Гоголь без центра. как кирилл серебренников уходил из основанного им театра и чем запомнится режиссер
Содержание:
Детство и юность
Кирилл Серебренников (это его настоящая фамилия) родился 7 сентября 1969 года в Ростове-на-Дону. Его мать Ирина Александровна Литвин работала преподавателем русского языка и литературы в школе, отец Семен Михайлович Серебренников — хирургом, он доцент кафедры урологии Ростовского медицинского института. По отцовской линии в венах режиссера течет еврейская кровь, а по маминой — украинская, поэтому сложно точно назвать национальность Кирилла.
Как написал Серебренников, он потомственный кинематографист, потому что его дед окончил ВГИК, хоть и был обычным украинским пастухом. Впоследствии Александр Иванович Литвин стал режиссером документальных фильмов киностудии «Молдова-фильм».
Кирилл посещал школу с физико-математическим уклоном, где был отличником, а в старших классах — комсомольским активистом. Первый спектакль Кирилл поставил на школьной сцене, семья полностью поддерживала его в начинаниях. Эксперимент удался — зрители аплодировали. Позднее молодой режиссер освоил текст пьесы Евгения Шварца «Тень», постановка по которой также вызвала интерес у одноклассников и учителей.
Кирилл Серебренников в молодости В 1987 году юноша отправился получать образование — поступать на режиссерский факультет в Москву. Но руководитель курса Анатолий Васильев отказал абитуриенту, потому что Серебренникову в то время было 17 лет. Тогда он поступил на физфак Ростовского государственного университета, учился легко и окончил вуз с красным дипломом.
В дальнейшем Кирилл выбрал театральную стезю. Озарения свыше не было, просто в университете он организовал студенческий театр, ставил спектакли как режиссер и понял, что получает удовольствие не от физики, а от творчества.
После вуза Кирилл решил профессионально заниматься режиссурой. Он начинал со студии «69», работавшей на энтузиазме создателей. Параллельно с театральными опытами работал в ростовских телекомпаниях, снимал видеоклипы, телеспектакли, рекламные ролики.
Стоит ли обвинять в чем-то Диму Билана, не пришедшего проститься с Александром Градским?
Из тех, кого принято считать медийными лицами, среди пришедших на прощание с Марком Рудинштейном были замечены только сатирик Аркадий Инин и режиссер Вадим Абдрашитов.
Кстати, подобная история произошла не только с Рудинштейном. Сатирик Виктор Коклюшкин не публиковал разоблачающих воспоминаний о пьянках и гулянках звезд, но из именитых коллег проститься с ним пришел только юморист Ефим Шифрин. Ну и звездный зять — ведущий Владимир Соловьев, конечно.
А ведь Коклюшкин работал на одной сцене с огромным количеством юмористов. В прессе писали, что Евгений Петросян якобы не мог простить ему критическое высказывание в адрес своей жены Татьяны Брухуновой. Получается, что эта неосторожная критика перечеркнула годы дружеского общения.
К сожалению, не так много людей попрощалось и с легендарной актрисой Ниной Руслановой. Из знаменитых гостей проводить актера и музыканта Петра Мамонова пришли только Павел Лунгин и Дмитрий Дюжев — режиссер и актер знаменитого фильма «Остров», показавшего зрителям большой драматический талант Петра Николаевича. Но зато с ним захотело проститься огромное количество любящих зрителей.
Наверное, в таких случаях легче осудить кого-то конкретного, и в то же время сделать это гораздо сложнее. Потому что у людей есть много разных причин не прийти на прощание: кто-то хочет запомнить дорогого человека живым, у другого действительно неотложные дела, третий вообще боится похоронных процессий и всего, что с ними связано.
Александр Градский, Дима Билан, Пелагея и Леонид Агутин в проекте «Голос». Фото: Первый канал
Много критики обрушилось на певца Диму Билана, не пришедшего попрощаться со своим мудрым коллегой по проекту «Голос» Александром Градским. И словно бы в ответ на претензии хейтеров артист опубликовал снимок, на котором он стоит рядом с захоронением Александра Борисовича. Хотя стоило ли кому-то что-то доказывать…
Когда говоришь о конкретном человеке, понять мотивы его поступка гораздо легче. Когда это явление обретает массовый характер, все намного сложнее… Конечно, неправильно измерять все категориями медийности, но, к сожалению, мы живем в такое «хайпующее» время. Время, когда человек нужен окружающим до тех пор, пока он выгоден, пока у него есть нужные связи. И, наверное, это правило действует даже после смерти.
Марк Рудинштейн. Фото: Борис Кудрявов/ «Экспресс-газета»
Но даже в такой период люди стремятся к чему-то важному, другим ценностям… Например, на прощании с режиссером Романом Виктюком было не так много знаменитостей. Хотя он дружил, наверное, практически со всеми представителями звездного бомонда
Но столько слов искренней любви от самых разных людей (в первую очередь от сотрудников основанного им театра), на моей памяти, наверное, не посвящалось никому больше.
И слова, посвященные Марку Рудинштейну и всем, о ком упоминалось в этом материале, тоже шли от самого сердца. Пусть и не медийных людей. Но тех, кто умеет видеть сердцем то, чего не дано другим.
Цитаты
«Мой идеал — это жизнь. Счастливая жизнь. Человеку должно быть хорошо, для этого надо работать. Никому не должно быть больно, никаких страданий, все должны быть влюблены и рады, хорошо обуты, одеты и вкусно накормлены. Война мне противна не только как дело противоестественное, противное жизни, но и тем, что все люди, которые в ней участвуют, несчастны. Все. Поэтому да, мой идеал — счастье. Искусство. Красота».
«Самое страшное — это если у тебя получится плохой фильм или спектакль, похожий на хороший. Страшно даже не то, что ты этого не поймешь. Страшно, что другим этого не видно».
«Все грустные мысли, которые есть по поводу мира и человека в нем, связаны с тем, что я людей как раз люблю, и мне хочется видеть их в другом качестве. А то качество, которое мы имеем сегодня, меня катастрофически не устраивает. Я очень хочу другого человека. Мне кажется, что это и есть главная задача искусства — помочь человеку измениться. Это трудно, но если стараться, то это возможно. Очень быстро его изменить в плохую сторону. И очень долго — в хорошую».
«Силами этих энтузиастов страна пытается стянуть распавшиеся связи. А это сделать невозможно: ты видишь какие-то черепки, прялки, предметы крестьянского быта, а потом выходишь на улицу, и перед тобой унылая, нищая реальность, не имеющая с той, что в музее, ну просто ничего общего».
«Культура — это привычка. Что до сих пор сохраняет Россию театральной державой при полном кризисе театра? Сила привычки. Привыкли, что театр — важная вещь: пусть мы даже в него не ходим, но он должен быть».
Уголовное дело
В 2017 г. против Кирилла Серебрянникова завели уголовное дело, в котором он обвинялся в растрате государственных средств в особо крупных размерах. В его квартире были проведены обыски, после чего правоохранители стали обыскивать и здание «Гоголь-центра».
Серебрянникова поместили под домашний арест. Данный инцидент вызвал большой резонанс в обществе. Многие российские и зарубежные артисты выступили в защиту Кирилла. Стоит заметить, что его сторонники расценивали возбужденное уголовное дело против него политически мотивированным.
Важно отметить, что Кирилл имеет либеральные политические взгляды. Он неоднократно публично критиковал российское правительство, обвиняя его в коррупции и других преступлениях
На протяжении последующих 2-х лет после ареста прошло немало судебных разбирательств.
В результате, летом 2020 г. Верховный суд РФ признал Серебренникова и его коллег виновными в хищении 129 млн рублей, выделенных Министерством культуры на проект «Платформа». Режиссер отказывался признавать себя виновным, называя все происходящее фарсом и беззаконием.
Тем не менее, Кирилл получил 3 года условного срока, наряду со штрафом в размере 800 000 рублей. Примечательно, что вскоре суд решил снять с него домашний арест, благодаря чему мужчина смог продолжить работу в «Гоголь-центре».
Любопытно, что ранее Роман Абрамович и Александр Мамут заявляли о своей готовности оказать материальную поддержку всем фигурантам этого дела. Осенью 2019 г. Серебренникову вручили премию «GQ» в категории «Человек года». Как и Юрий Дудь, во время вручения награды, он в очередной раз подверг критике власть России.
Начало карьеры
После окончания учебы Кирилл продолжил заниматься любимым делом и в течение следующих семи лет нарабатывал опыт в ростовских Академическом театре драмы им. М. Горького и Академическом театре юного зрителя. Самой первой стала постановка «Странные фантазии некой мисс Летиции Дуффе» в театре «Ангажемент» (1992). Кирилл Серебренников в передаче «Школа злословия» В 1995 году свет увидела постановка «Городок в табакерке» в ростовском ТЮЗе, которую очень быстро запретили из-за включенных в сюжет элементов садомазохизма. Во время действа на сцену должны были выбегать люди, одетые в костюмы молотков, и бить людей в костюмах колокольчиков под радостное пение последних. В действительности же «молоточки» стегали «колокольчиков» плетьми. Вышедшая в том же году на сцене АТД им. Горького постановка «Маленькие трагедии» была раскритикована в пух и прах местными театралами.
«Человек-подушка»
В это же время Серебренников делает первые попытки изучить мир телевидения. В 1991 году он начал сотрудничать с теле, после перешел в гостелерадио. И здесь оказался применим его талант: Кирилл снял музыкальный фильм, две документальных ленты, несколько десятков рекламных роликов и музыкальных видеоклипов, принял участие в создании многосерийных телепроектов. Реклама и музыкальные клипы только начинали появляться на экранах телевизоров, их создание было интересным и увлекательным процессом, однако когда подобная работа стала рутиной, Серебренников решил переехать в столицу и заняться большим кино, открыв новое для себя направление.
Кирилл Серебренников сейчас
Несмотря на то, что Серебренников долгое время находился под следствием, он продолжал работать в «Гоголь-центре», регулярно радуя поклонников новыми проектами. Единственное, что помешало ему в реализации некоторых планов — пандемия коронавируса, которая охватила весь мир в начале 2020 года. Мужчина даже успел выпустить новый фильм, получивший название «Петровы в гриппе».
Тем не менее Серебренников не отчаивался и даже на самоизоляции находил чем заняться. Режиссер составил список из 10 советов, как сидеть дома на карантине, и решил поделиться опытом с подписчиками.
А в феврале 2021-го стало известно, что Кирилл покидает пост художественного руководителя «Гоголь-центра»: истек срок его контракта. Новым худруком стал актер Алексей Агранович.
Кирилл Серебренников сейчас
Несмотря на то, что Серебренников долгое время находился под следствием, он продолжал работать в «Гоголь-центре», регулярно радуя поклонников новыми проектами. Единственное, что помешало ему в реализации некоторых планов — пандемия коронавируса, которая охватила весь мир в начале 2020 года. Мужчина даже успел выпустить новый фильм, получивший название «Петровы в гриппе».
Тем не менее Серебренников не отчаивался и даже на самоизоляции находил чем заняться. Режиссер составил список из 10 советов, как сидеть дома на карантине, и решил поделиться опытом с подписчиками.
А в феврале 2021-го стало известно, что Кирилл покидает пост художественного руководителя «Гоголь-центра»: истек срок его контракта. Новым худруком стал актер Алексей Агранович.
Уголовное дело
В 2017 году против режиссера было заведено уголовное дело, в котором его обвиняли в растрате государственных средств, выделенных на проекты «Седьмой студии». Об этом скандале стало известно в конце мая, когда начались обыски в квартире Серебренникова в Москве и в «Гоголь-центре». Сначала режиссер проходил по делу в качестве свидетеля, после задержания бухгалтера и ряда руководителей театра против Кирилла были выдвинуты обвинения в том, что именно он воровал деньги.
Режиссера поместили под домашний арест. За мэтра вступились коллеги, в том числе российские артисты Чулпан Хаматова, Владимир Урин, Евгений Миронов, Сергей Юрский и зарубежные актеры Кейт Бланшетт, Нина Хосс, Саймон Макберни, Софи Калле.
Без участия Серебренникова в «Большом театре» состоялась премьера спектакля «Нуреев», а в «Гоголь-центре» — «Маленьких трагедий» по Александру Пушкину. За последнюю Серебренников получил «Золотую маску». В феврале 2018 года режиссер понес большую утрату — в Ростове умерла его мама. Мужчина на время похорон был освобожден из-под стражи.
Трейлер фильма Кирилла Серебренникова «Измена»
Затем стало известно, что последняя картина режиссера «Лето» о жизни и творчестве Виктора Цоя попала в конкурсную программу Каннского фестиваля. Монтаж драмы он проводил, будучи уже под домашним арестом. Главные роли в фильме сыграли Тео Ю, Роман Билык, Ирина Старшенбаум.
Спектакль «Барокко», находясь дома, он выпустил в декабре 2018 года. А осенью представил первую постановку Мобильного художественного театра «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым», которая позволила поклонникам творчества прожить полтора часа жизнью режиссера, находящегося под домашним арестом.
За этот период прошел не один суд, назначались экспертизы по делу о хищении 133 млн руб., а выступления на заседаниях Серебренникова публиковались на сайте радио «Эхо Москвы». Выдвинутые против себя обвинения Кирилл называл фарсом, абсурдом и беззаконием.
Трейлер фильма Кирилла Серебренникова «Лето»
Хотя представители следствия утверждали, что Кирилл может скрыться от правоохранительных органов или оказывать давление на свидетелей, суд решил снять с него домашний арест и отказался брать с режиссера подписку о невыезде.
Как только домашний арест сняли, он вернулся в родной «Гоголь-центр» и сразу приступил к работе. Весной 2019 года в честь 70-летнего юбилея Аллы Пугачевой там состоялся торжественный вечер. Кроме именинницы, его почетными гостями стали Кристина Орбакайте, Кирилл Серебренников, Надежда Михалкова и многие другие.
В сентябре того же года Кирилл получил приглашение на вручение премии GQ, победив в номинации «Человек года». Как и Юрий Дудь, в момент вручения статуэтки он негативно высказался о действующей власти, за что был раскритикован ведущими новостей канала «Россия 24». Впрочем, комментаторы поддержали именно призеров, оставляя под видеороликом комментарии, что полностью согласны с высказавшимися.
В 2021 году стало известно, что Серебренников закрыл «Седьмую студию»: все доходы после уголовного дела прекратились.
Музыка
В 1974-м Леонид оказался в Москонцерте, где солировал в оркестре под управлением Александра Горбатых. Затем он попал в Росконцерт, пел в коллективе «Советская песня», в «Современнике», которым заведовал Анатолий Кролл, и в «Экспрессе», очутившись под крылом Александра Пульвера. В 1976-м подопечный Николая Анненкова победил на всесоюзном конкурсе эстрадной песни в Сочи, а в следующем году — на телевизионном смотре «С песней по жизни».
Актерский и музыкальный дар помогли Серебренникову покорить кинематограф. Он снялся в «Мелодиях из оперетт советских композиторов» и «Мелодиях одной оперетты», мелькнул в «Истории одного подзатыльника» и «Коней на переправе не меняют» и сыграл главную роль в «Это было за Нарвской заставой».
Только начав делать первые шаги на Мосфильме, артист получил предложение записать «Песню Волшебника» для «Обыкновенного чуда». Композиция родилась с третьего дубля, что напугало и самого исполнителя, а через пару недель ему доверили озвучивать и Трактирщика. Петь за Олега Янковского вокалисту посчастливилось и в драме «Шляпа», вышедшей в 1982-м.
Леонид Серебренников и Валентина Толкунова — «Диалог у новогодней елки»
Голос Серебренникова звучит в более чем 70 кинолентах и телеспектаклях, пополнивших творческую биографию. Среди них — «Мария, Мирабела», «Дульсинея Тобосская», «Люби меня, как я тебя», «Мелодия на два голоса», «Лекарство против страха», «Петербургские тайны».
Музыкант завоевывал популярность, выступая и с сольными программами, и в дуэте с Валентиной Толкуновой, Ларисой Долиной, Ириной Понаровской, Ксенией Георгиади, Екатериной Гусевой, Татьяной Абрамовой, Валерией Ланской, Кристиной Аглинц. Певец без труда справлялся с классическими произведениями и старинными русскими и городскими романсами, с лирикой военных лет, шлягерами бардов и иностранными синглами.
Личная жизнь
На 2-3-м курсе студент без памяти влюбился в девушку, внешне напоминавшую Мишель Мерсье. Таня приглянулась и его товарищу Жоре, который, поняв, что друг настроен серьезно, галантно уступил даму и даже поспособствовал их сближению. Парни пригласили ее к себе домой, где устроили «прослушивание», как в фильме «Приходите завтра…», что должно было помочь при поступлении в «Щепку».
Экзамены абитуриентка благополучно провалила, позднее став студенткой эстрадно-циркового училища, но, несмотря на инцидент, на 4-м курсе вышла замуж за Леонида. После свадьбы молодожены поселились у матери Серебренникова, по каким-то внутренним причинам не принимавшей выбор наследника.
Леонид Серебренников с женой, сыном Владимиром Серебренниковым и невесткой (кадр из программы «Пока все дома»)
Недопонимание между супругами усиливала профессиональная зависть со стороны Татьяны. Чтобы реализоваться в карьере, она стала часто пропадать на репетициях, отдаляться от мужа, тяжело переживавшего происходящее, и даже сделала аборт.
Мужчина не отговорил вторую половинку от страшного шага, во-первых, потому что понимал, что семьи как таковой нет, а во-вторых, до конца не обладал уверенностью, что ребенок от него — ходили слухи о многочисленных романах избранницы. Через 10 лет непростого брака пара распалась.
К поискам второй жены актер и певец подошел тщательно, решив, что она должна быть из мира искусства и иметь отношение к телевидению или радио, но при этом не артистка. И такая нашлась — на съемках «Утренней почты».
Валентина, на тот момент также переживавшая развод спустя десятилетие совместной жизни, работала художником по свету и считалась первой красавицей ЦТ. Влюбленные сразу съехались и еще до похода в загс узнали, что скоро станут родителями. Сын Владимир (рост 52 см при весе 3750 г) появился на свет в 1982-м.
Цитаты
«Мой идеал — это жизнь. Счастливая жизнь. Человеку должно быть хорошо, для этого надо работать. Никому не должно быть больно, никаких страданий, все должны быть влюблены и рады, хорошо обуты, одеты и вкусно накормлены. Война мне противна не только как дело противоестественное, противное жизни, но и тем, что все люди, которые в ней участвуют, несчастны. Все. Поэтому да, мой идеал — счастье. Искусство. Красота».
«Самое страшное — это если у тебя получится плохой фильм или спектакль, похожий на хороший. Страшно даже не то, что ты этого не поймешь. Страшно, что другим этого не видно».
«Все грустные мысли, которые есть по поводу мира и человека в нем, связаны с тем, что я людей как раз люблю, и мне хочется видеть их в другом качестве. А то качество, которое мы имеем сегодня, меня катастрофически не устраивает. Я очень хочу другого человека. Мне кажется, что это и есть главная задача искусства — помочь человеку измениться. Это трудно, но если стараться, то это возможно. Очень быстро его изменить в плохую сторону. И очень долго — в хорошую».
«Силами этих энтузиастов страна пытается стянуть распавшиеся связи. А это сделать невозможно: ты видишь какие-то черепки, прялки, предметы крестьянского быта, а потом выходишь на улицу, и перед тобой унылая, нищая реальность, не имеющая с той, что в музее, ну просто ничего общего».
«Культура — это привычка. Что до сих пор сохраняет Россию театральной державой при полном кризисе театра? Сила привычки. Привыкли, что театр — важная вещь: пусть мы даже в него не ходим, но он должен быть».
Ранние годы
Будущий режиссер театра и кино появился на свет в семье врача-уролога Семена Михайловича Серебренникова, еврея по происхождению, и учительницы русского языка и литературы Ирины Александровны Литвин, украинки по национальности.
Режиссерские гены Кириллу достались от дедушки по матери. Александр Иванович Литвин на протяжении 20 лет снимал на студии «Молдова-фильм» документальные и научно-популярные фильмы и даже получил почетное звание заслуженного работника культуры Молдавской ССР.
Театром Серебренников увлекся еще в школьные годы. Тогда же он поставил свой первый спектакль, он был про Фридриха Энгельса. Однако после школы юноша пошел не в театральный вуз, а на физфак Ростовского государственного университета, что неудивительно, так как мальчик учился в физмат-школе.
Интересные факты
Кирилл Серебренников уже много лет является вегетарианцем. Мясо он категорически не употребляет. Ему жалко животных, которых пускают на убой. А вот от рыбы режиссер так и не смог отказаться. Он уверен, что без нее его голова работала бы не так хорошо.
Свободное время режиссер посвящает йоге. Она помогает ему успокоить нервы и обрести душевное равновесие.
Серебренникова можно назвать настоящим шопоголиком. В Москве и зарубежных поездках он покупает большое количество одежды. При этом Кирилл совершенно не помешан на брендах. У него в гардеробе можно найти простые и дешевые вещи.
У известного режиссера существует странная привычка – надевать разные носки. К примеру, один из них может быть зеленым, а другой – красным.
Детство и юность
2 октября 1947 года в Москве у Федора Дмитриевича Шохина и Нины Леонидовны Серебренниковой родился младший сын Леня. Взрослые, обладавшие хорошими голосами и любившие петь, профессионального отношения к искусству не имели.
Леонид Серебренников в детстве
Отец, ветеран Великой Отечественной войны, был замдиректора по хозяйственной части в горном институте. Мать, с детства мечтавшая стать балериной и имевшая способности к рисованию, окончив тот же вуз, сначала трудилась инженером-маркшейдером, затем — секретарем ученого совета в Институте горного дела Академии наук СССР имени Александра Скочинского. Старший брат Владимир стал диктором на Центральном телевидении.
Мальчик с ранних лет ни о чем другом, как о сцене, и думать не мог, поэтому, выпустившись из школы, штурмовал театральные учебные заведения. На вступительных экзаменах абитуриент читал монологи Аркадия Райкина, хотя требовались басня, стихотворение и проза, за что и получал неизменный отказ.
После первой неудачи юноша уехал в Иркутск, где учился и работал токарем и чертежником, через год вернулся назад, но снова провалился. Настоящим ударом для Леонида оказался вердикт Тамары Макаровой, пойманной молодым человеком в коридоре ВГИКа.
Супруга Сергея Герасимова сказала, что карьере артиста помешают его низкие брови и дырка между зубов. Будущий знаменитый исполнитель, чтобы избавиться от дефекта, связал зубы шелковой нитью и ходил так 12 месяцев, что и покорило на 3-м туре в Щепкинском училище Николая Анненкова, взявшего настойчивого парня на свой курс.
Леонид Серебренников в молодости
В «Щепке» сразу два наставника указали студенту на вокальные данные: мастер курса, когда второкурсник репетировал отрывок из пьесы «Коллеги», и Марина Никольская, которой тот признался, что «занимается с зарубежными преподавателями», то есть по музыкальным пластинкам.
Уже на 4-м курсе однофамилец основателя «Гоголь-центра» стал частью Люберецкого эстрадного оркестра и выступал на танцах. Справившись с дипломными спектаклями «На дне» и «Таланты и поклонники», он поступил на службу в люберецкий ДК как режиссер-педагог народного театра «Факел». В армии, забросившей солдата в Арктику, москвич создал гарнизонный ВИА и солировал в нем.