Наталья тенякова
Содержание:
Фильмы
Впервые на экране Наталья Тенякова появилась в 1966 году, в мелодраме «Старшая сестра», где вместе с Татьяной Дорониной изобразила двух сирот, стремящихся реализовать мечту играть в театре. Сразу после этого в биографической драме «Зеленая карета» она рассказала историю жизни петербургской актрисы Варвары Асенковой.
Наталья Тенякова в фильме «Старшая сестра»
Самую большую популярность Наталье Теняковой как киноактрисе принесла роль бабы Шуры в искрометной лирической комедии «Любовь и голуби» режиссера Владимира Меньшова. Интересно, что на момент съемок актрисе было только 40 лет, но с помощью грима и долгих репетиций Наталье Теняковой удалось реалистично изобразить старушку. Манеру речи для этого персонажа Наталья позаимствовала у деревенской жительницы, рядом с домом которой снимала дачу.
Но, как и многим другим актрисам поколения Натальи Максимовны, Теняковой был гораздо ближе театр. Актриса отказывалась от большого количества предлагаемых сценариев и редко появлялась на телевизионном экране. Гораздо чаще артистку можно было увидеть в театральных постановках пьес, которые, по сути, являлись теми же спектаклями, только сыгранными перед камерой. Из наиболее знаменитых телеспектаклей можно назвать арабскую сказку «Али-Баба и сорок разбойников» и драму «Смерть Вазир-Мухтара».
Наталья Тенякова в фильме «Любовь и голуби»
В новом тысячелетии актриса не изменила собственным привычкам и появлялась на телеэкранах только в фильмах-спектаклях, зато в главных ролях. Единственным самостоятельным фильмом, а не съемками театральной постановки стал мелодраматический мини-сериал «Отцы и дети», экранизация знаменитого романа Ивана Сергеевича Тургенева. В вечной драме актриса исполнила роль матери Базарова.
После 2010 года Наталья Тенякова перестала появляться на экранах, но не оставила работу в театре и регулярно появляется на сцене родного МХТ имени Чехова.
В 2011 году актриса подарила голос героине Джуди Денч — миссис Фэрфакс, озвучив эту героиню в российской локализации драмы «Джейн Эйр».
Наталья Тенякова и Олег Табаков в спектакле «Юбилей ювелира»
В январе 2015 года актриса попала в больницу, «скорая» увезла Наталью Тенякову в клинику с репетиции нового спектакля «Юбилей ювелира». Актрису госпитализировали, критический момент прошел, и угроза здоровью и самочувствию актрисы исчезла. Тем не менее, Наталья Тенякова осталась в больнице для всестороннего обследования.
https://youtube.com/watch?v=OW2YxYGwmew
Театр Товстоногова
Не по годам зрелую игру талантливого актера отмечали все учителя, и уже на втором курсе Сергей начал получать предложения от известных режиссеров Ленинграда. Так Сергей Юрский оказался в труппе Большого драматического театра, который на тот момент считался едва ли не самой авторитетной театральной площадкой СССР. Под руководством режиссера Георгия Товстоногова он исполнил множество замечательных ролей и служил в родном театре до 1978 года.
Юрский связал жизнь с театром Георгия Товстоногова (на фото слева)
Среди таковых одной из наиболее ярких стала роль Александра Чацкого в спектакле «Горе от ума». Именно эта актерская работа поставила Юрского в один ряд с признанными деятелями театра, обеспечив Сергея Юрьевича новыми интересными ролями. Примечательно, что цензоры, в целом признававшие спектакль хорошим, все время цеплялись к Чацкому – его называли «вредным», видели в нем «подрыв устоев».
Сергей Юрский в спектакле «Горе от ума»
«Божественная комедия», «Три сестры», «Карьера Артура Уи», а также многие другие постановки сделали молодого актера настоящей звездой БДТ, а также принесли ему в 1968 году звание Заслуженного артиста РСФСР. Здесь же, в БДТ, он познакомился со своей гражданской женой Зиной Шарко. В целом, этот период жизни впоследствии актер называл самым счастливым.
Молодой Сергей Юрский
Товстоногов доверял таланту и чутью Юрского. Как вспоминал актер, однажды, в конце 60-х, он принес режиссеру адаптированный для сцены рассказ Хемингуэя «И восходит солнце», в который Юрский был буквально влюблен. Товстоногов предложил Юрскому поставить пьесу самостоятельно, скромно добавив: «Если что, я помогу». Доверие было обоюдным – это был «его» режиссер. И хотя спектакль «Фиеста» провалился, этот опыт Юрский запомнил на всю жизнь. Два года спустя он сделал телеверсию спектакля – «Фиеста». Тогда же Юрский представил публике вторую режиссерскую работу, спектакль «Избранник судьбы» по пьесе Бернарда Шоу, однако он не слишком подходил репертуару БДТ. Его поставили около 30 раз вне театра. Большое интервью Сергея Юрского В начале 70-х между Товстоноговым и Юрским начались трения. небольшие, но достаточные, чтобы актер задумался. Началось все с того, что Товстоногов взял второго актера на роль Чацкого из-за давления властей. Следом Юрский получил роль Хлестакова в спектакле «Ревизор». Публика была в восторге, однако официальная критика по какой-то причине возненавидела актера. Чувствуя колебания подопечного, Товстоногов предложил Юрскому забыть историю с «Фиестой» и поставить любой спектакль – на выбор. Сергей Юрьевич выбрал «Мольера» по Булгакову, сам режиссировал и играл главную роль – Мольера. Спектакль, впервые продемонстрированный в 1973 году, в год 300-летия со дня рождения Мольера, имел оглушительный успех у публики, однако вывозить его на гастроли даже в другие города, не то что за рубеж, не позволили.
Сергей Юрский в спектакле «Мольер»
В конце 70-х у актера начались проблемы с властью. Его вызывали в КГБ, имя исчезло со всех афиш БДТ, «Ленфильм» отказывался от сотрудничества. Его обвиняли в поддержке «пражской весны» (хотя актер напротив заявил, что не видел советских войск в Праге), общении с «социально опасным элементом» Солженицыным, также Юрский не состоял в КПСС. Он был вынужден покинуть Ленинград и переехать в Москву, однако и в столице ему отказали в нескольких театрах, и со скрипом взяли лишь в театр Моссовета.
Детство и юность
Наталья Тенякова родилась в Ленинграде 1-м летом после разрыва блокады (3 июля 1944-го года). Семья была интеллигентной, но не связанной с миром искусства: папа работал инженером, а мама – техником. Девочка росла скромным ребенком, хорошо училась в общеобразовательной школе и, кроме этого, успевала осваивать курс фортепиано в музыкальной. Родители настраивали ее поступать в педагогический институт, и она соглашалась с ними.
Восхищаясь героями киноэкранов, многие сверстницы мечтали об актерской стезе, но Наташа об этом даже не думала. Комплексовала по поводу своего лица, которое казалось ей слишком круглым, и губ, выглядевших чересчур пухлыми. По ее мнению, такая внешность никак не подходила для актрисы. К тому же девочка была очень стеснительной. Но в 9-м классе она поддалась магии сцены и приняла участие в любительских спектаклях, которые были тепло приняты зрителями. Учитель литературы, заметив способности ученицы, посоветовала ей пойти в театральный институт.
Девушка успешно сдала экзамены в ЛГИТМиК, но сообщила об этом только маме. После перевода студентки на 2-й курс отец узнал о тайне дочери и так обиделся, что перестал с ней разговаривать. Только после знакомства с педагогом, на курс к которому попала дочь, отец смирился с ее выбором. Борис Зон считал, что из Натальи может быть толк.
В фильме «Старшая сестра» (1967)
Личная жизнь
1-й раз Тенякова вышла замуж за однокурсника Льва Додина, который впоследствии стал известным театральным режиссером. Совместная жизнь была вполне благополучной, но продлилась недолго.
Первый муж — Лев Додин
На 4-м курсе 1 из преподавателей позвал Наталью сыграть в телеспектакле по Чапеку. Студентке досталась роль Алисы, а главного героя (сыщика Холла) исполнял уже чертовски популярный актер Сергей Юрский, известный по фильмам «Человек ниоткуда», «Черная чайка», «Крепостная актриса», «Кюхля» и другим. Партнеров по сцене как током пронзило, и Тенякова честно призналась супругу, что влюбилась. Несмотря на доводы мужа, что ей не удастся завоевать прославленную личность, она подала на развод. Считала неприемлемым жить с одним и при этом любить другого. Сергей тоже влюбился в юную актрису, но не сразу решился уйти от жены, известной актрисы Зинаиды Шарко.
При переходе Натальи в БДТ у нее развернулся полноценный роман с Юрским, который к тому времени развелся.
С мужем Сергеем и дочерью Дарьей в молодости
В 1970-м году они расписались, а через 3 года родилась дочь Дарья, впоследствии ставшая актрисой МХТ им. Чехова. Брак артистов выдержал много испытаний, среди которых было и вытеснение мужа из города на Неве, и препятствования работе в Москве. Но до смерти Сергея они не расставались.
С мужем и дочерью
Лучшие фильмы
Кинокарьера Сергея Юрьевича началась в 1957 году. Фильмы с актёром народ пересматривает снова и снова. Зрителями любимы все образы, созданные им на телеэкране. Но есть среди них 5 наиболее запоминающихся.
Республика ШКИД, Виктор Николаевич Сорокин
Благодаря роли директора школы начинающий актёр Сергей Юрский стал известным на весь Советский Союз. Режиссёр картины долго не мог утвердить на Ленфильме сценарий, который переписывался несколько раз.
На главную роль руководство «рекомендовало» ему взять известного артиста Андрея Попова. Но режиссёр всеми правдами и неправдами добился, чтобы Винсикора играл Сергей Юрский. Режиссёр считает, что фильм стал культовым, и его посмотрело более 17 млн. зрителей, по причине гениальной игры молодого актёра.
Золотой телёнок, Остап Бендер
В борьбе за роль комбинатора всех времён и народов, артист обошёл более знаменитых на тот момент конкурентов. Чтобы сыграть Остапа Бендера в комедии «Золотой телёнок» на пробы к Михаилу Швейцеру пришли Владимир Басов, Владимр Ильин, Владимир Высоцкий, Александр Пороховщиков, Зиновий Высковский.
Режиссёр долго сомневался, не раз пересматривал пробы, и на роль утвердил Сергея Юрского. Остапа Бендера в его исполнении считают лучшим. Эту комедию посмотрело более 30 млн. зрителей.
Ищите женщину, мэтр Роше
Владельца нотариальной конторы, грубого и требовательного мэтра Роше сыграл Сергей Юрьевич. Это не самая простая роль в этом ироническом детективе. Герой артиста запомнился зрителям надолго. Картину считают классикой советского кинематографа, хоть в этом фильме у актёра и не главная роль.
Место встречи изменить нельзя, Иван Сергеевич Груздев
В советском детективе «Место встречи изменить нельзя» изначально ему предлагали сыграть роль Ручечника. После прочтения сценария Сергей Юрьевич попросил у режиссёра назначить его на роль обвинённого в убийстве Груздева. Тот пошёл навстречу, и не пожалел.
Спустя много лет дочь актёра случайно встретила сына человека, с которого знаменитые братья Вайнеры писали Груздева. Молодой человек сказал Дарье, что её отец мало похож на прототип. Но похвалил, как точно он сыграл нервного человека, обвинённого в убийстве. Юрский даже не подозревал, что у Ивана Сергеевича был прообраз, поэтому очень удивился.
Любовь и голуби, дядя Митя
Цензоры требовали от Владимира Меньшова полностью вырезать выпивоху дядю Митю, которого сыграл Сергей Юрский в фильме «Любовь и голуби». Потому как в стране стартовала антиалкогольная компания. Режиссёр отказался удалять из фильма сцены с актёром. Со временем пыл чиновников в борьбе с алкоголизмом поубавился. Меньшов внёс незначительные корректировки, и картина вышла в прокат. Чтобы Сергей Юрский и Наталья Тенякова смогли сыграть роли, их хорошо загримировали. На момент съёмок в ленте актёру едва исполнилось 50 лет, а его супруге 41 год.
Озвучивание
Мультфильмы
1977 — Я к вам лечу воспоминаньем… — читает текст 1980 — И с вами снова я… (мультфильм) — читает текст 1982 — Осень — читает текст 1983 — Всё для всех — в сборнике «Весёлая карусель» № 15 1984 — Плюх и Плих — читает текст 1984 — Про Сидорова Вову — читает текст 1984 — Заячий хвостик 1984 — Доктор Айболит — доктор Айболит (в 3 фильме, в титрах не указан) 1987 — Школа изящных искусств. Пейзаж с можжевельником 1987 — Волшебные колокольчики — Мираклюс, алхимик 1990 — Школа изящных искусств. Возвращение 2002 — Полтора кота 2006 — Особенный
Дубляж
1952 — Как важно быть серьёзным / The Importance of Being Earnest (Великобритания) — Джон Уординг (Майкл Редгрейв) 1965 — Большие гонки / The Great Race (США) — профессор Фэйт, принц Хапник (Джек Леммон) 1971 — Именем итальянского народа / In nome del popolo italiano (Италия) — Лоренсо Сантенико (Витторио Гассман) 1972 — Сумасшедшие на стадионе / Les fous du stade (Франция) — Жюль (Поль Пребуа) 1973 — Леди Каролина Лэм / Lady Caroline Lamb (Франция) 1980 — Игра в четыре руки / Le guignolo (Франция, Италия) — Александр Дюпре (Жан-Поль Бельмондо) 2020 — Ян Карский. Праведник мира (Польша, Россия, США) — Ян Карский
Театральная карьера
В 2002 году молодой человек окончил ВТУ и, по приглашению худрука Константина Райкина, начал свой творческий путь в «Сатириконе». Там он выступал в театральных проектах по пьесам Уильяма Шекспира, был занят комедии английского сценариста Рэя Куни «Смешные деньги», Мартина Макдонаха «Сиротливый Запад», в постановке по пьесе классика мировой литературы Антона Чехова «Чайка» и других.
В первую очередь Тимофей Трибунцев актер театральный
Спустя четыре года актер стал получать приглашения от других театров. Так, он выступал на сцене театра под руководством Елены Камбуровой в моноспектакле «1900» по повести итальянского драматурга Алессандро Барикко «Novecento», а также в оригинальной постановке «Точка слева» по мотивам философских сказок финской писательницы Туве Янсон, где он воплотил странствующего поэта Снусмумрика.
Семейная жизнь
Сергей и Наталья старались не афишировать свои отношения в театре, для коллег они оставались лишь партнерами по сцене. К тому же, несмотря на взаимную любовь и сильное притяжение, совместная жизнь не была идеально гладкой. Случались ссоры, скандалы, непонимания. Некоторое время оба всерьез подумывали о расставании
Способствовала этому и ревность – Сергей не забывал, что его возлюбленная хороша собой и очень молода, да и вниманием противоположного пола не обделена. Однако бурные ссоры всегда кончались примирениями и только подогревали чувства
Несмотря на загруженность в театре и насыщенную жизнь вне дома, паре удалось наладить вполне комфортный быт. За кухню отвечал Юрский: он умел готовить простые, но интересные блюда и часто радовал жену поздними ужинами или завтраками в постель.
Совместная жизнь без официального штампа в паспорте – нормальное явление в творческой среде. Такое положение дел не тяготило ни Сергея, ни Наталью. Однако после совместных гастролей, где пару отказались селить в один номер, было принято решение оформить отношения. Регистрация состоялась уже на следующий день, в Ялте, в присутствии троих свидетелей.
Через некоторое время родилась единственная дочь Дарья, еще больше укрепив брак. Семью всегда объединяли юмор, легкое отношение к жизни, пренебрежение бытовыми проблемами. Тенякова и Юрский часто появлялись вместе на сцене и абсолютно не уставали от таких прочных контактов
Они не соперничали за внимание зрителей: поклонники обожали каждого из них и восхищались искрометными дуэтами
Позже пара прошла еще одно испытание: Юрского стали выживать из родного театра из-за разногласий с руководством. Съемки тоже стали все более редкими. В этот сложный момент Тенякова полностью встала на сторону мужа и даже сменила свою фамилию, став Юрской. Правда, в афишах привычное публике имя осталось неизменным, но жест оценили все. Союз Натальи и Сергея продлился более 50 лет, прервала его только смерть актера.
Путь в профессию
Могла ли Юрская Дарья выбрать не актёрскую стезю? Вряд ли. Хотя училась она на «отлично», и с шестого класса родители определили её в знаменитую школу им. художника Поленова. Отец мечтал, чтобы она хорошо владела иностранными языками и получила серьёзное образование. Девушка увлекалась фигурным катанием, занималась музыкой, но уже в 10 лет ощутила на себе магию сцены, участвуя в маленькой роли без слов на сцене театра им. Моссовета. В 14 лет она снялась в кино («Петля Ориона»), после чего твёрдо решила поступать в театральное училище.
Родители не отговаривали дочь, но и не рисовали радужных картин. Дарья Юрская, биография которой в дальнейшем будет связана с МХТ им. Чехова, решила для себя: поступать только в один вуз и только однажды. Ей повезло, она сразу же стала студенткой школы-студии МХАТ. Курс вёл О. П. Табаков, разглядевший в девушке актёрский талант: ещё студенткой она была введена в два спектакля театра – «Блаженный остров» и «Красивая жизнь». К окончанию учёбы девушка уже не сомневалась, что будет принята в труппу театра.
Фильмы
В области кино Сергей Юрский достиг недюжинного успеха, снявшись в таких легендарных картинах, как «Королёв», «Выбор Цели», «Республика ШКИД», «Ищите женщину», «Любовь и голуби», он существенно поднялся в своей актерской карьере.
Поворотной в творческой карьере стала работа Сергея Юрского в роли Остапа Бендера в фильме «Золотой теленок» (1968). После этого фильма Юрский стал знаменитым во многих уголках СССР, сыграв, возможно, главную роль всей своей жизни. Вместе с Юрским в картине снялись звезды советского кино – Леонид Куравлев, Зиновий Гердт, Евгений Евстигнеев.
Сергей Юрский в роли Остапа Бендера
Как это часто бывает, Юрский мог и не сыграть в этом фильме. На роль великого комбинатора претендовали Владимир Высоцкий, Александр Пороховщиков, Владимир Басов и Арчил Гомиашвили, который позже сыграл Бендера у Гайдая. Сергей даже отказался сначала приезжать на пробы, но настойчивость авторов картины взяла свое. Как позже рассказал Сергей Юрьевич, роль Паниковского изначально должна была достаться Ролану Быкову. Но приехавший к режиссеру Михаилу Швейцеру в гости Зиновий Гердт, слывший прекрасным рассказчиком и балагуром, невольно заставил режиссера передумать.
Сергей Юрский в роли дяди Мити
Всенародно обожаемым стал другой фильм с участием актера – «Любовь и голуби», в котором Юрский снялся со своей супругой Натальей Теняковой. Выбор режиссера Владимира Меньшова многим показался странным, ведь он пригласил на роль дяди Мити 48-летнего Юрского, а его жена, которой тогда еще не было сорока лет, сыграла бабу Шуру. Гримеры постарались на славу, и зрители даже не догадались, что за образом бабы Шуры скрывалась молодая актриса. Персонажи, сыгранные семейной парой, стали поистине легендарными.
За свою долгую творческую биографию Сергей Юрский исполнил около пятидесяти экранных ролей, каждая из которых была неповторимой. Персонажи, которых ему приходилось играть, были более чем интересными: он смог исполнить роль американского физика-теоретика Оппенгеймера, ученого и изобретателя Константина Циолковского, разведчика Сиднея Рейли, неповторимых деда Митю и Бендера. В каждую из этих ролей Юрский вкладывал всю свою харизму и талант.
Сергей Юрский
Не единожды поклонниками актера обсуждался вопрос о его национальности. Имя Сергея Юрского попало в Российскую еврейскую энциклопедию. На это актер отреагировал с юмором, заявив, что даже рад этому, и что его часто принимают за еврея. Возможно, причина тому – внешность, доставшаяся от отца Юрия Сергеевича Жихарева, взявшего себе псевдоним «Юрский», который, по уверениям актера, евреем не был.
Тенякова: биография звезды
Наталья Тенякова – вторая жена Юрского. Она родилась в 1944 году в Ленинграде, сразу после снятия блокады. Семья была интеллигентной и дружной, но абсолютно далекой от искусства. Родители мечтали, что умная и способная девочка станет педагогом, но Наташа выбрала сцену. Еще в школе она с удовольствием участвовала во всех самодеятельных постановках, безусловный талант отметили даже учителя.
Будущая актриса решила не ехать в Москву и поступила в ЛГИТМиК, причем с первой же попытки. Девушка училась у великолепного актера Бориса Зона, который мог подобрать ключ к каждому студенту, полностью раскрыв его потенциал. Закончив вуз. Наталья получила приглашение в «Ленком» и даже снялась в кино вместе с Татьяной Дорониной. Дальнейшую судьбу определила случайная встреча во время очередного телепроекта.
Наталью Пригласили на главную роль в постановку «Большая кошачья сказка». Оказалось, что ее партнером будет Сергей Юрский, уже известный и популярный актер. Актерам предстояло не просто играть вместе, но изображать молодоженов. Девушка была абсолютно подавлена звездным авторитетом Юрского и очень робела. Однако обаятельный Сергей помог ей освоиться на площадке, любовный дуэт получился очень убедительным. Впрочем, через некоторое время всем стало понятно: юная актриса увлечена не столько персонажем Юрского, сколько им самим. Позже оказалось, что влюбленность была взаимной. Сергей сразу заинтересовался юной актрисой, но посчитал отношения бесперспективными: Наталья была младше его на 9 лет и жила в счастливом браке, да и сам он был не свободен.
Однако судьбу обоих была предопределена. Через некоторое время Сергей понял, что это не просто увлечение и объявил Зинаиде о расставании. Ее реакция была бурной: несколько дней слез, скандалы, угрозы самоубийства. Но это не повлияло на решение Юрского. Он ушел, оставив Зинаиде квартиру и другое имущество.
К тому времени Наталья уже оформила развод. Пара стала жить вместе, по традиции не слишком заботясь об официальном оформлении брака.
Театр
Творческий потенциал в период учебы в университете юный Юрский реализовывал в постановках театральной студии при вузе. Его увлеченность театром привела к тому, что Сергей променял учебу на юридическом факультете на творчество. Он бросает юрфак и начинает обучение в Театральном университете на актерском факультете под кураторством Л. Макарьева.
Уже после 2 курса Сергея приглашают работать в БДТ им. Горького, где пьеса «В поисках радости» была первой постановкой, к которой его привлекли. В составе известной товстоноговской труппы Юрский обретает свою популярность в середине 60-х годов. Педагоги и простые зрители отметили выразительную и своеобразную игру актера, его талант был признан.
Юрский в роли Бендера, после которой к нему пришла колоссальная популярность
Судьбоносной для Юрского ролью был образ Чацкого, и за успешной игрой последовали работы в «Божественной комедии», «Трех сестрах» и других именитых пьесах. Спустя непродолжительное время работы в театре Сергей Юрьевич становится одним из его ведущих актеров, в 1968 году удостаивается звания Заслуженного артиста РСФСР.
После этих достижений актер начинает интересоваться возможностью дальнейшего развития в качестве режиссера. Спустя 6 лет после признания его Заслуженным артистом страны, Юрский дебютирует на сцене Большого Драматического театра как режиссер-постановщик с работой «Мольер», который был создан по произведению Булгакова.
Детство и юность
Наталья Тенякова родилась в Ленинграде. Мама — латышка по национальности, родом из Латгалии. Семья была далека от искусства. Практически до последних классов школы девушка планировала по настоянию родителей связать жизнь с педагогикой. Будущая звезда сцены не считала себя красавицей, к тому же была слишком стеснительной.
Наталья Тенякова в молодости (кадр из фильма «Старшая сестра»)
Однако после участия в нескольких любительских постановках Наташа окончательно решила стать актрисой и поступила в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино. Кстати, о том, что дочь учится актерскому мастерству у Бориса Зона, знала только мать. От отца эта информация скрывалась, и он до конца 1-го курса был уверен, что дочь учится в педагогическом институте.
В театральном вузе вместе с Натальей Теняковой учились многие знаменитые впоследствии артисты, в том числе Виктор Костецкий и Леонид Мозговой. Актриса до сих пор с благодарностью вспоминает своего мастера. По словам исполнительницы, педагог умел увидеть в «гадком утенке» будущую звезду сцены и кино. Именно Борис Зон предсказал Алисе Фрейндлих, что в будущем она сумеет перерасти амплуа травести и превратится в великую актрису.
События биографии
- 1961 – Поступила в Ленинградский театральный вуз. Профессор Б.В. Зон был прекрасным педагогом, умеющим пестовать юные таланты. Училась вместе с Л. Мозговым, В. Костецким, С. Надпорожским. На студенческой сцене ей довелось сыграть много очень разных ролей, что помогло отшлифовать профессиональные умения.
- 1965-1966 – Успешно окончив институт, Наталья была принята в труппу театра имени Ленкома. Дебютными были роли Полли в «3-грошовой опере» Б. Брехта и Оль-Оль в «Днях нашей жизни» Л. Андреевой. В этот же период на телеэкранах показали фильмы-спектакли с ее участием: «Братья Рико», «Корабли в Лиссе», «Большая кошачья сказка», «Сон в летнюю ночь», «Смуглая леди сонетов», «1-я любовь», после которых актриса дебютировала в главной роли Лиды в драме «Старшая сестра».
- 1967-1979 – Снялась в главной роли Варвары Асенковой в историко-биографической драме «Зеленая карета» и перешла в БДТ. Почувствовала, что ей больше нравится выходить на подмостки, чем на киноплощадку. Быстро превратившись в ведущую актрису престижной сцены, играла Аглаю в «Илиоте», Клею в «Лисе и винограде», Лизелотту в «2-х театрах», Настю в «Счастливых днях несчастного человека», Галю в «Выпьем за Колумба!», Марию Антоновну в «Ревизоре», Арманду Бежар в «Мольере», Веру в «3-х мешках сорной пшеницы», Александру в «Фантазиях Фарятьева», Юлию Суслову в «Дачниках», Машу в «Жестоких играх».
- 1968-1979 – Снялась в главных ролях командира разведки Саши Вихровой и Антонины Старосельской в фильмах «Гроза над Белой» и «Наши знакомые». Также выходила на сцену перед телекамерой в 26 спектаклях, среди которых «Принц Наполеон», «Взрывы на уроках», «Смерть Вазир-Мухтара», «Господа Головлевы», «Срочно требуются седые волосы», «Где тонко, там и рвется», «Фиеста», «4-ро под одной крышей», «Женитьба Белугина», «Конец начала», «Красавец-мужчина», «Бабье царство», «Жена», «Полковник Шабер», «Ограбление в полночь», «Ловушка», «Бал», «Нежность».
- 1972-2009 – Озвучила роли Каролины Лэм в одноименном фильме, синьоры Помпини в «Игре в 4 руки», жены Василия Петровича в «Банкете», Анны Ахматовой в «Татарской княжне».
- 1978-2017 – Снялась в документальных фильмах, посвященных Театру Чехова, Игорю Озерову, Софье Пилявской, Эммануилу Виторгану и Алле Балтер, Георгию Натансону, Ие Саввиной, Андрею Мягкову, Сергею Юрскому.
- 1979-1987 – Из-за того, что супруга причислили к диссидентам, на работу его решился принять только негосударственный Театр им. Моссовета, куда и устроилась Наталья после переезда к мужу в Москву. Поскольку обменять жилье не удалось, театр помог получить квартиру на улице Большой Дорогомиловской. Играла в спектаклях «Братья Карамазовы», «Тема с вариациями», «Версия», «Если буду жив», «Гедда Габлер», «Печка на колесе», «Вдовий пароход», «Орнифль, или Сквозной ветерок».
- 1989-2009 – Работала в МХТ им. Чехова. Выходила на сцену в «Московском хоре» (Катя), «Кабале святош» (Мадлена), «Вишневый сад» (Раневская), «Красивая жизнь» (графиня Эрминия), «Трагики и комедианты» (Ирина), «После репетиции» (Ракель), «Женитьба» (Фекла Ивановна), «Новый американец» (Тася), «Рождественские грезы» (Татьяна), «Нули» (Анча), «Ретро» (Диана Барабанова), «Лес» (Гурмыжская), «Дыхание жизни» (Фрэнсис Бил).
- 1980-2019 – Снималась в фильмах-спектаклях, самыми значительными были роли в «Дядюшкином сне», «Ласочке», «Рождественских грезах», «Этой пиковой даме», «Стульях».. Запомнилась зрителям и ее участие во вторых и даже эпизодических ролях в кинокартинах «Следствие ведут Знатоки», «Любовь и голуби», «Чернов», «Чехов и К», «Француз».
- 1994 и 2000 – Играла в спектаклях «Школы современной пьесы» «Стулья» и «Провокация».
- 1998 – Награждена Орденом Дружбы.
- 2003 – Участвовала в спектакле Вахтанговского театра «Фредерик, или Бульвар преступлений».
- 2005 – Награждена Премией им. Станиславского за перевоплощение в образ Гурмыжской в постановке МХТ им. Чехова «Лес».
- 2007 – Перевоплощалась в образ Марьи Москалевой в постановке «Дядюшкин сон» Театра «Модерн».
- 2016 – Награждена Орденом Почета.
- 2020 – Была задействована в спектаклях МХТ «Лес» и «Офелия боится воды».
Личная жизнь
Первым мужем Натальи Теняковой стал сокурсник Лев Додин, впоследствии знаменитый театральный режиссер, народный артист России. Так как брак долго не просуществовал, детьми супруги обзавестись не успели.
Личную жизнь актрисы изменила встреча с Сергеем Юрским, который к тому времени уже был кумиром миллионов советских зрительниц. Знакомство с легендой отечественного кино состоялось на съемках телевизионного спектакля «Большая кошачья сказка». Между актерами вспыхивают чувства, но, так как оба были несвободны, серьезных отношений не получилось. Роман завязался только через несколько лет, когда Юрский развелся с актрисой Зинаидой Шарко, а Тенякова ушла от Додина.
Свадьбу сыграли 25 апреля 1970 года, и с тех пор пара была неразлучна. Наталья поддержала супруга в те годы, когда на него начались гонения в Ленинграде. Артиста объявили диссидентом, не давали работать. Жена Сергея Юрского, ранее носившая девичью фамилию, сменила ее на фамилию мужа и последовала вместе с ним в Москву.
В семье родилась дочь Дарья, также ставшая актрисой. Девушка окончила Школу-студию МХАТ. Когда Даша решила поступать в театральный вуз, Тенякова позвонила Олегу Табакову с просьбой: если не увидит в дочери таланта, пусть не берет.
Дипломный спектакль Дарья Юрская играла вместе с мамой. Позднее коллеги упрекнули Наталью, что та от волнения за дочь вела себя на сцене непрофессионально, повторяя беззвучно текст Даши.
Наталья и Сергей Юрские — счастливые бабушка с дедушкой. У их дочери двое детей — сыновья Георгий и Алишер. Фото счастливого семейства нередко украшали печатные СМИ.
В интервью актриса призналась, что считает себя человеком с сильным характером, поэтому никогда не успокаивала мужа в трудных ситуациях, а, напротив, настраивала его на дальнейшую борьбу. Порой актрисе самой приходилось проявлять силу воли, выходя на сцену. Однажды дочь Даша попала в серьезное ДТП, с места которого ее увезли в институт Склифосовского. Тенякова в этот вечер играла спектакль, который не отменила, хотя ей это стоило титанических усилий.
Одна из знаменательных страниц в истории семьи Юрских — их совместное выступление на одной сцене в спектакле «После репетиции», который неизменно пользовался популярностью на протяжении нескольких сезонов.
Наталья Тенякова и Сергей Юрский с дочерью Дарьей Юрской 8 февраля 2021 года пресс-центр театра Моссовета сообщил, что народный артист России Сергей Юрский скончался на 84-м году жизни. В декабре СМИ писали об экстренной госпитализации актера и его тяжелом состоянии, однако позже администрация театра уточнила, что Сергей Юрьевич был на профилактическом лечении. Причиной смерти Юрского является сердечная недостаточность.
В июле того же года состоялся юбилей актрисы – 75 лет. Коллектив родного театра поздравил Наталью Максимовну с днем рожденья, а официальное празднование состоялось только через полгода из-за недавней трагедии в семье.
После самоизоляции 2021 года Наталья Максимовна переехала на дачу. Компанию ей составил старший внук, который дистанционно учится в вузе.
Спасение кота Антона
— С Юрским мы познакомились в начале 70-х годов в Таллине, — рассказал нам актер Александр Голобородько. — Я тогда снимался в Эстонии в «Последней реликвии», а Сергей Юрьевич приехал туда по делам. Он всегда был несколько рассеянным, и немудрено, что, увидев меня, спутал с коллегой. Начал живо расспрашивать: «А ты чего здесь делаешь?» Я его остановил: «Сергей Юрьевич, не волнуйтесь, я тоже актер, но не Ефим Копелян». По случаю внезапного знакомства решил его угостить чем-то экзотическим и позвал в варьете. Мы с ребятами из моей съемочной группы как раз туда собирались. Юрский согласился составить компанию. Нам выделили хороший столик, но на танцующих девушек особенно он и не смотрел. В результате мы с ним получили приз от заведения — бутылку вина, как самые скучные гости. Потому что только о работе весь вечер и говорили.
По словам Голобородько, спустя годы, в 1985-м, они снова встретились с Юрским. Только уже в Москве, в Театре им. Моссовета, где оба стали работать.
— Он перешел туда из питерского БДТ, переехав с женой Натальей в столицу, а я пришел из Малого театра. И быстро узнал, что Сергей Юрьевич — страстный поклонник кошек. У меня как раз жил кот Антон, который неожиданно заболел мочекаменной болезнью. Тогда достать лекарства для животных было крайне проблематично. С таблетками для людей и то возникали серьезные трудности. В общем, ветеринары мне сказали, что Антон не жилец. Я страшно расстроился, а Сергей Юрьевич, узнав об этом, начал меня подбадривать. Мол, вот увидишь, все образуется. И уже через несколько дней привез мне из Франции лекарства для кота и еще огромную упаковку диетической пищи для животного. У Юрского в Париже были концерты, и он решил потратить почти все свои суточные на спасение моего мяуки. Я часто вспоминаю об этом эпизоде и мысленно благодарю его.
Младший внук покойного Алишер (в очках) сидел рядом с мамой Дашей
— Придя на работу в наш театр, Юрский как режиссер стал ставить спектакль «Правда хорошо, а счастье лучше» на Фаину Раневскую. Это оказалась ее последняя роль, — вспоминает актер Евгений Стеблов. — Я играл в этой работе на пару с женой Сергея — Наташей Теняковой. Их семью хорошо у нас в театре приняли. Это сейчас кругом суперзвезды, а для великих актеров той эпохи этот термин звучал неприлично. Потом Наташу Олег Ефремов во МХАТ пригласил, и она ушла работать туда.
А ситуация в Театре Моссовета со временем, по словам актеров, стала катиться под откос.
Все обострилось, когда в 2021 году умер худрук Павел Хомский.
— И тогда во главе театра стала режиссерская коллегия из трех человек — Андрон Кончаловский, Юрий Еремин и Сергей Юрский, — рассказывал в недавнем интервью «Экспресс газете» Александр Яцко. — После этого у нас слабенькие спектакли выходят. Юрский, например, поставил пьесу Reception, где сам же сыграл главную роль. Но лучше бы он этого не делал. Это просто позор! И его личный, и театра.
Через секунду Евгений Стеблов, который вел церемонию прощания, потеряет сознание. Его увезли на скорой и в тот вечер артист не вышел на сцену в спектакле «Эльза»
Биография Тимофея Трибунцева
Тимофей Владимирович Трибунцев – популярный российский актер, получивший широкую известность в 2006 году после выхода фильма «Остров», где он воплотил образ отца Анатолия.
Актер Тимофей Трибунцев
За свой многолетний актерский стаж артист, обладающий редкой творческой харизмой, сыграл впечатляющее число ролей на сцене и на экране. В его творческой копилке – более 70-ти фильмов и двух десятков спектаклей. Среди них стоит отметить интеллектуальную комедию «Монах и бес», многосерийные фильмы «Ликвидация», «Побег», психологическую киноленту «Родина», а также ряд великих пьес, включая трагедии шекспировского наследия – «Отелло», «Макбет», «Король Лир» (за роль в последней он получил награду «Чайка»).
Этого актера часто называют российским Луи де Фюнесом, а его талант, вклад в искусство сравнивают с Роланом Быковым, Аль Пачино и Львом Дуровым. В 2021 году он стал лауреатом национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон».