«вокзал для двоих»: актеры, интересные факты

Последние статьи

  •   Кто придумал McDonald’s: От небольшого ресторана для автомобилистов до империи фастфуда 11.12.2021, 22:04
  •   Какой самый дорогой подарок получила дочь Филиппа Киркорова к 10-летнему юбилею 11.12.2021, 19:51
  •   Чем мыли волосы советские женщины, и Какие секреты оставили нам модницы из СССР 11.12.2021, 18:24
  •   Как перфекционизм погубил «величайшего кутюрье Запада»: Чарльз Джеймс 11.12.2021, 16:45
  •   Как на юге Руси на ведьм: Инквизиция по-украински 11.12.2021, 14:38
  •   Как складывается неэкранная жизнь актрисы, сыгравшей Катю в фильме «Бумер»: Яна Шивкова 11.12.2021, 12:54
  •   Почему актриса, сыгравшая прекрасную принцессу Лею в «Звёздных войнах», не любила свою роль: Кэрри Фишер 11.12.2021, 11:45
  •   О каких ошибках жалеет звезда сериалов Денис Матросов, и с кем он нашел свое счастье после двух разводов 11.12.2021, 10:29
  •   Роман с Собчак, попадание в Книгу рекордов Гиннесса и другие факты о танцовщике Евгении Папунаишвили 11.12.2021, 09:05
  •   Как Пикассо рисовал Дон Кихота, и Чем его герой отличался от канонического персонажа 10.12.2021, 22:21

Все статьи

Тандем с Эльдаром Рязановым

Вадим Алисов за работой | Фото: vokrug.tv

Фильм «Ирония судьбы…» был первым опытом многокамерной съемки. Главным оператором был Нахабцев. Но поскольку картина одновременно снималась с трех камер, за одной из них я и сидел. Кино – это все-таки обман. И двухкомнатная «квартирка», в которой разворачивается основное действие фильма, занимала 600 квадратных метров павильона на «Мосфильме»: сама квартира, кухня, ванная, лестничная площадка, лифт, да еще оставалось место для маневра камер. После «Иронии» был «Гараж». А потом, когда Нахабцев то ли не смог работать с Рязановым, то ли еще что-то произошло, он ему порекомендовал меня

Оператор, режиссер и актеры на съемках фильма *Вокзал для двоих*, 1982 | Фото: vivatkinorussia.ru


На съемках фильма *Вокзал для двоих*, 1982 | Фото: liveinternet.ru

Заключительную сцену, когда главные герои опаздывают на тюремную поверку, сначала хотели снимать в мрачную, пасмурную погоду. Ведь в тот момент, когда они бегут в лагерь, у зрителя вроде бы должно быть невеселое настроение, потому что, если главный герой не успеет к определенному времени, ему грозит еще больший срок. Но когда мы выехали на съемки, светило солнце, и Рязанов решил снимать сцену при ясной погоде. В результате, как мне кажется, изменился смысл и настроение всего фильма: появилась какая-то надежда, связанная с дальнейшей судьбой героев. Интересно, что актеры бежали тогда по снежной дороге, а я и операторская группа сидели в санках, которые везти надо было очень быстро. В эти санки впрягался даже сам Рязанов

На съемках фильма *Жестокий романс*, 1984 | Фото: picturehistory.livejournal.com

Вообще это была дружная работа. После съемок Никита Михалков многих увлекал футболом, чтобы не расслаблялись. Однажды уехал на охоту и привез свежей медвежатины. Корабельный кок сделал фантастические котлеты, и вся съемочная группа с удовольствием их лопала. Не помню, чтобы кто-то кого-то доводил. Один раз, правда, был случай: Гузеева никак не могла заплакать в кадре. Ее упрашивали – толку ноль. Ситуацию спасла Алиса Бруновна Фрейндлих, игравшая мать главной героини. Влепила пощечину – у Гузеевой тут же слезы ручьем. Сцену сняли…

Оператор, режиссер и актриса на съемках фильма *Жестокий романс*, 1984 | Фото: picturehistory.livejournal.com


На съемках фильма *Жестокий романс*, 1984 | Фото: picturehistory.livejournal.com


Народный артист РФ, оператор-постановщик Вадим Алисов | Фото: kino-teatr.ru

Почему «Жестокий романс» получил разгромные рецензии

Анастасия Вознесенская (Юля, дежурная в “Интуристе”)

Фильм «Вокзал для двоих»: актриса Анастасия Вознесенская в роли Юли — тогда и сейчас

Вера в очередной раз предпринимает попытку устроить Платона в гостиницу. На этот раз ей помогает дежурная Юля, которая оставила ночевать Рябинина у себя и проявила к нему интерес.

Анастасия Вознесенская дебютировала в кино в 1966 году, а большую популярность ей принесла роль в фильме “Майор Вихрь”. Последней в ее фильмографии стала картина “Крестоносец”, где актриса появилась только в одном эпизоде. После этого Вознесенская сосредоточилась на игре в театре.

В легендарном фильме “Вокзал для двоих” также снимались знаменитые актеры Темурмалик Юнусов (продавец дынь), Зинаида Божко (повариха), Юрий Мартынов (посетитель ресторана), Станислав Садальский (пьяный на вокзале) и Нонна Мордюкова (“Дядя Миша”).

Начало пути

Вадим Алисов в молодости | Фото: kino-teatr.ru


Нина Алисова в фильме *Испытатели*, 1987 | Фото: kino-teatr.ru

И однажды я понял одну простую вещь: если хочу кем-то стать, то пора браться за ум: во-первых, поступить в институт, а во-вторых, устроиться на нормальную работу, причем самому, без маминой протекции (при любом удобном случае мне говорили: «Мы тебя взяли ради мамы, а ты ее позоришь»), иначе на всю жизнь так и останусь мальчиком для битья. И в 1962 году я пришел на киностудию «Мосфильм». Таскал рельсы, таскал металлические болванки, каждая из которых весила по двадцать килограммов. Все складывалось замечательно: я поступил в институт, работал на «Мосфильме», женился, ездил в экспедиции…

Увековечил

Олег Басилашвили

Тюремные эпизоды для фильма «Вокзал для двоих» снимали в Икшинской колонии для несовершеннолетних – Олег Басилашвили провел там 2 месяца за съемочный период. В качестве консультанта по вопросам жизни в местах заключения для актера выступал местный «авторитет» по фамилии Онофренков.

В благодарность за свои услуги заключенный, оказавший серьезную помощь будущему народному артисту, попросил Басилашвили «увековечить его в картине». Что, после продолжительного обдумывания, благодарный актер и сделал. Фраза «Онофренков, кончай», которую герой картины произносит спросонья – так неизвестный широкой публике криминальный «авторитет» вошел в советский кинематограф.

Из аристократов – в проводника-спекулянта

В выборе актеров по социальному признаку было лишь одно исключение – Никита Михалков в роли железнодорожного проводника Андрея, любовника Веры. Андрей – видный мужчина, правда, с металлическими коронками на зубах. Наверное, чтобы «приземлить» благородный образ актера. Он спекулянт, не обременен духовными исканиями, хваткий, напористый, циничный. Этот персонаж – полная антитеза герою Басилашвили.

Кстати, за несколько лет до «Вокзала для двоих» Гурченко исполнила главную роль в картине Никиты Михалкова «Пять вечеров» и одну из главных ролей в «Сибириаде» Андрея Кончаловского, где также играл Михалков. Актеры были уже хорошо знакомы, Гурченко уважала Никиту Сергеевича за актерский талант, интеллигентность, чуткость в обращении с актерами во время съемок. Она отмечала, что в кино тоньше всех ее понял именно Михалков. Никита Сергеевич уважал Гурченко за талант, полную самоотдачу, увлеченность работой, доходившую до фанатизма. Артист как-то сказал, что за хорошую роль она может поджечь собственный дом и сама керосин принесет.

Эльдар Рязанов обладал способностью выявлять талантливых, харизматичных, разноплановых артистов, преимущественно театральных. Он собирал актерские коллективы, действительно живущие в кадре, создавал ту самую магию лицедейства, выстраивал между актерами отношения, которые потом становились бэкграундом на съемочной площадке. И представить себе эту рязановскую вселенную без Людмилы Гурченко, Олега Басилашвили и Никиты Михалкова, невозможно.

Расписка для Басилашвили

Если Рязанов находил «своих» артистов, они часто начинали кочевать из фильма в фильм. Так было и с Гурченко, и с Олегом Басилашвили. Кстати, именно Олег Валерианович должен был играть Ипполита в «Иронии судьбы», но, когда съемки уже шли, внезапно умер отец актера, а затем – артист Большого Драматического театра Ефим Копелян. В театре начались замены, и от Ипполита пришлось отказаться. В итоге его сыграл Юрий Яковлев. Но уже через два года Басилашвили появился в роли карьериста Самохвалова в картине «Служебный роман». «В «Гараже» я не смог занять Олега Валериановича лишь потому, что он – ленинградец», – признавался режиссер. Затем был фильм «О бедном гусаре замолвите слово…», во время премьеры которого в Доме кино произошла забавная история.

Рязанов сидел рядом с Басилашвили и от полноты чувств начал расхваливать его актерскую работу. «Раз тебе так нравится со мной работать, – ответил Олег Валерианович, – пиши расписку, что будешь занимать меня в каждой своей следующей картине». Эльдар Александрович взял листок бумаги и действительно написал расписку, которую Басилашвили спрятал и сохранил. Через некоторое время родился сценарий «Вокзала для двоих», причем на роль Платона изначально планировался Басилашвили.

Ляпнина

Как правило, ни одна кинокартина, за редким исключением, не обходится без «киноляпов», которые выявляют внимательные зрители. Не обошлось без накладок и в фильме «Вокзал для двоих».

Во-первых, выделяют малозаметные. Типа изменяющегося от сцены к сцене узора галстука главного героя или периодически исчезающей и появляющейся посуды на заднем плане в ресторане. Подобные нестыковки возможно обнаружить только тщательно просматривая фильм и концентрируясь на деталях – в динамике эти моменты легко проскальзывают.

Во-вторых, более серьезные. Эти оставить без внимания затруднительно, даже если не ставить обнаружение таких накладок целью:

  1. Герой Михалкова в сцене разговора с Верой ставит чемоданы возле колонны, а забирает из угла у самовара.
  2. В сцене на рынке дыни «перемещаются» по прилавку – плоды крупные, сразу бросаются в глаза.
  3. «Путешествуют» также следы от побоев по лицу Рябинина (съемки проводились в разных местах, грим приходилось накладывать заново каждый раз).
  4. За время путешествия по пешеходному мосту героиня Людмилы Гурченко трижды встречает женщину в красной кофте.

Людмила Гурченко и Олег Басилашвили

В третью категорию можно отдельно выделить один большой «ляп», который, как правило, никто не замечает.

Основой сюжетной завязки кинокартины «Вокзал для двоих» становится остановка, когда пассажиров поезда централизованно кормят в вокзальном ресторане. В этом эпизоде происходит знакомство главных героев.

Такая процедура, когда людей выводят из поезда на кормежку, действительно, имела место. Но в 30-40 годах – после появления вагонов ресторанов, еще при Хрущеве, этот элемент логистики исключили. Другими словами, сюжетная канва фильма начинает строиться вокруг несуществующего уже лет 30 на момент съемок процесса.

Стала ли причиной такого курьеза невнимательность режиссера, неизвестно. Возможно, так проявилось его желание художественно приукрасить картину воспоминаниями о молодости. Ведь когда Эльдару Рязанову было лет 20, такая процедура кормления в поездах еще практиковалась.

Может также быть, что успешный советский режиссер просто не представлял, как изменилось к моменту съемок положение дел на железных дорогах, поскольку предпочитал путешествовать самолетом либо автомобилем.

Независимо от истинных причин, «Вокзал для двоих» продолжает оставаться народно любимым фильмом, а перечисленные «ляпы» вовсе не мешают его просмотру.

«Атомный реактор» в юбке

Обоих Рязанов знал не понаслышке. В 1956 году на весь Советский Союз прогремела «Карнавальная ночь» с Людмилой Гурченко в главной роли. На пробах режиссер сначала отдал предпочтение актрисе из самодеятельности, но после первых неудачных съемок потребовал ее заменить. Тут-то и вспомнили о яркой, ритмичной, музыкальной и энергичной, тогда еще никому не известной студентке ВГИКа по фамилии Гурченко, которая тоже проходила пробы. С самого начала отношения между актрисой и режиссером не заладились. После успеха «Карнавальной ночи» Людмила Марковна сыграла небольшую роль в картине «Человек ниоткуда», потом пробовалась на главные роли в «Гусарской балладе» и «Иронии судьбы», но неудачно. Долгое время на вопрос публики: «Почему вы больше не снимаетесь у Эльдара Рязанова?» она отвечала: «А я ему не нравлюсь». Действительно, в своих «Неподведенных итогах» режиссер упоминает о некой истории – возможно, сплетне, которая надолго испортила отношения между ними.

Все изменил один вечер в конце 1980 года, когда Рязанов с женой и Людмила Марковна оказались за одним столиком на вечере «При свечах» в Доме актера. Женщины сразу нашли общий язык, вскоре судьба снова свела Рязановых и Гурченко на отдыхе в Пицунде. Режиссер открыл свою бывшую звезду заново, и уже в 1983 году после долгого перерыва она вновь блистала в его картине, это был «Вокзал для двоих». А вот как объяснял свое прошлое неприятие актрисы сам Эльдар Александрович:

Съемки начались с конца: актеры познакомились за несколько часов до того, как им надо было играть финальную сцену в колонии. Вера и Платон должны были целоваться, но Басилашвили наотрез отказался воспроизводить свою роль в том виде, в каком она была в сценарии. Ситуацию спасла Людмила Гурченко, которая предложила другой вариант сцены, уже без поцелуя. К концу съемок отношения между актерами были теплыми и сердечными. Любопытно, что подобным образом раскрывались и персонажи «Вокзала для двоих» – через взаимную неприязнь и напускную шелуху к любви.

По сюжету, написанному Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским на основе реальных историй, Вера и Платон – люди из совершенно разных социальных групп. Он – представитель интеллигенции, столичный пианист, женатый, привыкший к хорошей еде, личному авто, высокому для советского человека уровню жизни. Она, как часто у Гурченко, эффектная одинокая женщина с непростой судьбой, провинциальная, хамоватая, оборотистая, острая на язык. Как показать этих героев, чтобы не выглядело фальшиво? Режиссер решил привлечь актеров из разных миров – ленинградца и харьковчанку – и черпать правду из их жизненного опыта.

Съемки проходили не в павильонах, а в настоящих, живых локациях: на Витебском вокзале в Ленинграде, на Рижском вокзале и станции Лосиноостровская в Москве, на улицах обоих городов, а сцены жизни в неволе снимали в действующей исправительно-трудовой колонии для несовершеннолетних в Икше. Басилашвили пришлось прожить среди арестантов месяц, причем заключенные были от этого соседства не в восторге, пытались задеть или ударить. Чтобы наладить отношения с массовкой, актер делился с арестантами «пайкой». Для Басилашвили это стало настоящим испытанием. «Что-то изображать рядом с теми, кто подлинно несчастен, кто отбывает наказание, – святотатство!» – говорил он и всеми силами старался не раздражать окружающих своим сытым благополучным видом. Первыми зрителями фильма «Вокзал для двоих» после окончательного монтажа стали заключенные той самой колонии.

По словам Рязанова, если первым камертоном для избежания фальши была жизненная реальность, то вторым камертоном, определяющим человеческую правду характеров и отношений, стала Людмила Гурченко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector