Андрей ростоцкий: биография, фильмография, причина смерти

Знаменитая фамилия

Ростоцкий Андрей Станиславович был сыном знаменитых родителей. Отец – создатель экранизации одноименной повести «А зори здесь тихие» и других замечательных картин. Мать – актриса Нина Меньшикова, известная прежде всего по фильму «Девчата».

Андрей Ростоцкий родился в творческой семье и носил громкую фамилию. Возможно, именно поэтому, не желая находиться в тени знаменитого отца, он реализовал себя не только в актерской профессии, но и в опасном ремесле каскадера. Некоторые трюки Ростоцкого-младшего не смог повторить ни один из его коллег. Да, он не стал прославленным режиссером. И, подобно отцу, не был номинирован на премию «Оскар». Но, в отличие от большинства детей знаменитостей, не остался в тени своих родителей, а нашел свой, независимый путь в кино Андрей Ростоцкий.

Андрей Ростоцкий

Красивый, обаятельный, смелый — он прожил яркую, но короткую жизнь, пронесся по ней, как комета, оставляя после себя шлейф ролей, поступков, выполненных дел и незавершенных замыслов. Ему было отмерено всего 45 лет, и он прожил их сполна.

Про таких, как Андрей Ростоцкий, обычно говорят «счастливчик», «баловень судьбы». Родился в московской творческой семье: папа — известный режиссер Станислав Ростоцкий, мама — актриса Нина Меньшикова. Радостное детство, любящие родители, с которыми, правда, общаться удавалось нечасто: они люди занятые, все время на съемках, в киноэкспедициях. Поэтому будущего актера большей частью воспитывала бабушка. Но ясно было с самого начала: Андрей не будет маменькиным сынком, изнеженным юношей. Свой активный и порой буйный нрав он проявлял уже с детских лет. «Я всегда маленький был, да и сейчас не высокий, поэтому придерживался одного принципа: если не хочешь, чтоб над тобой смеялись, сделай так, чтоб тебя боялись, — рассказывал Андрей Ростоцкий. — У меня была кличка Бешеный, потому что, если мое самолюбие подвергалось оскорблению, для меня уже не имело значения, сколько передо мной человек и какого они роста — я бледнел, выпучивал глаза и налетал на обидчика. А потом ничего не помнил. Меня даже взрослые хулиганы побаивались». В общем, было понятно: растет мужчина, который не даст себя в обиду.

После школы Андрей Ростоцкий поступил во ВГИК на курс отцовского коллеги Сергея Бондарчука (до этого, еще учась в 10-м классе, был там вольнослушателем). Сниматься в кино он начал с первого курса, поэтому частенько пропускал занятия, за что его даже хотели отчислить из института. Но пожалели — оставили. А он, кстати, снялся и в фильме у своего мастера Бондарчука «Они сражались за Родину». И в этой картине он исполнил свой первый трюк: его герой, ефрейтор Кочетыгов, погибает под танком, Ростоцкий работал без дублера.

В 1978 году Андрея Ростоцкого призвали в армию. Но даже там без кино дело не обошлось. Служил Андрей в Отдельном кавалерийском полку. Был у него там свой конь по кличке Рекорд, с которым он выиграл полковые соревнования, посвященные Дню Победы. Ну и кому же, как не ему, было сыграть роль удалого гусара и поэта Дениса Давыдова в фильме «Эскадрон гусар летучих»?! Снимал картину папа Андрея Станислав Ростоцкий совместно с режиссером Никитой Хубовым.


Андрей Ростоцкий в роли Дениса Давыдова


Андрей Ростоцкий в роли Николая Турбина


Андрей Ростоцкий в роли императора Николая II

Женские сердца во все времена принадлежали гусарам окончательно и бесповоротно. Так что число поклонниц молодого актера после этого фильма возросло в геометрической прогрессии. Многие уже успели полюбить его еще раньше, после фильма «Дни Турбиных», где красавчик Ростоцкий сыграл Николку. А сердце «гусара» было отдано актрисе Марине Яковлевой, с которой он как раз познакомился на съемках фильма «Эскадрон гусар летучих». «Мы танцевали вальс, — вспоминает Марина Яковлева. — Голова кружилась от счастья. Я влюбилась. Совсем как в романах — с первого взгляда. Он был очень хорош собой в гусарском костюме, который ему шел, танцевал легко и изящно. И мне было хорошо и легко с ним в вихре вальса. Он как-то озорно и весело поглядывал на меня голубыми глазами, и я чувствовала, что пропадаю. В перерывах между съемками, хотя рядом и было много его друзей-каскадеров, он не отходил от меня ни на шаг, рассказывал смешные киношные истории…»

Увы, брак этот продлился недолго, Андрей и Марина расстались через полтора года. Второй и последней женой Андрея Ростоцкого стала Марианна, его соседка по дому, доцент, кандидат искусствоведения.

Андрей Ростоцкий был очень востребован в кино, особенно в фильмах приключенческого жанра. Он был ловок, спортивен, дружил с каскадерами, многое у них перенимал и часто трюки в фильмах выполнял сам.

В 1990 году попробовал себя в режиссуре, снял фильм «Зверобой» по роману Фенимора Купера. В 1994 году организовал собственную кинокомпанию под названием «ДАР». Планов было громадье. Хотел снимать фильм о Древней Руси под названием «Тмутаракань». Не сбылось…

В 2002 году Андрей Ростоцкий приступил к съемкам фильма о буднях российских пограничников «Моя граница». 5 мая 2002 года в Сочи Андрей поехал выбирать место для съемок. Его заинтересовала высокая скала, которая ему, спортсмену, каскадеру, показалась совсем несложной, потому и полез наверх без страховки. На крутом склоне поскользнулся и упал с 30-метровой высоты… Прожил он после этого недолго и умер на операционном столе.

Андрея Ростоцкого похоронили на Ваганьковском кладбище, рядом с отцом Станиславом Ростоцким.

Второй брак

Андрей был старше Марианны на шесть лет. Когда они познакомились, ей было всего двенадцать. Он счел нужным принимать участие в ее культурном воспитании. Впрочем, делал это весьма своеобразно. Когда его будущая жена училась в седьмом классе, Андрей посоветовал ей прочитать французский роман «Манон Леско». Общался он с ней, несмотря на разницу в возрасте, на равных. Когда же узнал о свадьбе Марианны (Андрей Ростоцкий к тому времени был уж женат на Марине Яковлевой), сказал своей матери: «Все равно мы будем вместе».

Знаменитый актер, в отличие от большинства своих коллег, необыкновенно ценил домашний уют. Его увлечением были рыбалка и изготовление мебели из дерева. В начале девяностых годов, когда российский кинематограф находился в плачевном состоянии, Ростоцкий не соглашался на роли в низкокачественных фильмах. Он мастерил мундштуки и курительные трубки для антикварных магазинов.

Дочь Андрея Ростоцкого Ольга не стала актрисой, но связала жизнь с кинематографом. Она является директором таких картин, как «Аварийное состояние», «Окно для наблюдателя». Согласно воспоминаниям вдовы актера, серьезные ссоры в их семье могли быть вызваны лишь разногласиями во взглядах на воспитание дочери.

Фильмография[ | ]

Актёр

1975 — Это мы не проходили — Митя Красиков

1975 — На край света… — Владимир Пальчиков, строитель-верхолаз

1975 — Они сражались за Родину — ефрейтор Кочетыгов

1975 — В ожидании чуда — Никита

1976 — Дни Турбиных — Николай Турбин

1977 — Запасной аэродром — Митя Соловьёв

1978 — Конец императора тайги — Аркадий Голиков

1978 — Особых примет нет («Znaków szczególnych brak», СССР, Польша, ГДР) — Иван Каляев

1980 — Серебряные озёра — Сергей Ковалёв

1980 — От Буга до Вислы — Платов

1980 — Эскадрон гусар летучих — Денис Давыдов

1981 — Правда лейтенанта Климова — Павел Сергеевич Климов

1981 — Остаюсь с вами — Аркадий Гайдар в молодости

1981 — Василий и Василиса — Пётр (взрослый)

1982 — Владивосток, год 1918 — Сибирцев

1982 — Свадебный подарок — Андрей

1982 — Подснежники и эдельвейсы — Гаевой

1983 — Непобедимый — Андрей Хромов

1983 — Петля — Павел Постников

1984 — Первая Конная — Олеко Дундич

1984 — Макар-следопыт — Мячик

1985 — Внимание! Всем постам… — милиционер Виктор Кольцов

1985 — И на камнях растут деревья — викинг (эпизод)
1985 — Господин гимназист — поручик Губенко

1986 — Прорыв — Дмитрий Мартынов

1986 — Перехват — мичман Бахтеев

1986 — Где ваш сын? — милиционер Виктор Кольцов

1986 — Бармен из «Золотого якоря» — Андрей Корецкий

1987 — В Крыму не всегда лето — Карельцев

1987 — Николай Подвойский (страницы жизни) — эсер Иван Каляев

1987 — Лето на память — отец Светы

1989 — Наследница Ники — Григорий Головин

1989 — Мать — Николай II

1989 — Свой крест — Николай II

1989 — Европа танцевала вальс («Evropa tančila valčík», Чехия) — Николай II
1990 — Очарованный странник — князь

1992 — Мужская компания — полковник

1993 — Сны — Николай II

1993 — Раскол — Николай II

1994 — Графиня Шереметева — граф Николай Петрович Шереметев

1995 — Дом — Кулибин

1996 — Тот, кто нежнее — убийца Рамазан

1997 — Чёрный океан — Галактионов, командир подводной лодки

2000 — Спасатели. Затмение — Максим Марков, командир группы

2001 — Дальнобойщики (13 серия

Школа демократии) — мэр города

2001 — Жизнь и смерть Петра Аркадьевича Столыпина — Николай II

2002 — Дронго — Цапля (озвучил Владислав Галкин)
2003 — Фаталисты — Джон

2007 — Вальс на прощание — отец Шурика

Режиссёр

  • 1990 — Зверобой (по Фенимору Куперу)
  • 1992 — Мужская компания (автобиографический)
  • 2002 — Моя граница (погиб на съёмках, фильм завершён Иваном Солововым)

Жены Андрея Ростоцкого — фото

Актриса Марина Яковлева была первой женой Андрея Ростоцкого. В фильме «Эскадрон гусар летучих» она танцевала вместе с Андреем, который играл роль Дениса Давыдова. Роль эпизодическая, но она свела вместе этих таких разных людей. Они вскоре поженились, но никогда не стали близкими друг другу. Марина, воспитанная в семье простых людей, была белой вороной в аристократической семье Ростоцких. С самого первого дня она не пришлась ко двору. Семья Ростоцких ее не приняла, а Андрей поздно понял свою ошибку. После развода Марина вышла замуж и родила двух сыновей. Ее муж – актер Валерий Сторжик. Она прекрасно выглядит и до сих пор снимается в кино, правда теперь она играет роли матерей.

Маленькая Марианна росла рядом на одной площадке и была любимицей семьи Ростоцких. Мечтали ли их родители поженить своих детей? Сейчас это неизвестно, но когда Андрей сделал ей предложение, все были только рады этому браку. Марианна искренне восхищается отцом бывшего мужа, Станиславом Иосифовичем. Ведь это его подвиг вынес его сын на экраны телевизоров в фильме «Они сражались за Родину», когда его юный герой бросил гранату в танк и погиб под гусеницами. Только Станислав Иосифович чудом выжил, но потерял ногу и получил много травм, почти несовместимых с жизнью. Но сильная воля и это «почти» спасло ему жизнь.

«Плавающие камни»

Решили возвращаться. Сева начал спускаться по той же тропе, по которой пришел. Того, что произошло потом, не видел никто. Только сидевший в машине водитель стал свидетелем последних секунд падения Андрея. Но то, как он сорвался, остается тайной до сих пор.

Друзья обследовали каждый сантиметр злополучной скалы, чтобы найти хоть какую-то подсказку к тому, что же стало причиной смерти Андрея. Единственное, что смогли предположить как причину, так это «плавающие камни».

Разросшийся мох образует собой как бы валуны, которые выглядят как обычный камень, покрытый зеленым ковриком растительности. Но если наступить на такой «камешек», нога проваливается в мягкое. Так что вполне возможно, что виной смерти всегда такого аккуратного в вопросах безопасности актера, стал всего один неосторожный шаг.

Ранние годы

Ростоцкий Станислав Иосифович родился в 1922 году в Ярославской области. Отец его был врачом. Иосиф Ростоцкий являлся одним из известных деятелей здравоохранения. Мать будущего кинематографиста была домохозяйкой.

Большую часть времени Станислав проводил в деревне. Отсюда и любовь к сельской жизни, которая позволила создать такие замечательные картины, как «Земля и люди», «Дело было в Пенькове». Станислав Ростоцкий уважал деревенских жителей за их простоту и трудолюбие. Кроме того, он был неравнодушен к красоте сельского пейзажа. Любовью к глубинке Ростоцкий проникся еще в ранние годы. За время пребывания в деревне будущий режиссер освоил несколько крестьянских профессий.

В детстве и отрочестве герой этой статьи мало отличался от своих сверстников. Он, так же как и прочие советские мальчишки, испытывал чувство сопричастности к великим историческим совершениям: перелету Чкалова, челюскинской эпопее, высадке советской экспедиции на Северном полюсе. Что касается кинематографа, то к нему Ростоцкий всегда испытывал особые чувства. Сначала они выражалась в регулярном посещении кинотеатра. Затем произошло событие, которое сыграло в жизни героя сегодняшнего повествования решающую роль.

Жизнь и смерть

Андрей был очень увлекающейся личностью, отважным путешественником, смелым мужчиной. Он служил в Советской армии в кавалерийском полку, а со своим верным конем даже снимался в фильме «Конец императора тайги».

После армии Ростоцкий создал кинокомпанию «Дар» и стал режиссером нескольких фильмов. Кроме того он, преподавал фехтование и сценический бой, актерское мастерство, был инструктором школы выживания. Андрей проводил экспедиции, путешествовал на автомобиле по США, участвовал в конных троеборьях. У Ростоцкого была насыщенная и интересная жизнь, но закончилась она слишком рано из-за чрезмерной самоуверенности и несоблюдения правил безопасности.

В мае 2002 года Андрей приехал со съемочной группой в Сочи, где планировались съемки его картины «Моя граница». Режиссер и его помощники подобрали красивое живописное место на скале рядом с водопадом «Девичьи слезы». Прежде, чем привозить актеров, персонал и аппаратуру, Ростоцкий с приближенными людьми, к коим относились художник-постановщик Феликс Ростоцкий со своей женой Нонной и актер Хабаров, приехал в район Красной поляны, чтобы осмотреть пейзаж.

Мужчины не планировали покорять вершины или совершать подвиги, но неожиданно Андрей решил взобраться на скалу. У него не было с собой страховочного троса и действовал он на собственный страх и риск, но он не увидел в своих действиях ничего опасного. А зря. Режиссер поскользнулся на мокром мху и упал с 30-метровой горы, несколько раз ударившись головой о скалы.

В результате режиссер получил многочисленные тяжелые травмы. На cкорой, которая до места происшествия добралась через час после трагедии, Андрея даже удалось довезти до больницы. Врачи провели режиссеру экстренную операцию, которая длилась несколько часов, но он все равно скончался прямо на операционном столе. Травмы оказались несовместимыми с жизнью.

Личная жизнь

Нина Меньшикова – жена выдающегося режиссера. Не так просто быть супругой такого талантливого человека, как Ростоцкий Станислав. Романы с актрисами, по мнению героя этой статьи, являлись неотъемлемой частью творческого процесса. Влюбленность вдохновляла его. Причем очередное увлечение Ростоцкий не особенно скрывал от жены.

Они познакомились, будучи студентами. Однажды, встретившись на трамвайной остановке, проболтали почти час. Нина ехала в Подмосковье к своей бабушке. Ростоцкий хотел было проводить девушку, но очень уж не хотелось ехать в такую даль. Судьбоносная встреча произошла спустя несколько месяцев, когда Станислав Иосифович вместе со своим приятелем решил приступить к написанию сценария к первой картине. Действие фильма должно было происходить в сельской местности, а потому молодые сценаристы были уверены, что и работу над ним необходимо начинать не в городе, а в глубинке.

Для того чтобы не отвлекаться от творческого процесса, Ростоцкий решил пригласить Меньшикову в качестве поварихи. Девушка была давно влюблена в высокого голубоглазого красавца. А потому с радостью согласилась. Сценарий в те дни не был написан. Ростоцкий, оказавшись за городом с Ниной, понял, что нашел свою вторую половину. Они прожили долгую счастливую жизнь. Несмотря на семейные сложности, никогда не выносили сор из избы и обрели репутацию образцовой пары в советском кинематографе.

В 1957 году у Ростоцкого и Меньшиковой родился сын. Он пошел по стопам родителей, но занял в советском кино свою нишу: стал первым актером, выполнявшим все трюки самостоятельно, без дублеров. Каскадер, артист и режиссер Андрей Ростоцкий погиб в 2002 году, на съемках в Сочи.

«Земля и люди»

В 1953 году, в связи со смертью Сталина, ситуация в стране кардинально изменилась. Появилась установка создавать больше фильмов. Преимущественно на сельскохозяйственные темы. К тому времени Ростоцкий снял уже несколько документальных картин. Один из коллег предложил ему заняться съемками художественной киноленты.

В начале пятидесятых годов в журнале «Новый мир» появилось произведение Троепольского, повествующее о жизни работников колхозов. Долгое время эту повесть не печатали по идеологическим соображениям. Ростоцкий же, прочитав ее, решил снять свой первый художественный фильм.

Когда картина была готова, и ее обсуждали на художественном совете, Сергей Герасимов, один из выдающихся кинодеятелей, подошел к начинающему режиссеру и попытался предупредить его о том, какие неприятности она может принести. Но Ростоцкого было уже не остановить.

Семейные отношения

Внешне привлекательный, умный, целеустремленный мужчина производил приятное впечатление на представительниц прекрасного пола. Андрей Станиславович дважды строил семейные отношения. Первой избранницей стала актриса Марина Александровна Яковлева, с которой его свела судьба на съемках картины «Эскадрон гусар летучих». Молодых людей, словно магнитом, притянуло друг к другу, разгорелся страстный роман, увенчавшийся в 1980 году регистрацией брака. Однако отношения двух тотально занятых профессионалов не продлились долго. Союз распался в 1983 году. Детей у пары не было.

Андрей Ростоцкий и Марина Яковлева

Настоящее семейное счастье любимец зрителей обрел с поклонницей, проживавшей по соседству с родителями, искусствоведом Марианной Альбертовной Ростоцкой. Интересы талантливого супруга для любящей женщины всегда были на первом месте. Она поддерживала все начинания артиста, создавала уют, была надежным другом и мудрым советчиком. В профессиональном плане достигла определенных высот – получила кандидатскую степень, в звании доцента руководила кафедрой Института кинематографии. После смерти знаменитого супруга возглавила Мемориальный фонд культурного наследия Ростоцких.

С женой Марианной и дочерью Ольгой

Дочь Ольга, появившаяся на свет в 1989 году, окончила Институт кинематографии, создала счастливый семейный союз с актером Алексеем Олеговичем Бочениным. Ольга живет в квартире знаменитого родителя, стараясь сохранять в неизменном виде обстановку, существовавшую при его жизни. Многогранно талантливый отец увлекался ремеслом краснодеревщика, и в комнатном интерьере присутствуют изделия, выполненные его руками, – предметы меблировки, декоративные элементы, коллекция мундштуков и курительных трубок.

«Доживем до понедельника»

Современным школьникам сложно понять проблематику картины, которую в 1968 году снял Станислав Ростоцкий. Фото выше – кадр из фильма «Доживем до понедельника». О чем эта кинолента?

Герои фильма – школьники и их учителя. Между педагогами и подростками происходит конфликт. После написания сочинения, посвященному теме счастья, учительница русского языка приходит в ярость. Одна из старшеклассниц написала в своей работе о том, что мечтает о семье и детях. Подобные понятия о счастье не соответствуют идеям комсомольского движения. Эта ситуация – не единственный конфликт, назревающий между героями Ростоцкого.

Герой картины, которого сыграл Тихонов, учительствует много лет и однажды встречает одного из бывших подопечных. Молодой человек циничен, равнодушен к окружающим. В жизни опытного педагога происходит кризис. Что он может дать своим ученикам? В чем смысл его педагогической деятельности, если даже лучшие выпускники обнаруживают душевную скудность?

Удивительно просты и сложны картины, которые создавал Станислав Ростоцкий. Фильмы этого режиссера, на первый взгляд, представляют собой незамысловатые истории из жизни. Но лишь при внимательном просмотре понимаешь, что сюжеты их актуальны и сегодня. Фильм «Доживем до понедельника», как и предыдущие работы режиссера, вызвал гневную критику чиновников. Но учителям эта киноработа понравилась. После премьеры в Доме Кино они аплодировали Ростоцкому. И для него это стало главным доказательством того, что фильм удался.

История любви Марианны и Андрея

Марианна и сама успела побывать замужем. Влюбилась в студента и вышла замуж в 17 лет. Через год она уже разводилась с мужем. С Андреем Ростоцким они тогда были просто добрыми соседями. Вскоре после развода со своими супругами, Андрей и будущая жена стали пробовать жить вместе, тайком от его и ее родителей. Хотя родители все знали и только делали вид, что им ничего неизвестно. Они сыграли бесшабашную свадьбу и стали жить счастливо.

Муж всегда делал вид, что она единственная женщина в мире. А Марианна забыла о существовании других мужчин. У них родилась дочь, которую они назвали Ольгой. Андрей был заботливым отцом, много возился с дочерью, сам купал, менял пеленки, пеленал. Жена рассказала о том, как муж доил корову в деревне, чтобы напоить дочь настоящим молоком. Фото жены  с мужем и сыном можно легко найти на страницах Интернета. Супруги всегда были откровенны. Однажды он рассказал ей о том, как в 19 лет увлекся актрисой, с которой он снимался на съемках фильма «Запасной аэродром». Она была на восемь лет старше него. Роман их продлился недолго, но актриса не захотела избавляться от ребенка. Андрей признал ребенка и платил алименты, хотя родители говорили ему, что это не его ребенок. Ее имя и имя девочки так и осталось неизвестным для зрителей.

Гибель Андрея Ростоцкого

Андрей всегда боялся высоты. Всегда все трюки делал со страховкой. Как и почему случилось то, что он сорвался в пропасть с вершины водопада, никто не знает. Есть легенда, что он потянулся за цветком, который хотел подарить любимой, и упал в пропасть.
С тех пор вся жизнь разделилась на «до и после». Все светлое и красивое было до его смерти. После все стало тусклым и неинтересным. Марину спасло только то, что она знала, что для Нины Евгеньевны, матери Андрея, все было еще хуже. После смерти мужа, которого она очень любила, она потеряла сына. Любимые мужчины ушли один за другим. Молодая жена поддерживала свекровь в ее горе, как могла.

https://youtube.com/watch?v=3jRI868mDfE

Возможно интересно: жена Михаила Лабковского, жена Владимира Березина.

Макар-следопыт (1984)

Детский, Приключения, Советский фильм

tagЭкранизация

Экранизация по произведению: Л. Остроумов

Режиссер: Николай Ковальский

В ролях: Максим Минин, Сергей Саватеев, Ангелина Полянчукова

Один из последних детских фильмов, сделанных в лучших традициях советского кино, которое, как известно, к этому жанру относилось по-взрослому всерьез. В фильме есть хорошие красноармейцы, плохие белые и богатые, но, несмотря на это, смотреть «Макара-следопыта» интересно. Потому что сделано качественно и захватывающе.
Плюс ко всему еще и великолепная игра актеров – почти все лица узнаваемы и обожаемы зрителями, хотя фильму уже несколько десятков лет: непревзойденный Олег Борисов в роли умного и коварного штабс-капитана; Владимир Этуш – хозяин грузинского ресторана и подпольщик; Игорь Дмитриев, сыгравший крайне уморительного англичанина; Александр Леньков и другие любимые артисты.
Главные герои фильма – дети революционных лет, что слегка делает похожим этот фильм на знаменитых «Неуловимых мстителей». Они отчаянны, смелы и умны. И им все удается, в конце концов, после множества смешных и рискованных приключений. А зрителям удастся получить удовольствие от хорошего и доброго фильма, где все играют «на отлично».

Детство и юность

Станислав Иосифович Ростоцкий родился 21 апреля 1922 года в городке под названием Рыбинск, расположенном в Ярославской области. Будучи единственным и обожаемым сыном врача Иосифа Болеславовича и домохозяйки Лидии Карловны, Стас рос в любви и внимании. В детские годы ребенок много времени проводил в деревне, где его научили ценить простое и вечное: труд, природу, честность и порядочность.

Режиссер Станислав Ростоцкий

Юношеские годы мальчика пришлись на сложное время, когда бытовые условия были не приспособлены для комфортной жизни, а продуктов постоянно не хватало. Одежду приходилось донашивать за старшими, но это не заботило подростка. Он с любовью относился к привычной жизни, людям и тяготам, которые наблюдал.

Станиславу Ростоцкому довелось пожить в советской коммуналке, где совместное существование нескольких семей создавало неповторимую атмосферу, незнакомую современному обществу. В такой обстановке шло воспитание будущего режиссера, который лелеял мечту о профессии с 5 лет. В этом возрасте Ростоцкий увидел картину Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» и решил посвятить себя созданию фильмов.

Станислав Ростоцкий в молодости

Судьба благоволила Станиславу. В 16 лет он волей случая оказался на пробах к картине Эйзенштейна «Бежин луг». Там он и свел личное знакомство с постановщиком. Молодой человек не постеснялся рассказать о своих амбициях и обрел в лице режиссера наставника и друга. Следуя наставлениям Эйзенштейна, Ростоцкий начал изучать литературу, искусство и другие науки, набираясь знаний и опыта.

Получив образование в школе, Станислав Иосифович поступил в Институт философии и литературы, планируя последующее обучение в Институте кинематографии. Но война не позволила его намерениям исполниться. ВГИК эвакуировали, а амбициозного юношу призвали в армию. С 1943 года Ростоцкий защищал родину на фронте. Родительский дом не готовил его к тем ужасам, с которыми пришлось столкнуться в боях. Опыт, вынесенный из военных лет, нашел отражение в творчестве постановщика.

ВГИК

После войны герой этой статьи поступил все-таки в институт кинематографии. Учился в этом вузе он семь лет, поскольку параллельно работал на картинах своего педагога – режиссера Козинцева. Когда в 1952 году Ростоцкий получал диплом, в среде профессионалов он уже имел репутацию состоявшегося и опытного кинематографиста, а потому был направлен на киностудию им. Горького.

Ростоцкий не только снимал фильмы, но и писал к ним сценарии. Большая часть его картин была создана по литературным произведениям, над адаптацией которых он работал самостоятельно или в соавторстве с писателями. Позже будет рассказано о том, как создавались лучшие фильмы Станислава Ростоцкого. Список картин, к которым он написал сценарий, небольшой. Но в этом перечне — классика советского кино. Итак, в качестве сценариста Ростоцкий выступал при создании следующих фильмов:

  1. «Белый Бим Черное ухо».
  2. «А зори здесь тихие».
  3. «Дело было в Пенькове».
  4. «На семи ветрах».

Станислав Ростоцкий, биография, личная жизнь которого неразрывно связана с кинематографом, общался с коллегами не только на съемочной площадке. Одним из его близких друзей был Вячеслав Тихонов. О нем Ростоцкий снял в конце семидесятых фильм «Профессия – киноактер». Он также выступил и в роли сценариста. И, наконец, стоит перечислить художественные картины, которые снял Станислав Ростоцкий.

«Дело было в Пенькове»

В 1957 году Ростоцкий снова обратился к сельской теме, сняв фильм по повести Сергея Антонова. Картина называется «Дело было в Пенькове». В сюжете этой советской киноленты присутствуют поистине шекспировские страсти. Главный герой – непростой парень, задира, смутьян и ярый борец за справедливость.

С этим фильмов нечто новое привнес в советский кинематограф Станислав Ростоцкий. Фильмы пятидесятых годов повествовали о жизни тружеников села. Но в этих картинах герои были шаблонные. Одни боролись за всеобщую трудовую идею. Другие подставляли активистам палки в колеса, за что впоследствии были справедливо наказаны. В фильме Ростоцкого все иначе. Герой Вячеслава Тихонова – а именно этот актер сыграл в фильме главную роль – сложен, противоречив. Он влюбляется в девушку, прибывшую из города. В деревне разгораются нешуточные страсти.

После выхода этой картины имя Ростоцкого прогремело на всю страну. Стали знаменитыми такие актеры, как Вячеслав Тихонов, Светлана Дружинина, Майя Менглет. В картине было много нового, необычного для того времени. Советские зрители не привыкли к таким киногероям, как главный персонаж картины Ростоцкого Матвей. Им приходилось отвечать на вопросы, которые ранее никто из кинематографистов перед не ставил. Почему Матвей оказался не у дел и выпал из привычного уклада деревенской жизни? В чем его вина? Все дело во времени, которое приравнивало людей, жестко откликалась на всяческие отклонения от установленных норм.

Фильм вызвал немало нелепых отзывов. Вершиной стало утверждение, что песня, которая звучала в картине и превратилась в настоящий хит, чрезвычайно аморальна. Героиня же вызвала у кинодеятелей особую неприязнь. Не может советская девушка полюбить женатого мужчину. Такого мнения придерживались чиновники от кино. Простые же зрители не только приняли фильм, он на долгие годы стал одной из самых популярных кинолент.

В 1959 году на экраны вышел фильм «Майские звезды». Чуть позже — картина «На семи ветрах». Затем Ростоцкий создал еще две картины. А с 1968 года наступает звездный период в его творчестве. Одна за другой вышли картины, слава о которых прогремела не только на всю страну. О них узнали и за пределами СССР. В 1968 году Ростоцкий начал работу над созданием фильма, повествующего о советской школе.

Фильмы

Станиславу Ростоцкому повезло работать под началом Григория Козинцева, занимавшегося съемками на «Ленфильме». Полученные навыки и приятная рекомендация от мэтра были проходным билетом в мир кинематографа. В 1952 году Ростоцкий стал самостоятельным режиссером. Он, подвергаясь влиянию современных тенденций оттепели, снимал картины на производственные темы, повествуя о жизни в селе. О ней Станислав Иосифович знал не понаслышке, поэтому ему удавалось создавать глубокие и проникновенные ленты.

Режиссер Станислав Ростоцкий

Снятая Ростоцким картина «Земля и люди» не сразу попала на экран. Созданная по рукописи, запрещенной к печати, лента становилась откровением о реальном положении вещей в селе. Худсовет воспрепятствовал премьере и окрестил режиссера контрреволюционером. Фильм увидел свет после 20 съезда партии и был чрезвычайно популярен.

В 1957 году была снята картина «Дело было в Пенькове», повествующая о герое по имени Матвей и конфликте, который имел место между ним и общепринятой системой ценностей. Главную роль сыграл Вячеслав Тихонов. Лента принесла актеру большую популярность и любовь публики.

Вячеслав Тихонов и Станислав Ростоцкий

Новой картиной, врезавшейся в сердца миллионов, стал фильм «Доживем до понедельника». Он дал начало новому для советского кинематографа направления юношеского кино. События происходили в школе и описывали взаимодействие двух разных поколений. Из общения представители обоих выносят уроки. Съемки фильма проводили в кратчайшие сроки, и спустя 3 месяца после старта первых кадров проект был готов. Это и спасло картину от забвения на полках.

Премьера планировалась на Всесоюзном съезде учителей, и мало кто был уверен в ее успехе. Вопреки ожиданиям, проект встретили с восторгом. В 1962 году лента получила Государственную премию СССР и стала обладателем приза Гран-при в рамках Московского международного кинофестиваля.

Станислав Ростоцкий на съемках фильма «А зори здесь тихие»

Одним из главных проектов в фильмографии Станислава Ростоцкого стал «А зори здесь тихие». Фильм, снятый по повести Бориса Васильева, рассказывал о непростых судьбах юных девушек, столкнувшихся с суровыми реалиями войны. Их подвиг режиссер описал в картине, которая сегодня считается классикой. Она получил номинацию на «Оскар» и была лауреатом международных кинофестивалей.

На создание ленты автора вдохновила и личная история. В одном из боев Ростоцкого спасла от гибели некая Анна Чегунова. Девушка буквально вынесла бойца из пекла и дала возможность выжить. Судьба не пощадила спасительницу режиссера. Ее личная жизнь после войны сложилась удачно, Анна обзавелась семьей, но спустя время врачи обнаружили у женщины рак мозга. К финалу съемок картины Анна уже потеряла зрение, но благодарный Ростоцкий привез ее на презентацию ленты и описывал происходящее на экране вслух.

Станислав Ростоцкий на съемках фильма «Белый Бим Черное ухо»

В своих работах режиссер уделял большое внимание героям, человеку и его эмоциям. Лучшие качества персонажей постановщик освещал в первую очередь

Образы в его фильмах узнаваемы. Героям хочется сопереживать и волноваться за их будущее. Проектом, берущим за душу каждого зрителя, оказался фильм «Белый Бим Черное ухо». Картина стала обладателем Ленинской премии и Гран-при Чешского кинофестиваля.

Личная жизнь

В молодости Станислав Ростоцкий пользовался популярностью у представительниц прекрасного пола, поэтому его знакомая Нина Меньшикова и не рассчитывала на взаимность.

Станислав Ростоцкий и его жена Нина Меньшикова

Точки над «i» расставили случай и творческая командировка, в которой молодые люди оказались вместе с Владимиром Красильщиковым

Забота и внимание Нины сделали свое дело, и Ростоцкий влюбился. Решительность девушки произвела на него впечатление

В скором времени Нина Меньшикова стала женой режиссера.

Ростоцкий снял возлюбленную в некоторых кинолентах. Актриса появлялась в кадре «Доживем до понедельника» в образе учительницы и в роли Веры Кругловой в картине «Девчата».

Андрей Ростоцкий, Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова

В браке двух талантливых деятелей искусства родился сын Андрей Ростоцкий. Как это часто случается в ситуациях, когда дети идут по стопам родителей, продолжая их дело, молодой человек также посвятил себя творчеству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector