Авдюшко, виктор
Содержание:
Детскую мечту не осуществил
Мальчик Витя появился на свет в столице, в бедной семье 11 января 1925 года. Отец, мать и дочка с сыном жили недалеко от вокзала, где трудился глава семьи. Таким образом, у них была возможность иногда помыться в вокзальной душевой.
Парнишка мечтал стать знаменитым лётчиком и прославить свою фамилию. А в 16-летнем возрасте Витя едва не сбежал на фронт, хорошо, что вовремя остановили родители. Парень уже не сколько жаждал героического будущего, сколько хотел быть действительно полезным своей стране.
Вскоре Виктору удалось осуществить свою мечту и стать студентом авиационного университета. Однако во время учёбы его увлекла художественная самодеятельность, и в конце концов Авдюшко понял, что мир кулис его манит куда больше, чем небо.
Сокурсники и педагоги, наблюдая блестящую игру Виктора, настоятельно посоветовали ему сменить профессию.
Личная жизнь
Виктор Авдюшко связывал себя узами брака трижды.
Первая жена – актриса Евгения Тэн. Это был союз двух молодых, подающих большие надежды артистов. Постоянные съёмки быстро развели влюблённых.
В этом браке появилась дочка Танечка. Вскоре после развода Евгения с дочерью эмигрировали в Грецию.
Вторая супруга – эстонка Лийне Орлова, тоже актриса театра и кино. С ней Авдюшко познакомился, работая над фильмом в Прибалтике. Их совместная дочь Маша пошла по родительским стопам и сейчас успешно играет в театре Таллина.
В последний раз Виктор Антонович женился за несколько лет до ухода из жизни на молоденькой гримёрше Ларисе. Внезапная смерть актёра прервала идиллию молодожёнов.
В этом браке появилась на свет третья дочь артиста – Варя. Она выбрала профессию близкую к миру кино – художник по костюмам, и состояла в браке с успешным режиссёром Тимуром Бекмамбетовым.
Детские годы и юность
Родился Виктор Авдюшко в Москве в 1925 году, 11 января. Отец будущей знаменитости работал весовщиком на Киевском вокзале столицы, а мама занималась домом, воспитанием Виктора и его старшей сестры. Жили рядом с вокзалом, очень скромно.
В детстве мальчик даже не думал о творческой судьбе. Он мечтал стать летчиком, повторять подвиги Чкалова и Серова.
Шестнадцатилетний парнишка после начала войны даже пытался сбежать на фронт. Только родители вовремя сумели вернуть сына домой. Так что затея провалилась.
Авдюшко после войны поступил в авиационный институт. Он решил создавать самолеты. Виктор во время обучения принимал участие в студенческих постановках. Театр МАИ славился как одни из сильнейших в столице.
Фактурная внешность обеспечила студенту амплуа строителей новой жизни, героев сильных и самоотверженных. От игры Виктора приятели были в восторге. Они и посоветовали сокурснику пойти в артисты.
В 1945 молодой человек подал документы во ВГИК. Приняли его сразу. Приемная комиссия оценила и фактурность абитуриента, и его умение читать стихи. Он попал в мастерскую Райзмана.
Закончил обучение Виктор Антонович в 1949. С 1948 начались киносъемки. Получением первой, пусть эпизодической роли, Авдюшко обязан своей внешности.
К третьекурснику подошел ассистент Герасимова и предложил сняться в «Молодой гвардии».
биография
Ранние годы
Авдюшко родился у отца, который работал инспектором по весу на Киевском вокзале, и у матери-домохозяйки, которая также вырастила одну старшую дочь. Сначала он учился в Московском авиационном институте , потом бросил его и поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии , где учился у Юлия Райзмана . В 1949 году окончил академию, попал в основной состав киностудии « Мосфильм
Прорвать
Дебютировал на экране второстепенной ролью в фильме Сергея Герасимова « Молодая гвардия» 1948 года . В последующие годы Авдюшко продолжал играть второстепенных персонажей в таких картинах, как « Казаки Кубани» и « Враждебные вихри» . Впервые он появился в « Героях Шипки» 1955 года , когда изобразил русского солдата Оснобишина.
В 1957 году Авдюшко был брошен на главную роль в Швейцер «s тугой узел , адаптированный из рассказа Тендряков . Он изобразил Павла Мансурова, генерального секретаря колхоза- идеалиста , коррумпированного властью своего ведомства. Чтобы фильм вышел на экраны, его пришлось подвергнуть резкой критике, и его название было изменено на « Саша оживает» . Полная версия была выпущена только в 1988 году.
Саммит
Актер снялся во многих фильмах , в течение 1960 — х и начале 1970 — х годов, и не выполняется в пятидесяти до конца своей карьеры, в том числе 1961 Биеннале жюри премии победившего мир ему , который въезжает и 1964 Живые и мертвые , на основе Константина Симонова » роман. Он также работал с иностранными студиями, в основном Восточной Германии «s DEFA : Он играл в Konrad Wolf » s 1958 Sun Искатели и Фрэнк Бейер «s 1963 Голый среди волков . В 1972 году он появился в фильме «А зори здесь тихие» , который был номинирован на премию Оскар за лучший иностранный фильм .
26 ноября 1965 года Авдюшко был удостоен звания Заслуженный артист РСФСР. 28 марта 1974 года ему присвоено звание Народного артиста РСФСР. Был женат на эстонской актрисе Лийне Орловой, от которой у него родилась дочь, будущая актриса Мария Авдюшко-Таска.
В начале 1975 года, работая зимой во Владивостоке над картиной , Авдюшко вошел в холодную океанскую воду для сцены. У него развилась тяжелая эмпиема плевры , от которой он умер семь месяцев спустя. Похоронен на Ваганьковском кладбище .
Мир входящему
Всего за свою карьеру Авдюшко снялся в шести десятках фильмов, и почти везде он играл исключительно положительных персонажей. Актёр обладал располагающей внешностью, которая позволяла ему раз за разом воплощать на экране идеал советского человека: простого, но честного и смелого парня. Таким он предстал перед зрителем в военном фильме «Прощай» и в драме «Наш общий друг».
Пожалуй, главным триумфом в карьере Виктора Антоновича стала военная драма «Мир входящему», в которой он сыграл контуженного немого солдата. Изначально режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов не хотели давать Авдюшко эту сложную роль, но Александр Демьяненко, с которым Виктор водил дружбу, уговорил их дать актёру шанс. В результате Авдюшко доказал, что мимикой и выражением глаз способен передать целую бурю эмоций.
Коллеги по профессии знали Виктора Антоновича как человека безотказного, и эта безотказность в конечном итоге его погубила. В 1973 году Авдюшко простудился на съёмках фильма «И на Тихом океане…», но продолжал входить в холодную воду, поскольку у съёмочной группы был жёсткий график и болезнь ведущего актёра могла сорвать все съёмки. Простуда переросла в двухстороннее воспаление лёгких, которое Авдюшко перенёс на ногах. Толком не долечившись, он поехал на Дальний Восток: режиссёр Юрий Озёров позвал его сыграть маршала Конева в военной драме «Солдаты свободы». Из-за холодной осенней погоды Виктор Антонович снова заболел, заработав гнойный плеврит.
После окончания съёмок актёр всё же занялся своим здоровьем, но было уже поздно: у него развилась аллергическая астма. Сразу после возвращения в Москву Авдюшко был госпитализирован. От малейшей нагрузки он начинал задыхаться, а потому больше не мог работать. 19 ноября 1975 года Виктор Авдюшко ушёл из жизни после продолжительной болезни в возрасте 50 лет.
Фильмография
1948 — Юная гвардия — Сотрудник обкома
1949 — Кубанские казаки — Коневод
1950 — В мирные деньки — водолаз Степан Матвеев
1953 — Вихри агрессивные — Ковалёв
1953 — Адмирал Ушаков — эпизод
1954 — Герои Шипки — боец российской армии Ознобишин
1954 — «Богатырь» идёт в Марто — Колос, инженер
1955 — Урок жизни — Вася
1955 — Дорога — Телеграфист
1956 — Пролог — Фёдорвей
1957 — Они повстречались в пути — Макар Семёнов
1957 — Тугой узел — Павел Мансуров, секретарь райкома
1958 — Искатели солнца (ГДР, нем. Sonnensucher) — Сергей Мельников
1958 — Восемнадцатый год — Иван Гора
1958 — Отцы и детки — Евгений Васильевич Базаров
1958 — Тяжелое счастье — Серёга Гвозденко
1959 — Всё начинается с дороги
1959 — Нахмуренное утро — Иван Гора
1960 — Российский сувенир — Спихнулин
1960 — Чудотворная — Кущин, секретарь райкома
1961 — Сначала века — Прохор
1961 — Мир входящему — Ямщиков, контуженный боец
1961 — Наш общий друг — Прохор Никонович Корниец, парторг колхоза «Рассвет»
1962 — Кое-где есть отпрыск — Матрос
1963 — Вступление — Бобров
1963 — Живы и мёртвые — старшина Шестаков
1963 — Нагой посреди волков — Леонид Богорский, военнопленный
1964 — Город — одна улица — Демидов
1964 — Строгая игра — Алексей Задорожный
1964 — Пока фронт в обороне
1964 — Обычное волшебство — трактирщик
1964 — Где ты сейчас, Максим? (кинофильм) — Григорьич, отчим Максима
1965 — 30 три — водолаз Миша, друг Травкина
1965 — Рабочий посёлок — Григорий Ильич Шалагин
1966 — Прощай — Матвей Подымахин
1966 — Путник с багажом — Чистов
1967 — Звёзды и бойцы — Матрос
1968 — В денек женитьбы — Николай Ильич, старший брат Нюры
1968 — Житие и вознесение Юрася Братчика — эпизод
1968 — Освобождение — майор Максимов
1969 — Денек и вся жизнь — Фёдорвей
1969 — Песнь о Маншук — Суков
1969 — Странноватые люди — Председатель колхоза
1969 — Сюжет для маленького рассказа — Крестьянин
1970 — Когда расползается туман — Пётр Дьяконов, егерь, бакенщик
1970 — Конец атамана — Николай Петрович Суворов, председатель семиреченского ЧК
1970 — Сердечко Рф — Ведерников
1972 — А зори тут тихие — Помкомвзвода
1972 — Странички
1972 — У нас на заводе — рабочий Аников
1972 — Человек на своём месте — Василий Иванович Серов, секретарь райкома
1973 — И на Тихом океане… — Никита Егорович Вершинин
1973 — Нам некогда ожидать — Фёдорвей
1975 — Наездник с молнией в руке — Андрей Дмитриевич
1975 — Когда наступает сентябрь — Евгений Викторович, начальник Нунэ
1975 — Рассказ о обычной вещи — Семенухин
1975 — Ярослав Домбровский — Озеров
1976 — Пока стоят горы — Валентин Васильевич, начальник учебной части
1977 — Бойцы свободы — маршал Конев
Путь в большое кино
Виктор Авдюшко успешно поступил в ГИТИС. Приёмная комиссия сразу оценила внешние данные будущего артиста и его безусловный талант.
Еще будучи студентом, Виктор снимался в массовке некоторых картин и мелькал в крошечных эпизодах. А дебютом стала небольшая роль в «Молодой гвардии» С. Герасимова.
Затем молодого симпатичного юношу заметил И. Пырьев и пригласил в свою картину «Кубанские казаки». После этой успешной работы от режиссёров не было отбоя. Роли правильных, положительных героев с безупречной репутацией и милой внешностью, сыграли с актёром злую шутку.
Виктор Авдюшко и Андрей Петров в фильме «Кубанские казаки», 1949 год
Несмотря на то, что Виктора Авдюшко считали одним из самых снимаемых на киностудии, однотипные работы и приевшееся зрителю амплуа хорошего парня раздражали уже и самого артиста. Но мастера кино не видели в нём других образов.
Опять же, главных ролей Авдюшко тоже не получал и его нераскрытый талант томился под гнётом нереализованности.
Казалось бы, положить этому конец могла картина «Тугой узел», где у артиста наконец-то появилась возможность воплотить на экранах ключевой героический образ. Но и здесь Виктора Антоновича постигла неудача.
Кадр из фильма «Тугой узел», 1956 год
Фильм посчитали идейно вредным, отправили на переделку, а потом и вовсе положили на полку. Картина увидела свет уже после смерти Авдюшко.
Гром и молния
Отразилась смена акцентов и на названии проекта: «Саша вступает в жизнь». Но даже с такими переделками фильм вышел ограниченным тиражом.
Увидели картину в первоначальном варианте только спустя два десятилетия. К тому моменту исполнителя в живых уже не было.
На творческую карьеру актера участие в опальном проекте никак не повлияло. Он продолжил галерею положительных персонажей еще девятью картинами. Доверяли Виктору не только коммунистов.
Он снялся в экранизации классических произведений. Исполнитель стал Базаровым из «Отцов и детей».
В конце шестидесятых к Авдюшко пришла его лучшая роль. Правда, ее зрителям тоже пришлось подождать. В картине Наумова и Алова «Мир уходящему» Виктор Антонович перевоплотился в Ивана Ямщикова, солдата, онемевшего после контузии.
Талант артиста раскрылся всей мощью. Он при помощи самых скупых средств умудрился убедительно сыграть глазами, выразив состояние души обреченного на молчание человека. Такого всплеска драматизма не ожидали и сами постановщики.
Картине предъявили немало обвинений. Создателей упрекали в натурализме, художественном вымысле, клевете на советского солдата. Причиной стала новаторская манера съемки, достоверность показа войны.
Травлю начала Фурцева. Дискуссию проводили в Доме кино. Виновником начала скандала стал сам Виктор. Актер всю ночь провел в компании и пришел навеселе.
Первую половину диспута он мирно спал. Разбудил артиста крик о необходимости наказания создателей картины ремнем так же, как отлупил в фильме немца Авдюшко. Услышав собственную фамилию Виктор Антонович проснулся и пошел к трибуне.
По дороге он вынул ремень и неожиданно для всех сказал, что выпорет самого оратора. Утихомирить разгневанного артиста удалось только Наумову.
Избранная фильмография
- Молодая гвардия (1948) как рабочий
- Казаки Кубани (1949) как конюх
- Враждебные вихри (1953) как Ковалев
- Герои Шипки (1955) как Оснобишин
- Искатели Солнца (1958) как Сергей Мельников
- Отцы и дети (1958) как Сергей Мельников
- Мир входящему (1961) как Ямщиков
- Обнаженная среди волков (1963) как Леонид Богорский
- Введение в жизнь (1963) как Бобров
- Обыкновенное чудо (1964) как трактирщик
- Живые и мертвые (1964) как сержант Шестаков
- Тридцать три (1965) как Миша
- Красный и белый (1967) как моряк
- Освобождение (1970) как Максимов
- А зори здесь тихие (1972) помощником командира взвода.
- Солдаты свободы (1977) как маршал Иван Конев
Болезнь и внезапный уход из жизни
Играя в фильме «И на Тихом океане…», где Виктору Антоновичу приходилось много времени находится в холодной воде, актёр сильно простудился.
Снять нужно было быстро, поэтому дублей делали много и несмотря на болезнь, Авдюшко продолжал выполнять команды режиссёра, чтобы фильм быстрее был закончен.
Недолеченная пневмония не остановила актёра от согласия сыграть в фильме «Солдаты свободы». Ведь героем, которого должен был сыграть Авдюшко, был сам маршал Конев.
Осложнения, полученные в результате длительного нахождение на холоде (съёмки проходили поздней осенью) привели к гнойному плевриту.
В конечном счёте всё обернулось тяжелейшей формой астмы. Сниматься Авдюшко больше не мог. Его положили в больницу, где вскоре Виктор Антонович скончался в возрасте 50 лет.
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.
Виктор Авдюшко — биография
Виктор Авдюшко — Советский киноактёр середины XX века. За свою карьеру снялся в более 60 фильмах. В 1961 году был удостоен международной награды на кинофестивале в Венеции.
Детство и юность актёра
Виктор родился 1.11.1925 в столице СССР — Москве. Первые годы жизни в его биографии ничем не отличались от детства других мальчишек того времени. Игры со сверстниками, небольшие шалости с друзьями, умение ценить и радоваться незначительным вещам. В школе Витя учился хорошо, а после сдачи выпускных экзаменов поступил в Московский авиационный институт.
Фото: Виктор Авдюшко в молодости
В возрасте 24 лет окончил ещё и ВГИК. Именно профессию киноактёра Авдюшко выберет в качестве основной.
Первые роли
Виктор начал сниматься в кино ещё будучи студентом, в 1948 году. Как правило, его героями были положительные персонажи, мужественные и ответственные люди прошедшие годы войны. Но при этом добрые в душе, готовые всегда прийти на помощь и подставить плечо товарищу.
В начале 50-х актёру достаются одни из главных ролей в кинокартинах «Богатырь идет в Марто», и «Дорога», после которых Авдюшко ставиться узнаваем на просторах всего Советского Союза.
Вершина успеха
Роль в фильме «Мир входящему» где Виктор воплотил в жизнь онемевшего солдата Ивана Ямщикова стала одной из самых красочных в карьере Авдюшко. Эта роль будет отмечена двумя престижными наградами международного кинофестиваля, актёру вручат золотую медаль, и золотой кубок. Об Авдюшко станет известно и иностранной публике.
В 60-е на экраны вышли и другие работы со знаменитым актёром, среди которых наиболее массовую известность получили: «Чудотворная», «Рабочий поселок», «Звезды и солдаты».
Неплохо у Авдюшко получались и комедийные роли, примером такой работы может послужить кинокомедия «Тридцать три» где Виктор великолепно передал зрителю образ водолаза Миши.
Сложности с цензурой
Фильм «Тугой узел», выпущенный в 1959, где Авдюшко досталась роль секретаря райкома Мансурова, должен был стать первым большим триумфом актёра. Однако фильм подвергся цензуре и жёсткой критики со стороны контролирующий органов.
Ленту несколько раз переснимали, меняли актёров, убирали наиболее острые темы. В итоги картина потеряла былую привлекательность, да и в прокат вышла ограниченным тиражом.
И только в 1988 году, уже после смерти актёра, картина «Тугой узел» будет восстановлена в первозданном варианте, и показана по телевидению.
Личная жизнь
Виктор был женат на актрисе Эстонского происхождения Лийне Орловой. У него родилась дочь — Маша.
Мария Авдюшко пошла по стопам родителей, и на сегодняшний день является ведущей артисткой Государственного Русского драматического театра Эстонии.
Внезапная смерть
В 1975 году на съёмках в тяжёлых погодных условиях актёр серьёзно простудился. Последовавшее воспаление лёгких с осложнениями привело к печальному результату.
Могила Виктора Авдюшко
19 ноября 1975 Виктор Авдюшко скончался.
Избранная фильмография
- 1948 — Молодая гвардия
- 1955 — Дорога
- 1958 — Отцы и дети
- 1961 — Мир входящему
- 1964 — Обыкновенное чудо
- 1972 — А зори здесь тихие
- 1977 — Солдаты свободы
Биография[править | править код]
Виктор Авдюшко родился 11 января 1925 года в Москве. Учился в МАИ. Начал сниматься в кино в 1948 году. Окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии (1949, мастерская Ю. Я. Райзмана). Работал актёром киностудии «Мосфильм». Внешние данные актёра, присущее ему при некоторой суровости облика особое обаяние определили его амплуа. Его герои — внешне сдержанные и мужественные, но добрые и мудрые люди.
Первая большая работа актёра — роль секретаря райкома Павла Мансурова в фильме М. А. Швейцера «Тугой узел» (1957) по одноимённой повести В. Ф. Тендрякова. Работа в этом фильме дала актёру возможность раздвинуть жёсткие рамки амплуа, расширить творческий диапазон. Однако фильм в том виде на экраны не вышел, и лишь в 1988 году картина была восстановлена и в 1989 году впервые показана по телевидению в первоначальном варианте.
В кино Виктор Авдюшко играл простых русских людей, на которых держится жизнь, причём среди более шести десятков сыгранных им ролей, кажется, не было ни одной отрицательной. Персонажи Авдюшко — это люди, преодолевшие войну, налаживающие мирную жизнь. В ролях Авдюшко скупость и строгость выразительных средств сочетались с глубокой внутренней наполненностью образов.
Самой крупной его работой в кино стала роль в фильме А. А. Алова и В. Н. Наумова «Мир входящему» (1961); Золотая медаль и «Золотой кубок» на Международном кинофестивале в Венеции в 1961 году. Виктор Авдюшко сыграл онемевшего от контузии солдата Ивана Ямщикова. Актёру пришлось строить образ самыми скупыми выразительными средствами — одни глаза выражают состояние души этого человека, обречённого на молчание. Одной из лучших работ актёра считается роль Базарова в фильме «Отцы и дети» (1958).
Среди других работ актёра — роли в фильмах: «„Богатырь“ идёт в Марто» (1954), «Дорога» (1955), «Чудотворная» (1960), «Рабочий посёлок» (1965), «Звёзды и солдаты» (1967). Способность актёра играть разноплановые роли подтвердил образ водолаза Миши в комедии «Тридцать три», где Авдюшко отнюдь не потерялся в ансамбле знаменитых комедийных артистов.
Виктор Авдюшко умер 19 ноября 1975 года от осложнений после воспаления лёгких, полученного на съёмках фильма в тяжёлых условиях. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (37 уч.).