Татьяна пельтцер
Содержание:
Личная жизнь
Первая любовь настигла Татьяну, когда она была юной девушкой семнадцати лет. В 1921 году с труппой передвижного театра Таня работала в разных городах. В Ейске произошло её знакомство с белокурым красавцем, статным и высоким актёром Александром Яковлевым. Он был старше Тани на четыре года, имел героическое прошлое – воевал в Гражданской войне в конной армии Семёна Будённого. Жизненного опыта в отношениях с женщинами у Яковлева было гораздо больше, чем сценического, ухаживать он умел красиво и настойчиво. Татьяна потеряла голову от такого кавалера. Однако их роман оказался бурным, но не долгим.
Был период, когда она подрабатывала в драматическом кружке на Московской карандашной фабрике. Там многие парни пытались завязать с Таней отношения. Но она не находила общего языка с фабричными работягами, ей нужен был муж с глубоким внутренним миром.
Со своим будущим супругом – немецким коммунистом Гансом Тейблером – Пельтцер познакомилась в 1926 году на демонстрации 7 ноября. Он тогда находился на обучении в московской школе Коминтерна. Его готовили для нелегальной работы, но Тане Ганс сначала сказал, что он – философ, занимается изучением марксизма. Всю правду она узнала лишь накануне свадьбы.
Спустя год после знакомства, 7 ноября 1927 года, в десятую годовщину революции, Таня и Ганс расписались. Они уехали в Берлин, где Тейблер помог молодой жене устроиться в советское торговое представительство машинисткой. Так как работа была связана с секретными бумагами, обстановка с каждым днём становилась всё напряжённей – постоянная бдительность, подозрения друг на друга, обыски охраны.
Работа не приносила ей радости, к тому же не всё удачно складывалось и в семейной жизни. С супругом они недопонимали друг друга и стали отдаляться. Да ещё и немецкие врачи, на которых Пельтцер очень надеялась, подтвердили диагноз московских коллег – Татьяна бесплодна и никогда не сможет иметь детей. Всё это в итоге привело к разводу и возвращению Тани в СССР.
Впоследствии Ганс часто приезжал по работе в Москву, каждый раз звонил Татьяне, приглашал в ресторан на встречу. Она тяготилась этим, но уклоняться считала невежливым. Единственное коротенькое замужество оставило в душе актрисы глубокий след.
Во время войны Пельтцер была эвакуирована в Киргизию. Там она познакомилась с инструктором авиационной школы Андреем Мельником. Между ними завязались романтические отношения. После ранения в Испании в 1937 году у Андрея были неподвижными пальцы левой руки, но майор постоянно их разрабатывал и просился на фронт. В 1943 году его просьбу удовлетворили, но вскоре он погиб.
Ещё один роман был у Татьяны уже после войны, когда она устроилась работать в театр Сатиры. Отношения между Пельтцер и её женатым коллегой актёром Иваном Бодровым длились почти десять лет. Расстались они друзьями, и после этого в жизни актрисы бывали лишь совсем короткие курортные интрижки.
Так что замужем актриса больше не была, детей и внуков у неё нет. Долгое время проживала вместе с отцом, который много раз женился, потом оставлял жилплощадь молодым жёнам, уходил ни с чем в комнатку к любимой дочери. В 1959 году отец Татьяны ушёл из жизни, и актриса осталась совсем одна.
Кино
Никто не помнит Татьяну Пельтцер на экране молодой. Кинематограф вошёл в ее жизнь поздно, а фильмы, в которых актриса исполнила свои дебютные роли, многие годы пролежали на полках.
В одночасье стать популярной и получить негласное звание «матери русского солдата в кино», Татьяне Ивановне помогли роли в фильмах об Иване Бровкине и Максиме Перепелице.
Татьяна Пельтцер и Леонид Харитонов в фильме «Иван Бровкин на целине», 1958 год
Дорвавшись до кино, актриса не щадила себя. Она боялась, что не успеет ярко показаться и ее забудут. Потому фильмы с участие Пельтцер выходили практически каждый год. «Укротительница тигров», «Анискин», «Морозко», «Медовый месяц», «Вам и ее снилось»… В самых разных фильмах режиссеры всегда находили место для «счастливой комической старухи», как называла себя сама Татьяна Ивановна.
Личная жизнь
Замужем актриса была всего один раз – за немцем Гансом Тейблером. Они прожили вместе 4 года и развелись, потому что жить вдали от СССР Татьяна не смогла. Бывшие супруги всю жизнь оставались друзьями. Детей у них не было. Ганс женился во второй раз, но, приезжая в Москву, обязательно заходил в гости к Пельтцер. Сын Ганса не раз останавливался в квартире Татьяны Ивановны.
Семьей актрисы был ее отец. Последние годы жизни он прожил у нее – молодая супруга выставила мужчину за дверь. В 1959 году дорогого для Татьяны Пельтцер человека не стало. Она тяжело переживала этот удар судьбы.
Актриса была в форме даже в старости. Она каждое утро делала зарядку, красиво одевалась и причесывалась. В 85 лет она много бегала, много курила, пила много кофе. Прислушиваться к рекомендациям врачей Татьяна Ивановна не желала. На экране она была простоватой растеряхой, а в жизни – педантом и аккуратисткой. Актриса никогда не питалась в столовой, даже на гастролях готовила сама. Работать с ней было сложно, потому что она подавляла темпераментом и мощью.
ТАТЬЯНА ПЕЛЬТЦЕР
Татьяна Пельтцер в молодости и с мужем Гансом Тейблером
Татьяна Пельтцер была немкой только наполовину. Её мать Эсфирь Ройзен была чистокровной еврейкой, дочерью киевского раввина, после замужества стала Еленой Сергеевной Пельтцер.
Тем не менее, зов немецкой крови, видимо, оказался сильнее. Единственной настоящей любовью в жизни Татьяны был немецкий коммунист Ганс Тейблер. Встретились они в Москве, где он проходил обучение. Поженились и через несколько лет уехали в Германию. Вскоре Татьяна вернулась назад…
Причины назывались разные. По официальной версии (которая ее, возможно, и спасла от репрессий) Татьяна вернулась по политическим причинам. Тогда партия Гитлера набирала обороты, Пельтцер была свидетельницей его выступлений и глубоко все это не поддерживала.
По другой, которую сама и озвучивала уже потом, она мужу изменила. Татьяна не отличалась особой внешней красотой, но всегда была яркой, харизматичной женщиной. Даже там в Германии она была душой компании, в нее влюблялись.
Есть еще одна версия — «не сошлись характерами». Муж мечтал посадить Татьяну дома, а она хотела продолжать играть на сцене. Поскольку официально развод в Германии было получить сложно, то супруги историю с изменой выдумали. В любом случае, о распавшейся семье с Гансом Пельтцер потом жалела всю жизнь. Впоследствии они дружили, он приезжал с детьми от другого брака к ней на выступления в СССР.
Татьяна Пельтцер в фильмах «Простые люди» (1944) — одна из первых ролей и «Князь Удача Андреевич» (1989) — последняя роль
По возвращении на родину актерского триумфа у Татьяны не получилось, ее даже уволили из театра за профнепригодность. По факту же из-за ее «немецкого» прошлого. Лишь отец бесконечно верил в ее талант, после войны буквально за руку отвел ее в Театр сатиры, где она прослужила 30 лет.
Снимать в кино Пельтцер начали в 40 лет. Она еще могла играть молодых героинь, но амплуа ей этого не позволяло — режиссеры видели в ней только тетушек, а потом и вовсе бабушек. Знаменитой Татьяна стала только ближе к 50 годам после выхода фильма «Свадьба с приданым».
Не стало Татьяны Пельтцер в 1992 году, когда никого из прямых родственников уже давно не было на свете. Зато ее считали матерью и бабушкой десятки актеров, с которыми они играла, и миллионы зрителей нашей страны.
Театр и фильмы
В конце сороковых годов Татьяна Пельтцер представляла собой уже немолодую и довольно неудачливую актрису. Она была зачислена в труппу театра Сатиры. Но в то время актриса и представить не могла, что эта сцена принесет ей славу. Благодаря фильму «Свадьба с приданым» о Пельтцер узнала вся страна. Актрисе на момент выхода картины в прокат было сорок семь лет. В этом фильме она сыграла неблагополучную и изрядно пьющую старуху. А с выходом на экран «Солдата Ивана Бровкина» к Татьяне пришла настоящая всенародная любовь.
Татьяна Пельтцер, имея немецкие корни, стала великой русской актрисой. Советские зрители ассоциировали артистку с ее героинями. Пельтцер казалась им родной и понятной. В жизни актриса мало общего имела со своими экранными персонажами. У актрисы был безупречный вкус в одежде. Свободное от работы время она предпочитала проводить в ресторанах. К тому же, Татьяна Пельтцер была заядлой курильщицей, и избавиться от вредной привычки не смогла до последних лет жизни. Будучи уже немолодой и, не отличаясь красотой, она давала повод слухам о многочисленных романах. Однако подробности личной жизни актриса скрывала даже от близких подруг.
Театр стал домом для Татьяны Пельтцер. Она проводила здесь большую часть времени. А обстоятельства личной жизни лишали ее последней надеждой на счастье. Отец актрисы тяжело болел. После спектакля и оваций она торопилась домой. Днем нанимала сиделку. Но как бы тяжело не было немолодой актрисе разрываться между театром и домом, после смерти отца она познала горечь настоящего одиночества.
А спустя год попал в аварию брат. После катастрофы Александр Пельтцер стал инвалидом. Жена и дети от него отказались, и единственным человеком, который взял на себя заботу о человеке, прикованном к инвалидной коляске, стала сестра. Татьяна Пельтцер снова спешила из театра домой.
В театре Сатиры Татьяна Пельтцер проработала тридцать лет. Но после грандиозного скандала с главным режиссером она покинула и эту сцену. Вскоре актрису пригласили в свой театр Марк Захаров. В «Ленкоме» Татьяна Пельтцер провела последние годы. Она выходила на сцену даже тогда, когда память стала ей отказывать.
Биография
Татьяна Пельтцер, по национальности наполовину немка, наполовину еврейка, стала без преувеличения великой русской актрисой. «Счастливая старуха» — так она сама себя называла. Личная жизнь ее сложилась так, что не было ни детей, ни внуков, но основу фильмографии артистки составляют картины, в которых она мать, бабушка, няня.
Актриса Татьяна Пельтцер Даже если Пельтцер играла уборщицу или медсестру, то такую добрую, внимательную и душевную, что незнающий человек не мог заподозрить у нее отсутствие родительского опыта. К слову, точного количества кинолент с участием Татьяны Ивановны никто не знает.
Юношеские годы
Родилась звезда советского театра и кино летом 1904 года шестого июня в Москве. Предки Татьяны Ивановны были именитыми евреями со стороны матери. Дедушка был киевским раввином. А по отцу корни актрисы уходят в Германию. Вплоть до начала ІІ мировой войны в семье придерживались немецких обычаев и культурных ценностей, а также разговаривали между собой на немецком языке.
Глава семьи Пельтцер был режиссером и актером. Он также выступал и на театральной сцене. Татьяна очень любила отца, именно благодаря его влиянию девочка выбрала свой жизненный путь. Иван Пельцер привил дочери оптимистический взгляд на жизнь, многогранное восприятие жизни.
Получить профильное образование Татьяне Ивановне не довелось. Отсутствие диплома создавало некоторые сложности в карьере талантливой актрисы. Чаще ее воспринимали не серьезно. Истинную любовь зрителя, одобрение критиков и признание культурной элиты Пельтцер получила, когда ей было уже за 50. До этого момента актриса сменила множество театров из-за того, что коллектив не признавал ее врожденный актерский талант.
Детство и юность
Биография народной артистки СССР, лауреата Сталинской премии Татьяны Пельтцер началась 6 июня 1904 года в Москве в семье знаменитого режиссера и актера, который до Октябрьской революции снял несколько фильмов и играл в театрах. Иван (Иоганн) Пельтцер для дочери был не просто отцом, а учителем, наставником, образцом для подражания. Он научил Таню живо смотреть на мир, воспринимать жизнь неожиданно.
Татьяна Пельтцер в детстве с отцом Иоганном Робертовичем
Дед актрисы по материнской линии был главным раввином Киева. Мать Эсфирь Боруховна Ройзен после замужества стала зваться Евгенией Сергеевной. В 1906 году у Пельтцеров родился сын Александр, ставший впоследствии известным конструктором, автогонщиком, председателем Союза советских картингистов. До начала Великой Отечественной войны в семье говорили исключительно на немецком языке.
Глядя на папу, девочка осваивала актерское ремесло. Первые роли Татьяна сыграла в его спектаклях, а в 9 лет получила первый гонорар за роль в пьесе «Дворянское гнездо». Профессионально актерству она не училась — отсутствие образования мешало карьере. Татьяна Ивановна сменила много театров. Признание пришло поздно — почти в 50 лет.
Личная жизнь и интересные факты
Татьяна Ивановна была в разводе. В молодости актриса не отличалась красотой, но имела магнетический взгляд и неуёмный характер, который прозвали её знакомые пионерским. Татьяна была начитанной женщиной, любила дружеские посиделки и играть в преферанс.
Единственным мужем артистки был немецкий коммунист Ганс Тейблер. Молодые люди познакомились в Москве. В 1927 году они поженились. В 1930 году вместе уехали на постоянное место жительства в Германию. Прожили супруги вместе четыре года. После того, как Татьяна призналась мужу, что влюбилась в другого мужчину, они расстались. Впоследствии бывшие супруги до конца жизни актрисы оставались хорошими друзьями. Детей у артистки не было.
В период депортации немцев из России Татьяну спасли коллеги: Борис Андреев, Рина Зелёная и Мария Миронова, которые убедили чиновников в благонадёжности актрисы. В 1959 году не стало отца Татьяны, которого она очень любила. Родной брат актрисы впоследствии стал автогонщиком и конструктором. После аварии Александр стал инвалидом, и от него отказались жена и дети, актриса досматривала брата. Скончался он в 1975 году.
До последних своих дней Татьяна Ивановна следила за собой. Регулярно занималась зарядкой, делала причёски и красиво одевалась. Несмотря на свои 85 лет, актриса много бегала, пила кофе и курила. По жизни была аккуратисткой и педантом. Всегда себе готовила сама и по столовым не ходила, даже на гастролях.
В 80-е годы Татьяна Пельтцер стала страдать болезнью Альцгеймера. Некоторый период Татьяна Ивановна ещё работала в театре, но вскоре попала в психиатрическую клинику. За женщиной на тот период ухаживала домработница Аннушка. В 1992 году актриса сломала шейку бедра (в 88 лет) и вскоре скончалась в своей постели.
https://youtube.com/watch?v=U3k-oBuRXRA
Квартира артистки досталась её домработнице Анне, которая смотрела за Татьяной Ивановной последние 20 её лет. Про жизнь актрисы был снят документальный фильм «Родное лицо».
Театральная сцена
Актерскую карьеру на театральной сцене Татьяна начала в 16 лет (1920 год). Она стала сотрудницей в Передвижном театре Политуправления. Но долго девушка здесь не проработала. Татьяна меняла места работы практически каждый год. А из Театра Моссовета Пельтцер уволили за профнепригодность. Чтобы зарабатывать на жизнь, девушка была вынуждена работать машинисткой.
В Москве Татьяна вращалась в кругах немецкой элиты, где познакомилась с Тейблером Гансом, молодым философом и коммунистом из Германии. Молодых людей связывали романтические отношения, результатом которых стала свадьба в 1927 году. Через пару лет семейная пара перебирается в Берлин. В Германии Таня устроилась в торговое представительство СССР машинисткой. О несостоявшейся у себя на родине актрисе из Советского Союза узнал немецкий режиссер Пискатор Эрвин и предложил ей принять участие в своей постановке под названием «Инга».
Несмотря на то, что девушка прекрасно знала немецкий язык и была хорошо знакома с нравами в Германии, она тосковала по родине. В связи с этим крепкие семейные отношения дали трещину. Развод не заставил себя долго ждать. Татьяна вернулась в Москву, вернула себе фамилию отца. Дружеские отношения с бывшим мужем Пельтцер поддерживала еще много лет.
Татьяна Ивановна по возвращении на родину снова пытается заняться актерским мастерством и устраивается в Театр им. Моссовета. И снова неудача, уволившись с театра, в 1934г. приступает к работе на завод АМО в качестве машинистки. На этом же заводе работал брат Татьяны Александр главным инженером.
После нескольких неудачных попыток закрепиться на театральной сцене в Москве Пельтцер решает переехать в город на Волге Ярославль. Здесь она была принята в один из старейших театров России. Через 2 года Татьяна снова покинула театр, на этот раз по собственному желанию. Снова вверх взяла тоска по родному городу Москва. Возвращение девушки в Москву совпало с открытием нового Театра Миниатюр.
Именно в этом театре молодая актриса проработала довольно длительный срок – около 7 лет. Татьяна играла пролетарские роли, людей рабочего класса: гардеробщица, банщица, продавщица, молочница. Для потомственной аристократки и девушки с высокой самооценкой такие роли были недостаточно серьезными. Но девушка не отклонила, ни одного предложения об участии в постановках, так как действительно любила актерское искусство. В связи с отсутствием должного образования, карьера Пельтцер продвигалась крайне медленно. Несмотря на это, через 2-3 месяца регулярных выступлений, у девушки уже появились поклонники актерского таланта.
Настоящий подъем актерской популярности Татьяны Ивановны, когда она работала в академическом театре сатиры (с 1947 года). Выступления настолько увлекли Пельтцер, что театральная атмосфера стала для нее как второй дом. Каждую роль актриса пропускала через себя и полностью проникалась характером персонажа. Не удивительно, что за короткое время Татьяна получила долгожданную всесоюзную известность. Знаменитой актриса стала после исполнения роли персонажа Лукерьи пьесе «Свадьба с приданым». А так как спектакль был заснят на кинематографическую пленку, то Татьяна одновременно стала и киноактрисой – спектакль показывали во всех кинотеатрах страны.
70-е годы стали пиком популярности в карьере Пельтцер. Наиболее запоминающимися ролями были:
- Марселина – «Женитьба Фигаро»;
- тетя Тоня – «Проснись и пой»;
- Прасковья – «Старая дева».
Почетное звание Народной артистки СССР Татьяна Ивановна получила в 1972г. не последнюю роль в получении звания сыграл Захаров Марк, который утверждал актрису на главные роли Академическом театре Москвы. Но после того, как Захаров перешел в Ленком, с новым руководством Пельтцер не нашла общий язык. Татьяна Ивановна принимает решение тоже перевестись в Ленком, чтобы возобновить карьеру в уже преклонном возрасте.
Театр «Ленком»
В 1977 году в театре Сатиры у актрисы начались разногласия с режиссёром Валентином Плучеком. Татьяна Ивановна перешла в театр имени Ленинского комсомола (Ленком), которым руководил Марк Захаров. Здесь она выходила на сцену в течение пятнадцати лет, почти до самой смерти. Пельтцер вошла в театр как «комедийная старуха» и стала в нём царицей. Бенефисом была роль старушки Фёдоровны в постановке произведения Людмилы Петрушевской «Три девушки в голубом». Зрители порою шли только на эту актрису.
Последним спектаклем в её жизни была «Поминальная молитва». Татьяна Ивановна уже плохо передвигалась, забывала текст, но Марк Захаров всё равно сделал эту постановку, специально под неё. Персонаж старой еврейки Берты придумал для Пельтцер Григорий Горин. Роль её сына играл Александр Абдулов. Он настолько бережно водил Татьяну Ивановну по сцене, будто она была фарфоровой кружечкой тонкой ручной работы. Именно такой хрупкой драгоценностью её считали все актёры театра Ленком.
А зрители на этом спектакле улыбались и плакали. Улыбка была от счастья, что им выпала честь видеть на сцене великую актрису. А слёзы от того, что все понимали – они прощались с Татьяной Ивановной Пельтцер.
Театр
Татьяна Пельтцер дебютировала как профессиональная актриса в 1916 году в антрепризе Николая Синельникова. Затем был Передвижной театр Красной армии в Ейске. Вскоре в трудовой книжке актрисы появились записи из Колхозного театра и театра Военно-морского флота. Через несколько лет Пельтцер вернулась в столицу. В Москве она познакомилась с немецким коммунистом Гансом Тейблером, в 1927 году вышла за него замуж, а через 3 года уехала с мужем в Германию.
Татьяна Пельтцер в молодости
Там Татьяна вступила в Коммунистическую партию, устроилась работать в советское торгпредство. В Берлине немецкий режиссер предложил актрисе сыграть в спектакле «Инга». Это была ее единственная роль в Германии, потому что в 1931 году Татьяна Ивановна вернулась в СССР и поступила в театр МГСПС (сейчас это Театр Моссовета). Актрису без образования зачислили во вспомогательный состав.
Отношения с руководством МГСПС у нее не сложились: через 4 года Пельтцер уволили за профессиональную непригодность. В 1936-м разочарованная Татьяна переехала в Ярославль, где 2 года работала в старейшем драмтеатре России. Затем вернулась в Москву и устроилась в только что открывшийся Театр миниатюр.
Татьяна Пельтцер в театре
Его сцене Татьяна Пельтцер отдала 7 лет. Она играла бытовые роли молочниц, банщиц, управдома. Актриса посмеивалась над своими персонажами и в то же время любила их. Было сложно сделать карьеру в Театре миниатюр, но со временем у Пельтцер появились свои поклонники.
В 1947 году Татьяна Ивановна перешла в Московский академический театр сатиры, ставший для нее вторым домом, театром жизни. Актриса играла увлеченно, а известность к ней пришла после роли Лукерьи в «Свадьбе с приданым». В 1953 году эту постановку сняли на пленку и показали в кинотеатрах страны. Зрители оценили талант Пельтцер — она проснулась знаменитой.
Татьяна Пельтцер в театре (кадр из фильма-спектакля «Три девушки в голубом»)
Расцвет карьеры актрисы пришелся на 70-е годы. В этот период у Татьяны Пельтцер было много ролей в театре: Прасковья в «Старой деве», Марселина в «Женитьбе Фигаро», тетя Тоня в «Проснись и пой!» и многие другие. Ее героини были близки и понятны зрителям, она играла легко и очень жизненно, но давалась такая игра Татьяне Ивановне с большим трудом. Партнеры по сцене знали, что она теряется, как только визави отступает от текста и начинает импровизировать.
В 1972 году Татьяне Пельтцер присвоили звание народной артистки СССР. Это произошло впервые за 48-летнюю историю Московского академического театра сатиры. Во многом актрисе помог Марк Захаров, поставивший в этом театре пять спектаклей, где у Пельтцер главные роли.
Народная артистка СССР Татьяна Пельтцер
С переходом Марка Захарова в «Ленком» у актрисы начались проблемы. В 1977 году, после 30 лет работы на сцене Московского академического театра сатиры, она со скандалом уволилась и отправилась в «Ленком».
Коллеги сочли ее уход безумством, потому что начать сначала в почтенном возрасте не каждый бы смог. У Захарова Татьяна Пельтцер сыграла старуху в спектакле «Три девушки в голубом», Клару Цеткин в постановке «Синие кони», Надежду Крупскую в «Диктатуре совести». Ее последняя роль — в спектакле «Поминальная молитва».
Личная жизнь
В тридцатые годы молодая актриса познакомилась со своим будущим мужем. По иронии судьбы избранник Татьяны Пельтцер был немцем. Философ и убежденный коммунист увез свою молодую жену на историческую родину, где она прожила всего четыре года. Ее актерская карьера не сложилась в Германии. Пельцер была приглашена в берлинский театр, но вскоре уволена. Да и личная жизнь не удалась. Пельтцер больше не выходила замуж. Но дружеских отношений со своим первым и последним супругом актриса не прекращала до самой старости. Он несколько раз посещал Татьяну в Москве. Как утверждают очевидцы, спустя десять минут с момента встречи, бывшие возлюбленные начинали громкой выяснять отношения и искать причину разрыва. Возвращаясь домой, Татьяна Пельтцер возлагала большие надежды на столичную сцену. Шел 1931 год. На случай расспросов актриса придумала легенду относительно причины распада брака с немцем. Долгие годы она утверждала, что рассталась с мужем исключительно из-за политических разногласий. Много лет спустя Пельтцер признается, что причина заключалась в ее измене. И о том, что всю жизнь жалела о своем поступке.
В Советском Союзе гражданам с немецким происхождением жилось не сладко. Все же, ни Татьяна Пельтцер, ни ее отец не пострадали. Однако судьба брата актрисы оказалась трагической. Еще до войны он был арестован по пресловутой пятьдесят восьмой статье. Затем освобожден. Александр Пельтцер окончил техникум, и даже смог реализовать себя на профессиональном поприще. Но должность старшего конструктора ему пришлось оставить в 1936 году.
Александр уехал в далекий провинциальный город, спасаясь от репрессий. Татьяна же в то время трудилась машинисткой: непростой характер и неблагонадежное происхождение вынудили Пельтцер уйти из театра. Впереди были годы скитаний, неустроенной личной жизни, одиночества и потери любимого брата. Попытаться снова устроиться в театр ее убедил отец. Иоганн Пельтцер никогда не сомневался в таланте своей дочери.
Закат звезды
Татьяна Ивановна до последних дней была в твердой памяти, сама себя обслуживала и следила за своим внешним видом. Ежедневно Пельтцер делала утреннюю зарядку, укладывала волосы и одевалась по последней моде. Актриса была кофеманкой и часто баловала себя сигареткой. Предпочитала сигареты марки Marlboro. Естественно, врачи не приветствовали употребление женщиной в преклонном возрасте большого количества кофе и табакокурение, но это не останавливало Татьяну Ивановну от маленьких радостей.
На закате жизни у Пельтцер Татьяны Ивановны диагностировали болезнь Альцгеймера, шизофрению, из-за нервного срыва она попала в больницу. В госпитале женщина получила травму – перелом шейки бедра. В возрасте 88 лет такая травма является катастрофой. В 1992 году 16 июня после длительной болезни Татьяна Ивановна умерла. Перед смертью актриса попросила сигарету любимой марки и с удовольствием ее выкурила.
Личная жизнь
В молодости Татьяна не блистала красотой, такой, чтобы покорять мужчин. Однако девушку среднего роста с довольно крупным носом отличал магнетический взгляд, не свойственный советским артисткам, и неуемный характер, получивший прозвище пионерский.
Татьяна Пельтцер Актриса была очень начитанным человеком, любила дружеские вечеринки, могла вставить крепкое словцо и обожала преферанс. В карточной игре ее постоянным партнером выступал Леонид Броневой, а специальный столик после смерти знаменитости перешел к подруге Ольге Аросевой.
Замуж Пельтцер вышла только раз за немца Ганса Тейблера. Они прожили вместе 4 года и развелись, потому что Татьяна влюбилась в другого и зачем-то призналась в этом мужу. Бывшие супруги всю жизнь оставались друзьями. Ганс женился во второй раз, но, приезжая в Москву, обязательно заходил в гости к Пельтцер. Сын Ганса не раз останавливался в квартире Татьяны Ивановны.
Татьяна Пельтцер и Ганс Тейблер
Биографы так и не нашли ответа на вопрос, как женщине, по некоторым сведениям, получившей немецкое гражданство, удалось уцелеть в период репрессий, вернуть прежнюю фамилию и остаться жить в Москве.
Выдвигались предположения, что Пельтцер согласилась сотрудничать с НКВД, впрочем, не получившие подтверждения. Да и от депортации, которой подверглись живущие в Союзе немцы, Татьяну спасли коллеги Рина Зелёная, Борис Андреев и Мария Миронова. Они пошли в Министерство культуры и убедили чиновников в благонадежности артистки.
Татьяна Пельтцер в последние годы Семьей актрисы стали отец и брат. Последние годы жизни Иван Пельтцер прожил у нее — молодая супруга выставила мужчину за дверь. В 1959 году дорогого для Татьяны человека не стало. Она тяжело переживала этот удар судьбы. Приходилось ухаживать и за Александром, который после аварии превратился в инвалида. От него тоже отказались жена и дети. Брат ушел из жизни в 1975-м.
Актриса была в форме даже в старости, каждое утро делала зарядку, красиво одевалась и причесывалась. В 85 лет много бегала, много курила и пила много кофе. Прислушиваться к рекомендациям врачей Татьяна Ивановна не желала. На экране она выглядела простоватой растеряхой, а в жизни оказалась педантом и аккуратисткой. Никогда не питалась в столовой, даже на гастролях готовила сама. Работать с Пельтцер, по отзывам коллег, было сложно, потому что она подавляла темпераментом и мощью.
Краткая биография
- В 1920 году началась актерская карьера в передвижном театре политуправления. Юной артистке было всего 16 лет.
- С 1921 по 1923 год актриса сменила несколько театров, нигде долго не задерживаясь. Из театра Моссовета ее уволили «за профнепригодность». Тогда Татьяна Ивановна устроилась работать машинисткой.
- 1927 год – свадьба с Гансом Тейблером. Он был подающим надежды немецким философом и коммунистом.
- В 1930 году Татьяна Ивановна переехала в Германию вместе с мужем. Там она вела жизнь обеспеченной и состоятельной женщины. Однажды она даже оказалась на выступлении Адольфа Гитлера. За границей артистка сыграла единственную роль в постановке «Инга», режиссером которой был Эрвин Пискатор. Вероятно, Пельтцер скучала по родине, поэтому через четыре года развелась и вернулась в СССР.
- В 1934 году актриса снова стала работать машинисткой на заводе, где трудился ее младший брат Александр. Она пыталась вернуться в театр Моссовета, но была снова уволена через два года с прежней формулировкой.
- В 1936 году актриса, разочаровавшись в московских театралах, уехала в Ярославль и служила там в Ярославском драматическом театре им. Ф.Г. Волкова. Долго прожить в провинциальном городе она не смогла и решила вернуться в Москву в 1938 году.
- В 1940 году Пельтцер работала в Московском театре «Эрмитаж». В то время он назывался «Московский театр эстрады и миниатюр». Здесь раскрылся ее актерский талант. Позже, в Великую Отечественную войну всем немцам грозила депортация. За Татьяну Пельтцер и ее родных вступились заслуженные артисты.
- В 1943 году Пельтцер сыграла жену доктора в своем первом фильме «Свадьба». Ее имени в титрах не было.
- С 1947 по 1977 год Татьяна Ивановна работала в Московском театре сатиры.
- С 1949 по 1988 год Пельтцер озвучивала персонажей советских мультфильмов («Три толстяка», «Необычный друг», «Приключения домовенка» и другие).
- В 1950 году актриса окончила университет марксизма-ленинизма при Центральном доме работников искусств, а в 1956 году стала членом КПСС.
- В 1953 году с премьерой фильма «Свадьба с приданым» к Пельтцер наконец пришла всенародная известность. Она сыграла небольшую роль. Ее героиня Лукерья Похлебкина – отрицательный персонаж, объединивший в себе все недостатки старых людей.
- В 1955 году состоялась премьера кинофильма «Солдат Иван Бровкин». В нем артистка сыграла роль матери Ивана, Евдокии Макаровны Бровкиной. В следующем фильме «Иван Бровкин на целине» специально переписали роль для Татьяны Пельтцер, чтобы она была одной из основных. Фильм вышел на экраны в 1959 году.
- 29 марта 1959 года умер Иван Романович. Последние годы он провел вместе с дочерью и был всей ее семьей.
- В середине 1960-х Татьяна Ивановна познакомилась с молодым режиссером Марком Захаровым. Сначала она отнеслась к нему скептически из-за молодого возраста, но после постановки спектакля «Доходное место» изменила свое мнение.
- В 1968 и 1977 году актриса сыграла в фильмах жену сельского участкового Анискина «Деревенский детектив» и «И снова Анискин».
- В 1972 году Пельтцер награждена званием Народной артистки СССР.
- С 1977 года актриса стала служить в театре им. Ленинского комсомола.
- С 1980 по 1988 год Пельтцер сыграла бабушек в трех эпизодах киножурнала «Ералаш».
- В 1989 году Марк Захаров поставил спектакль «Поминальная молитва», где Татьяна Ивановна играла почти без слов. К тому времени у нее начала пропадать память, тексты путались и забывались. В этому же году была последняя роль в фильме «Князь Удача Андреевич».
- Почти весь 1991 год Пельтцер провела в психиатрической лечебнице. Она страдала от мании преследования и почти никого не узнавала.
- В 1992 году Татьяна Ивановна неудачно упала и получила перелом шейки бедра. Она тяжело болела и умерла 16 июля 1992 года в 88 лет. Актрису похоронили на Введенском кладбище.
Последние годы и печальный уход
Проводив в последний путь отца и брата, и оставшись совсем одна, актриса начала быстро сдавать. Ее настигла возрастная болезнь — Альцгеймер. И только благодаря заботливым коллегам и лояльному режиссеру, она ещё продолжала выходить на сцену.
Но вскоре, актриса начала забывать практически все и ей пришлось лечь в больницу. Там Татьяна Ивановна упала и сломала шейку бедра.
Больше на ноги ей встать не удалось. А в лежачем полузабытом состоянии Пельтцер прожила недолго. Она ушла на 88 году жизни. Инфаркт случился во сне.
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.
Личность
Два капитана (1955)
Впрочем, и сама актриса ангелом не была. Рано пристрастилась к курению, любила собрать актерскую братию за преферансом. У себя угощала особыми «квадратиками» — что-то вроде печенья, которое пекла ее домработница. К ним подавалась красная икра и кофе.
Еще со времен жизни в Германии Татьяна Ивановна имела особое пристрастие к хорошему костюму и еде. Для первого у нее была своя модистка, а еще она никогда не питалась в столовых, а готовила сама. У плиты стояла вместе с домработницей, к которой относилась как к дочери. Та не раз давала теплые сердечные интервью уже после смерти актрисы.
Пельтцер никогда не покупала молотый кофе — только сырые зерна, который сама обжаривала и молола. Уже в пожилом возрасте актриса сдружилась с Ольгой Аросевой. Та вспоминает, как Татьяна Ивановна звонила ей по утрам и властно приказывала не завтракать, а срочно бежать к ней — уже все готово. Вместе они кофейничали с теми самыми «квадратиками» с икрой, а потом отправлялись на службу.
История появления семьи Пельтцер в России
Первого представителя в России немецкой дворянской семьи Пельтцер, как ни странно, звали Наполеон. Да-да, своим именем он был обязан тому самому Бонапарту. Дело в том, что когда тот завоевал земли Западной Пруссии, отец нашего Наполеона сумел на этом прилично заработать, купив за бесценок церковные земли. Сынок, правда, часть состояния промотал где-то в Европах и вернулся к отцу за добавкой. Тот не понял его, дал немного денег и выслал вон.
Так Наполеон Пельтцер почти с дырой в кармане добрался до России. Но тут ему повезло, тех денег хватило, чтобы открыть небольшое дело по производству тканей, которое постепенно раскрутилось. Пельтцерам тогда даже удалось восстановить свое дворянство.