Менакер александр семёнович: биография, карьера, личная жизнь

Рождение ребенка

Только в таком любящем и преданном союзе мог появиться ребенок, обладающий столь уникальным и ранимым талантом.

Рождение сына Андрея пришлось на 7.03.1941 г. Родителями же в свидетельстве о рождении была поставлена дата 8 марта. Счастливым отцом была даже поставлена реприза, в названии которой обыгрывалось то обстоятельство, что рождение Андрея в такой день делало его подарком для всех женщин.

С началом войны Менакер эвакуировал семью в Среднюю Азию, чтобы уберечь от бомбежек. В Ташкенте маленький Андрей очень тяжело заболел. Он практически был при смерти. Только благодаря полученному от отца чудесному дару находить общий язык с людьми, встречающимися ему в жизни, Менакер смог найти очень редкий дефицитный антибиотик, который был недавно изобретен.С помощью этого лекарства сына удалось спасти.

За кулисами

Правда, Менакер попытался-таки всё спустить на тормозах, то ли по молодости лет, то ли по мужской неповоротливости в делах сердечных. Приехать к Марии в Москву по окончании летнего турне, да, он приехал, а вот разводиться, как выяснилось, не собирался. В ответ возлюбленная показала ему, что любовницей быть не собирается, однозначно и красноречиво — Миронова просто вышвырнула его чемоданы с лестницы, а следом чуть не полетел он сам вверх тормашками! Жить надо честно — стало девизом их супружеского союза. Малейшие движения души друг друга знали, никаких потаённых мыслей, планов не держали, разговоров за спиной не вели. Кто из нас, сегодняшних, выдержал бы столь высокую планку открытости даже пе­ред самым любимым человеком? А Менакер и Миронова 24 часа в сутки были вместе, не только дома, но и на сцену стали выходить дуэтом. Создали доселе не виданный на советской эстраде «Театр двух актёров», показывали комические миниатюры,темы для которых подсказывала сама жизнь — отношения между мужчиной и женщиной, трудности в семейной жизни.

На сцене Менакер умел сместить акценты так, чтобы жена заблистала, как никогда прежде, любящий муж сознательно чуть отходил в тень. И очень скоро он, который был в «Театре» и художественным руководителем, и режиссёром-постанов­щиком, и заведующим литературной части, и полноправным испол­нителем, приобрёл славу… «подкаблучника». Дескать, был орёл, да весь вышел, как женился второй раз. «Эта мегера Миронова» даже заставляет его помогать своему первому супругу! Отчасти слух был верен, Михаила Слуцкого арестовали как врага народа, и к чести Марии Владимировны, она не оставила его в беде — носила передачи в тюрьму. Но ещё большее уважение вызывает Менакер, который каждый раз сопровождал жену, отстаивал с ней очереди, служа ей опорой и защитой. Наверное, только благодаря такой любви — всё доверяющей и понимающей — мог появиться на свет столь уникальный и ранимый талант как Андрей Миронов…

Семья

  • 1-ая супруга — Ира Владимировна Ласкари (урождённая Липскерова, 1909—1971) — танцовщица Тбилисского оперного театра.
    • Отпрыск — хореограф Кирилл Александрович Ласкари (1936—2009).
  • 2-ая супруга — актриса Мария Владимировна Миронова (1911—1997).
    • Отпрыск — народный артист РСФСР Андрей Александрович Миронов (1941—1987).
  • Двоюродный брат — режиссёр Исаак Михайлович Менакер (1905—1978), отец режиссёра Леонида Исааковича Менакера.
  • Двоюродный племянник — народный артист Русской Федерации, Главный режиссёр Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Александр Аркадьевич Белинский (1928—2014).

Театр и фильмы

Александр Семенович создал уникальный театр двух актеров, в котором вместе с женой разыгрывал миниатюры из семейной жизни. В скетчах у Мироновой было амплуа властной недалекой женщины, а у Менакера — мужа-подкаблучника.

В актерском дуэте Александр Семенович рыцарственно отходил на второй план, предоставляя Марии Владимировне возможность демонстрировать все грани артистического таланта. В архивах семьи сохранились фото выступлений творческого тандема.

В фильмографии Менакера преобладают картины-ревю, объединяющие эстрадные номера и комические сценки. Фильм «Короткие истории», вышедший на телеэкраны в 1963 году, кинокритики считают предтечей передачи «Кабачок “13 стульев”». Особенно это справедливо для дуэта Мироновой и Менакера, создавших в «Коротких историях» образы пани Кристины и ее мужа.

В телевизионной комедии «Новогоднее похищение» Александр Семенович сыграл самого себя — артиста Менакера. В амплуа камео в фильме предстали жена и младший сын актера, а также Муслим Магомаев, Эдита Пьеха, Зиновий Высоковский, Людмила Зыкина, Александр Каневский, Майя Плисецкая и еще ряд советских звезд эстрады и кино.

Александр Менакер и Мария Миронова

По сюжету участники художественной самодеятельности, чтобы провести с огоньком предновогодний концерт в пожарной части, похищают знаменитостей. В роли милиционера, расследующего преступление, предстал Михаил Пуговкин.

Хотя в полнометражной кинокомедии «Веселые звезды» фамилии героев Александра Семеновича и Марии Владимировны — Менакер и Миронова, персонажи не артисты, а чиновник-бюрократ и его капризная супруга. В 1966 году актер озвучил мультфильм «Про злую мачеху» по сценарию Лазаря Лагина.

Пьесу «Мужчина и женщины», по которой режиссеры Борис Львов-Анохин и Феликс Слидовкер сняли фильм-спектакль, драматург Леонид Зорин сочинил специально для семейного актерского дуэта. В картине, название которой напоминает о знаменитой ленте Клода Лелуша, Менакер предстал в образе Анания Гарунского — «мужчины мнительного и ранимого», а Миронова сыграла восемь женских ролей.

Из биографии актера

Александр Менакер — уроженец Петербурга. Годы его жизни: 12.09.1913 — 6.03.1982.Отец будущего актера адвокат Семен Исаакович Менакер жил на улице Веденского (позже улица Красной Связи) в доме №6 в шестикомнатной квартире.

После 1925 года в эту квартиру была подселена Шехмейстер София Яковлевна. Тогда она была молодой ткачихой, проходящей обучение на рабфаке. В дальнейшем она получила профессию врача и возглавила одно из отделений в ленинградской поликлинике №12.

София по просьбе родителей забирала Александра из школы. По ее воспоминаниям, атмосфера в квартире постоянно была веселой, жизнерадостной, среди гостей всегда были представители искусства.

Маленькому Саше не раз приходилось слышать прекрасное исполнение стихов и романсов. Он старался все впитать в себя. Рано освоил грамоту, читал очень много, ему очень нравилось заниматься музыкой, играть на пианино.

Со школьными друзьями им был организован шумовой оркестр, где в качестве инструментов использовались гребенки, кастрюли, бутылки. С их помощью исполнялись джазовые композиции.

В подростковом возрасте он обошел все ленинградские театры, побывал на всех спектаклях.

Курортный роман

Когда будущий папа всенародно любимого Андрея Миронова встретил его будущую маму, они влюбились друг в друга с первого взгляда, что опечалило обоих. Александр Семёнович Менакер, 26 лет, благополучно был женат на балерине Ирине Ласкари и растил сына Кирилла. Мария Владимировна Миронова (старше его на три года) считала себя дамой образцово-показательной и вполне довольной браком с режиссёром и оператором Слуцким. И поскольку оба — порядочные люди советской закалки, у зародившейся любви шанса не было ни малейшего…

А тем временем стояло знойное лето 1939 года, дело было в Ростове-на-Дону. Государственный театр эстрады и миниатюр приехал сюда на гастроли и вечерами давал спектакли, срывая бешеные овации. Во многом благодаря приглашённой знаменитости — Менакеру. Он и пел великолепно, и играл на рояле виртуозно, а фельетоны читал так, что публика покатывалась со смеху. Александр же налюбоваться не мог на хохотушку Миронову, ведущую актрису театра. Как тут не спеть: «Две звезды, две светлых повести…» У этих двоих не было ни единого шанса противостоять нахлынувшему чувству! Спустя годы Мария Владимировна признавалась: не говоря о том, что Саша блистал на сцене, он был так по-мужски хорош, что все барышни вокруг в него моментально влюблялись. Ещё бы! Танце­вал как-то не по-советски, разбирался в вине и сырах, костюмы носил с иголочки. «Счастье моё, что он полю­бил меня!» — восклицала Миронова. — А не Петрову или Иванову!»

Проснувшись поутру, Александр с удивлением лицезрел картину: Мария, уже одетая в свой любимый строгий костюм, с наисерьёзнейшим видом что-то писала за столом. На вопрос, что она делает вместо того, чтобы продолжать лежать в его объятиях, он услышал ответ, определивший его дальнейшую жизнь: «Сообщаю мужу о разводе. И вам советую сделать то же самое».

Детство и юность

Знаменитый артист эстрады родился в апреле 1913 года в семье петербургского адвоката Семена Менакера и его супруги Анны, евреев по национальности. Через год после появления на свет Алика (таково было домашнее имя Александра) отца, занимавшегося биржевыми операциями, причислили к первой купеческой гильдии. Менакеры жили в центре Санкт-Петербурга и имели загородный дом в Гатчине.

Александр Менакер в молодости

Хотя детство и отрочество Александра пришлись на годы революционных потрясений и преобразований, родители стремились дать сыну отличное образование. Однако скоро стало понятно, что юноша тянется к артистической импровизации и музицированию сильнее, чем к академической науке. Страстью Алика было создание музыкальных инструментов из домашней утвари.

С 15 лет Менакер-младший работал музыкальным оформителем в ленинградской живой газете «Станок» — играл на рояле, дудел в дудки, извлекал звуки из всевозможных трещоток и шумелок. Талантливого парня заметил эстрадный исполнитель Борис Крупышев и ввел его в качестве пианиста в свой коллектив «Голубой джаз». Профессиональное образование Александр получал на актерском отделении студии при БДТ и режиссерском факультете Техникума сценических искусств.

Сцена как предчувствие

Время от времени на свет появляются детки, при од­ном взгляде на которых нет и тени сомнения — артист растёт! И неважно, родилась будущая знаменитость в бедной крестьянской избе на речке Клязьме или в шестикомнатной квартире известного петербургского адвоката Семёна Исааковича Менакера — талант отовсюду дорогу пробьёт! После Октябрьской революции предпочтительнее даже стал первый вариант происхождения. Пять из шести комнат квартиры Менакеров заселили ткачихами и рабочими, как тогда выражались, «уплотнили»

Но дружная семья не унывала, двери всегда были открыты для гостей, звучали стихи и романсы, сынишка Сашенька впитывал каждое слово, словно губка. Читать начал рано и запоем, за пианино садился без принуждения. Организовал в школе шумовой оркестр, в котором играл с друзьями на гребёнках, кастрюлях и бутылках джаз! Подростком он побывал в каждом ленинградском театре и мог бы написать рецензию на любой спектакль.

Его любимцем стал Александрийский театр, а кумиром среди актёров — Илларион Певцов, нашему поколению совершенно неизвестный, а вот узкий круг театралов 20-х годов XX века подтвердил бы: у юного Менакера отменный художественный вкус. Приехал в Ленинград с гастролями столичный МХАТ, кто сидит в первом ряду? Саша, едва дыша. Вахтанговцы привезли знаменитую на весь Советский Союз «Принцессу Турандот» — Александр рукоплещет в ложе. В 1929 году он с лёг­костью поступил на актёрское отделение 1-й художест­венной студии при Большом драматическом театре, через год обучения решил, что всё-таки нет, не актёром хочет стать, бери выше! И перевёлся на режиссёрский факультет Института сценического искусства. Так всю жизнь Александр Менакер будет определяться: актёр он или режиссёр, и не в силах выбрать что-то одно, достигнет успеха в обеих ипостасях.

Сердце отца

Андрюша родился 7 марта 1941 года, но родители записали в документах дату 8 марта, пошутили, так сказать, в своей манере. Счастливый отец даже репризу поставил под названием «Андрей — подарок женщинам в Женский день 8 Марта». Началась война, и Менакер увёз семью вэвакуацию, подальше от бомбёжек, в Ташкент, но там их ждала другая беда: сын заболел так тяжело, что находился между жизнью и смертью. Только благодаря тому, что Менакер получил в наследство от отца-адвоката чудесный дар дружить со всеми, кто встречался на жизненном пути, удалось раздобыть редкое, недавно изобретённое лекарство — антибиотик и спасти маленького Андрея.

Александр Семёнович так любил сына, что готов был на всё ради него, даже лишить его своей фамилии. В 1950 году началось печально известное «Дело врачей», по сути, репрессии против евреев, и носить фамилию Менакер стало просто опасно. В третий класс Андрей Менакер официально пошёл как Андрей Миронов

Неважно, кто ты по бумажке, видно же, что сын своего отца! Александр Семёнович познакомил Андрюшу с Кириллом, сыном от первого брака, мальчишки быстро подружились и весело проводили время, изображая джаз-банд: Кирилл играл на рояле, а младший братишка наяривал на ложках-вилках и на всём подряд, что удалось стащить с кухни. Семиклассником Андрей пригласил отца на школьный спектакль, в котором дебютировал на сцене

Волновался -не то слово, ведь папа — непререкаемый авторитет! При том, что Александру Семёновичу совершенно чужда была строгость в воспитании и вообще любой официоз по жизни. Мягкий, деликатный, он умел направить в нужное русло без сурового тона и грубых слов

Став взрослым, Андрей вспоминал: «я мало встречал людей, которые так могли проникаться проблемами другого человека, так проявлять действительную заботу и внимание к нуждающемуся, как это делал отец». Разумеется, жена и сын стояли в списке нуждающихся в заботе и ласке первыми

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на пустые пререкания и глупые ссоры. «Чаще улыбайтесь, товарищи!» -любил повторять Менакер со сцены и в жизни…

Сердце Александра Семё­новича перенесло два инфаркта прежде чем остановиться. Судьба уберегла его от горя пережить любимого сына, ведь Андрея не станет всего-навсего через пять лет.

Образование семейного союза

После гастролей Менакер приехал из Ленинграда в Москву к Мироновой, но она чуть не спустила его с лестничной клетки, заявив о том, что любовница из нее не получится.

Только после того, как оба они оставили прежние семьи, возник новый супружеский союз. Честность стала девизом из совместной жизни, они знали все друг о друге, ничего не утаивали.

Биография Менакера Александра Семеновича получила новый виток, практически двадцать четыре часа он был рядом с любимой. На сцене они стали работать дуэтом.

Им удалось создать абсолютно не типичный театр, в котором постоянно играли только два актера. В комических миниатюрах рассказывалось о жизненных ситуациях, проблемах и трудностях, возникающих в простых семьях.

В миниатюрах Менакеру удавалось таким образом смещать акценты, чтобы в выгодном свете могла блеснуть супруга.

Биография

Александр Семёнович Менакер родился в Петербурге на Гончарной улице, 10, в еврейской семье выпускника Санкт-Петербургского института, адвоката Семёна Исааковича (Ицковича) Менакера (1890—1974) и Анны Иосифовны Менакер (1888—1967). Отец был реальным членом фондового отделения Сибирской биржи (1913) и занимался биржевыми операциями на санкт-петербургской бирже, с 1912 года состоял в купеческом сословии (к 1917 году — негоциант 1-й гильдии). Потом семья жила на ул. Красноватой Связи (прошлый Виленский переулок) дом 6. В 1925-м году 6-комнатная квартира Менакеров попала под подселение. В квартиру вселили молоденькую ткачиху Шехмейстер Софию Яковлевну, которая обучалась на рабфаке (в предстоящем София стала доктором, начальником отделения рентгенологии 12-й больницы Ленинграда). Предки нередко просили Софию привести Алика Менакера из школы. Шехмейстер вспоминала, что в квартире всегда было забавно, повсевременно находились люди сферы искусств. В 1929 году поступил на актёрское отделение 1-й художественной студии при Большенном драматическом театре в Ленинграде, в 1930 году перешёл на режиссёрский факультет Института сценического искусства. С 1932 года работал в Муниципальном объединении музыки, эстрады и цирка и в Ленгорэстраде, исполняя музыкальные пародии и фельетоны.

С 1933 года — в Ленинградском мюзик-холле, с 1934 года — актёр и режиссёр, с 1935 года — художественный управляющий в Джаз-театре Всеукраинского Дома Красноватой Армии в Харькове. В 1936—1938 годах — в Ленинградском мюзик-холле, где выступал в дуэте с актрисой Евгенией Михайловной Фиш (супругой народного артиста СССР В.П. Полицеймако).

В 1939 году — в Столичном театре эстрады и миниатюр, где в первый раз выступил с М. В. Мироновой с музыкальными юморесками.

В 1942 году был постановщиком антифашистской программки «Вот и отлично!», создателем и исполнителем музыкального фельетона «Молитесь за него!». Один из режиссёров программки «Москвичи-земляки» (1942).

В 1948 году, после закрытия театра, Менакер и Миронова начали выступать без помощи других. Посреди их первых совместных работ: «Московские встречи», «Знакомые портреты».

Менакер и Миронова участвовали в программке театра «Эрмитаж» «Вот идёт пароход» (1954) Владимира Дыховичного и Мориса Слободского. С 1954 года дуэт «Миронова и Менакер» — в Столичном театре эстрады (до его закрытия).

В эти годы Театр 2-ух актёров — Мироновой и Менакера (директор и художественный управляющий) выпустил спектакль «Говорящие письма», обозрение «В нашем доме» (приемущественно на тексты Б. С. Ласкина), спектакль «Дела семейные» (1954), основой которого стала пьеса Ласкина «Слушается дело о разводе».

Александр Семёнович ушёл из жизни 6 марта 1982 года. Погиб актёр в один момент: тормознуло нездоровое сердечко (перенёс 2 инфаркта). Похоронен в Москве на Донском кладбище, участок № 3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector