Как оливер стоун построил вавилон
Содержание:
- Содержание Александр
- Версии
- Любовь к театру по наследству: детство и учеба в театральной студии
- «Как молоды мы были»
- «Поток любви, восторга и признания»: известные роли Андреева
- Вэл Килмер (1959)
- Производство
- Бросать
- К годовщине со дня рождения
- Бросать
- Как Михалков «под ноль» постригся
- Актеры фильма Александр
- Анджелина Джоли (1975)
- Прием
- Интересные факты
- Мечта Оливер Стоуна, воплощенная в жизнь
- Прием
Содержание Александр
Повествование в фильме «Александр» идет от имени Птолемея, который был соратником Александра.
Родился Александр в Пелле, в Македонии. Мать его, царица Олимпиада, очень любила своего сына и прочила ему великое будущее. Поговаривали, однако, что отцом Александра был или Дионоис, или сам Зевс.
Время шло. Когда Александр подрос, он проходил обучение у самого Аристотеля и обучался военному делу. Уже тогда Александр задавался вопросом, почему столь образованные греки до сих пор не подчинили себе персов. Там он подружился с Гефестио, мальчиком, которого он полюбил и продолжал любить всю свою жизнь.
Однажды Филиппу привели необъезженного жеребца. Никому не довелось заслужить доверия этого жеребца, он никого к себе не подпускал. Тогда Филипп велел пустить его на мясо, но Александр попросил отца купить этого коня и убедил, что он сможет его объездить. Тогда Александру никто не поверил, но ему все же удалось влезть на коня. Буцефал, так назвал своего коня юный наследник, прошел с Александром весь путь его завоеваний и был убит в последнем бою.
Спустя 8 лет, когда Александру было уже 20, у Филиппа должен был родиться еще один ребенок от македонки Эвредики. Царица Олимпиада уговаривала сына жениться на македонке и родить ребенка, обезопасив тем самым свою жизнь. Она считала, что Филипп не допустит восхождения на престол Александра. Именно об этом говорила мать Александру, а брак с македонкой позволил бы этого избежать. Но Александр не поддался на уговоры матери.
Версии
Было выпущено несколько версий фильма, и они, как правило, рассматриваются как улучшения первоначальной версии. Критик Питер Собчинский сказал: «Различные дополнения и переделки неизмеримо улучшили его, и то, что когда-то было головной болью, превратилось в бесспорно захватывающий пример эпического кино».
Театральный монтаж
2004: Это фильм в том виде, в котором он изначально был показан в кинотеатрах, продолжительность его показа составляет 175 минут. Он был выпущен на DVD, а также доступен на Blu-ray в некоторых регионах.
Режиссерская версия
2005: Режиссерская версия Стоуна была отредактирована перед выпуском DVD позже в 2005 году. Стоун удалил семнадцать минут отснятого материала и добавил девять обратно. Это сократило время работы со 175 до 167 минут.
Возвращение к Александру: окончательная версия без рейтинга
2007: Стоун также сделал расширенную версию Александра . «Я делаю третью версию на DVD, не для театра», — сказал он в интервью Rope of Silicon. «Я собираюсь сыграть трехчасовую 45-минутную вещь Сесила Б. Демиля ; я собираюсь выложиться изо всех сил, вложить в фильм все, что мне нравится. Он был сложным человеком, это был сложная история, и не помешает сделать ее длиннее и позволить людям, которые любили фильм увидеть его больше и понять его больше ».
Расширенная версия была выпущена под названием Alexander Revisited: The Final Unrated Cut 27 февраля 2007 года. В двухдисковый набор входило новое вступление Стоуна. «За последние два года, — сказал он, — я смог разобраться в некоторых из оставшихся без ответа вопросов об этом очень сложном и страстном монархе — вопросы, на которые я не смог ответить достаточно драматично. Этот фильм представляет собой мою полную и последнюю версию, поскольку он будет содержать все необходимые кадры, которые мы отсняли. Я не знаю, скольким кинематографистам удалось сделать три версии одного и того же фильма, но мне повезло, что у меня была возможность из-за успеха продаж видео и DVD в мир, и я чувствовал, что если бы я не сделал это сейчас, с энергией и памятью, которые у меня все еще есть для этого предмета, он никогда не был бы таким же снова. Для меня это полный Александр , самая ясная интерпретация, которую я может предложить.»
Фильм перестроен на два действия с антрактом. Александр: Revisited более подробно рассматривает жизнь Александра и его отношения с Олимпиадой, Филиппом, Гефестионом, Роксаной и Птолемеем. Продолжительность фильма составляет три часа 34 минуты (214 минут, примерно на 40 минут дольше, чем в театральной версии, и почти на 50 минут дольше, чем в первой режиссерской версии), и он представлен в анаморфном широкоэкранном формате 2,40: 1 с английским Dolby Digital 5.1 Surround. аудио. Помимо нового вступления со Стоуном, на DVD нет других дополнений, кроме бесплатного купона на фильм . Тем не менее, релизы Blu-ray и HD-DVD содержат множество специальных функций, включая два аудиокомментария и новую короткометражку.
В течение семи лет это была единственная версия фильма, доступная на Blu-ray , до выхода Ultimate Cut, в которую также входит Theatrical Cut.
Александр: Окончательный вариант
2014: В ноябре 2012 года Стоун сообщил, что он работал над четвертой версией фильма по просьбе Уорнера и что на этот раз он удалит материал, так как чувствовал, что добавил слишком много в «Final Cut». Премьера версии, которая длится 206 минут, состоялась 3 июля 2013 года на Международном кинофестивале в Карловых Варах, и Стоун клянется, что больше версий не будет. «Alexander: The Ultimate Cut (Tenth Anniversary Edition)» был выпущен в США 3 июня 2014 года.
Любовь к театру по наследству: детство и учеба в театральной студии
Александр Хочинский в молодости. Фотография: 24smi.org
Школа №222 («Петришуле»). 1900–1912. Санкт-Петербург. Фотография: O-Palytcheva / pastvu.com
Родители Александра Хочинского — актриса Людмила Красикова и певец Юрий Хочинский. Фотография: kino-teatr.ru
Александр Хочинский родился в Новосибирске. Его родители, на тот момент студенты Ленинградского театрального института, были там в эвакуации. Обратно в Ленинград семья смогла вернуться только в 1945 году. Отец, Юрий Хочинский, стал солистом эстрадного оркестра Ленинградского радиокомитета, много гастролировал по Советскому Союзу и записывал пластинки. Мать, Людмила Красикова, устроилась актрисой в Ленинградский театр юных зрителей (сегодня — ТЮЗ им. А.А. Брянцева). Когда сыну было четыре года, отец покончил с собой: 23-летнему Юрию Хочинскому поставили неизлечимый диагноз. Как выяснилось позже, ошибочный. Через несколько лет мать вышла замуж во второй раз. Ее избранником стал партнер по сцене, известный актер Рэм Лебедев. Вскоре у них родилась дочь Елена.
Александр Хочинский с детства был знаком с атмосферой театра: чтобы не оставлять его одного дома, родители брали мальчика с собой на спектакли и репетиции. Он видел, как готовили спектакли, играл с реквизитом в гримерной — примерял парики, прятался под декорациями. В 1951 году Хочинский пошел в знаменитую школу №222, в прошлом «Петришуле», — одно из старейших учебных заведений России, основанное еще в 1709 году. Он не был отличником: в дневнике появлялись и четверки, и тройки. Александр Хочинский любил большие компании и много времени проводил с друзьями, сам научился играть на гитаре и в свободное время пробовал сочинять песни. После уроков занимался в школьном театре и участвовал во всех праздничных постановках. В старших классах он решил стать актером, других вариантов даже не рассматривал. И после окончания школы в 1961 году начал заниматься в драматической студии для начинающих артистов при Театре юного зрителя. Однако поступил Хочинский туда с трудом. На прослушивании он получил четверку «за музыкальность» и в результате не попал в список студентов. Тогда мать, ведущая артистка Ленинградского ТЮЗа, настояла на повторном вступительном экзамене.
На первом курсе студенты учили основы актерского мастерства, сценического движения и речи, а на третьем уже играли небольшие роли в репертуарных спектаклях ТЮЗа. Для Александра Хочинского это было легко: большинство постановок ему были знакомы с детства. В 1964 году в качестве дипломной работы он сыграл Спальника в «Коньке-горбунке», и его сразу же приняли в труппу театра. Артист Николай Иванов вспоминал: «Если мы были мальчишки с улицы, то он вырос в актерской семье, в доме, в котором бывало много интересных людей. Он получил замечательное воспитание, его вырастили интеллигентом
Поэтому он привлекал к себе всеобщее внимание». Однако 20-летнему Хочинскому не удалось сыграть даже дебютный спектакль: вскоре после того, как он приступил к репетициям, его на три года призвали в армию
Служить отправили в Выборг. Через несколько месяцев он стал заведовать отделом самодеятельности и проводить в части концерты.
«Как молоды мы были»
Александр Борисович взял звучную фамилию от матери – литературного сотрудника журнала «Театральная жизнь» Тамары Градской. Эту фамилию услышал весь мир, когда в 1976 году прозвучала песня «Как молоды мы были» на музыку композитора Александры Пахмутовой и стихи поэта Николая Добронравова. Прославленную композицию творческий дуэт записал специально к фильму «Моя любовь на третьем курсе».
Градский вспоминал, как впервые встретившись с Пахмутовой, набрался наглости и попросил у нее партитуру песни. Она хоть и была удивлена «дерзостью» молодого музыканта, но в просьбе не отказала.
Артист вспоминал, что впервые исполнил песню «Как молоды мы были» в 26 лет. И это было необычно, поскольку о пролетевшей, как одно мгновение жизни, пел совсем молодой человек. Впоследствии Александр Борисович скажет: «Теперь я пою ее правильно»…
Александр Градский. Фото: Global Look Press
«Поток любви, восторга и признания»: известные роли Андреева
Борис Андреев (справа) в роли Ильи Журбина и Николай Сергеев в роли Александра Басманова в художественном фильме Иосифа Хейфица «Большая семья» (1954)
Борис Андреев в роли Ильи Муромца и Нинель Мышкова в роли Василисы в художественном фильме Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)
Борис Андреев (справа) в роли Вожака и Вячеслав Тихонов в роли Алексея в художественном фильме Самсона Самсонова «Оптимистическая трагедия» (1963)
Борис Андреев говорил: «В СССР, кроме нас с Алейниковым, самым популярным был разве что Чарли Чаплин». В 1950-е актер много снимался в кино: на экраны вышел фильм о спасенном негритенке «Максимка», мелодрама «Судьба Марины», приключенческая картина «Мексиканец». В 1954 году Андреев получил главную роль в «Большой семье» режиссера Иосифа Хейфица. Киноленту о судьбе трех поколений судостроителей оценили и за рубежом: фильм стал лауреатом Каннского кинофестиваля в номинации «Лучший ансамбль». Борис Андреев работал на площадке вместе со знаменитыми актерами Сергеем Лукьяновым и Верой Кузнецовой. «Большая семья» стала режиссерским дебютом артиста Алексея Баталова, который отзывался об Андрееве: «К нему было удивительное доверие у миллионов людей. Появление Андреева на огромном, битком забитом стадионе, где проводилась программа «Товарищ кино», вызывало не просто хлопанье под барабан, это был поток, обвал любви, восторга, признания».
В 1956 году Андреева пригласил на съемки режиссер Александр Птушко. Он снимал русскую народную сказку «Илья Муромец». Роль богатыря стала одной из самых важных в творческой карьере Бориса Андреева: по масштабности фильм позже сравнивали только с «Войной и миром» Бондарчука. Специально для съемок недалеко от Ялты выстроили деревянные декорации древнего города. Помимо актеров Птушко задействовал 106 тысяч военных и 11 тысяч лошадей. Эти факты вошли в «Новую Книгу рекордов Гиннесса по кино» Патрика Робертсона. «Илья Муромец» стал первым широкоэкранным фильмом в СССР.
Следующей большой работой Бориса Андреева стал фильм Георгия Данелии о жизни моряков — «Путь к причалу». В 1961 году артиста сразу утвердили на роль сурового и неразговорчивого боцмана Росомахи. Картину снимали осенью в Мурманске. Специально для знаменитого актера командующий Северным флотом лично выделил адмиральский катер. В одном из эпизодов фильма боцман должен был стоять на берегу и бить ногами по воде. В книге «Безбилетный пассажир» Данелия вспоминал: «В Баренцевом море вода очень холодная, поэтому хотели снимать дублера. Андреев запротестовал: «Никаких дублеров, Росомаху играю я». Эту сцену снимали на острове Кильдин, и актер, пожилой уже человек, на пронизывающем ветру в мокрой одежде и без переодеваний два часа самоотверженно искал варианты. Сняли четырнадцать дублей». Сразу после выхода киноленты в 1962 году Борису Андрееву присвоили звание народного артиста СССР.
В 1963 году Борис Андреев снялся в драме «Оптимистическая трагедия» Самсона Самсонова о революции. Актер играл в паре с Вячеславом Тихоновым. В картине долго не могли снять одну сцену: по сюжету герой Тихонова обвинял персонажа Андреева в предательстве, а затем плевал ему в лицо. Тогда известный артист отвел в сторону и подбодрил партнера: «Да не робей ты! Найди в моей харе что-нибудь противное и туда и плюнь».
Работы у Бориса Андреева было много: он каждый год снимался одновременно в нескольких фильмах. Сын актера вспоминал: «Папа очень быстро уставал, потому что ему приходилось много работать. От колоссального напряжения у него поднималось давление, кровь шла из носа. В перерывах между съемками он плюхался плашмя на диван в павильоне, чтобы хоть немного прийти в себя». У Андреева начались проблемы со здоровьем. Однако меньше работать он не стал: в конце 1960-х годов на экраны вышло пять фильмов с его участием.
В 1971 году Борис Андреев сыграл Джона Сильвера в картине Евгения Фридмана «Остров сокровищ». Затем были главные роли в фильмах «Дети Ванюшина», «Назначаешься внучкой», «Первый рейс», «Сапоги всмятку». К 1979 году на счету Бориса Андреева было уже 50 картин.
Последней работой актера стал фильм «Слезы капали» Данелии. Завязку сюжета режиссер позаимствовал у сказки «Снежная королева»: жителю небольшого города в глаз попал кусок волшебного стекла, и с тех пор он везде видел только плохое. Главную роль исполнил Евгений Леонов, а Борис Андреев сыграл его однополчанина Николая Ваничкина.
Весной 1982 года после съемок актер внезапно почувствовал себя плохо. 24 апреля Борис Андреев скончался. Причиной смерти стало переутомление. Его похоронили на Ваганьковском кладбище Москвы.
Вэл Килмер (1959)
Вэл Килмер — тогда и сейчас| Georges Biard «Википедия», onedio.ru
Американский актер Вэл Килмер появился в кадре как отец Александра Македонского Филипп II. Творческую карьеру Килмер начинал с театра в 1981-м и лишь спустя три года исполнил свою первую роль в кино. С тех пор его “копилка” пополнилась работами в проектах “”Лучший стрелок”, “Убей меня снова”, “Схватка”, “Последний рейд”, “Ирландец”, “Ясновидец”, “Снеговик” и др.
В 2015 году СМИ сообщили, что Килмер борется с раком гортани, но актер опроверг эту информацию. После того, как Вэлу удалось победить болезнь, он решил признаться в заболевании и рассказал, что до сих пор борется с последствиями недуга. В 2019 году Килмер принял участие в съемках боевика “Лучший стрелок 2”.
Производство
Первое упоминание о фильме было в октябре 2001 года компанией Initial Entertainment Group.
Локации
- Библиотека Александрии : Shepperton Studios , Лондон , Англия
- Пелла / Вавилон / пещера индийских дворцов и мифов: Pinewood Studios , Лондон, Англия
- Александрия (задняя пластина с эффектом): Мальта
- Храм Афины Паллады , Мьеза и македонский конный рынок: Эс-Сувейра , Марокко
- Гавгамела: пустыня недалеко от Марракеша , Марокко
- Ворота Вавилона: Марракеш , Марокко
- Бактрийская крепость: Нижний Атлас , Марокко
- Гиндукуш (пластина с эффектом): Варзазат, Марокко
- Македонский амфитеатр: Марокко
- Гифас: Меконг , северо-восточная провинция Убонратчатхани , Таиланд
- Hydaspes: Центральный ботанический сад, Ампхое Муанг, провинция Сарабури , Таиланд
Бросать
-
Колин Фаррелл, как Александр
- Джесси Камм в детстве Александра
- Коннор Паоло в роли молодого Александра
- Анджелина Джоли в роли королевы Олимпиады
- Вэл Килмер в роли короля Филиппа II
-
Энтони Хопкинс в роли старого Птолемея
- Эллиот Коуэн в роли взрослого Птолемея
- Роберт Эрли в роли молодого Птолемея
-
Джаред Лето в роли Гефестиона
Патрик Кэрролл в роли молодого Гефестиона
- Розарио Доусон, как Роксана
- Кристофер Пламмер в роли Аристотеля
- Дэвид Беделла — писец Кадм
- Фиона О’Шонесси — медсестра
- Брайан Блессед — тренер по борьбе
- Гэри Стретч в роли Клитуса Черного
- Джон Кавана, как Парменион
- Ник Даннинг, как Атталус
- Мари Мейер, как Эвридика
- Мик Лалли — продавец лошадей
- Джозеф Морган в роли Филота
- Ян Битти, как Антигон
-
Джонатан Рис Мейерс в роли Кассандра
Морган Кристофер Феррис в роли молодого Кассандра
- Денис Конвей — Неарх
Питер Уильямсон — молодой Неарх
-
Нил Джексон в роли Пердикки
Алекзандер Гордон в роли молодого Пердикки
- Гаррет Ломбард в роли Леонната
- Крис Абердейн, как Полиперхон
- Рори Макканн в роли Кратера
- Тим Пиготт-Смит как читатель примет
- Раз Деган, как Дариус
- Эрол Сандер, как персидский принц
- Стефан Феррара, как Бесс , бактрийский командир
- Тадг Мерфи в роли умирающего солдата
- Франсиско Босх, как Багоас
- Аннелиз Хесме в роли Стейры
- Тоби Кеббелл в роли Павсания Орестского
- Лэрд Макинтош, как греческий офицер
- Феодор Аткин , как отец Роксаны
- Бин Банлерит в качестве короля Поруса из Индии
- Джаран Нграмди, как индийский принц
- Брайан МакГрат в роли врача
- Оливер Стоун (в титрах ) в роли македонского солдата у статуи Зевса
К годовщине со дня рождения
Имя Александра Македонского знакомо всем со школьной скамьи. О нём сложены легенды, а книгами о его завоевательных походах зачитываются миллионы. Естественно, что и кинематографисты не могли обойти стороной его биографию. В связи с очередной годовщиной со дня рождения великого полководца (он родился 21 июля 356 года до н.э.) мы решили вспомнить фильмы о нём и актёров, воплотивших его образ на экране.
Кто играл Александра Македонского. Фильмы о великом полководце
Безусловно, в памяти сразу же всплывает эпохальное кинополотно Оливера Стоуна «Александр» (2004), в котором роль Александра Македонского исполнил ирландец Колин Фаррелл. В этой историко-биографической ленте с бюджетом $155 млн повествование ведётся от лица старого мудреца Птолемея, царя Египта и бывшего соратника Александра. Основное место в картине уделено походам Македонского на Персию и Индию, а также личной жизни полководца. Как известно, Александр уже в 20-летнем возрасте стал царём Македонии, и в течение своего 13-летнего правления сумел завоевать множество государств. Его боялись и воспевали как бога. Стоун взглянул на личность Македонского по-своему, чем вызвал у некоторых кинокритиков резкое неприятие.
Кадр из фильма «Александр»
Первоначально фильм об Александре Македонском намеревался снимать Баз Лурманн, который хотел взять на главную роль Леонардо ДиКаприо. Однако он отказался от этой идеи, когда узнал, что за кинобиографию великого полководца решил взяться Оливер Стоун. Тот поначалу отдавал предпочтение Расселлу Кроу и Тому Крузу, а ещё одним претендентом на роль был Хит Леджер. В итоге выбор Стоуна всё-таки пал на Фаррелла.В Америке этот фильм был принят довольно сухо – его касса составила всего $34,3 млн. А вот в остальном мире зрители проявили к ленте значительно больший интерес – она собрала за пределами США $133 млн.
Кадр из фильма «Александр»
В 1956 году, задолго до выхода картины Оливера Стоуна, американцы совместно с испанцами сняли картину «Александр Великий», в которой заглавную роль исполнил британский актёр Ричард Бёртон. Фильм не сумел добиться успеха в прокате, собрав всего $2,5 млн при бюджете $4 млн. Хотя Бёртону во время съёмок было лишь 29 лет, многие кинокритики сочли его староватым для роли Македонского. Интересно, что до появления кандидатуры Бёртона от роли отказался Чарлтон Хестон.
Кадр из фильма «Александр Великий»
Образ Александра Македонского примерил на себя и Уильям Шетнер, известный широкому зрителю по роли капитана Кирка в сериале «Звёздный путь» и в его ранних киноверсиях. Шатнеру посчастливилось исполнитель роль Македонского в американском телефильме 1968 года «Александр Великий».
Кадр из телефильма «Александр Великий»
Любопытно, что в 2006 году в Италии был выпущен полнометражный мультфильм «Александр Великий», в котором описывались подвиги знаменитого завоевателя.
Александр Великий,
Александр Великий
Том Круз,
Уильям Шетнер,
Леонардо ДиКаприо,
Оливер Стоун,
Хит Леджер,
Колин Фаррелл,
Баз Лурманн,
Ричард Бёртон
Новинка
Бросать
- Ричард Бертон в роли Александра Великого
- Фредрик Марч в роли Филиппа II
- Клэр Блум в роли Барсин
- Даниэль Дарье в роли Олимпиады
- Барри Джонс в роли Аристотеля
- Гарри Эндрюс, как Дариус
- Стэнли Бейкер в роли Атталуса
- Найл МакГиннис в роли Пармениона
- Питер Кушинг в роли Мемнона
- Майкл Хордерн в роли Демосфена
- Мариса де Леза, как Эвридика
- Густаво Рохо — Клит Черный
- Рубен Рохо в роли Филота
- Питер Вингард в роли Павсания
- Гельмут Дантин в роли Нектенабуса
- Уильям Сквайр в роли Эшена
- Фридрих фон Ледебур в роли Антипатра
- Вирджилио Тейшейра, как Птолемей
- Тереза дель Рио, как Роксана
- Хулио Пенья, как Арситес
- Хосе Ньето в роли Спитридата
- Карлос Баэна, как Неарх
- Ларри Тейлор в роли Пердикки
- Хосе Марко в роли Харпала
- Рикардо Валле в роли Гефестиона
- Кармен Карулла в роли Стейры
- Хесус Луке, как Аристандер
- Рамзи Эймс в роли пьяной женщины
- Эллен Россен, как Амитис
- Карлос Асеведо — Охус
Как Михалков «под ноль» постригся
Ещё была история с потрясающим артистом Андреем Поповым, который в то время играл исключительно Героев Соцтруда. Он был красивый, статный, седой, с замечательным бархатным голосом. Михалков предложил ему в «Обломове» роль лакея Захара, но с одним условием: актёр должен побриться налысо. Попов ни за что не желал этого делать, отшучивался, говорил, что играет в театре. Просил: «Дайте мне лысый парик». Но в театре лысый парик проходит, а вот на экране всё это было бы видно.
Пришлось идти на хитрость. Договорились, что Попов придёт к гримёру в 3 часа померить бакенбарды. А гримёру мы сказали, чтобы машинку взяла с собой. И вот пришёл Попов к гримёру на примерку, тут открывается дверь, и заходим мы – я, Никита и ассистент режиссёра Сергей Артамонов. И все трое лысые. Попов вздохнул, махнул рукой и говорит: «Ладно, стриги под капусту».
Актеры фильма Александр
Колин Фаррелл – Александр
Анджелина Джоли – Олимпиада (Олимпия) мать Александра
Вэл Килмер – Филипп. Отец Александра
Джаред Лето – Гефестион. Друг детства и любовник Александра
Розарио Доусон – Роксана. Первая жена Александра
Кристофер Пламмер – Аристотель. Обучал Александра в детстве.
Энтони Хопкинс – Птолемей в старости. От его имени ведется повествование.
Дэвид Беделла – писарь Птолемея, который записывает рассказ старого Птолемея
Камм Джесси – Александр в детстве
Тоби Кеббелл – Павсаний. Телохранитель и любовник Филиппа. Он же и убил Филиппа.
Джонатан Риз Мейерс -Кассандр
Джозеф Морган –Филота. Друг детства Александра. Командир конницы гетайров в азиатском походе. Подозревался в заговоре против Александра и был казнен.
Коннор Паоло – молодой Александр
Нил Джексон – Пердикка. Друг и сподвижник Александра
Эллиот Кауэн – Птолемей
Джон Кэвэна – Парменион. Отец Филота, полководец и соратник Филиппа, а позже и Александра. Был казнен согласно кровной мести за сына.
Мари Мейер – Евридика. Вторая жена Филиппа
Раз Деган – Дарий. Персидский царь, бежавший с места сражения и убитый своими же воинами.
Аннелиз Эм – Статира. Старшая дочь персидского царя Дария
Патрик Кэрролл – молодой Гефестион
Гари Стретч – Клит
Анджелина Джоли (1975)
Анджелина Джоли — тогда и сейчаc| chris_natt flickr.com, Foreign and Commonwealth Office flickr.com
Фильм «300 спартанцев: Расцвет империи»: актеры и роли
Голливудская актриса Анджелина Джоли в фильме “Александр” сыграла мать Македонского Олимпиаду. Звезда родилась в семье известных актеров — Джона Войта и Маршелин Бертран, потому с будущей профессией определилась легко. За годы творческой карьеры Джоли снялась в картинах “Изображая Бога”, “Лара Крофт: Расхитительница гробниц”, “Мистер и миссис Смит”, “Беовульф”, “Особо опасен”, “Подмена” и др.
В 2020 году актриса сделала операции на груди и яичниках, стала реже сниматься в кино. Анджелина сильно похудела, чем обеспокоила своих фанатов. Несмотря на это и сложный бракоразводный процесс с Брэдом Питтом, Джоли нашла время для съемок, в 2020 году она снялась в картине “Малефисента: Владычица тьмы”.
Прием
А. Х. Вейлер из «Нью-Йорк Таймс» писал, что, несмотря на продолжительность фильма, «моменты скуки редки», а батальные сцены «представляют собой красочное и грозное зрелище». Он добавил: «В роли Александра Ричард Бертон вносит серьезный и страстный образ человека, вдохновленного, но все еще отталкиваемого отцом». Уильям Брогдон из Variety писал, что в фильме были «длинные, скучные отрезки», но «Россен достигает высот, заполняющих весь экран, своими боевыми сборками, заглушая анаморфное соотношение 2,55-1 до самых краев сценой за сценой массовой войны». В своем описании премьеры в Лос-Анджелесе Эдвин Шаллерт заявил: «Первоначальная аудитория имела возможность увидеть некоторые очень сильные индивидуальные образы Бертона, Марча и других, а также стать свидетелями невероятно больших и зрелищных батальных сцен и массовых сцен. как повествование, историческое или иное, в основном вращающееся вокруг главного героя как великого завоевателя Греции, фильм, казалось, развивался в дюжине и одном разных направлениях практически на каждом этапе ».
Ричард Л. Коу из The Washington Post написал, что фильм «для фильма настолько удивительно верен историческим фактам, что больше жаль, что как фильм он так скучен … Такова сила детализации картины, в которых повторение батальных сцен, прощаний, речей и интриг просто становится головокружительно бессмысленным «. В «Отчётах» Харрисона написано: «Прекрасно сфотографированное в режимах CinemaScope и Technicolor, это, без сомнения, одна из самых богато смонтированных картин, когда-либо созданных, великолепная захватывающая эпопея с размахом и великолепием, которое само по себе стоит цены входного билета»
Джон МакКартен из The New Yorker писал, что «хотя в картине много интересного зрелища, она не предлагает достаточно драматизма, чтобы удерживать внимание на протяжении всей ее продолжительности — дело двух с половиной часов. Слишком много этого времени
посвящен подробному описанию несчастной юности македонца «. Ежемесячный бюллетень фильмов писал: «Убеждение здесь значительно рассеялось из-за отказа Россена, несмотря на очевидные серьезные намерения, представить персонажа в терминах, гораздо более убедительных, чем в истории комиксов … Последовательности битв хорошо скомпонованы, но в целом пешеходный стиль и подход к постановке в конечном итоге сводят Александра Великого к благонамеренному историческому празднику, затяжному и временами весьма приятному ».
Согласно агрегатору рецензий Rotten Tomatoes , фильм имеет рейтинг одобрения « 0% », полученный на основе 9 рецензий, со средней оценкой 3,7 / 10.
Интересные факты
Слоган фильма: «Судьба благоволит храбрым»
Изначально некоторые сцены картины должны были сниматься в Индии, однако индийские слоны оказались не настолько хорошо тренированными, поэтому съемки этих сцен прошли в конечном итоге в Таиланде.
Исполнителя главной роли Колина Фаррела во время съемок постигла нелепая травма — он сломал лодыжку, упав с лестницы во время съемок.
В декабре 2003 года группа бездомных шведов выстроилась в очередь за билетами на «Александра», хотя премьера была заявлена лишь на конец ноября 2004 года. Они вознамерились поставить палатки неподалеку от кинотеатра и прожить в них около года
Это была своеобразная акция протеста, целью которой было желание заострить внимание властей на проблему бездомных в шведской столице. Тем самым бездомные пытались сыграть на постановлении одного из влиятельных политиков, который провозгласил, что любой кинолюбитель может по праву разбить палатку и проживать в центре Стокгольма, дожидаясь билетов на мировую премьеру
Правда, политик, безусловно, имел в виду другую картину, демонстрировавшуюся на тот момент — «Властелин колец 3».
Источником вдохновения на создание этой картины для Оливера Стоуна стала биография Александра Македонского, написанная историком Робином Лэйном Фоксом.
На роль Гефестиона планировалось пригласить Брэда Питта, однако сам актер отказался играть данного персонажа ввиду личной неприязни к его поступкам. В конечном итоге роль досталась Джареду Лето («Реквием по мечте»).
На исполнение главной роли Оливер Стоун планировал пригласить Тома Круза.
Роль Филиппа должна была достаться нестареющему актеру Шону Коннери, однако в конечном итоге ее исполнил Вэл Килмер.
Официальная премьера картины была назначена на 5 ноября 2004 года, однако впоследствии была перенесена на 24 ноября. Прежде всего это было сделано для того, что занять неплохую стартовую позицию в погоне за статуэтками Оскара, которых как предполагают аналитики фильм должен собрать немало.
Участники проекта — Оливер Стоун и Вэл Килмер впервые обсудили идею создания картины о жизни Александра Македонского еще в 1991 года на съемочной площадке картины «Дорз».
Вэлу Килмеру на съемочной площадке приходилось несладко. Каждый съемочный день начинался для него в гримерке, где актер проводил порядка часа. Гримеры старались на славу, чтобы Вэл выглядел намного старше своего настоящего возраста, ну а кроме того немало времени уходили на создание шрама, покрывавшего глаз, потерянный королем Филипом Вторым во время одной из битв.
В грандиозной неудаче фильма принято винить довольно откровенно показанную Стоуном бисексуальность главного героя, которая оттолкнула большинство кинозрителей, ожидавших увидеть героического полководца и воина в центре фильма. Бисексуальность Александра подтверждена античными авторами, но фильм концентрируется на отношениях царя со своим другом Гефестионом, явившихся предметом поздних спекуляций.
Македонскую фалангу играли солдаты марокканской армии.
Перед выходом картины в Греции разгорелся скандал с участием греческой общественности, которая призвала бойкотировать фильм из-за того, что он принижает образ Александра, показывая его бисексуальность.
Из-за провала «Александра» был заморожен давно разрабатываемый режиссёром Базом Лурманном проект «Александр Великий», главные роли в котором должны были исполнить Николь Кидман и Леонардо Ди Каприо.
Оливер Стоун не успокоился на экранной версии и выпустил еще две: Alexander — Director’s Cut (2004) и Alexander Revisited — The Final Cut (2007). В Alexander Revisited сцены расположены в другом порядке и дополнены ранее вырезанными.
Вэл Килмер набрал для роли отца Александра, царя Филиппа II, больше 20 килограммов веса, а кроме того ежедневно целый час проводил в руках гримёров, которые «старили» его и накладывали шрам на лицо. Гримёры старались сделать лицо Килмера похожим на исторический облик Филиппа, известный из его изображений и реконструкции черепа из так называемого «склепа Филиппа».
Анджелина Джоли играла Олимпиаду, эксцентричную мать Александра, притом что актриса всего на год старше Колина Фаррелла.
Фильм номинировался в 2005 году на 5 премий «Золотая малина», но не «выиграл» ни одной.
Мечта Оливер Стоуна, воплощенная в жизнь
Фильм про Александра Македонского был снят в 1956 году. А в 2004 году на экраны вышла лента Оливера Стоуна «Александр», вызвавшая неоднозначную реакцию критиков. Оливер Стоун мечтал экранизировать историю о знаменитом полководце с 90-х годов. Но, видимо, действительно всему свое время. Тогда воплотить идею столь масштабного пеплума в жизнь было весьма непросто. Поскольку еще не были особо развиты цифровые технологии и компьютерная графика. Но в 2000-х мечта становится явью, и Оливер Стоун наконец берется за масштабное кинополотно.
В качестве исполнителя главной роли был выбран Колин Фаррелл. Оливер Стоун увидел его в картине «Рекрут» в компании с Аль Пачино и решил, что лучшего героя не найти. Хотя эту роль мог сыграть и Том Круз.
Интересно, что мать Александра Македонского Олимпию сыграла Анджелина Джоли, которая всего лишь на год старше Колина Фаррела. Роль Гефестиона — близкого друга Александра — досталась актеру Джареду Лето, Роксаны — Розарио Доусон. Кстати, последняя упорно отказывалась сниматься в обнаженных сценах, но, к счастью, Колину Фаррелу удалось уговорить ее пойти на это.
Прием
Театральная касса
«Александр» был показан 24 ноября 2004 года в 2445 кинотеатрах и за первые выходные заработал 13,7 миллиона долларов, заняв шестое место в прокате в Северной Америке и второе место среди новинок этой недели. На момент закрытия 1 февраля 2005 года фильм собрал 34,3 миллиона долларов на внутреннем рынке и 133 миллиона долларов за рубежом, а общая сумма продаж во всем мире составила 167,3 миллиона долларов. Учитывая производственный бюджет в 155 миллионов долларов, а также дополнительные маркетинговые расходы, фильм стал бомбой кассовых сборов с прогнозируемыми потерями в 71 миллион долларов.
Критический прием
На Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 16% на основе 206 обзоров со средней оценкой 4,00 / 10. По мнению критиков, веб-сайт утверждает: «Даже почти три часа в этом тяжеловесном, разговорчивом и эмоционально далёком биографическом фильме не может пролить свет на жизнь Александра». На Metacritic фильм имеет средневзвешенную оценку 39 из 100, основанную на 42 критиках, что указывает на «в целом неблагоприятные отзывы».
Одна из основных претензий американских кинокритиков заключалась в том, что « Александр» меньше походил на боевик, чем на исторический документальный фильм. Роджер Эберт из Chicago Sun-Times написал в своем обзоре: «Мы приветствуем сцены сражений, пышность и обстоятельства, потому что, по крайней мере, на время мы свободны от бесконечных повествований историка Птолемея».
Слабое похвала пришли Тодд Маккарти из Variety , который написал, «Оливера Стоуна Александр в лучшем случае почетная недостаточность, умный и честолюбивый картина , которая принципиально не хватает драматическое чутье и эмоциональную вовлеченность. Сухой и академический , где Трой (2004) был вульгарным и самовольно антиисторическим» .
Кейт Улих из The AV Club назвал Alexander: The Ultimate Cut десятым лучшим фильмом 2014 года.
Номинации
В 2005 году фильм был номинирован на премию « Золотая малина» в шести номинациях : «Худший фильм», «Худший актер» (Колин Фаррелл), «Худшая актриса» (Анджелина Джоли) и «Худший режиссер» (Оливер Стоун), «Худший актер второго плана» (Вэл Килмер) и «Худший сценарий», таким образом став вторым по количеству номинаций потенциальным фильмом «Раззи» 2004 года; однако наград он не получил. На премии Stinkers Bad Movie Awards 2004 он получил девять номинаций: Худший фильм, Худший режиссер (Камень), Худший актер (Фаррелл), Худшая актриса второго плана (Джоли и Доусон), Худший сценарий, Самый навязчивый музыкальный саундтрек, Худший женский фальшивый акцент. (Доусон и Джоли, объединенные в одну номинацию), и «Наименее» особые «спецэффекты. Его единственные победы были в номинациях «Самая навязчивая музыка» и «Худший женский фальшивый акцент».