Биография владимира ивашова
Содержание:
Детство и юность
Алексей Владимирович Ивашов появился на свет в 1961 году в столице Советского Союза. Мальчик стал плодом любви начинающих актеров — студентов Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова Владимира Сергеевича Ивашова и Светланы Афанасьевны Светличной, со временем ставших звездами кинематографа и завоевавших сердца сотен тысяч людей.
Владимир Ивашов и Светлана Светличная с сыновьями Алексеем и Олегом
На момент рождения ребенка молодая пара жила в одной квартире с представителями старшего поколения и испытывала неудобства. Когда семья пополнилась еще одним малышом, названным Олегом, удалось найти помещение побольше. Так что часть детства Алеши прошла в трех московских районах: в Косом тупике, на Фрунзенской набережной и на проспекте Гагарина.
Большую часть времени мальчик находился под присмотром бабушки в украинском городе Мелитополе. В столицу ребенка забрали, когда настала пора идти в общеобразовательную среднюю школу. Мама Светличной также поселилась в квартире актеров, чтобы помогать детям и смотреть, как развивается внук.
К счастью, родители не отстранились от воспитания сына и иногда брали его в творческие командировки. Так Ивашов-младший увидел, как шла работа над картиной «Новые приключения неуловимых» на съемочной площадке в Ялте, и влюбился в творческую профессию постановщика спецэффектов — казалось бы, раз и навсегда.
В конце 1970-х Алексею выпал шанс попробовать себя в роли актера. Кинорежиссер Владимир Михайлович Гориккер доверил представителю славной семьи сыграть сказочного персонажа в музыкальной экранизации произведений Александра Сергеевича Пушкина «Осенние колокола».
Хотя первый опыт оказался удачным, молодой человек решил не следовать по стопам отца и матери. По его мнению, занятия творчеством не были чем-то настоящим, а атмосфера вечного праздника и близко не походила на реальную жизнь.
В итоге по окончании учебного заведения Алексей пошел в армию. По протекции Светличной он остался в Москве при Генеральном штабе и Главном политуправлении. Однажды неопытный солдат сорвался: ушел с товарищами в самоволку и попал под арест.
Алексей Ивашов в молодости (кадр из фильма «Осенние колокола»)
К счастью, благодаря родителям, приобретшим общенациональную известность, нарушитель армейского устава отделался 10 месяцами в дисбате. Тяжелая работа на цементном заводе под присмотром охранников стала хорошим уроком на всю оставшуюся жизнь.
На гражданку Ивашов вернулся новым человеком. Он решил во чтобы то ни стало поступить в престижный вуз. На пути к высшему образованию сын актеров был механиком, сторожем и инкассатором. К деятельности, связанной с творчеством, мысли не возвращались никогда.
Мировая известность
После окончания школы в 1956 году, Владимир поступил во ВГИК на курс Григория Козинцева. Учился он легко, хотя нельзя сказать, что очень уж выделялся среди своих однокурсников. И, тем более, никто не предполагал, что вскоре он станет всемирной знаменитостью.
В 1958 году режиссер Григорий Чухрай приступил к съемкам фильма «Баллада о солдате». На главную роль — молодого солдата Алеши Скворцова – режиссер пригласил популярного актера Олега Стриженова.
В ходе съемок Григорий Чухрай понял, что допустил ошибку. Стриженов явно не подходил на главную роль ни по возрасту, ни по внешним данным. Он мог быть аристократом, героем-любовником, но никак не желторотым солдатом. Нужен был 17-летний герой, наивный и пылкий, с юношеским максимализмом в глазах, который еще не успел повзрослеть и для которого слово «мама» значит очень много.
Начались срочные поиски кандидатуры, которые привели к 19-летнему студенту второго курса ВГИКа Владимира Ивашова. Его партнершей стала студентка первого курса Школы-студии МХАТ Жанна Прохоренко. Георгий Чухрай вспоминал: «Мы шли на риск во многом. Даже в том, что поручили главные роли совсем еще неопытным актерам. Мало кто в то время пошел бы на такой шаг, но мы отважились и не пожалели. Володя с Жанной внесли в фильм самую ценную для него краску – непосредственность и обаяние молодости».
По сути, от Ивашова требовалось только естественность, искренность при создании незамысловатого образа рядового Алеши Скворцова, но для начинающего актера это и было нелегким. И все же Владимир блестяще справился с поставленной задачей. Он был необычайно органичен и естественен в этой роли.
В ходе съемок Григорию Чухраю пришлось преодолеть многочисленные попытки «сверху» внести изменения в сценарий. Ему предлагали сделать главного героя полковником или генералом, убрать из картины сцену с женой-изменщицей, изменить финал фильма… И все же режиссер отстоял свой взгляд на картину.
В фильме имелись некоторые неточности, на которые Чухрай пошел сознательно. Так, например, в начале войны отпуска солдатам практически никогда не давали, но это требовалось по сюжету. Погоны в начале войны солдаты также не носили, но режиссеру необходим был обобщенный образ солдата-освободителя, известный всему миру. Григорий Чухрай рассказывал: «Снимая картину для советского зрителя, я втайне надеялся, что ее увидят и за рубежом, в странах, через которые наша армия гнала фашистскую нечисть. А вдруг люди, видевшие советских бойцов уже в новой форме, заметив на форме героя петлицы, не смогут совместить эти два образа? Нет, скажут, нас освобождали не эти… Вот почему мы одели Алешу в форму конца войны».
Комиссия, принимавшая фильм, осталась недовольной. Слишком уж он не вписывался в стандартные рамки фильмов о войне. Однако и положить его на полку они не решились. И тогда фильм был пущен ограниченным прокатом по провинциям. Это не помешало необычайному успеху картины, на которую народ буквально ломился. На этот факт закрывать глаза уже было нельзя. В результате в 1960 году, на самом верху, было принято решение отправить фильм на международный кинофестиваль в Канны.
Григорий Чухрай был здесь уже не новичком. Три года назад он уже покорил весь мир своей картиной «Сорок первый». И все же режиссер волновался: «Респектабельная, разодетая публика чинно занимает в зале места. Мне становится страшно: они не поймут фильм, не примут. Ну что этим господам и дамам до страданий русской матери, потерявшей сына?».
Опасения оказались напрасными. Зал не остался равнодушным. Реакция зрителей в Каннах нисколько не отличалась от реакции где-нибудь в Рязани. Они в тех же местах смеялись, там же затихали, там же плакали…
Картина была отмечена призом «За лучший фильм для молодежи» и призом «За высокий гуманизм и исключительные художественные качества». А на исполнителя главной роли Владимира Ивашова свалилась неслыханная популярность, как три года назад на Изольду Извицкую, сыгравшую в картине Григория Чухрая «Сорок первый».
Один из американских журналов писал: «Голливудским звездам, готовившим юных актеров, следовало бы сесть со своими питомцами на первый самолет в Москву и устроить их в институт, раз там делают таких актеров из девятнадцатилетних юнцов».
Развод
Конечно, их жизнь не была безоблачной. Светлана, эмоциональная, горячая часто начинала ссоры на пустом месте. Ей не нравилось, что муж увлекался охотой, не нравилась его верность актерской профессии: лучше бы он был стал режиссером и, как многие режиссеры, снимает жену в главных ролях!
Светлана сыграла не так много ролей, но из-за европейской внешности и стильности ее всегда брали в зарубежные поездки. Она ездила с фильмами, в которых не снималась, и, с одной стороны, это было унизительно, а с другой, этому завидовали. Актриса часто нервничала из-за всего этого. Ивашову не очень нравилось, что ее часто не бывает дома. И еще один момент: впечатлительная Светлана могла увлечься партнером по фильму… В общем, как говорила она сама, иногда этот брак держался благодаря терпению с сдержанности Владимира, его незлопамятности и умению прощать.
Но и самое ангельское терпение не безгранично.
Она как будто внезапно отрезвела, вся дурь выветрилась из головы за одну минуту. Нет человека лучше ее мужа, нет мужчины лучше… что же она наделала!
Раньше Светлана никогда не просила прощения. В этот раз она впервые вызвала мужа на серьезный разговор и умоляла простить. А чтобы муж поверил, что никаких интрижек больше никогда не будет, предложила обвенчаться. Она относилась к религии очень серьезно, Ивашов об этом знал.
Учеба во ВГИКе. Женитьба
В Москву Владимир Ивашов вернулся в ореоле всемирной славы, которая, кстати, совершенно его не испортила. Правда, из-за пропусков в занятиях ему пришлось опуститься на курс ниже. Он попал к выдающемуся режиссеру и педагогу Михаилу Ромму. Здесь он и повстречал свою любовь.
Когда Ивашова перевели на курс Михаила Рома, девушка конечно обрадовалась, но в то, что у них что-то может быть, она не верила. Светлана тихо вздыхала вслед стройному красавцу в джинсах и ковбойской шляпе, привезенных из турне по США после заокеанской презентации «Баллады о солдате». «Да у такого парня, наверное, целый гарем!», — думала она, проливая слезы в подушку.
Удивительно, но Владимир тоже страдал, не зная, как подступиться к Светличной. Развязка наступила на генеральной репетиции «Казаков» по повести Толстого, где по сценарию парочка должна целоваться. Режиссер почему-то все время откладывал эту сцену. Лишь на финальном прогоне спектакля Ивашов страстно обнял и поцеловал свою робкую партнершу, чуть не упавшую в обморок от счастья. Как только опустился занавес, он сказал: «Светка, мне кажется, что я тебя люблю!».
Через полгода они играли свадьбу. Но прежде чем дать свое согласие, Светличная позвонила маме в Мелитополь, спросить совета. Мама была не против.
Через год у пары родился сын Алеша, названный в честь главного героя «Баллады о солдате». Первое время молодожены жили у родителей Ивашова. В одной комнатушке коммуналки ютились семь человек, что, конечно, не способствовало установлению хорошего климата в семье. С самого начала у невестки не сложились отношения со свекровью.
В отличие от семейной жизни, творческая жизнь актерской пары складывалась успешно. Все еще, будучи студентом ВГИКа, Ивашов снялся сразу в нескольких фильмах: «Тучи над Борском» (1961), «Семь нянек» (1962) и других. Светлана Светличная сыграла главную роль в картине «Им покоряется небо». А в новелле «Тетка с фиалками» (1963) супруги снялись вместе.
ДОЧЬ КОМЕНДАНТА
Будущая звезда появилась на свет в генеральской семье. Ее мама говорила папе: «Если родится девочка, назовем Светланой. Представляешь, как красиво будет звучать: «артистка Светлана Светличная»?» Самой ей не удалось реализовать детскую мечту стать актрисой, выйдя замуж за военного, она постоянно переезжала с места на место.
После войны отца Светличной назначали комендантом за границу, потом перевели обратно в Россию. Светлана рассказывала, что в семье, благодаря хорошей зарплате отца, был достаток.
Мама Светланы мечтала о том, чтобы ее дочь стала актрисой
Фото: Кадр из передачи
В Армении, Украине или Прибалтике, где бы они ни жили, Свету тут же записывали в драматический кружок. Девочку с самого раннего возраста старалась наряжать модно, красиво. Мама шила ей изящные платьица с рюшечками, таких ни у кого больше не было.
С тех самых пор у Светланы осталось желание выглядеть эффектно и вдохновлять своим примером женщин. Она до сих пор с удовольствием носит мини-юбки, появляется на публике с ярким макияжем и необычными прическами.
Cветлана Светличная любит выглядеть эффектно
Фото: Legion-media
https://youtube.com/watch?v=fg9ElrAgsNo
70-е годы. Личная жизнь
В 70-е годы личная жизнь Ивашова и Светличной складывалась непросто. Как вспоминает сама Светличная: «Первые десять лет – потрясающие: мы Ромео и Джульетта. Потом – сложная середина».
Был момент, когда их брак висел на волоске. Начались семейные неурядицы, взаимная ревность к поклонникам, измены. Светлана капризничала, устраивала сцены, обвиняла мужа в том, что он не стал режиссером, и она не сыграла какие-то роли. В отместку за фанаток, одолевавших Владимира, она открыто флиртовала с другими мужчинами. Иногда изменяла, но всегда возвращалась домой, каялась, что это больше не повторится, и муж прощал.
Светлана Светличная вспоминает: «То, что мы так и не расстались, была не моя заслуга, а Володи. Он понимал, что я – человек эмоциональный, даже, может быть, непостоянный, и у меня могут быть какие-то закидоны, но он был однолюб, умел прощать… Я была противной. Володя был степенным. Он был, как Каренин, очень мягким. Если бы я вышла замуж за другого, наверное бы, у меня был не один муж. Выдержать мои закидоны трудно».
Самой громкой стала ее связь с Андреем Мироновым на съемках «Бриллиантовой руки». В перерывах контрабандист Козодоев не давал прохода сексапильной блондинке. Она ответила взаимностью. «Доброжелатели» оперативно проинформировали Владимира о проделках дражайшей половины, и он решил презентовать супруге ответные «рога». Вернувшись в Москву, Светлана традиционно покаялась в грехах, муж простил и с легкой душой отправился на свидание с любовницей. Соперница Светличной оказалась такой красавицей, что ветреная актриса задумалась о сохранении семьи, отбросив мысли о романах на стороне. Для верности она даже родила второго сына Олега.
Владимир оказался замечательным отцом. Светлана Светличная вспоминает: «По-настоящему детей воспитывал Володя. Дети верили чуть ли не до семи лет, что Дед Мороз приносит подарки. Володя проводил проволочки, вешал под елку подарок. В полночь он обрезал эту нитку – и с боем курантов подарок падал вниз. У меня бы в жизни на подготовку терпения не хватило. Он всю квартиру украшал…». Владимир часто сглаживал взрывной характер жены, воспитывая детей, он их никогда не бил, умел находить к ним подход, действовал личным примером.
И все же супруги продолжали ссориться чуть ли не каждый вечер, выясняя, кто достиг в кино большего. Разборки заканчивались объятиями, поцелуями и праздничными столами после возвращения Светланы со съемок. Сумасшедшая юношеская любовь оказалась неубиенной, как герои современных блокбастеров. Помогло сохранить брак и то, что Ивашов никогда не ревновал жену к славе.
70-е годы. Кино
В 70-е годы Владимир Ивашов продолжал много сниматься в кино. Случались и главные роли. Так всего через год после успеха «Семнадцати мгновений весны» (1974) с Вячеславом Тихоновым, на «Таллинфильме» был снят фильм — «Бриллианты для диктатуры пролетариата». В этой картине Ивашов сыграл разведчика Исаева – будущего Штирлица. В том же году он сыграл Володю в мелодраме «Когда наступает сентябрь».
Среди других работ актера: продолжение «Неуловимых» — «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», где Ивашов вновь сыграл адъютанта Кудасова, военная драма «А зори здесь тихие» (эпизодическая роль — гость Бричкиных) и другие фильмы.
Тем не менее, роли, сравнимой по масштабам с Алешой Скворцовым, у Ивашова не было. Режиссеры безжалостно эксплуатировали его внешность, не предлагая ничего серьезного. Даже в Театре-студии киноактера, где Ивашов проработал 30 лет, у него случились лишь две стоящие роли: Ставрогин в «Бесах» Ф. Достоевского и Автор в пьесе А. Блока «Здесь на синей земле».
В 1978 году впервые серьезно дала о себе знать язва желудка у Ивашова. Он должен был лечь в одну из столичных клиник, однако жена узнала, что в Кургане есть хирург, который лечит эту болезнь по оригинальной методике. Ивашов отправился к нему. Операция прошла успешно, после чего боль в течение полутора десятков лет не давала о себе знать.
Последний год жизни
В 1995 году об Ивашове вспомнили его более благополучные коллеги и пригласили на торжественное вручение высших кинематографических призов «Ника». Надев на себя казенный смокинг, он отправился в Дом Кино, с достоинством вручил призы победителям, а наутро вновь вышел на стройку – грузить шифер и шлакоблоки.
В марте 1995 года Владимиру Ивашову пришлось работать особенно много. Ему хотелось заработать денег на достойный подарок жене. Светлана Светличная рассказывает, что в последний год своей жизни он особенно много нервничал, срывался по всякому пустяку. Его убивала мысль, что он уже не актер. В отличие от прежних лет, она не обижалась в ответ, а, наоборот, старалась его поддержать. Когда он усталый и раздраженный возвращался со стройки, Светлана встречала его улыбкой и обедом.
В ту весну Владимир особенно плохо себя чувствовал. На стройке его щадили, но с его язвой такая работа была недопустима. Во время разгрузки очередной машины с шифером Ивашову внезапно стало плохо. Срочно вызвали врачей.
Рассказывает Евгений Жариков: «Он надорвался, и у него открылось желудочно-кишечное кровотечение. Первая бригада врачей, которая делала ему операцию, оказалась элементарно нетрезвой, через несколько часов – повторная операция, а сердце не выдержало…». Он скончался в ночь на 23 марта в 1-й Градской больнице на 56-м году жизни.
Ненужный актёр
С наступлением «лихих» девяностых у Ивашова, как и у многих других актёров, начались проблемы. Его сократили из Театра киноактёра, в труппу которого Владимир Сергеевич был зачислен сразу после окончания ВГИКа. Супруга Ивашова Светлана Светличная также осталась без работы. Актёру порой предлагали сняться в некоторых картинах, но он не хотел мараться о низкопробный продукт и принял всего несколько предложений. Так, в 1992 году Владимира Сергеевича можно было увидеть в боевике «»Тридцатого» — уничтожить!».
— Сегодняшнее кино ради эффекта готово пустить под откос всё, что осталось в человеке доброго, радостного, святого, — сокрушался артист. Он не хотел иметь с таким кинематографам ничего общего, а потому работал грузчиком, разнорабочим, трудился на стройке. Нередко Ивашова, едущего в метро в рабочей робе, узнавали случайные попутчики, которые удивлялись тому, что известный актёр должен зарабатывать на хлеб таким образом.
Всё это сильно угнетало Владимира Сергеевича. Светличная вспоминала, что ближе к концу жизни он стал раздражительным и мог сорваться по любому пустяку, сильно переживая из-за того, что, по сути, перестал быть актёром.
В 1993 году Владимир Ивашов сыграл последнюю в своей жизни роль в комедийном детективе «Сыскное бюро «Феликс»».
Весной 1995 года Ивашов страдал от язвы желудка, но продолжал работать. На стройке его старались щадить и нагружать поменьше, однако 21 марта состояние актёра ухудшилось настолько, что его пришлось госпитализировать. Русскоязычная «Википедия» утверждает, что врач, оперировавший Владимира Сергеевича, был пьян. Через несколько часов после первой операции артисту потребовалось повторное медицинское вмешательство, в ходе которого его сердце не выдержало. Владимир Ивашов ушёл из жизни в возрасте 55 лет.
Старший сын Светличной – Алексей Ивашов
Первый сын Светланы Светличной, Алексей, родился в 1961 году. Именно на 1960-е годы пришелся расцвет кинематографической карьеры актрисы, она много снималась, ездила на гастроли.
Светлана Светличная с сыном Алешей
Светличная признается – была рада, что «популярна и узнаваема». Но заниматься воспитанием первенца фактически было некогда. Теперь Светлана Афанасьевна сетует:
Помощь в воспитании ребенка оказывали родители актрисы, которые жили в Мелитополе. Детство Алексея было счастливым и безоблачным – бабушка с дедушкой ни в чем ему не отказывали.
Светлана Светличная с Владимиром Ивашовым и сыновьями
По стопам своих известных родителей он не пошел. Алексей Ивашов стал стоматологом. Он женат, воспитал дочь Марию.
Светлана Светличная с сыном Алексеем Ивашовым
Длительное время Светлана Афанасьевна не общалась со старшим сыном. После ухода из жизни его брата Олега, семья поссорилась из-за его квартиры. Алексей поначалу винил мать во всех проблемах.
Светлана Светличная с внучкой Марией и правнуком Владимиром
Однако, когда у Марии, внучки актрисы, родился сын – Владимир Ивашов – Светличная стала больше внимания уделять своим наследникам.
Личная жизнь
Владимир женился еще в студенческие годы. Его избранницей стала Светлана Светличная. Они учились в одном вузе, но Ивашов на курс старше. Все девушки во ВГИКе были влюблены в актера, сыгравшего в военном фильме «Баллада о солдате».
Осознание, что они любят друг друга, пришло на репетиции постановки «Казаки» по повести Льва Толстого, когда Владимиру и Светлане пришлось целоваться. Через несколько дней Ивашов, провожая Светличную до общежития, признался ей в любви.
Счастье в личной жизни Владимир Ивашов нашел в браке с актрисой Светланой Светличной
Свадьбу влюбленные сыграли в январе 1961 г. Вместе супруги прожили более 30 лет. У них родилось двое сыновей. Старшего Владимир решил назвать в честь героя, прославившего Ивашова на родине и за ее пределами, Алексеем. Он стал стоматологом, его дочь Мария родила сына, который носит имя и фамилию знаменитого деда.
Младший сын артиста пережил его на 10 лет. Олег Ивашов скончался от токсикоза печени в 33 года. Мужчина зарабатывал на жизнь, торгуя на рынке джинсами. Все остальное время проводил в компании друзей, злоупотребляя алкогольными напитками.
В забвении
В 1993 году в Театре-студии киноактера началась генеральная чистка. Новый руководитель театра – бывший парторг ГАИ – решил избавиться от «балласта» и уволил 180 актеров из 230 числившихся в труппе. В число «балласта» вошли такие актеры, как Леонид Куравлев, Марина Ладынина, Николай Крючков и другие. Талантливые актеры перестали быть нужными стране.
Ивашов и Светличная ушли из театра добровольно. В период безвременья герои, каким был Ивашов, не могли существовать. Владимир тяжело переживал развал Театра-студии киноактера, в котором служил много лет, но никто и никогда так и не увидел его в унынии и печали. Он улыбался и весело шутил, даже когда это было просто больно делать.
Чтобы обеспечивать семью, нужна была работа, и Ивашов устроился простым рабочим на стройку. Говорят, что, когда он в строительной робе ехал в метро на работу, многие люди узнавали его, и от этого ему было особенно неловко.
Отдушиной для Владимира Ивашова были его поездки на охоту и встречи с друзьями, которых у него было много и среди простых людей, и среди артистов. А еще была любимая семья, о которой он очень заботился и оберегал. Его сын Алексей Ивашов считает так: «Я, наверное, не смог бы относиться так к своей жене, как он относился к моей маме. Он прощал все. Даже когда и не мог простить. Даже когда и уходил, он все равно прощал». 9 мая 1994 года Ивашов и Светличная обвенчались в Хамовнической церкви.
Отношения с матерью
В молодости у Алексея не было причин конфликтовать с матерью. Ситуация изменилась, когда скончались сначала отец, а затем младший брат.
Второй раз родственники начали противостояние из-за отношений актрисы с молодым стилистом Русланом Татьяниным. Стоматологу не нравилось, что мама, будучи в летах, по совету партнера вела себя легкомысленно: участвовала в фотосессиях, появлялась на публике в откровенных, не соответствовавших возрасту нарядах и делала яркий, вызывающий макияж.
Алексей Ивашов, его мать Светлана Светличная и брат Олег
Алексей опасался, что не внушавший доверия избранник планирует обобрать звезду советского кинематографа, от обилия внимания потерявшую бдительность. К счастью со временем стало ясно: с этой стороны актрисе не грозило ничего.
Такое положение вещей примирило сына с матерью, и общение в той или иной степени восстановилось. Когда Алексей попал в больницу в тяжелом состоянии, Светличная оказала максимальную поддержку. Таким образом, несчастье объединило длительное время конфликтовавших сына и мать.
Дознание пилота Пиркса (1978) (Test pilota Pirxa)
Драма, Советский фильм, Фантастика
tagSci-Fi (Научная фантастика), tagЭкранизация
Экранизация по произведению: Станислав Лем
Режиссер: Марек Пестрак
В ролях: Владимир Ивашов, Сергей Десницкий, Александр Белявский
Фильм снят по рассказу Станислава Лема «Дознание».Опытному космическому пилоту Пирксу поручено необычное задание. Он должен привести к Сатурну космический корабль с экипажем из человекообразных роботов нового поколения, а после представить отчет об их поведении. Эти роботы принадлежат крупной промышленной корпорации, и от оценки Пиркса во многом зависит, будет ли продолжен выпуск андроидов, поскольку многие авторитетные люди и организации выступают против этого.Сначала полет проходит в штатном режиме, однако спустя какое-то время некоторые из «членов экипажа» начинают вести себя непредсказуемо…