Павел санаев: восставший из-за плинтуса (интервью)
Содержание:
- Краткая биография
- Детство и юность
- Елена Санаева сейчас
- Белые росы Всеволода Санаева: что скрывалось за суровой внешностью артиста
- Трудное детство и выбор профессии
- Личная жизнь
- Биография
- Начало карьеры писателя Павла Санаева
- Первые звоночки
- Карьера
- Карьера
- «Или вернусь собирать гармони, или научусь играть, как они»
- Павел Санаев сейчас
Краткая биография
- 02.1912 – Родился.
- 1933 – Поступил в Теавуз (потом ставший ГИТИСом). Через 2 года был опробован в кинематографе в эпизоде «Частной жизни Петра Виноградова», где предстал в образе краснофлотца.
- 1937 – После окончания института исполнилась мечта молодого актера: его отобрали одним из 3-х среди 700 претендентов на работу во МХАТ. Когда он студентом посмотрел несколько спектаклей этого театра, то решил, что будет актером там или нигде.
- 1938-1939 – Дублируя актера в фильме «Волга-Волга», прыгал в ледяную воду. Увлекшись работой, за ним забыли сразу послать глиссер, и он чуть не утонул. В награду за преданность и терпение режиссер картины снял его сразу в 2-х небольших ролях: музыканта оркестра и старика лесоруба в ансамбле. Снялся в эпизодах кинокартин «Если завтра война», «Девушка с характером», «Юность командиров».
- 1940-1941 – Дебютировал в главной роли токаря-многостаночника в драме «Любимая девушка». Снялся в лентах «1-я Конная» (Кулик), «Первопечатник Иван Федоров» (Тимофеев), «Сердца 4-х» (красноармеец Еремеев).
- 1941-1945 – Выступал с концертами.
- 1946 – Стал актером Театра-студии киноактера, но вскоре выбрал кинематограф.
- 1947 – Снялся в картине «Алмазы», где сыграл главного героя геолога Нестерова.
- 1948-1954 – Снялся в небольших ролях в 17 фильмах, больше всего запомнился в «Сельском враче», «Беззаконии», «Возвращении Василия Бортникова», «Полюшко-поле», «Разных судьбах». Убедительно сыграл главную роль директора совхоза в «Первом эшелоне».
- 1949-1950 – Преподавал во ВГИКе.
- 1952-1956 – Вернулся во МХАТ, где корифеи сцены по-прежнему не давали играть большие роли, и соответственно, зарплата была очень скромной. На киносъемки не отпускали, телешоу не было. Санаев подрабатывал на радио и концертами. Но жена сильно заболела и срочно понадобились деньги. На весьма скромную зарплату театрального актера второстепенного состава прожить было невозможно. В итоге ушел из театра ради карьеры киноактера.
- 1955 – Вступил в КПСС. Сделал это, желая помочь людям, а не ради карьеры, и его много лет избирали секретарем парткома «Мосфильма».
- 1957-1961 – Играл не только военных и людей, находящихся на государственных должностях, но и простых рабочих в лентах «Ласточка», «Рассказы о Ленине», «5 дней, 5 ночей», «Трижды воскресший», «В пути», «Взрослые дети» и других.
- 1963-1983 – Сыграл главных героев, в которых наиболее ярко проявил свой талант: «Это случилось в милиции» (майор Сазонов), «Оптимистическая трагедия» (Сиплый), «За нами Москва» (генерал Панфилов), «Скуки ради» (стрелочник Гомозов), «Стреляные гильзы» (отец), «Странные люди» (Рязанцев), «Возвращение «Святого Луки» (Зорин), «Нюркина жизнь» (Борис Гаврилович), «Черный принц» (Зорин), «Время — московское» (Григоренко), «Версия полковника Зорина» (Зорин), «С вечера до полудня» (писатель Жарков).
- 1966-1986 – Был секретарем Союза кинематографистов Советского Союза, возглавлял Бытовую комиссию. Многим помог, например, получить материальную помощь, путевку в санаторий или получить квартиру. Но сам с семьей ютился в комнате, пока не удалось скопить на кооперативную квартиру.
- 1967 – Награжден Госпремией РСФСР за роль Воеводина в фильме «Ваш сын и брат». С этой картины, где Санаев сыграл мудрого старичка с хитрецой, началось его плодотворное сотрудничество с В. Шукшиным. Актер признал режиссера своим любимым, а Василий Макарович задолго до этого ценил Всеволода Васильевича как замечательного артиста, умеющего очень глубоко раскрывать характеры героев.
- 1972 – Наградили Дипломом МКФ (Варна) за игру в фильме «Украденный поезд».
- 1984 – Награжден Премией за лучшую мужскую роль (Федоса Ходаса в «Белых росах»).
- 1984-1995 – Снялся в фильмах «Мертвые души», «В распутицу», «1-й парень», «Апелляция», «Забытая мелодия для флейты», «Трагедия века», «Ширли-мырли».
- 01.1996 – Умер дома от рака легких. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
В фильме «Забытая мелодия для флейты» (1987)
Детство и юность
Всеволод Васильевич Санаев родился в России (тогда Российская империя) 25 февраля 1912 года в небогатой многодетной семье рабочих (12 детей в семье). Мальчик рос на окраине промышленного города Тулы. Учеба в школе давалась Всеволоду с трудом, да и учился он нехотя. По этой причине Василий Санаев забрал сына из школы и отправил осваивать рабочую профессию на фабрику, производившую гармони.
Актер Всеволод Санаев
Так будущий актер стал подмастерьем на предприятии, где работал и его отец. В обязанности юноши входила сборка и настройка музыкальных инструментов. В 16 лет Всеволод уже сам обучал профессии двоих подмастерьев. Во время работы на фабрике юношу не покидала мысль о том, что он занимается не тем, к чему лежит душа.
Еще в детстве Всеволод с матерью ходил в театр, где гастролирующий Московский Художественный театр показывал спектакль по пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня». Мальчик очень был впечатлен игрой актеров, атмосферой театра, но даже мечтать о театральной карьере не смел. Однако Всеволод стал с удовольствием посещать в качестве слушателя любительский театр в Туле «Серп и молот». Достигнув положительных результатов в актерской игре, молодой человек хоть и не с первого раза, но поступил в драматическую студию.
Всеволод Санаев в юности
Уже в 1930 году Санаев стал актером дублирующего состава театра, работавшего при ОАО «Тульский патронный завод». Карьера его стремительно шла вверх. Через год Всеволод уже работал актером в Тульском государственном академическом театре драмы имени М. Горького. Для дальнейшего профессионального развития молодому человеку необходимо было получить профильное образование.
Старший наставник в театре готовил Всеволода к вступительным экзаменам на театральный рабочий факультет в Москве. Несмотря на порицание семьи (родители рабочих специальностей не воспринимали всерьез увлечений взрослого сына), Санаев уехал в столицу учиться.
Всеволод Санаев в молодости
Окончив рабфак, Всеволод повышал профессионализм в театральном техникуме под руководством Николая Плотникова. Учитывая острый недостаток финансов, вечерами молодому человеку приходилось напряженно работать. Усердие Всеволода помогло ему по окончании техникума поступить в Государственный институт театрального искусства, где наставником будущего актера стал талантливый режиссер Михаил Тарханов.
С 1943 года Всеволод сменил еще несколько театров, на сцене которых выступал. В 1943 году он работал в Государственном ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени академическом театре имени Моссовета, а в 1946 – в Государственном театре киноактёра. В 1952 году Санаев хотел перейти во МХАТ, но предложенные роли его не устроили: жена актера тяжело заболела, и семья остро нуждалась в деньгах.
Елена Санаева сейчас
Елена Санаева последние годы снимается не часто. Актриса продолжила работу над образом Таисии Константиновны, мамы главной героини Натальи (Мария Куликова), во второй и третьей частях мелодраматического сериала «Парфюмерша». В одном фильме дочь героини Елены Санаевой отправляется покорять Москву и находит там новую любовь, а в последнем Наталье необходимо разобраться в финансовых махинациях, которые происходят за спиной любимого мужа Александра (Александр Никитин).
Елена Санаева в фильме «Следствие любви»
В 2020 году актриса получила главную роль в криминальном детективе «Следствие любви», в котором вновь сыграла маму главной героини следователя Надежды (Нонна Гришаева). Сейчас Елена Санаева снимается в комедийной мелодраме «Дневник новой русской», где в основной актерский состав вошли Елена Подкаминская, Кирилл Кяро, Светлана Колпакова, Анна Ардова. И вновь Елена Всеволодовна будет давать материнские советы, на этот раз – дочери, которая работает психологом. Премьера фильма планируется на 2020 год.
Белые росы Всеволода Санаева: что скрывалось за суровой внешностью артиста
Со стороны Всеволод Санаев казался вполне благополучным артистом, но только близкие знали — этот человек живет на вулкане. В кино он сыграл более ста ролей, но лишь десяток из них – главные.
Многие считали его жестким, угрюмым, даже боялись к нему подойти. Но за внешней суровостью скрывался одинокий, сентиментальный добряк. Взлеты и падения, надежды и разочарования кумиров смотрите в программе «Любимые актеры» по пятницам в 9:00 на телеканале «МИР».
ГАРМОНЬ АРТИСТА
Будущий артист Всеволод Санаев родился в 1912 году на окраине Тулы в многодетной семье
Учился Сева неважно, и, чтобы вразумить сына, отец поставил вопрос ребром
«Отец сказал: «Ну, Ломоносова из тебя не выйдет, поэтому иди работать. Он окончил только пять или шесть классов школы и пошел на гармонную фабрику, где собирал инструменты», — рассказала дочь актера, заслуженная артистка России Елена Санаева.
Профессию половинщика Сева освоил быстро. К 16 годам у него было четыре ученика. Но собрать гармонь — полдела, куда труднее настроить ее, заставить петь. Со временем он освоил бы и эту науку, но в Тулу с гастролями приехал МХАТ.
Всеволод понимал, чтобы стать настоящим артистом, надо учиться. Но когда он засобирался в Москву, родители встали стеной. Без денег, без пайка молодой человек все же отправился в столицу. Всеволод сначала окончил рабфак, потом театральное училище и поступил в ГИТИС. Став одним из лучших выпускников, Санаеву удалось попасть во МХАТ.
КИНО И ВОЙНА
Актер впервые появился на экране в легендарной советской ленте «Волга-волга». В фильме он сыграл сразу две роли. Однако на съемочную площадку Санаев попал случайно. Сначала он пришел в массовку, где молодого артиста тут же заметили и предложили попробоваться на роль.
После премьеры ленты режиссеры наперебой стали приглашать Всеволода Санаева сниматься. Играть предлагали все больше возрастные роли. Тогда 27-летний актер и не думал, что маска старика прирастет к его лицу на долгие годы.
Когда началась война, Всеволод Санаев был на съемках в Борисоглебске. Он переживал, что сам не служит на передовой, но своим трудом, как мог, поддерживал отважных бойцов.
Фото: ТАСС
МУДРЫЙ СТАРИК И НАСТОЯЩИЙ ПОЛКОВНИК
После войны Всеволод Санаев много снимался. Он играл старшин, агрономов колхозов, парторгов. В этом правильном ряду совершенно неожиданно появился колоритный анархист Сиплый. После роли в оптимистической трагедии критики заговорили о втором рождении актера Санаева.
Роль Сиплого расширила актерский диапазон Всеволода, но народную любовь ему принес образ умудренного жизнью старика. В этом качестве его открыл режиссер Василий Шукшин. Несмотря на внутреннюю схожесть и даже родство душ, в первом фильме режиссера «Живет такой парень» Санаев сниматься отказался.
Актер сыграл у Шукшина в трех фильмах: «Печки-лавочки», «Ваш сын и брат», «Странные люди». В двух из них вместе с отцом снялась его дочь Елена. Позже она сказала: «Отец такой органичный, с ним так легко в кадре».
В 70-е годы Всеволод Санаев стал главным милиционером советского кино. Успешно сыграл майора Сазонова в фильме «Это случилось в милиции». А уже в следующей картине вырос до полковника. После роли Зорина Всеволод Санаев стал заслуженным работником МВД. Как только на киностудии затевали фильм о милиции, любимого артиста приглашали на съемки.
Санаев был достоверен не только в образе милиционера, его директора совхозов, колхозов, парторги и прочие руководители выглядели на экране естественно и правдиво.
ЛЮБИМАЯ ПЕСНЯ
Фильм «Белые росы» вышел на экраны в 1983 году и стал одним из последних суперхитов советского проката. То, что картину посмотрят, Санаев понял, как только прочел сценарий.
Роль в этом фильме стала одной из любимых для актера. Сентиментальный, глубокий , мудрый образ пришелся по душе Санаеву. Вышло так, что финал картины словно подводит итог жизни самого артиста.
Всеволод Санаев был благодарен судьбе за все – за хорошее и за плохое. Он прожил свою жизнь так, как умел – скромно, честно, талантливо. За это благодарные зрители любят и помнят актера до сих пор.
Трудное детство и выбор профессии
Всеволод появился на свет 12 февраля 1912 года в городе Туле (Российская империя). Кроме него, в семье подрастало ещё 11 детей. Отец трудился на фабрике, которая производила музыкальные инструменты. Мама занималась домашним хозяйством. Санаевы жили бедно, дети часто болели, из-за этого многие ушли из жизни в раннем возрасте.
Школу Всеволод посещал нехотя, учился плохо и глава семейства решил забрать его к себе на фабрику. Вскоре юноша самостоятельно собирал и настраивал гармонь, а позже обучал этой профессии и двух подмастерьев. Несмотря на успехи, заниматься этим делом всю жизнь Всеволод не хотел.
Однажды в детстве ему посчастливилось увидеть постановку «Дядя Ваня» (по пьесе А. Чехова), которую показывали гастролирующие артисты Московского художественного театра. Всё что происходило на сцене настолько впечатлило парнишку, что он решил записаться в местный любительский театр. Способности у парня были, и худрук предложил Санаеву стать слушателем драматической студии.
Некоторое время служил в театре при Патронном заводе и Тульском драмтеатре им. М. Горького. Родители считали увлечение сына несерьёзным, но на это он мало обращал внимания. Мечтал покорить столичные подмостки, и в начале тридцатых уехал в Москву. На протяжении двух лет учился на рабфаке, далее поступил в Учебно-театральный комбинат (ГИТИС), попал на курс Н. Плотникова.
Личная жизнь
Долгое время о личной жизни известного актера ничего не было известно. И зрители все время гадали, кто же жена Всеволода Санаева. Но о личной жизни талантливого актера Санаева все стало известно после того, как его внук Павел Санаев, писатель, актер и режиссер, издал книгу «Похороните меня за плинтусом». В этом биографическом произведении, которое вышло в 1994 году, Павел Владимирович рассказал о семейной жизни своего известного деда.
Со своей женой Всеволод Санаев, фильмы с которым любит и знает вся страна, познакомился накануне Великой Отечественной войны. На гастролях в Киеве, где известный актер был вместе с театральной труппой МХАТа. Лидия Антоновна Гончаренко в то время обучалась на филологическом факультете. Увидев ее, Всеволод Васильевич влюбился с первого взгляда и решил, что обязательно жениться на ней. Но все родственники девушки были против их союза.
Когда труппа театра возвращалась в Москву, то и Лидия Антоновна уезжала вместе с ними. Она была прекрасной женой и матерью, но отношения в семье были сложными, так как у Лидии Антоновны часто бывали депрессии. Однажды она рассказала на общей кухне коммунальной квартиры, где они тогда проживали, анекдот и вскоре ею уже интересовались спецслужбы. А вскоре после этого впечатлительной женщине стало казаться, что ее постоянно кто-то преследует и следит за нею. Из-за этого она даже попала в психиатрическое отделение.
В самом начале войны Всеволод Васильевич уезжает на гастроли в Борисоглебск, оставив дома жену и маленького сына. Но боевые действия не позволили ему быстро вернуться домой. В это время Лидия Антоновна вместе с малышом была эвакуирована в Казахстан, где мальчик подхватил корь и дифтерию. В возрасте двух лет Алексей Всеволодович умер. Это было страшным ударом для всей семьи, но Лидия Антоновна переживала больше всех.
В 1943 году в семье талантливого и известного актера Санаева родилась дочь. Известно, что в детские годы Елена заболела желтухой, и Лидия Антоновна сильно переживала за здоровье девочки, боясь потерять ее, как и сына. В это время у женщины развился страх потерять ребенка, который сопровождал ее всю жизнь. И это также добавляло сложностей в семейную жизнь Санаевых.
И, несмотря на то что актер Всеволод Санаев, биография которого интересна зрителям, любил свою жену, иногда из-за обостряющейся болезни супруги ему не хотелось возвращаться домой. Ведь он понимал, что порой любое его слово может вызвать ссору или конфликт. Такие же сложные отношения были у Всеволода Васильевича и с дочерью. Первым избранником Елены стал инженер Владимир Конузин. Но Лидия Антоновна, властная женщина, не желала принимать такого зятя. Всеволод Васильевич не желал с ней спорить, поэтому просто не вмешивался.
Но первый брак разрушился довольно быстро. В этом союзе был рожден Павел Санаев. Вторым мужем Елены Санаевой стал актер и режиссер Ролан Антонович Быков.
Биография
Родилась 21 октября 1942 года в семье известного киноактёра Всеволода Санаева. Окончила ГИТИС (1966, мастерская Михаила Царева). С 1967 года — актриса Театра-студии киноактера в Москве. Дебютировала на экране в 1967 году в фильме «Генерал Рахимов». Санаева подавала большие надежды — высокая, стройная, красивая, она готовилась играть героинь. Её заметил и начал снимать Василий Шукшин. Однако всё в её жизни и творчестве перевернула встреча с Роланом Быковым.
Они встретились в 1972 году. Быкову было 43, Санаевой — 30. Их пригласил режиссёр с Ленфильма Юрий Рогов сняться вместе в фильме «Докер». Ролан Антонович вспоминал:
19 октября — день Царскосельского лицея, из которого, как известно, вышло наше все — то есть, Александр Сергеевич Пушкин. Эту дату театр «Школа современной…Все видео
«Прихожу на студию и вдруг вижу красавицу с огромными глазами, в которые я просто провалился. Чистое очарование!.. Когда мы только поженились, меня в разных компаниях несколько раз встречали фразой:— Здравствуйте, Ролан Антонович! Какая у вас чудная дочка!Представляете, что со мной происходило? Я в бешенстве шипел:— Лена, купи себе что-нибудь солидное. Не ходи девочкой.А какая это была девочка!»
После того, как Быков и Санаева снялись вместе в «Приключениях Буратино», Елену Всеволодовну перестали приглашать на роли героинь
Она стала хара́ктерной актрисой, на которую больше обращали внимание постановщики кинокомедий. А вскоре в кинематографическом мире и вовсе решили, что снимать Санаеву — прерогатива Быкова
И действительно, в ряде фильмов они работали «на пару»: «Дни хирурга Мишкина», «Деревня Утка», «Искренне ваш…», «Свадебный подарок», «Жил-был настройщик».
Елена Санаева — яркая исполнительница небольших хара́ктерных ролей. Среди лучших работ в кино: «Приключения Буратино» (1975), «Пена», «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников», «Тайна „Чёрных дроздов“», «Чучело».
Ролью лисы Алисы в «Приключениях Буратино» Елена Санаева навсегда вошла в золотой фонд советского кино.
Елена Санаева активно занимается общественной деятельностью. Будучи вице-президентом Детского фонда имени Ролана Быкова, она устраивает всевозможные акции и выставки, выезжает на фестивали детского творчества. В 1999 году выпустила книгу-альбом памяти Ролана Быкова.
С 2008 года — актриса театра «Школа современной пьесы» под рук. Иосифа Райхельгауза.
Играет в спектаклях:
- «Русское Варенье» Людмилы Улицкой — Маканя;
- «Дом» Евгения Гришковца — Валентина Николаевна и бабушка;
- «Звездная Болезнь» (спектакль «своими словами») — мама героя;
- «Аккомпаниатор» Александра Галина — Сверчкова;
- «Медведь» Дмитрия Быкова
В 2009 году выпустила в издательстве АСТ книгу Р. Быкова «Заколдованная Принцесса». Там же вышли дневники Ролана Быкова «Я побит, начну сначала» (2010) и «Стихи Ролана Быкова» (2010).
Семья
Елена Санаева — дочь известного киноактёра Всеволода Санаева. Вдова актёра и кинорежиссёра Ролана Быкова. Мать российского писателя, актёра, режиссёра, сценариста, переводчика Павла Санаева (от первого мужа — инженера Владимира Конузина).
Начало карьеры писателя Павла Санаева
В 1995-ом Санаев трудился над официальными переводами многих известных фильмов, среди которых «Властелин колец» по мотивам книг Джон, «Очень страшное кино», «Остин Пауэрс» и многие, многие другие. Такая работа как никакая другая подходила для будущего режиссёра и сценариста. Уже в 2002-ом он написал сценарий к фильму «Последний Уик-Энд», ставший режиссёрским дебютом Санаева. Через десять лет книга, написанная когда-то с подачи Ролана Антоновича, стала настоящим бестселлером, сделавшим Санаева одним из самых известных писателей современной России. Автор назвал её «Похороните меня за плинтусом». ВГИК он окончил в 1992-ом, а книга вышла в 2003-ем.
Рекламы не было, но «сарафанное радио» сделало своё дело, и тираж 20 тысяч экземпляров разошёлся очень быстро. Общий же тираж уже перевалил за пятьсот тысяч экземпляров. Произведение и сегодня пользуется немалой популярностью, оно переведено на французский и немецкий.
По книге снят фильм, многие театры поставили спектакли. Менее всего Автор доволен фильмом, так как, по его мнению, он очень далёк от настроения, переданного в книге.
Павел Санаев: Люди живут ложными воспоминаниями Недавно вышло новое подарочное издание, в котором появилось сорок иллюстраций и три не публиковавшихся ранее главы. Эти главы были изначально написаны Санаевым, но в книгу не вошли. После того, как появилась идея подарочного издания с иллюстрациями, он переработал эти главы и ввёл их отдельно в конце произведения.
Павел считает, что Ролан Антонович похвалил бы его за вышедшую книгу. Если бы в своё время он не заставил Павла прекратить заниматься видеокассетами, скорее всего, эта книга никогда бы не появилась.
Часто у Санаева спрашивают, всё ли в книге правда, так ли было в его детстве, как описано. Автор не раз повторял и повторяет вновь, что это всего лишь литературное произведение и забывать об этом не стоит. В книге, безусловно, присутствуют некоторые элементы автобиографии, но по большей части это вымысел автора.
Павел попробовал себя и в короткометражном кино. Дебют состоялся в Литве, получасовой фильм с названием «Каунасский Блюз» был снят для литовского телевидения.
Через год на экраны вышла кинолента «Последний Уик-Энд», ещё через два года – «Нулевой километр», а в 2009-ом появился нашумевший фильм «На игре». Эта работа вызвала много толков о том, считать её жестокой или нет. Уже в 2010-ом последовала вторая часть истории с названием «На игре 2».
Писатель Павел Санаев с женой
Санаев сожалел, что о роли в его жизни Быкова, о его мудром воспитании, в его произведении «Похороните меня за плинтусом» ничего не написано. Чтобы отдать Ролану Антоновичу своего рода долг, он написал «Хроники Раздолбая». Кто-то из читателей считает, что это продолжение первого романа, а кто-то – что это отдельное произведение. Автор убедительно попросил читателей это произведение не считать его автобиографией.
Первые звоночки
Вспоминая прочувствованную еще в детстве атмосферу театра, он решился попробовать на сцене и себя. Сначала пришел слушателем в тульский театр «Серп и молот», потом сам стал играть.
Поверив в себя, мальчик загорелся идеей поступать в театральный, однако родители, привыкшие к каторжной работе, идеи ребенка восприняли в штыки и даже поскандалили с ним, когда тот собирался в столицу. Однако он все равно уехал.
Санаев поступил на театральное отделение рабфака в Москве, потом был театральный техникум, жизнь впроголодь и постоянные подработки, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Но юноша строго следовал выбранной однажды дороге. После техникума он поступил в ГИТИС, и лишь после этого начал выходить на подмостки в театре Моссовета.
Карьера
В детстве Санаев снялся с Кристиной Орбакайте в фильме «Чучело» и мелодраме Родиона Нахапетова «Зонтик для новобрачных». Окончив в 1992 году ВГИК, молодой человек предпочел не продолжать актерскую карьеру, а заниматься тем, что приносило бы стабильный доход. Таким делом стали авторские переводы американских кинокартин, зачастую нелегальных.
Эта работа навела Павла на мысль о создании собственного кино. Фильм «Каунасский блюз» становится его дебютом в качестве режиссера и сценариста. В 2007 году вышла лента «Нулевой километр» о друзьях, которые переезжают из провинции в российскую столицу. В съемках поучаствовали Светлана Ходченкова, Александр Лымарев, Константин Крюков, Иван Жидков.
Прожившая непростую жизнь, познавшая смерть первенца и ужасы войны, Лидия Санаева отличалась характером сильным, склонным к деспотизму и домашнему насилию. Писатель не раз вспоминал, что чувствовал любовь бабушки, но проявления теплоты и заботы были похожи на ненависть. В этом и состоит фабула повести «Похороните меня за плинтусом»: человек многогранен, хочет дарить любовь близким, но под действием жизненных коллизий его характер сломлен, а благие намерения приобретают уродливые оттенки.
Все персонажи взяты писателем из реальной жизни, однако он настаивает на том, что не следует путать литературных героев с реальными людьми. Книгу напечатали в 2003 году, никакой специальной рекламной кампании не было, но она стала бестселлером. Сюжет перенесен на театральные подмостки, а в 2009-м осуществлена экранизация.
В произведении, переведенном на ряд европейских языков, не раскрыта роль Быкова. Желая исправить упущение, Санаев выпустил в 2013 году первую часть романа «Хроники раздолбая», воспринимаемую как продолжение повести. Сам автор ставит эту работу в отдельный ряд и не исключает, что и по ней снимет фильм.
Павел Санаев с дочерью В 2014-м Павел за 2 недели придумал сценарий для комедии «Полное превращение» о риелторе, которому в руки попадает некое устройство, помогающее менять личность. На первом фестивале, где фильм был представлен, он получил приз зрительских симпатий. Санаев к тому же впервые выступил продюсером. Снимать должны были фантастический триллер, но спонсоры в последний момент отказались выделить средства. Ему ничего не оставалось, как спасать ситуацию.
Боевики «На игре» и «На игре – 2. Новый уровень» поставлены режиссером по собственным сценариям, базирующимся на трудах Александра Чубарьяна. Здесь Павла интересует та грань экранного насилия, за которой зритель осознает, что герои переступили некую условную черту и перестали отличать живых людей от графических моделей в играх.
В 2021 году на официальном сайте писатель сообщил, что готовит «Хроники раздолбая – 2: Спор на балу Воланда». Это продолжение истории о человеке, раздираемом противоречиями, который пытается найти свое место в жизни, поймать удачу и выйти победителем из жизненных передряг.
Карьера
Еще в детстве Павел снялся в фильме «Чучело», режиссером которого стал отчим. Дебют принес юноше новые предложения, и до конца учебы Павел уже успел поучаствовать в 4 картинах. Окончив ВГИК в 1992 году в классе Александра Александрова, молодой человек предпочел не продолжать актерскую карьеру. Наступили 90-е годы, друзья Павла промышляли фарцовкой, зарабатывая большие деньги. В это время будущий писатель приобретает популярность, записывая авторские переводы зарубежных кинокартин, часто не выходивших в прокат на территории СНГ легально.
Павел Санаев в фильме «Чучело»
По собственным воспоминаниям Павла, вся работа в то время сводилась к мелкому видеопиратству с целью заработать денег и чувствовать себя на равных с друзьями, сменившими уже не один автомобиль, в условиях стремительно развивающейся рыночной экономики. Только авторитет отчима заставил молодого Павла Санаева прекратить это занятие. Вопреки попыткам бабушки очернить Ролана Антоновича, отношения Павла с мэтром советского кино складывались наилучшим образом
Для Павла было важно получить одобрение отчима, а заслужить подобную честь можно было, только завершив начатое дело. Ролан Быков уговорил Павла Санаева написать первую книгу
Павел Санаев на презентации книги «Хроники раздолбая»
Повесть «Похороните меня за плинтусом» напечатали в 2003 году, никакой специальной рекламной кампании не было, но книга стала бестселлером. Выпущено уже подарочное издание, которое переведено на несколько языков. Павел жалеет, что в этой книге не раскрыта роль отчима. Поэтому, желая исправить подобное упущение, Санаев выпускает в 2013 году первую часть романа «Хроники раздолбая», которую часто воспринимают как продолжение известной повести. Сам же автор ставит эту работу в отдельный ряд, не считая книгу автобиографической.
«Или вернусь собирать гармони, или научусь играть, как они»
Одним из первых спектаклей, увиденных Санаевым в Москве, был опять-таки мхатовский «У врат царства» с участием великого Качалова. Потрясенный, он говорил потом: «Только в этом театре я хочу служить, только таким должен быть настоящий актер. Или вернусь собирать гармони, или научусь играть, как они».
Статья по теме
История ГИТИСа в лицах
В ГИТИСе молодому актеру удивительно повезло. Курс вели два прославленных артиста — Тарханов и Плотников. Мастера очень разные, но оба — педагоги милостью Божьей. Михаил Тарханов — настоящий друг театральной молодежи. «Он для нас был школой жизненной правды в искусстве, — вспоминал Санаев. — Знал много секретов актерского мастерства, учил студентов, как обращаться со своим телом и окружающими предметами, как произносить слова на сцене таким образом, что, даже если говорить шепотом, тебя услышат и поймут на галерке». Иногда Всеволоду удавалось проводить Тарханова до дому, и тогда тот щедро делился со студентом своими мыслями об искусстве, профессии.
В год окончания Санаевым ГИТИСа МХАТ объявил конкурс для молодых актеров-мужчин. Всеволод прочитал перед комиссией отрывок из повести Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Из семисот претендентов Станиславский и Немирович-Данченко выбрали троих выпускников ГИТИСа, в том числе и Санаева. Произошло чудо! Театр, о котором он так мечтал, открывал ему свои двери. Сразу молодых в штат не брали — только «кандидатами», во вспомогательные составы. Труппа МХАТа тогда была настолько сильная, с таким количеством актеров с громкими именами, что пробиться в подобном коллективе было очень и очень не просто. Тем не менее Всеволод довольно быстро перешел в основной состав. В МХАТе была незыблемая традиция: на первом этаже одевались и гримировались «старики» — «золотой фонд» театра, а молодежи отводился четвертый этаж. Санаевский «спуск к славе» был стремительным: сыграв кроме эпизодов лишь роль Пикалова в «Любови Яровой» да Чепурина в пьесе Островского «Трудовой хлеб», он практически за один год спустился с четвертого этажа на первый!
Будучи на гастролях в Киеве, он встретил свою единственную любовь — Лиду, студентку филологического факультета. Стройная, румяная, со вздернутым носиком… Когда она шла по улице, не было ни одного человека, который бы не обернулся, потрясенный ее красотой. Труппа МХАТа выступала в Киеве всего месяц, этого времени ему как раз хватило, чтобы уговорить девушку выйти за него замуж и уехать в Москву. Ее родня бежала за поездом с криками: «Лидуся, одумайся! Вернись!» Может, тогда этот союз и мог кому-то показаться легкомысленным, однако молодые прожили вместе всю жизнь.
Статья по теме
Под крылом вождя. Как режиссёр Пырьев стал любимцем Сталина
В эти же первые театральные сезоны Санаев начал сниматься в кино. Не так давно по телевизору показывали «Любимую девушку» Ивана Пырьева — это одна из первых ролей Всеволода Санаева в кино. Поражает, как хорош собой был молодой Всеволод Санаев, какое красивое и одновременно мужественное лицо, какая копна черных кудрей! Фильмов тогда выпускалось мало, но их смотрела вся страна, поэтому даже незначительный эпизод делал актера известным. Но съемки в кино — очень ответственная и тяжелая работа! Санаев рассказывал, что работать с Пырьевым было нелегко. Однажды в павильоне очень долго выставляли свет, а молодые актеры тем временем, сидя за декорациями, травили анекдоты. Их смех вывел режиссера из себя. Он вскочил со своего кресла, дико закричал и погнался за актерами, размахивая палкой. Догнав их в коридоре, гневно сверкая глазами, Пырьев сказал, глядя на Санаева: «Ты еще сниматься будешь, а ты — никогда!» — пригвоздил он актера, игравшего приятеля главного героя. И действительно, больше своего коллегу Санаев на «Мосфильме» не видел. Помимо «Девушки с характером» Всеволод тогда снялся в «Волге-Волге» и «Сердцах четырех».
«Любимая девушка», 1940 г. Кадр из фильма
Павел Санаев сейчас
Автор популярных романов не уверен, что будет и дальше пополнять собственную библиографию, когда 2-я часть «Раздолбая» дойдет до читателя. Павел считает, что писательство, занятие для интровертов, не подходит ему по психотипу. Куда интереснее съёмочный процесс, где «необходимо организовывать связи, делать командное дело, разруливать и творческие моменты на площадке, и сложные социальные конфликты».
На гонорар от книги Санаев хотел бы снять фильм в жанре экшен или триллер. Вот с антиутопией «Послезавтра умирает вчера» сценаристу не повезло. Из запланированного бюджета в $ 6 млн Министерство культуры выделило половину, оставшуюся никто не проспонсировал.
Павел Санаев в 2019 году
Летом 2019-го на экспертном совете ведомства, по результатам которого принимается решение о софинансировании государством новых кинопроектов, Павел представил картину «Шоу перед Рождеством». В актерском ансамбле — Гоша Куценко, Анастасия Уколова, Иван Жвакин и Дмитрий Нагиев. Увы, съемочной группе придется обходиться собственными силами и искать деньги на стороне. Мистический рассказ о противостоянии сверхъестественных сил не получил господдержку и не попал в так называемый резерв.