своеобразным альтер эго этот статный красавец был только в том первом, романтическом десятилетии карьеры Бергмана.
Ключевой фильм – «Тюрьма» (1949)
Именно здесь Бергман впервые решается настоять на своем, поставив откровенно некоммерческую авторскую картину по сценарию собственного сочинения. Продюсеры остались недовольны, сам автор был от себя в восторге и позже называл «Тюрьму» в числе самых дорогих ему фильмов. В центре запутанного сюжета – проект съемок фильма по сомнительному сценарию, безумие, соблазн и Сатана, правящий миром. Одна из важнейших сцен – сон; позже Бергман скажет, что по умению снимать сны можно определять талант режиссера.
Также смотреть: «Дождь над нашей любовью», «Музыка в темноте».
1950-е
Бергман превращается в международную звезду и больше не прислушивается к продюсерам. Считается, что в «Летней интерлюдии» (1951) он впервые полностью освобождается от влияний и начинает снимать совершенно самобытное кино. А еще вступает в самый плодотворный свой период: тринадцать фильмов за десять лет. Причем иногда два шедевра сняты в течении одного года – так, «Седьмая печать» и «Земляничная поляна» выходят в 1957-м. Чистый и аскетичный стиль оператора Гуннара Фишера определяет визуальную стилистику, а вот с жанрами Бергман экспериментирует вовсю. В «Вечере шутов» и «Лице» режиссер эксплуатирует приемы площадного театра, в «Уроке любви» и «Улыбках летней ночи» обнаруживает неожиданный для многих дар комедиографа, в «Лете с Моникой» находит путь к сердцу массового зрителя, при этом не идя на компромиссы, как он это делал раньше. Эта картина моментально превратила молодую Харриет Андерссон в своеобразный секс-символ (в фильме была революционная по тем временам обнаженная сцена).
Бергман женится еще два раза, между двумя браками успеет пережить бурный роман с Андерссон. С ней после этого он сохранит прекрасные отношения, а она сыграет еще в восьми его фильмах. Также Бергман возглавляет Муниципальный театр в Мальмё, где знакомится с актером, ставшим для него центральным на протяжении всего первого периода творчества – Максом фон Сюдовым. Но лучшую роль в этом десятилетии у него сыграет другой артист – 78-летний классик шведского кино и его учитель Виктор Шёстрём, которого Бергман уговорил сыграть пожилого профессора в «Земляничной поляне».
Ключевой фильм – «Седьмая печать» (1957)
Полнометражная баллада о рыцаре, отважившемся сыграть в шахматы со Смертью: этот мотив был навеян фреской Альбертуса Пиктора в церкви Тэбю. Макс фон Сюдов сыграл бестрепетного крестоносца, Гуннар Бьёрнстранд (еще один любимец Бергмана) – его фривольного оруженосца, также в картине заняты Биби Андерcсон и Гуннель Линдблум. Компания путешественников с рыцарем во главе проезжает по Европе, охваченной чумой и ожиданием апокалипсиса, а Смерть преследует их по пятам. Бергман не раз говорил о том, как привязан к этой картине, при этом охотно признавая ее техническое несовершенство: он сам любил рассказывать о заметных в кадре окнах многоэтажек за лесом, в котором по сюжету фильма собираются сжечь ведьму. Финальный кадр с Пляской Смерти на горизонте вошел во все хрестоматии.
Также смотреть: «Лето с Моникой», «Вечер шутов», «Земляничная поляна», «Улыбки летней ночи».
Наследие
Бюст Бергмана на Аллее знаменитостей в Кельце , Польша
В 1996 году Entertainment Weekly поставил Бергмана на 8-е место в своем списке «50 величайших режиссеров». В 2002 году Бергман был указан под номером девять на Британского киноинститута «s Sight & Sound список десяти лучших режиссеров современности.
Журнал MovieMaker поставил Бергмана на 13-е место в списке 25 самых влиятельных режиссеров всех времен за 2002 год . В 2005 году Бергман занял 36-е место в списке «40 величайших режиссеров всех времен» журнала Empire . В 2007 году журнал Total Film поставил Бергмана на 7-е место в своем списке «100 величайших режиссеров всех времен» . В 2017 году журнал New York оценил Бергмана под номером 55 в своем списке 100 лучших сценаристов всех времен .
Работа Бергмана была отправной точкой и источником вдохновения для режиссера Вуди Аллена . Он описал Бергмана как «возможно, величайшего кинохудожника, учитывая все обстоятельства, с момента изобретения киноаппарата». Фильмы Бергмана упоминаются и хвалятся в Энни Холл и других фильмах Аллена. Аллен также восхищался давним режиссером Бергмана по фотографии Свеном Нюквистом и пригласил его вернуться в качестве своего DP по преступлениям и проступкам .
Терренс Рафферти из The New York Times писал, что на протяжении 1960-х годов, когда Бергман «считался последним словом в кинематографической глубине, каждый его тик тщательно изучался, анализировался и развивался в гениальных аргументах об идентичности, природе фильма, судьба художника в современном мире и так далее ».
Датский режиссер Томас Винтерберг назвал Бергмана одним из его главных источников влияния: «Бергман всегда в моей голове. Он — часть моего воспитания, и мне посчастливилось встретиться с ним и получить от него совет».
Сценарист и режиссер Ричард Айоаде считает Бергмана одним из своих вдохновителей. В 2017 году Британский институт кино (BFI) провел сезон Ингмара Бергмана, и Айоаде сказал в интервью Guardian, что он видел в нем все, «что было одним из лучших двух месяцев за всю историю». Программа BFI включала обсуждение с Айоаде фильма Бергмана 1966 года « Персона» перед показом.
После смерти Бергмана большой архив записей был передан в дар Шведскому институту кино . Среди заметок — несколько неопубликованных и незаконченных сценариев как для сцены, так и для фильмов, а также еще много идей для работ, находящихся на разных стадиях разработки. Никогда не исполнявшаяся пьеса называется Kärlek utan älskare («Любовь без любовников») и имеет пометку «Полная катастрофа!». написано на конверте; пьеса о пропавшем режиссере и редакторе, который пытается завершить работу, которую он оставил незаконченной. Среди других отмененных проектов — сценарий порнографического фильма, от которого Бергман отказался, так как он считал его недостаточно живым, пьесу о каннибале, несколько сцен, происходящих в утробе, фильм о жизни Иисуса, фильм о Веселых. Вдова и пьеса под названием Från sperm till spöke («От спермы до привидения»). Шведский режиссер Маркус Линдин просмотрел материал и, вдохновленный Карлеком утаном Эльскаре, взял образцы из многих работ и превратил их в пьесу под названием Arkivet för orealiserbara drömmar och Visioner («Архив несбыточных мечтаний и видений»). Премьера спектакля Линдина состоялась 28 мая 2012 года в Стокгольмском городском театре .
Творчество
Основные темы творчества Ингмара Бергмана — кризис религии, кризис традиционной семьи, кризис личности; поиски настоящих отношений между людьми. Делая основную ставку на крупный план лиц, передающих сложную гамму чувств, Бергман с помощью своих актёров выражает сложнейшие переживания экзистенциальной встречи человека с правдой о мире внутри и вокруг себя.
Любимые фильмы Бергмана
- «Свинцовые времена»
- «Дирижёр»
- «Андрей Рублёв»
- «Вороний квартал»
- «Дорога»
- «Расёмон»
- «Бульвар Сансет»
- «Набережная туманов»
- «Страсти Жанны д’Арк»
- «Цирк»
- «Возница»
Остров Форё, где последние дни проводил И.Бергман
С чего начать
Кадр из фильма «Осенняя соната». 1978 год
Лучше всего начать с «Осенней сонаты» (1978), поздней картины, получившей «Золотой глобус», три приза Национального совета кинокритиков США и премию «Давид ди Донателло». Эта камерная драма притягивает как магнит, ее хочется пересматривать, обсуждать с друзьями, спорить до хрипоты и снова возвращаться к ней спустя годы.
Бергман использует универсальную историю и рассказывает ее внятным жанровым языком, предельно обостряя все конфликты. Пожилая пианистка Шарлотта и ее взрослая дочь Эва, жена пастора, семь лет были в ссоре и не виделись. Эва решает сделать первый шаг и приглашает мать к себе в глухую деревню. Шарлотта не подозревает, что ее ждет сюрприз: Эва забрала из клиники парализованную младшую сестру, которую мать фактически там бросила. Шарлотта и рада встрече, и испытывает немыслимые муки совести. А еще ее разбирает злость: старшая дочь фактически заменила младшей исчезнувшую мать, и невинное приглашение провести небольшой отпуск в деревне по факту оказалось повесткой в суд.
Бергман упаковывает в оболочку социальной драмы драму психологическую: конфликт матери и дочери становится спусковым механизмом — один за другим обнажаются застарелые внутренние противоречия, недовольство собой и отчаянные попытки переложить ответственность за свою жизнь на другого. 36-минутная кульминация, когда мать и дочь играют в психологический пинг-понг, бросая друг другу (а по факту самим себе) страшные обвинения и запоздало оправдываясь, — одна из самых сильных сцен в мировом кино. И хотя на первый взгляд в ней нет ничего особенного — две женщины просто сидят за столом и разговаривают, — оторваться невозможно. В этом фильме особенно заметно удивительное мастерство Бергмана, еще и выдающегося театрального режиссера, насытить кадр не внешним, а внутренним действием — намного более мощным, чем погони, взрывы и катастрофы.
Этого эффекта он достигает с помощью двух актрис — Лив Ульман, одной из своих любимых исполнительниц, и Ингрид Бергман, однофамилицы режиссера, легенды американского кино, снимавшейся в «Касабланке» Майкла Кёртица, «Газовом свете» Джорджа Кьюкора, «Дурной славе» Альфреда Хичкока. Как и должно быть в драме, обе стороны в чем-то правы и в чем-то виноваты. При каждом следующем просмотре зритель замечает новые свидетельства этой вины и этой правоты, ранее не замеченные нюансы психологической дуэли. Фильм словно сканирует повзрослевшего, изменившегося тебя и побуждает к переоценке собственной жизни.
Театр и фильмы
Вернувшись после учебы в Норвегию, Ульман начала играть в провинциальных театрах. В 1957 году девушка дебютировала в кино в фильме «Дураки в горах», поставленном первой норвежской дамой-режиссером Эдит Карлмар. Лив в картине, и сейчас остающейся одной из самых популярных кинокомедий в стране викингов, досталась эпизодическая роль безымянной постоялицы отеля. Начинающая актриса не была указана в титрах.
В 1962 году Ульман создала образ Кари в норвежской драме «Тони», участвовавшей в Берлинском кинофестивале. Одновременно Лив прогрессировала как театральная актриса и вскоре стала одной из самых успешных исполнительниц роли Норы в «Кукольном доме» Генрика Ибсена.
Всемирная слава обрушилась на рослую для своего поколения норвежку (рост Ульман 170 см) после знакомства и начала сотрудничества с Ингмаром Бергманом. Режиссер утвердил Лив на главную роль в картине «Персона» без проб, едва повстречал ее гулявшей по Стокгольму в компании шведской артистки Биби Андерсон. По сюжету героиня Ульман — актриса, замолчавшая в середине спектакля и впавшая в странный ступор. По совету доктора женщина едет отдохнуть на взморье, где ее пытается разговорить сиделка с короткой стрижкой в исполнении Андерсон.
Биби Андерсон и Лив Ульман в фильме «Персона»
В интервью 2015 года Лив сказала, что, снимаясь в «Персоне», не понимала героиню. Осознала желание замолчать навсегда Ульман, лишь достигнув 40-летнего возраста. В дальнейшем актриса снялась еще в ряде фильмов Бергмана, в том числе в его лебединой песне — ленте «Сарабанда».
Первой нескандинавской картиной Ульман стал франко-итало-бельгийский криминальный триллер режиссера Теренса Янга «Холодный пот», в котором норвежка сыграла жену центрального персонажа Джо Мартена. Криминальное прошлое героя напоминает о себе внезапным вмешательством в мирную семейную жизнь. В 1977 году Ульман снялась в составе блистательного актерского ансамбля, в который входили Дерк Богард и Шон Коннери, Энтони Хопкинс и Лоуренс Оливье, в военной драме Ричарда Аттенборо «Мост слишком далеко».
Среди лент, от участия в которых норвежская актриса отказалась, — «Фанни и Александр» Бергмана, «Бритва» Брайана Де Пальмы, «Двенадцать друзей Оушена» Стивена Содерберга и сериал «Секс в большом городе». С 1982 года Лив выступает в качестве режиссера. Два из поставленных Ульман фильмов — «Частные исповеди» и «Неверная» — основаны на произведениях Ингмара Бергмана.
Фильмография
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1946 | ф | Кризис | Kris | режиссёр, сценарист |
1946 | ф | Дождь над нашей любовью | Det regnar på vår kärlek | режиссёр, сценарист |
1947 | ф | Корабль в Индию | Skepp till India land | режиссёр, сценарист |
1948 | ф | Музыка в темноте | Musik i mörker | режиссёр, сценарист |
1948 | ф | Портовый город | Hamnstad | режиссёр, сценарист |
1949 | ф | Тюрьма | Fängelse | режиссёр, сценарист |
1949 | ф | Жажда | Törst | режиссёр |
1950 | ф | К радости | Till glädje | режиссёр, сценарист |
1950 | ф | Это не может случиться здесь | Sånt händer inte här | режиссёр |
1951 | ф | Летняя интерлюдия | Sommarlek | режиссёр, сценарист |
1952 | ф | Женщины ждут | Kvinnors väntan | режиссёр, сценарист |
1953 | ф | Лето с Моникой | Sommaren Med Monika | режиссёр, сценарист |
1953 | ф | Вечер шутов | Gycklarnas afton | режиссёр, сценарист |
1954 | ф | Урок любви | En lektion i kärlek | режиссёр, сценарист |
1955 | ф | Женские сны | Kvinnodröm | режиссёр, сценарист |
1955 | ф | Улыбки летней ночи | Sommarnattens leende | режиссёр, сценарист |
1957 | ф | Седьмая печать | Det Sjunde Inseglet | режиссёр, сценарист |
1957 | ф | Земляничная поляна | Smultronstället | режиссёр, сценарист |
1958 | ф | На пороге жизни | Nära livet | режиссёр, сценарист |
1958 | ф | Лицо | Ansiktet | режиссёр, сценарист |
1960 | ф | Девичий источник | Jungfrukällan | режиссёр, продюсер |
1960 | ф | Око дьявола | Djävulens öga | режиссёр, сценарист |
1961 | ф | Сквозь тусклое стекло | Såsom i en spegel | режиссёр, сценарист |
1962 | ф | Причастие | Nattvardsgästerna | режиссёр, сценарист |
1963 | ф | Молчание | Tystnaden | режиссёр, сценарист |
1964 | ф | Обо всех этих женщинах | För att inte tala om alla dessa kvinnor | режиссёр, сценарист |
1966 | ф | Персона | Persona | режиссёр, продюсер, сценарист |
1968 | ф | Час волка | Vargtimmen | режиссёр, сценарист |
1968 | ф | Стыд | Skammen | режиссёр, сценарист |
1969 | ф | Страсть | En passion | режиссёр, сценарист |
1969 | ф | Ритуал | Riten | режиссёр, сценарист |
1971 | ф | Прикосновение | Beröringen | режиссёр, сценарист |
1972 | ф | Шёпоты и крики | Viskningar Och Rop | режиссёр, сценарист |
1973 | ф | Сцены из супружеской жизни | Scener ur ett äktenskap | режиссёр, сценарист |
1975 | ф | Волшебная флейта | Trollflöjten | режиссёр, сценарист |
1976 | ф | Лицом к лицу | Ansikte Mot Ansikte | режиссёр, сценарист |
1977 | ф | Змеиное яйцо | Das Schlangenei | режиссёр, сценарист |
1978 | ф | Осенняя соната | Höstsonaten | режиссёр, сценарист |
1980 | ф | Из жизни марионеток | Aus Dem Leben Der Marionetten | режиссёр, продюсер, сценарист |
1982 | ф | Фанни и Александр | Fanny Och Alexander | режиссёр, сценарист |
1984 | ф | Лицо Карин | Karins ansikte | режиссёр, сценарист |
1984 | ф | После репетиции | Efter repetitionen | режиссёр, сценарист |
1986 | ф | Благословенные | De Två Saliga | режиссёр |
1997 | ф | В присутствии клоуна | Larmar och gör sig till | режиссёр, сценарист |
2003 | ф | Сарабанда | Saraband | режиссёр, сценарист |
Детство и юность
Ингрид Бергман родилась 29 августа 1915 года в столице Швеции – Стокгольме. Отец будущей актрисы Юстус Бергман владел магазином фотоаппаратов. Он одним из первых в городе купил себе видеокамеру, благодаря которой весь мир узнал, что Ингдрид была невероятно фотогеничным ребенком.
Актриса Ингрид Бергман
Мать артистки Фридель Генриетта нигде не работала. Строгая, лишенная образности мысли женщина была полной противоположностью мечтательной, артистической натуре супруга. Она умерла от болезни желчного пузыря, когда дочери едва исполнилось три года.
Вскоре после смерти матери к ним в дом переехала ее тетка, угрюмая и жесткая лютеранка Элен. Женщина не занималась воспитанием падчерицы, из-за чего Ингрид все больше погружалась в собственный вымышленный мир. Вместе с воображаемыми друзьями она часто увлеченно импровизировала перед камерой главы семейства.
Ингрид Бергман в юности
В 11 лет отец взял дочь на спектакль Национального королевского драматического театра
В обители богини Мельпомены она открыла для себя огромный новый мир, в котором люди, играющие на сцене, наряду с одобрением родственников получали любовь и внимание присутствующей на представлении публики. По окончании спектакля маленькая Ингрид уже знала, чему посвятит свою жизнь
Стоит отметить и то, что, будучи ребенком, кинозвезда ненавидела школу и неоднократно притворялась больной, чтобы не идти на уроки. Нежелание посещать учебное заведение появилось из-за неприятия своей внешности. Спасение от тягостных мыслей Бергман находила в книгах. Любимым литературным персонажем артистки была Жанна д’Арк. Героиня привлекала ее своим благородством, храбростью и тем, что Орлеанская дева была так же одинока, как она.
Ингрид Бергман в молодости
За месяц до своего 14-летия Бергман потеряла горячо любимого отца, который умер от рака желудка. Оставшись сиротой, Ингрид переехала к тете Элен, но через полгода скончалась и она. Тогда Ингрид переехала к дяде Отто.
Лицедейство было для нее настоящей отдушиной. Актерская стезя позволяла ей перевоплощаться в персонажей, за масками которых она искусно скрывала свою израненную душу. В 15 лет Бергман снялась в эпизоде картины «Международный», положив тем самым начало своей блистательной актерской карьере.
Ингрид Бергман в молодости
В 1933-ем Ингрид приняли в школу Королевского драматического театра, а уже через год талантливой студентке поступило предложение о съемке в фильме. Несмотря на то, что преподаватели считали кино занятием, не достойным настоящего актера, Бергман без раздумий покинула учебное заведение и не прогадала. Сыграв к 1936 году главные роли в 6 шведских лентах, она стала любимицей зрителей по всему миру.
Лучшие фильмы с Ингрид Бергман в главной роли
Первый фильм, в котором Ингрид Бергман стала ведущей актрисой — Интермеццо 1936 года. Всего актриса играла более чем в 32 фильмах в главной роли. Средний их рейтинг: 7/10. Ее лучшие работы:
Касабланка (1942)
8.5
Военный, Мелодрама, Драма
США
102 мин.
Рик Блейн является владельцем бара в Касабланке – городе, находящемся в оккупации. Многие люди, не имеющие возможности выехать из этого города, пытаются добыть нелегальные проездные документы и сбежать в США. Рик Блейн не интересуется политикой, однако однажды к нему в руки попадают такие документы, которые привозит ему преступник Угарте.
В это время Рик встречает Ильзу – свою бывшую любовь, которая разбила ему сердце. Теперь она замужем за лидером антифашистского движения Виктором Ласло, но у …
Трейлер
Фильм
Главная роль
Ilsa Лунд
актриса
Осенняя соната (1978)
8.2
Autumn Sonata
Музыкальный, Драма
Западная Германия, Швеция, Великобритания
99 мин.
Эва приглашает в гости свою маму Шарлотту, с которой не виделась вот уже семь лет. Дочь и мать очень разные: Эва – типичная домохозяйка, для которой семья всегда будет на первом плане, а Шарлотта – талантливая и своенравная пианистка, которая успела повидать в жизни всё.
Обе женщины по-своему несчастны: за долгие годы брака Эва так и не сумела по-настоящему полюбить своего мужа, а Шарлотта уже успела похоронить нескольких супругов. Отношения двух женщин кардинально меняются, когда Эва забирает …
Фильм
Главная роль
Шарлотта Андергаст
Персонаж:
Успешная, известная на весь мир стареющая пианистка, все еще красивая и утонченная, очень талантливая, артистичная, самолюбивая, эгоистичная и опустошенная, пережившая нескольких мужей и не любящая своих детей, но принявшая приглашение старшей дочери и согласившаяся навестить ее после долгой разлуки.
Интересные факты:
Впервые выдающаяся шведская актриса снялась в фильме своего легендарного соотечественника и однофамильца Ингмара Бергмана.
актриса
Награды Оскар: номинаций 1 Золотой глобус: номинаций 1 Всего: побед 4, номинаций 3
Дурная слава (1946)
8.0
Триллер, Мелодрама, Фильм-нуар, Драма
США
102 мин.
Алисия – дочь Иогана Губермана, осужденного на двадцать лет тюрьмы за измену родине. Однажды девушка знакомится на вечеринке с агентом ФБР Дэвлином, получившим от руководства задание раскрыть шпионский заговор в Рио-де-Жанейро.
Дэвлин и Алисия начинают работать вместе, и очень скоро между ними вспыхивает бурный роман. Девушка проявляет себя, как умелый шпион и получает задание втереться в доверие нацистского агента Александра, чтобы узнать о секретных планах немецкой …
Трейлер
Фильм
Главная роль
Алисия Хубермен
актриса
Награды Всего: побед 1
Завороженный (1945)
7.5
Триллер, Мелодрама, Детектив, Фильм-нуар
США
111 мин.
Трейлер
Фильм
Главная роль
Доктор Констанс Петерсен
актриса
Награды Всего: побед 1
Смерть
В 1973 году у актрисы диагностировали рак молочной железы и в срочном порядке удалили левую грудь. Во время съемок «Осенней сонаты» Ингрид узнала, что опухоль дала метастазы. После выхода ленты на большие экраны, ей удалили вторую грудь, но болезнь развивалась дальше. Через пару недель после операции у голливудской звезды начала опухать рука. Врачи заявили о необходимости ампутации конечности. Не желающая в перспективе стать калекой и быть для окружающих обузой артистка предпочла медленную смерть.
Ингрид Бергман в старости
Несмотря на невыносимые боли, Бергман продолжала сниматься в кино. В сентябре 1981 года она прилетела в Израиль на съемки биографического телефильма «Женщина по имени Голда». Поначалу актриса отказывалась от роли, шутя заявляя, что она большая шведка, а Голда – еврейская коротышка, но в итоге Ингрид все же снялась в киноленте. По словам друзей, немаловажную роль в принятии решения сыграл факт схожести жизненного пути этих двух сильных женщин. Премьер-министр Израиля, как и обладательница трех «Оскаров», принесла семью в жертву карьере, а также не понаслышке знала, что такое онкология.
Бергман храбро сражалась с тяжелым недугом на протяжении 9 лет. Актриса умерла в свой 67-ой день рождения – 29 августа 1982 года, в Лондоне. Ее прах, по завещанию, развеяли над проливом Скагеррак, соединяющим Северное и Балтийское моря, а неподалеку от поселения Фьелльбакк, в котором артистка отдыхала каждое лето с 1958 года, установили памятник.
Фильмы
Благодаря вышедшей на большие экраны в 1936 году романтической мелодраме «Интермеццо» актрису заметил голливудский режиссер Дэвид Селзник. Он выкупил права на фильм и подписал с актрисой контракт на съемки ремейка картины в Америке.
В 1941-ом фильмография кинозвезды пополнилась ролью в картине «Доктор Джекилл и мистер Хайд». В ленте Ингрид играла не полюбившуюся зрителям волоокою шведскую простушку, а проститутку Айви. Эта роль дала артистке возможность показать себя с новой стороны, попутно демонстрируя оригинальную сексуальность.
Ингрид Бергман в фильме «Касабланка»
В следующем году Бергман на пару с Хамфри Богартом снялась в фильме Майкла Кертица «Касабланка». Примечательно, что в образ Ильзы Лазло сценаристы пару раз вносили правки, потому что Бергман не видела в характере своего персонажа глубины.
В начале 1944-го вышел фильм Джорджа Кьюкора «Газовый свет». В картине актриса сыграла женщину, которую ее коварный муж пытался убедить в том, что она сумасшедшая. Эта роль принесла Ингрид первый «Оскар». 1945–1946 годы ознаменовались выходом в свет лент Альфреда Хичкока « Завороженный» и «Дурная слава».
Ингрид Бергман в фильме «Жанна д’Арк»
Фильм «Колокола Святой Марии» стал для Бергман настоящим проклятием. Несмотря на ошеломительный успех картины, тот факт, что зритель стал отождествлять актрису с ее героиней, негативно сказался на личной жизни артистки, от которой после съемок ожидали только благопристойного поведения.
В 1948-ом кинематографическая копилка Бергман пополнилась главной ролью в фильме «Жанна д’Арк». Ингрид ожидала, что эта лента поднимет ее на новый уровень, но в итоге картина не пришлась по вкусу ни зрителям, ни критикам.
Ингрид Бергман в фильме «Анастасия»
Фильм «Стромболи», вышедший на большие экраны в 1950 году, получил преимущественно негативные отзывы и был запрещен во многих городах. Порядка пяти миллионов американок проголосовали за то, чтобы киноленты с участием Бергман запретили к показу на территории их страны.
В 1956 году артистка снялась в картине «Анастасия». Киноманы всего мира пришли к выводу, что роль женщины, отчаянно боровшейся за свое место в жизни, очень подходила Ингрид. Через два года Бергман вместе с именитым актером Кэри Грантом снялась в фильме Стэнли Донена «Нескромная».
Ингрид Бергман и Ингмар Бергман
В 1974-ом артистка появилась в киноленте «Убийство в «Восточном экспрессе», в которой сыграла выдававшую себя за невинную миссионерку соучастницу преступления Грету Ольсон. В 1978 году на большие экраны вышел фильм режиссера Ингмара Бергмана «Осенняя соната», а в 1982-ом драма «Женщина по имени Голда»
Детство и юность
Будущая кинозвезда, чистокровная норвежка, родилась 16 декабря 1938 года в столице Японии. Лив Йохана (таково полное имя артистки) — вторая дочь авиационного инженера Эрика Вигго Ульмана, с мая 1937 года работавшего по контракту в Токио, и его жены Жанны Эрбе. Старшая сестра актрисы, появившаяся на свет в сентябре 1936 года, была названа в честь родителей Жанной Эрикой.
Когда Лив было 2 года, Ульманы переехали в канадский город Торонто: Эрик Вигго служил на норвежской военно-воздушной базе в провинции Онтарио. Затем семья жила в Нью-Йорке.
Лив Ульман в молодости
В 1943 году отец артистки получил боевое ранение в голову. В 1945 году глава семьи умер от опухоли головного мозга. Смерть Эрика Вигго стала потрясением для Жанны Эрики и Лив. В автобиографической книге «Изменения» актриса призналась, что в юности искала спутника жизни, похожего на отца.
После войны осиротевшая семья вернулась в Норвегию и поселилась в Тронхейме. Чтобы вырастить дочерей, Жанна Эрбе работала в книжном магазине продавцом.
В 17 лет Лив бросила школу в Тронхейме и уехала в столицу Великобритании, где в течение 8 месяцев обучалась актерскому мастерству в Школе пения и драматического искусства Уэббера Дугласа, в которой впоследствии овладевали артистическим ремеслом Руперт Эванс и Джулия Ормонд.
1970-е
Кризисное десятилетие в жизни Бергмана. Он снимает свой первый англоязычный фильм «Прикосновение», который считал и самым неудачным в карьере. Расстается с Лив Ульман (продолжая ее снимать). Уходит из жизни отец режиссера. Налоговый скандал в 1976-м вынуждает Бергмана покинуть Швецию, куда он вернется только после личных извинений премьер-министра Улофа Пальме. Попытка закрепиться в Мюнхене тоже закончится неудачей – во всяком случае, тамошними театральными постановками режиссер остался недоволен. Единственная попытка сотрудничать с Голливудом, фильм «Змеиное яйцо», обернется финансовым провалом.
Вместе с тем, именно в 1970-х Бергман снимает картину, которую считал, наряду с «Персоной», своей главной удачей – «Шепоты и крики». Начинает весьма плодотворно сотрудничать с телевидением, результатом чего становятся «Сцены из супружеской жизни». Наконец, осуществляет давнюю мечту и превращает в фильм моцартовскую «Волшебную флейту». Наконец, именно в 1970-х Бергман влюбляется в Ингрид фон Розен, на которой женится: с ней он не разведется, они счастливо проживут вместе еще четверть века.
В этом же десятилетии Бергман впервые работает с другой Ингрид Бергман – прославленной голливудской дивой шведского происхождения: она играет главную роль в его «Осенней сонате». Один из своих самых знаменитых фильмов сам режиссер не любил. Он говорил: «Это мой «фильм Бергмана», намекая на самоповторы и клише.
Ключевой фильм: «Шепоты и крики» (1972)
Радикальная картина немыслимой красоты, получившая технический приз в Каннах и «Оскара» за операторскую работу Свена Нюквиста. По-чеховски горькая и элегическая история одной смерти, где сыграли лучшие актеры Бергмана: Харриет Андерссон, Лив Ульман, Ингрид Тулин и Эрланд Юзефсон. Этой теме Бергман посвящал фильмы в разные периоды, от «Земляничной поляны» до снятого уже в 1990-х телефильма «В присутствии клоуна», но никогда в них не было так много поэзии и жестокости, как здесь.
Также смотреть: «Сцены из супружеской жизни», «Волшебная флейта», «Осенняя соната».
1960-е
Здесь начинается зрелый Бергман. К этому десятилетию относятся самые знаменитые его картины – и некоторые громкие неудачи тоже. Режиссер отныне постоянно сотрудничает со Свеном Нюквистом, одним из величайших операторов современности, чей минималистский стиль привлекал лучших режиссеров мира – от Вуди Аллена до Андрея Тарковского. Определяется и состав актеров, постоянной «труппы» Бергмана. Кроме фон Сюдова, Харриет и Биби Андерссон и Гуннара Бьёрнстранда в нее входят Ингрид Тулин, Эрланд Юзефсон и Лив Ульман. Впрочем, Юзефсон был ближайшим другом Бергмана с его юности (но главные роли в его фильмах начал играть только с 1960-х). А норвежка Ульман стала его гражданской женой и родила ему дочь. Да, Бергман разводится в очередной раз.
В это десятилетие Бергман становится художественным руководителем Драматена, Королевского Драматического Театра Стокгольма, с которым связана немалая часть его жизни, и ставит там множество спектаклей. А также находит для себя остров Форё, где снимает «Сквозь тусклое стекло», «Персону» и «Стыд». Позже он поселится на этом острове, построит там личный кинотеатр. Там же Бергман умрет и будет похоронен.
Фильмы этого периода демонстрируют удивительную творческую свободу. Бергман предлагает несравнимо более мрачную и менее романтическую версию Средневековья, чем в «Седьмой печати», в «Девичьем источнике», картине об изнасиловании и мести. За нее он получает свой первый «Оскар». В «Причастии» Бергман делает героем пастора, утратившего веру (и таким образом атакует собственного отца). В «Молчании» и «Часе волка» свободно смешивает реальность и галлюцинации. В «Страсти» и «Ритуале» исследует взаимосвязь сексуальности и социума. В антиутопическом «Стыде» затрагивает другую табуированную тему – ответственность интеллектуала за общественные катаклизмы.
Ключевой фильм – «Персона» (1966)
Бергман называет этот фильм лучшим в своем творчестве. Головокружительный и необъяснимый сновидческий пролог никак, казалось бы, не связан с прозрачным и обманчиво простым основным действием. В нем всего две героини: актриса, внезапно замолчавшая посреди спектакля и отправленная лечиться на далекий остров (Лив Ульман), и ее сиделка (Биби Андерссон). В знаменитом кадре два лица соединяются в одно. Здесь Бергман дает выход своим многолетним фобиям и маниям, задаваясь вопросом о том, в чем индивидуальность человека, что отличает его от остальных.
Также смотреть: «Девичий источник», «Причастие», «Сквозь тусклое стекло», «Молчание», «Стыд».