Ефим копелян

Детские годы

Вплоть до 1929 года Ефим Копелян вместе с семьей прожил в Речице. В детстве мальчик представлял себя то художником, то архитектором. Ему нравилось рисовать, он мог заниматься этим часами. Также ребенок любил читать. В возрасте 12 лет он познакомился с творчеством Шекспира. Его любовь к этому автору началась с произведения «Король Лир», которое он прочитал взахлеб. Книга произвела на Ефима столь сильное впечатление, что он перечитал всего Шекспира.

В детстве Копелян и представить себе не мог, что ему суждено стать известным актером. Мальчик никогда не участвовал в самодеятельности. В 1928 году он окончил Речицкую трудовую школу.

Фильмы

Кинематографическая биография Ефима Копеляна началась в начале 30-х годов. Кинодебют состоялся в картине «Ошибка героя», где артист предстал в роли балалаечника. Но второе появление на экране состоялось только спустя 9 лет. Это были эпизодические роли в спортивном фильме «Боксеры» и приключенческой ленте «Танкер «Дербент».

Ефим Копелян в фильме «Балтийская слава»

С началом войны кинокарьера Ефима приостановилась. Нового предложения пришлось ждать 8 лет. В начале 50-х фильмография уже признанного театрального актера пополнялась участием в телевизионных спектаклях, таких как «Разлом», «Любовь Яровая». Затем последовали работы в экранизации «Овод», историко-революционном фильме «Пролог».

Благодаря колоритной внешности артисту поручают роль попа Гапона, бурового мастера из Баку, казачьего есаула. В военном фильме Яна Фрида о революции 1917 года «Балтийская слава» Копелян сыграл одного из вершителей переворота. Главные роли в картине достались Иосифу Кутянскому, Павлу Кадочникову. Еще в двух лентах, посвященных революционному движению, актер предстал в образе Льва Троцкого («В дни Октября») и Григория Орджоникидзе («Кочубей»). Во втором фильме главного героя представил зрителям Николай Рыбников.

Ефим Копелян в фильме «До свидания, мальчики»

В начале 60-х военные и революционные фильмы сменились социальными драмами и киноповестями. В фильме о космонавтах «Самые первые» Копелян сыграл научного сотрудника, в киноленте «713-й просит посадку» предстал пассажиром самолета.

Первые яркие роли достались артисту в конце 1960-х и в начале 1970-х. В военной киноповести «До свидания, мальчики», где главных героев сыграли Евгений Стеблов, Николай Досталь, Михаил Кононов, Виктория Федорова, актеру досталась эпизодическая роль жестянщика. Фильм посмотрела 13-миллионная зрительская аудитория, что сразу повлияло на популярность артистов, участвующих в фильме.

Ефим Копелян в фильме «Даурия»

Затем последовали «Неуловимые мстители», «Новые приключения неуловимых», «Опасные гастроли», «Преступление и наказание», «Николай Бауман», «Даурия» – эти картины принесли Ефиму Копеляну настоящую известность. Актер играл настолько многогранно и талантливо, что даже в крошечной роли запоминался зрителю навсегда.

Актер обладал замечательным голосом, за что Копеляна ценили многие режиссеры. Негласно актера называли Ефим Закадрович. Этот проникновенный голос звучал во многих фильмах как закадровый текст автора. Самая знаменитая работа Копеляна в озвучивании – лента «17 мгновений весны».

Ефим Копелян в фильме «Ольга Сергеевна»

В 1973 году Ефим Захарович Копелян получил звание Народного артиста Советского Союза. Последней работой актера стала роль Михаила Лукича Кафтанова из популярного телесериала середины 70-х годов «Вечный зов». Копелян снимался в фильме до последних дней, пока был здоров. Помимо этого, Ефим Захарович появился еще в двух значимых проектах времени – водевиле «Соломенная шляпка» и драме «Ольга Сергеевна».

«После «Семнадцати мгновений весны» друзья стали называть Копеляна Ефимом Закадровичем»

 — Копелян любил выпить?

 — Он пил много, но Во-первых, Фима умел пить. Я всегда поражался тому, что вечером он спокойно потреблял 700-800 граммов водки, утром бодрым и подтянутым шел на съемку, в течение всего рабочего дня на «Мосфильме» подпитывался водочкой, затем ехал в Питер, где вечером играл спектакль, снова выпивал и возвращался поездом в Москву. На следующий день все повторялось. Для Копеляна водка не была проблемой. Казалось, она ему не вредила. Увы, сейчас каждый, кто любил с ним выпить, мог бы задуматься о степени своей вины в том, что Копелян так быстро сгорел. Но уже поздно

Фима был компанейским человеком. Хотя больше любил слушать, чем рассказывать. Души не чаял в своем Большом драматическом театре. Помню рассказ Фимы о том, как в спектакле «Скованные одной цепью» он играл одного из двух пленников-беглецов. Перед выходом на сцену Копелян вместе со своим партнером бегали по ступеням. Их появление зрители всегда воспринимали бурными аплодисментами. Ведь после такой «разминки» не поверить в то, что эти тяжело дышащие и раскрасневшиеся люди только что сбежали из тюрьмы, было невозможно!

 — Копелян никогда не жалел, что не снялся в «Семнадцати мгновениях весны»?

 — После этого фильма друзья начали называть его Ефимом Закадровичем. Фима не обижался на нас за такое баловство. Он рассказывал, что режиссер телесериала Татьяна Лиознова даже писала для него роль, но в последний момент все переигралось. Судя по словам Копеляна, он ничуточки не жалел о том, что его лица нет в фильме. Зато голос красной нитью прошел через всю ленту. И какой голос! Каждое слово врезается в сознание зрителя.

 — Как оказалось, у Копеляна было очень слабое сердце, и в итоге он умер от инфаркта. Было заметно, что у него проблемы со здоровьем?

 — Я ни разу не слышал от Фимы даже намека на плохое самочувствие. Он категорически отвергал лекарства. Был бодр и улыбчив до самого последнего дня своей жизни Он умел очаровывать людей. Иногда одного его слова было достаточно, чтобы человек сменил гнев на милость. Расскажу такой случай. Однажды мы с Копеляном очень поздно возвращались со съемки, и я предложил Фиме заночевать у меня дома. Увидев меня, мама начала ворчать по поводу того, что я так поздно возвращаюсь домой. Вошедшему за мной Фиме достаточно было сказать простое «Здравствуйте!», чтобы мама успокоилась и тут же рассыпалась в комплиментах ему как актеру. Поверьте, устоять перед улыбкой Копеляна было невозможно!

2349

Читайте нас у Telegram-каналі,
та

Письма нежные

Они поженились, когда Людмиле было 19, а Ефиму — 29. Пять лет он прожил с актрисой Татьяной Певцовой. Но настоящее семейное счастье обрел только со второй попытки.

Встреча в коридоре БДТ, короткий флирт. Долгие прогулки по городу, когда невозможно наговориться. И «скоропалительная» женитьба — неожиданно он велел ей быстренько «слетать» домой за паспортом и вернуться на Фонтанку. К ЗАГСу…

Это было в мае 1941-го. Вместо свадебного путешествия молодожены отправились с театром на гастроли. А 22 июня, добираясь на барже из Ашхабада в Баку, узнали, что началась война…

Театр эвакуировали в Вятку. Людмила почти на три месяца слегла с брюшным тифом в Боткинские бараки. Ефим попал в народное ополчение и мог навещать жену. С армейским пайком…

А потом началась блокада. Людмилу пригласили в Театр Балтийского флота. Она выступала во фронтовых бригадах — на кораблях и подводных лодках. Играла в осажденном городе — в спектакле «У стен Ленинграда». Холод, голод, трупы на улицах, идешь, а рядом дом рушится от артиллерийского обстрела, и пули над головой свистят, вспоминала Людмила Иосифовна… Спасла их, видимо, только любовь. Фронт был рядом — Ефиму удавалось приезжать в город. А между встречами были письма. Нежные, веселые, трогательные… Которые она будет хранить всю жизнь.

Недуг и уход талантливого актера

Востребованность в театре и кино отнимали у него много сил. Из-за этого здоровье Ефима Захаровича пошатнулось – случился инфаркт. Медики сделали все возможное, чтобы поставить актера на ноги.

Людмила Макарова просила мужа оставить работу, но он говорил: “Пока во мне нуждаются, буду играть”. Чтобы поправить здоровье, Копеляна направили в санаторий в Мельничном Ручье. Накануне Международного женского праздника ему стало плохо. К сожалению, никто не поинтересовался, как он себя чувствует. Когда все же приехала карета скорой помощи, было поздно.

Это печальное событие случилось 6 марта 1975 года. Могила замечательного актера находится на Волковском кладбище, город Санкт-Петербург. Ефим Захарович не только снимался в картинах, но и занимался дубляжом. Его необычный, проникновенный голос звучит за кадром легендарного х/ф “Семнадцать мгновений весны”. После премьеры экранизации критики писали, что удачный ход Татьяны Лиозновой принес ленте 50% успеха.

Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.

Семья и выбор профессии

Ефим Захарович появился на свет в марте 1912 года в одном из старейших городов Республики Беларусь – Речица. По национальности еврей. Отец, Залман Давидович, был официальным товароведом, работал на лесозаготовительном заводе, которым владели родственники. Мама, Мария Френкель, вела домашнее хозяйство. Родители, кроме Ефима, воспитывали пятерых сыновей.

В свободное время глава семейства любил рисовать. Дети с интересом наблюдали за его мастерством. Позже два старших сына стали художниками. Ефим же отдал предпочтение архитектуре.

Ефим Копелян в молодости

После революционных событий 1917 года, Копеляны потеряли все свое состояние. Им пришлось снять небольшую квартиру. После окончания школы Ефим отправился в Ленинград, чтобы поступить в художественное училище. Правда, экзамены провалил и устроился токарем на заводе “Красный путиловец”.

Через год удача ему улыбнулась. Парня приняли в Институт пролетарского изобразительного искусства на архитектурное отделение. Практически все студенты старались где-то подзаработать деньги. Кто-то из сокурсников Копеляна посоветовал ему принять участие в театральной массовке. Происходящее на сцене так его увлекло, что спустя два года парень бросил ВУЗ и поступил в студию при БДТ.

Фильмы Ефима Копеляна


Ефим Копелян (справа) в роли Елисея Каргина и Аркадий Трусов в роли Андрея Улыбина в художественном фильме Виктора Трегубовича «Даурия» (1971)


Ефим Копелян (слева) в роли Саввы Морозова и Игорь Ледогоров в роли Николая Баумана в художественном фильме Семена Туманова «Николай Бауман» (1967)


Ефим Копелян в роли Аркадия Свидригайлова в художественном фильме Льва Кулиджанова «Преступление и наказание» (1969)

В кино Ефим Копелян начал сниматься еще в 1930-х. Дебютировал он в роли балалаечника в картине «Ошибка героя». Как и в театре, играть ему чаще всего приходилось отрицательных персонажей.

Как киноактер Копелян стал известен в 1967 году благодаря роли купца Саввы Морозова в фильме «Николай Бауман». Кроме него в картине снялись Элина Быстрицкая, Ирина Мирошниченко и Сергей Никоненко. Через год за фильм «Николай Бауман» Копелян получил вторую премию за лучшую мужскую роль на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде.

В 1960-х Копелян снялся в нескольких популярных фильмах — «До свидания, мальчики!», «713-й просит посадку», «Интервенция». Сыграл он и в трех частях советского вестерна «Неуловимые мстители». Актеру досталась роль атамана Бурнаша — предводителя анархистов. Его банда грабила крестьян, сражалась с красноармейцами. Атамана Бурнаша Копелян исполнил в своей манере — почти без эмоций и с иронией. Из-за этого зрителям казалось, что его атаман не охотится за неуловимыми мстителями, а подшучивает над ними. Актриса Татьяна Доронина писала: «Ефим Копелян ― один из самых скупых на внешние обозначения актеров. <…> Копелян никогда не играл «слова», он играл то, что за словами, за всем видимым и слышимым, то, что таят сердце и подсознание»</…>.

Атаман Бурнаш стал одним из самых популярных героев Копеляна. Артист позднее вспоминал, что на улицах его часто останавливали дети, которые хотели познакомиться с киногероем. А иногда они подражали неуловимым мстителям и устраивали на Копеляна охоту — актера забрасывали снежками, преследовали на улице.

Другой известной ролью Копеляна был Свидригайлов из экранизации романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Критики писали, что актер сумел убедительно показать переживания героя.

Сыграл Копелян и в экранизации романа Константина Седых «Даурия» о судьбе казаков Забайкалья во время Первой мировой и Гражданской войны. Персонажем актера был атаман Елисей Каргин.

Известен Ефим Копелян был и как актер дубляжа. Он читал авторский текст — мысли Штирлица — в сериале «Семнадцать мгновений весны». Изначально Татьяна Лиознова хотела дать актеру небольшую роль, но отказалась от этой идеи и специально для Копеляна написала закадровый текст.

На озвучивание «Семнадцати мгновений весны» Копелян ездил каждые выходные после вечерних спектаклей из Ленинграда в Москву. О работе над этой картиной актер позднее говорил: «Я не Ефим Захарович, а Ефим Закадрович — я же все время за кадром».

За «Семнадцать мгновений весны» Ефим Копелян получил Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых. А в 1973 году актеру присвоили звание народного артиста СССР.

Интересные факты

Однажды Ефим Копелян чуть было не расстался со своими знаменитыми усами. Он сбрил их, и в таком виде попался на глаза Товстоногову. Режиссер заявил, что актер утратил свою индивидуальность. Это замечание вынудило Ефима Захаровича вновь отрастить свои усы.

Копелян никогда не скрывал, что ему нравятся далеко не все роли, сыгранные им в кино. Актер гордился образами, созданными в «Даурии», «Николае Баумане», «Преступлении и наказании».

Внешняя сдержанность Ефима Захаровича часто обманывала окружающих. Люди, которые плохо его знали, считали актера мрачным, необщительным. Из воспоминаний жены и друзей Копеляна следует, что в действительности он был смешлив, как ребенок. В последние годы актер тяготился маской глубокомысленной скептичности, которая к нему прилипла. Он мечтал сыграть в комедии. Свой комедийный дар Ефим Захарович получил возможность в полной мере продемонстрировать в спектакле «Ханума».

Фото Ефима Копеляна можно увидеть в статье.

Биография

Ефим Копелян – советский актер театра и кино, ведущий артист труппы Ленинградского БДТ (руководитель Георгий Товстоногов). Всесоюзную известность получил после появления на экране в фильмах «Неуловимые мстители», «Интервенция», «Судьба резидента», «Вечный зов».

Ефим Копелян родился в белорусском городе Речица в апреле 1912 года в зажиточной семье. По национальности Копеляны были евреями. Дед по матери владел лесопильным заводом. Отец работал заготовителем леса. Мама заботилась о семье, в которой росло шестеро детей, и все – сыновья.

Актер Ефим Копелян

Родные Ефима были поклонниками искусства. Отец и двое старших братьев рисовали. Позднее старший брат Исаак даже стал знаменитым художником-оформителем. Владел кистью и будущий артист. Ефим мечтал о профессии архитектора.

Мир искусства манил Копеляна с ранних лет. Однажды Ефиму попался в руки томик Уильяма Шекспира. Мальчик прочитал «Короля Лир» и был сражен красотой произведения. Вряд ли в столь юном возрасте он понял философский подтекст трагедии, но в считанные дни перечитал все, что написал великий британец. Тогда Ефим Копелян даже не догадывался, что придет время, и он сам сыграет на подмостках театра героев, которые вызвали бурю эмоций в детстве.

Ефим Копелян

После окончания «семилетки» в родном городке юноша отправился в Ленинград. Здесь некоторое время трудился токарем на «Красном Путиловце», присматривался к новому городу. А присмотревшись, отнес документы в Академию художеств, где был архитектурный факультет. На тот момент Ефиму исполнилось 17 лет.

Однажды парень с целью заработать карманные деньги пришел в Большой драмтеатр. Здесь как раз требовались юноши его возраста для массовки. Копелян навсегда остался в БДТ.

Личная жизнь

Супругом Людмилы Иосифовны стал партнер по сцене БДТ Ефим Копелян. В личной жизни актрисы это был единственный брак. Уже после первой встречи они почувствовали симпатию друг к другу, но поженились только спустя 2 года. Артистка любила вспоминать, как Ефим сделал ей предложение – просто велел взять свой паспорт и подъехать к загсу на Фонтанке, где она стала его женой. Свадьбу сыграли в мае 1941-го, и уже через месяц молодых супругов разлучила война.

Людмила Макарова в молодости с мужем Ефимом Копеляном и сыном

Копелян ушел в народное ополчение добровольцем, а Людмила ждала его в Ленинграде. Хотя его фронт проходил рядом с городом, виделись супруги редко. Несмотря на это, Ефим находил возможность передать жене часть своего пайка и трогательные подбадривающие письма. Отношения супругов всегда были теплыми и доверительными, их не портили ни ревность, ни тяготы жизни, а справляться с трудностями обоим помогало чувство юмора.

После победы семья воссоединилась. В 1948 году у них родился сын Кирилл, который позже пошел по стопам родителей и выбрал для себя актерскую профессию. Макарова пережила обоих близких людей.

В 1957-м не стало ее мужа, а в 2005-м – сына. Копелян страдал болезнью сердца и умер в 62 года от обширного инфаркта. Кирилл тяжело болел – после серьезного инцидента, связанного с дракой, он стал инвалидом 1-й группы. Он так и не женился, и все заботы о нем легли на плечи престарелой матери. Сын Макаровой скончался, не дожив до 50 лет.

Пережить горе артистке помогла любимая работа – до последних лет она выходила на театральную сцену. В спектакле «Кошки-мышки» она играла после ампутации ноги, сидя в инвалидной коляске.

Начало кинокарьеры

Из биографии Ефима Копеляна следует, что на съемочную площадку он впервые попал в 1932 году. Начинающий актер дебютировал в картине «Ошибка героя». Роман Ефима Захаровича с кинематографом долгое время не складывался. Копеляну предлагали в основной своей массе небольшие роли. Первые его фильмы перечисляются ниже.

  • «Танкер «Дербент».
  • «Боксеры».
  • «Разлом».
  • «Джамбул».
  • «Любовь Яровая».
  • «Овод».
  • «Пролог».
  • «Искатели».
  • «Старик Хоттабыч».
  • «Балтийская слава».
  • «В дни Октября».
  • «Кочубей».
  • «Достигаев и другие».
  • «Самые первые».
  • «Молчат только статуи».
  • «В мертвой петле».
  • «Все остается людям».
  • «Два воскресенья».
  • «Зима тревоги нашей».
  • «Рембрандт».
  • «Сон».
  • «До свидания, мальчики».
  • «Совесть не прощает».
  • «Авария».
  • «Время, вперед!».
  • «На одной планете».
  • «Жизнь Галилея».
  • «Страх и отчаяние в Третьей империи».
  • «Обещание счастья».
  • «26 бакинских комиссаров».

Список фильмов Ефим Копелян

1975

  • Повесть о человеческом сердцеАктер 
  • Ярослав ДомбровскийАктер (князь Бебутов) 
  • Ольга СергеевнаАктер (Александр Дубровский) 

1974

  • Последний день зимыАктер (Маврин) 
  • Соломенная шляпкаАктер (месье Бопертюи) 
  • Северный вариантАктер (министр) 
  • Если хочешь быть счастливымАктер: Дубляж 

1973

  • Вечный зовАктер (Михаил Лукич Кафтанов) 
  • Открытая книгаАктер (Павел Максимов) 
  • Исполняющий обязанностиАктер (Ашот Бадалян) 
  • Старая крепостьАктер (доктор Григоренко) 
  • Это сильнее меняАктер 
  • ДокерАктер 
  • Крах инженера ГаринаАктер (Гастон — «Утиный нос») 
  • Семнадцать мгновений весныАктер (текст от автора, озвучка) 

1972

  • Возвращение / VozvraschenieАктер (академик Григорий Ванунц) 
  • 31-й отделАктер (комиссар полиции Иенсен) 
  • Хроника ночиАктер (Луис) 
  • Тайник у красных камнейАктер 
  • СвеаборгАктер (Нотара) 
  • ГроссмейстерАктер 
  • Похищение в Париже / L’attentatАктер: Дубляж 

1970

  • Корона Российской империи, или Снова неуловимыеАктер (атаман Бурнаш) 
  • ЧайкаАктер (Евгений Дорн) 
  • Сердце РоссииАктер (Константин Рябцев) 
  • Мир хижинам – война дворцамАктер (Гервасий Драгомирецкий) 
  • Судьба резидентаАктер (генерал Сергеев) 
  • Адам и ХеваАктер (рассказчик, озвучка) 
  • Мы покупаем пожарную машину / Wir kaufen eine FeuerwehrАктер: Дубляж 

1969

  • Смерть Вазир-МухтараАктер (Алаяр-хан) 
  • Преступление и наказаниеАктер (Свидригайлов) 
  • Опасные гастролиАктер (Бобруйский-Думбадзе Иван Тариэлович) 
  • Её имя – ВеснаАктер 
  • Дело гражданина вне всяких подозрений / Indagine su un cittadino al di sopra di ogni sospettoАктер: Дубляж 

1968

  • ИнтервенцияАктер (Филипп) 
  • КрахАктер (Вячеслав Рудольфович Менжинский) 
  • Наши знакомыеАктер (доктор Дорн) 
  • Новые приключения неуловимыхАктер (атаман бурнаш) 
  • Ошибка резидентаАктер (Генерал Сергеев) 
  • Гроза над БелойАктер (Ханжин) 
  • Особое мнениеАктер (Ключарёв) 
  • Лев готовится к прыжку / Az oroszlán ugrani készülАктер: Дубляж 
  • Знамёна самураев / Fûrin kazanАктер: Дубляж 
  • Убийство в понедельник / Mord am MontagАктер: Дубляж 
  • Ох, уж этот дед! / Ce sacré grand-pèreАктер: Дубляж 
  • Поэма двух сердецАктер: Дубляж 

1967

  • Софья ПеровскаяАктер (Лорис — Меликов) 
  • Бабье царствоАктер (Каспа) 
  • Семь нот в тишинеАктер (читает текст, озвучка) 
  • Николай БауманАктер (Морозов) 
  • Снег среди летаАктер: Дубляж 
  • Женя, Женечка и «Катюша»Актер: Дубляж 

1966

  • Неуловимые мстителиАктер (атаман Бурмаш) 
  • Как Вас теперь называть?..Актер (Кольвиц) 
  • Тайна пещеры КаниютаАктер: Дубляж 
  • Похищенный дирижабль / Ukradená vzducholodАктер: Дубляж 

1965

  • Обещание счастьяАктер (рассказчик) 
  • На одной планетеАктер (испанский посол) 
  • Время, вперед!Актер (Налбандов) 
  • АварияАктер 
  • 26 бакинских комиссаровАктер 
  • Никто не хотел умиратьАктер: Дубляж 
  • Сегодня премьера 

1962

  • Молчат только статуиАктер (Генри Смит) 
  • 713-й просит посадкуАктер (коммивояжёр) 
  • Золотой зуб / Zlatniyat zabАктер: Дубляж 

1958

  • В дни ОктябряАктер (Л. Д. Троцкий) 
  • КочубейАктер 
  • Мистер ИксАктер: Хроника, В титрах не указан (поклонник Теодоры, в титрах не указан) 

Личная жизнь

На заре актерской карьеры Копелян познакомился с коллегой Татьяной Певцовой. Молодые люди немного повстречались и решили пожениться. В этом браке детей не было. Совместная жизнь супругов продлилась всего пять лет.

Свою настоящую любовь, Людмилу Макарову, актер встретил в БДТ. Им хватило одного взгляда, чтобы “зажегся огонь” любви, который не угасал 35 лет. Весной 41-го молодые люди пошли в ЗАГС и вскоре расписались.

Ефим Копелян, Людмила Макарова и Кирилл Копелян (справа)

На некоторое время война разлучила молодоженов. Её, вместе с театром, эвакуировали в Киров. Копелян отказался уезжать из блокадного Ленинграда, вступил в народное ополчение. Людмила Иосифовна очень переживала за мужа. Ведь часто концерты, в которых он участвовал, проходили в эпицентре военных действий. Многие актеры погибли, хотя и не сражались на поле боя.

В 1945-м году супруги воссоединились. Очень хотели иметь детей и Господь подарил им чудесного малыша. Сына назвали Кириллом. Впоследствии он окончил ЛГИМиК. Служил в Театре драмы и комедии на Литейном. Сыграл две роли в картинах “Ханума” и “Атланты и кариатиды”. Ушел из жизни в октябре 2005 года.

Ефим Захарович слыл сдержанным человеком. Никогда не давал волю чувствам, хотя обожал жену и сына. Его уважали за отзывчивость, порядочность, умение ладит с людьми. Копелян всегда находился в окружении поклонников, которые признавались в любви, писали письма, просили автограф. Несмотря на большую популярность, актер оставался простым в общении. Никогда не давал Макаровой повод для ревности, был примерным семьянином.

Детство и юность

Людмила Иосифовна Макарова, русская по национальности, родилась в Петрограде (Санкт-Петербурге) 20 октября 1921 года. В детстве девочка мечтала быть балериной, но не смогла ею стать из-за болезни ног (которая потом будет мучить артистку до конца жизни).

Чтобы отвлечь дочь от несбывшейся мечты о танцах, мать отвела ее в драматический кружок, где маленькая Люда с восторгом открыла для себя манящий и яркий мир театра. Педагоги заметили в девочке несомненный талант, и в 1938 году она перешла в студию при Ленинградском драматическом театре имени М. Горького.

Людмила Макарова и Инна Макарова

Людмиле Макаровой часто приписывали родство с Инной Макаровой, даже считали их сестрами. Но, несмотря на некую похожесть, артистки просто однофамилицы.

Театр

Людмилу включили во второй состав, и в том же 1938-м юная артистка дебютировала в эпизодической роли в спектакле «Кубанцы». Через 3 года Макарова, закончив учиться в студии, перешла на службу в Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова и стала полноценной актрисой основного состава. Там она успела сыграть всего одну серьезную роль – Аню в постановке «Вишневый сад».

Реализации творческих планов помешала война. БДТ эвакуировали в Киров, но Макарова отказалась ехать с труппой и осталась в Ленинграде, где поступила на временную службу в театр Балтийского флота. Вместе с другими актерами они ставили спектакли в портах, на кораблях и один раз даже на подводной лодке. Они не прекращали работу даже в блокадное время, выступая в ДК «Выборгский», а после освобождения города продолжили выступать в составе фронтовых бригад.

Расцвет творчества Людмилы Макаровой пришелся на послевоенные годы. В 1945 году она вернулась в родной БДТ. Актриса с готовностью примеряла на себя разные образы – заботливых матерей, легкомысленных любовниц, героинь труда и войны – казалось, не было ролей, с которыми она бы не справилась. На спектакли с ее участием – «Три сестры», «Мещане», «Ревизор», «Иркутская история» – было непросто достать билет.

Людмила Макарова в молодости

Самой блистательной работой Макаровой стала роль в спектакле «Ханума», который благодаря ей стал своего рода театральным бестселлером. Постановка Товстоногова долго шла в театре БДТ, а снятая позже телеверсия прославила актрису на всю страну. Острая на язык сваха, пытающаяся устроить счастье молодых, покорила сердца зрителей.

«Фима курил дорогие сигареты, которые по блату и за большие деньги доставали ему друзья-пограничники»

 — Сергей Юрский, который долгое время играл с Копеляном на одной сцене, так охарактеризовал Ефима Захаровича: «Усы, трубка, голос, покой». Что можете добавить к этому перечню?

 — Абсолютную надежность. Достаточно было одной минуты общения с Копеляном, чтобы понять: этот человек никогда не поступит подло.

Люди, хорошо знавшие Фиму, действительно запомнили его как заядлого курильщика трубки. Хотя изначально он курил дорогие сигареты типа «Мальборо», которые по блату и за большие деньги доставали ему друзья-пограничники. В один прекрасный момент Фиме надоело, что у него вечно «стреляют» сигареты (а их было очень трудно достать), поэтому он перешел на трубку. Кто-то рассказывал интересную историю. Когда очередной актер подошел к Фиме «стрельнуть» курево, Копелян нехотя протянул ему пачку. Вытягивая сигарету, актер поинтересовался: «И где вы такие хорошие сигареты берете?» Копелян посмотрел на него тяжелым взглядом и отрезал: «Это вы берете. А я покупаю!» Перейдя на трубку, Фима стал курить табак «Золотое руно», у которого был очень насыщенный и приятный аромат.

 — Артем Яковлевич, с Копеляном вы познакомились более полувека назад. Помните вашу первую встречу?

 — Конечно! Нас познакомил мой друг, актер Семен Соколовский. Это произошло на киностудии «Арменфильм», куда Фиму пригласили на пробы фильма «Камо» (лента вышла на экраны в 1958 году.  — Авт. ). Копелян поразил меня своей скромностью и простотой. А главное — актерской игрой. Пробы он прошел блестяще. Но высшее партийное руководство посчитало несуразным брать на главную роль неармянина. Увидев расстроенного Копеляна, я подошел к нему: «Знаешь, Фима, а я ведь и не знал, что ты не армянин вовсе. Фамилия-то у тебя наша, армянская!» Копелян поднял голову, окинул меня взглядом и говорит: «Мне это напомнило один анекдот. В поезде едут еврей и китаец. Еврей спрашивает китайца: «Скажите, вы случайно не еврей?» — «Нет, я китаец».  — «А папа ваш не еврей?» — «Нет, папа тоже китаец».  — «А мама?» — «И мама китаянка».  — «А может, отец мамы был еврей?» Когда китайцу этот допрос надоел, он воскликнул: «Да, да, я — еврей!» — «Что вы говорите? — удивился еврей.  — А почему же вы так похожи на китайца?»

 — О шутках и проделках Копеляна ходили легенды!

— Когда я, Юра Яковлев и Копелян снимались в фильме «Крах операции «Террор», Фима договаривался с осветителем, чтобы тот приносил нам на съемочную площадку водку. Выставив свет, осветитель незамысловатым жестом — щелкнув указательным пальцем по шее — показывал, что все уже разлито. В перерыве мы говорили Владимиру Чеботареву (режиссер картины.  — Авт. ), что хотели бы подкорректировать свет, бежали вверх по лестнице к осветителю и молниеносно выпивали. Пили 150-граммовыми стаканами. Морщились все, кроме Копеляна. Он быстро выпивал водку, как воду, занюхивал ее кусочком колбаски и как ни в чем не бывало, возвращался на съемочную площадку. Режиссер никак не мог понять, почему у нас после каждого перерыва глаза становятся все веселее. Однажды Чеботарев не выдержал: «Я не понимаю, почему вы ходите все такие веселые?» Фима ему ответил: «Понимаешь, Володя, мне через пять часов снова в Питер возвращаться. Мы же редко видимся с ребятами, вот и радуемся встрече » Он говорил это с таким серьезным выражением лица, что не верить ему было нельзя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector