Актеры фильма «храброе сердце»: тогда и сейчас
Содержание:
Мел Гибсон (1956)
Мел Гибсон — тогда и сейчас| Georges Biard «Википедия», Alan Light flickr.com
Американский актер и режиссер Мел Гибсон сыграл в своей картине главного героя Уильяма Уоллеса, который вступает в схватку с англичанами после убийства его возлюбленной. Гибсон за годы творческой карьеры снялся более чем в 50 фильмах, среди которых “Безумный Макс”, “Смертельное оружие”, “Теория заговора”, “День отца”, “Чего хотят женщины”, “Здравствуй, папа, Новый год!”, “Закатать в асфальт” и др.
Режиссерские работы Мела не менее знамениты: “Страсти Христовы”, “Апокалипсис” и “По соображениям совести”. Сейчас Гибсон не останавливается на достигнутом, в 2019 году он сыграл в картине “Последний уровень”.
Историю пишут победители
Фильмы, основанные на реальных событиях, имеют свою особую притягательность. Помимо того, что если такие фильмы качественно сняты и в них играют отличные актёры, у зрителя постоянно мелькает в голове мысль «Ни чего себе, это реально так было?!». «Основатель», «Тоня против всех», «Ford против Ferrari»… У каждого найдётся свой список из таких фильмов. Некоторые из них даже боролись за престижные кинонаграды, некоторые выигрывали в различных номинациях, но за лучший фильм побеждали лишь единицы. Один из таких победителей «Храброе сердце» 1995 года.
Фильм об истории шотландского крестьянина Уильяма Уоллеса, у которого в детстве англичане убили отца и брата, а когда Уильям стал мужчиной, то от рук англичан погибла его жена. Так началось народное восстание шотландцев под предводительством Уильяма Уоллеса против Англии.
В техническом плане фильм замечательный. Отдельно хотелось бы выделить проникновенную музыку, как будто созданную самой природой Шотландии, которая радуется вместе со своим народом или оплакивает своих детей, падших от рук англичан. Бои тут жёсткие – одно загляденье. Отрубленные руки, ноги; кровь постоянно хлещет, крики, звон металла, куча народа – всё выглядит очень реалистично
Но при этом режиссёр Мел Гибсон не перебарщивает с рейтингом R, а соблюдает меру – обратите внимание, как оформлена смерть жены Уоллеса, с заделом на финал. Хочется отметить и умелое использование замедления времени – когда английская конница несётся на шотландскую пехоту, то благодаря эффекту замедления, крутому саундтреку и правильной постановке камеры, зритель в полной мере может ощутить всю мощь конницы и её превосходство над пешими шотландцами
Про замедление времени в финале фильма спойлерить вообще грешно, ибо каждый сам должен прочувствовать этот момент; скажу лишь, что цепляет и при повторном просмотре. Мел Гибсон могёт и как режиссёр, и как актёр. С детства больше всего запомнилась сцена, где Уильям Уоллес приезжает мстить английскому шерифу – напряжённая музыка, замедление времени; тоска в глазах, в которых наверно никогда больше не появятся лучики радости. Каждый зритель найдёт в этом фильме сцену, которая впечатается ему в память. Трёхчасовая история пройдёт легко и не заставит зевать, ибо тут нет лишних сцен… Но, здесь есть лишние персонажи и кое-что ещё.
Даже если у фильма основанного на реальных событиях всё в порядке с технической составляющей, актёры выкладываются по полной, да и в плане драматургии всё отлично; у такого фильма всё равно возможен один недостаток – историческая недостоверность. Кто-то из читателей рецензии может сразу сказать, что «это ведь не документальный фильм!». Но всё дело в том, сколько этих исторических неточностей и если они сделаны специально, то тогда встаёт вопрос – оправданно ли такое решение? Исторических неточностей в «Храбром сердце» много и я упомяну лишь несколько.
1. Шотландцы в то время не носили подпоясанные пледы или килты! Можно было показать шотландцев в той одежде, в которую они одевались в то время? Да, можно и мне было бы на это интересно посмотреть и узнать об этом моменте из фильма, а не из дополнительных материалов.
2. Уильям Уоллис не был крестьянином, а занимал более высокое социальное положение. Даже если бы в фильме его показали аристократом, он всё равно также бы мог кричать духоподъёмные речи, мстить за жену и бить англичан.
3. На момент событий фильма, принцесса Изабелла была маленькой девочкой, жила во Франции и никогда не пересекалась с Уоллесом. Зачем сценарист ввёл этого персонажа в сюжет, мне до конца не понятно. Актриса Софи Марсо конечно красивая женщина и играет роль Изабеллы хорошо, но без её персонажа спокойно можно обойтись. К тому же странным кажется построение сцен: СПОЙЛЕР! Сначала Уоллис занимается сексом с принцессой, а потом через минуту экранного времени в другой сцене говорит другу, что умершая жена видит его с небес.
4. Битва на Стерлингском мосту была выиграна шотландцами в том числе благодаря этому самому мосту. Вот только самого моста и реки в фильме нет! Конечно, киношная битва показана здорово, но если бы бой был ещё более приближен к исторической достоверности, то было бы ещё лучше.
Стал ли фильм «Храброе сердце» в итоге плох из-за кучи исторических неточностей? Нет, не стал; для меня он остался отличным драматическим произведением. Можно ли было снять фильм более достоверно? Да, можно было и фильм возможно тогда получился бы нисколько не хуже. Заслуживает ли фильм премию Оскар за лучший фильм? Других претендентов на лучший фильм за 1995 год я не смотрел; но учитывая качество фильма и как он мне сильно понравился, считаю, что «Храброе сердце» получил свою золотую статуэтку заслуженно.
Просмотров: 1410
Оценка читателей: 9,14 из 10 (голосов 14)
Брэду Питту тут не место
Мэл Гибсон, заинтересовавшийся сценарием о подвигах сэра Уильяма Уоллеса, долго не мог решить вопрос с финансированием картины. Инвесторов смущало желание Мэла ограничиться функциями продюсера и режиссера, а главную роль отдать другому (одной из кандидатур, в частности, был сыгравший во второй «Скорости» Джейсон Патрик). Не слишком известный актер, режиссер без опыта — все это не сулило успеха. Даже перспектива пригласить на роль Уоллеса человека по-настоящему популярного не выглядела убедительно.
— Звезды типа Брэда Питта на эту роль не годились, — говорит один из продюсеров фильма, Алан Лэдд-младший. — Они просто не смогли бы сыграть человека, способного вести за собой народные массы. Всем было понятно, что Мэл — наилучший вариант.
Но Гибсон работать одновременно за камерой и перед ней отказывался. Но, чтобы получить требуемую сумму (бюджет в итоге составил $72 млн.) и запустить проект, Мэл все же согласился стать Уоллесом, хотя и понимал, что для этой роли староват.
«Я чувствовал себя старше Уоллеса минимум лет на 10!» — шутливо подчеркивал Гибсон, которому на тот момент было под 40. Конечно, гримеры старательно прятали звездные морщины, но зрелому мужчине, даже обладающему могучим актерским талантом, не под силу изобразить молоденького паренька. В любовной сцене, в которой обнаженный и по сюжету совсем молодой Уоллес ласкает супругу, сыгранную 22-летней Кэтрин Маккормак, отнюдь не юношеский торс выдает Гибсона с головой.
Гибсон и Кэтрин Маккормак сыграли влюбленных друг в друга ровесников, хотя Мэл был на 16 лет старше.
Сценарий, так впечатливший Мэла, был написан американцем Рэндаллом Уоллесом, шотландцем по происхождению, не имеющим к Уильяму Уоллесу никакого отношения. Его творение оказалось фантазией настолько смелой, что фильм сразу же после выхода на экраны возглавил разнообразные списки самых неаккуратных по отношению к исторической правде картин. Сам Рэндалл Уоллес совершенно не стеснялся своего буйного воображения.
— Честно говоря, я сначала пишу, а потом уже сверяю написанное с историческими фактами, — с улыбкой признается Рэндалл. — Когда я начинал работать над «Храбрым сердцем», я даже не знал, каким оружием в то время пользовались: луком, арбалетом, пращой? В одном из ранних вариантов сценария, помню, была такая сцена: королева Изабелла смотрит в окно, по стеклу стекают капли дождя. Один историк возмутился: «В 1305 году в Британии вообще не было оконных стекол!»
Софи Марсо исполнила роль королевы Изабеллы, союзницы и возлюбленной Уоллеса.
По словам Рэндалла, его оправдывает то, что об Уильяме Уоллесе известно очень мало — лишь пара абзацев в Британской энциклопедии и слова Черчилля, назвавшего Уоллеса одним из ярчайших лидеров в истории. К тому же по поводу некоторых страниц биографии Уоллеса до сих пор ведутся споры — в частности, это касается его отношений с Робертом Брюсом (в фильме его сыграл Энгус Макфадьен), знаменитым королем Шотландии, также сражавшимся против Англии. Собственно, на основе этих противоречий и родился замысел «Храброго сердца».
— Я увидел в Эдинбурге стоящие рядом памятники Роберту Брюсу и Уильяму Уоллесу, — рассказывает Рэндэлл Уоллес. — О Брюсе я слышал, об Уоллесе — нет. Я спросил охранника музея, кто это. «Величайший герой Шотландии!» — ответил тот. «Они с Брюсом были союзниками?» — уточнил я. «Нет, по легенде, Брюс его предал!» Я понял, что эта легенда может быть основой для киноистории.
Приняв эту версию, Рэндалл проигнорировал другую теорию, согласно которой Уоллеса предал шотландский дворянин Джон Ментейт. Гибсон знал, как вольно сценарист обошелся с фактами, но подчеркивал, что это сделано ради достижения драматического эффекта.
За свободу, за тех, кто не с нами
Есть немного исторических фильмов, которые я могу назвать любимыми и среди них находиться «Храброе сердце» Мэла Гибсона, насколько я помню — этот фильм стал его второй режиссерской работой. В детстве смотрел его раза два. Теперь открою его заново чтобы поделиться впечатлениями от знакомства. Приготовим чаёк и устроимся поудобнее. Процесс пошёл.
В основе сценария и сюжета лежит история человека, ставшего национальным героем Шотландии. Средневековье настолько далеко от нас, что трудно вспомнить всех тех, чьи деяния стоят у истоков Нового Времени. Действие фильма начинается в 1280 году в Шотландии. Это история легендарного национального героя Уильяма Уоллеса, посвятившего себя борьбе с англичанами при короле Эдварде Длинноногом.Он рано лишился отца, погибшего от рук англичан, и его забрал к себе дядя Оргайл, который дал ему хорошее образование в Европе. На родину Уильям возвращается уже взрослым человеком, мечтающим завести семью и жить мирной жизнью. Но судьба распорядилась иначе. Его невесту убили англичане, и он начал свой крестовый поход за свободу. События окунают нас в Войну за независимость, когда Шотландия стремиться избавиться от гнёта Великобритании и Франции. Уильям Уоллес проявил себя героем и весь фильм — это хвалебная ода его подвигу. Пафос преимущественно героический, его много, но в создаваемую атмосферу вписывается великолепно.
Визуальная часть, или то как снято. Операторская работа достойна исключительно похвалы, поскольку камера следует за персонажами везде, особенно удались обзорные пролеты в битвах, где как бы со стороны наблюдаешь, как схлестнулись две армии. Виды природы Шотландии великолепны, особенно то как оператор выстраивал кадр для того чтобы запечатлеть для нас эти виды, потрясающие своим великолепием. Также стоит отметить авторское стремление показать зрителю самые реалистичные драки и сражения. В момент, когда главный герой хватается за вилы и рубит направо и налево хлопцев аглицких, то тут невольно волосы встанут дыбом, а когда он произносит воодушевляющую речь перед битвой, впитываешь в себя долю патриотизма и чувство гордости за тех кто на экране, ощущаешь причастность к происходящему. Думаю, эти чувства похожи на эффект присутствия. Могу ошибаться.
Актёры играют так как нужно. Хочется отметить Мэла Гибсона, думаю что очень удобно ставить фильм, и самому играть в нем, но где-то читал что Гибсон внешне похож на реального Уоллеса, потому замечание о том что так можно отхватить себе самые интересные роли теряет всякий смысл. Но здесь каждый вносит вклад в создание атмосферы. Софи Марсо сейчас редко снимается, но здесь она сыграла, на мой взгляд, одну из лучших своих ролей. У принцессы Изабель есть стать, достойная королевы и способность учиться, что делает её интересным персонажем и за её аркой развития также интересно наблюдать. Есть в ней нечто притягательное. Многие шотландцы были оскорблены тем, как Роберт Брюс был изображен в фильме, так как он считается национальным героем наравне с Уоллесом. Но к актёрской игре Энгуса Макфадьена у меня претензий нет, а то что Роберт Брюс был показан так, а не иначе, пусть останется на совести сценаристов. Которые, по отношению к историческим событиям приписали много отсебятины. Стоит сказать, что отец и брат Уильяма Уоллеса погибли, когда ему был двадцать один год, а не 10 лет, как в фильме и по происхождению он был дворянин. Едва ли не близкий к династии Стюартов.
Саундтрек отменный, он является украшением всех батальных сражений и прекрасно дополняет настроение в вступительных сценах. Джеймс Хорнер написал отличные музыкальные темы, узнается почерк, использованный позже в Титанике и Аватаре. Этот композитор умел вложить ощущение эпичности в каждый звук. Уже пять лет, как его нет с нами, а его мелодическое наследие живо до сих пор.
Вердиктируя. Признанный в итоге исторически неточным, этот фильм все же до сих пор вызывает у меня чувство уважения. Харизма актёра Мэла Гибсона и его вера в дела героя заразительны, до сих пор этот фильм вызывает у меня мурашки. В девяносто шестом фильм стал лауреатом пяти премий Оскар, в том числе и как Лучший фильм. И есть за что. Оценка говорит о моих впечатлениях лучше всяких слов, потому советую к знакомству. Всем добра и приятного просмотра!
Просмотров: 1482
Оценка читателей: 10 из 10 (голосов 2)
Брендан Глисон (1955)
Брендан Глисон — тогда и сейчас| Mario Antonio Pena Zapatería flickr.com, Ibsan73 flickr.com
Ирландский актер Брендан Глисон, сыгравший в “Храбром сердце” Хэмиша, прославился своими многочисленными ролями в кино. Зрители помнят его по персонажу МакКлою в “Миссия невыполнима 2”, Фрэнку в “28 дней спустя”, Менелая в “Трое”, профессору Грюму из “Гарри Поттера”, Виглафа из “Беовульфа”, убийцы Кена в “Залечь на дно в Брюгге” и др.
Хоть Глисон дебютировал в кино поздно, в возрасте 34 лет, это не помешало ему добиться всемирной известности. Знаменитые режиссеры и по сей день зовут его в свои проекты, в числе последних работ с участием Брендана — “Мистер Мерседес” и “Приключения Паддингтона 2”.
Мэтт из Глазго о фильме «Храброе сердце»
На самом деле, я думаю, что этот фильм — просто ужасен. Честно говоря достоверным в этом «произведении» можно назвать только три вещи. Первое — существовала страна Шотландия. Второе — была страна Англия. И третье — жил в Шотландии человек по имени Уильям Уоллес. К сожалению почти всё остальное неверно.
Возьмите хотя бы культовую синюю краску для лица, срисованную сценаристами с римских источников о Каледонии. В контексте XIV века эта красочка устарела этак лет на 1200. При таком подходе было бы более логичным выдать английской армии боевые вертолеты и приборы ночного видения для выслеживания мятежников, или вооружить шотландцев световыми мечами и ракетными комплексами.
Мел Гибсон в роли Уильяма Уоллеса с синей краской на лице
Фильм меня раздражает не только из-за наплевательства на реальные исторические детали. По сути, он содержит в себе какой-то расистский подход как к англичанам, которые изображены в картине как безжалостные средневековые нацистские штурмовики, так и, по иронии судьбы, к шотландцам, которые выглядят как примитивные, воинственные варвары, живущие в состоянии какой-то благородной дикости, в то время как в действительности Шотландия находилась примерно на таком же уровне развития, что и Англия.
Для меня удивительно, сколько людей во всем мире действительно верят, что Шотландия реально была такой как в фильме «Храброе сердце». Более того некоторые уверены, что она во многом остаётся такой и сейчас! Я встречаю американцев, которые бывают просто поражены, узнав, что у нас есть города и супермаркеты, что Шотландия — это не причудливые грязные улочки маленьких горных селений, драки друг с другом из-за овец, и разборки, связанные с клановыми интересами.
Армия непокорных шотландцев перед боем
Когда я говорю, что я вырос в большом мегаполисе, население которого приближается к 2 миллионам человек и, вероятно, является одним из центров промышленной революции и трансатлантической торговли, говорю о том, что у меня в городе было электричество за долго до того, как оно появилось в некоторых американских городах, они просто недоверчиво хихикают.
Эта странное представление о Шотландии как средневековой гористой пустоши, по которой бродят стада овец, в значительной степени культивируется именно такими фильмами, как «Храброе сердце». Давайте посмотрим правде в глаза. «Храброе сердце» и «Горец» — это то, что увидели и узнали о Шотландии подавляющее большинство людей проживающих за её пределами.
Удивительно, сколько людей по всему миру я встретил, чья первая реакция на то, что я шотландец, заключалась в том, чтобы рассказать мне что-то «важное» из «Храброго сердца», подчеркнув «глубокое знание» истории Шотландии. Затем, как правило, следовала попытка как-то связать это с темой о независимости, а далее слова восхищения моими предками с синей краской на лицах
Я человек по природе сдержанный, но тут мне хочется сплюнуть, развернуться и уйти.
Сцена из «Храброго сердца»
Никогда ни мой дед, ни мой прадед, ни мой прапрадед и так далее не мазали лицо синей краской, а семья не имела ни какого отношения к овцеводству.
Я встречал так много людей, от румын до жителей Калифорнии, чьим единственным источником информации о Шотландии, похоже, было это чёртово «Храброе сердце». Я умеренный сторонник независимости Шотландии. Но это сложный вопрос, и его не следует сводить к крику «Свобода!» перед тем, как куда-то бежать, чтобы обезглавить первого попавшегося под руку англичанина.
Короче, я не фанат «Храброго сердца». Это красочный, но немного глуповатый фильм, который, как оказалось, непропорционально своему содержанию, повлиял на восприятие Шотландии в мире. Всё это выглядит немного иронично, с учётом того, что это американский фильм с австралийцем в главной роли, который снимался в основном в Ирландии. Он имеет отношение к Шотландии, примерно такое же, как и сборная Сомали по футболу к финалу чемпионата мира. Как-то так…
А что-то кони мне попались механические…
Самые зрелищные эпизоды фильма — битвы при Стерлинге и Фалкирке, потребовавшие участия тысяч статистов. По словам продюсера Брюса Дэйви, всерьез рассматривалась возможность проведения съемок в Чехии и даже России, где можно было бы зафрахтовать местных солдат для участия в массовке. В конце концов полем битвы стала Ирландия, а солдаты ирландской армии превратились в актеров. Местные пейзажи идеально подходили на роль шотландских, даже плохая погода полностью соответствовала сценарию.
— Было очень холодно, поэтому я все время ел, чтобы согреться! — вспоминает Гибсон. — У меня был зверский аппетит — видимо, из-за повышенных нагрузок. Я мало спал, много тренировался, постоянно ездил верхом и, естественно, жрал как слон! Я мог за секунду умять огромную тарелку с мясом и картошкой. И все равно при этом я терял вес и к концу съемок сильно похудел.
Мэл Гибсон в киноленте «Храброе сердце» хотел ограничиться функциями режиссера и продюсера фильма, но инвесторы настояли, чтобы он сыграл главную Роль Уильяма Уоллеса.
Утраченные Мэлом килограммы с лихвой окупились достоверностью, с которой шотландцы рубили на экране английских агрессоров. Кровь лилась рекой, и не только человеческая — в одном из эпизодов лошади бросившихся в атаку англичан напарываются на острые шотландские копья. Защитники прав животных, увидев на экране это душераздирающее (или скорее тушераздирающее) зрелище, решили подать на Гибсона в суд за жестокое обращения со скакунами. Однако, как выяснилось, павшие смертью храбрых лошади были искусственными (Гибсон называл их механическими). Реакцию правозащитников авторы фильма сочли комплиментом — настолько убедительными оказались муляжи. Нужного эффекта добиться было непросто: несколько искусственных скакунов на специальных рельсах вкатывались в толпу ощетинившихся копьями шотландцев. Муляжи были перемешаны с настоящими лошадьми, которых всадники тормозили чуть раньше во избежании травм. Вся конструкция стоила 140 тысяч долларов (муляжи+рельсы), но деньги эти явно были потрачены не зря.
Стрела Амура попала в… Нет, не в сердце. Статистам пришлось многим пожертвовать ради большого искусства.