Стэнли кубрик
Содержание:
Личная жизнь
Стэнли Кубрик был женат трижды. Свою первую жену он встретил, когда работал в журнале Look. В 1948 году молодые люди поженились, но их брак долго не просуществовал.
Второй женой режиссера стала американская балерина и актриса Рут Соботка. Они познакомились на съемках фильма «Поцелуй убийцы», где Рут играла роль танцовщицы. Но и с ней он вскоре развелся.
Стэнли Кубрик и Кристина Харлан
Со своей третьей женой, немецкой певицей Кристиной Харлан, Кубрик познакомился во время съемок киноленты «Тропы славы»: Кристина пела в этом фильме. Пара поженилась в 1958 году. На тот момент у Харлан уже была дочь. Вскоре у супругов родились еще две дочери, которых назвали Вивиан и Анна. В 2009 году Анна умерла от рака. А Вивиан увлеклась саентологией, перестав общаться с семьей.
Стэнли Кубрик не любил говорить о своей личной жизни, поэтому слухов и мифов о нем было больше, чем правды.
От фотографии к кино
Stanley Kubrick родился в 1928 году в Нью-Йорке. Все детство он провел в Бронксе. Его родители были небедными людьми. Отец работал хирургом, и именно он привил сыну любовь к шахматам и фотографии. Стэнли особенно увлекли съемки. В 16 лет он продал выразительную фотографию журналу Look. На ней был изображен унылый продавец газет в окружении заголовков, объявляющих о смерти президента США Франклина Д. Рузвельта. В итоге Кубрика взяли на работу в качестве внештатного фотографа. В то время он стал завсегдатаем ретроспективных показов фильмов в Музее современного искусства в Нью-Йорке. На будущего режиссера особенно повлияли работы Орсона Уэллса и Сергея Эйзенштейна. В 1950 году Стэнли снял короткометражный документальный фильм о подготовке к матчу по боксу, который был выпущен как «День схватки».
Биография
Стэнли Кубрик — известный американский режиссер, сценарист, продюсер и один из самых влиятельных кинематографистов XX века. Особенностями его фильмов являются специфичные крупные планы, необычное панорамирование, необыкновенное употребление классической музыки.
Творческая биография режиссера насчитывает 16 законченных картин, большая часть которых получила статус культовых. Примечательно, что в каждом фильме, кроме «Спартака», Стэнли Кубрик выступал сразу в нескольких ипостасях, совмещая работу режиссера, продюсера, сценариста, а иногда еще и оператора.
Режиссер Стэнли Кубрик
Стэнли Кубрик появился на свет в Нью-Йорке летом 1928 года. Его предки — евреи из Австро-Венгерской империи. Отец Якоб Кубрик был родом из Восточной Галиции, по профессии он был врачом-хирургом. Мать звали Гертруда Первелер, она родом из Буковины, была домохозяйкой. Стэнли вырос в Бронксе. Кубрики не были религиозны, несмотря на то, что Гертруда и Якоб поженились по еврейским обычаям. Отец научил сыны играть в шахматы, когда ему было двенадцать лет, и с того времени Стэнли стал чуть ли не одержим этой игрой.
Будучи учеником старших классов, он увлекся музыкой и даже мечтал стать джазовым музыкантом. Мать и отец предоставляли ему свободу, поэтому Стэнли всегда делал то, что его интересовало.
Стэнли Кубрик в молодости
С 1941 по 1945 годы будущий кинематографист учился в средней школе им. Уильяма Говарда Тафта. В школе он учился не очень хорошо, поэтому после окончания поступить в колледж ему не удалось. Он говорит, что в школе его ничего не интересовало. В 1946 году Кубрик стал посещать вечерние классы в местном колледже, но вскоре бросил их и занялся поиском работы. В 1946 году журнал Look взял его работать фотографом, вскоре он стал штатным фотографом журнала. Благодаря этой работе Стэнли объездил всю страну. Путешествия пробудили в нем тягу к знаниям. Также юноша подрабатывал, играя в шахматы в разных клубах Манхэттена.
2001: Космическая одиссея (1968)
Для тех, кто не знаком с Кубриком, фильм может показаться нарративно тупым, тем более, что он в значительной степени полагается на визуальные эффекты.
Но если отбросить повествовательную плотность, «2001: Космическая одиссея» — это колоссальное техническое достижение. Стэнли Кубрик действительно был пионером в области кино, создав в фильме сложные декорации и внушительный реквизит. Кроме того, фирменный подход Кубрика к композиции кадров никогда прежде не был таким изысканным, как в «2001: Космическая одиссея».
Многие утверждают, что «2001: Космическая одиссея» — один из величайших фильмов, когда-либо созданных, однако несогласных с этим утверждением также не мало. «2001: Космическая одиссея» больше ориентирована на чувства режиссера, чем зрителя, и это в конечном итоге делает ее привлекательность субъективной.
Фильмы
Карьеру в кинематографии Стэнли Кубрик начал в 1951 году. Сначала он снимал на свои сбережения. Его первым фильмом стала документальная короткометражка «День схватки» о боксере Уолтере Картье. Работа была успешной, и Кубрик принялся снимать еще несколько документальных фильмов. Следующими картинами стали «Летающий падре» и «Морские наездники».
Стэнли Кубрик на съемочной площадке
В 1953 году он выпустил первую художественную киноленту «Страх и желание». Этот фильм стал наименее известной работой режиссера, а сам Кубрик называл картину неуклюжей и любительской.
В 1955 году на экраны вышел фильм «Поцелуй убийцы», который критики оценили положительно.
Однако успех пришел к Кубрику после выхода драмы «Тропы славы» (1957 год) с Кирком Дугласом в главной роли. Фильм, рассказывающий о событиях Первой мировой войны, стал скандальным, его даже запретили показывать во Франции.
https://youtube.com/watch?v=7FOCm1KElVE
В 1960 году актер Кирк Дуглас, который был исполнительным продюсером кинокартины «Спартак», пригласил Стэнли на место уволенного режиссера, надеясь, что молодой будет более послушным. Но Кубрик сразу же заменил актрису, исполняющую главную роль, и снял фильм так, как сам захотел. В прокате лента получила 4 премии «Оскар».
Следующей стала мелодрама «Лолита» (1962 год) по одноименному скандальному роману Набокова. Кинокартина была номинантом семи наград.
https://youtube.com/watch?v=dHScfCh0a5c
Стэнли Кубрик полюбил снимать экранизации на скандальную и спорную литературу. Следующим фильмом режиссера стала черная антимилитаристская комедия «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» по мотивам «Красной угрозы» Питера Джорджа. Фильм явно высмеивал военные программы США.
Мировая слава ждала Стэнли Кубрика после «Космической одиссеи 2001», которая получила премию «Оскар» как фильм с лучшими спецэффектами. По настоящему сенсационной стала картина «Заводной апельсин» (1971 год), снятая по одноименному роману Энтони Берджеса. Фильм был запрещен в Великобритании из-за того, что там было много секса и насилия.
https://youtube.com/watch?v=DCHRH2iqKBo
В 1975 году Кубрик снял драму «Барри Линдон». Фильм об ирландском парне, убившем офицера английской армии, был неоднократно номинирован на «Оскара». В 1980 году вышла следующая успешная картина — «Сияние». В ней главную роль исполнил актер Джек Николсон. В 1997 году Кубрик начал работу над драмой «С широко закрытыми глазами», где играли актеры Том Круз и Николь Кидман, которые на тот момент были в браке. Этот фильм — его последняя работа.
За три дня до смерти режиссер признался, что снял еще один фильм, о работе над которым никому не рассказывал. Это интервью появилось в свободном доступе только в 2015 году, так как Патрик Мюррей, проводивший беседу с Кубриком, подписал соглашение о неразглашении содержимого беседы на 15 лет.
Причиной такой секретности стало само видео, которое, по словам режиссера, снял Кубрик. Режиссер утверждал, что срежиссировал высадку американских астронавтов на луну, а значит знаменитое видео – фальсификация. Кубрик признался, что снял первые шаги «на Луне» в студии и что воплотил это «мошенничество против человечества» при поддержке правительства и NASA.
Тем не менее, убежденность в том, что американской высадки на Луне не было, до сих пор считается конспирологической теорией и высмеивается обществом, слова Кубрика или того, кто вместо него мог быть записан на видео, мало что изменили.
Смерть
7 марта 1999 года, через четыре дня после того, как был окончен монтаж киноленты «С широко закрытыми глазами», режиссер умер во сне. Причиной смерти стал сердечный приступ. Талантливого режиссера похоронили в Хартфордшире (Англия).
У Кубрика остались нереализованные проекты. На протяжении тридцати лет он собирал материалы для того, чтобы снять фильм о Наполеоне Бонапарте, после его смерти осталась большая библиотека, которая насчитывает 18 тысяч томов о Наполеоне. В 2001 году режиссер Стивен Спилберг снял фантастическую драму «Искусственный разум», тем самым воплотив давнюю мечту Стэнли в жизнь: первые кадры фильма снял сам Кубрик.
Стэнли Кубрик оказал невероятное влияние на кинематограф и культуру в целом. Ряд приемов, которые первыми начал использовать режиссер, вошли в классику кинематографа и стали частью образовательной программы в специализированных вузах. А сцены из культовых картин Кубрика регулярно становятся основой для отсылок и оммажей в современном кинематографе.
Могила Стэнли Кубрика
Но и в далекой от профессионального кинематографа области режиссер не забыт и спустя два десятка лет после смерти. До сих пор в Интернете функционируют фан-группы, посвященные творчеству режиссера, и аккаунты в «Инстаграме» с подборками кадров из знаковых фильмов Кубрика.
А в 2018 году группа биологов назвала новый вид древесных лягушек, открытый на территории Амазонской низменности, в честь режиссера — D. Kubricki.
Страх и желание (1953)
«Страх и желание» — антивоенный фильм, снятый в разгар корейского конфликта. Стоит отметить, что картина не имеет явного отношения к какой-либо войне, скорее это просто призыв автора к миру.
Режиссерский полнометражный дебют Стэнли Кубрика был впечатляющим и резким. Зрители отнеслись к фильму лояльно, но сам Кубрик был настолько разочарован финальной версией, что до последнего боролся против его распространения. И конечно же не зря, критики фильм разгромили.
Это первая работа именитого режиссера — в те времена он еще не умел управлять процессом съемки. Именно этим обуславливается через чур слабая актерская игра в фильме. Еще более значимым недостатком картины стал сюжет — история оказалась слишком слабой и неинтересной. К плюсам фильма можно смело отнести антивоенные настроения и некую потустороннюю атмосферу.
«Страх и желание» — самый слабый фильм, созданный Стэнли Кубриком, но он все же содержит ядро авторского видения. В этом и есть вся прелесть этого кино — видно, как глубокое понимание режиссера граничит с отсутствием опыта и неуверенностью.
Фильм «Страх и желание» прекрасен в своем контексте, и слишком невзрачен без него. Поэтому лишь 13-тое место.
Фильмография Стэнли Кубрика
После того, как Стэнли Кубрик снял несколько документальных фильмов, он убедил отца и дядю помочь финансировать производство первого художественного фильма. Картина «Страх и вожделение» вышла в 1953 году. Она рассказывала вымышленную историю о команде солдат, которые выживают в авиакатастрофе и оказываются в тылу врага. Один из них увлекается привлекательной девушкой и привязывает ее к дереву. Эта сцена известна крупными планами лица актрисы. В итоге такой прием стал одним из любимых у режиссера.
Затем Кубрик собрал средства на финансирование еще одного малобюджетного проекта – фильма-нуар, посвященного боксу. «Поцелуй убийцы» вышел в 1955 году. В этот момент режиссер объединился с продюсером Джеймсом Б. Харрисом, чтобы создать Harris-Kubrick Productions. Воодушевленные рецензиями на только вышедшую ленту, United Artists предоставили Кубрику достаточно денег, чтобы нанять группу качественных актеров. Среди них были Стерлинг Хэйден, Мэри Виндзор, Винс Эдвардс и Элиша Кук-младший. Результатом стал фильм «Убийство» об ограблении ипподрома. После его выхода Стэнли заметили в Metro-Goldwyn-Mayer.
Продолжая добиваться успеха в Голливуде, Кубрик получил немалые деньги на съемки антивоенной драмы «Тропы славы». Картина реализовала прекрасный сценарий на основе романа Джима Томпсона. Еще одна особенность Кубрика – он практически всегда брал за основу рассказы и романы, сотрудничая с авторами для создания фильма.
Режиссер несколько месяцев работал над созданием «Одноглазых валетов» 1961 года. Однако он не смог договориться с актером Марлоном Брандо. Творческие разногласия между ними привели к тому, что Стэнли ушел, а картину снял сам Брандо. Затем Кубрик принял предложение Кирка Дугласа взять на себя съемки «Спартака». Эпический фильм о восстании рабов в Римской империи длился более трех часов. Хотя некоторые критики считали его слишком длинным, большинство согласилось с тем, что он значительно лучше, чем стандартный приключенческий фильм «с мечом и сандалиями».
Когда Кубрик перевез свою семью в Англию, он снял «Лолиту», киноверсию скандального романа Владимира Набокова. Через два года вышел «Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил бомбу», став также культовым. Он принес Кубрику первую номинацию на Оскар за лучшую режиссуру. Следующие 4 года Кубрик провел, создавая «Космическую одиссею 2001 года». Это научно-фантастическая эпопея, основанная на запоминающемся рассказе Артура Кларка. Тогда режиссер все чаще стал использовать классическую музыку, выбирая произведения заранее. Сюжет ленты был довольно сложный, а неоднозначная концовка вывела критиков из себя. Стэнли всегда отказывался обсуждать эти моменты с журналистами.
Фильм «Заводной апельсин» 1971 года также является адаптацией романа, на этот раз Энтони Берджесса. Жестокий и циничный, он получил рейтинг X (для взрослых) за чрезмерное насилие. Несмотря на это, лента была номинирована на премию Оскар за лучшую картину, лучшего режиссера и лучший сценарий.
Еще 4 года ушло на фильм «Барри Линдон». Навязчивое стремление Кубрика к съемкам с естественным освещением того времени потребовало создания специальной камеры. Он был столь же дотошным в своих требованиях относительно дизайна производства и костюмов. В результате картина, возможно, стала одним из самых красивых фильмов. Однако критики снова поставили под сомнение работу режиссера. К сожалению, это случалось довольно часто. А с последующим «Сиянием» по Кингу были проблемы и с автором, которому не понравилась экранизация его книги. После этого настало затишье на целых 7 лет.
С чего начать
Кадр из фильма «Сияние». 1980 год
С хоррора «Сияние» (1980), экранизации одноименного романа Стивена Кинга. Действие фильма разворачивается в отеле Overlook, расположенном в горах Колорадо и отрезанном от внешнего мира снежными заносами. Джек Торранс, бывший учитель (Джек Николсон), решивший стать писателем, приезжает туда вместе с женой Венди и сыном Дэнни, чтобы устроиться смотрителем на мертвый зимний сезон. У Дэнни, обладающего телепатическими способностями, начинаются галлюцинации: он видит убийства, когда-то совершенные в этом месте. Видения начинают посещать и Джека, подталкивая его к безумным поступкам. Кубрик словно гипнотизирует зрителя, заставляя их испытать силу сияния — пророческого дара, которым обладает мальчик-телепат. Автору и фанатам книги фильм не понравился: Кинг был недоволен тем, что форма слишком усложнена, а его читатели — расхождениями с сюжетом романа. Кубрик же настаивал на том, что он — полноправный автор создаваемого им произведения, тогда как писатель свое слово уже сказал. Режиссерскую задачу он видел в том, чтобы, балансируя на грани реального и фантастического, показать, как меняется сознание главного героя.
Кадр из фильма «Сияние». 1980 год
Overlook и погодные условия — метафора внутреннего мира героя. Пустые коридоры отеля намекают на творческий кризис начинающего писателя, а зимний холод проникает в его душу, отдаляя от жены и сына.
В фильме обыгрывается и само название отеля. Overlook означает «смотреть сверху», «проглядеть», «игнорировать». Отель, классический для хоррора «дом с призраками», построен на священном для коренных американцев месте захоронений: сияние — знак того, что прошлое не может быть забыто и обязательно даст о себе знать.
Поцелуй убийцы (1955)
Поцелуй убийцы — драма (а местами даже триллер) об отношениях между боксером и танцовщицей. Оба персонажа сталкиваются с жестокостью и несправедливостью и позже влюбляются, когда обнаруживают безопасность друг в друге.
Вторая работа Кубрика, «Поцелуй убийцы», заметно лучше первой
Режиссер, учтя все ошибки своего дебюта, перестал давать свободу актером — теперь каждое их движение в кадре было под его тщательным вниманием. В дальнейшем, практически каждый его фильм будет отличаться крепкой игрой актеров
Ошибку со сценарием Стэнли допустил лишь частично — история была интересная и многослойная, но вот сюжетные арки выглядели неубедительно
Важно отдельно отметить очень впечатляющие визуальные эффекты, которые поражают глаз даже сегодня, чего уж говорить о далеком 1955
Заводной апельсин (1971)
«Заводной апельсин» — это кошмарное видение антиутопии, в которой все дисфункционально. Здания разорваны в щепки, правительство тоталитарно, а банды безрассудно совершают насилие, не опасаясь последствий. Но есть еще школы, магазины, хорошо оборудованные клубы и дома. Эта дихотомия создает тревожное ощущение, что это ужасное будущее может однажды стать реальным.
«Заводной апельсин» так хорошо работает именно из-за этой приземленности. Кубрик наполняет этот циничный мир комедийными штрихами, а насилие, совершаемое его персонажами, рассматривается как нечто должное. В фильме представлен мир, потерявший все свое благо и сведенный к первозданной и плотской природе.
«Заводной апельсин», несомненно, трудный для просмотра фильм, но он показывает зло этого мира с жгучей сатирой.
«Сияние»: за и против
Премьера фильма состоялась 23 мая 1980 года. Тогда лента собрала $44 млн, превысив свой бюджет более чем в два раза. Картина выходила в повторный прокат в разных странах в 2001, 2012, 2017 и 2019 годах. Также в 2019-м перемонтированная лента была показана на Каннском кинофестивале в секции Cannes Classic.
Впрочем, первоначальная реакция зрителей и критиков на «Сияние» была неоднозначной. Фильм получил номинации на несколько важных наград, однако лишь актёр второго плана Скэтмэн Крозерс получил «Сатурн». Организаторы «Оскара» и «Золотого глобуса» ленту проигнорировали.
Не последнюю роль в этом сыграли завышенные ожидания критиков: Кубрик уже был культовым режиссёром, а книжная версия «Сияния» — бестселлером. Однако новая работа Кубрика в некотором смысле разочаровала зрителей.
Так, волну возмущения вызвали расхождения фильма с романом. Претензии на этот счёт выдвинул сам Стивен Кинг. Писатель заявил, что Кубрик опустил ряд принципиально важных моментов: из сценария исчез автобиографический компонент, а в изменённой концовке не осталось и следа от попытки Джека спасти свою семью.
Огорчил Кинга и актёрский состав: Джек Николсон с самого начала выглядел безумцем, тогда как его герой Джек Торренс должен был пройти путь от психически стабильного человека до монстра (писатель в главной роли ожидал увидеть Джона Войта или Майкла Мориарти). Игру Шелли Дюваль Кинг также счёл неубедительной.
Критик Гэри Арнольд из The Washington Post назвал экранизацию «нудной, тусклой выжимкой романа-бестселлера Стивена Кинга». Он также раскритиковал актёрскую игру и сделал вывод, что режиссёру не удалось использовать все предложенные книгой возможности
Арнольд обратил внимание, что на фильм потратили неоправданно большую сумму и пять долгих лет (если считать время подготовки к съёмкам и постпродакшен)
Однако позже восприятие картины в корне изменилось. Один из самых влиятельных американских критиков Роджер Эберт поначалу составил неоднозначное впечатление о фильме, однако в 2006 году включил ленту в собственный список великих лент с высшей оценкой.
Профессор английского языка, специалист по творчеству Кинга Тони Маджистрале писал об экранизации «Сияния» как о сложном, многослойном произведении — и даже простил Кубрику расхождения с оригиналом.
«Только в попытках выразить словами значение этих сцен становится возможным в полной мере оценить переплетённую матрицу образов и метафор фильма… На какие бы жертвы Кубрик ни пошёл в плане физического или психологического ужаса, он сполна компенсирует это запоминающимся великолепием визуальной составляющей», — заметил он.
Что касается многослойности повествования, то критики действительно углядели в фильме ряд дополнительных смыслов. Так, кто-то счёл трагедию семьи Торренсов аллегорией разрушительного действия капитализма. Нашла отображение в ленте и проблема равенства полов: по мнению некоторых экспертов, Джек Торренс пострадал от идеи, что мужчина обязан быть успешным.
К повторному прокату фильма в 2012 году критик The Guardian Питер Брэдшоу опубликовал восторженную рецензию. Он хвалил игру актёров и разного рода художественные решения Кубрика, включая нагнетающий саспенс неспешный характер съёмки.
В 2018 году «Сияние» вошло в перечень 100 лучших фильмов ужасов в истории по версии IndieWire. На Rotten Tomatoes рейтинг фильма составляет 85% и 93%, по оценкам профессионалов и аудитории соответственно. В рейтинге сайта IMDb фильм занимает 61-ю позицию из топ-250. Лента также вошла в список самых страшных фильмов по версии Американского института кино, а Джек Торренс был удостоен 25-го места в рейтинге лучших кинозлодеев.
Влияние «Сияния» на массовую культуру измеряется множеством отсылок и пародий. Так, знаменитая фраза Николсона «А вот и Джонни» (которая, между прочим, возглавила топ-100 самых страшных моментов в кино по версии британского Channel 4) была спародирована в рекламе, сериалах «Лучше звоните Солу», «Ясновидец» и других.
Одна из трёх новелл спецвыпуска «Симпсонов» к Хэллоуину 1994 года Theehouse of Horror V носит название «Сияние»; мотивы ленты Кубрика угадываются и в других эпизодах мультсериала. Кроме того, лента послужила источником вдохновения при создании песен и клипов таких музыкальных групп, как Ice Nine Kills и Slipknot. А в картине Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться» отель «Оверлук» становится одной из локаций охоты за сокровищами.
С развитием интернета «Сияние» разошлось на мемы: особенно популярны кадры, где Джек Николсон показывается в проломленной двери, а также финальная сцена, в которой его персонаж замерзает.
С каких фильмов не стоит начинать
Кадр из фильма «Заводной апельсин». 1971 год
Антиутопия «Заводной апельсин» (1971) по мотивам романа Энтони Бёрджесса — самый пессимистичный фильм Кубрика, своего рода антитеза «Космической одиссеи», мрачное пророчество о будущем: история человечества могла пойти путем прогресса, но выбрала низменные инстинкты. Показывая жесткость банды подростков, получающих удовольствие от насилия, автор одновременно демонстрирует ханжество и лицемерие общества, которое берется исцелить попавшего в тюрьму насильника и убийцу Алекса (Малкольм МакДауэлл) и не особо в этом преуспевает.
Кадр из фильма «С широко закрытыми глазами». 1999 год
Последняя картина Кубрика «С широко закрытыми глазами» (1999) — экранизация новеллы Артура Шницлера, австрийского писателя из круга Зигмунда Фрейда. Историю из жизни венских буржуа начала прошлого века Кубрик перенес в современный Нью-Йорк, где уставшие от собственной добродетели яппи безуспешно пытаются справиться с основным инстинктом. На главные роли Кубрик пригласил Николь Кидман и Тома Круза, находившихся в процессе развода: это помогло им невероятно правдоподобно сыграть своих героев.
Кадр из фильма «Барри Линдон». 1975 год
Завершить знакомство с творчеством Стэнли Кубрика можно фильмом «Барри Линдон» (1975) по мотивам плутовского романа Уильяма Теккерея «Карьера Барри Линдона» (1844). Этот невероятно красивый фильм, как и «Космическая одиссея» и «Заводной апельсин», — своего рода машина времени. Показав другую эпоху, Кубрик дает нам возможность по-новому увидеть современность. Как всегда по-своему прочитав роман, режиссер смещает акцент с фарса на покорность героя судьбе. Совершаемые Барри Линдоном ошибки не позволяют ему осуществить свою мечту, и это приводит к трагическому финалу. Происходящее на экране комментирует невидимый рассказчик, чьи морализаторские интонации придают действию характер неизбежности
Впрочем, для Кубрика важно не то, что происходит в кадре, а то, как это происходит: слова ненадежны и только запутывают зрителя. Полагаться нужно только на эмоции — и в этом нам помогает невероятная съемка
Выстраивая интерьерные и пейзажные сцены, создатели фильма ориентировались на картины Хогарта и Ватто, Констебла, Гейнсборо и других художников. Кубрик отказался от электрического освещения в интерьерах: впервые в истории кинематографа вечерние сцены снимались при свете свечей.
Лучшие фильмы Стэнли Кубрика
Первый фильм, в котором Стэнли Кубрик стал режиссером — Страх и желание 1953 года. Всего он снял более 13 фильмов, сыграл более 2 главных ролей.Средний рейтинг кинокартин режиссера: 7.8/10. Его лучшие работы:
Сияние (1980)
8.4
The Shining
Ужас, Драма
Великобритания, США
146 мин.
Писатель Джек Торренс, страдающий от алкоголизмаи приступов немотивированной агрессии, переживает не лучшие времена. Решив изменить что-то в жизни, он отправляется на собеседование в отель «Оверлук» на вакансию смотрителя в зимний период.
Джек считает, что выдержать несколько месяцев в изоляции вполне реально и его даже не смущает, что предыдущий смотритель убил свою семью и покончил с собой. Так Торренс переезжает в отель вместе с сыном и женой и становиться просто одержимым отелем. Дэнни, …
Трейлер
Фильм
Интересные факты:
По словам Стивена Кинга, чей роман лег в основу проекта, во время работы над экранизацией Кубрик мог позвонить ему в три часа ночи и спросить, к примеру, верит ли он в Бога.
Эпизод с потоками крови из лифта делали год, прежде чем режиссер счел сцену удовлетворительной. Погоню в лабиринте снимали месяц, а один из разговоров главных героев постановщик одобрил лишь после 127 дубля.
Специально нанял машинистку, чтобы она на 500 страницах набрала фразы в рукопись главного героя.
Отверг примерно 300 вариантов постера фильма.
режиссер продюсер сценарист
Награды Всего: номинаций 2
Заводной апельсин (1971)
8.3
A Clockwork Orange
Фантастика, Драма, Криминал
Великобритания, США
136 мин.
Главный герой Алекс – лидер банды подростков, которая совершает убийства и изнасилования в Великобритании. Как всегда, в конце концов его удача подходит к концу, и он оказывается арестован и осужден за убийство и изнасилование. Будучи в тюрьме, Алекс узнает об экспериментальной программе, которая направлена на то, чтобы запрограммировать в осужденных ненависть к насилию. Если он станет частью эксперимента, то его выпустят из тюрьмы раньше, чем ожидалось. Однако, когда выходит на свободу, …
Трейлер
Фильм
Интересные факты:
Специально ввел в сюжет змею, когда узнал, что исполнитель главной роли боится рептилий.
Велел помощнику уничтожить все неиспользованные кадры.
Лично занимался рекламной кампанией ленты, включая создание плакатов и трейлеров.
Картина появилась на киноэкранах всего через год после основных съемок. Это самое быстро снятое, смонтированное и выпущенное в прокат творение Кубрика.
режиссер продюсер сценарист
Награды Оскар: номинаций 3 Золотой глобус: номинаций 1 BAFTA: номинаций 2 Всего: побед 4, номинаций 9
Цельнометаллическая оболочка (1987)
8.3
Full Metal Jacket
Военный, Драма
Великобритания, США
116 мин.
На американской базе подготавливают новобранцев для корпуса морской пехоты. Они готовят из обычных мальчишек жестоких, бесчеловечных натренированных убийц, которые не будут мешкать перед приказом и будут убивать без всякой жалости. Их подготавливают к войне во Вьетнаме, где машины для убийств смогут показать себя во всей красе. Они часто будут ставить перед собой вопрос «Война разве не ад?». Без него нельзя ежедневно убивать, не понимая для чего все …
Трейлер
Фильм
Роль второго плана
Мерфи
режиссер актер озвучка продюсер сценарист
Награды Оскар: номинаций 1 Всего: побед 4, номинаций 4
2001 год: Космическая одиссея (1968)
8.3
2001: A Space Odyssey
Фантастика, Приключение
Великобритания, США
149 мин.
На планете Земля был обнаружен таинственный артефакт, который был назван «монолитом». Исследователям стало известно, что такие же монолиты находятся на Луне и Юпитере. Когда человечество сумело построить космический корабль, который мог бы достичь Юпитера, к этой планете была отправлена космическая одиссея под названием «Дискавери», чтобы выяснить природу монолита, находящегося там.
На время путешествия астронавты на этом космическом корабле были введены в состояние анабиоза, а следить за ними …
Трейлер
Фильм
Интересные факты:
Готовясь к созданию ленты, посмотрел огромное количество научно-фантастических фильмов.
Для имитации поверхности Луны заказал за рубежом несколько тонн песка, который пришлось промыть и покрасить.
Согласно со-сценаристу Артуру Кларку, режиссер хотел получить страховой полис, чтобы защитить себя от убытков в случае открытия внеземного разума до выхода фильма в прокат.
Называл эту работу своим любимым детищем.
режиссер продюсер сценарист
Награды Оскар: побед 1, номинаций 2 BAFTA: номинаций 1 Всего: побед 4, номинаций 5