«в сериале про ободзинского правды пять процентов»

Биография

Валерий Ободзинский — легендарный советский эстрадный певец, заслуженный артист РСФСР, ставший невероятно популярным в 70-х годах 20-го века благодаря исполнению известных хитов «Эти глаза напротив», «Восточная песня», «Вечная весна» и др. Сегодня эти песни можно услышать и в репертуаре других музыкантов, но именно Ободзинский был первым певцом, исполнившим их со сцены.


Валерий Ободзинский в детстве

Валерий родился в Одессе в разгар Второй мировой войны. Оба родителя мальчика ушли добровольцами на фронт, и внука растила бабушка Домна Кузьминична. Вместе с Валерой воспитывался и его родной дядя, который был старше племянника всего на 2 года. Во время оккупации Одессы Ободзинский чуть было не погиб от расстрела фашистским солдатом, который заподозрил мальчика в воровстве.

Тяжелое послевоенное детство не позволило маленькому Валерию заниматься музыкой, хотя его предрасположенность к творчеству была заметна всем окружающим. Он самостоятельно выучился играть на гитаре и пел вместе с мальчишками на Приморском бульваре, зарабатывая в уличной труппе.


Валерий Ободзинский в молодости

Ободзинский рано начал работать, сначала кочегаром, затем изготавливал матрасы и фурнитуру для мебели, а также совершил один рейс в качестве массовика-затейника на теплоходе «Адмирал Нахимов».

С творческой профессией юноша столкнулся в 17 лет, когда его пригласили поучаствовать в эпизоде художественного фильма «Черноморочка», где он сыграл роль одного из музыкантов оркестра. Актером Ободзинский не стал, но в тот момент окончательно понял, к чему тянется его душа.


Валерий Ободзинский в фильме «Черноморочка»

При первой же возможности он уезжает в Томск, где обучается игре на контрабасе в музыкальном училище. Первой музыкальной сценой Валерия Ободзинского стали подмостки Томской филармонии. Позднее он выступал в костромской и донецкой филармониях, уже как вокалист. Также был солистом очень популярного в то время оркестра Олега Лундстрема, с которым объездил весь Советский Союз.

Дочь Валерия Ободзинского – Анжела Ободзинская

После появления на свет первой дочери, названной им Анжелой, Валерий Ободзинский попытался избавиться от алкоголизма. Он всё своё свободное время посвящал своей дочке, но вследствие занятости это было очень редко. Окончив школу, девушка пошла по стопам отца, став певицей. В последнее время она исполняет песни, исполненные её отцом.

Анжела счастлива в браке. Её супруг Сергей всячески поддерживает жену в её начинаниях. Их брачным узам уже более тридцати лет. В браке родился единственный сын, который недавно женился.

Дочь Валерия Ободзинского – Анжела Ободзинская отрицательно отнеслась к сериалу о своём великом отце. Она подала в суд на создателей сериала, но потом отозвала иск, говоря, что эти люди, которые опорочили память её отца, сделав его алкашом и наркоманом, будут наказаны высшим судом.

На пике славы

С полюбившейся слушателям «Восточной песней» связана забавная история, часто упоминаемая в биографии Валерия Ободзинского. Валерий исполнил «Восточную» на одном значимом худсовете. Бдительным членам комиссии пришлись не по душе слова «В каждой строчке — только точки после буквы л…». На кого это авторы намекают? Уж не на Ленина ли, юбилей которого грядет? А может, на Леонида Ильича? Такую двусмысленность ярые советские партократы не могли допустить. Но в этот раз идеологическая машина потерпела поражение, и песня зазвучала в эфире.

Тем временем популярность Валерия Ободзинского стремительно росла. Филармонии Советского Союза мечтали заполучить певца к себе на концерты (всего два концерта столь популярного артиста обеспечивали месячный денежный сбор в кассах). Тиражи выпускаемых пластинок достигали миллионов экземпляров. Официальный гонорар Ободзинского составлял 13 рублей 50 копеек. Еще около 27 рублей составляли всяческие надбавки. Опытным организаторам концертов удавалось часть денежных сборов не оформлять официально, «левачить». На пике популярности Ободзинского гонорар маэстро был раз в десять больше, чем зарплата партийного чиновника высокого ранга.

Подобные ухищрения не могли быть не замеченными и не отразиться на карьере и биографии Валерия Ободзинского. Звания заслуженного артиста России он так и не удостоился, вместо этого стал заслуженным артистом Марийской АССР.

Концерты Валерия год были запрещены в СССР. И лишь Василий Шауро, руководитель Отдела культуры ЦК КПСС, которому нравилось творчество Ободзинского, помог вернуться певцу на большую сцену.

https://youtube.com/watch?v=bhrQ8Xz7oZ8

Валерий Ободзинская сейчас

6 декабря 2021 года Валерия Панина-Ободзинская появилась в программе «Пусть говорят», где рассказала о раздвоении личности. Расстройство проявилось в двухлетнем возрасте, когда по какой-то причине ее сковал парализующий ужас. Правда, чем такое состояние было вызвано, Валерия оказалась не готова раскрыть. Факт в том, что уже не одно десятилетие младшая дочь тенора делит тело с неким Брайном, который пытается вытеснить Леру.

На передаче Валерия поделилась, что, когда ей было пять лет, отец взял дочь с собой на гастроли. Заигравшись, девочка отлучилась, и певец долго искал пропажу, а когда нашел, то шлепнул непослушного ребенка по мягкому месту. Тут и проявился Брайн, который совершенно чужим голосом сказал, чтобы артист больше никогда не смел притрагиваться к нему.

Кроме того, в эфире затронули вопрос, не страдал ли сам Ободзинский расстройством личности, а также пытались разобраться, почему артист за два года до смерти завещал творческое наследие Есениной, а не дочерям.

Валерия Ободзинская с отцом и сестрой

В 2005 между гражданской женой Валерия Владимировича и двумя дочерями певца состоялось судебное разбирательство, в результате которого Мещанский суд Москвы признал наследницами Анжелу и Валерию Ободзинских. Анна Альбертовна посчитала решение несправедливым и в течение 7 лет пыталась добиться пересмотра дела.

Валерия также поделилась с организаторами шоу архивными фото с отцом, которые показали в эфире.

Сейчас правами на творческое наследие артиста владеют дети Ободзинского, которые популяризируют творчество отца.

«ВАЛЕРУ НЕ СЛОМАЛИ!»

— Актер (исполнитель главной роли Алексей Барабаш. — Ред.) абсолютно не похож! — убежден и Игорь Капитанников, многолетний директор Ободзинского. — Какой-то он… неуверенный. А Валера никогда не ходил с опущенной головой. У него была осанка графа! Вальяжная походка. Плечи назад.  Прежде чем что-то сказать, помолчит, подумает. Излучал абсолютную уверенность, знал себе цену. И это не высокомерие отнюдь, он просто понимал, что может подарить людям свое творчество, свои песни. Главное, не себя показать на сцене, чем грешат многие сегодняшние звезды, а именно подарить песню людям. В этом смысл… Какие очереди были на его концерты! В километр, это не преувеличение. А с какими светлыми лицами люди выходили из зала после его концертов! Представьте: рабочий приходит с завода, весь грязный, в пыли и поте, уставший. Заходит в душ, смывает с себя эту копоть, грязь, усталость. И как будто уже совсем другой человек перед нами! Так и концерты Валеры. Душу очищали. А в кино ничего этого нет. И актер играет в общем-то сломленного человека, каким Валера никогда не был. Да, переживал. Но его не сломали!

— А за что его «закрывали», не пускали на сцену?

— Он не пел песни про партию, Ленина… Не хотел. Ну если природой заложен был талант петь именно о любви, как пойти против своей природы, против души?! И зрители постоянно говорили Валере: «Спасибо, что тащишь нас из болота ближе к солнцу!» А чиновники не могли простить ему непослушания, «закрывали». Его не пускали на телевидение, он был в черном списке. Его песню буквально душили.

— Но вот это как раз есть в сериале.

— Да, вот эту «властную немилость», как давили талантливого человека, в сериале показали. Хотя бы здесь правда, за что спасибо. Но дальше сплошная выдумка. Коллектив музыкантов, с которыми работал, — какие-то странные люди, дешевый ресторанный вариант. А на самом деле у него всегда были лучшие музыканты! Показали, что Валера поругался со своим первым директором и тот получил инфаркт. Но я уже сказал, что мягкий Ободзинский никогда и ни на кого не повышал голоса. На самом деле у директора был рак в запущенной форме, уходил он очень тяжело. На похоронах я единственный раз в жизни видел, как Валера плачет… Но обиднее всего вот что. Люди, которые смотрят эти фильмы, принимают их за чистую правду. И потом будут говорить: Ободзинский был вот таким, по телевизору же показали. И никак не объяснишь, что в сериале этом правды ну, может, процентов на пять…

Виктория Катаева

Фото из личного архива А. Есениной

«Владимирыч, дернем по 100?!»

Нет, он не исчез. Жил в Москве. Точнее, существовал. Квартиры у него к тому времени уже не было, семьи — тоже: жена ушла. Жил он во времянке на галстучной фабрике, где работал… сторожем. Пил почти каждый день. Пока в июле 1991 года судьба не послала ему встречу с одной из самых верных и преданных поклонниц — Анной Есениной. «Как только узнала, где он находится, тут же поехала к нему на склад. Когда увидела его, была в шоке. Если бы встретила на улице — не узнала. Его утро начиналось так: «Эй, Владимирыч, дернем по 100 грамм?!» И еще, еще, еще. Он как будто забыл, что был певцом. Говорил: хочу быть простым мужиком. Ему нравилось, что его никто не трогал».

Несмотря на безумную популярность Ободзинского, Анна долгое время понятия не имела, что это за певец. С детства она любила Петра Лещенко, Вадима Козина, Марио Ланца, Лолиту Торрес. А современной советской эстрадой никогда не интересовалась. И когда однажды в середине 70-х подружка позвала ее в Театр эстрады на концерт какого-то Ободзинского, воскликнула: «Ты в своем уме?! Чтоб я слушала какого-то советского певца?!» Но все-таки пошла на концерт. И с того дня начала ходить на все московские концерты Ободзинского. И каждый раз вне зависимости от времени года дарила ему розы.

Валерий и Нелли Ободзинские

Анна Есенина: «Когда я нашла его, мы посидели, выпили. А через два дня он сам мне позвонил: «Деточка, выручай!» Я взяла водку, закуску — и снова на склад! Так я стала ездить к нему регулярно. Потом Валера стал закрывать склад и на ночь приезжать ко мне. А осенью он решил, что ему ни к чему мотаться туда-сюда и вообще ни к чему там работать. Я тогда ездила в качестве костюмера на гастроли с Борисом Рубашкиным. Деньги у меня были. И Валера зажил у меня, как в раю.

На самом деле я нисколько не стремилась, чтобы он жил со мной. И даже некоторое время сопротивлялась этому. Но он хорошо мной сманипулировал. «Вот ты всем помогаешь, — сказал он, — а мне помочь не хочешь». И тут я сломалась. Он ведь совершенно никому не был нужен. Даже собственным дочерям. Младшая Лерка его толком и не знала. Когда в 1979 году Валера разводился с Нелей, она только родилась. Уже потом я их с Анжелкой, его старшей дочерью, сюда приволокла».

Закат карьеры

Любовь к зарубежной музыке и постоянно поднимаемые вопросы о нищенских гонорарах не остались незамеченными власть имущими. Артиста обвинили в том, что он поет о любви и о родине, но не о любви к родине и партии. Также было приписано певцу желание эмигрировать, хотя он никогда не давал повода к такому подозрению. Тем не менее, на долгое время артиста отстранили от концертной деятельности по Советскому Союзу, забраковали уже подготовленные гастроли в США.

Это привело к тому, что во второй половине 80-х годов некогда один из ведущих эстрадных теноров работал сторожем на складе текстильной фабрике и имел серьезные проблемы с алкоголем. Только в 1994 году Валерий Ободзинский вернулся в студию звукозаписи и выпустил компакт-диск «Дни бегут» с песнями из репертуара Вертинского, а также «Карнавал любви» и «Колдовские ночи», куда вошли лучшие хиты прошлых лет.


Валерий Ободзинский в конце карьеры

В сентябре того же года он дал концерт в Москве, который имел оглушительный успех. После этого ежегодно переиздавались его песни, а сам исполнитель проехался по стране и выступил в нескольких крупных концертных залах, в которых неизменно был аншлаг.

Карьера

Что касается карьеры Валерии, то девушка пошла работать по специальности — трудилась звукорежиссером-реставратором на фирме «Мелодия». Она же поучаствовала в подготовке сборника из пяти дисков с песнями отца и прикладывала немалые усилия, чтобы сохранить записи выдающегося тенора.

Также Валерия проявила литературный талант, написав и издав об отце книгу под названием «Валерий Ободзинский. Цунами советской эстрады». В мемуарах девушка рассказала о творческой атмосфере 60-70-х годов прошлого века и перипетиях личной жизни знаменитого певца.

В 2016-м на Первом канале вышел сериал «Эти глаза напротив», посвященный Валерию Ободзинскому. Фильм сняли, чтобы напомнить зрителям о забытой звезде советской эстрады, однако, прочитав сценарий, младшая дочь пришла в ужас и впоследствии старалась всячески помешать премьере. По словам Валерии, это получился рассказ о сильно пьющем гуляке, а не о талантливом артисте. По ее мнению, режиссер Сергей Комаров очернил образ Валерия Владимировича, сделав того угрюмцем и чуть ли не убийцей.

«ОН НЕ БЫЛ ТРАГИЧЕСКОЙ ФИГУРОЙ»

— Меня пригласили на этот фильм в качества консультанта, — рассказала нам последняя жена артиста Анна Есенина, — и я некоторое время честно пыталась объяснить авторам, каким Валерий Владимирович был на самом деле. У меня сохранился его архив. Самое ценное — интервью Валеры на видео, аудио. Он очень хотел выпустить книгу о своей жизни и был предельно честен в ответах. Рассказывал о том, как пробивался на эстраде. Есть (и очень много!) о женщинах, которые были рядом в разные периоды его жизни: первая жена, вторая… Рассказ из первых уст! Искренний, интересный! Ничего не надо придумывать! Я пыталась это объяснить авторам будущего фильма. Предлагала: «Поговорите с Игорем Капитанниковым. Он много лет был директором Валеры, вместе прошли огонь и воду!» Мне нужно было только одно — чтобы об артисте, который был и остается для меня близким человеком, рассказали правду… Но увы. К Капитанникову не поехали. У сценаристов и продюсеров уже сложилось, как я поняла, свое собственное видение биографии и личности артиста. Они меня просто не слышали. Не заинтересовались уникальным архивом. И я отказалась быть консультантом. А зачем? Чтобы просто написали мою фамилию в титрах «для очистки совести»? И понимала, что, скорее всего, буду разочарована фильмом. Так оно и вышло. Самое главное, Ободзинский не был трагической фигурой. Он очень любил жизнь…

Детство и юность

Валерия Валерьевна Ободзинская родилась в 1978 году в семье знаменитого советского эстрадного певца. Ребенок появился спустя девять лет после рождения старшей Анжелы.

Стоит заметить, что тогда брак Валерия Ободзинского и его жены Нелли Кучкильдиной переживал кризис — взаимные измены и алкоголизм негативно сказались на отношениях супругов. Артист даже сомневался, что младшая дочь от него, так как считал, что супруга крутила роман с официантом, который был очень похож на него. Хотя певец не пришел забирать малышку из роддома, впоследствии он все-таки признал и полюбил ребенка.

Девочка нечасто видела отца: спустя год после ее рождения родители развелись. После они снова успели сойтись и развестись, а отчимом Леры стал поляк Анджей Янчак.

Валерия Ободзинская — дочь Валерия Ободзинского

Сблизились с певцом Валерия и ее сестра уже гораздо позже благодаря стараниям новой возлюбленной артиста Анны Альбертовны Есениной.

Творческие гены передались и детям исполнителя. Старшая дочь получила музыкальное образование и также стала петь, а младшая дочь Валерия Ободзинского получила профессию звукорежиссера в театральном художественно-техническом колледже.

Позже Валерия получила второе образование, окончив Литературный институт имени Максима Горького.

Музыка

Большой успех пришел к Валерию Ободзинскому в 1967 году после гастролей по Сибири и Приморскому краю. Закрепила популярность поездка в Болгарию, где певец исполнил ставшую достаточно модной песню «Луна на солнечном берегу». Когда же в конце 60-х вышла первая долгоиграющая пластинка «Поёт Валерий Ободзинский», весь тираж был моментально раскуплен.


Валерий Ободзинский на сцене

Государство обогатилось за счет таланта молодого исполнителя на 30 миллионов, а самому певцу достался гонорар всего лишь в 150 рублей. Финансовая несправедливость будет заботить Ободзинского до конца карьеры. Все последующие диски с записями певца расходились мгновенно. Феноменальный интерес к нему можно объяснить необычной манерой исполнения, бархатным голосом и отменным лирическим тембром.

Причем вокалу Ободзинский никогда не обучался и при пении пользовался скорее врожденным слухом и музыкальным чутьём. Кроме того, следует отметить высокий профессионализм и трудоспособность артиста. Он мог репетировать один куплет по нескольку часов, оставаясь неутомимым в то время, когда музыканты оркестра уже валились с ног.


Валерий Ободзинский с ансамблем

Все это вместе привело к тому, что популярность Валерия Ободзиского в 70-х годах была невероятной. До сегодняшнего дня дошли гремевшие тогда песни «Эти глаза напротив», «Восточная песня», «Листопад», написанные Давидом Тухмановым, «Сколько девчонок на свете» и «Марш десантников», автором которых был Александр Зацепин.

Кроме того, Валерий знакомил советского слушателя с песнями из репертуара «Битлз», Карела Готта, Джо Дассена, Тома Джонса и многих других западных звезд, музыка которых была в СССР практически недоступна. Причем Ободзинский не просто перепевал их песни на русском языке, а придавал этим композициям свой собственный чувственный, страстный и несколько гротескный стиль.

Личная жизнь

Официально Валерий Ободзинский был женат только один раз. В 1961 году он познакомился с Нелли Кучкильдиной, которая и стала его законной супругой. В семье родились две дочери, Анжелика и Валерия Ободзинские, фото из семейных архивов с юными наследницами сохранились. Наталья и Валерий были вместе до середины 80-х, когда кризис в творческой биографии привел не только к потере певцом сцены, но и разрушил семью.

Некоторое время он жил у давней приятельницы Светланы Силаевой, которая самостоятельно спасла Валерия Владимировича от алкогольной и наркотической зависимости. А затем на его горизонте появилась Анна Есенина, его давняя почитательница, которая стала гражданской супругой Валерия.

Валерий Ободзинский и Анна Есенина

Именно ей Ободзинский обязан своим возвращением на сцену, так как Анна, работавшая администраторов певицы Аллы Баяновой, безустанно поддерживала мужа и заново «раскручивала» постаревшего певца, организовывая встречи с журналистами и ротацию его песен на радиостанциях.

Что-то случилось…

Вплоть до 1975 года такого количества концертов и таких аншлагов, пожалуй, не было ни у кого. На концертах экзальтированные поклонницы бросали в Ободзинского огромные букеты, подарки, украшения. И он принимал это как должное. Но что-то случилось, и… все в одночасье рухнуло.

Павел Шахнарович: «С нами тогда стал работать конферансье Алов — наркоман и пьяница, который так и говорил: «Самый счастливый день у меня будет, когда ты выпьешь водки». И этот день наступил, вернее, ночь. Во время встречи Нового, 1976 года Ободзинский заявил: «Я сейчас выпью водки». Стали его умолять, жена плакала. Но он выпил. И покатилось…»

Михаил Бакальчук: «Мы работали вместе в Запорожье, в Донецке, в российских городах — уже после каких-то скандальных моментов, связанных в его биографии с Москвой. Валерий был не очень частым, но всегда желанным гостем в Одессе. Выступал в филармонии, в зале Русского театра. Не люблю вспоминать негативные моменты, но… Уже тогда Валерий был… никакой. В Запорожье первое отделение прекрасно отработали «Красные маки». Антракт, во втором должен петь Ободзинский. Вхожу в его гримуборную и говорю: «Валера, готовься: через 15 минут — выход». Он смотрит, не реагирует. Я повторил — ноль эмоций. Встряхнул его, а он в ответ: «Миша, ну посмотри, я же даже не кололся. Ну посмотри…» Я приводил его в чувство пощечинами, а он повторял одно и то же. Очевидно, таблеток наглотался».

Павел Шахнарович: «В Омске я положил его в психушку под чужой фамилией. На концерты его привозила медсестра, затем увозила ночевать в больницу. Я следил, чтобы он не выходил на сцену пьяным, сидел с ним в гримерной. Но однажды вышел ненадолго. Смотрю — он вышел пьяным на сцену. Как-то оставил его в гостинице, номер запер на ключ, а вещи перенес в свой номер, чтобы он не сбежал. Прихожу — он пьяный. Оказалось — стал стучать, пришла горничная, он и велел принести ему коньяк».

Все чаще и чаще запои случались во время гастрольных поездок. Объявив: «Я уезжаю к бабушке в Одессу» (он говорил это всегда, когда напивался, даже когда бабушка умерла), — Ободзинский исчезал. Его все перестало интересовать. Он деградировал на глазах. Звонил знакомым, говорил какие-то странные вещи. Однажды позвонил Шахнаровичу: «Я звоню тебе из Сергиевой лавры. Я — святой».

В конце концов Шахнаровичу все это надоело и он ушел. Вскоре разбежались музыканты…

Аркадий Астафьев, трубач, долгое время выступавший с Ободзинским: «Мы приехали в Йошкар-Олу — там было два концерта, успех сногсшибательный! Увы, это был финиш. Возвратились в Москву, сели в аэропорту «Быково». Вся группа вышла, а Валерий не мог покинуть салон самолета. Я его тащил на себе, затем вызвал такси и довез домой… В 1983-м Ободзинский осилил всего один концерт в Москве, а в 1986-м ушел со сцены и исчез».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector