Анатолий солоницын: фильмы, биография актера

Достижения

Анатолий Солоницын прошёл тернистый путь и не раз жертвовал здоровьем ради создания правдивых образов на сцене и на экране. Несмотря на все трудности и препятствия, артист пробился к вершинам актерской профессии и вписал свое имя в историю отечественного и мирового кино.

За свою недолгую жизнь Анатолий Алексеевич успел сыграть более сотни ролей на театральных подмостках и около 50 ролей в кино, прославился в СССР и за рубежом, получил престижные премии международных кинофестивалей. Студенты театральных ВУЗов по сей день изучают работы Солоницына, как образец актерского мастерства.

Карьера

Окончив учёбу в студии в 1960 году, Солоницына приняли в штат Свердловского театра драмы. Здесь он переиграл множество ролей, но в основном это были небольшие роли второго плана.

Анатолий Солоницын с 1960-1972 год часто менял театры. С 1960-1966 год был актером Сверловского театра драмы.

В 1966-1967 годах актёром Театра драмы имени Горького (БССР).

В 1967-1968 годах — актёр Одесской киностудии (по договору).

В 1968-1970 годах — актёр Новосибирского театра драмы «Красный факел».

В 1970-1971 годах — актёр Русского драматического театра в Таллинне.

В 1971-1972 годах — актёр Киностудии имени Горького.

В 1972 году — актёр Киностудии «Ленфильм».

В 1972-1976 годах — актёр Театра имени Ленсовета. 

 В театре Анатолий Алексеевич сыграл более сотни ролей.

Дебют Анатолия в кино в главной роли произошел еще Свердловской киностудии в первой картине Глеба Панфилова «Дело Курта Клаузевица» в 1963 году.

Широкая известность пришла Анатолию Солоницыну после роли Андрея Рублёва в одноимённом фильме «Андрей Рублёв» Андрея Тарковского в 1966 году.

В 1966 году к нему поступило сразу два предложения от кинорежиссёров: Глеб Панфилов утвердил его на роль комиссара Евстрюкова в фильме «В огне брода нет», а Лев Голуб — на роль командира продотряда в «Анютиной дороге». Он снимался у Алексея Германа в «Проверке на дорогах», Сергея Герасимова в «Любить человека», Никиты Михалкова в «Своем среди чужих», Ларисы Шепитько в «Восхождении» и многих других. В 1969 году режиссёр Владимир Шамшурин пригласил актёра на роль казака Игната Крамскова в фильме «В лазоревой степи».

В 1972 году на экраны вышел «Солярис», где Солоницын сыграл роль доктора Сарториуса. В следующей картине Тарковского, «Зеркало», Солоницын сыграл специально придуманную для него эпизодическую роль прохожего. Безусловным успехом актёра стала роль Писателя в фильме «Сталкер» 1979 года по мотивам повести А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине».

В 1980 году актер сыграл Достоевского в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» и за эту роль получил приз Берлинского кинофестиваля.

В 1981 году А. Солоницыну было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР. В том же году состоялась одна из последних значительных работ Солоницына в кино — в фильме В. Абдрашитова «Остановился поезд» он сыграл журналиста Малинина.

За 47 лет, которые отпустила Анатолию Солоницыну судьба, он успел сняться в 46 фильмах.

«Профнепригоден»

Идея этого материала возникла, когда мы встретились с дочерью актёра – Ларисой Солоницыной. Сейчас она директор Государственного музея кино, всю жизнь живёт в Москве, но родилась в Свердловске. Беседовать мы планировали на совсем другую тему, но невольно разговор вышел на воспоминания о её отце.

Мы решили по крупицам собрать эту мозаику и рассказать, что значил Урал в судьбе Анатолия Солоницына.

– Судьбоносность Свердловска исключить из жизни нашей семьи никак нельзя, – рассказывает Лариса Солоницына. – Бабушка с дедом переехали сюда во время эвакуации, но, когда война закончилась, поняли, что в этом городе им хорошо, и остались. Именно здесь папа и познакомился с моей мамой – Ларисой. Она ходила в театральный кружок при Свердловском драмтеатре, который вёл Анатолий Солоницын.

Анатолий Солоницын с маленькой дочкой Ларисой. Фото из архива Л.Солоницыной 

Ходят легенды о том, как Анатолий Солоницын не смог поступить в ГИТИС четыре раза, а потом вдруг принял решение приехать в Свердловск. Когда распутываешь клубок жизненных перипетий актёра, понимаешь, что его судьба была интереснее всех слухов и легенд.

– Папа вообще не поступил ни в один крупный столичный вуз, – вспоминает Лариса. – Ему везде говорили, что он абсолютно профнепригоден. Что было не так? У него была очень своеобразная внешность – не актёрская в традиционном понимании. Недостаточно хорошая дикция. Но он был невероятно увлечённым и целеустремлённым человеком. И несмотря ни на что, своего добивался.

После третьего провала в ГИТИСе телеграммой в Свердловск его вызвал брат – Алексей Солоницын, который учился здесь на факультете журналистики. Вот что Алексей писал в своих воспоминаниях о том периоде жизни знаменитого брата:

«Тогда при Свердловском драмтеатре открывалась студия, – вспоминает Алексей. – Там были актёры, о которых уже при жизни ходили легенды – Борис Ильин, Константин Максимов. Но и здесь после третьего тура конкурса комиссия сомневалась, брать Толю или нет. Но всё же приняли. Он учился не только в театре. Всё свободное время он был или с нами, студентами журфака, или с консерваторскими – они дружили курсами. Он оказался в среде, где жили и бредили литературой, театром, музыкой… Всё это оказало на него большое влияние».

Семья Солоницыных. На заднем плане слева молодой Анатолий, а справа его брат – Алексей. Фото из архива Л.Солоницыной 

А затем Анатолия Солоницына как лучшего ученика студии взяли в театр. Так сбылась его мечта – он стал профессиональным актёром. Его стали вводить на эпизодические роли во многие спектакли – от комедийных – Четверга в «Белоснежке» – до партийных героев. Но главных, знаковых ролей всё не было, и он начал угасать. Тогда учителя Солоницына по студии дали ему роль Ивана Петровича в «Униженных и оскорблённых» по Достоевскому. В этой постановке он показал себя как блистательный психологический актёр, каким мы увидим его у Тарковского.

Путь к мечте

Родным городом матери был Саратов. Именно там семья осела по окончании войны. Юноша поступил в техникум, где получил рабочую специальность, начав трудиться на заводе слесарем-инструментальщиком. Отца перевели во Фрунзе, и в Киргизии Анатолий решил продолжить школьное образование. В девятом классе он активно участвовал в самодеятельности, читая со сцены стихи и развлекая сверстников куплетами. К нему пришёл настоящий успех, ибо из различных учреждений города посыпались приглашения с просьбой о выступлении.

Анатолий Солоницын, фото которого представлено в статье, отправился покорять Москву. Трижды он пытался штурмовать ГИТИС, но срезался на третьем туре. На совести членов экзаменационной комиссии останется тот факт, что они не смогли разглядеть в скромном, даже застенчивом юноше с глубоко запавшими глазами и печатью страдания на лице, будущую «звезду» отечественного кинематографа. После третьей неудачи будущий актёр отправился в студию Свердловского драмтеатра, открывшуюся накануне. По её окончании был принят в штат театра, исполняя на сцене свои первые роли.

Краткая биография

  • В 1955 г. подал документы в ГИТИС и даже прошел два тура вступительных испытаний, однако провалил последний экзамен. Юноша не опустил руки и попробовал поступить через год, однако вновь не смог одолеть третий тур.
  • В 1957 г. снова «штурмовал» экзаменационную комиссию ГИТИСа, но в очередной раз получил отказ. Анатолий оставил мечту о столичном ВУЗе и поехал в Свердловск, где с первой попытки поступил в студию при драматическом театре.
  • В 1960 г. успешно окончил театральную студию и влился в труппу Свердловского драмтеатра. Молодой актёр сыграл во многих постановках, в основном ему доставались роли второго плана.
  • В 60-е гг. часто менял место жительства и работу, переезжал из города в город, из республики в республику. За 12 лет артист успел потрудиться в театрах Свердловска, Новосибирска, Таллина и Минска, а также сняться во многих кинокартинах.
  • В 1963 г. дебютировал в кино, сыграв главную роль в фильме «Дело Курта Клаузевица».
  • В 1964 г. режиссер Андрей Тарковский приступил к работе над исторической драмой «Андрей Рублёв». Сценарий будущей киноленты опубликовали в журнале «Искусство кино». Узнав о предстоящих съёмках, актер загорелся желанием сыграть иконописца, взял отпуск в театре, приехал в столицу и сразу же отправился на пробы. Режиссер утвердил артиста, несмотря на протесты художественных советов, которые не хотели брать на главную роль малоизвестного провинциального актера. Историки поддержали выбор Тарковского. Картина была готова в 1966 г, но из-за цензуры увидела свет значительно позже. В дальнейшем режиссёр приглашал Анатолия во все свои фильмы и порой даже придумывал роли специального под актёра.

В фильме «Андрей Рублёв» (1964)

  • В 1967 г. вышли сразу две киноленты с участием артиста: «В огне брода нет» и «Анютина дорога».
  • В 1968 г. сыграл главную роль в военном фильме «Один шанс из тысячи».
  • В 1969 г. был приглашен на роль казака в картину «В лазоревой степи». Во время съёмок актёр тяжело простудился и заболел пневмонией. Анатолий не успел восстановиться и был вынужден продолжать работать не долечившись. Это решение сыграло роковую роль в судьбе артиста.
  • В 1971 г. появился в военной драме «Проверка на дорогах».
  • В 1972 г. был принят в штат Ленинградского театра им. Ленсовета.
  • В том же году снялся сразу в пяти кинофильмах. Самой значимой работой стало участие в легендарной картине Тарковского «Солярис».

В фильме «Солярис» (1972)

  • В 1974 г. на экраны страны вышли шесть фильмов с участием Солоницына, в том числе «Зеркало» Тарковского-младшего и «Свой среди чужих, чужой среди своих» Н. Михалкова.
  • В 1975-1977 гг. много снимался в кино, чаще всего артисту доставались роли второго плана, как правило, это были роли следователей.
  • В 1976 г. режиссёр Андрей Тарковский пригласил Анатолия сыграть главную роль в своей новой постановке Гамлет. Актёр согласился, покинул театр им. Ленсовета и перешел в московский театр Ленком.
  • В 1977 г. состоялась премьера «Гамлета», однако вскоре постановку закрыли, для артиста не нашлось других ролей, и он переключился на кинематограф. С тех пор актёр больше никогда не выступал на театральной сцене.
  • В 1979 г. снялся ещё в одном фильме Андрея Тарковского, который позже получил признание во всем мире. Артист воплотил образ Сарториуса в фантастической киноленте «Сталкер».
  • В 1980 г. сыграл главную роль в картине «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского».
  • В 1981 г. получил звание Заслуженного артиста РСФСР и завоевал «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале.
  • В том же году получил травму на съёмках фильма «Остановился поезд»: артист упал с коня и был доставлен в больницу с ушибом грудной клетки. Врачи обследовали знаменитость и обнаружили у него рак легких. Актеру сделали операцию по удалению части пораженного органа, но так и не сообщили пациенту о страшной болезни.
  • В 1982 г. Анатолию стало плохо во время съёмок в Белоруссии. Его в срочном порядке перевезли в Москву, где специалисты поставили артисту неутешительный диагноз – метастазы в позвоночнике.
  • 11 июня актера не стало. Солоницын скончался у себя дома. Через несколько дней артиста похоронили на Ваганьковском кладбище.

В фильме «Остановился поезд» (1982)

Непростая личная жизнь

Анатолий Алексеевич Солоницын не представлял свою жизнь без семьи и всегда мечтал о ней. Понравившейся женщине предлагал руку и сердце. В Свердловске познакомился с девушкой достаточно легкого поведения. Решив вытащить ее из такой жизни, предложил выйти за него замуж. Она согласилась, однако этот романтический брак долгим не оказался.

Второй брак продлился 15 лет. Женой Анатолия стала студентка Свердловского техникума. Они случайно столкнулись на улице. Девушка была расстроена из-за неудачно закончившегося любовного романа. Солоницын пригласил ее на вечернее выступление, где читал стихи.

Слева: Анатолий Солоницын с дочерью Ларисой (окончила ВГИК). Справа: Анатолий Солоницын с третьей женой Светланой и сыном Алешей (работал следователем, администратором на «Мосфильме»)

В 1968 году в семье родилась дочь Лариса. Артист был в постоянном творческом поиске. За 1960-1972 годы сменил несколько театров. Работал в Минске, Таллине, Ленинграде, Новосибирске. Общение с семьей было достаточно редким. Встречи раз-два в месяц отрицательно сказывались на отношениях.

Пока актер работал в Новосибирске, жена и маленькая дочь жили в Свердловске. Вскоре ему удалось получить квартиру и перевезти семью. Он обожал свою маленькую дочь. Относился к ней очень нежно и внимательно, выполняя все ее прихоти.

Бытовые проблемы, недостаток денежных средств его угнетало и нервировало. Солоницын очень любил жену и дочь. Но бытовые передряги привели к разрыву семейных отношений.

Александр Кайдановский (слева), Андрей Тарковский и Анатолий Солоницын на съемках фильма «Сталкер», 1979 год

Третья супруга артиста по профессии гример. Знакомство состоялось во время работы над фильмом «Сталкер». В этом браке родился сын Алёша. Анатолий Алексеевич покупает в Москве кооперативную квартиру, влезая в крупные долги, которые не смог выплатить до самой смерти.

Тарковский в жизни артиста

Лучшие работы Тарковского, в которых снимался Солоницын, вошли в Золотой фонд мировой киноиндустрии:

  • «Солярис» (1972) – фантастическая драма по одноимённому произведению Станислава Лема, где актёр выступил в образе учёного Сарториуса.
  • «Зеркало» (1974) – автобиографический фильм-размышление, в котором роль Доктора была специально введена для Солоницына.
  • «Сталкер» (1979) – фантастическая притча по «Пикнику на обочине» братьев Стругацких. Роль Писателя.

Тарковский мечтал о своём театре. В 70-е он поставил с труппой М. Захарова «Гамлета», где сыграл его любимый актёр. Анатолий Солоницын, биография которого описана братом Алексеем («Повесть о старшем брате»), последовал за мэтром. Однако спектакль не стал явлением театрального искусства. Режиссёр был кинематографистом и мыслил кадром, что несколько мешало на сцене. В 1980-м он покинул Россию, выехав на съёмки «Ностальгии» в Италию. Сценарий писался под Солоницына, но тот уже был серьёзно болен, и в картине снялся О. Янковский. Это окончательно подкосило актёра, через год ушедшего из жизни.

Уход талантливого актера

Зимой 1981 года во время съемок у актера появились сильные боли в груди. Его срочно оперировали, но диагноз, рак легких, не давал никаких шансов.

Служитель Мельпомены еще успел сыграть к картине Вадима Абдрашитова «Остановился поезд». Во время съемок за его здоровьем постоянно следил врач. Актер очень мужественно переносил свою болезнь.

Один из последних фильмов, в котором снялся Анатолий Солоницын, была картина белорусской студии «Раскиданное гнездо». Талантливый актер сыграл роль странника. Съемки проходили в Минске, и после них Анатолий сразу попал в больницу.

Боли были очень сильные, но он стойко держался. Его навестил Тарковский, который собирался снимать в Италии фильм «Ностальгия». Главная роль предназначалась Солоницыну, но одаренному актеру не суждено было ее сыграть. Ушел из жизни в 47 лет…

Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.

Судьбоносная встреча с Андреем Тарковским

Историю его участия в фильме А. Тарковского «Андрей Рублев» можно рассказывать, как легенду. Приехав в Москву из провинции, актер сам предложил себя на главную роль. Удивительно, что специалисты по древнерусскому искусству выбрали среди кандидатов на роль Рублева именно Солоницына. Хотя какая была внешность великого иконописца, не знает никто.

Слева: Анатолий Солоницын и Андрей Тарковский. Справа: Анатолий Солоницын в фильме «Андрей Рублёв»

Над ролью Анатолий работал в страшном напряжении. Боялся, что Тарковский откажется от работы с ним. В итоге, договорились, что начнут съемки с последнего эпизода с колоколом. В ней, давший обет молчания иконописец, заговорил впервые за несколько лет.

Эта сцена обозначит профпригодность актера. Неукротимая жажда сняться в этом фильме привела к тому, что три недели перед съемками он молчал, объясняясь со съемочной группой только жестами. За несколько дней до съемок стягивал горло шарфом, чтобы голос стал хриплым. Фильм был высоко оценен.

Увидев такую самоотверженность, Тарковский понял, что нашел артиста, который ему нужен. Во всех последующих кинолентах режиссера ему предлагались роли.

«…Слушайся сердца»

Из беседы с братом Алексеем Солоницыным, 1964 год:

– Я хорошо помню, как однажды проснулся глубокой ночью. Какое-то беспокойство владело мной. Я встал, вскипятил чай, курил. С большим трудом дождался рассвета. Побрился, пошёл в булочную. А когда возвращался, в подъезде столкнулся с почтальоном. Она вручила мне телеграмму. Я прочёл, что вызывают на съёмки в Москву.

Из письма к жене, Ларисе Солоницыной, сентябрь 1964 года, Запорожье:

– Быть может, я просто нервнобольной человек, а может быть, хочу истинной, необыкновенной, донкихотской жизни? И разве Дон Кихота не считали сумасшедшим? И не является ли сумасшествием требовать от себя и от других чистоты мыслей и поступков в наш – двадцатый — век? Когда всё кругом перемешалось – благородные идеи с развратом и грязью человеческих взаимоотношений. Люди стали оправдывать друг друга, а потом сами себя.

Из личного дневника, уже после съёмок «Андрея Рублёва», май 1966 года:

– Богема. Прикиношная, притеатральная публика. Самовлюбленные эгоисты, сами ничего не значащие и не делающие, боящиеся затеряться в этом мире. Плюхаются в это болото, в этот разговорный водопад, и – их несёт, несёт быстро и стремительно – вниз. Болезнь эта порождает низкие желания и хотения, зависть, ненависть, она лишает человека чувства достоинства, чувства ответственности – прежде всего перед самим собой.

…Я не предаю идеалов юности. Стремлюсь к одному – заставить себя жить ими, как бы романтичны они ни были, как бы несовременно они ни звучали. Юность – единственная болезнь, которой я хотел бы болеть всю жизнь. Я мало изменился. Это моё достоинство – может быть, единственное…

Из писем к жене, Ларисе Солоницыной, ноябрь 1966 года, Минск:

– Человеческие взаимоотношения – самая сложная, удивительная, безграничная область. Понять её до конца – невозможно. Примитивные отношения понимаются почти всеми, сложные – только единицами. Примитивные – это лесенки и ступеньки – поднимаются, спускаются, бегают. Сложные – это узенькая дорожка, по которой, идя навстречу друг другу, не разойтись.

…А жизнь ведь проста. Она, правда, не всегда сахар, но простоту жизни надо понимать сердцем, а не головой. Сердце никогда не усложняет жизни. Сердце у человека одно, а извилин в голове – миллиарды. Голова рождает сложности. Слушайся своего сердца.

Из личного дневника, апрель 1982 года:

Надежность – это то качество, которое я стал более всего ценить в людях

У человека должна быть определённость, мне важно знать, какой позиции он держится…. И ещё… Если всё большее количество людей будет утверждать нравственный идеал, Земля будет более и более прекрасной

Это так важно…

И ещё… Если всё большее количество людей будет утверждать нравственный идеал, Земля будет более и более прекрасной

Это так важно…

Кадр из фильма «Андрей Рублёв». Режиссёр А. Тарковский

Детство и юность

Отто, или Анатолий, Солоницын появился на свет в августе 1934 года и жил в Богородске Нижегородской области в известной с древних времен семье. Его предок Захар-летописец, известный с середины XIX века, создавал тексты литературных преданий и сказаний о старине.

Отец Алексей работал журналистом в местном ежедневнике «Горьковская правда», освещавшем в то время спасение челюскинцев, которым руководил Отто Шмидт. Автор статей назвал сына в честь этого храброго исследователя, но не знал, что после войны с Германией имя приобретет другой колорит.

В момент переезда семьи будущего актера на берега Волги, в город Саратов, мальчик стал Анатолием Солоницыным, учеником 1-го класса одной из школ. В то время главными детскими увлечениями были советские художественные фильмы, произведения русских классиков и игра в хоккей и футбол.

Актер Анатолий Солоницын

Толик считался физически развитым, образованным, привлекательным парнем, перед которым открылось будущее в любой из известных профессиональных сфер. Он выбрал строительное училище и стал слесарем-инструментальщиком, решив, что это самая престижная из доступных рабочих карьер.

Пару месяцев Солоницын трудился на одном из саратовских предприятий, а потом отца отправили в Киргизию, и жена с сыном поехали с ним. В городе Фрунзе, ныне Бишкеке, парень увлекся художественной самодеятельностью и вскоре присоединился к любительскому коллективу из молодых женщин и мужчин.

Анатолий декламировал стихотворения и исполнял комические куплеты, и вскоре окружающим стало понятно, что в дальнейшем его ждет успех. Но решение поступать на актерское отделение московского института театрального искусства вызвало неодобрение окружающих, беззлобные шутки и дружеский смех.

Солоницыну не удалось стать студентом ГИТИСа ни с первой, ни со второй попытки, и он отправился искать счастье в Свердловск. В недавно открывшейся художественной студии способности Солоницына оценили, и среди молодых преподавателей нашлись верные друзья.

В 1960 году талантливый парень вышел на сцену и в местном театре драмы и комедии сыграл пару десятков ролей. Потом он работал в творческих коллективах советских социалистических республик, появляясь в оригинальных постановках творчески одаренных людей.

В течение четырех лет судьба актера была связана с Театром им. Ленсовета, где режиссер Арсений Сагальчик представил немало интересных пьес. Потом сценарист Андрей Тарковский пригласил юношу в спектакль «Гамлет», и трагический образ принца Датского вызвал общественный интерес.

В интервью журналистам Анатолий Алексеевич говорил, что был недоволен ролью, которая отняла много эмоций, моральных и физических сил. Он радовался, что в конце 60-х ушел из театра в кинематограф и нашел того зрителя, который его ценил и любил.

Семья

Актёр, выбравший для себя служение профессии, был женат трижды. Первый брак продержался лишь несколько месяцев. В Свердловске он сделал предложение молоденькой гримёрше, не отличающейся целомудрием. Пример Сони Мармеладовой не сработал, и пара рассталась.

Второй брак просуществовал 15 лет. Ему предшествовало длительное ухаживание. Лариса была моложе на 11 лет, и посещала театральный кружок, где преподавал Анатолий Солоницын. Фильмы и роли звали актёра в различные уголки страны, а рождение дочери в 1968-м заставило жену осесть на определённое время в Москве, где она поступила в МГУ.

Их отношения можно проследить по переписке. Находясь в экспедициях, актёр писал письма на нескольких страницах, что говорит о душевном родстве. Семья переехала в Петербург, где Лариса стала работать в театре заведующей литературной частью. Полугодовые отлучки и ревность сделали своё дело. Солоницын уехал в Москву играть Гамлета и больше в семью не вернулся. Лариса ненадолго пережила бывшего мужа, оставив несовершеннолетнюю дочь.

Третий брак оказался самым счастливым, хоть и недолгим. Светлана работала гримёром на картине «Сталкер». Ей удалось окружить мужа заботой и создать необходимый уют. Супруги жили в небольшой коммунальной комнатке в Люберцах, но не роптали. Вскоре родился сын Алексей, который, к сожалению, почти не помнит отца. Дети Солоницына связаны с кино, хотя сын первоначально получил юридическое образование.

Личная жизнь

В молодости и зрелости личная жизнь у Анатолия Солоницына не сложилась, и он не был по-настоящему счастлив с женами из творческих кругов. Сначала произошел развод с Людмилой, работавшей гримером Свердловской киностудии, из-за постоянных отъездов актера и отсутствия общих детей.

Со второй супругой, профессиональной артисткой, мужчина прожил десятилетие, и у них родилась дочь Лариса, ставшая директором музея кино. Со временем семейные отношения накалились, и творческие люди решили расстаться, поняв, что продолжать жить вместе будет тяжело.

Алексей Солоницын, сын Анатолия Солоницына

В течение ряда лет актер довольствовался мимолетными несерьезными романами, а потом повстречал молодую женщину, скрасившую череду монотонных дней. В третьем браке с женой Светланой появился сын Алексей Солоницын, который снялся у Маргариты Тереховой и устроился в кинокомпанию «Коктебель».

На протяжении жизни Анатолий поддерживал связь с единокровным младшим братом, который после смерти именитого родственника снял документальный фильм «Острова». В нем рассказывалось о семье актера и его творческой карьере, которую, по мнению многих, продвигала судьба.

Смерть

В начале 1980-х годов Солоницын участвовал в ряде съемок и, однажды получив незначительную травму, прибег к помощи профессиональных врачей. У актера обнаружили онкологическое заболевание, при котором, по прогнозам, можно было жить и работать в течение месяца и нескольких дней.

Могила Анатолия Солоницына

На фотографиях Анатолий выглядел здоровым, поэтому поклонники ничего не подозревали и радовались фильмам «Остановился поезд» и «Раскиданное гнездо». Смерть по причине рака легкого в июне 1982 года сделала роль репортера Игоря Малинина последней работой актера в кино.

Общество скорбело об утрате, поэтому на могиле на Ваганьковском кладбище у статуи женщины в монашеской рясе всегда лежали букеты цветов. Солоницына признали неотъемлемым символом новой эпохи в советском кинематографе, которая длилась с конца 60-х до начала 80-х годов.

Личная жизнь

Актер был трижды официально женат. Первой супругой Анатолия стала гример Людмила Успенская, работавшая на Свердловской киностудии. Брак был недолгим, детей у пары не было. В 1963 г. артист женился на актрисе Ларисе Сысоевой. В 1968 г. у супругов родилась дочь Лариса.

С дочерью Ларисой

Последняя возлюбленная знаменитости – девушка Светлана. Жена подарила Анатолию сына Алексея.

Со Светланой и сыном Алексеем

Дочь Лариса окончила ВГИК по специальности «киноведение» и в 2014 г. возглавила Музей кино. У Ларисы Оттовны есть сын Артемий. Алексей Оттович окончил МССШМ и несколько лет проработал следователем. В 2005 г. сыграл небольшую роль в фильме «Чайка», после чего оставил работу в правоохранительных органах и устроился в кинокомпанию «Коктебель».

Фильмы

Дебютной работой на большом экране стал детектив «Дело Курта Клаузевица», где Солоницыну по решению режиссера был доверен главный герой. А потом появился образ иконописца в мосфильмовском «Андрее Рублеве», благодаря которому актер стал наслаждаться съемками и собственной игрой.

Автор картины Андрей Тарковский, знакомый с Анатолием по театру, поддержал желание Глеба Панфилова взять молодого человека в новый проект. Так появился Иван Евстрюков — комиссар с железным характером, взаимодействовавший с другими персонажами драмы «В огне брода нет».

В 70-х годах фильмография мужчины пополнилась лентами «Один шанс из тысячи», «Гроссмейстер», «Принц и нищий» и «В лазоревой степи». Каждое сотрудничество с именитыми режиссерами было шагом к мировому признанию и расценивалось Анатолием как звено в неразрывной цепи.

Анатолий Солоницын в роли Андрея Рублёва и Андрей Тарковский

Люди, ответственные за подбор актеров, стояли в очереди за актером, но он предпочел фильм Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Детектив внутри приключенческого сюжета взрослая публика недооценила, и проект после выхода на экраны стал достоянием молодых.

Однако мужчина, исполнивший роль Сарычева, запал в душу каждому зрителю, и в Советском Союзе постоянно спрашивали, когда Солоницын вновь сыграет в кино. Ответом были картины «Восхождение», «Доверие» и «Там, за горизонтом», где благодаря таланту режиссерское видение было в точности воплощено.

Анатолий шел в ногу со временем и постоянно совершенствовал свои навыки, для того чтобы его персонажи были понятными и близкими. Он хотел сыграть Федора Достоевского и сделал это в биографической драме, которую в начале 80-х выпустил режиссер Александр Захри.

За историю о том, как великий писатель жил и работал над выдающимися романами, Солоницын на Берлинском фестивале получил приз международного жюри. А потом исполнил значимые роли в фильмах «Из жизни отдыхающих», «Сергей Иванович уходит на пенсию», «Хата-Батор» и «Мужики!..».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector