Фильм «берегись автомобиля»: актеры и роли

Содержание фильма «Берегись автомобиля»:

Главный герой фильма «Берегись автомобиля» — страховой агент и актер самодеятельного театра Юрий Деточкин (актер Иннокентий Смоктуновский).

У него обостренное чувство справедливости, поэтому видя вокруг, что взяточники и хапуги покупают дорогие автомобили, он начинает непримиримую борьбу с ними.

Для начала он просто собирают документы на них подтверждающие, что автомобили приобретены не на трудовые доходы. Однако видя бездействие властей, он начинает самостоятельно бороться с ними.

Он ворует автомобили и продает их по заниженной цене.

Его друг, который играет вместе с ним в театре, по основной профессии милиционер — следователь Подберёзовиков (актер Олег Ефремов), занимающийся именно этим делом ворованных автомобилей.

Следователь даже не мог себе предположить, что такой славный, тихий и застенчивый человек, как Деточкин, может быть именно тем преступникам, который наводит ужас на автомобилистов города.

Всё-таки следователь разоблачает Деточкина и  желает узнать, что ж его толкнуло на подобные действия, и куда он девал деньги, полученные от продажи автомобилей.

Они идут в пивную, где Деточкин честно признается в том, что все деньги переводит в детские дома.

Узнав правду, следователь Подберёзовиков хочет отпустить Деточкина, но Деточкин  настаивает на аресте.

На суде Подберёзовиков выступает в защиту Деточкина, но самый гуманный советский суд все равно дает Деточкину срок.

Отсидев в тюрьме Деточкин возвращается к своей любимой Любе, и прижавшись к ветрового стекла троллейбуса говорит «Я вернулся».

Интересные факты о фильме «Берегись автомобиля»

– Как вспоминала Ольга Аросева, ей действительно пришлось водить троллейбус с пассажирами. Для этого она специально прошла курсы водителей троллейбусов. В кадре фильма она реально вела настоящей троллейбус с настоящими пассажирами, которые даже не подозревали о том, что они участвует в съемках

– В съемках фильма принимал участие автомобиль «Волга» ГАЗ-21.  что интересно, что этот же автомобиль принимал участие в съемках многих фильмов «Три тополя на Плющихе», «Бриллиантовая рука», «Яды, или Всемирная история отравлений»

– Донатас Банионис говорит о фильме своим голосом. Обычно, из-за его акцента, его озвучивали другие актеры

Фото фильма «Берегись автомобиля»:


Фильм «Берегись автомобиля». Актер Иннокентий Смоктуновский и Готлиб Ронинсон.


Фильм «Берегись автомобиля». Актеры Андрей Миронов, Георгий Жжёнов.


Фильм «Берегись автомобиля». Актеры Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов.


Фильм «Берегись автомобиля». Актеры Анатолий Папанов и Андрей Миронов.


Фильм «Берегись автомобиля». Актеры Иннокентий Смоктуновский. и Георгий Жжёнов.


Фильм «Берегись автомобиля». Актеры Иннокентий Смоктуновский, Георгий Жжёнов, Евгений Евстигнеев.

Зеваки помешали

Пришлось заново подбирать актёров. Например, роль следователя с Никулиным должен был играть Юрий Яковлев. Но со Смоктуновским он уже так не смотрелся.

– Поменялось и имя следователя. У Никулина-Деточкина был антагонист по фамилии Мастикин. А вот новому Деточкину режиссёр назначил следователя Подберёзовикова. Помощница Подберёзовикова Таня появилась совершенно случайно. Роль жены Димы Семицветова досталась актрисе Татьяне Гавриловой. Она, собираясь на пробы, позвала с собой за компанию подругу, Викторию Радунскую. Рязанов увидел её и решил, что Виктория может сыграть помощницу Подберёзовикова, которая смотрит на своего шефа ­влюблёнными глазами.

Татьяна Гаврилова пробовалась и на роль невесты Деточкина. Но в итоге ею стала Ольга Аросева. Единственное условие, которое поставили создатели фильма перед актрисой: профессионально обучиться вождению троллейбуса, что она и сделала. И впервые со Смоктуновским познакомилась как раз во время движения этого самого троллейбуса. Шли съёмки, троллейбус ехал, Аросева сидела за рулём, как вдруг к лобовому стеклу бросился Смоктуновский. У неё была одна мысль: «Только бы его не раздавить». А те люди, которые ехали в этом троллейбусе, массовка, даже не подозревали, что транспорт ведёт не водитель из автопарка, а известная актриса.

Ольга Аросьева в роли Любы, подруги Юрия Деточкина. Кадр из фильма

Была в сценарии одна сцена, № 12, тоже связанная с машинами, которая не вошла в картину. Это эпизод, когда автомобиль на скорости дважды переворачивается, едет какое-то время на крыше, а потом снова переворачивается на колёса. Сначала подумали снять это всё с помощью комбинированных съёмок и макетов. А все трюки на съёмках выполнял каскадёр Александр Микулин. Он сказал: «Эльдар Александрович, давайте я прямо так с одного дубля проеду!» К такой опасной съёмке готовились очень тщательно. Всё должно было происходить в Москве на Красных Воротах. Скорая помощь на всякий случай приехала. Микулин несколько раз набирал скорость, выходил на вираж, но дальше трюка не происходило – слишком много собралось вокруг зевак, была опасность въехать в толпу. Пришлось вернуться к комбинированному варианту. Из-за зевак многие сцены погонь снимались на окружной дороге, причём в разных местах, на разных шоссе. Например, погоню Жжёнова за Смоктуновским устроили недалеко от «Шереметьево».

Георгий Жженов и Иннокентий Смоктуновский. Фото: Кадр из фильма

Сюжет[править]

Зритель любит детективные фильмы. Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится. И вообще, лестно чувствовать себя умнее авторов…
— Знаменитая вступительная фраза

Страховой агент Юрий Иванович Деточкин (Иннокентий Смоктуновский) ведёт двойную жизнь. Днём он продает страховки советским гражданам, а по ночам угоняет автомобили у взяточников, спекулянтов, расхитителей соцсобственности и прочих нарушителей законности, которые явно живут не по средствам. Полученные от продажи машин деньги он перечисляет детским домам. Дело этого неуловимого автоугонщика и борца за справедливость ведёт следователь Максим Подберёзовиков (Олег Ефремов).

В свободное время оба играют в самодеятельном театре, руководитель которого (Евгений Евстигнеев) предложил «замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира» и поставить «Гамлета». Деточкин и Подберёзовиков будут заняты в спектакле, и это придало специфичный оттенок детективу: Подберёзовиков долгое время даже не подозревал своего приятеля.

Проблемы у Деточкина начались, когда он решил угнать «Волгу» у спекулянта Димы Семицветова (Андрей Миронов). Семицветов — хитрый и везучий собственник. Под язвительные комментарии тестя Семёна Васильевича Сокола-Кружкина (Анатолий Папанов), который ни в грош не ставит зятя-жулика, тот дважды спас машину от угона. На третий раз у Деточкина получилось. Он отогнал «Волгу» в Прибалтику, где сбагрил её пастору (Донатас Банионис). Судя по акценту и по литовским числительным (когда покупатель пересчитывал деньги), пастор — литовец. Обычно пасторами называют лютеранских священников, но и к католикам (литовцы католики) так обращаться допустимо.

Деточкин: А я могу сказать откровенно: я угнал эту машину. Могу рассказать, у кого и за что.
Пастор: Я тебе тоже могу рассказать откровенно: я — пастор. Эти ру́бли — пожертвование Ему. Ну… осталось немножко…
Деточкин: И вы верите в Бога?
Пастор: Все люди верят. Одни верят, что Бог есть, другие верят, что Бога нет. И то, и другое недоказуемо. Будете пересчитывать?
Деточкин: Буду!

— Два честных человека

Тем временем Подберёзовиков начинает подозревать Деточкина. Опросив мать Юрия (Любовь Добржанская), его невесту Любу (Ольга Аросева) и коллег по работе, следователь получает целостную картину угонов. На очередной репетиции Подберёзовиков разоблачает Деточкина:

Подберезовиков: Я имею честь напасть на вас! Где вы пропадали?
Деточкин: Какого чёрта? Я был в командировке!
Подберезовиков: А как здоровье племянника?
Деточкин: Какого племянника?
Подберезовиков: Любимого! А волчий капкан? А больная нога? А сигареты «Друг»?
Режиссёр: Слушайте, прекратите отсебятину! Во времена Шекспира не было сигарет «Друг», не было! И потом, почему вы перешли на прозу?

— Репетиция дуэли Гамлета и Лаэрта

Перед арестом он решил последний раз поговорить с другом в пивной. Нечистый на руку заведующий, увидев в руках следователя документы, подпоил его. Пьяный Подберёзовиков, услышав от Деточкина объяснение о мотивах, пошёл на преступление и отпустил угонщика с условием, что тот прекратит кражи. Следователь передал дело коллеге, в душе считая, что «грабить награбленное» справедливо.

Деточкин, выполняя обещание, признался в своих поступках невесте и выбросил в реку картотеку нечестно нажитых автомобилей. Ему на глаза попадалась новая «Волга» со знакомым номером, он всё-таки угнал её и оставил под окнами отдела милиции. Однако на этот раз Юрий прокололся: машина принадлежит честному человеку. Он добровольно сдался.

Подберёзовиков под свою ответственность разрешил Деточкину сыграть «Гамлета» в премьере спектакля. На суде в защиту Юрия Деточкина выступили все, даже тесть потерпевшего Семицветова. Фильм закончися тем, что отсидевший свой срок Деточкин возвращается к невесте. «Здравствуй, Люба. Я вернулся». ( Деточкин снимает шапку).

И ведь что интересно…

Путь Иннокентия Смоктуновского к этой роли был тернист и извилист.

Сначала Рязанов только подумывал о его кандидатуре: неплохо бы…Но Смоктуновский тогда снимался в «Гамлете».Ему было не до Юрия Деточкина.

И на роль утвердили Юрия Никулина.

Как обычно, съемки начались с опозданием…
А Юрий Никулин вместе со своим цирком уехал на гастроли за рубеж.
И вежливо отказался от роли: «У меня ощущение, что я это уже сыграл».

Рязанов снова предложил роль Смоктуновскому.
Вся съемочная группа просто спала и видела его в этой роли.
Но Смоктуновский отказался. Устал он после Гамлета. И вообще утомился.

Снова поиски. Леонид Куравлев?
Его Деточкин был достоверен, правдив и симпатичен.
Но какой-то слишком нормальный.
Не хватало ему странности и легкого сдвига мозгов.

Даже Олега Ефремова попробовали.
Он был мягкий, добросердечный и наивный. Славный даже.
Но чувствовалась в нем сильная воля и характер.
А нужной ненормальности не чувствовалось.
Вот беда-то!

Рязанов снова принялся уговаривать Смоктуновского.И на третий раз у него получилось!

Чем кончилось — вы и сами знаете. Получился правильный Юрий Деточкин.Именно тот, которого мы так любим.

Чему как бы учит нас фильм «Берегись автомобиля»

Если тренер справился с одиннадцатью охламонами футболистами на поле — с Гамлетом и прочими датскими призраками он тем более справится. И превратит коллектив самодеятельности в настоящий народный, так сказать… театр.

История создания персонажа

Комедия «Берегись автомобиля» была поставлена режиссером Эльдаром Рязановым и драматургом Эмилем Брагинским в 1966 году. Первый совместный проект понравился зрителям, хотя решение о съемках принималось долго. Редакторам Госкино понравилась идея, но кражи ради справедливости не вызывали одобрения.

После того как создатели кино опубликовали повесть про Деточкина в журнале «Молодая гвардия», было решено возобновить проект. Печатная версия получила положительные отзывы и, как боялись редакторы, не стала поводом-основанием для того, чтобы люди стали воровать машины.

В основу сюжета лег городской миф о некоем человеке, который совершал кражи во имя справедливости. Эльдар Рязанов вспоминал, что подобные истории слышал в разных местах — в Москве, Ленинграде, Одессе. Режиссер даже обратился в правоохранительные органы, чтобы выявить прототипа главного персонажа будущей киноленты.

Но сотрудники сообщили, что такие преступления — плод воображения народа. Людей, которые хотели видеть рядом современного Робин Гуда и попросту выдавали желаемое за действительное. Вопрос прототипа озадачил создателей киноленты. Позже они рассказали, что Юрий Деточкин собрал в себе черты разных героев — Дон Кихота, князя Мышкина и Чарли Чаплина.

По первоначальной задумке, Юра изображался семьянином с женой и детьми. Но, прорабатывая сценарий, Рязанов и Брагинский поняли, что их персонаж — человек, который ставит превыше всего потребности других людей. А значит, с собственной жизнью ему разбираться некогда.

Так и получился герой, который имел говорящую фамилию — Деточкин. Словно маленький ребенок, он смотрит на мир через призму доброты и наивности. Согласно задумке, у персонажа непримечательная профессия и скучная жизнь. Работает Юра в страховом агентстве, воочию наблюдая «нетрудовые доходы» обеспеченных граждан.

У мужчины невзрачная внешность и минимальный круг общения. Но зато у него есть невеста, которая долгое время не догадывается о «великих подвигах» Юрия. А также самодеятельный театр, в котором он играет Гамлета. Такой образ придали мужчине создатели кино, чтобы зритель сразу не догадался о душевных порывах борца за справедливость.

Актеры и герои

Главный герой — наивный и трогательный Юрий Деточкин. Днем он работает страховым агентом и играет в народном театре, а ночью угоняет машины с благой целью. Это большой ребенок с обостренным чувством справедливости, неслучайно сценаристы дали ему говорящую фамилию — Деточкин. Изначально Эльдар Рязанов хотел, чтобы Деточкина сыграл Юрий Никулин, но во время и первого, и повторного запуска съемок Никулин собирался на гастроли со своим цирком. Пробы на главную роль, помимо Никулина, проходили Леонид Куравлев и Олег Ефремов. Но Рязанов очень хотел попробовать Иннокентия Смоктуновского, который в то время пребывал в зените славы. Режиссер даже приехал в Ленинград, чтобы уговорить Смоктуновского. Тот воспринял предложение без энтузиазма, но все же через некоторое время согласился.

В пару к Смоктуновскому нужно было подобрать такого же талантливого артиста, ведь образ второго героя не менее сложен и многогранен — это следователь милиции и актер все того же народного театра Максим Подберезовиков, у которого в кабинете вместо портрета Дзержинского висит портрет Станиславского. Сценаристы предложили эту партию Олегу Ефремову, изначально претендовавшему на роль Деточкина. В итоге получился незабываемый дуэт.

Нельзя не упомянуть еще одну великолепную пару, которая сложилась в этой картине, — Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Актеры уже играли на сцене Театра сатиры, но в кино вместе появились впервые именно у Рязанова. Образ Димы Семицветова, продавца комиссионного магазина, торгующего из-под прилавка, оставался сыроватым, поэтому актеру нужно было завершить его. Миронов отлично справился с задачей. Анатолий Папанов исполнил роль солдафона, который не дает спуска зятю. Современники вспоминали, что Рязанову не очень нравилась манера игры Папанова, но именно его образ стал одним из самых ярких в картине, а его реплики зрители помнят и любят до сих пор: «Тебя посодют, а ты не воруй!», «Твой дом — тюрьма» и, конечно же, «Свободу Юрию Деточкину!».

Еще одним партнером Смоктуновского по съемкам стал Георгий Жженов. Он сыграл роль автоинспектора, который встречает Деточкина, когда тот везет на продажу очередную «Волгу». Жженов и Смоктуновский встретились еще в 1950-е в норильском театре. Именно Смоктуновский посоветовал Жженова на роль автоинспектора. Получился отличный тандем и яркая погоня с участием инспектора, Деточкина, «Волги» и мотоцикла, который подводит своего водителя. Эта «Волга» снималась еще в нескольких фильмах, в том числе в «Бриллиантовой руке» и «Трех тополях на Плющихе».

Рязанов очень серьезно относился ко всем деталям съемочного процесса. Например, специально к съемкам Иннокентию Смоктуновскому пришлось сдавать на права — до этого он не умел водить. Больше того — Ольгу Аросеву, которая исполнила роль невесты Деточкина Любы, режиссер отправил учиться на водителя троллейбуса. Таким образом режиссер добивался максимальной реалистичности.

Цитаты[править]

  • Голос за кадром:
    • Погоня! Какой детективный сюжет обходится без неё? Один — бежит, другой — догоняет! Таков непреложный закон жанра! Детектив без погони — это как жизнь без любви.
    • Здесь было так темно, тихо и пустынно, что невольно хотелось совершить преступление.
  • Актер должен где-то работать. Неправильно, если он целый день, понимаете, болтается в театре. Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете, работала, у шлифовального станка. (режиссёр театра)
  •  — Кто свидетель? (Подберёзовиков) — Я! А что случилось? (Пожилая женщина). Троп абсурдно вышучивается.
  •  — Да-да, сигареты «Друг». Собака на этикетке, 30 копеек. (Подберёзовиков) — Вообще-то я курю «Беломор», но «Беломора» не было. (Деточкин) — «Беломора» не было — это вы верно заметили. Поэтому он и купил сигареты «Друг». (Подберёзовиков)
  •  — У кого нога?(Семицветов) — Эта нога — у того, у кого надо нога. (Подберёзовиков)
  • Это моя дача! Пускай все слышат: это моя дача! (Семицветов) — А ты это докажи. Ты вообще живешь на свете по доверенности! Машина на имя жены, дача на моё имя… Ничего у тебя нет! Ты голодранец! (Сокол-Кружкин) … — Тебя посодют, а ты не воруй! — Твой дом — тюрма! — Я торгую кулубнику, выращенную своими собственными руками, а за взятки не то что зятя — родную дочь сотру в порошок! (Сокол-Кружкин)
  • Жениться нужно на сироте… (Семицветов)
  • А чего это ты от меня удирал? (Милиционер) — Привычка: ты догоняешь — я удираю. (Деточкин) — И у меня привычка: ты удираешь, а я догоняю. Вышел бы, помог завести мотоцикл. Подцепили бы к твоей «Волге», как в прошлый раз. — Хе-хе. Хе-хе-хе-хе. Нет уж! Я уже убедился, как ты отвечаешь на доброту. Прости! Я уезжаю.
  •  — Простите, а вы не псих? (Подберезовиков) — Нет. У меня и справка есть. (Деточкин)
  •  — Зачем вы это сделали? С каких пор вы стали угонять машины у честных людей? Где же ваши принципы? (Подберёзовиков) — Э, нет! Это машина Стелькина, а он взяточник. (Деточкин) — Какой ещё Стелькин?! Это машина известного учёного! Доктора наук! — Минуточку, я сейчас сверюсь с картотекой. — Картотека у него! Картотекой! Бюрократ несчастный! — Это машина Стелькина, а он взяточник!.. Не может быть… Неужели я ошибся? — Вы сейчас же перегоните «Волгу» её владельцу. А вам я советую, очень советую, явиться ко мне, как говорят, с вещами!
  • Этот тип замахнулся на самое святое, что у нас есть. На Конституцию!
  • Товарищи, деньги ещё никто не отменял. От каждого по способностям, каждому по труду в его наличных деньгах.
  • Он хоть и вор, но бескорыстный и честный человек. (Подберёзовиков про Деточкина на суде)
  • Свободу Юрию Деточкину! (Сокол-Кружкин в зале суда)
  • Все люди верят. Одни люди верят, что бог есть, другие — что бога нет. И то, и другое недоказуемо. (пастор)

Рецензия на «Берегись автомобиля» 1966 года

Старый добрый фильм 1966 года «Берегись автомобиля» давно пользуется любовью и уважением многих поколений российского зрителя. Написанный Эмилем Брагинским и воплощенный Эльдаром Рязановым, он повествует о Юрии Деточкине – Робин Гуде советского поколения, угоняющего автомобили у нечистого на руку людей и отдающему деньги детским домам. Статья несет в себе цель дать небольшой обзор киноленты.

Скромный страховой агент Юрий Иванович Деточкин стремится к справедливости, похищая автомобили нечистых, по его мнению, на руку людей

По долгу службы он бывает в разных квартирах, и всегда обращает внимание на благосостояние хозяев. Сюжет фильма основан на долгой и результативной охоте на «Волгу» Дмитрия Семицветова, продавца комиссионного магазина

В ходе осуществления своих замыслов Деточкину мешает то сработавшая сигнализация, то волчий капкан. Только с помощью автокрана ему удается завладеть автомобилем и перепродать ему незнакомому пастору, нажившемуся на пожертвованиях прихожан. Лишь спустя время угонщика разоблачает следователь Максим Подберезовиков, партнер Юрия Ивановича по самодеятельному театру. Привязанный дружбой, он идет на служебное преступление и отпускает угонщика на свободу, но он, заметив «Волгу» с номерами из своей картотеки, вновь берется за старое.

На суде в защиту Деточкина выступают многие участники процесса, включая и тестя Семицветова, и самого Подберезовикова. Юрий Иванович все – таки отправляется за решетку, но ненадолго. В финальных кадрах он со словами «Я вернулся» воссоединяется со своей возлюбленной Ольгой.

Чем же полюбилась эта легенда кинопроката Эльдара Рязанова? На этот вопрос каждый найдет свой, непохожий на остальные ответы.
Одних привлекло воплощение легенды о благородном разбойнике, наказывающего фарцовщиков и спекулянтов. Другие восхищаются актерским составом в лице Анатолия Папанова, Олега Ефремова и Иннокентия Смоктуновского, где каждый удивительно точно попал в свой типаж. И, действительно, невозможно представить кого – то еще в роли Юрия Деточкина, расчетливого, хитрого, но в то же время странноватого, наивного и добродушного человека. Это же касается и не лишенного самоиронии, волевого и серьезного Подберезовикова, и корыстного, помешанного на обогащении Диме Семицветова.

Третьи приходят в восторг от общей эстетики и атмосферы кинофильма. Все происходящее на экране удивительно гармонично сочетает динамичное действие и лирическое повествование. Эльдар Рязанов использовал разные средства выразительности, начиная от черно – белой цветовой палитры, и заканчивая музыкальным лейтмотивом вальса Андрея Петрова. Четвертые найдут положительные стороны во всех перечисленных аспектах.

Хоть и считается, что сколько на свете людей, столько и мнений, но «Берегись автомобиля» никого не оставит равнодушным, и каждый зритель найдет в картине что то свое, родное, близкое своей душе.

Биография и образ Юрия Деточкина

Через кастинг на главную роль в фильме прошли многие советские актеры — Михаил Державин, Леонид Быков, Леонид Куравлев. Все артисты, несомненно, были талантливыми и симпатизировали Рязанову. Но он искал некой странности, которую нашел в Иннокентии Смоктуновском. Талантливый актер согласился сыграть роль страхового агента с благими намерениями.

Иннокентий Смоктуновский в роли Юрия Деточкина

Юрий Деточкин в его исполнении стал тем персонажем, который нужен был в картине. Были моменты, когда Смоктуновский даже самостоятельно менял реплики в сценах, поскольку чувствовал, что его герой сказал бы именно так.

О биографии Деточкина описания в фильме мало. В прошлом он был шофером, но после автомобильной аварии решил сменить поле деятельности. Теперь это страховой агент, который по долгу службы часто знакомится с людьми, нажившими состояние нечестным трудом.

Повторяющийся сценарий наталкивает героя на мысль, что эту несправедливость следует устранить. Тогда Юра придумывает своеобразный способ — угоняет машины богачей и продает их. Вырученные средства, естественно, тратятся на благие цели — перечисляются в детские дома.

О таком «хобби» не догадывается никто: ни мать-пенсионерка, ни любимая женщина Люба, ни начальник страхового агента. Только правоохранительные органы в лице следователя Максима Подберезовика начинают замечать странности в поведении Деточкина.

В одной операции Юрию удача изменила. Он трижды пытается угнать машину у Димы Семицветова, который занимался махинациями в области продаж электроники. В итоге задуманное получается, и герой мчится в Прибалтику.

По дороге угонщик знакомится с милиционером, которому помогает починить мотоцикл. Но эта встреча повлияла на дальнейшее развитие сюжета. Сотрудник правоохранительных органов получает ориентировку на краденую «Волгу» и вспоминает своего «спасителя».

А в это время Юрий Иванович уже продает машину пастору на месте. Он честно говорит, что автомобиль краденый. Но покупателя это не останавливает, ведь отложенные на приобретение транспорта средства тоже собраны с пожертвований прихожан.

По возвращении домой, Деточкина уже ждет Максим Подберезовиков. Перед тем как арестовать угонщика, он решает узнать мотивы преступлений. Главный герой рассказывает правду, и следователь решает отпустить современного Робин Гуда с условием прекращения краж.

Но Юра уже не способен остановиться. Увидев знакомую «Волгу», которая, по идее, принадлежит взяточнику, страховой агент вновь совершает преступление. Чтобы быть до конца честным, он пригоняет трофей к милицейскому отделению, и там его арестовывают.

Памятник Юрию Деточкину в Самаре

Впоследствии оказывается, что жертвой этого преступления стал честный человек, поэтому Деточкин спокойно сдается на милость правосудия. На суде Подберезовиков и другие знакомые главного героя кричат:

В честь 85-летия Эльдара Рязанова в Самаре установили памятник главному герою «Берегись автомобиля». Юрий изображен как в финальном эпизоде фильма. Он стоит, приветственно махая рукой невесте, с неизменной шляпой и портфелем. А в 2002 году в столице открылся Музей угона им. Юрия Деточкина.

Иннокентий Смоктуновский

«Берегись автомобиля» – фильм, главный герой которого человек отчаянный, но интеллигентный. Честный, но способный украсть. Одним словом, противоречивый. И однажды Рязанов вспомнил о талантливом актере Смоктуновском. Еще до проб режиссер был уверен, что лучшего Деточкина ему не найти. Но и здесь возникли трудности. Смоктуновский в то время играл на театральной сцене Ленина. После такой роли образ угонщика автомобилей? Деточкин — безусловно, персонаж, симпатичный, обаятельный. Однако настоящий советский человек, узнав о факте спекуляции, обязан доложить в соответствующие инстанции. Но никак не становиться народным мстителем.

Рязанов приложил неимоверные усилия, дабы уговорить Смоктуновского сыграть в фильме. Актер, в свою очередь, проявил мужество, не поддавшись на запугивание начальства. После роли Деточкина Смоктуновский мог бы погубить свою карьеру. Но он рискнул. И на экраны вышла трогательная кинолента – «Берегись автомобиля».

Пришлось побороться

Да и сам актёр всячески пытался отказаться от этой работы. Он сильно болел, был измотан предыдущими съёмками и постоянно намекал Рязанову, чтобы тот подыскал кого-то ещё. Режиссёр от отчаяния попробовал на Деточкина Олега Ефремова, который, кстати, мечтал об этой роли. Он даже научился водить машину ради неё. Говорил, что будет водить красивый автомобиль на площадке, а потом на заработанный гонорар выкупит его. Но Ефремов совсем не был похож на Деточкина. Кто-то сказал, что это «волк в овечьей шкуре». В итоге Ефремову дали роль Подберёзовикова, что его поначалу расстроило. Но он ­нехотя согласился играть.

Статья по теме

Злой рок актрисы Добржанской. «Мама Юрия Деточкина» умерла в нищете

А вот за Смоктуновского пришлось побороться. Когда к нему в Ленинград поехали делать пробы, актёр снимался в картине «На одной планете», играл Ленина. Рязанову тогда сказали: «Как это, он сначала Ленина сыграл, а теперь преступника? Какой-то неразборчивый». Но режиссёр настаивал на своём: «Деточкин – это Смоктуновский!» Уже всё было готово к съёмкам, начальство сдалось, и тут актёр сообщил Рязанову в телеграмме, что он лежит на даче далеко от Ленинграда, болеет, сниматься не сможет. Эльдар Александрович собирается и едет на эту дачу из Моск­вы. Все, конечно, были удивлены, супруга Смоктуновского была не рада такому визиту: она хотела, чтобы муж отлежался. Но Эльдар Александрович каким-то немыслимым образом смог настоять на своём и даже взял со Смоктуновского расписку, что тот будет у него сниматься.

Татьяна Гаврилова, Андрей Миронов, Анатолий Папанов. Фото: Кадр из фильма

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector