Лукино висконти: как начать смотреть его фильмы

С чего начать

Кадр из фильма «Мечтатели». 2003 год

Знакомство с творчеством режиссера лучше начать с его самой известной картины — «Мечтатели» (2003), главные мужские роли в которой сыграли восходящие звезды Майкл Питт и Луи Гаррель, а женскую — дебютантка Ева Грин. В этом фильме видны все основные принципы эстетики Бертолуччи. Во-первых, повествование о большом через малое, об общем — через частное, о политическом — через личное. Действие фильма происходит в Париже в 1968 году, но событиям майской революции — студенческим волнениям, манифестациям у здания синематеки на площади Трокадеро, столкновениям с полицией — посвящены всего две сцены, первая и последняя. Они как скобки, в которые заключена частная история двух молодых парижан и американского студента, приехавшего учиться по обмену.

Большая часть действия происходит в квартире и посвящена разговорам о кино и сексуальным экспериментам. И это вторая важнейшая черта режиссерского стиля Бертолуччи — эротизм в его фильмах часто работает как метафора соци­альных отношений. В «Мечтателях» сексуальное раскрепощение стано­вится формой взросления, политического протеста и освобождения от навязанных моделей поведения.

Кадр из фильма «Мечтатели». 2003 год

Основная сюжетная коллизия фильма, время действия и диалоги помогают увидеть третий ключевой элемент эстетики Бертолуччи. Почти все его фильмы наполнены интертекстуальной игрой — от стилизации под эпоху до россыпи отсылочных кодов для интеллектуального зрителя. Запутанные отношения между двумя молодыми людьми и одной девушкой отсылают к важнейшему фильму французской «новой волны» — «Жюль и Джим» Франсуа Трюффо. Сцена пробежки по Лувру — цитата из годаровской «Банды аутсайдеров». Икону французской «новой волны» Жан-Пьера Лео, защищающего синематеку, играет сам Жан-Пьер Лео — для актера камео в «Мечтателях» стало чем-то вроде машины времени, с помощью которой он вернулся в 1968 год. Кроме того, персонажи бесконечно обсуждают фильмы Чаплина, Бунюэля, Хоукса, Уайлдера, Штернберга. «Мечтатели» — фильм о синефилии для синефилов, признание в любви кинематографу.

Как начать смотреть Годара

И обязательно ли понимать, о чем в его фильмах идет речь

Что смотреть дальше

1 / 3

Кадр из фильма «Конформист». 1970 год Paramount Pictures

2 / 3

Кадр из фильма «Последнее танго в Париже». 1972 год Les Productions Artistes Associés; Produzioni Europee Associati (PEA)

3 / 3

Кадр из фильма «Двадцатый век». 1976 год Paramount Pictures; United Artist; 20th Century Fox

После «Мечтателей» можно переместиться в 1970-е и посмотреть три главные картины режиссера — «Конформист» (1970), «Последнее танго в Париже» (1972) и «Двадцатый век» (1976). «Конформист» — провокационное исследо­вание природы фашизма. Главный персонаж (героем его назвать сложно), сыгранный Жаном-Луи Трентиньяном, в детстве стал жертвой сексуального насилия. Он чувствует себя не таким, как остальные, ущербным, слабым и, чтобы скрыть эту уязвимость от других, сливается с набирающей мощь организацией — фашистской партией. Бертолуччи рассматривает тотали­таризм как психический механизм компенсации, возможность заместить собственное бессилие чужой силой.

Еще более провокационную форму для исследования социального через сексуальное Бертолуччи выбирает в фильме «Последнее танго в Париже». Американец (Марлон Брандо), который не может прийти в себя после само­убийства жены, снимает квартиру для интимных встреч с молодой францу­женкой (Мария Шнайдер). Он ничего не рассказывает о себе и запре­щает ей говорить о прошлом, происхождении, семье. Их встречи очищены от соци­ального, в отношения вступают не американец и француженка, а анимус и анима, мужское и женское начала как таковые. Выходящая из-под контроля сексуальная агрессия (особенно в знаменитой сцене с багетом и маслом) становится для персонажа Брандо единственным способом выразить давно накопившуюся ярость, бунт против общественных норм.

В фильме-колоссе «Двадцатый век» (он длится пять с половиной часов, а его события разворачиваются с 1901 по 1945 год) Бертолуччи вновь показывает большое через малое, социально-политические процессы итальянской истории первой половины ХХ века через отношения двух друзей, родившихся в одном поместье в один и тот же день, — крестьянина и землевладельца (Жерар Депардье и Роберт Де Ниро).

1 / 3

Кадр из фильма «Последний император». 1987 год Columbia Pictures

2 / 3

Кадр из фильма «Под покровом небес». 1990 год Recorded Picture Company

3 / 3

Кадр из фильма «Маленький Будда». 1993 год CiBy 2000; Recorded Picture Company (RPC); Serprocor Anstalt

После «Двадцатого века» можно посмотреть три фильма, составляющие «восточный цикл»: «Последний император» (1987) с Питером О’Тулом, «Под покровом небес» (1990) с Джоном Малковичем и «Маленький Будда» (1993) с Киану Ривзом. «Последний император» вновь рассказывает историю страны посредством частной биографии — теперь это Китай, и в центре повество­вания — судьба последнего правителя династии Цин Айсиньгёро Пуи. Эта картина стала самым титулованным произведением Бертолуччи: она получила девять «Оскаров», в том числе в номинации «Лучший фильм», а режиссер — персональную статуэтку.

1 / 2

Кадр из фильма «Ускользающая красота». 1996 год Searchlight Pictures

2 / 2

Кадр из фильма «Осажденные». 1998 год BBC Television Centre; Mediaset; Fiction Films; Navert Film; Tele+

После «восточного» цикла стоит ненадолго задержаться в 1990-х и посмотреть два фильма, созданные Бертолуччи после возвращения в Италию, — мелодраму «Ускользающая красота» (1996) с Лив Тайлер в главной роли и социальную драму «Осажденные» (1998).

1 / 3

Кадр из фильма «Костлявая кума». 1962 год Cinematografica Cervi; Cineriz

2 / 3

Кадр из фильма «Перед революцией». 1964 год Cineriz, Iride Cinematografica

3 / 3

Кадр из фильма «Партнер». 1968 год Red Film

А завершить знакомство с творчеством режиссера можно его ранними работами. В полнометражном дебюте «Костлявая кума» (1962) Бертолуччи соединяет традиции детектива, проблематику итальянского неореализма и прихотливую структуру «Расёмона» Акиры Куросавы. «Перед революцией» (1964) — переосмысление сюжета романа Стендаля «Пармская обитель» в стилистике французской «новой волны». «Партнер» (1968) — вольная экранизация «Двойника» Достоевского с Пьером Клеманти и Стефанией Сандрелли в главных ролях. В фильмах 1960-х хорошо видно преодоление влияния Пазолини и рождение собственного стиля Бертолуччи.

Как начать смотреть Куросаву

Как выходец из самурайской семьи изменил мировой кинематограф

История жизни Бернардо Бертолуччи

После малоудачных фильмов «Луна» (1979) и «Трагедия смешного человека» (1981) Бертолуччи замолчал на целых шесть лет. Он пытался найти для себя новые темы и уехал через Америку на Восток. Так появился грандиозный замысел «Последнего императора» (1987). Удивительная судьба монарха Китая Пу И дала повод для экранного воплощения излюбленных философских тем Бертолуччи, связанных с предначертанностью и переменчивостью человеческих судеб, с цикличностью хода истории, с недостижимостью идеала. 

В созданный режиссером мощный, яркий национальный колорит Китая начала ХХ века диссонансом вписывается фигура единственного в этом фильме европейца (О’Тул). Немолодого джентльмена, элегантного, невозмутимого, несущего просвещение, дыхание «старой Европы». Герой О’Тула отчаянно одинок, как одиноки и нежизненны его принципы среди разгула восточного варварства, жестокости. И если императора Бертолуччи показывает рабом (при всей его неограниченной власти), то герой О’Тула внутренне свободен. Но в нем отчетливо ощущается обреченность, бессмысленность и нежизненность европейской цивилизации. 

Созданный с постановочным размахом фильм был с особым восторгом принят в Америке. «Последний император» удостоился девяти «Оскаров», получил приз «Сезар» как лучший иностранный фильм года. 

Вдохновленный успехом, Бертолуччи вновь устремляет взоры на загадочный и таинственный Восток. Его психологическая драма «Под защитой небес» (1990) с Джоном Малковичем и Дэброй Уингер в главных ролях, помимо традиционного для Бертолуччи анализа сложных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, любовью и страстью, судьбой и смертью, насилием и мазохизмом, была посвящена к проблеме столкновения двух цивилизаций, европейской и восточной. 

Пораженный прохладным приемом картины в Америке, Бертолуччи в завершающем «восточную трилогию» фильме «Маленький Будда» (1993) резко усилил зрелищность изображения при помощи сложных спецэффектов и постарался сделать философию более понятной для массовой аудитории. 

кадр из фильма «Последний император»

Эта картина, над которой Бертолуччи работал в течение двух лет, в том числе в Непале и Бутане, представляет собой рассказ о событии фантастическом — перевоплощении духа тибетского ламы в тело западного ребенка. В киноповествование вплетены также эпизоды, воссоздающие легенду о Сиддхартхе Гаутаме, ставшем великим Буддой. Фильм обошелся продюсерам в 35 миллионов долларов. 

«Маленький Будда» стал для меня наиболее трудным, — говорил Бертолуччи. — Трудным еще и потому, что хотелось сделать его доступным детям. Буддисты упрекали меня «Как можно называть «маленьким» Будду, который так велик Это оскорбление!» Тогда я пошел к Далай-ламе. Он сказал, что в каждом из нас есть маленький Будда…» 

Фильм начал свое шествие по экранам мира в ноябре 1993 года с предварительной премьеры в Париже в присутствии одного-единственного зрителя. Но какого — самого Далай-ламы!.. 

кадр из фильма «Маленький Будда»

Кинематографом увлечено все семейство Бертолуччи продюсером стал старший брат Бернардо — Джованни; сценаристом и режиссером — младший брат Джузеппе. Его вторая жена — Клер Пеплоу (по происхождению англичанка) – также является режиссером, а ее брат Марк — сценаристом, с которым Бертолуччи сотрудничает в последнее время… 

Ранние годы

Бертолуччи родился в итальянском городе Парма , в регионе Эмилия-Романья . Он был старшим сыном Нинетты (Джованарди), учителя, и Аттилио Бертолуччи , поэта, известного историка искусства, антолога и кинокритика. Его мать родилась в Австралии от отца-итальянца и матери- австралийки (ирландского и шотландского происхождения).

Выросший в художественной среде, Бертолуччи начал писать в возрасте 15 лет и вскоре получил несколько престижных литературных премий, включая Premio Viareggio за свою первую книгу. Опыт отца помог ему в карьере: старший Бертолуччи помог итальянскому режиссеру Пьеру Паоло Пазолини опубликовать его первый роман, а Пазолини ответил взаимностью, наняв Бертолуччи в качестве первого помощника в Риме на Аккаттоне (1961).

У Бертолуччи был один брат, театральный режиссер и драматург Джузеппе (27 февраля 1947 — 16 июня 2012). Его двоюродным братом был продюсер Джованни Бертолуччи (24 июня 1940 г. — 17 февраля 2005 г.), с которым он работал над рядом фильмов.

С чего начать

Кадр из фильма «Гибель богов». 1969 год

С одного из его главных фильмов — «Гибель богов» (1969). На первый взгляд, это классическая костюмная драма. Середина 1930-х годов, Германия. В семействе сталелитейных магнатов фон Эссенбеков, положение и власть которых кажутся непоколебимыми, появляется эсэсовец Ашенбах. Он ловко сталкивает членов этой многочисленной семьи, избавляясь от одних и мани­пулируя другими. Главная цель этой жестокой игры — наследник всего богат­ства фон Эссенбеков Мартин (Хельмут Бергер). Он должен стать послушной марионеткой в руках нацистов.

Висконти наполняет фильм достоверными историческими деталями, рекон­струирует реальное событие — «Ночь длинных ножей», секретную операцию, в ходе которой по приказу Гитлера были убиты руководители штурмовых отрядов СА, заподозренные в заговоре. И при этом переключает жанровый регистр с драмы на трагедию с шекспировскими страстями и отсылками к классическим трагедиям — от «Царя Эдипа» Софокла и «Медеи» Еврипида до «Макбета» Шекспира и «Фауста» Гете. Помимо этого, в фильме есть сюжетные отголоски «Бесов» Достоевского и «Кольца нибелунга» Вагнера. Название фильма прямо отсылает к последней части вагнеровской тетрало­гии — «Гибели богов».

Режиссер соединяет семейную драму с историей страны, а затем и с историей человечества, постепенно смещаясь с крупного плана на общий. «Гибель богов» — исследование природы власти, которая развращает любого, кто к ней прикоснется.

Поначалу фильм был расценен как неактуальная, тяжеловесная, перегруженная аллюзиями стилизация: во всем мире только и говорили о советских танках в Праге и студенческих протестах в Париже, а Висконти укрылся от реальности в своей «башне из слоновой кости». Но спустя несколько лет, когда вышли «Конформист» Бертолуччи и «Сало, или 120 дней Содома» Пазолини, отноше­ние к картине изменилось. Стало понятно, что Висконти открыл в итальянском кино очень важную и актуальную тему. Он первым поставил вопрос о психоло­гической природе фашизма, заговорив о том, что в основе яростного отстаи­вания «нормы» и «чистоты», отсеивания «годных» от «негодных» на самом деле лежит отклонение от нормы, которое нацисты таким образом скрывают — возможно, и от самих себя. На фоне роста неофашистского движения в Италии в конце 1960-х — начале 1970-х это было радикальным высказыванием. Бертолуччи и Пазолини усилили его и сделали еще более слышимым.

Как начать смотреть Бернардо Бертолуччи

Эротизм, бунт против общественных норм и другие ключи

Фильмы

Первая полнометражка Бертолуччи «Костлявая кума» — детективный триллер об убийстве «ночной бабочки». Лента «Перед революцией», снятая через 2 года, гораздо дальше от кинематографического мейнстрима — это осовремененная интерпретация романа Стендаля «Пармская обитель», рассказывающая о юноше, который, протестуя против буржуазной морали, рвет отношения с невестой и вступает в связь с тетушкой.

Режиссер Бернардо Бертолуччи

Далее в фильмографии Бертолуччи следуют загадочная картина о сумасшествии синефила («Партнер») и увлекательная лента «Стратегия паука» — первое обращение режиссера к исследованию источников фашизма. В «Стратегии» границы между прошлым и настоящим, правдой и вымыслом размыты, а за кадром постоянно звучит музыка Верди. Фабула ленты несколько напоминает сюжет тогда еще не снятого фильма «Однажды в Америке».

Всемирно известная картина «Конформист» снята Бертолуччи после вступления в Коммунистическую партию. Режиссер заставляет зрителей почувствовать себя участниками фашистских преступлений. Большую роль в сюжете играют сексуальные инверсии героев.

Марлон Брандо, Бернардо Бертолуччи и Мария Шнайдер на съемках фильма «Последнее танго в Париже»

Вымораживающий зрителей эротический триллер «Последнее танго в Париже» получил 2 номинации на «Оскар», но оба исполнителя главных ролей – Марлон Брандо и Мария Шнайдер – утверждали, что чувствовали себя униженными режиссером. Лента упоминается в картине другого оскароносного лауреата Владимира Меньшова «Зависть богов». Итальянский суд запретил прокат фильма, приговорил режиссера к условному сроку и на 5 лет лишил права участвовать в выборах.

Следующим шедевром Бертолуччи стала эпическая лента «Двадцатый век» продолжительностью 317 минут, рассказывающая о дружбе простака и потомственного аристократа на фоне эпохи. Главные роли сыграли Жерар Депардье и Роберт де Ниро. Фильм шокировал зрителей эпизодом двойной мастурбации главных героев.

Бернардо Бертолуччи, Роберт де Ниро и Жерар Депардье на съемках фильма «Двадцатый век»

Начало 80-х годов ознаменовалось съемками «Трагедии смешного человека», в которой владелец завода по производству сыров мучается от необходимости заплатить выкуп за похищенного сына.

Следующие 3 картины Бертолуччи снимались в экзотических для европейцев странах. Это получившая 9 «Оскаров» лента «Последний император», консультантом которой выступал брат монарха, снятый в Африке фильм «Под покровом небес», которым остался недоволен автор первоисточника – классик американской литературы Пол Боулз, и поляризация основ буддизма «Маленький Будда».

Киану Ривз и Бернардо Бертолуччи на съемках фильма «Маленький Будда»

Картина, одобренная далай ламой, повествует о поисках очередной реинкарнации Будды. Фильм интересен игрой Киану Ривза и первыми в истории кинематографа съемками в Бутане. За роль в ленте актер Крис Айзек номинирован на антипремию «Золотая малина».

В фильме «Ускользающая красота» героиня Лив Тайлер выясняет, кто является ее биологическим отцом, и мечтает о близости с человеком, подарившим ей поцелуй 4 года назад. Любопытно, что сама артистка узнала, кто ее отец, лишь в 9 лет.

Бернардо Бертолуччи на съемочной площадке

Фильм «Мечтатели» воспевает красоту и молодость. Два парня и девушка на фоне студенческой революции во французской столице наслаждаются свободой и эротическими радостями, отвергая буржуазную мораль. Это самый юный, по ощущению, фильм Бертолуччи. В картине дебютировала будущая «девушка Бонда» Ева Грин.

«Я и ты» — последний фильм Бертолуччи, снятый режиссером, прикованным к инвалидной коляске. Сохранились фото, подтверждающие трудовой героизм Бернардо. Лента рассказывает о подростке, испытывающем трудности в общении.

«Последнее танго в Париже» (1972)

45-летний американец Пол вместе со своей женой содержит небольшой отель в Париже. По непонятным причинам его супруга совершает самоубийство. В этот же день Пол знакомится с Жанной, привлекательной 20-летней парижанкой, которая помолвлена ​​с молодым кинорежиссером. Они знакомятся в квартире, которая потом превратилась в их убежище, где стерлись имена, социальные статусы и истории. Там существовали только он и она – мужчина и женщина. Нестабильность и неопределенность таких отношений вскоре начинают раздражать девушку. В конце фильма Пол рассказывает о себе, произносит слова любви в ресторане, где они танцуют последнее танго. Но правда все рушит: Жанна понимает, что у них нет будущего и пытается сбежать.

Изначально полная версия фильма Бертолуччи имела хронометраж около 4-х часов, но ее пришлось сильно сократить для стандарта кинотеатров. В итоге лента идет всего 129 минут, а «режиссёрская версия» – 136 минут. Эротический фильм итальянского режиссера с Марлоном Брандо и Марией Шнайдер был запрещен к показу в Италии, Португалии, Сингапуре, Новой Зеландии и Республике Корея. Несмотря на это, картина была номинирована на «Оскар», «Золотой глобус» и «Грэмми».

Личная жизнь

Бернардо вступал в брак дважды, но оба союза не принесли кинематографисту детей.

Бернардо Бертолуччи и его первая жена Адриана Асти

Первая спутница жизни – итальянская артистка Адриана Асти – была старше режиссера на 8 лет и к моменту съемок в фильме Бертолуччи «Перед революцией» уже мелькнула в звездной ленте Лукино Висконти про боксера Рокко. Семейный союз просуществовал 5 лет.

Вторая жена – сценарист и режиссер, уроженка Танзании Клер Пиплоу. Этот брак выдержал проверку временем и продлился 40 лет, до смерти Бертолуччи.

Бернардо Бертолуччи и его вторая жена Клер Пиплоу

В целом о личной жизни режиссера, приговоренного к условному сроку «за аморальность», известно мало. Кинематографисту приписывают роман с художницей Марией Паолой Майно. Бернардо был увлекающимся человеком, однако влюблялся не столько в людей, сколько в идеи – поклонялся марксизму и фрейдизму, от атеизма, исповедуемого в молодости, перешел к буддизму. Но главной страстью Бертолуччи был кинематограф.

Титану итальянского кино принадлежит ряд ярких афоризмов. Кинематографист считал, что «любви нет, существуют только подтверждения этого чувства», а запреты провоцируют людей на борьбу со скукой.

«Осажденные»

Мелодрама вышла в 1998 году. Центральную роль в этом фильме убедительно сыграл Дэвид Тьюлис. Молодая африканка совершает преступление в родной стране. Она бежит в Рим в надежде спастись от наказания, которое ей грозит. Убежище девушка находит в доме английского пианиста.

Героиня должна расплачиваться за предоставленное жилье выполнением работы по дому. Параллельно девушка пытается выучиться на врача. Пианист, в доме которого она поселилась, зарабатывает на жизнь уроками фортепиано. Мужчина ведет образ жизни затворника, отличается замкнутостью и чопорностью. Однако юная африканка заставляет его потерять голову от любви.

Биография Бернардо Бертолуччи

Бернардо Бертолуччи родился 16 марта 1941 года в Парме (Италия) в семье поэта, кинокритика и профессора истории искусств Аттилио Бертолуччи. Его мать Нинетта была учительницей. С раннего детства отец поощрял интерес сына к фильмам и часто брал его с собой на съемки.

В 1960-1962 годах Бертолуччи учился на философском факультете Римского университета. Во время учебы он писал стихи и снимал любительские фильмы.

Первой его пробной картиной была «Канатная дорога». Бертолуччи снял ее в 1957 году, а через год у него вышла еще одна картина под названием «Смерть свиньи». В студенческие годы Бертолуччи также выпустил поэтический сборник «В поисках тайны», за который получил Национальную литературную премию и книгу стихов «В поисках загадки», за которую ему дали премию Виареджо.

Во время учебы Бертолуччи познакомился с итальянским режиссером Пьером Паоло Пазолини, который пригласил его в качестве своего ассистента поработать на съемках картины «Аккатоне».

В 1962 году, увлекшись съемками своего первого полнометражного игрового фильма «Костлявая кума», Бертолуччи бросил университет и целиком посвятил себя дебютной детективной истории о социальной несправедливости.

В 1964 году Бертолучи снял второй фильм «Перед революцией», который рассказывает историю молодого буржуазного интеллигента, ставшего на путь марксизма, а через год вышел его полнометражный документальный телефильм «Нефтепровод».

В 1968 году на экраны выше его фильм «Партнер», который представлял вольную экранизацию повести «Двойник» Федора Достоевского.

В 1960-1970-х годах режиссер начал снимать политического кино «Стратегия паука» (1970), «Конформист» (1970). В 1968 году, увлекшись идеями левых, он вступил в Итальянскую коммунистическую партию.

В 1972 году режиссер снял «Последнее танго в Париже» — романтическую трагедию любви с Марлоном Брандо и Марией Шнайдер в главных ролях. Фильм стал невероятно популярным, особенно во Франции, а в США он вошел в десятку самых кассовых кинокартин. Бертолуччи был выдвинут на «Оскар» как лучший режиссер, но при этом в Италии он получил условный тюремный срок за «богохульство» и был лишен избирательных прав на пять лет.

В 1976 году Бертолуччи снял фильм о борьбе социальных классов в Италии под названием «Двадцатый век». Затем вышли его фильмы «Луна» (1979) и «Трагедия смешного человека» (1981).

В 1987 году режиссер снял картину «Последний император», которая получила девять «Оскаров», а сам Бертолуччи удостоился двух — за режиссуру и адаптированный сценарий. Также эта картина получила премию «Золотой глобус».

В 1990 году Бертолуччи снял психологическую драму «Под покровом небес», а в 1993 году вышел его «Маленький Будда».

В 1996 году после 15 лет жизни за границей режиссер снял в Италии драму «Ускользающая красота».

В 2003 году на экраны вышел его фильм «Мечтатели». После выхода этого фильма режиссер анонсировал съемки картины «Бельканто», но потом отложил их на неопределенный срок и объявил о запуске нового проекта.

В 2012 году вышел фильм Бертолуччи «Ты и я», снятый по одноименному роману итальянского писателя Никколо Амманити.

Много уровней «Конформиста»

«Конформист» — это не первый фильм Бертолуччи, но первая его работа, которая прогремела во всём мире. Как отмечал режиссёр, посредством этой картины он мог общаться с широкой аудиторией, потому что она кажется простой и понятной. При этом Бертолуччи подчёркивал, что для него «Конформист», напротив, оказался самой сложной лентой.

«Начиная просмотр, зритель входит на уровень прочтения, которого не хватало в фильме «Перед революцией». В той картине было много других уровней, но самого первого — прочтения при просмотре — в нём не было. В «Конформисте» этот первый уровень есть: когда происходит вхождение в фильм — и дальше зритель не испытывает никаких сложностей. Но на самом деле за ним скрывается множество других уровней», — пояснял Бертолуччи.

Критики высоко оценили картину. Они отмечали сценарий, сложное сочетание образов, а также то, какое эмоциональное воздействие лента оказывает на зрителя.

Критика восхитило и то, что человек в возрасте 30 лет может «породить замысел фильма такой глубины, исполнить его в таком уникально собственном стиле и так основательно пропитать его масштабами и пределами своего (авторского. — RT) видения».

Калум Марш из The Village Voice назвал «Конформиста» самым смелым и выразительным фильмом Бертолуччи, поскольку его герой погружается в фашизм не ради власти, а ради комфорта.

«Такой взгляд — своего рода квазисатирический тезис — делает «Конформиста» более едкой и резкой критикой фашизма по сравнению с относительно грубой работой «Двадцатый век». Те, кто оказались под влиянием фашизма, в «Конформисте» не изображены карикатурно жестокими. В этом нет нужды: их слабость, по замыслу Бертолуччи, говорит сама за себя», — пишет критик.

На Берлинском кинофестивале, где прошла премьера «Конформиста», фильм получил специальную награду от журналистов, а также премию международного евангелического жюри. Кроме того, лента была номинирована на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий и на «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм.

Ещё важнее вклад, который «Конформист» внёс в мировую киноиндустрию. Он задал направление для новой волны голливудского кино, а также популяризировал целый ряд не распространённых ранее приёмов.

«Конформист» оказал сильное влияние на творчество многих начинающих режиссёров, которые восприняли картину Бертолуччи как откровение. В числе вдохновлённых «Конформистом» — Фрэнсис Коппола, Мартин Скорсезе и Стивен Спилберг. Сложная структура фильма, символическая съёмка и некоторые виртуозно поставленные сцены нашли отражение во многих фильмах последующих лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector