Умер режиссер марк захаров
Содержание:
- Личная жизнь и семья Марка Захарова
- Смерть
- Брак и совместная жизнь
- Любовь
- Театр
- Личная жизнь Марка Захарова
- Фильм третий: «Обыкновенное чудо»
- Ранние годы будущего режиссера
- Детство и семья
- Фильмы
- Брак
- Литературное наследие Захарова
- Лучшие фильмы с Александрой Захаровой в главной роли
- Фильм второй: «12 стульев»
- Рождение и семья
- Марк Захаров сейчас
- Деятельность в кинематографе и на телевидении.
- Фильм шестой: «Формула любви»
- Внушительная карьера
- Фильм первый: «Стоянка поезда — две минуты»
Личная жизнь и семья Марка Захарова
Знаменитый режиссер в личной жизни был очень счастливым человеком и прожил с любимой единственной супругой Ниной Лапшиновой 58 лет. Как и в любой семье, случалось всякое, но в интервью Захаров неоднократно говорил, что для него не было важнее человека, чем жена, ни в жизни, ни в творчестве.
Они познакомились во время учебы в ГИТИС. Нина до этого училась в техническом вузе и занималась в студенческом драматическом кружке. Руководитель кружка рассмотрел в ней актерский талант и посоветовал поступить в театральное учебное заведение. В ГИТИСе Лапшинова отвечала за выпуск стенгазеты, а Захаров прекрасно рисовал карикатуры. Совместная работа над очередным выпуском стенгазеты закончилась для молодых людей провожанием домой, первым поцелуем, а потом и предложением руки и сердца.
Так как Марк учился на курс старше, то в 1955 году по распределению уехал в Пермь, а Нина еще год доучивалась. В 1956 году, получив диплом, она приехала к Захарову и в Перми они официально оформили брак.
В июне 1962 года у них родилась дочь Александра, сейчас она ведущая актриса театра «Ленком». Нина Лапшинова после рождения дочери оставила актерскую карьеру и посвятила жизнь семье. Для Марка Анатольевича она стала не просто женой, домохозяйкой, но и самым требовательным зрителем и строгим критиком.
Марк Захаров с женой Ниной Лапшиновой и дочерью Александрой
В сентябре 2014 года супруга Марка Захарова умерла от онкологического заболевания. Марк Анатольевич в этот момент находился на лечении в немецкой клинике. Отец и дочь Захаровы очень тяжело пережили уход из жизни любимого родного человека – жены и мамы Нины Тихоновны Лапшиновой.
Смерть
Летом 2021 года Марк Захаров перенёс пневмонию, однако с повторным воспалением лёгких его сердце не справилось. Марк Анатольевич скончался 28 сентября 2021 года, не дожив всего 15 дней до своего юбилея – 13 октября ему должно было исполниться 85 лет.
В последние годы жизни Марк Захаров тяжело болел
На церемонии прощания с мастером в его родном театре «Ленком» присутствовали многие известные актёры, в числе которых были Сергей Гармаш, Армен Джигарханян и Александр Лазарев. Не смогли не прийти попрощаться с Марком Анатольевичем и поддержать его дочь Александру Захарову руководители театров Геннадий Хазанов, Евгений Миронов, Сергей Проханов и Александр Ширвиндт.
Прощание с Марком Захаровым
Также на прощальной церемонии присутствовали мэр Москвы Сергей Собянин, вдова бывшего президента России Наина Ельцина, Владимир Мединский, министр культуры РФ, и Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты. После церемонии прощания режиссёр был похоронен на Новодевичьем кладбище, а спустя день СМИ сообщили, что на должность художественного руководителя осиротевшего театра «Ленкома» временно назначен Марк Варшавер, ранее занимавший пост директора.
После смерти Марка Захарова худруком Ленкома стал Марк Варшавер Владимир Мединский назвал смерть Марка Захарова невосполнимой как для россиян, так и для всех поклонников русской культуры, утратой. Министр заявил, что вклад режиссёра в историю и культуру неоценим, так как Марка Захарова похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
Брак и совместная жизнь
Получив диплом, Захаров по распределению отправился в Пермь. Лапшинова, не раздумывая, поехала вместе с ним. В этом городе влюбленные зарегистрировали свой брак. Жизнь в чужом городе не очень нравилась Ниночке, здесь не хватало московского духа, поэтому ей удалось добиться перевода мужа в Москву.
Молодые люди стали жить с родителями Лапшиновой в их большой трехкомнатной квартире. Нина быстро нашла работу. Ее карьера начала стремительно развиваться, чего нельзя было сказать о Марке.
Если супруга была на то время довольно востребованной актрисой, ему никто роли не давал, за исключением тех случаев, когда жена, которую приглашали на роль, просила дать работу и мужу.
Жизнь Захарова в то время была не совсем простой. Любящая супруга переживала за мужа, а ее родители просто жалели парня, но об уважении речь не шла.
Любовь
Конечно же, поклонников интересуют не только творческие достижения Марка Захарова. Биография, личная жизнь, дети – люди желают знать все о своем кумире. Со своей будущей женой режиссер познакомился в стенах ГИТИСа. Его избранницей стала начинающая актриса Нина Лапшина, которая училась на курс младше него.
Знакомство Нины и Марка состоялось, когда девушка обратилась к нему с просьбой нарисовать карикатуры для институтской стенгазеты, за выпуск которой она отвечала. Позже режиссер в интервью признался, что ему на всю жизнь запомнилась фраза, которую она тогда произнесла. Как только их взгляды встретились, Захаров понял, что эта девушка должна стать его женой. Сначала он изображал безразличие, к активным действиям перешел лишь тогда, когда встретил Нину в компании с другим ее поклонником.
Театр
Творческая биография Захарова начиналась в театре. Уже на втором курсе Марк стал выходить на сцену с эпизодическими ролями. После окончания учебы попал в Пермский областной драматический театр.
3 года, проведенные в Перми, оказались продуктивными в творческом плане. Марк Анатольевич много пишет, рисует, и карикатурные иллюстрации даже попадают в местную печать, попутно работает на радио, с удовольствием берется за организацию капустников. В Перми вместе с Чекмаревым был поставлен первый для Захарова спектакль. Марк почувствовал, что у него имеются волевые качества для работы с актерами. У Захарова были идеи, которые охотно слушали.
В 1959 году Марк Анатольевич вновь приезжает в Москву вместе с супругой, актрисой Ниной Лапшиновой, и устраивается в театр им. Н. В. Гоголя. В это время его не покидает желание взяться за перо. Захаров получает бесценный литературный навык.
Умение Марка Анатольевича передать человеческую суть в юмористическом рассказе помогло ему в создании театральных постановок «Мистификация», «Варвар и еретик». В 1964 году Захаров осознал, что достигнут некий рубеж. Актером он быть уже не может и не хочет. Вся его энергия и желание направлены на достижение режиссерского успеха.
Дебютом на сцене в Студенческом театре МГУ стал спектакль «Дракон». Позже Марк Анатольевич вернется к этому материалу по Евгению Шварцу, работая над фильмом «Убить дракона». Студенческий театр МГУ стал отправной точкой в его режиссерской карьере. Захаров ставит там немало спектаклей: «Хочу быть честным» Владимира Войновича, «Карьера Артуро Уи» Бертольта Брехта и другие.
В 1965 году он работает на профессиональной сцене Московского Театра сатиры. Поставленный Захаровым спектакль «Доходное место» по Александру Островскому прошел 40 раз с огромным успехом. Потом постановку запретили. Также произошло и со следующей комедией «Банкет». Тем не менее, спектакли Захарова всегда были популярными.
В 1973 году Марк Анатольевич возглавил московский театр «Ленком». Через год заметным событием в репертуаре театра стала постановка по пьесе Григория Горина «Тиль», в которой были задействованы Инна Чурикова, Николай Караченцов, Елена Шанина. Еще спустя год была выпущена инсценировка произведения Бориса Васильева «В списках не значился». В 1976 году режиссер и артисты театра представили на суд зрителям новый шедевр – «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
В 1981 году «Ленком» постановкой «Юнона и Авось» буквально «взорвал» театральную Москву. На показы нельзя было достать билеты, а публика со слезами на глазах каждый раз подпевала заключительному хору «Аллилуйя Любви».
В 1983 году театр едет с гастролями в Париж, где выступает в культурном центре Пьера Кардена. Знаменитую рок-оперу «Юнона и Авось» принимают прекрасно. Со спектаклем также знакомится публика в США, Германии, Голландии.
Режиссер не раз заявлял, что не приветствует телевизионные версии спектаклей, поскольку современная техника может многое, но не передает ту особую атмосферу и энергетику, которые идут от артистов на сцене. А это иногда и составляет всю «соль» театра. Но все-таки телеверсия легендарной постановки появилась дважды – в 1983 и 2002 годах.
Позднее число работ Марка Захарова пополнилось спектаклями «Три девушки в голубом» Людмилы Петрушевской, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера-Огюстена Бомарше, «Чайка» Антона Чехова, «Женитьба» Николая Гоголя, «Пер Гюнт» Генри Ибсена. Последними постановками Захарова являются «Вальпургиева ночь» и «День опричника», которые появились в репертуаре театра в 2015 и 2016 годах.
В ноябре 2016 года режиссер Константин Богомолов сообщил на своей странице в соцсети Facebook, что художественный совет «Ленкома» снял с репертуара его спектакль «Князь», поставленный по мотивам романа Федора Достоевского «Идиот». Этот спектакль вызвал скандал в театральном сообществе.
Марк Захаров прокомментировал постановку, заявив, что она снята с репертуара из-за недостаточной посещаемости. Захаров отметил, что просмотрел, какие спектакли можно убрать из афиши. В результате режиссер решил, что надо убрать именно те, которые не собирают стопроцентных аншлагов. Также худрук добавил, что «Князя» убрали из репертуара временно, а сама постановка будет «законсервирована».
Последние годы профессор режиссуры Марк Анатольевич преподавал в ГИТИСе. Педагогическую карьеру Захаров начал еще в 1983 году.
Маэстро до последних дней оставался художественным руководителем родного театрального коллектива.
13 октября 2018 года поклонники театра, телезрители и коллеги Марка Захарова подошли к торжественной дате – 85-летнему юбилею мастера. Телеканалы представили праздничные программы.
Личная жизнь Марка Захарова
Любовь всей своей жизни Марк Захаров встретил во время учёбы в ГИТИСе, Нина Лапшинова училась на один курс младше. Однажды смешливая и симпатичная Нина, отвечавшая за выпуск студенческой газеты, подошла к Марку, решив попросить его нарисовать карикатуру.
Марк Захаров и Нина Лапшина в молодости
Семейная легенда Захаровых гласит, что Марк в тот же вечер пошёл провожать Нину домой и впервые поцеловал её возле её дома под пожарной табличкой с надписью «Б8», которую он снял в память об этом событии. Табличка навсегда стала главным экспонатом семейного мини-музея, она символизировала начало долгой и счастливой любви Марка Захарова и Нины Лапшиновой.
Молодой Марк Захаров с женой и дочкой
Брак режиссёра продолжался 58 лет, до смерти Нины Тихоновны в 2014 году. В фильме своего мужа Лапшинова появилась всего лишь один раз, в картине «12 стульев» она сыграла роль супруги отца Фёдора.
Супруги были счастливы в браке на протяжении 58 лет
Виктор Мережко, друживший с Захаровым, отмечал, что в семейной жизни авторитарный и вспыльчивый нрав Марка Анатольевича уравновешивал мягкий и покладистый характер его жены Нины Тихоновны. Единственная дочь режиссёра Александра родилась в 1962 году, но внуков она своему отцу не подарила. Александра Захарова стала актрисой, в 2001 году была удостоена звания Народной артистки РФ.
Дочь Марка Захарова Александра: в детстве и сейчас
Фильм третий: «Обыкновенное чудо»
В этом фильме Марк Захаров, кажется, собрал все то, что любил больше всего:
- за основу взята пьеса Евгения Шварца, которого режиссер любил невероятно и именно по его пьесам снял и поставил лучшие свои проекты;
- в главной роли снялся Олег Янковский – носитель тех самых, любимых Захаровым, вторых планов: Марка Анатольевича подкупала двойственность характера в Янковском, когда зритель до самого конца не может определиться со своими чувствами к герою – сопереживать ему или сомневаться в нем;
- здесь есть волшебник, который создает волшебный мир внутри нашего, реального, и это прием тоже очень любил Марк Захаров;
- здесь есть песни Геннадия Гладкова;
- а еще в этом фильме больше театра, чем художественного кино, и театр был самой большой любовью режиссера.
Поклонников «Обыкновенного чуда» приглашаем пройти тест и вспомнить крылатые фразы из фильма.
Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен». Фото: kinopoisk.ru
Ранние годы будущего режиссера
Марк родился в Москве в семье бывшего военного. Мать в молодости училась актерскому ремеслу, но на сцене так и не сыграла. Виной сему – арест мужа.
Отца Марка Захарова арестовали в 1934 году и приговорили к тюрьме и ссылке. Вслед за мужем отправилась и его жена, оставив сына на попечение бабушки и няни.
В 1943 году родители вернулись в Москву. Отец Марка получил работу охранника в Московском гарнизоне, а матери дали две комнаты в коммуналке. Вскоре папу снова выслали из столицы, и воспитанием сына занималась только мать. Она и приобщила Марка к занятиям в драмкружке.
Параллельно с участием в драмкружке, парень занимался в театральном коллективе ближайшего Дома пионеров. Учиться в школе Марку не нравилось, и только к старшим классам он сумел подтянуться и получить аттестат без троек.
Не уделяя урокам много времени, парень зачитывался произведениями Джека Лондона и ждал отца. Навещая жену и сына, папа мальчика водил Марка по музеям и выставкам, рассказывал ему о мироздании и просвещал в естественных науках.
Детство и семья
Марк Захаров родился 13 октября 1933 года в Москве. Его отец, Анатолий Ширинкин, выходец из дворянского рода, наполовину еврей, в 16 лет бросил Воронежский кадетский корпус и записался в Конармию под командованием Семёна Будённого, участвовал во многих сражениях, был ранен, переболел тифом. Вернувшись домой, он не захотел продолжить военное образование, а в медицинский вуз поступить не смог, перебивался случайными заработками в «военно-физкультурной сфере». В 1931 году он встретил Галину Бардину, которая спустя два года подарила ему сына Марка. Женщина мечтала стать актрисой, училась мастерству у Юрия Завадского. Родители Галины были против брака. Им казалось, дочь обрекает себя, выходя замуж за бедного и беспартийного человека без образования и определенного рода занятий. Семья сохранилась, по мнению режиссера, только благодаря его появлению на свет.
Марк Захаров в детстве
В 1934 году отец режиссёра был осужден по 58 статье как враг народа, получил три с половиной года с последующей высылкой из Москвы. Галина оставила занятия в театральной студии Завадского и вместе с крошечным сыном последовала за ним. Срок, по словам Марка Анатольевича, был «до смешного маленький», повезло и в том, что на дворе стоял не 1937 год. Но пока глава семейства воевал на фронте, Марк и Галина были в эвакуации, в 1943 году вернулись в холодную и голодную Москву. Женщине удалось устроиться в колонию для беспризорников в Марфино – в заведении с почти что тюремными порядками она вела драмкружок. В тот год Марк несколько месяцев провел в детском доме, так как у семьи не было никаких средств к существованию.
Галина Бардина, мать Марка Захарова, в молодости
Война закончилась, но семья Марка все равно едва сводила концы с концами, считая каждую копейку. Жили они в двух комнатах в коммунальной квартире на Красной Пресне. В юности Марк писал юмористические рассказы, а благодаря матери увлекался театром с детства, но долгое время не осознавал, что театр станет делом всей его жизни. После школы он пробовал поступить в архитектурный вуз, в военную академию и в МИСИ, но терпел один провал за другим.
По совету мамы, решившей, что «от судьбы не уйдешь», он подал документы в Школу-студию МХАТ, но вновь провалился. Зато в ГИТИСе его ждала удача. Несмотря на то, что его отец, наполовину еврей, был судим по политической статье, а дед со стороны матери воевал на стороне Колчака и эмигрировал в Австралию, в 1951 Марк пополнил ряды студентов знаменитого театрального вуза.
Марк Захаров с товарищами по ГИТИСу
Фильмы
В 1976 году он пробует себя в кинематографе. Результатом становится фильм, который зрители знают и любят до сих пор – «12 стульев» с Андреем Мироновым.
Вскоре выходит кинолента «Обыкновенное чудо». Трогательная притча о любви в исполнении Александра Абдулова, Евгении Симоновой, Олега Янковского и Евгения Леонова звучит актуально и свежо. Каждый фильм Марка Захарова бьет в точку и становится классикой.
Спустя год состоялась премьера трагикомедии «Тот самый Мюнхгаузен» по сценарию Григория Горина и на музыку Алексея Рыбникова. На главные роли были выбраны Олег Янковский, Елена Коренева, Инна Чурикова, Игорь Кваша.
Следующим шедевром в фильмографии кинорежиссера стала картина «Формула любви» о графе Калиостро, мошенничество которого было разоблачено во время гастролей в Санкт-Петербурге, из-за чего авантюристу пришлось скрываться в смоленских землях. Фильм, главные роли в котором исполнили Нодар Мгалоблишвили, Елена Валюшкина, Семен Фарада, Татьяна Пельтцер и другие, снискал любовь зрителей на долгие годы.
Последним вышедшим на экраны кинофильмом Марка Захарова стала антиутопия «Убить дракона», которая появилась в 1988 году.
Брак
Когда Марк Анатольевич по распределению попал в Пермский театр, супруга последовала за ним. Официально они оформили отношения лишь в 1956 году, когда уже жили в Перми. Именно Нина заставила Марка вернуться в Москву, так как в провинции было тесно им обоим. После возвращения в столицу она начала сотрудничать с Московским театром миниатюр, на сцене которого играла около двадцати лет. Затем супруга Марка Захарова ушла из профессии и полностью посвятила себя семье.
Нины не стало в 2014 году, в общей сложности они прожили вместе 58 счастливых лет. Причиной смерти супруги Захарова стал рак. Ее смерть стала большим потрясением для мужа и дочери.
Литературное наследие Захарова
На педагогической ниве Марк Захаров дебютировал в 1983 году, когда начал работать в своей родной альма-матер – ГИТИСе профессором кафедры режиссуры.
Еще одной важной вехой в его жизни стала общественная деятельность. С 1973 и по 1991 годы Марк Анатольевич был членом Коммунистической партии Советского Союза
Расстался с данным политическим объединением весьма нестандартным и даже феерическим способом – сжег свой партийный билет во время одного из прямых эфиров программы «Взгляд» на телевидении. В эфире этой же программы буквально за 2 года до того выступил с откровенным заявлением по поводу необходимости захоронения тела Ленина, согласно всем христианским канонам. В том же 1989 году был избран депутатом Верховного Совета СССР от Союза театральных деятелей. Соответственно, являлся действительным членом этого Союза, а также членом Союза писателей Москвы, Союза кинематографистов Российской Федерации, Национальной академии киноискусств и наук России, а также Российской академии кинематографических искусств «Ника». Ему также было присвоено звание почетного члена Российской академии художеств. Наконец, стоит отметить, что Марк Анатольевич принимал активное участие в консультативном Совете по вопросам культуры при Президенте РФ в 1992–1993 годах. Во время правления последних двух Президентов он не был включен в состав данного Совета. Однако свою активную гражданскую позицию продолжал проявлять в других, только что указанных организациях и направлениях.
Интересную страницу биографии Захарова открывает его литературное творчество. В разное время он стал автором нескольких произведений:
- «Старается парень» — юмористический сборник, опубликованный в 1965 году;
- «Смешно и не смешно» — фельетоны и эстрадные монологи, выпущенные в 1968 году;
- «Разгром» — поэма-драма, созданная в соавторстве с Иосифом Прутом, увидела свет в 1970 году;
- «Автоград – ХХІ» — книга выпущена совместно с Юрием Висбором, 1975 год;
- «Контакты на разных уровнях», «Суперпрофессия», «Театр без вранья», «Ленком – мой дом. Лицедейство без фарисейства» — книги, соответственно, 1988-го, 2000-го, 2007-го и 2021 годов публикации.
Лучшие фильмы с Александрой Захаровой в главной роли
Первый фильм, в котором Александра Захарова стала ведущей актрисой — Криминальный талант 1989 года. Всего актриса играла более чем в 9 фильмах в главной роли. Средний их рейтинг: 5.2/10. Ее лучшие работы:
Криминальный талант (1989)
7.6
Криминал
Советский Союз
155 мин.
Она обладает аристократичностью, красотой и изворотливым умом. Она обладает талантом прирожденной актрисы, но ее талант далеко не в этом. Она является очень изворотливой мошенницей. Подсыпая снотворное в стаканы своих «ухажеров», она обдирает их до нитки и аккуратно подчищает за собой следы.
Следователю приходится не сладко, чтобы найти талантливую аферистку и привлечь ее к закону. Но он не намерен останавливаться и «засучив рукава» берется за самое трудное расследование в …
Трейлер
Фильм
Главная роль
Александра Рукояткина
Персонаж:
Молодая талантливая аферистка, вступившая в криминальное и моральное противостояние с опытным следователем.
Интересные факты:
После выхода фильма Марк Захаров выразил искреннюю благодарность режиссёру Сергею Ашкинази за самостоятельный и успешный дебют своей дочери в главной роли.
Хорошо сознавая, что это уникальный шанс добиться признания, актриса постоянно изводила, в хорошем смысле этого слова, и гримёров и костюмеров и операторов, предлагая что-то новое для своей героини.
Актриса признавалась, что очень опасалась попасть под магнетизм Алексея Жаркова. И в тоже время жалела, что вне съёмочной площадки они мало общались.
актриса
Тонкая штучка (1999)
5.6
Криминал, Комедия, Приключение, Боевик
Россия
83 мин.
Спокойную жизнь учительницы английского языка Юлии Михайловны Кругловой меняет простой девичник по случаю окончания учебного года. Праздник омрачается появлением в ее квартире тяжелораненого мужчины.
Неизвестный умирает, и через некоторое время домой к Юлии наведывается его брат – московский авторитет Павел. Он пытается выяснить, кто нанес его брату Сергею смертельное ранение, и каким образом истекающий кровью мужчина попал в квартиру Юлии.
Женщина и сама не прочь узнать все подробности …
Фильм
Главная роль
Юлия, учитель английского
Персонаж:
Умная, энергичная, предприимчивая, обладающая чувством юмора молодая женщина. Работает учительницей. Несмотря на довольно мирную профессию, не теряется в довольно необычных и опасных для жизни обстоятельствах.
актриса
Заложница (1990)
6.0
Драма, Криминал
Советский Союз
86 мин.
Фильм
Главная роль
Людмила Александровна Ветвинова
актриса
Шут Балакирев (2001)
6.6
Комедия
Россия
162 мин.
Герой спектакля Марка Захарова по последней пьесе Григория Горина, перенесённой на телеэкран, — реальный исторический персонаж, дворянин Иван Александрович Балакирев. Балакирев занимал должность придворного шута при Петре I и императрице Екатерине, благодаря чему мог безнаказанно, в отличие от прочих царских вассалов, говорить правду монаршим особам.
Шут пользовался их полным доверием и был в курсе всех придворных тайн, в том числе, любовной связи Екатерины и Виллима Монса, адъютанта Петра и …
Фильм
Главная роль
Екатерина I
актриса
Фильм второй: «12 стульев»
Этот фильм известен тем, как много споров вызвал он по поводу выбора актера на роль Остапа Бендера и того, насколько прочтение образа самого Остапа отличалось от ставшего к тому моменту каноничным образа, сыгранного Арчилом Гомиашвили. Хотя многие и сейчас считают, что именно захаровский Остап – самый точный.
Гайдаю не нравился вариант Захарова, он говорил: «Это не „экранизация“, а уголовное преступление — и против Ильфа с Петровым, и против меня!» Хотя известно, что Гайдай в свое время взялся за съемки фильма только потому, что Захаров отказался. И в гайдаевский фильм на роли пробовались Миронов и Папанов, но им Гайдай отказал, а вот Захаров на них согласился.
Фильм разошелся на цитаты, песни из фильма стали легендарными, и многие философские мысли, которые Марк Захаров умудрился переплести с размышлениями Ильфа и Петрова, открываются в фильме только после нескольких просмотров.
Кадр из фильма «Обыкновенное чедо». Фото: kinopoisk.ru
Рождение и семья
Марк появился на свет 13 октября 1933 года в Москве.
Его мама, Галина Сергеевна Бардина, 1909 года рождения, всегда хотела быть актрисой. В молодости обучалась в театральной студии педагога и режиссера Юрия Завадского, но на сцене так и не играла. Она занималась преподавательской деятельностью в детских драматических самодеятельных кружках. Ей приходилось очень много работать, чтобы обеспечивать семью. Умерла Галина Сергеевна в 54 года от разрыва сердца.
Марк Захаров в детстве
Дедушка по маминой линии, штабс-капитан Сергей Захаров, состоял на службе в армии Колчака. После революции он с супругой и дочкой оказался во Владивостоке, и оттуда эмигрировал в Австралию. Но дед уплыл один, семья осталась в России. Бабушка, Бардина Софья Николаевна, вернулась в Москву и работала заведующей в детском доме. В военные годы семья была эвакуирована в татарское село Шереметьевка, там бабушка умерла и похоронена.
Отец, Анатолий Ширинкин, учился в кадетском корпусе в Воронеже. Когда началась революция, вступил в Красную армию. Затем преподавал в средней школе физкультуру. У дедушки с бабушкой по отцовской линии было имение и семеро детей, все они кроме папы Марка Захарова и его сестры, погибли на фронте, сражаясь за Отечество, царя и веру.
Отец и мать Марка встретились в 1931 году. Через год оформили брак, а в следующем 1933 году родился их единственный сын. Когда Марку был годик, папу арестовали и осудили по 58-ой статье за контрреволюционную деятельность на три года. По этой статье в то время репрессировали огромное количество граждан СССР, даже абсолютно далеких от политики. Когда закончился тюремный срок, папу выслали в Рязань без права жить в Москве.
Марк Захаров сейчас
Марк Анатольевич по-прежнему востребован среди поклонников театра. Он руководит Ленкомом, пишет статьи, заведует кафедрой режиссуры в ГИТИС, преподаёт студентам.
В этом году 13 октября великий режиссёр отметил своё 85-летие. Со знаменательной датой Марка Анатольевича поздравил Владимир Путин и Дмитрий Медведев.
Отметил день рождения Захаров на сцене театра Ленком 14 октября. Юбилейный вечер посетило множество знаменитых людей, в том числе, Константин Райкин, Александр Ширвиндт, Михаил Жванецкий, артисты театра Олега Табакова
Марк Анатольевич был потрясен таким вниманием к своей персоне и поблагодарил всех, кто участвовал в торжестве
Этому знаменательному событию были посвящены несколько программ на центральных российских телеканалах. «Первый канал» выпустил в эфир документальный фильм под названием «Марк Захаров: я оптимист, но не настолько». Также Марк Анатольевич появился в передаче на «ТВ-, которую ведёт Татьяна Устинова».
Деятельность в кинематографе и на телевидении.
Не менее успешно складывалась и деятельность Захарова в кино. Первые пробы в кинорежиссуре относятся к 1972-му году в фильме-сказке «Стоянка поезда – 2 минуты». Затем свет увидели такие его работы, как «Убить дракона», «Тот самый Мюнхгаузен», «12 стульев», «Формула любви», «Дом, который построил Свифт», «Обыкновенное чудо». Абсолютно все эти киноленты до сих пор находятся на устах и с успехом периодически показываются на различных телевизионных каналах. Мало того, фразы из них, такие, к примеру, как, произнесенная персонажем Семена Фарады «Хочешь большой и светлой любви?… Тогда приходи сегодня вечером на сеновал…», уже давно ушли в народные массы и используются обычными людьми в их повседневной жизни.
Как личность, обладающая множеством талантов, Марк Захаров успел также оставить свой творческий след и на телевидении. Под его началом на «голубые» экраны по всей стране выходили такие телеспектакли, как «Две комедии Бронислава Нушича» (1969 г.), «Пир во время чумы» (1974 г.), «Именем Земли и Солнца» (1981 г.), «Диктатура совести» (1988 г.), «Ва-Банк» (2004 г) и многие другие. Среди одних из последних телевизионных работ следует о (2012 г.), «Пер Гюнт» (2012 г.) и «Небесных странников» (2014 г.).
Фильм шестой: «Формула любви»
За основу фильма взята повесть Алексея Толстого, сильно переработанная Григорием Гориным. Это, конечно, настоящий хит, прекрасная и яркая музыкальная комедия, и даже те, кто никогда не видел ни одного фильма Захарова, уж песню «Уно моменто» слышали точно.
И, пожалуй, об этой самой «Неаполитанской песне» стоит сказать подробнее. В большинстве фильмов Захарова герои исполняют песни Геннадия Гладкова на стихи Юлия Кима, и этот фильм – не исключение. Но для «Неаполитанской песни» стихи написал сам Геннадий Гладков. Юлий Ким много смеялся по этому поводу, потому что поздравляли с замечательной песней как раз его.
Текст песни – набор цитат из настоящих итальянских песен, не имеющих никакого отношения к переводу, который озвучивает в фильме Жакоб. На самом деле перевод первого, к примеру, куплета, звучит примерно так: «Море, красивая женщина, / Какая красивая песня, / Знай, что я люблю тебя, всегда люблю / Красивая женщина, море. / Верить, петь / Дайте мне момент, / Который мне больше нравится. — Один, один, один, один момент, / Одно, одно, одно чувство, / Один, один, один комплимент / Это таинство, таинство, таинство».
Кадр из фильма «Убить дракона». Фото: kinopoisk.ru
Внушительная карьера
Связывать свое будущее с миром театра Марк Захаров поначалу не намеревался. Окончив школу, он отнес документы в Архитектурный институт, но не прошел по конкурсу. В Военно-инженерной академии юноше отказали из-за судимости отца.
После этих неудач Марк пошел во МХАТ на предварительное прослушивание, подготовив «Вересковый мед», но приемную комиссию не убедил. Мать подсказала сыну подготовить «Песнь о купце Калашникове», с которой его приняли в ГИТИС.
На театральную сцену Марк Захаров стал выходить еще в студенческие годы, появляясь в небольших ролях на подмостках театра имени Ермоловой и в театре имени Маяковского. Получив диплом о высшем образовании, молодой актер по распределению отбыл в пермский Драмтеатр.
Три года, проведенные вдали от Москвы, оказались весьма продуктивными. Захаров не только играл на сцене, но и много писал, рисовал, вел радиопрограммы. Именно в Перми он почувствовал, что может работать не только на сцене, но и руководить театральным коллективом.
В 1959 году Захаров возвращается в столицу и поступает на службу в театр имени Гоголя. Пяти лет актерского ремесла оказалось достаточно, что им пресытиться. В 1964 Марк Анатольевич окончательно понял, что его призвание – режиссура.
Несколько успешных постановок на сценах Студенческого театра и Театра сатиры еще больше укрепили веру в своих возможностях.
Театральные работы
В 1973 году Захаров возглавил столичный театр Ленком, который на десятилетия стал его вторым домом. Постановки режиссера вошли в Золотой фонд советского и российского театров. На ленкомовские спектакли «Юнона и Авось», «Тиль», «Оптимистическая трагедия», «Чайка», «Женитьба», «Мудрец», «Город миллионеров» съезжались поклонники театра со всех уголков СССР.
Кроме работы в театре Марк Анатольевич охотно делится своими знаниями и мастерством со студентами ГИТИС на факультете режиссуры. Также Марк Захаров является автором нескольких книг о проблемах театра.
Поработать в кино Марк Анатольевич впервые согласился в 1976 году. Дебют пришелся на культовые «12 стульев» с Андреем Мироновым в роли Остапа Бендера. Но наибольшую популярность режиссеру принесли фильмы «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Тот самый Мюнгхаузен», «Убить дракона» ставшие классикой кинематографа.
На съемочную площадку режиссер приглашал тех актеров, которых хорошо знал по работе в театре: Олега Янковского, Александра Абдулова, Евгения Леонова, Семена Фараду, Юрия Соломина, Андрея Миронова, Ирину Купченко, Николая Караченцева, Елену Валюшкину.
Фильмы Марка Захарова
Год | Фильм |
1972 |
Стоянка поезда |
1976 | 12 стульев |
1978 |
Обыкновенное чудо |
1979 |
Тот самый Мюнхгаузен |
1982 |
Дом, который построил Свифт |
1984 |
Формула любви |
1988 | Убить дракона |
Как рассказчик Марк Анатольевич украсил документальные фильмы о жизни, судьбе и творчестве многих актеров: Олега Янковского, Андрея Миронова, Николая Караченцева, Михаила Державина, Григория Горина, Татьяны Пельтцер, Евгения Леонова, Александра Абдулова, Леонида Броневого, Любови Полищук, Анатолия Папанова.
В 2017 году на экраны вышел документальный фильм «Его Величество Актер» о Юрии Соломине, в котором своими взглядами на творчество коллеги по профессии поделился и Марк Захаров.
Фильм первый: «Стоянка поезда — две минуты»
Это дебютный фильм Марка Анатольевича, и снимал он его вместе с режиссером Александром Орловым. Захаров писал сценарий к этому фильму сам. Это история любви молоденькой медсестры к столичному врачу-невропатологу, приехавшему в провинцию работать в местную больницу, но быстро заскучавшему от недостатка пациентов. Медсестра обращается за помощью к местному волшебнику, и городок вдруг заполоняют мнимые больные, которых приходится лечить столичному доктору, и скучать становится некогда.
Фильму не особо везло: его не показывали в кинотеатрах, а после того, как задействованные в касте Олег Видов и Борис Сичкин эмигрировали за рубеж, его перестали показывать совсем, и вплоть до 1987 года он «лежал на полке».
Это музыкальный фильм, и песни в нем написаны Геннадием Гладковым и Юрием Энтиным, а спела их Алла Пугачева, хотя в титрах это не указано.
Кадр из фильма «12 стульев». Фото: kinopoisk.ru