Вонг карвай

Детство и юность

Вонг Карвай родился в Шанхае в июле 1958 года, в семье китайцев со средним достатком он был младшим из трех детей. В раннем возрасте мальчик столкнулся с китайской культурной революцией, которая в 60-х охватила тысячи азиатских людей.

Отец, моряк торгового флота, вместе с матерью-домохозяйкой, чтобы улучшить жизнь, решили переправить потомков в Гонконг. Единственным из сестер и братьев, получивших разрешение на выезд, по стечению обстоятельств оказался маленький Вонг.

Десятилетняя разлука с родственниками сказалась на членах семьи, но не помешала им обустроиться в престижном округе Яучиммон. Отец получил работу менеджера в ночном заведении и стал налаживать существование, соблюдая британский колониальный закон.

Ребенок, говоривший на мандаринском, чувствовал себя одиноким, поэтому старался освоить современный английский язык. Вместе с матерью Карвай в детстве посещал кинотеатры и, смотря иностранные фильмы, многого достиг.

Вонг Карвай в очках

Адаптировавшись в многонациональном обществе, Вонг стал посещать школу, помимо искусства, уроженца Шанхая увлекал технический прогресс. Он быстро разобрался с компьютерами, решив стать графическим дизайнером, и сохранил на десятилетие свой подростковый интерес.

В 80-м парень окончил престижный университет Гонконга и стал стажером в местной компании, занимавшейся производством телепрограмм. Попав в коллектив профессионалов, сотрудничавших со средствами массовой информации, Карвай завоевал доверие и примкнул к прогрессивным кругам.

В начале взрослой биографии молодой человек писал сценарии для популярных сериалов и полнометражных картин. В его ведении находился десяток разножанровых проектов, пользовавшихся успехом у критиков и зрителей.

«2046», 2004

imago/Legion Media

imago/Legion Media

Смотря фильм «2046», его порой очень легко перепутать с предыдущей картиной Вонга Карвая — «Любовным настроением», хотя действие второго разворачивается в шестидесятые, а первый порой перескакивает в фантастическое будущее. Тем не менее у фильмов — пересекающийся актерский состав, все те же визуальные приемы и даже одна и та же пленка (в «2046» вошли некоторые кадры, которые при монтаже удалили из «Любовного настроения»). И все же тут есть место своеобразному футуризму: неоновые блики, тревожный красный свет, видение трехмерной структуры мегаполиса.

; ;

Фильмы

В конце 1980-х Вонг перепрофилировался в режиссеры, в раннем творчестве он ориентировался на триллеры и криминальные боевики. В фильме «Пока не высохнут слезы» дебютант рассказал публике о жизни и приключениях молодых гангстеров.

Позже на гонконгской киностудии вышел второй фильм Карвая «Дикие дни» с Энди Лау, Лесли Чун и Ребеккой Пан. Актеры создали атмосферу, достойную номинаций на премии, и картина заинтересовала представителей европейских стран.

Широкая публика, к сожалению, не оценила талант режиссера, но со временем эта работа стала классикой кино. Вонг с продюсером Джеффом Лау основал независимую компанию, и с этого времени успешное будущее было предрешено.

Два года мужчина работал над лентой приключенческого жанра и в итоге представил публике уся под названием «Прах времен». Картину о боевых искусствах продемонстрировали в Венеции. Услышав негативные отзывы, автор был сильно удивлен.

Вонг Карвай без очков и Тони Люн Чу Вай

Непонимание сильно расстроило и разочаровало Вонга, но, приложив неимоверные усилия, он стал снимать «Чунгкингский экспресс». Две новеллы о полицейских принесли долгожданное признание, и оригинальное творчество Карвая вызвало интерес.

Кинокомпания из Лос-Анджелеса адаптировала фильм для Америки, он пользовался успехом у зрителей, несмотря на размытый сюжет. Критики заметили, что работа наполнена чистотой, невинностью и чудаковатыми героями, ищущими на вопросы ответ.

Совершенно другой стиль появился в триллере «Падшие ангелы», автор показал темную сторону гонконгских криминальных кругов. В тот же период фильмография пополнилась драмой «Счастливы вместе», ставшей лучшим проектом Вонга 1990-х годов.

Историю об однополой паре показали на фестивале в Каннах, Карвай получил награду за режиссуру и восторг сотен людей. Кроме этого, кинокритики отметили оператора, продюсера, композитора и исполнителей главных и второстепенных ролей.

Чжан Цзыи и Вонг Карвай

Считается, что в начале 2000-х Вонг достиг вершин популярности, картина «Любовное настроение» вошла в списки фильмов всех времен. В интервью режиссер признался, что самая незначительная сцена, впоследствии вызвавшая гордость, давалась с огромным трудом.

Проект «2046», появившийся в середине 2004 года, по расплывчатости и свободомыслию установил своеобразный рекорд. Рассмотрение будущих событий через призму прошлого персонажей напоминало головоломку или неразрешимый кроссворд.

Сложности, возникшие при создании ленты с фантастическим сюжетом, заставили гонконгского режиссера взять длительный перерыв. Он снял короткометражку, вошедшую в антологию «Эрос», где неприкрытая людская похоть демонстрировалась сквозь объектив.

В конце 2000-х с новыми силами Вонг взялся за работу и снял фильм «Мои черничные ночи» и рекламу для бренда Dior. Показ проектов в стиле артхаус на международных фестивалях и в кинотеатрах во всем мире произвел настоящий фурор.

Режиссер Вонг Карвай

После этого режиссер начал готовиться к съемкам новой картины, которая повествовала об учителе Брюса Ли. В «Великом мастере» Вонг затронул тему войны Китая с Японией и другие вооруженные конфликты, потрясшие жителей земли.

Уроженец Шанхая твердо нацелился выпустить коммерческую киноленту, где красочная картинка иллюстрирует прозрачный сюжет. Травмы актера Тони Люн Чу Вая, работавшего без каскадера, затянули процесс производства с нескольких месяцев до трех лет.

Из-за полета авторской фантазии фильм многократно переделывался и итоге стал самой прибыльной лентой, которую когда-либо создал Карвай. После двух номинаций на «Оскар» и громкой премьеры в Америке эмоции зрителей и критиков били буквально через край.

«Мои черничные ночи», 2007

«Мои черничные ночи», 2007

«Мои черничные ночи» — дебют Вонга Карвая в американском кино: в ленте играют Джуд Лоу, Натали Портман и не только. Фильм удивительным образом не выбивается из череды других красочных и поэтических картин режиссера, и все благодаря цветовым пятнам, которых так много в кадре. Этот фильм стал чуть ли не единственным в фильмографии Вонга Карвая, где на месте оператора Кристофера Дойла сменил Дариус Хонджи (Дойл был занят на другом проекте). Своими любимыми фильмами Хонджи черно-белые ленты первой половины прошлого века, но это не мешает ему мастерски работать именно с цветом. Зеленая шапочка и голубое покрывало, малиновая скатерть и изумрудные обои, рыжие блики на комоде и красное платье — этим акцентам порой уделяется больше внимания, чем самим героям.

; ;

Фильмы Вонга Кар-вая

Каждый фильм Вонга Кар-вая – это непревзойденная атмосфера, которая заставляет зрителей неотрывно следить за сюжетом. Порой кажется, что на экране практически ничего не происходит, но напряжение остается.

Визуальные образы могут неожиданно сменяться, предугадать развитие событий невозможно. Остается внимательно наблюдать за происходящим, не переставая поражаться гениальности съемок.

Фильмы Кар-вая уникальны и смелы, они никого не оставляют равнодушными. Сюжеты чаще всего рассказывают о тягучести любви и взаимоотношений, поднимаются темы глубокого одиночества человека. Фоном картин служат тихие пейзажи и общественные заведения, показанные в неестественном освещении.

Работы режиссера вывели Гонконгское кино на мировой уровень, оказали влияние на культуру кинематографа и внесли большой вклад в развитие артхаусного кино.

Стивен Тео сравнивает стиль Кар-вая с «рогом изобилия, который исполнен различными историями, переплетениями, смыслами и волшебством: это калейдоскоп цветов особой проницательности».

Самыми известными работами режиссера стали:

  • «Чунгкингский экспресс», 1994 г. В фильме показаны две истории отношений между мужчиной и женщиной. Действие сосредоточено вокруг Чунгкингского экспресс-кафе. Идея картины заключена в том, что встретить любовь можно повсюду, достаточно оглянуться по сторонам.
  • «Прах времен», 1997 г. Фильм пронизан тоской по прошлому, скорбью главного героя из-за невозможности возвратить былые времена. Снятый в восточной стиле, «Прах времен» показывает битвы между воинами в пустынях, акробатические полеты персонажей и некую нереалистичность окружающего мира. В 2008 году Вонг Кар-вай перевыпустил фильм специально для американской публики, внеся в него корректировки.
  • «Счастливы вместе», 1997 г. Действия в фильме происходят на фоне аргентинских пейзажей. Сюжет повествует о двух геях, которые переезжают в чужую страну и стараются поддержать угасающие друг к другу чувства. Испытанием для них становятся не только тоска по былой страсти, но и по родине, а также нищета и зависимость одного из них.
  • «Любовное настроение», 2000 г. Чувственный эротизм, пронизывающий каждый кадр картины, сопровождает сюжет о двух одиноких людях, живущих по соседству. Между ними устанавливаются дружеские отношения, которые медленно перерастают в любовь.
  • «2046», 2004 г. Главный герой фильма пишет книгу о будущем. В нем он движется на поезде, проводницы которого являются женщинами из прошлой жизни автора. Писатель старается забыть о былых разочарованиях, переплетая моменты прошлого с далеким будущим. В кино показаны красивые планы Гонконга 60-х годов. Одна эстетика картины стоит просмотра.

Другие популярные фильмы Вонга Кар-вая:

  • «Пока не высохнут слезы», 1988 г.
  • «Дикие дни», 1990 г.
  • «Падшие ангелы», 1995 г.
  • «Эрос», 2004 г.
  • «Мои черничные ночи», 2007 г.
  • «Великий мастер», 2013 г.
  • «Увидимся завтра», 2016 г.

Награды

За период творчества Вонг Кар-вай множество раз был номинирован на различные премии и стал обладателем нескольких наград:

  1. В 1997 г. на Каннском фестивале фильм «Счастливы вместе» получил награду «лучший режиссер».
  2. В 2000 г. Европейская академия присудила фильму «Любовное настроение» премию Screen International Award. Сезар назвал картину «Лучшим фильмом на иностранном языке».
  3. В 2004 г. кино «2046» также удостоилось премии Screen International Award.
  4. В 2014 г. Вонг Кар-вай получил звание «лучший режиссер» за фильм «Великий мастер» на Каннском фестивале.

«Любовное настроение», 2000

«Любовное настроение», 2000

Вонг Карвай предпочитает работать с одной и той же командой, к тому же немногочисленной. Поэтому должности художника-постановщика, художника по костюмам и монтажера при работе над «Любовным настроением» совмещал Уильям Чжан Шу Бин (за что получил в 2000-м технический Гран-при Каннского фестиваля). Работу над каждым фильмом Чжан с вопроса «Из чего состоит атмосфера?» и от него отталкивается и в подборе костюмов, и в выборе реквизита, которые всегда перекликаются.

Так, в «Любовном настроении» особенное внимание в кадре уделяется узорам и паттернам — на платьях ципао главной героини миссис Чан (фильм выстроен так, что порой только по их смене — а в фильме фигурирует около двух десятков разных шелковых ципао — можно понять, что это не одна долгая встреча героев, а несколько разных вечеров), на папках бумаг, на обоях. ; ;

; ;

Личная жизнь

О личной жизни Вонга Карвая почти ничего не известно, писали, что его женой стала девушка по имени Эстер. Кинематографист всегда игнорировал провокационные вопросы журналистов, родные тоже хранили молчание, беря с главы семейства пример.

Несмотря на это, люди узнали, что у супругов появился ребенок, долгожданному первенцу дали простое китайское имя Цин. Судя по фотографиям на страницах «Инстаграма», посвященных деятельности режиссера, на официальных мероприятиях он появляется один.

Тайна, окутывавшая мужчину, определила его внешний облик и привычку появляться на публике в темных очках. Это стало темой для обсуждения в средствах массовой информации и добавило Вонгу известности в элитных творческих кругах.

Награды

Почетные знаки отличия

  •  : Рыцарь Почетного легиона
  •  : Командующий искусств и литературы
  •  : Премия Люмьера за всю карьеру
  •  : Доктор наук Honoris Causa из Гарвардского университета

Награды

Он был отмечен почти тридцать раз на различных международных фестивалях и завоевал множество наград.

  • Лучший фильм, лучший режиссер и лучший художественный руководитель на премии Hong Kong Film Awards 1991, за наши безумные годы
  • Приз за лучший фильм и лучшую режиссуру на церемонии вручения гонконгской кинопремии 1995 года за Chungking Express
  • Приз за лучшую режиссуру и лучший сценарий на церемонии вручения премии Гонконгского общества кинокритиков 1995 года за фильм «Прах времени»
  • Приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале 1997 года за фильм « Счастливы вместе»
  • Приз за лучший иностранный фильм на Международном кинофестивале в Аризоне в 1998 году за фильм « Счастливы вместе»
  • Приз за лучший зарубежный фильм на European Cinema Awards 2000 за фильм «Любовное настроение»
  • Сезар за лучший зарубежный фильм 2001 года за фильм «Любовное настроение».
  • Приз за лучший иностранный фильм на церемонии вручения премии German Film Awards 2001 за фильм » В настроении любви»
  • Награда за лучшую режиссуру на церемонии вручения премии Гонконгского общества кинокритиков 2001 года за фильм » В настроении любви»
  • Приз за лучший фильм на Международном кинофестивале в Вальдивии 2001 за фильм « В настроении любви»
  • Награда за лучший иностранный фильм на церемонии вручения награды Ассоциации кинокритиков Аргентины в 2002 году за фильм » Любовное настроение»
  • Награда за лучший иностранный фильм на Fotogramas de Plata 2002 за фильм «Любовное настроение»
  • Приз за лучший зарубежный фильм на European Cinema Awards 2004, за 2046 год.
  • Приз за лучший иностранный фильм на конкурсе Mainichi Film Competition 2005, за 2046 год.
  • Награда за лучший иностранный фильм на церемонии вручения премии Sant Jordi Awards 2005, за 2046 год
  • Лучший фильм, лучший режиссер и девять других наград на церемонии вручения премии Hong Kong Film Awards 2013 для фильма «Грандмастер»
  • Приз за лучшую режиссуру на Asian Film Awards в 2014 году за грандмастера
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector