Арчил гомиашвили — биография, новости, личная жизнь

Остап Бендер и другие роли

В 1958 Арчил отправился в Поти, где поставил моноспектакль «Похождения Остапа Бендера». Через некоторое время Гомиашвили снова пригласили в труппу тбилисского театра. Параллельно со службой в театре Арчил снимался и в кино. Так, в 60-х он снялся в картинах «Крот», «Иные нынче времена» и «Взрыв после полуночи».

Однако несмотря на киноработы, Гомиашвили все равно оставался малоизвестным провинциальным актером, о котором практически ничего не знала широкая публика. Тем не менее, именно его порекомендовали Леониду Гайдаю, когда тот в конце 60-х приступил к работе над художественным фильмом «12 стульев».

Арчил Гомиашвили и Леонид Гайдай

Режиссер уже успел подобрать практически весь состав актеров, включая Сергея Филиппова, в итоге блестяще воплотившего образ Кисы Воробьянинова на экране. Но с выбором героя на главную роль Остапа Бендера возникли проблемы. На пробах побывали более двадцати известных артистов, в числе которых оказались Александр Ширвиндт, Валентин Гафт, Михаил Козаков и Олег Борисов. Предлагали эту роль и Владимиру Высоцкому, которому помешала сниматься алкогольная зависимость.

Арчил Гомиашвили в образе Остапа Бендера

После многочисленных проб на роль был утвержден Александр Белявский, однако молодому актеру не хватило харизматичности и яркости. Съемки приостановили и стали искать нового Остапа. Леонид Иович вместе с ассистентами выехал в Горький, где как раз гастролировал со своим мюзиклом-моноспектаклем Гомиашвили. Гайдаю понравилась напористость и энергия 40-летнего актера, его умение держаться на сцене и хитроватый блеск в глазах. И хотя Бендеру по сценарию было не более тридцати, Арчила Михайловича утвердили на роль.

Арчил Гомиашвили на съемках «12 стульев»

Актер сходу вписался в съемочный процесс, не смущаясь уже прославленных на тот момент коллег – Михаила Пуговкина и Георгия Вицина, Нины Гребешковой и Юрия Никулина, Савелия Крамарова и Натальи Варлей. Гомиашвили показал силу своего таланта, а после выхода комедии на экраны его полюбили и зрители. Ошеломительный успех фильма в 1971 году принес Арчилу не только всесоюзную славу, но и ордер на трехкомнатную квартиру в Москве, куда он вскоре и переехал.

Тем не менее, в своем более позднем интервью Гомиашвили сетовал на то, что Гайдай не дал ему возможности раскрыть роль так, как он хотел — Бендера на экране почти полностью озвучил Юрий Саранцев, а Арчил лишь спустя годы узнал, что без его согласия этого не имели права делать. Песни, звучавшие в картине, исполнял Валерий Золотухин. Гомиашвили считал, что не раскрыл характера героя, играя его словно на бегу, следуя ритмике картины. Тем не менее, его как актера узнала вся страна именно благодаря Остапу Бендеру.

После ошеломительного успеха артист собирался продолжить играть эту роль в театре Ленинского комсомола, в труппу которого попал после переезда. Предложив Марку Захарову сценарий своего мюзикла, Арчил не знал, что в планах режиссера уже имеется собственный вариант о великом комбинаторе. Выход на экраны фильма «12 стульев» с Андреем Мироновым в главной роли больно ударил по самолюбию Гомиашвили. Но телепремьера помирила его с Гайдаем, который назвал новый вариант комедии «уголовным преступлением». Сам Арчил до конца своих дней считал, что в его несостоявшейся театральной карьере виноват Марк Захаров.

Арчил Гомиашвили и Андрей Миронов в образе Остапа Бендера

В середине 70-х Арчил Михайлович перешел из Ленкома в театр имени Александра Пушкина. Тогда же он снялся в роли подлеца-соблазнителя из «Мимино» (1977), Якова в «Золотом руне» (1981) и Паши Фокина в «Моем любимом клоуне» (1986).

Пять раз Гомиашвили создавал в разных фильмах образ Иосифа Сталина («Государственная граница. Год сорок первый» (1980), «Сталинград» (1989), «Трагедия века» (1993) и «Война на западном направлении» (1990). Последняя работа актера в этой же роли – и в кинематографе и в принципе – состоялась в 1993 году в военной драме Юрия Озерова «Ангелы смерти».

Арчил Гомиашвили в фильме «Мимино»

«Может быть, тебе ещё дать ключ от квартиры, где деньги лежат?»

Об актере ходит легенда, что он – первый советский миллионер, по крайней мере среди актеров. Оказывается, это правда. В свое время он очень хотел снять фильм по книге Майкла Филда «Америка глазами таксиста». Этот немецкий миллионер держал игровые залы по всей Западной, а потом объединенной Германии.

Как-то на гастролях Гомиашвили с ним познакомился и был поражен его судьбой. Когда-то Майкл приехал в Америку и оказался на самом дне – ковырялся в поисках еды на помойке. Это не сломало Филда и он сумел стать одним из воротил игорного бизнеса. Арчил захотел снять фильм об этом удивительном человеке.

Бизнесмен горячо поддержал идею и обещал профинансировать. Полтора года шла подготовка: был написан сценарий, подобраны актеры, найдены локации. Актер постоянно мотался между Берлином и Москвой, а Филд все тянул, находил причины отложить проект. После очередного отказа Арчил понял, что финансирования не будет.

В какой-то раз он летел на встречу с богатым партнером, понимая, что проект закроется. В отвратительном настроении актер зашел в казино. Он иногда играл в рулетку и всегда ставил на одно и то же число – день своего рождения – 23. И в этот раз поставил – и чудо! Раз за разом шарик попадал в ячейку под номером 23. В результате куш составил около 130 тысяч марок (в 1990 году курс марки к доллару был 1 марка – 0,62 доллара).

Деньги Гомиашвили решил пустить на съемки фильма. Артист пришел на встречу к бизнесмену и уже был готов к отказу в финансировании. Так и случилось. Но Майкл Филд хотел сделать грузину подарок за потраченное время и проведенную работу. И Гомиашвили стал владельцем 10 игровых залов в Германии.

Артист с головой окунулся в бизнес. А через несколько месяцев сложил в пакет 500 тысяч марок и отправился к своему щедрому другу. Таким образом он хотел отблагодарить Филда

Тот был шокирован поступком Арчила и произнес: «Дороже денег твое внимание и благодарность. Сделаем вид, что деньги я взял»

Актер сыграл Сталина в 5 фильмах. «Государственная граница». 1986. Кадр из фильма

«Считаю вечер воспоминаний закрытым»

В Германии Гомиашвили прожил недолго. Заработав денег, он вернулся в Москву, открыл ресторан «Золотой Остап», который славился своей щедростью и гостеприимством. По словам жены артиста, Татьяны Федоровны, в первое время заведение не приносило прибыли, так как Арчил не брал деньги с дорогих гостей. А к нему приезжали артисты, спортсмены, политики и бизнесмены.

Актер проводил в своем «Золотом Остапе» круглые сутки. Настолько увлекся новым делом, что отказывался от съемок и театральных проектов. При этом не забывал помогать тем, кто нуждался. Например, платил стипендию студентам ВГИКа.

В 2004-м врачи поставили Гомиашвили страшный диагноз – рак легких. Родные актера рассказывали, что после вердикта докторов он молчал почти месяц. Арчил Михайлович боролся за жизнь, лечился, но не сумел одержать победу над страшной болезнью. Он умер в последний день весны 2005 года в возрасте 79 лет.

Кровные узы

Биография Арчила Гомиашвили началась в Грузии, на той самой Военно-Грузинской дороге, по которой впоследствии пройдет главный киногерой его жизни и карьеры Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей.

Арчил Попхадзе, дед будущего актера, был человеком сурового нрава, воспитанным в духе своих угрюмых предков. По ощущениям его знаменитого внука, он был бандитом, и вся эта извилистая дорога находилась под его неусыпным контролем. На ней он держал свой большой двор, перекладные экипажи, перевозящие пассажиров от одной почтовой станции до другой, и четырех малоулыбчивых сыновей.

На фото — Военно-Грузинская дорога начала XX века, епархия деда актера.

Михаил, отец Арчила Гомиашвили, был младшим сыном Арчила Попхадзе и все, что ему могли доверить — это только пасти стада овец на зеленых склонах грузинских гор.

В отличие от серьезного Михаила, мать Арчила была удивительной и веселой хохотушкой, у которой всегда на губах блуждала улыбка. Она была дочерью католикоса, высшего духовного лица Грузинской православной церкви, барышней образованной и интеллигентной.

Повинуясь древнему укладу своей строгой семьи, отец Арчила украл свою невесту, привез ее в родительский дом и укрылся за высоким забором. Вскоре, размахивая саблями и паля из винтовок, подоспела родня девушки. Однако связываться с самим Арчилом Попхадзе ее родственники все же не рискнули.

Так и образовалась семья, подарившая миру знаменитого актера.

Товарищ Бендер

На роль «сына турецкоподанного» Леонид Гайдай отобрал более десяти претендентов из звезд первой величины того времени. Без особого энтузиазма режиссер смотрел на попытки талантливых актеров воплотить в жизнь образ легендарного авантюриста Остапа Бендера. Владимир Басов и Алексей Баталов, Валентин Гафт и Евгений Евстигнеев, Михаил Ширвиндт и даже Владимир Высоцкий — все эти знаменитые имена и фамилии были вычеркнуты Гайдаем из его списка после безуспешных проб.

Однако когда в студию вошел Арчил Гомиашвили в своей любимой белой фуражке, которую он имел обыкновение носить, вся творческая группа сразу же поняла — это Он!

Нужно отметить, что у актера и Леонида Гайдая были совершенно разные представления об Остапе Ибрагимовиче. Режиссер видел этого героя в комедийном и легком амплуа. Гомиашвили же, напротив, относился к личности Бендера более глубоко. В итоге между ними сложились довольно-таки напряженные отношения на съемочной площадке.

Тем не менее, в 1971 году картина вышла на экраны и сразу же произвела эффект разорвавшейся бомбы. Гомиашвили впоследствии вспоминал:

Детство и юность

Михаилом мальчика назвали в честь его дедушки и прадеда. Мать Михаила, также актриса, Лиана Георгиевна. Родился мальчик в старом районе Тбилиси, в самом центре города, в доме матери с огромным садом. Там даже был бассейн с фонтанами. Рядом располагались две церкви, которые он посещал, общался с монахинями и рисовал иконы.

Детство мальчика прошло на съёмочной площадке и за кулисами различных театров, среди которых был и Театр Ленинского комсомола. Михаил Гомиашвили всегда был уверен, что станет актёром. В другой профессии себя он даже не представлял. В этот период на одной сцене с отцом Михаила играли такие известные артисты, как Елена Шанина, Олег Янковский, Александр Збруев и многие другие. Даже на гастроли Михаил ездил вместе со своими родителями.

Мальчик знал наизусть все роли отца в Тбилисском русском драматическом театре имени Грибоедова. Старший брат Михаила – Зураб был художником, позже получил профессию инженера. В восьмом классе юноша, также как и его старший брат, увлёкся рисованием

В юности Михаил был повесой и авантюристом, любящим весёлые вечеринки и внимание девушек

Актёрской профессии молодой человек обучался на родине, в Грузинском театральном институте имени Руставели в Тбилиси. Педагоги будущего актёра учили его хорошо запоминать внутреннее состояние в любые, даже самые трагические моменты жизни, чтобы потом использовать их на телеэкране или на сцене. Три раза Михаила исключали из института за драки и профнепригодность. Творческий вуз актёр окончил в 1986 году и вместе с отцом уехал работать в Москву.

«Рвали пиджак»

Кинодебют Гомиашвили состоялся только в 31 год — в фильме про революцию «Лично известен». До 44 лет его имя большинству зрителей ни о чем не говорило, пока он не появился на экранах в образе Остапа Бендера в гайдаевских «Двенадцати стульях». И вот тут-то его накрыла волна народного обожания. Гомиашвили впоследствии вспоминал: «Я на улицу не мог выходить. Рвали! Пиджак рвали, рубашку. Партийные билеты давали, чтобы я автографы ставил… Я прятался просто».

От рядовых зрителей Арчилу Михайловичу достались почет и слава, а от власть имущих — квартира в знаменитом московском Доме на набережной. Новоселье актер праздновал уже с новой женой — девятнадцатилетней балериной Татьяной из Минска.

Татьяна родила мужу двух дочерей, Нину и Екатерину, и посвятила себя семье, без колебаний бросив балет. А вот сам актер к своей карьере относился не в пример серьезнее и ради нее даже… завел роман с Татьяной Лиозновой. Та была не менее знаменита, чем в свое время Окуневская, а уж после премьеры «Семнадцати мгновений весны» ее знал весь Советский Союз.

Арчил Михайлович красиво ухаживал за режиссером, а главное — претендовал на роль Штирлица в ее знаменитом фильме. Штирлиц, как известно, «уплыл» Тихонову, а от предложенного взамен «утешительного приза» в виде роли Мюллера гордо отказался сам Гомиашвили. На этом роман и закончился. «Пока Лиознова снимала «Семнадцать мгновений весны», моя супруга родила мне дочку, — вспоминал впоследствии актер. — И вот как-то я сажусь в самолет, чтобы лететь в Тбилиси. Смотрю — Татьяна Лиознова и вся съемочная группа этим же самолетом летят в Тбилиси показывать фильм. В самолете моя Ниночка — годика два ей было — начала бегать, села на колени к Тане. Я забрал ребенка и сказал ей: «Вот видишь, ты везешь металлические банки с фильмом, а я везу маленького человечка. Вот такая ирония судьбы…»

Иванушка — валютчик, Карлсон — вор. За что сидели звезды советского кино?
Подробнее

Фильмография

  • «Лично известен» — (1957)
  • «Чрезвычайное поручение» — (1965)
  • «Простите, вас ожидает смерть» — (1966)
  • «26 бакинских комиссаров» — (1966)
  • «Иные нынче времена» — (1967)
  • «12 стульев» — (1971)
  • «Мимино» — (1977)
  • «Любовь моя, печаль моя» — (1978)
  • «Комедия давно минувших дней» — (1980)
  • «Золотое руно» — (1981)
  • «Раннее, раннее утро…» — (1983)
  • «Медный ангел» — (1984)
  • «Государственная граница. Год сорок первый» — (1986)
  • «Мой любимый клоун» — (1986)
  • «Сталинград» — (1989)
  • «Война» — (1990)
  • «Место убийцы вакантно…» — (1990)
  • «Супермен» — (1990)
  • «Официант с золотым подносом» — (1992)
  • «Ангелы смерти» — (1993)
  • «Трагедия века» — (1994)

Личная жизнь и интересные факты

  • Михаил Гомиашвили женат. Имя супруги и её профессия СМИ не известны. В их счастливой семье уже взрослые дети. Это дочь Наталья, которая имеет два высших образования – экономическое и актёрское. Также у них есть сын, которому 19 лет. Молодой человек сегодня обучается в высшем учебном заведении, связанном с бизнесом.
  • У Михаила есть два внука (от дочери). Одному три года, а второму – семь. Их имена не известны.
  • Рост Михаила Гомиашвили – 183 см.
  • Умеет играть на необычном музыкальном инструменте – укулеле (гавайская гитара) и даже сочиняет мелодии. Очень любит джаз и блюз, умеет играть на гитаре и петь. Вместе с друзьями часто выступает в клубах и на других площадках. Санкт-Петербург считает красивейшим городом мира.
  • В интервью актёр рассказывает, что если бы он мог прожить жизнь заново, то ничего бы в ней не поменял.
  • Харизматичный артист открыл в Тбилиси собственную киноакадемию, в которой работает ректором.
  • В 2005 году Михаил потерял обоих родителей.

Личная жизнь Арчила Гомиашвили

Первой спутницей его жизни стала актриса Асатиани Лиана Георгиевна, работавшая вместе с ним в одном театре. Это была большая и обоюдная любовь двух творческих личностей. У пары в браке родились сыновья Зураб, ставший впоследствии инженером, и Михаил, последовавший по актерскому пути отца.

Однако через несколько лет их семья распалась. Лиана считала причиной этого события неверность Арчила. Сам же актер считал всему виной безумную ревность своей первой супруги.

Следующей женой Гомиашвили стала Заслуженная артистка РСФСР Татьяна Кирилловна Окуневская, которая была старше его на 12 лет.

Татьяна Кирилловна вела точный подсчет своих поклонников, отражая их личности в своих мемуарах. В их числе был сам нарком Л. П. Берия, маршал Б. Тито и министр государственной безопасности В. Абакумов.

Несмотря на любвеобильность Татьяны, Арчил буквально сдувал с нее пылинки. Однако вскоре после венчания пара рассталась.

После разрыва с Окуневской актер несколько лет оставался один. Это время как раз совпало с самым рассветом его актерской карьеры в театре и кино.

Через какое-то время биографию и личную жизнь Арчила Гомиашвили ждали неожиданные перемены — он, сорокатрехлетний состоявшийся и знаменитый актер, влюбился как мальчишка в балерину Татьяну, которой едва исполнилось девятнадцать.

На фото — последняя жена актера Татьяна Федоровна Гомиашвили с дочерью Ниной и внучкой Настасьей на Балу в Колонном зале Дома союзов

Татьяна Федоровна до последних дней любимого мужа была предана ему и его делу. В их браке родились две девочки — Нина и Екатерина.

Старшая дочь Нина, родившаяся в 1972 году, сначала пошла по стопам отца, решив связать свою жизнь с театром и кино. Однако в итоге остыла к профессии актера и стала известным фотографом, отучившись в Нью-Йоркской Школе дизайна и открыв в 2007 году первую в Москве фотогалерею. Была замужем, воспитывает сына и дочь.

Катя родилась в 1978 году. Когда ей было всего двадцать три года, столица уже узнала ее как молодого, но уже известного модельера. Одежда Екатерины быстро стала популярной и очень скоро стала появляться на страницах журналов мод.

Несмотря на удачно складывающуюся карьеру, весной 2008 года Екатерина внезапно прекратила свою модельную деятельность, вышла замуж за богатого итальянца и родила ему дочь.

Блистательный Остап Бендер

После этого Арчилу Гомиашвили пришлось уехать из Москвы. Вернувшись в Грузию, он был принят в труппу Академического театра имени Марджанишвили. Еще через 10 лет актер перебрался в Поти, где устроился в Русский театр имени Грибоедова.

Именно в Поти в 1958 году Арчил Гомиашвили впервые воплотил на сцене образ великого комбинатора. Он поставил свой спектакль «Похождение Остапа Бендера» по мотивам «Золотого теленка» Ильфа и Петрова. Это был спектакль одного актера, где он играл не только самого Остапа, но и все остальные роли: Паниковского, Балаганова, подпольного миллионера Корейко и даже Зосю Синицкую. С этим моноспектаклем Гомиашвили гастролировал по многим городам.

В те же годы актер начал сниматься в кино. Его первой работой в кинематографе стала роль Манташерова в фильме «Лично известен» о революционере-большевике Камо. Затем Гомиашвили снялся в криминальной комедии «Крот», а в 1961 году сыграл Ерошку в драме «Казаки» по одноименной повести Льва Толстого. Причем был отмечен за эту роль международной наградой, чем могут похвастаться лишь единицы советских актеров.

Но всесоюзную известность принесла актеру все же роль Остапа Бендера в комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев», снятая в 1971 году. Причем, несмотря на громкую славу, сам Гомиашвили этот фильм не любил.

Сам актер считал, что гораздо полнее он раскрыл образ Остапа Бендера в том моноспектакле по мотивам «Золотого теленка», с которого все началось. Тем не менее фильм «Двенадцать стульев» имел колоссальный успех у зрителей, а Арчил Гомиашвили именно благодаря звездной роли великого комбинатора смог окончательно перебраться в Москву. Ему даже торжественно вручили ордер на трехкомнатную квартиру, да не простую, а роскошную, в которой раньше проживала дочь Сталина Светлана Аллилуева.

Кадр из фильма «Двенадцать стульев»

Борец за дензнаки

Посмеялась судьба и над самим Гомиашвили: после роли великого комбинатора его карьера резко пошла на спад. Он снялся в эпизоде в «Мимино», четырежды в разных картинах играл Сталина, но ни особого успеха, ни тем более славы эти работы не принесли. Зато в начале 90-х Арчил Михайлович обнаружил в себе предпринимательскую жилку: он ушел из кино, открыл ресторан и по примеру Бендера, «идейного борца за денежные знаки», сколотил состояние — пусть и не в Рио, как мечтал Остап, зато более честным путем. Правда, как признавался сам актер-бизнесмен, готовить он так и не научился — шеф-поваром ресторана стала все та же Татьяна, ради мужа научившаяся кулинарить лучше, чем именитые мастера высокой кухни.

Единственное, что Гомиашвили не удалось, в отличие от несгибаемого Остапа, — победить смерть. В 2005-м, в 79 лет, Арчил Михайлович скончался от рака. Заседание закончилось…


Атеист, турецкоподданный, еврей. Илья Ильф и сам был «великим комбинатором»
Подробнее

«Что же вы на меня смотрите, как солдат на вошь? Обалдели от счастья?»

Арчил Гомиашвили и Сергей Филиппов. «12 стульев». Кадр из фильма

В начале 1970 года Гайдай начал поиски главного героя в свой фильм «12 стульев». Он просмотрел более 100 актеров, 23 из которых ему более-менее понравились. Все звезды советского кинематографа примерили знаменитую белую фуражку Остапа: Лазарев, Борисов, Губенко, Мишулин, Басов, Евстигнеев, Гафт, Баталов, Ширвинд, Каневский, Козаков и многие другие. Режиссер решил снимать Владимира Высоцкого, но к началу съемок, которые были намечены на март, артист ушел в запой.

Пришлось Гайдаю в срочном порядке менять исполнителя. На этот раз выбор пал на Александра Белявского (будущего Фокса из «Место встречи изменить нельзя»). Но Белявский и Филиппов не смотрелись вместе в кадре. Пришлось переносить съемки на середину апреля и в срочном порядке искать актера. И тут кто-то рассказал Леониду Иовичу, что уже много лет на сцене успешно играет Бендера неизвестный грузинский актер.

После выхода картины на экраны Гомиашвили стал всесоюзной звездой. Для него открывались все двери, даже министерские. Он ездил с гастролями, был востребованным. Перебрался с семьей в Москву. Ему дали квартиру, в которой когда-то жила дочка Сталина Светлана Аллилуева, в знаменитом Доме на набережной. Казалось, впереди столько ролей и творческих замыслов.

Биография

Знаменитый актер Арчил Михайлович Гомиашвили, который запомнился зрителям прежде всего своим исполнением роли Остапа Бендера, прожил яркую и необычную жизнь. Родился мальчик 23 марта 1926 года в семье бывшего пастуха, который далеко пошел по партийной лестнице и был принят в Московскую Школу красной профессуры.

Несмотря на просьбу отца назвать сына Виктором, ребенку дали имя Арчил в честь деда-священника. В 30-е годы Михаил Гомиашвили попал в лагерь по ложному доносу и был освобожден только в последний год войны. Отец прожил долгую жизнь, но предательство партии он так и не смог забыть.

Арчил Гомиашвили в молодости

В 16 лет Арчил поступает в художественное училище столицы Грузии, где учится в течение двух лет. Увлечением юного живописца становится театр, там он проводит все свое свободное время. В то время в Тбилиси как раз работал молодой Георгий Товстоногов. Режиссер делает несколько заказов талантливому художнику на оформление спектакля «Лисички» по одноименной пьесе Хельмана, а потом предлагает попробовать себя в небольшой роли Лео Хаммера.

В 1942 году Арчила исключают из учебного заведения. Поводом к отчислению стала его связь с криминальным миром, а также дружба с вором в законе Джабой Иоселиани. Один раз Арчила арестовали с компанией хулиганов, и он чуть не попал в тюрьму. В тот раз дело обошлось недолгим пребыванием в изоляторе. Георгий Товстоногов предлагает молодому человеку попробовать себя в актерском искусстве, и Гомиашвили уезжает в Москву.

В юности Арчил Гомиашвили имел проблемы с законом

Поступив в Школу-студию МХАТ, Арчил Гомиашвили благополучно проучился там до 1948 года, пока не попал в неприятную историю с криминальным оттенком. Его вновь выгнали из вуза, теперь уже за драку в кафе с погромом имущества. После этого молодой кавказец был вынужден уехать к себе на родину. В Грузии ему предложили место в труппе Академического театра имени Марджанишвили, а через 10 лет он переезжает в Поти, где устраивается вначале в театр имени Г. Эристави, а затем в Русский театр имени А. Грибоедова.

«Знойная женщина — мечта поэта»

В 1971 году Татьяна Лиознова начала подготовку к съемкам многосерийного фильма «Семнадцать мгновений весны». На роль Штирлица режиссер планировала взять Арчила Гомиашвили. У Татьяны Михайловны и Арчила Михайловича был в то время роман. Говорят, что влюбленные планировали даже пожениться.

Но в творческие планы, как всегда, вмешалось начальство. Лиозновой напомнили о Бендере, которого прекрасно воплотил на экране Гомиашвили, и посчитали, что зрители будут видеть в военной драме не разведчика, а хитроумного комбинатора. К тому же Вячеслав Тихонов пытался доказать всем, что роль Штирлица создана именно для него.

Давление на Лиознову оказывалось со всех сторон. А она не стала защищать Гомиашвили, и тот вспылил, обиделся и уехал в Грузию. По словам актера, только Григорий Иванович Бритиков, тогдашний директор киностудии имени Горького, прислал ему три телеграммы. Первая была с просьбой вернуться в Москву и приступить к работе. Вторая – с предложением роли Мюллера. И третья, в которой говорилось, что на роль Штирлица и Мюллера утверждены другие артисты, а Гомиашвили желают творческих успехов.

Три тюрьмы и Школа-студия МХАТ

Арчил Гомиашвили родился 23 марта 1926 года в небольшом грузинском городке Чиатура. Его отец Михаил Гомиашвили был из семьи, которая держала постоялый двор и перекладных на Военно-Грузинской дороге. «Вся эта дорога была епархией моего деда Арчила», – рассказывал актер.

Отец же его в советское время сделал карьеру по партийной линии. Он уехал в Москву и окончил там Институт красной профессуры, который готовил партийных идеологов. В тот момент, когда у него родился наследник, он работал на Донбассе: возглавлял там комитет угольщиков. Новорожденного назвали Арчилом в честь деда.

Кадр из личного архива

Детство будущего актера проходило сперва на Украине, потом в Грузии. В 30-е годы его отец был репрессирован, по ложному доносу оказался в лагере, и был освобожден только в последний год войны, когда сын стал совсем взрослым.

Мать Арчила была дочерью священника, образованной и интеллигентной, очень строгого домашнего воспитания, тем не менее она всю жизнь была неунывающей хохотушкой, оптимисткой. Арчил Гомиашвили очень любил ее, но вздыхал, что с ним, подросшим, она справиться не могла. В первый раз он угодил за решетку в начале 40-х.

В те годы будущий актер учился в Тбилисском художественном техникуме при Академии художеств. В Тбилиси тогда работал молодой Георгий Товстоногов. Режиссер сделал юноше заказ на оформление спектакля «Лисички» по одноименной пьесе Хельмана. А потом предложил ему маленькую роль в самом спектакле. Уже тогда Гомиашвили мог бы стать актером, но юноша связался с воровской компанией и совершил кражу. Суд приговорил его к нескольким годам заключения, и только амнистия, объявленная в стране, спасла его. Через некоторое время его снова арестовали – за хулиганство, правда, вскоре отпустили.

В те годы Гомиашвили всерьез задумался об актерском образовании. Он оставил Тбилиси и отправился в столицу, где в юности учился и его отец. Целью Арчила было поступление в Школу-студию МХАТ. И действительно, талант юноши был оценен, и он успешно проучился какое-то время в Школе-студии, пока снова не оказался в тюрьме.

Кадр из личного архива

Личная жизнь

Арчил Геловани был женат дважды. О его первой жене мало информации. Известно, что это была дочь грузинской сценаристки Нино Басилиа. Бизнесмен не скрывает, что от этого брака у него растёт сын Николай. У Геловани сохранились дружеские отношения с бывшей супругой, и он участвует в воспитании их ребёнка.


Арчил Геловани и Оксана Акиньшина

Второй раз Арчил женился на Оксане Акиньшиной. До этого популярная актриса была замужем за Дмитрием Литвиновым, от которого родила сына Филиппа (2009). Кроме того, в биографии девушки значатся бурные романы с Алексеем Чадовым, Сергеем Шнуровым и Алексеем Воробьёвым.

Геловани и Акиньшина встретились в 2011 году во время съемок картины «Любовь с акцентом». Невзирая на разницу в возрасте (13 лет), между ними сразу возникли серьёзные чувства. Тем не менее, влюблённые некоторое время скрывали свои отношения от любопытных журналистов. Только в 2012 году звёздная пара решилась вместе прийти на Московский кинофестиваль. В это время актриса уже была беременна, хотя на фото округлостей ещё не было заметно. В том же году состоялась и свадьба.

Арчил Геловани с сыном

Вскоре у звёздной пары родился сын (15 января 2013 года), которого назвали Константином. В прессе быстро распространились некоторые подробности о ребёнке. Сообщалось, что рост новорождённого составлял 53 см, а вес – 3400 гр. Его крестины прошли на родине предков Арчила – в Грузии.

Вскоре после рождения мальчика стали появляться слухи, что брак Геловани и Акиньшиной трещит по швам. Утверждали, что у кинопродюсера появилась любовница – молодая французская бизнес-леди. И якобы ради неё мужчина хочет уйти из семьи. Но актриса не желала отдавать своего мужа и готова была сделать всё, чтобы сохранить семью. Как уверяли в окружении звездной пары, Геловани и Акиньшина уже даже не живут вместе.


Арчил Геловани с семьей

Сначала на эти слухи отреагировала подруга, сказав, что Арчил души не чает в Оксане, безумно ее любит и заваливает цветами и подарками. Вскоре информацию о разладе опровергала и сама актриса, сообщив в социальной сети, что у них все прекрасно.

Несмотря на многочисленные слухи о разводе, сегодня знаменитости по-прежнему живут вместе, воспитывая общих детей. В конце января 2017 года у Арчила и Оксаны родилась дочка, которую назвали Эммой.

Профессиональная деятельность

С 1997 года по сегодняшний день Михаил служит в труппе Грузинского театра имени Котэ Марджанишвили. На театральных подмостках актёр играет в основном в спектаклях Тимура Чхеидзе. Большая занятость в театре мешает Михаилу сниматься в кино. Спектакли, в которых принимает участие актёр, всегда проходят с аншлагом. На эти постановки уже за неделю невозможно приобрести билеты, так быстро разбирают их поклонники его таланта.

На телеэкранах Михаил впервые появился в 1992 году в картине грузинского производства режиссёра Алеко Нинуа «Капкан», где ему досталась второстепенная роль. Фильмография актёра состоит из 25 кинопроектов. Среди интересных фильмов в кинокарьере Михаила особенно выделяются зарубежные проекты: «Дорогая М», «Мне без тебя не жить», «Кофе и пиво», «Серенада лунной долины», «Зона конфликта» и «5 дней в августе». Чаще всего кинорежиссёры снимали Михаила в таких жанрах, как детективы и боевики, а также в фильмах о войне.

Текст к ролям Михаил всегда учит в последнюю минуту. Выходит на съёмочную площадку, отработает, а через 15 минут уже не помнит ничего, что касается только что отснятой роли. Талантливый артист имеет немало театральный призов и наград. Имеет опыт озвучивания разных проектов.

Значимым фильмом в карьере Михаила является драматическая картина режиссёра Резо Гигинеишвили «Первый после Бога» (2005). В 2017 году актёр снова снялся в драматической картине Гигинеишвили «Он сказал «Мама». В этом короткометражном фильме также участвовали Тинатин Далакишвили, Мераб Нинидзе, Надежда Михалкова и другие известные артисты. Проект принимал участие в старейшем национальном кинофестивале России «Окно в Европу». Это мероприятие является одним из самых авторитетных в российской киноиндустрии.

В 2019 по март 2020 года состоялась премьера двух фильмов с участием артиста: криминальной картине режиссёра Петра Левченко «Куратор» и драме режиссёра Владимира Котт «Заступники».

В середине мая 2020 года телезрители увидят Михаила в комедийном проекте режиссёра Евгения Шелякина «Хэппи-энд», где актёр исполнит главную роль – загадочного мужчину по имени Сенафон. Фильм рассказывает историю грека, потерявшего память, который оказался в Таиланде. Коллегами Михаила по съёмочной площадке были следующие актёры: Роза Хайруллина, Владимир Мишуков, Евгения Дмитриева, Полина Пушкарук, Евгений Сангаджиев и другие.

Бизнес

В конце 80-х годов Арчил Гомиашвили решил попробовать себя в роли сценариста и режиссера. Его привлек сюжет автобиографии миллионера Майкла Фильда, который начинал свою карьеру с нуля. Арчил связался с предпринимателем и даже приехал к нему на встречу в Западный Берлин. Переговоры о проведении съемок не удались, но, проникнувшись симпатией к советскому артисту, Фильд подарил ему 10 игровых залов.

Помимо этого Гомиашвили неожиданно для себя стал богачом. Он зашел в одно из немецких казино и поставил наудачу последние 100 марок. Ставка неожиданно сыграла в плюс и принесла более 100 тысяч счастливчику. Так артисту выпала возможность заняться собственным бизнесом.

Арчил Гомиашвили — успешный бизнесмен

В свои 62 года Арчил Гомиашвили стал вполне обеспеченным человеком. Все свои деньги он внес в 1990 году в АО «Сити-бизнес», и через два года его капитал прилично увеличился. Всю сумму он вложил в проект клуба «Золотой Остап», на базе которого открылся один из самых популярных ресторанов начала 90-х. Заведение Гомиашвили было признано одним из самых лучших на европейском континенте. Это принесло Арчилу еще больше уверенности в своих силах, и он занялся обустройством собственных итальянских бутиков.

Помимо бизнеса Арчил Гомиашвили проявил себя как щедрый благотворитель. Он помогал бедным студентам ВГИКа, оплачивая их обучение, а также пожилым грузинским актерам, которые с потерей популярности оказывались на грани нищеты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector