Фильм «большая перемена»: актеры и роли

История создания

Георгий Михайлович Садовников, сценарист фильма, когда-то сам преподавал в вечерней школе. Наверное, именно поэтому ему предложили написать сценарий к фильму «Большая перемена», используя сюжет повести «Иду к людям».

Над написанием сценария Георгий Михайлович и Алексей Александрович Коренев трудились два года. Последние изменения вносились во время съемок. В конце концов получилась история, которая значительно отличается от первоисточника.

Картину снимали на Ярославском шинном заводе и в Московском педагогическом государственном университете имени Ленина.

 «Неподсуден» (фильм 1969): актеры и роли.

«Большая перемена» (1973), режиссер Алексей Коренев

Четырехсерийный телефильм об учителе вечерней школы Несторе Петровиче и «удивительном, прекрасном и сумасшедшем» 9 «А» классе школы рабочей молодежи покорил миллионы зрителей сразу после первого показа в апреле 1973 года. Триумфу предшествовало много трудностей и нелепых ситуаций — не менее смешных, чем те, в которых оказываются герои на экране.

Во время съемок газета «Вечерняя Москва» опубликовала небольшую заметку о готовящейся комедии «Приключения школьного учителя». Министерство образования и редакцию газеты начали заваливать письмами возмущенные учителя: как можно приравнивать тяжкий труд педагога к легкомысленному приключению? Министерство потребовало сценарий, чем перепугало съемочную группу — вдруг запретят снимать! Но чиновники по достоинству оценили комедию и только попросили изменить название. Сценарист Георгий Садовников объявил среди коллег конкурс на лучшую версию, пообещав в качестве приза бутылку коньяка. Она досталась оператору картины Анатолию Мукасею.

В основу ленты легла повесть «Иду к людям» Георгия Садовникова, основанная на личном опыте: в течение года писатель был учителем в школе рабочей молодежи. Превращать серьезную повесть в комедию Садовников долго не хотел, но в итоге сдался и вместе с режиссером написал на ее основе сценарий. Между фильмом и повестью много отличий. Любовного треугольника между Полиной, Нестором Петровичем и Федоскиным в книге нет, а вместе с Нелли в школе учится не отец, а мама. Также сценаристы поженили ученика и учительницу и превратили хулигана Ганжу из эпизодического персонажа в одного из главных.

В фильме Коренева снялись сразу несколько звезд советского кино: Евгений Леонов, Ролан Быков, Савелий Крамаров. На главную роль претендовали Евгений Карельских, Константин Райкин и Андрей Мягков. Последний был почти утвержден. Но актер поставил условие снять в роли Светланы Афанасьевны его жену Анастасию Вознесенскую, на что Коренев не согласился. В итоге Нестора Петровича сыграл Михаил Кононов, а Светлану Афанасьевну — Наталия Богунова. Пробовался Мягков и на роль Ганжи. Но обаятельного хулигана было суждено сыграть Александру Збруеву. Светлана Крючкова, сыгравшая Нелли Ледневу, попала в фильм по счастливому стечению обстоятельств: она относила на студию сценарий, который не понравился ее мужу Юрию Векслеру.

На съемочной площадке собрались одни блондинки: Светлана Крючкова, Наталия Богунова, Ирина Азер (Люся) и Наталья Гвоздикова (Полина). Последней пришлось прятать длинные светлые волосы под темным париком. Это было непростое испытание для актрисы, так как многие сцены снимали в жарких павильонах, а одну, в которой Полина катается на лыжах, и вовсе на пляже.

Натурные съемки в основном проходили в Ярославле — на берегу Волги и на Ярославском шинном заводе. Часть съемок прошла в павильонах «Мосфильма», а школьные сцены снимали в Московском педагогическом государственном университете (Малая Пироговская, дом 1/1). С широкой географией съемок «Большой перемены» связан самый заметный ляп в фильме. В разных сценах у Ганжи, ошпарившегося на заводе, забинтована то правая, то левая рука. Эту нестыковку заметили во время монтажа, но переснимать было бы слишком сложно, потому что пришлось бы ехать обратно на завод в Ярославль или заново собирать декорации квартиры и медсанчасти.

Наталия Богунова: шизофрения и обвинения в смерти матери

Актрисе досталась одна из главных ролей — учительницы Светланы Афанасьевны. Но после съёмок судьба Наталии сложилось трагично. На ней навсегда закрепилось клеймо актрисы одной роли. В кино её не приглашали из-за трудного характера.


Наталия Богунова в молодости. Фото: 24smi.org

Впоследствии выяснилось, дело вовсе не в настроении актрисы и не в её отношении к жизни. У Наталии Богуновой серьёзный недуг — шизофрения. По причине заболевания актрисе пришлось отказаться от театральной карьеры.

Ещё будучи студенткой ВГИКа Наталия Богунова закрутила роман с молодым и перспективным режиссёром Александром Стефоновичем. Впоследствии пара поженилась.В начале карьеры Богунова играла в фильмах небольшие роли, но всё изменила картина «Большая перемена». Наталия стала суперзвездой и её осаждали тысячи поклонников.


Михаил Кононов и Наталия Богунова. Фото: infox.ru

Ошеломляющая популярность стала причиной разрыва брака актрисы. Женщина пропадала на съёмках, а муж был в киноэкспедициях. Семейная жизнь не складывалась. После развода Стефанович женился на Алле Пугачёвой, а у Богуновой начался кризис. Её все меньше приглашали в кино, а в картине «Единственная» прямо на съёмочной площадке заменили на Елену Проклову. Это сильно ударило по самооценке Наталии.

В конце 70-х коллег насторожило психологическое здоровье звезды. Она была раздражительна и на всех срывалась. Впервые у Богуновой случился приступ прямо во время репетиции. Валентина Талызина вспоминала, как актрису увезли из театра в психбольницу. После этого случая Богунова стала часто попадать в клинику. В 1992 году она сыграла в фильме «Бег по солнечной стороне» и окончательно ушла из профессии, после чего стала крайне редко давать интервью и выходить в свет.


Наталия Богунова. Фото: zen.yandex.ru

Денег звезде «Большой перемены» откровенно не хватало, ведь ей ещё нужно было как-то обеспечивать престарелую мать. С ней у Наташи были напряжённые отношения. Актриса обвиняла маму в том, что она осталась одинокой женщиной: мать не препятствовала абортам дочери, сделанным по молодости. Когда в 2011 году родительница артистки скончалась при загадочных обстоятельствах, многие знакомые обвиняли в произошедшем Богунову. После смерти матери актриса совсем замкнулась.

В 2013 году Богунова улетела на остров Крит, чтобы отвлечься от трагедии. Это путешествие стало для актрисы последним. У Наталии случился инфаркт, врачам не удалось её спасти.

Несмотря на былую популярность на похороны артистки пришли 20 человек. Сейчас к могиле Наталии Богуновой заросла тропа, а память об актрисе осталась лишь на кинолентах.


Могила Наталии Богуновой. Фото: biographe.ru

Обаятельный лоботряс Ганжа

Фото: кадр из фильма

Самого трудного ученика в классе Нестора Петровича – обаятельного лоботряса Ганжу – могли сыграть Станислав Садальский и Александр Филлипенко, но досталась эта роль Александру Збруеву. И сразу пришлась ему по душе. Збруев словно сыграл самого себя. «Я не любил школу, – вспоминал актер. – Так же, как школа не любила меня. Мы жили на Арбате, и частенько вместо уроков я шел в кинотеатр на утренний сеанс. И вместо уроков я смотрел фильмы. Был момент, когда я остался на второй год в 8 классе, и хотел пойти работать. Но меня отговорили мама и старший брат. Я был такой парень непростой – вольный, как Ганжа».

У режиссера был еще один претендент на роль Ганжи – начинающий актер Михаил Стародуб, но ему тогда не повезло. Зато повезло его жене – актрисе Светлане Крючковой. Она случайно столкнулась с режиссером картины Александром Кореневым на лестнице Мосфильма, и он ей предложил прийти вечером на репетицию. Она пришла, и Коренев предложил ей попробоваться на роль супруги Ганжи, учительницы литературы Светланы Афанасьевны. «Ганжа тащит вас в комнату, а вы сопротивляетесь», – поставил перед Светланой задачу режиссер. Она сопротивлялась – сопротивлялась – и… укусила Збруева за палец! Домой после проб Светлана ушла расстроенная. Ей казалось, что шанс сыграть в картине она упустила. Но вечером ей позвонили от Коренева. Ассистентка режиссера сказала: «Александр Александрович берет вас сниматься, но предлагает другую роль».

Так роль Светланы Афанасьевны ушла к Наталье Богуновой, а Светлану Крючкову страна узнала как Нелли Ледневу – чудаковатую странную девушку, очень влюбленную в своего учителя.

«Доживем до понедельника» (1968), режиссер Станислав Ростоцкий

Картина, перевернувшая представление о школьном кино в СССР, вышла на экраны 28 октября 1968 года. Чуть раньше, до начала учебного года, ее показали делегатам II Всесоюзного съезда учителей. Когда в зале зажегся свет, зрители аплодировали стоя, воздавая должное смелому дуэту режиссера Станислава Ростоцкого и молодого сценариста Георгия Полонского. Они показали настоящую школьную жизнь, без прикрас и деления на черное и белое, с конфликтами и сложным выбором. Фильм стал лучшим согласно опросу журнала «Советский экран» в 1969 году, получил Гран-при VI Международного кинофестиваля в Москве и Госпремию СССР.

В основу фильма легла одноименная ранняя повесть Георгия Полонского, переработанная им в сценарий во время учебы на Высших курсах сценаристов. Дипломная работа 28-летнего Полонского впечатлила не только комиссию, но и Станислава Ростоцкого.

Кандидатуры на главные роли утверждали вместе. Полонский поначалу был категорически против суперзвезды Вячеслава Тихонова в главной роли. Учителя истории Мельникова он задумывал как фронтовика, надломленного и не слишком красивого человека. Но Ростоцкий остался непреклонен, предложив в качестве компромисса возрастной грим. Тихонов же сниматься не хотел — в тот период актер переживал кризис, собирался уходить из кино. Мельников тоже находился на перепутье, решая, продолжать ли ему преподавать. Эту параллель, видимо, и усмотрел режиссер. Выбора Тихонову он не оставил, категорически заявив: «Если ты мне друг, ты должен играть».

На роль молодой учительницы английского языка режиссер выбрал Ирину Печерникову. У актрисы тоже были сомнения — сперва ей показалось, что это будет шаблонный фильм-агитка про школу. Но прочитав сценарий, она загорелась работой. В роли сухой и строгой учительницы русского языка и литературы Ростоцкий снял свою жену Нину Меньшикову. Кстати, «Доживем до понедельника» стал их единственной совместной работой. От актеров, сыгравших учителей, не отставали и «ученики» — Валерий Зубарев, Игорь Старыгин, Юрий Чернов, Ольга Остроумова (роль Риты Черкасовой стала ее дебютом).

Когда встал вопрос о месте съемок фильма о жизни современной советской школы, Ростоцкий остановил свой выбор на развивающемся районе Москвы — Северном Медведкове. Директор школы № 234 Виктор Зайцев с радостью впустил киногруппу — он понимал, что благодаря съемкам в ленте известного режиссера учебное заведение войдет в историю.

Фразу «Счастье — это когда тебя понимают» за одним из главных героев фильма уже полвека повторяют школьники и учителя по всей стране. Для школы № 234 эти слова стали девизом. Ее можно увидеть в музее, посвященном фильму. На большом экране здесь часто показывают «Доживем до понедельника», в музейном уголке рядом можно рассмотреть старые школьные альбомы, чернильницы и знамена конца 1960-х. Стены украшают цитаты и кадры из фильма и снимки современных учеников.

Начало пути в Голливуде

Кадр из фильма *Космическая Одиссея 2010*, 1984 | Фото: kino-teatr.ru

Сыграло роль мое происхождение. Я ведь рижанин. Когда из России люди только начинали поговаривать об эмиграции, когда приоткрылась эта дверка, в Прибалтике уже вовсю люди ехали. И если в России нас всех запугивали, как там страшно, в это время в Прибалтике уже у многих были родственники и в Америке, и в Израиле, и в Канаде, и уже писали письма, и люди знали, что все там живут прекрасно. То есть у меня не было к тому времени боязни того, что за границей, может быть, что-то ужасное меня ждет. Была боязнь потерять профессию. Я был почти уверен, что я долгое время не смогу этим заниматься, если вообще смогу когда-нибудь. Но, с другой стороны, была авантюра. Тогда из России кроме как в эмиграцию уехать нельзя было никуда, и я думал: прощу ли я себе, если я не воспользуюсь этой ситуацией и не уеду, не посмотрю мир, не поживу, как все люди на этом земном шарике живут. Я же не знал, прикроют они завтра это небольшое отверстие в занавесе железном, которое тогда возникло. И скорее всего, любовь к авантюре меня и побудила уехать

Илья Баскин в фильме *Москва на Гудзоне*, 1983 | Фото: kino-teatr.ru

Так как языка у меня практически не было, мне дали маленькую роль, один день работы. Но это было в костюме шейха, на лошади, на киностудии «XX век Фокс». И я еще пришел на студию, у меня своя комнатка на колесиках, с кроваткой, с холодильничком, тогда еще микроволновок не было, и чувствовал себя на седьмом небе

И вот эта первая моя работа была в 1977 году, а приехал я в 1976, она дала мне право вступления в профсоюз, что, в общем-то, довольно важно в нашей профессии здесь

Робин Уильямс и Илья Баскин в фильме *Москва на Гудзоне*, 1983 | Фото: forumdaily.com

Загадочный и ядовитый Нестор Петрович

Фото: кадр из фильма Так как за основу сценария были взяты реальные истории из учительской жизни писателя Георгия Садовникова, актера на главную роль старались подобрать, похожего на него. «По темпераменту мы с Нестором Петровичем – разные люди. – говорит Георгий Садовников. – Я – флегматик. Но когда я выпивал, я мог станцевать лезгинку с ножом в зубах, и Арбат прошел мазуркой в воскресный день».

Пробовались на роль Нестора Петровича талантливые и уже маститые на то время артисты: Андрей Мягков, Евгений Стеблов, Константин Райкин. Мягков в образе учителя выглядел наиболее убедительно. Но в фильме он так и не снялся. Дело в том, что он поставил свои условия. Он хотел, чтобы Светлану Афанасьевну сыграла Анастасия Вознесенская, его жена. Но режиссер Коренев этого не принял. Он нашел своего идеального Нестора Петровича, безошибочно угадав его в Михаиле Кононове.

Сам артист играть роль классного руководителя желанием не горел. «История глупая, сниматься в ней не буду», – сказал он, прочитав сценарий. Коренев с трудом уговорил артиста не рубить с плеча, подумать. Даже пообещал ему доработать линию главного героя, сделать ее более тонкой, драматичной. И свое обещание сдержал. Нестора Петровича Северова тривиальным персонажем назвать трудно.

Нестор Петрович получился немного странным, не от мира сего. У него куча проблем. «Он вообще не хотел идти работать в школу, он хотел в аспирантуру, – говорит Анатолий Мукасей. – И там он сталкивается с необычными для него ситуациями, да еще и любовная история у него необычная. Он – фантазер по нутру».

В весёлую и дружную компанию «Большой перемены» Михаил Кононов вписался не очень хорошо. Он демонстративно стоял в стороне от всех веселых застолий и шуток. Своим видом он как бы показывал, что он в этом фильме случайно.

Если на экране Кононов выглядит наивным и по-детски трогательным, то коллеги знали: малейший повод, и Кононов выльет на коллег порцию яда. Так, во время съемок одной из сцен он придрался к Наталье Богуновой, так, что она заплакала. Это все погасили, а Миша, как огурчик, встал перед камерой. Потом он объяснил это тем, что он чувствовал себя «как будто сонным», и ему надо было себя «взвинтить».

Сюжет

Нестор Петрович Северов – молодой историк. Он гордится своими знаниями, стремится самосовершенствоваться, самовыражаться. Для этого после окончания вуза он подал документы на поступление в аспирантуру. Однако достичь желаемой цели ему не удалось. Вместо него в аспирантуру взяли девушку Северова Полину.

Огорченный, рассерженный и уязвленный Нестор Петрович решается на отчаянный поступок. Он разрывает отношения с Полиной и уходит работать в вечернюю школу. Там Северова приняли хорошо, а в нагрузку к основной деятельности дают класс. Теперь Нестор Петрович не только учитель истории, но и классный руководитель девятого «А».

Нестор Петрович думал, что с легкостью справится с работой. Оказалось, что преподавать не так-то просто. Ведь в вечерней школе учатся не дети, а взрослые люди. А некоторые из них не стремятся получать новые знания, что делает их похожими на маленьких неуправляемых детей.

Своим поведением ученики Нестора Петровича доставляют ему много проблем. Кроме того, в учителя влюбляется ученица по имени Нелли, отец которой также является учеником Северова.

Потихоньку Нестор Петрович вливается в школьную жизнь и жизнь учеников. Однажды ученика Северова Григория Ганжу арестовали. Его обвинили в издевательстве над человеком и дали двенадцать суток ареста. Сам Григорий пренебрежительно относится к учебе и к школе. При каждом удобном случае высказывает свое отношение к ней. На уроках занимается посторонними делами.

В школе работает законная супруга Григория Ганжи. Однако об этом никто не знает. Семейная пара до последнего скрывала свои отношения. Светлана устала от бессовестного и безразличного поведения мужа. В конце концов она решается уйти от него.

Узнав, что жена собирается развестись с ним, Ганжа просит помощи у учителя. Нестор Петрович не хотел вмешиваться в чужую жизнь, но после разговора с Григорием согласился помочь. Северов поговорил со Светланой Афанасьевой в учительской. Выслушав молодого историка, женщина решила вернуться к мужу.

Другой ученик Нестора Петровича Геннадий Ляпишев также не желает учиться. Урокам он предпочитает танцы. Чтобы уйти на дискотеку, он обманывает учителя. Говорит, что у него неудобный график работы. Тогда Северов уговаривает напарника Ляпишева Александра Петрыкина поменяться с ним сменами.

Но старания Нестора Петровича были напрасны. Геннадий не собирался учиться. Тогда Петрыкин решил сам взяться за обучение Ляпишева. Он решил во что бы то ни стало сделать из Геннадия человека. Мужчина водит нерадивого ученика в театр, музей, планетарий.

Из-за того, что Ляпишев все свое свободное время проводит с Петрыкиным, у Геннадия случилась размолвка с его любимой девушкой Люсей. Но благодаря стараниям Петрыкина у Ляпишева появилась тяга к знаниям. На глазах он превратился в заинтересованного в науке человека.

Пока Петрыкин прививал Ляпишеву любовь к учебе, от него ушла жена. Помирить супругов взялся Нестор Петрович. Помочь учителю вызвался Степан Семенович Леднев, отец Нелли, ученицы, влюбленной в Северова.

Сам Степан Семенович Леднев одержим желанием получать новые знания. Но он сталкивается с небольшой проблемой. Его дочь Нелли влюблена в учителя. Она стесняется своего отца и просит его не посещать занятия. Однажды девушка закрыла дверь в класс, чтобы Степан Семенович не смог пойти на занятия. Тогда Леднев залезает в помещение через окно. В конце концов отец Нелли бросил учебу.

Выяснилось, что ученица Нестора Петровича Виктория Коровянская не работает. Она не хочет понять, что не может посещать занятия, пока не устроится на работу. Помочь ей найти достойное место вызывается жених Петр Тимохин.

В конце фильма выяснилось, что в классе Нестора Петровича учится Ваня Федоскин, влюбленный в бывшую девушку Северова Полину парень. Он хотел жениться на Полине, но девушка предпочла Нестора.

Нестор Петрович думает, что Полина вышла замуж за Ваню. Однако позже он узнает, что это не так. Девушка возвращается к молодому учителю.

Актеры и роли

  • Михаил Кононов — Нестор Петрович Северов, преподаватель истории
  • Евгений Леонов — Степан Семёнович Леднёв
  • Ролан Быков — Александр Трофимович Петрыкин
  • Александр Збруев — Григорий Ганжа
  • Светлана Крючкова — Нелли Леднёва, дочь Степана Семёновича
  • Юрий Кузьменков — Ваня Федоскин, староста класса
  • Наталия Богунова — Светлана Афанасьевна, учительница русского языка и литературы, жена Ганжи
  • Савелий Крамаров — Петя (Пётр Аркадьевич) Тимохин
  • Наталья Гвоздикова — Полина Иванченко, аспирантка, невеста Нестора Петровича
  • Виктор Проскурин — Гена Ляпишев
  • Валерий Носик — Отто Фукин, вратарь
  • Нина Маслова — Виктория Ивановна Коровянская
  • Валерий Хлевинский — Авдотьин
  • Ирина Азер — Люся, подруга Ляпишева
  • Людмила Касаткина — Екатерина Ивановна, директор школы
  • Анастасия Георгиевская — Серафима Павловна, учитель географии
  • Валентина Талызина — Нина Петровна, учитель химии
  • Инна Жилина — учительница
  • Людмила Анциферова — учительница
  • Валентина Кузнецова — учительница
  • Михаил Яншин — Виктор Иванович Волосюк, профессор
  • Валентина Сперантова — тётя Глаша, уборщица
  • Лев Дуров — старший сержант милиции
  • Люсьена Овчинникова — Валя, невеста, позже жена Петрыкина
  • Лев Дубов — инженер
  • Наталья Гурзо — жена Фукина
  • Мария Коренева — Чувичкина, ученица с ребёнком
  • Михаил Розанов — ученик 9-го «А»
  • Тамара Логинова — эпизод
  • Екатерина Мазурова — баба Маня, соседка Нестора
  • Владимир Басов — фотограф на свадьбе Петрыкина
  • Николай Граббе — Пётр Васильевич Тарасов, «Василич», начальник Леднёва
  • Иван Рыжов — майор милиции, начальник отделения
  • Готлиб Ронинсон — бригадир Федоскина, работник шинного цеха
  • Илья Баскин — взъерошенный ученик
  • Александр Зимин — продавец в мебельном магазине
  • Зоя Исаева — учительница в очках
  • Галина Комарова — контролёр
  • Светлана Старикова — экскурсовод
  • Лариса Барабанова — продавщица в магазине мужской одежды
  • Игорь Суровцев — ученик в красной олимпийке
  • Михаил Ремизов
  • Валентина Ананьина
  • Алексей Кутузов — молодой осводовец
  • Зоя Степанова — врач, лечившая Федоскина
  • Янис Якобсон — сосед Нелли по парте
  • Альберт Иричев — осводовец
  • Вячеслав Гарин — директор завода
  • Александр Калужский — доктор
  • Виктор Шульгин — гость на свадьбе

в титрах не указаны

  • Пётр Щербаков — гость
  • Владимир Земляникин — друг Петрыкина
  • Елена Коренева — девушка с книгой в библиотеке
  • Валентина Титова — гостья на свадьбе
  • Юрий Киреев — друг Петрыкина
  • Иван Жеваго — гость на свадьбе
  • Ирина Калиновская — медсестра, делавшая перевязку Ганже
  • Валентина Ушакова — женщина с гитарой на свадьбе
  • Александр Вдовин — Чувичкин, молодой отец
  • Любовь Мышева — работница

«Розыгрыш» (1976), режиссер Владимир Меньшов

Сценарий драмы из жизни старшеклассников, написанный Семеном Лунгиным, несколько лет пылился в архиве «Мосфильма». Его посчитали неинтересным и бесперспективным. Браться за съемки заведомо провальной картины не хотел никто. Никто, кроме будущего лауреата «Оскара», а на тот момент — выпускника аспирантуры ВГИКа Владимира Меньшова. За его плечами была всего одна короткометражка, но режиссер решил рискнуть и забрал неугодный корифеям сценарий. Результат превзошел все ожидания.

В 1977 году «Розыгрыш» занял 10-е место в советском прокате — фильм посмотрели почти 34 миллиона зрителей. Лента была удостоена приза ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» как лучший фильм для детей и юношества. Всесоюзный кинофестиваль в Риге отметил картину премиями за лучшую женскую роль (Евгения Ханаева) и сценарий (Семен Лунгин).

Действие фильма разворачивается в обычной советской школе. Лидер 9 «Б» класса Олег Комаровский (Андрей Гусев) подговорил одноклассников соврать учительнице математики Марии Васильевне (Евгения Ханаева): якобы она не предупреждала о контрольной работе. Обман раскрыт, все причастные получили по единице, в классе назревает конфликт. Против Комаровского выступает новый ученик Игорь Грушко (дебют Дмитрия Харатьяна).

В «Розыгрыше» сыграли свои первые заметные роли актрисы Наталья Вавилова и Евдокия Германова. Второстепенные роли одноклассников главных персонажей сыграли не актеры, а обычные старшеклассники из московских школ.

Роли учителей и родителей исполнили звезды — Зиновий Гердт, Олег Табаков, Наталья Фатеева, Евгения Ханаева. Владимир Меньшов тоже появляется на экране — в роли физрука.

Сразу четырех актеров из «Розыгрыша» — Наталью Вавилову, Олега Табакова, Евгению Ханаеву и Гарри Бардина — режиссер взял в свой следующий фильм «Москва слезам не верит», получивший в 1989 году «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

«Розыгрыш» можно смотреть как гид по московским достопримечательностям: в нем можно увидеть и знаменитый бассейн «Чайка», и Большой Москворецкий мост, и великолепный дом с кошками в Подсосенском переулке. Основные съемки проходили в московской школе № 59 имени Н.В. Гоголя (бывшая Медведниковская гимназия) в Староконюшенном переулке. Еще в начале прошлого века Медведниковская гимназия считалась одной из лучших в Москве. Здание для нее построили в 1904 году по проекту Ивана Кузнецова — участок и капитал для этого пожертвовала купчиха Александра Медведникова. Сейчас здание закрыто на капитальный ремонт, школа переехала. Тем, кто не бывал внутри, узнать здание непросто: вход в школу снимали совсем в другом месте — у первого корпуса Московского института инженеров железнодорожного транспорта (сейчас — МГУПС).

Фильм запомнился зрителям еще и прозвучавшими в нем песнями на музыку Александра Флярковского. Одна из них — «Школьный вальс» — сразу же после выхода фильма на экраны получила сумасшедшую популярность. Она и сегодня, сорок с лишним лет спустя, часто звучит в школах на выпускных:

«Когда уйдем со школьного двора

Под звуки нестареющего вальса,

Учитель нас проводит до угла,

И вновь — назад, и вновь ему с утра —

Встречай, учи и снова расставайся,

Когда уйдем со школьного двора».

Создатели фильма

Алексей Коренев

Сценарий к фильму «Большая перемена» был написан Алексеем Александровичем Кореневым (режиссером картины) и Георгием Михайловичем Садовниковым.

Оператор фильма «Большая перемена» – Анатолий Михайлович Мукасей. Леонид Дмитриевич Платов – художник картины.

Музыкальное сопровождение к ленте написал Эдуард Савельевич Колмановский, а тексты к песням – Михаил Исаевич Танич.

Монтажом фильма «Большая перемена» занималась П. Чечеткина, костюмы подбирала Ш. Быховская, грим наносила М. Быковская.

Звукорежиссеры картины – Валерий Георгиевич Попов, Валентина Щедрина.

Актеры фильма «Девчата».

Опасные моменты «Большой перемены»

Фото: кадр из фильма

В фильме было несколько моментов, которые могли закончиться трагично для членов съемочной группы. В одном эпизоде Нестор Петрович должен был в костюме прыгнуть в воду, но о том, что он плохо плавает, Кононов никого не предупредил.

Анатолий Мукасей вспоминает: «Мишка так это точно сыграл, что у всех было ощущение, что он отлично сыграл. Но потом выяснилось, что он действительно тонул. И если бы Ролан Быков, который снимался с ним в одной сцене, вовремя бы не подсуетился, неизвестно, чем бы окончились съемки для Кононова. Так что он в прямом смысле слова обязан своим спасением Быкову».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector