Маргарита криницына — биография, новости, личная жизнь
Содержание:
- Муж Аллы Криницыной — Александр Владимирович Сурин
- Детство и юность
- Свирид Петрович Голохвастов собственной персоной
- Детство и юношеские годы
- Актриса одной роли Маргарита Криницына
- Начало пути
- Украинский Чарли Чаплин
- Работа в кино
- Единственный брак и жизненные перипетии
- Мистика и реальность в работе знаменитого сценариста Аллы Криницыной
Муж Аллы Криницыной — Александр Владимирович Сурин
Артист, режиссер и сценарист Александр Сурин был на 17 лет старше своей жены. В 1965 году он окончил режиссерский факультет ВГИКа и, начиная с 1966 года, трудился на киностудии «Мосфильм», директором которой был его отец Владимир Сурин. Художественные киноленты «Баллада о комиссаре», которую Александр выпустил вместе с Юрием Назаровым и Галиной Польских; «Возвращение с орбиты» — с Юозасом Будрайтисом и Виталием Соломиным, а также многие другие его кинофильмы вошли в копилку мирового кинематографа.
Первый раз он женился на актрисе Галине Польских. Их брак продлился всего один год. За это время у супругов родилась дочь Мария (1968 г.). Алла Криницына была его второй женой. После свадьбы личная жизнь Аллы Криницыной наполнилась новыми красками. Она переехала жить в Москву, где открылись новые горизонты ее кинематографического творчества. И хоть детей они с мужем не нажили, в их совместной деятельности появились такие замечательные работы как «Мы веселы, счастливы, талантливы!» (1986 г.) и многие другие.
Фильм режиссера Александра Сурина «Баллада о комиссаре» с Галиной Польских
Как актер Александр Владимирович снимался в фильмах Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж» и «Курочка Ряба». В последнее время муж Аллы Криницыной плодотворно работал в содружестве со своей женой
Их совместные работы: необычный фильм «1000 долларов в одну сторону» (1991 г.), «Цветы от победителей» (1999 г.), а также «Внимание! Говорит Москва» (2005 г.) и др. Всего в фильмотеке Александра Владимировича Сурина насчитывается 16 кинолент
В 2000 году он получил звание Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.
Александр Сурин в фильме Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»
Детство и юность
Актриса появилась на свет ровно на 20 лет раньше Владимира Путина — 7 октября 1932 года. Малая родина Криницыной — населенный пункт Новая Ляля, через 6 лет после рождения Маргариты получивший статус города.
Когда отец, работавший в органах внутренних дел, изменил матери, женщина оставила всех трех детей изменнику и уехала из Новой Ляли. Как в страшных сказках, мачеха оказалась жестокой. Ругательства и оплеухи часто доставались будущей звезде.
Маргарита Криницына в молодости (кадр из фильма «Вольница»)
Рита сначала мечтала стать следователем: во время игры в прятки лучше всех находила затаившихся приятелей. Но потом в девочке победили артистические гены, доставшиеся от бабушки. Она уморительно пародировала учителей и одноклассников, и подруги посоветовали идти в артистки.
В столицу СССР абитуриентка Криницына приехала из молдавского города Бельцы, куда семья перебралась после войны. Маргарита в молодости не умела толком ни петь, ни плясать, но покорила обаянием и умением смешить две приемные комиссии — ВГИКа и Вахтанговского училища. Девушка решила связать биографию с кино и выбрала первый вуз.
Свирид Петрович Голохвастов собственной персоной
Свирид Горохвастов
Вначале планировалось, что роль главного героя Свирида Голохвастова сыграет Юрий Тимошенко, более известный зрителю как Тарапунька. Тем более, актер был хорошим другом Виктора Иванова. Но комедийный дуэт Тарапунька и Штепсель в те времена был настолько популярен, что отрывать Тимошенко от концертного графика составляло определенную проблему.
Тогда появился еще один кандидат — ведущий актер московского драматического театра им. Е.Вахтангова Николай Гриценко. Его даже успели утвердить на роль, но неожиданные зарубежные театральные гастроли изменили и этот план.
Так в фильме появился Олег Борисов — драматический артист, который своей блистательной игрой покорил публику. Кто знает, стал бы фильм шедевром, если бы в роли Свирида Петровича “собственной персоной” оказался кто-нибудь другой?
Олег Борисов работал в Киевском драматическом театре имени Леси Украинки. Он никогда ранее не играл комедийных ролей. Поначалу образ прохвоста и пижона Голохвастова ему давался нелегко.
На съемочной площадке возникали конфликты с режиссером, который пытался показать Борисову, как сыграть ту или иную сцену. Но после того, как Олег просмотрел пробные эпизоды, все пошло как по маслу. Актер настолько вошел в новый и непривычный для себя образ, что начал активно импровизировать.
Любопытно, что Борисов был не единственным, оказавшимся “не в своей тарелке”. Автор забавных куплетов и песни “Канареечка” Вадим Гомоляка также являлся серьезным композитором — писал музыку к балетам, оркестровые концерты, преподавал в Киевской консерватории. Может, именно благодаря таким серьезным людям фильм и получился таким веселым.
Детство и юношеские годы
Когда маленькой Рите исполнилось 8 лет, родители девочки разошлись. Отцу пришлось самому растить троих детей. Матери выставил ультиматум – выехать из города и никогда не лезть в жизнь бывшей семьи. Для детей это стало сильнейшим ударом, они долго и со слезами прощались с мамой. Но вскоре отец привел в дом новую женщину – властную и жесткую, не склонную к похвалам и сантиментам. Дети не раз получали взбучку – иногда за дело, а чаще просто так. Подростки быстро усвоили для себя простую истину – во избежание гнева мачехи им лучше вовсе не попадаться той на глаза.
Проня Прокоповна
Несмотря на сложную судьбу, Рита росла открытым и доброжелательным ребенком, не утратила детской наивности. Девочка активно участвовала в жизни школы – посещала кружки самодеятельности, любила петь и танцевать.
После окончания школы девушка особо долго не сомневалась в выборе будущей профессии – поехала покорять столицу. После вступительных экзаменов приемная комиссия приняла решение зачислить Риту во ВГИК. Хотя позже стало известно, что это решение было не единогласным. Некоторые участники комиссии усомнились в девушке из-за чрезмерной открытости, простодушия и необычного акцента. Позже было понятно – именно благодаря этой особенности аудитория полюбила Криницыну.
«За двумя зайцами»
Актриса одной роли Маргарита Криницына
Проня Сирко
Роль главной героини Прони Прокоповны Сирко сыграла выпускница ВГИКа Маргарита Криницына. Эта роль принесла ей славу и известность, и даже если бы других ролей в ее жизни не было (она снялась в 70 фильмах) одной этой роли было бы достаточно, чтоб сделать актрису звездой советского кино.
На роль Прони претенденток было много. Криницыной, как и Борисову роль досталась по воле случая. Виктор Иванов словил Маргариту в коридоре киностудии и попросил подыграть в одной из сцен. Ее не гримировали, не переодевали, и поэтому в кадре она вела себя совершенно естественно, не волновалась, не работала на камеру. Это было сразу подмечено и оценено режиссером. А когда девушка широко улыбнулась, и Иванов увидел случайно сломанный накануне зуб, вопрос с главной героиней решился сам собой. Так актриса получила судьбоносную роль, которая сделала ее известной на весь СССР и одновременно перечеркнула реализацию в качестве драматической актрисы.
После выхода фильма режиссеры больше не давали ей главных ролей, видя в ней только характерную комедийную актрису. Маргарита спокойно отнеслась к тому, что ее героиня не красавица и позволяла гримерам экспериментировать со своей внешностью — для женщины это настоящий подвиг. Она всегда считала, что главное не внешность, а талант.
Когда дочь Криницыной впервые увидела маму в новом образе на экране воскликнула: “Какая ты страшная, мамочка!”. Муж возмущался: “Зачем ты позволила себе уродовать!”
В жизни Маргарита Криницына была очень милой, обаятельной и ранимой. После неудачного съемочного дня она часто плакала дома, в подушку, чтоб никто не видел.
Борисов и Криницына поддерживали друг друга на съемочной площадке, а после окончания работы над фильмом остались хорошими друзьями.
Начало пути
Будущая звезда украинского кинематографа родилась на Урале в 1932 году. Ее отец служил в милиции, мать трудилась на заводе. В какой-то момент в семье начался разлад, и родители решили разойтись. Дети остались жить с отцом в Молдавии. Мачеха была женщиной очень красивой, но истеричной. Не сладко пришлось Рите и двум ее братьям. Школьная самодеятельность была отдушиной для девочки. Она замечательно копировала взрослых, пародировала учителей, одноклассников и устраивала веселые розыгрыши. Но мечтала стать юристом. После окончания школы, когда встал вопрос выбора профессии, актерские данные взяли верх и она подала документы сразу в два столичных театральных вуза. Не имея специальной вокальной и хореографической подготовки, она покорила приемные комиссии своим артистизмом и непосредственностью. ВГИК и Вахтанговское училище были готовы с радостью видеть ее в числе студентов, но она выбрала Институт кинематографии. Спустя годы артистка с грустью вспоминала о неиспользованной возможности сделать театральную карьеру.
На четвертом курсе Маргарита встретила Евгения Оноприенко. Бывший фронтовик, сценарист, выпускник того же вуза сразу покорил сердце девушки и вскоре они поженились. Оноприенко стал автором более чем двух десятков кинофильмов, самый популярный из которых «В бой идут одни старики» давно стал классикой советского кинематографа. Часто главные роли в его работах предназначались жене, но мнение режиссеров не всегда совпадало с видением знаменитого сценариста. В 1955 году Криницына получила диплом и распределение в Московский театр киноактера. Но через четыре года уехала в столицу Украины и осталась там навсегда.
Украинский Чарли Чаплин
Еще один незабываемый персонаж комедии — отец Прони, Прокоп Свиридович. Его блистательно воплотил “блазень із сумними очима” Николай Яковченко. Сергей Параджанов называл его украинским Чарли Чаплином.
Неповторимая мимика и выразительные глаза, которые говорят больше слов. Хотя и слова, сказанные им в фильме, давно стали крылатыми и вот уже многие годы живут своей жизнью. “Дайте мені його хоть за горло подержать…” “Розумний, аж страшно!” Сам артист признавался, что эта роль была его любимой.
Кстати, киевляне и гости столицы имеют прекрасную возможность посидеть с Николаем Яковченко на одной лавочке. Оригинальный памятник гениальному актеру установлен около театра им. И. Франко, в котором он работал.
Нонна Копержинская сыграла в фильме Секлету Лимариху. Это была одна из самых ярких и запоминающихся ее ролей.
Роль монахини Миронии исполнила известная советская актриса Людмила Алфимова.
Первоначальный вариант фильма был снят и озвучен на украинском языке для “местного” показа только на территории УССР. Главные герои разговаривали на специфическом суржике, чтобы подчеркнуть свое “высокое” социальное положение. Со временем стало понятно, что картина удалась на славу, и ее переозвучили на русском языке и пустили во всесоюзный прокат. После этого об украиноязычной версии уже не вспоминали. Оригинальная украинская фонограмма была обнаружена и восстановлена только в 2013 году и фильм “зазвучал” по настоящему.
Сатира Виктора Иванова довольно глубока, может быть поэтому последние кадры фильма, в которых Голохвастов с компанией прогуливается по Крещатику 60-х годов была вырезана советской цензурой. Такое путешествие во времени было задумано режиссером неспроста, ведь голохвастовы были, есть и будут во все времена.
Как это часто случается, образ главного героя был списан Ивановым с реального молодого человека — одноклассника его сына Миши — стиляги и пижона со всеми характерными движениями, специфической мимикой, походкой и манерой разговора.
Около Андреевской церкви, в которой киногерои Свирид и Проня так и не повенчались, им поставили памятник. Он сразу же стал популярной киевской достопримечательностью. К своему памятнику в конце жизни любила приходить Маргарита Криницына. Она общалась с людьми, с радостью раздавала автографы, фотографировалась со всеми желающими.
Посмотрев фильм, можно ощутить дух старого Киева, увидеть какой была раньше Владимирская горка, Андреевский спуск. Кинолента является своего рода энциклопедией киевской старины, в которой представлены разные сословия, показаны нравы киевлян, мещанский быт, мода, традиции. Что такое иллюзион, как выглядели парикмахерские (цирюльни), чему учили в женских пансионах — для сегодняшнего молодого зрителя это очень познавательно.
Сюжет кинофильма очень прост, и именно благодаря талантливой режиссерской работе и такому выдающемуся актерскому составу комедия “За двумя зайцами” до сих пор не сдает своих позиций и остается популярной и понятной не только старшему поколению. Ее с удовольствием смотрят все. А фразы киногероев многие даже знают наизусть:
“Когда человек не такой, как вообще, потому один такой, а другой такой, и ум у него не для танцевания, а для устройства себя, для развязки свого существования, для сведения обхождения, и когда такой человек, ежели он вчёный, поднимется умом своим за хмары и там умом своим становится ещё выше Лаврской колокольни, и когда он студова глянет вниз, на людей, так они ему покажутся такие махонькие — махонькие, всё равно как пацюки… пардон, крисы… Потому что это же Человек! … Это ж ведь очень и очень! Да! Да! Но… нет!”
А вам этот спич ничего не напоминает?
Катерина Шевчук
Работа в кино
Получение диплома об образовании совпало с началом кинокарьеры. Это были небольшие персонажи в фильмах «Доброе утро» (1955) и «Вольница» (1955). После нескольких дебютных работ Маргарита Криницына получила свою звездную роль — несравненная Проня Прокоповна из картины «За двумя зайцами» (1961). Процесс создания фильма был непростым. Вообще, надо сказать, что в эту картину Маргарита попала случайно — утвержденная актриса не появилась в назначенный день на съемочной площадке. Когда Криницына надела платье, пристегнула к волосам шиньон и произнесла несколько реплик, сомнений не оставалось — главная героиня найдена. А ее щербатая улыбка — накануне артистка грызла орехи и сломала передний зуб, окончательно убедила руководство фильма в правильности выбора. Ежедневный грим занимал около трех часов, ведь из молодой красивой женщины нужно было ежедневно делать уродку. Режиссер Виктор Иванов держал в строгости всю группу, на съемках комедии им было не до смеха, саму Криницыну его излишняя требовательность не раз доводила до слез. Но именно он помог начинающей актрисе раскрыть в образе Прони весь свой искрометный талант. После фильма ее еще долго связывали дружеские отношения с Олегом Борисовым, исполнителем Свирида Голохвастова. Он даже рекомендовал ее в труппу прославленного театра русской драмы, но оттуда последовал отказ: «вгиковцев не берем». Успех ленты неоднозначно повлиял на творческую биографию актрисы. В ее фильмографии около семидесяти работ, но ярлык артистки одного жанра так навсегда и сохранился за ней. На пробах ведущих ролей Маргарита регулярно получала отказы и тяжело переживала эти неудачи в карьере. Предложений поступало много, но все они были эпизодами или второго плана, хотя названия картин говорят сами за себя: «Свадьба в Малиновке» (1967), «Бумбараш» (1971), «Будни уголовного розыска» (1973), «Зеленый фургон» (1983), «Одинокая женщина желает познакомиться» (1986), «Имитатор» (1990). Главная роль досталась ей только однажды, в фильме «Предвещает победу» (1978). Да и то получила она ее не сразу. В Госкино от деятелей культуры страны поступило письмо, что актриса «недостаточно красива» для того, чтобы воплотить в кино образ идеала украинки, потребовалось даже вмешательство министра. В исторической драме, повествующей о трудных годах становления Советской власти, она получила роль Александры Безродной. Картина рассказывает о том, как рабочие Донбасса своим трудовым подвигом ведут страну к светлому будущему, а им пытаются помешать контрреволюционеры, шпионы и саботажники. Фильм был отснят, но долгое время пролежал на полке.
Единственный брак и жизненные перипетии
Евгений Оноприенко – единственный супруг Криницыной. С будущим мужем Рита познакомилась еще в студенчестве, правда, тогда Женя ухаживал вовсе не за ней, а активно уделял знаки внимания подруге девушки. Но вскоре все стало на свои места, Евгений определился с выбором избранницы окончательно. Причем интересно, что девушкам удалось остаться приятельницами.
Во время съемок на актрису накладывали тонны грима
На четвертом курсе университета молодые люди расписались. По окончанию учебы Евгения распределили работать в Украину, а Маргарита уже служила в театре Москвы. Жизнь порознь давалась слишком трудно, поэтому муж все же уговорил Маргариту на переезд. Устроившись на киностудию Довженко, актриса сразу поняла, что, скорее всего, здесь ей только придется мечтать о ролях, и оказалась абсолютно права. При этом карьера супруга успешно развивалась. Маргарита же испытывала стресс по причине не нужности.
Маргарита Криницина
Веря в удачу, Криницына все так же продолжала ходить на всевозможные пробы. Роль Прони актриса получила случайно, когда основной состав был уже утвержден. Все, что требовалось от Криницыной– подыграть. Услышав речь Маргариты, режиссер был приятно удивлен – вот же она, настоящая Проня. Ради роли Криницына приняла совсем нетипичное для себя амплуа и даже дала изменить внешность. Родные актрисы не поняли, зачем нужна такая самоотверженность, поэтому высказались негативно относительно ее работы.
Мистика и реальность в работе знаменитого сценариста Аллы Криницыной
Алла Криницына первый свой сценарий посвятила маме, замечательной актрисе Маргарите Криницыной. Сегодня Алла Евгеньевна является почетным обладателем Первой премии Госкино «За лучший семейный фильм» «Спартак и Калашников», который затрагивает вопросы о детях. На конкурсе «Мелодрама» ее кинолента «Сердечко» получила 3-ю премию, а вторую ей присудили «За лучший семейный фильм» «Четыре таксиста и собака».
Фильм «Спартак и Калашников» сценариста Аллы Криницыной
Алла Криницына сегодня является номинантом почетной награды «Золотой Орел» за потрясающий сценарий, получивший мировую известность — «Спартак и Калашников». «С некоторых пор я начала с опаской относиться к созданию сценариев с плохим финалом, так как со временем стала понимать, что профессия сценариста является в некотором роде мистической, — делится сокровенным известный сценарист.