Вия артмане
Содержание:
- Вия Артмане:»Не бойтесь постареть»
- Личная жизнь
- Фильмы
- Неполная фильмография
- Вия Фрицевна Артмане
- Настоящая причина смерти паночки
- Бог Вий в северной традиции гадания и магии
- Легенды славян
- Актриса Вия Артмане
- Кто это такой в славянской мифологии?
- Наталья Варлей
- Первое впечатление
- Мистические факты
- Вечный образ Вия
- Былые заслуги не в счет?
- Праздники, посвященные божеству
- Дело в манерах
- Вий — мудрец с пламенным взором
- Особенности внешнего облика
- Оберег – символ Бога Вия
Вия Артмане:»Не бойтесь постареть»
«Латвийская королева» Вия Артмане стареет так же красиво и по-европейски элегантно, как живет. За последние годы она пережила два инсульта и инфаркт, но вы, увидев ее, ни за что об этом не догадаетесь
70-летняя актриса выглядит царственно, шутит остроумно, привлекает всеобщее внимание
— Вы продолжаете работать в театре?
— Я долго продолжала работать в Латышском художественном театре — это тот самый театр, в который я пришла 20-летней актрисой. Театр переехал в новое здание, похожее на спортивный дворец. В нем мне не хватало тепла и уюта старого маленького театра. Старое здание нуждается в капитальном ремонте, но, боюсь, если его тронут, оно развалится.
Сейчас я уже не работаю. Два сезона у меня не было ни одной крупной роли, я не хотела дежурить и решила отойти в сторону. Потом мне предложили сыграть «Пиковую даму» в своеобразной, очень сложной интерпретации, построенной на воспоминаниях и подсознании. Этот спектакль — попытка разгадать тайну актеров нашего поколения. Чтобы поставить его, режиссер встречался со многими пожилыми людьми. И, оказывается, живы еще, кто помнит мою Джульетту. А это было в 55-м году! Джульетту я, правда, сыграла, как бог мне дал: мастерство почти Михалкова, талант сомнительный…
Пиковая дама разговаривает во сне. Герман наблюдает и видит, как старуха становится юной Джульеттой. Прошлое и настоящее переплетаются, это очень ностальгический спектакль. Там есть очень нахальный эпизод: Германа я буквально изнасиловала. В эстетическом порядке или, скорее, пластическом… Молодой актер был замечательный — он терпел все.
Но мне очень трудно было создавать это каждый вечер. В моем возрасте опасно манипулировать такими вещами. Теперь я свободный художник. Иду вперед смело и уверенно. У меня есть на это право, в жизни я многое сказала и сделала. Знаете, есть актеры, которые летают, а есть — которые всегда на земле и мечтают летать. И бывает, когда собираешься взлететь, эти люди цепляются за твои ноги и держат.
— Вы болезненно пережили разрыв Латвии и России?
— Да, Латвия для меня мала, мне не хватает пространства, я не привыкла так узко жить. От общения с русскими я преобразилась. У русских открытая душа, уникальное восприятие человека. Латыши другие. Русские очень близки мне, несколько лет назад я даже приняла православие.
Сейчас трудная жизнь, легко можно обижаться, огорчаться, быть вечно недовольным, несчастным. Но это не выход. Терпение — вот что главное. Это очень острое оружие.
Моя внучка мне говорит: «Ну вот опять зима, снова придется дрова таскать (в моем домике печка, какие, наверное, остались только в музеях). Вот жила бы ты в Америке, у тебя был бы такой дворец…» — смеется. — А у меня избушка со ставнями, которые надо снять и перекрасить, чтобы не позорить власть свободной Латвии.
— Вы такая жизнелюбивая, жизнерадостная. Это от природы или у вас есть какой-нибудь секрет?
— Я очень верю в гены. У меня был молодой отец, 19-летний, из прибалтийских немцев. Он был здоровый человек, которому все в жизни нравилось. Нет у меня секретов — просто восприятие жизни такое… А молодость сохранить нельзя, стареть — это естественно, это красиво. Каждая морщинка — драгоценность, свидетельство опыта. Не надо оперировать морщины, ими надо любоваться. Вот я подхожу утром к зеркалу и смотрю — а не прибавилась ли еще одна?
Очень важен добрый взгляд на людей, даже на тех, кто вас не любит. Их надо жалеть, они ведь очень многое теряют. Они не соображают: вот я исчезну, и им станет скучно, им будет меня не хватать.
Когда становится трудно, я иду в церковь и говорю духовному отцу: «Помогите, у меня злость возникла внутри». — «На кого?» — «Да на всех». Он говорит: «Помолись». И я молюсь, и мне очень помогает.
— Одна из самых ярких ваших ролей — Джулия в фильме «Театр». Вам близка эта героиня?
— Джулия близка всем, и вам тоже, я вас уверяю. Такую женщину каждый мужчина хотел бы иметь рядом. Хотя она и негодяйка, но негодяйка очаровательная. Но прежде всего Джулия — человек очень честный по отношению к себе, к своим недостаткам, и в этом ее прелесть. Она честно анализирует себя, свои проделки, романы, при этом она очень изысканная и, я думаю, ранимая. Она привлекательна, потому что честна. Дай бог каждой женщине быть такой честной.
Татьяна ВИКТОРОВА
Личная жизнь
Мужем Вии Артмане стал знаменитый латвийский актер Артур Димитерс, который был намного старше своей супруги. После смерти мужа актриса неоднократно признавалась, что была не счастлива в личной жизни. Актриса вышла замуж не по любви, и единственное хорошее, что Вии подарила семейная жизнь – это дети.
Евгений Матвеев и Вия Артмане (кадр из фильма «Родная кровь»)
Сын Каспар Димитерс 1957 года рождения стал популярным музыкантом, автором либретто к рок-опере «Парижская Богоматерь». Дочь Кристиана Димитере – художник-иллюстратор и мультипликатор, родилась в 1965 году от внебрачной связи актрисы с актером Евгением Матвеевым. Имя родного отца дочери Вия Артмане открыла сыну Каспару перед смертью.
Вия Артмане в разные годы выпустила три книги-воспоминания: «Vija Artmane», «Сердце на ладони» и «Зимостойкие. Мгновения моей жизни». Незадолго до смерти актриса приняла православную веру и изменила имя на Елизавета.
Фильмы
В кино Вию Артмане пригласили, когда та уже состоялась как театральная актриса, сыгравшая большие роли в нескольких классических спектаклях. Кинематографическая биография для Вии началась с драмы «После шторма» и фильма о литовском революционном движении «За лебединой стаей облаков».
Вия Артмане (кадр из фильма «За лебединой стаей облаков»)
В 1958 году завершились съемки фильма «Чужая в поселке», где Вия Артмане перевоплотилась в молодую энергичную руководительницу рыболовного завода. Через два года актриса сыграла подпольщицу, участницу революционного движения Латвии в кинокартине «На пороге бури».
Киноленты получили признание специалистов и зрителей, но настоящая популярность во всесоюзных масштабах к Артмане пришла в 1963 году после выхода военной мелодрамы «Родная кровь».
На фоне горя, принесенного Великой отечественной войной, актриса вместе с партнером Евгением Матвеевым показывают трагедию двух влюбленных немолодых людей. Кинолента была удостоена нескольких премий на ряде кинофестивалей, в том числе награды «За воплощение гуманизма в киноискусстве» на Международном кинофестивале в Аргентине.
Вия Артмане (кадр из фильма «Родная кровь»)
Зрители отмечали невероятную реалистичность настоящих глубоких чувств, сыгранных актерами, и только спустя много лет Вия Артмане призналась, что у них с Матвеевым был совсем не киношный роман. Благодаря участию в этой картине Вия, согласно опросу журнала «Советский экран», была названа актрисой года, а в Латвии Артмане стала национальной гордостью.
В середине 60-х фильмография артистки пополнилась работами в приключенческой киноповести «Ракеты не должны взлететь», драме о послевоенном времени «Никто не хотел умирать». Во второй картине партнерами Вии по рабочей площадке стали Казимирас Виткус и Донатас Банионис.
Вия Артмане (кадр из фильма «Туманность Андромеды»)
В 1966 году Артмане появилась в главной роли в мелодраме «Эдгар и Кристина», через год – в героической драме «Подвиг Фархада». В это же время состоялась премьера советского фантастического фильма режиссера Евгения Шерстобитова «Туманность Андромеды», в которой Вия Артмане предстала перед зрителями в образе главной героини Веды Конг. В киноленте последнюю роль в жизни сыграл Сергей Столяров («Цирк», «Садко», «Руслан и Людмила»).
В конце 60-х зрители смогли насладиться игрой актрисы в мелодраме «Времена землемеров», экранизации «Гладиатор», где помимо прибалтийских артистов участие приняла советская актриса Нина Ургант. В шпионским фильме «Тройная проверка» Вия Артмане перевоплотилась в немецкого офицера, в исторической драме «Баллада о Беринге и его друзьях» примерила на себя образ Анны Беринг.
Вия Артмане (кадр из фильма «Мастер»)
Не обошлись без участия актрисы в колхозной драме «Ель во ржи», музыкальной комедии «Подарок одинокой женщине», молодежном фильме «Мастер». В 1978 году Вия Артмане исполнила роль Екатерины II в историческом фильме «Емельян Пугачев», где также сыграли Евгений Матвеев, Тамара Семина, Борис Галкин, Виктор Павлов.
Бенефисом актрисы считается яркая и чарующая роль звезды британской сцены Джулии Ламберт в экранизации романа Сомерсета Моэма «Театр». Режиссер Янис Стрейч начинал создавать этот проект специально для Вии Артмане. Картина латышской киностудии, в которой вместе с великой актрисой снимались звезды – Ивар Калныньш и Раймонд Паулс, моментально стала популярной по всему Союзу.
Вия Артмане в роли Джулии Ламберт (кадр из фильма «Театр»)
По количеству повторов по различным телевизионным каналам может быть приравнена к популярным советским лентам. Интересно, что зрители в драме «Театр» слышат не голос Артмане, так как главную героиню озвучила актриса Антонина Кончакова.
В 80-е годы актриса снималась реже, но роли ей доставались не менее интересные. Так, в 1986 году на телевидении стартовал показ сказки «Тайна Снежной Королевы», где актриса примерила на себя образ Госпожи Осени. Актерский состав детского фильма оказался звездным, в киноленте сыграли Алиса Фрейндлих, Олег Ефремов, Леонид Ярмольник, Сергей Проханов. В экранизации Валерия Тодоровского «Катафалк» актриса предстала в роли пожилой вдовы, желающей поскорее выдать дочь Машу (Ирина Розанова) замуж.
Вия Артмане в роли Екатерины II (кадр из фильма «Золотой век»)
В 2003 году Вия Артмане сыграла последнюю роль в кино – актриса вновь предстала в образе императрицы Екатерины II в детективе Ильи Хотиненко «Золотой век». В память о вкладе актрисы в развитие мирового кинематографа на кинофестивале «Балтийская жемчужина» был учрежден приз имени Вии Артмане.
Неполная фильмография
- : Вступление в жизни ( Вступление, Vstouplenie ) от Игоря Talankine : сосед
- : Никто не хотел умирать ( Niekas nenorėjo mirti ), Витаутас Жалакявичюс : Она
- : Purva bridējs по Лейманис : Kristine
- : Туманность Андромеды ( Туманность Андромеды ) Евгения Черстобитова (ru) : Veda Kong
- : Время геодезистов ( Mērnieku laiki ) Волдемара Пуце : Лиене
- : Театр ( Театрис ) Яниса Стрейча : Юлия Ламберт
- : Les Farces d’Emil ( Эмила Недарби ), Варис Брасла, менеджер хостела
- 1 987 : Моонзундский (RU) ( Моонзунд ) от Aleksandre Муратов (рус) : владелец книжного магазина
- : Только для сумасшедших людей из Арво Iho
- : Любовь из Валерия Тодоровского
Вия Фрицевна Артмане
Семья:
- муж — Артур Димитерс (1915-1986), актер театра;
- сын — Каспар Димитерс (1957), музыкант;
- дочь — Кристиана Димитере (1965), художник.
Семья Вии Артмане: муж Артур Димитерс, сын и дочь
К сожалению, в отличие от театральной, ее личная жизнь не была счастливой. Рассказывает Вия Фрицевна: «Мой муж — мы играли с ним в одном театре — был очень ревнивым.
Потому что был очень грешным, между прочим. Еще до меня. Я была на много лет моложе его. Он не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась.
Да… Судьба у меня вообще удалась. Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей.
Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было. Могу сказать об этом совершенно откровенно. Бог простит».
Вия хотела уйти от мужа, настолько ей казалось тяжелой жизнь вместе. И все-таки с Артуром Диметерсом Вия прожила 27 лет. Как бы там ни было, без своего мужа она не стала бы такой великой актрисой. Когда его не стало, она сильно сдала.
Евгений Матвеев
Артмане дебютировала в кино в 1956 году в фильме «После шторма». Но настоящей звездой всесоюзного масштаба латышскую актрису сделал фильм «Родная кровь», в котором она снималась с Евгением Матвеевым.
Муж закатил страшный скандал из-за того, что она уж слишком правдоподобно сыграла любовь с актером Матвеевым. Артмане терпеливо сносила ругань и побои. Однако муж был недалек от истины. Она любила Матвеева не только на экране.
Вия Артмане и Евгений Матвеев в фильме «Родная кровь»
О своем сумасшедшем романе с ним Вия Фрицевна рассказала лишь спустя много лет. Все это время актриса скрывала страшную тайну от своей дочери Кристианы. Лишь когда той исполнилось тридцать лет, мать призналась, что Матвеев — ее настоящий отец.
С дочерью Кристианой
В то время Евгению Матвееву так же было нелегко, он хотел уйти из семьи. Но Вия и Евгений условились — рушить свои семьи они не станут, она — ради сына, а он — ради своих двоих детей. Уже в старости, когда мужа не стало, Вия встретила Матвеева в Москве.
Он предлагал ей переехать в столицу России. Говорил, что она сможет жить у него на даче, если захочет. Но она не согласилась.
Дети Вии Артмане
Дети Вии Артмане: сын Каспар Димитерс и дочь Кристиана Димитере
Жизнь королевы
С годами об актрисе забыли. Похоронив мужа, она мечтала спокойно дожить свой век. Но у судьбы были свои планы. Власти Латвии, после принятия в 90-х закона о реституции, у нее отобрали квартиру в центре Риги. Она вынуждена была переехать к себе на дачу и жить в скромном домике в пригороде столицы.
Потом дала о себе знать давняя болезнь: на ногах стали появляться страшные трофические язвы. Врачи разводили руками, они не знали, как их лечить. Ее мучили настолько страшные боли, что от них она даже теряла сознание. В последние годы жизни актриса испытывала большие финансовые трудности.
Но она никогда не жаловалась на судьбу, оставаясь сильной женщиной. После выхода на пенсию она жила настолько скромно, что это существование можно было назвать бедностью.
Квартплата в два раза превышала пенсию одной из самых популярных актрис советского кино. В 2002-м актриса снялась в роли императрицы Екатерины II в фильме российского режиссера Хотиненко «Золотой век». Это была одна из последних ее работ в кино.
Вия Артмане скончалась 11 октября 2008 в г. Стренчи (Латвия) на 80-м году жизни. Незадолго до смерти крестилась в православную веру под именем Елизавета. Выходит, что родилась в нищете, жила как королева, известная всему миру, и умерла снова в нищете!
Об актрисе сняты документальные фильмы «Разговор с королевой»(1980), «Обидеть королеву. Вия Артмане» (2007) и «Вия Артмане. Королева в изгнании» (2008).
Вия Артмане: биография (видео)
Настоящая причина смерти паночки
После того как народ повел на казнь Настусю, Джонатана освободил местный старик Евтух. Грин в свою очередь спас Петруся от самоубийства и вдвоем они решили спасти Настусю. Но для начала ученый открыл заколоченную церковь и нашел там нетленное тело паночки. Здесь же он встретился с бурсаком Хомой Брутом, который год ходил в овечьей шкуре.
Грин уверен, что это он надругался над паночкой, а потом пугал местных. Но все было конечно не так. Хома стал тем случайным парнем, которого загадала паночка. По традиции день Ивана Купала единственный в году, когда официально разрешается заниматься сексом с кем угодно. Это праздник плодородия, а как его еще отметить, если не засевом семени?
Потому-то паночка по фильму вообще могла не быть ведьмой, а контакт с силами получила на эмоциональном пике в момент своей гибели. А так как сам праздник Купалы это день силы, то и сила на стороне паночки оказалась мощная. К тому же старые боги вступили в войну с новой религией. Правда, Хома Брут сделал не очень добрую услугу паночке, но это уже детали.
Кадр из фильма «Вий»
Бог Вий в северной традиции гадания и магии
Реза Бога Вия – состоит в северной системе гадания и магии «Славянские Резы Рода». Реза имеет такое же изображение и начертание, что и символ (оберег) – Всевидящее Око.
Номер резы – 9
Гадание. Вопрошание Бога.
Появление Резы Бога Вия обращает внимание Спрашивающего на то, что тот стоит на краю обрыва, а связи с Правью утрачены. Это предупреждение, что человек делает что-то не так, где-то путь его свернул с верной дороги и устремился куда-то в Навь, а надобно – в Правь
Даёт совет: следует очистить свою душу. Чтобы найти правильный путь, понадобится приложить много усилий, от которых не стоит отказываться.
Верный знак нахождения правильного пути – это внезапный приход полосы везения и удачи.
Магия. Когда приглашают Бога Вия.
В магических обрядах избегают специально звать Бога Вия, обращать к нему обряды. Суров этот Бог и не любит, когда его тревожат. Он — хранитель Магии, но не раздаёт её понапрасну. Но за оберегом Бога Вия силу знают — уберечь в Яви от неправедных поступков. Те ведающие, которые ходят между Мiрами, непременно знак Бога Вия с собой берут, как помощника и защитника. Ведь Вий – древний Бог магии, который обучал самого Велеса!
Плели также наузы, обращаясь к Батюшке Вию в тех случаях, когда очень нужно было преградить путь дурному намерению, остановить нападки, чужие умыслы. Поэтому узелок завязывали, да заговор наговаривали на того человека, от которого поберечься хотели. Науз Вия «Мёртвый узел» называется – служит мощнейшим барьером от недоброго люда.
В разделе «Славянские Резы Рода»: знания про то, как, где и зачем Бог Вий встречается в северной магической традиции, волошбе да гадании.
Легенды славян
Древние славяне считали Вия сильнейшим и непобедимым чудовищем. Действительно, в мифологии славян не найти ни одного описания о том, что кто-то смог победить Вия.
Вий управлял тьмой и тёмными воплощениями всех стихий.
В слугах у божества была нечисть, без которой он, в прямом смысле не мог смотреть на окружающих – нечисть чёрными калёными вилами поднимала ему веки. По легенде, виной неподъёмных век Вия – проклятье Сварога, которое послали на голову побежденного Чернобога, когда длилась Изначальная Битва.
Если человек хоть раз взглянул на Вия – это означало верную смерть. Это божество взглядом могло превратить в пепел деревню или целый город.
В славянских мифах описано несколько дорог, по которым можно попасть в Навь – подземное царство. Говорят, после смерти души идут по мосту через речку Смородину. Иногда её называют рекой Берёзиной, Пучай рекой или Огненной. Перейти по мосту через реку, которая разделяет Явь и Навь может только умерший, живому человеку это не по силам.
В былинах описывается перекрёсток межда двумя мирами и входом в подземный мир. Правда, если двери между мирами открыты – любой перекрёсток может стать волшебным. Ещё в Навь можно попасть через Древо Мира, если идти от ствола к корням.
После моста души должны пройти очищение в Пекле (чтобы заново родиться на земле). Очищением как раз и занимается бог Вий.
Строчки из книги «Бог Вий хранитель Душ у славян» подтверждают занятие и предназначение мифического чудища.
«Навь облюбовал Вий, когда Род поручил Ему важное дело – очищать души, пришедшие в Навь. Чистят души пламенем в особом месте – Пекле
Все мучительное, ненужное, тяжелые воспоминания, привязанности, зависимости от обжигающего огня покидают душу навсегда!
Чистят души пламенем в особом месте – Пекле. Все мучительное, ненужное, тяжелые воспоминания, привязанности, зависимости от обжигающего огня покидают душу навсегда!
Затем душа еще какое-то время пребывает в очищенном состоянии в Нави, но уже в другом месте, где загробный Судья определяет ей срок пребывания и исхода из Нави. И выходила уже душа, целиком очищенная от Кривды и Лжи, только так она может далее двигаться по пути к Прави!»
Актриса Вия Артмане
Имя при рождении: Алида Фрицевна Артмане. Родилась 21 августа 1929 года в Кайве, Тукумский уезд, Латвия. Умерла 11 октября 2008 (79 лет). Народная артистка Латвийской ССР, Народная артистка СССР. Приняла православие, взяв имя Елизавета. — Лев.
Слава Артмане не знала границ! Но здесь мы не будем говорить о ее творчестве и фильмографии. Посмотрим как складывалась ее необыкновенная судьба.
Она по праву считается одной из самых утонченных артисток отечественного кинематографа, особенно ей удавались на экране как аристократические натуры, так и душевные лиричные героини.
Кто знал актрису лично, говорят о ее деликатности в общении. Кто бы мог подумать, что она была отнюдь не «голубых кровей». Давайте приоткроем занавес …
Настоящее имя актрисы — Алида. Она родилась в деревне, в семье крестьян. Мать — Анна, полька. Отец — Фриц, из прибалтийских немцев. Когда ему было 19 лет, он умер от несчастного случая за 4 месяца до рождения дочери.
Мать с грудным ребенком — Алидой скиталась по разным углам, затем батрачила у зажиточных крестьян. В 10 лет мать отдала Алиду в пастушки, пять лет она работала пастухом.
Когда Алида училась в школе, она хотела стать юристом, «Чтобы наказывать злых людей и оправдывать добрых», но волшебство кино и театра ее притягивало больше.
Когда девушке исполнилось 15 лет, они с матерью осели в Риге. Здесь мать устроилась работать уборщицей на радио, а Алида стала ее помощницей. Как же было трудно жить на эти гроши: покупать еду, одежду и книги. В Риге они жили в крохотной комнатке с низким потолком, похожей на чердак.
Чемодан служил письменным столом. В одной из рижских танцевальных школ Алида училась танцам. Потом ее увлек театр и она вопреки всему поступила в драматическую студию при Художественном академическом театре им. Я. Райниса (здесь она проработает 50 лет!) Она поменяла свое имя на более звучное — Вия и начала новую жизнь.
Кто это такой в славянской мифологии?
Вий – царь подземного мира, если взглянуть на него – можно умереть. Глаза божества закрыты большущими веками и ресницами, которые чудище не может поднять без помощи его служителей – нечистой силы.
В славянской мифологии Вия считали Хранителем Душ, которые ушли в мир иной – Навь – преисподнюю. Славяне относились к божеству с почтением и благодарили, за то, что он помогает душам возрождаться и очищаться от всего плохого.
Этнографы говорят, что именно от этого бога пошло поверье о сглазе и порче — о том, что от недоброжелательного взгляда всё умирает и портится.
Есть предположение, что имя бога произошло от украинской слова «вії», которое переводиться как – «веки». Некоторые считают, что имя Вия от слова «виться» и сравнивают образ божества с растением: ноги овивают корни, а всё тело в засохших кусках земли (Гоголь его описывал также).
В мифологии древних ирландцев есть схожее с Вием божество – Балор. Бог смерти с одним глазом, веки которого тоже поднимали слуги. Балор руководил демонами и от его взгляда также можно было умереть.
Наталья Варлей
После ухода Завьяловой режиссеры бросились срочно искать другую актрису на главную женскую роль. Появиться на пробах согласились Жанна Болотова и Наталья Варлей, однако по странному стечению обстоятельств Болотова вдруг заболела. Было решено утвердить Варлей – юная актриса не боялась ни гробов, ни мистики. Кроме того, Наталья Варлей обладала хорошей физической подготовкой, что также сыграло большую роль.
Для съемок «Вия» было изготовлено три гроба: первый, статичный, в котором Варлей и провела больше всего времени. Помимо самих съемок, актриса (на тот момент она была студенткой Щукинского) лежала в нем и в перерывах, пока меняли свет, и готовилась к зачетам.
Кадр из фильма «Вий», киностудия «Мосфильм», Константин Ершов, Георгий Кропачёв, 1967
Второй гроб был закрытым и маленьким, именно его двигали сотрудники с помощью обыкновенных веревок. А в третьем гробу Панночка летала по церкви. Варлей приходилось стоять во весь рост – в основание гроба был вмонтирован штырь, к которому и пристегивали актрису. Такие полеты проходили на высоте 15 метров! В один из съемочных дней чуть не произошел несчастные случай – у актрисы закружилась голова, а страховка так некстати подвела, и Варлей выпала из гроба. Избежать трагедии удалось чудом – девушку поймал Леонид Куравлев.
Несмотря на то, что жизнь актрисы сложилась не так трагично, как у ее предшественницы, на сегодняшний день Наталья Варлей живет одна с кошками (их число достигало 14). Обрести любовь артистка так и не смогла, хотя и была трижды замужем. Первым супругом стал известный режиссер Николай Бурляев, от брака с ним юную Наташу отговаривали все друзья, и вскоре супруги развелись. Второй раз Варлей вышла замуж за своего однокурсника Владимира Тихонова, однако он вскоре стал злоупотреблять алкоголем, и пара рассталась спустя несколько месяцев брака. Третий, и последний раз Наталья вышла замуж за бизнесмена Владимира, но и этот брак продержался недолго.
Первое впечатление
Среди латышских имен со славянскими корнями интересным вариантом считается имя, которое переводится как «ветерок». Его звучание такое же воздушное, как и название. Латинский перевод звучит как «огненная». Приступаем к изучению значения имени Вия.
Этим дамам, которых также можно назвать Вивьен, свойственны проявления смелости и независимости. В детском возрасте Вия своевольничает и слишком любознательна. Время идет, и девочка все более приобретает задатки лидера. Ей нравится быть в центре внимания, управлять людьми.
По значению имени Вия его обладательницам свойственны проявления таких особенностей нрава:
- решительности;
- ответственного отношения к работе;
- находчивости;
- умения быстро реагировать в определенной ситуации.
Этой девушке редко необходима поддержка. Но и она не спешит помогать всем. Для такого поведения Вия должна видеть, что человек представляет интерес.
Мистические факты
За фильмом прочно закрепилась дурная слава, росли слухи о порче, проклятии и злом роке. Все это неспроста, ведь неудачи преследовали не только трех главных участников фильма.
- Спустя два года после смерти Александра Птушко скончался оператор Федор Проворов, он, как и Птушко, не дожил до своего дня рождения месяц.
- В 1973 году скончался не только Птушко, но и Степан Шкурат. Роль Явтуха в «Вие» для него стала последней.
- Актер Алексей Глазырин, сыгравший в «Вие» сотника, скончался в 1971 году в возрасте 48 лет от остановки сердца.
- Съемки фильма проходили в Илецком монастыре в Чернигове, в поселке Седнев. Ряд сцен снимался в деревянной церкви Пресвятой Богородицы села Горохолин. 20 февраля 2006 года церковь сгорела дотла.
- На роль старой Ведьмы не удалось найти женщину – все актрисы отказывались еще на стадии проб из-за суеверия. Поэтому Ведьму сыграл актер Николай Кутузов. Во время съемок Кутузов начал злоупотреблять алкоголем, хотя до этого он даже не выпивал. Свою тягу к спиртному он объяснял страхом перед нечистой силой и «дьявольской ролью».
Вечный образ Вия
Шли годы, менялась вера, а образ Вия всё равно не покидал народного сознания. Со временем повелитель мёртвого царства перестал быть богом и даже сменил имя. В украинских поверьях есть истории, будто 29 февраля власть над миром принимает Святой Касьян. На что ни глянет он – всё в лёд обращается, как ни вздохнёт он – всё тут же замерзает. А в старинных летописях есть ещё одна отсылка к Вию. Согласно преданиям, половецкий хан Буняк мог убивать одним только взглядом. С лёгкостью мог он даже безоружным уничтожить целый отряд воинов, которые оказывались перед его взором.
Но если мы вновь обратимся к славянской мифологии, то не найдём ни единого упоминания о том, что Вий убивал людей. Пугал – да, но убийцей бог не был. Кстати, даже в гоголевском «Вие» Хома Брут умирает от страха, а вовсе не от смертельного взгляда монстра, появившегося перед ним. С другой стороны, именно за Вием следуют полчища нечисти, которая может нанести вред человеку. Он – своего рода полководец тёмной стороны мира.
Вот таким необычным оказался Вий в сказаниях и самых разных их интерпретациях. Какой же он: мудрый или ужасающий, величественный или отвратительный? Мне кажется, в нём сочетаются все эти качества, ведь сложно найти более противоречивого тёмного бога славянского пантеона. Вот и получается так, что Вия можно назвать одновременно и устрашающим монстром, и очищающим пламенем, и хранителем душ умерших.
Былые заслуги не в счет?
Она снималась в фильмах практически каждый год, до того момента, пока Латвия не стала «независимой». Я очень хорошо помню эти дни, так как в самый трудный момент новейшей истории Латвии жил в Риге. Много тогда было душевных терзаний, надежд на лучшее будущее. Вот только до простых людей новым латышским властям не было дела. Все это почувствовала на себе мать-Латвия — Вия Артмане. У ее рижского дома нашелся владелец, актрису выселили, и она переехала на небольшой хутор в 40 километрах от Риги. Трудно ли ей было вести сельский образ жизни? Вряд ли — все это она уже проходила в 30-е годы ХХ века.
Вскоре случилась еще одна беда — сын пристрастился к наркотикам. По ее просьбе его окрестили в православие, желая спасти, сама Вия тоже крестилась, взяв себе имя Елизавета. А последняя роль, которую ей довелось сыграть, — роль императрицы Екатерины II в фильме Ильи Хотиненко «Золотой век» (не путать с режиссером Владимиром Хотиненко).
Этот фильм вышел на экраны в 2003 году. А дальше ее еще раз вспомнили: в год ее 75-летия. Но жизнь матери-Латвии клонилась к закату. Вия Артмане скончалась от четвертого инсульта 11 октября 2008 года. И только после смерти она снова вернулась в Ригу, город, в котором стала королевой театра и кино.
Праздники, посвященные божеству
Отдельных праздников, посвящённых Вию славяне не отмечали. Они обращались к мифическому существу, только когда провожали в мир Нави усопших: просили Вия позаботиться о родственнике и вычистить из него всё злое.
Иногда древние славяне – мужчины – проводили специальные ритуалы, посвящённые божеству.
До начала обряда готовили жертвенный костёр (потому что Вий – покровитель пекла), а перед тем как зажечь огонь, участники обряда зачитывали древнее послание к божеству:
«Страшный и беспощадный бог Вий, ты правитель в мире нижнем, мире подземном, мире жарком. Во власти твоей души наших предков, согрешивших и не прощённых.
Нет тебе равных по силе ни под землей, ни на земле. Взгляд твой поражает навсегда, появление твое зовёт за собой беду. Молим тебя, страшный и беспощадный Вий, пощадить нас и предков наших, простить нам и им прегрешения наши вольные и невольные.
И не держи зла ни на них, ни на нас».
В православной культуре Вия сравнивают с Касьяном-Кощеем, который всё «косой косил». На что посмотрит – то и сдохнет или испортится. День злого Касьяна отмечали 29 февраля, его тоже считали сторожем адских ворот.
Правда работа и Вия, и Касьяна была больше чем, просто присмотр за умершими. Они выискивали ещё и грешников, которые по разным причинам не попали в ад, а должны были бы.
Бог Вий персонаж разных поверий, сказок и повестей, которые дошли до нашего времени. Самые известные из них следующие: «Вий» Николая Васильевича Гоголя, «Бой на Калиновом мосту» и «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» Александра Николаевича Афанасьева.
Дело в манерах
Природа наделила Артмане не только красотой и талантом, но еще и непритворным благородством манер и поведения. Ей столько раз приходилось перевоплощаться в аристократок и королев на сцене, что среди поклонников ширилась легенда о ее дворянском происхождении. Никому и в голову не приходило, что на самом деле Алида Артмане — именно так звучит настоящее имя звезды — родом из бедной крестьянской семьи…
После школы она поступила в драматическую студию при Театре имени Я. Райниса, нынешнем театре «Дайлес». Здесь талантливую студентку заприметил основатель труппы Эдуард Смильгис, которого называют иконой латышского театрального искусства. Именно Смильгис, любивший повторять: «Самые счастливые актеры — те, которые знают настоящую жизнь, самые несчастные — те, кто всю жизнь сидел в мягких креслах», стал ее главным наставником. В 19 лет юная Вия — это имя она взяла себе в качестве сценического псевдонима — уже блистала на сцене в ролях Джульетты, Офелии, английской королевы Елизаветы…
Положил глаз на дебютантку и самый популярный актер театра, любимец публики Артур Димитерс; впрочем, его интерес был не только профессионального свойства. Димитерс был старше Вии на четырнадцать лет и женат на известной художнице, что не мешало ему слыть среди рижской богемы отъявленным сердцеедом. Но ради Артмане он выбросил из головы прочие увлечения, развелся с женой и сделал девушке предложение — которое та со всем уважением приняла. В 1957-м у них родился сын Каспарс.
Вообще, по признанию самой Вии Фрицевны, как раз на уважении их 27-летний брак и держался — да еще на безграничной любви обоих к театру. На сцене супруги составляли идеальный дуэт: например, в пьесе «Елизавета Английская» они играли вместе до самой смерти Димитерса в 1986-м.
После «Родной крови» молва немедленно «поженила» Артмане с Матвеевым. Фото: Public domain
Вий — мудрец с пламенным взором
Очень часто Вия представляют жестоким монстром, однако даже в славянских мифах, где он показан отнюдь не добрым персонажем, показаны разные его стороны. Так, например, именно Вий являлся учителем покровителя магов Велеса. Когда тот был ещё ребёнком, Вий привёл его в Навь, чтобы обучить чёрным искусствам. В итоге Велес стал одним из самых мудрых богов, знающего как светлую сторону, так и тёмную.
Не менее интересно и предназначение Вия. Он находился в Нави не для того, чтобы периодически покидать свой мир и наводить ужас на всё живое. Ещё на заре появления людей великий Род приказал Вию спуститься в подземное царство и очищать в нём души умерших. Один только взгляд Вия был подобен очищающему пламени.
Священным местом Нави было Пекло, где каждая душа проходила очищение – не только от грехов, но и от страданий и привязанностей, тревог и суеты. Лишь пройдя долгий этап освобождения душа могла снова вернуться в Правь. Ссылаясь на это предание, сложно назвать Вия чудовищем или монстром – он больше напоминает служителя верховного божества, выполняя одну из самых важных функций.
Особенности внешнего облика
Значение имени Вия показывает, насколько артистична натура ее обладательницы. Это обстоятельство требует от девушки идеального внешнего вида. Поэтому она тщательно выбирает наряды, любит украшения в виде броских драгоценностей и необычных аксессуаров. Вия старается создать собственный стиль и самозабвенно следовать ему. Иногда она не соблюдает меры и стирает грань между ярким и вульгарным. Поэтому девушке желательно чаще смотреть на себя со стороны и учитывать, по какому поводу подбирать тот или иной наряд.
Изучая характеристику и значение имени Вия, важно сказать, что этот человек «закрыт» от окружающих. Девушка не выставляет свои проблемы на всеобщее обозрение
Вия склонна доверять своей интуиции, а не советоваться с окружающими. Поэтому она все более отдаляется от общества.
Но есть ситуации, которые Вия может решить только с помощью посторонних. Поэтому время от времени она выбирается из своего душевного уединения и общается с внешним миром.
Несмотря на то что девушка обладает мощным интеллектом и богатыми знаниями, она не слишком умело общается с людьми из своего окружения.
Оберег – символ Бога Вия
Знак или оберег Бога Вия называют славяне – «Всевидящее Око». Сразу говорит он нам о том, что это Бог, от глаз, слуха и памяти которого ничто не сокроется. Внешний вид знака – повторяющие друг друга окружности, одна в другой. Небольшие полоски-выступы по краям кругов обозначают неприкосновенность. Это обозначает скрытую и явную силу Вия, его властность, а также его регалию – быть Пастухом душ, когда под зорким, бдительным оком бога никто не укроется.
Оберег «Всевидящее Око» обережет от:
- плохих, нечистых мыслей;
- уныния;
- депрессии;
- пессимизма;
- произвола темных навий и прочих сил;
- обмана или беззакония в вашу сторону.
Оберег «Всевидящее Око» притянет к вам:
- развитие интуиции;
- проницательный ум;
- смекалку;
- сверхъестественное чутьё;
- восстановление утраченных связей;
- добрые отношения с людьми, друзьями;
- доверие родных к вам.
Какие бывают обереги,дающие защиту Вия?
Узнать
Можно много получить от Всевидящего Ока Вия – целеустремленность, понимание истинного чувства справедливости, и даже остроумие, аналитический склад ума, его развитие.
Подробнее об обереге Всевидящее Око смотрите здесь.