Жена константина райкина. личная жизнь

«Это сын Райкина идет, пропустите его без очереди!»: детство

Константин Райкин появился на свет в Ленинграде в семье знаменитого актера-сатирика Аркадия Райкина и актрисы Руфи Иоффе. Родители часто были в разъездах, поэтому за ним и его сестрой Катей присматривала няня – по происхождению татарка. Ее Константин до сих пор вспоминает как заботливого и доброго, но довольно невежественного человека. Но, как ни странно, именно это качество впоследствии оказало на актера воздействие и помогло сыграть Каюма в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» – он просто скопировал манеру речи няни.

Действительно, мальчик и в будущем не любил быть «сыном своего отца» и хотел, чтобы его воспринимали как отдельную личность. Костя Райкин обучался в физико-математической школе при Ленинградском государственном университете, серьезно занимался спортом, очень любил животных. После окончания школы он подумывал над поступлением на биофак. Но артистичная натура и любовь к театру все-таки взяли свое – юноша уехал в Москву и отнес документы в Щукинское училище.

При поступлении он решил показать все свои таланты разом: пел, импровизировал, танцевал. Приемная комиссия была шокирована и сразу же допустила его к третьему туру, а потом и зачислила в мастерскую Катина-Ярцева.

Конечно, изначально было не избежать слухов о его поступлении благодаря знаменитому отцу. Однако родители на тот момент были на гастролях в Чехословакии и даже не догадывались о планах сына. Во время учебы мнение о Константине изменилось – он был трудолюбивым и талантливым студентом и организатором.

Второй брак с художницей Алагез Салаховой

После развода Райкин довольно быстро увлекся Алагез Салаховой. Когда они познакомились, девушке было 14 лет, а Константину – 17. Поводом для встречи стала дружба бабушек молодых людей. После первой встречи Алагез уехала в Азербайджан, там влюбилась и вышла замуж. Появился у нее на свет и сын.

Роман между молодыми людьми состоялся лишь в 1979 году, когда Костя случайно встретил сестру Алагез, которая и пригласила его в гости. В тот период в отношениях девушки и мужа были конфликты на почве измен. При первой встречи Константин отметил, что не женат. После скромной свадьбы речь о детях не заходила. Пара хотела немного пожить для себя.

Однако в скором времени Райкин вновь влюбляется, жена никак не могла повлиять на ситуацию. В своих немногочисленных интервью она говорила, что в тот период очень много плакала, никак не верила, что он может уйти. В один из дней Константин просто пришел домой, собрал чемодан. Девушка никак не могла понять, в чем причина. После развода бывшие супруги встретились только на похоронах Аркадия Райкина.

Кинематографическая карьера

Начиная с 1992 года Елена Ивановна Бутенко-Райкина стала сниматься в кино. Свою первую небольшую роль она сыграла в киноленте «Гибель сенатора». А уже на следующий год Елена Ивановна сыграла главную роль в детективе «Русская певица».

Делаем из имбиря детокс-ванну и скраб. Делюсь рецептом для хорошего тонуса тела

Очищают, осветляют и не только: рецепты свекольных масок для красивой кожи лица

«Как за каменной стеной»: Ксения Алферова раскрыла секреты счастливого брака

В 2002 году она талантливо сыграла роль Коняевой в киноленте «Ледниковый период». Ее партнером по съемкам был Александр Абдулов.

После этого были и другие фильмы, где Елена Ивановна проявила себя не только как прекрасная актриса, но и замечательный режиссер. В настоящее время она уже снялась в четырнадцати фильмах.

Театр

Константин выпустился из Щукинского училища в 1971 году, и сразу же перестал быть безработным артистов. Галина Волчек руководитель театра «Современник» пригласила его стать одним из актеров ее труппы. Константину было тяжело, ведь его отец был настоящей знаменитостью. Разумеется, все сравнивали их.

Новая страница творческой биографии Константина Райкина связана с работой в «Современнике», что помогло начинающему артисту выйти из тени отца и показать свой талант во всей красе. Особенной популярностью пользовались спектакли с его участием:

  • «Балалайкин и Ко»,
  • «Валентин и Валентина»,
  • «Двенадцатая ночь».

Десятилетний стаж работы в этом театре принес Константину признание. Здесь он смог сформировать свою индивидуальность и показать актерское амплуа, отличное от Аркадия Райкина. Вскоре Константин получил известность как актер с самобытным и узнаваемым стилем.

«Сатирикон»

В 1981 году, несмотря на свою благодарность Галине Волчек, молодому актеру захотелось развития, и он решился на переход в театр эстрадных миниатюр г. Ленинграда. Так он стал работать под руководством Аркадия Райкина. Через год театр покинул Ленинград, предпочитая Москву, и стал называться Государственным театром миниатюр.

Спустя некоторое время, в 1987 году, он изменит название на более запоминающееся, и станет Московским театром «Сатирикон». Данный этап творчества Константина проходит в сотрудничестве с отцом. Они были задействованы в нескольких постановках: «Его Величество Театр» (1981) и «Мир дому твоему» (1984).

Параллельно Константин работал над собственным спектаклем и в 1985 году презентовал ее под названием «Давай, артист!». После выхода постановки Райкин становится заслуженным артистом РСФСР.


После смерти отца Константин официально становится руководителем театра «Сатирикон»

Сын и отец работали достаточно долго вместе и уже выработали курс дальнейшего развития театра. Константин прекрасно потрудился над обновлением программы, поиском интересных и выразительных постановок. Эти труды принесли свои плоды, и совсем скоро «Сатирикон» приобрел новый имидж.

В 1988 году на сцене появляется спектакль «Служанки» Ж. Жане. Режиссером-постановщиком стал Роман Виктюк. Спектакль принес небывалый успех и разрушил имидж театра, как сцены для одного потрясающего артиста.

Руководство «Сатириконом»

Райкин младший режиссировал некоторые спектакли, в других выступал в роли актера. В 1995 году он получил национальную театральную премию «Золотая Маска» за исполнение роли Грегора Замзы в спектакле «Превращение» по книге Ф.Кафки.

Участие в моноспектакле «Контрабас» по произведению П. Зюскинда принес актеру еще одну «Золотую маску». Она не стала последней. В 2008 году Райкин стал обладателем третьей маски за роль в драме «Король Лир». Несмотря на актерскую карьеру, Константин также прекрасно демонстрирует свои режиссерские способности.

Любовь зрителей быстро завоевывают его работы:

  • «Маугли» (1990),
  • «Такие свободные бабочки» (1993),
  • «Ромео и Джульетта» (1995),
  • «Квартет» (1999).

Они впечатляют глубиной проработки образов, оригинальной сценической подачей, зрелищностью.

Личная жизнь Константина Райкина

Отношения между преподавателем актерского отделения и восемнадцатилетней студенткой начались, когда Лена училась на втором курсе. Они сыграли тихую свадьбу, стараясь, чтобы о ней узнало как можно меньше людей, и поселились в роскошной квартире родителей Константина, переехавших в Ленинград.

Елена Курицына

Заводить детей они не спешили – Елена еще училась, и ей было не до этого.

Их брак продержался лишь три года и был разрушен самим Константином, не отличавшимся супружеской верностью.

Молодой жене Константина Райкина приходилось терпеть поздние возвращения мужа домой, а потом долго выяснять отношения – Райкин пользовался вниманием у девушек и крутил романы налево и направо, а один из них поставил точку в их супружеской жизни

Развод с Еленой был тяжелым, сопровождался многочисленными скандалами, отравлявшими личную жизнь Константина Райкина.

На фото: Алагез Салахова

Новая любовь артиста оказалась не такой уж и новой – в Алагез Салахову, которую Константин случайно встретил после долгой разлуки, он был влюблен в далеком детстве.

Она художница, дочь вице-президента Российской академии художеств Таира Салахова, руководитель собственного продюсерского центра. Алагез и Константин были знакомы давно – бабушка Салаховой и родители Константина жили по соседству, но познакомились они не в Москве, а в Прибалтике, где дети отдыхали вместе с родителями – тогда Алагез было четырнадцать, а Константину семнадцать лет.

Тогда между ними вспыхнули сильные чувства – Салахова говорит, что Костя ей понравился сразу. Следующая встреча Алагез и Райкина произошла, когда оба были несвободны, у Салаховой подрастал сын, но это их не остановило, и через какое-то время в личной жизни Константина Райкина появилась новая семья, просуществовавшая немногим более чем первая, и снова инициатором развода стал он сам.

У Райкина и до этого случались небольшие романы и увлечения, но его жена каждый раз прощала, иногда уходила от него, но потом всегда возвращалась.

Салахова тяжело переживала этот развод, долго надеялась, что он к ней вернется. Она больше не вышла замуж, а о Райкине у Алагез остались только самые теплые воспоминания.

На фото: Райкин в фильме «Труффальдино из Бергамо»

Сын Салаховой до сих пор состоит в дружеских отношениях с Константином Аркадьевичем, и когда приходит в «Сатирикон» всегда с ним встречается.

Ушел тогда Константин к Татьяне Веденеевой, с которой у него вспыхнул очередной роман. Они прожили вместе совсем недолго, но в прежнюю семью Райкин уже не вернулся.

И только третья жена Константина Райкина смогла окружить его такой заботой и создать такой семейный уют, расставаться с которым ему уже не хотелось.

Константин Райкин с женой и дочкой

Елена Бутенко пришла в «Сатирикон» в 1985 году, когда Константин еще не был его руководителем. После восьми месяцев ухаживаний Елена переехала к Райкину. Через три года в биографии Константина Аркадьевича произошло сразу два важных события – он возглавил театр и стал отцом своего единственного ребенка — дочки Полины, которую родила ему любящая супруга.

Только после рождения ребенка Константин и Елена расписались, и она стала его законной супругой. Сначачла они работали в одном театре, а позже Елена занялась эстрадно-концертной деятельностью, записала несколько дисков.

На фото: Полина Райкина

Несколько лет она преподавала в Школе-студии МХАТ, выпустила несколько дипломных спектаклей. Шесть лет назад она стала деканом актерского факультета театральной школы своего мужа.

Константин Райкин с дочерью

Дочь Константина Райкина Полина выросла в атмосфере творчества, и все ее детство прошло за кулисами театра. В одиннадцать лет она начала заниматься в знаменитой балетной труппе «Тодес», после школы поступила в театральный вуз им Щукина, а окончив его, стала актрисой Театра им. Станиславского.

Проработав там три года, Полина перешла в «Сатирикон». Константин Аркадьевич гордится своей дочкой, называет ее талантливой актрисой и прекрасным человеком.

Полина не только играет на сцене, она еще и преподает актерское мастерство в ВШИ, а также в Школе при ансамбле танца Игоря Моисеева.

Театральное училище

Поступить в Щукинское училище тогда было нелегко, конкурс был огромным. Костя решил придумать оригинальное выступление, и на первом туре он сразил экзаменаторов наповал. Райкин изображал животных, пел, танцевал и выразительно читал стихи.

После такого успеха он с легкостью прошел еще два тура и сдал все необходимые экзамены. Родители были безумно рады этому, ведь они всегда хотели, чтобы их сын стал артистом.

Конечно, Костю обвиняли в том, что он воспользовался своей громкой фамилией. Но уже вскоре Райкин доказал обратное. Тогда его педагогом был Владимир Этуш, который через много лет рассказывал о Константине как о работоспособном и талантливом студенте, отличавшимся своей дисциплинированностью.

Райкин не пропустил ни одной репетиции, ни разу не опоздал, он быстро всему учился и везде успевал.

Костя помогал создавать костюмы, наносить грим, сам устанавливал декорации, много времени работал с ролями. В это время он показал себя не только как талантливый актер и прилежный студент, но и как хороший организатор, умеющий руководить трудовым процессом.

Все это было ему по душе, он жил театром, ведь Райкин знал его изнутри с самого детства. В 1971 году он получил диплом училища и сразу же стал работать на сцене «Современника».

Детские годы

Детство актрисы нельзя назвать счастливым. Первые годы жизни Екатерины Райкиной были омрачены войной. Несколько лет она вынуждена была провести в эвакуации в Ташкенте, где находилась на попечении женщины, которую наняли родители. Воспоминания об этом времени у Кати остались ужасные, так как нянька плохо кормила ее и совсем ею не занималась.

После войны присмотр за девочкой был поручен бабушке. Родителей, вечно пропадавших на гастролях, Екатерина видела в лучшем случае три месяца в году. Это не мешало ей иметь с ними прекрасные отношения. Мать и отец уважали в дочери личность, никогда не читали ей нотаций, не наказывали.

Театральные работы

Театральный институт имени Бориса Щукина

Дипломные спектакли:

  • «Горе от ума» А.С. Грибоедов — Лиза, реж. М. Борисов
  • «Зелёная птичка» К. Гоцци — Смеральдина, реж. Н. Шейко

Московский драматический театр им. К. С. Станиславского

  • «Евграф, искатель приключений» А. Файко — Тамара, реж. Т. Ахрамкова
  • «Мужчина и женщины» А. Рейно-Фуртон — Белоснежка, реж. А. Офенгейм
  • «Царевна-лягушка» Г. Соколова— Марфа, реж. А. Товстоногов, О. Великанова
  • «Я пришёл» Н. Халезин — Дочь, реж. А. Галибин, Г. Катаев
  • «Бабьи сплетни» К. Гольдони — Кеккина, реж. А. Галибин
  • «7 дней до Потопа»Братья Пресняковы — жена Йона, реж. В. Петров

Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина

  • «Синее чудовище» К. Гоцци — Смеральдина
  • «Тополя и ветер» Ж. Сиблерайс — Статуя, реж. К.Райкин
  • «Доходное место» А. Островский — Юлинька, реж. К.Райкин
  • «Чайка» А. П. Чехов — Ирина Николаевна Аркадина, реж. Ю. Бутусов
  • «Маленькие трагедии Пушкина» А. С. Пушкин — Луиза, реж. В.Рыжаков
  • «Ромео и Джульетта» У. Шекспир — хор , реж. К.Райкин
  • «Однажды в деревне»(по пьесе Ю. Клавдиев, А. Москаленко « Карасенок и Поросенок») — Кошка, Цыпленок, Девочка, реж. Е. Бутенко-Райкина
  • «Закликухи» С. Свирко — Баба в черном, реж. С. Свирко
  • « Отелло» У. Шекспир — реж. Ю. Бутусов
  • «Game over» (по пьесе А.Арбузова «Жестокие игры) — Маша, реж. Е. Бутенко-Райкина
  • «Однорукий из Спокана» М. МакДонаха — Мэрилин — реж. К. Райкин

Учеба

Сдавая вступительные экзамены в Ленинградский госуниверситет, Константин неожиданно для самого себя задумал «испытать судьбу». Примчавшись в Москву, он буквально взял приемную комиссию Щукинского театрального училища измором. Будущий актер с бешеной скоростью то читал стихи, то танцевал, то представлял животных. Ошеломленные преподаватели перевели его сразу на третий тур творческого собеседования. Легко сдав общеобразовательные предметы, Райкин был принят на курс прекрасного актера и талантливого наставника Юрия Катина-Ярцева. Все это произошло без ведома родителей, пока те были на гастролях в Чехословакии. Узнав по приезду от сына о поступлении в «Щуку», отец признался, что всегда был уверен в подобном выборе Константина.

Константин Райкин в молодости

В училище Константину приходилось трудно – все его считали «сыном Райкина», воспринимая его успехи только через призму великого отца. Однако Райкину-младшему быстро удалось опровергнуть это мнение. Преподаватели высоко ценили его талант и дисциплину – опоздать на репетицию для Константина совершенно немыслимо

Работоспособность студента также поражала педагогов – казалось, что на курсе учится несколько Райкиных – он успевал повсюду: сам делал костюмы, гримировал, помогал в создании декораций и, конечно же, особое внимание уделял работам с ролями. Уже тогда он проявил себя не только как актер, но и как отменный руководитель и организатор

С детства зная театр изнутри, Райкин умел все и буквально жил театром круглосуточно.

Дочь Екатерина Аркадьевна и внук Алексей

В 1938 году в семье родилась дочь, которую назвали Екатериной. С малых лет девочка проводила много времени за кулисами театра, где работали ее родители. Не удивительно, что для себя она не представляла другой профессии, кроме актерской.

Учеба в театральном свела 19-летнюю Екатерину с Михаилом Державиным

, который был старше нее на 2 года. Страстный роман завешился скорой свадьбой, но брак был не долгим: уже через 2 года молодые люди расстались.

Екатерина Райкина и Михаил Державин.

Вторым мужем Екатерины Райкиной стал Юрий Яковлев

– один из признанных красавцев советского кино. Их отношения начались, когда Катя еще была женой Державина, и сам Яковлев был женат. Разбивая прежние свои семьи, оба рассчитывали на счастливый и прочный союз. Увы, этому не суждено было случиться: уже в скором времени пара развелась. Причиной ухода Екатерины на этот раз стало пристрастие Юрия к алкоголю. Не спасло семью даже рождение сынаАлексея : когда родители расстались, ему было всего 3 года.

Екатерина Райкина и Юрий Яковлев.

Третьим мужем Екатерины Райкиной стал актер Владимир Коваль

. Женщина надеялась, что хоть этот брак станет для нее счастливым. Но и в этот раз мечта не сбылась: оба супруга – яркие творческие личности – стремились к лидерству и не сумели договориться.

После третьего развода Екатерина Аркадьевна уже не стремилась найти свою “половинку”. Она целиком посвятила себя работе и воспитанию сына.

Екатерина Аркадьевна Райкина.

Екатерина Райкина поддерживала отношения со своими бывшими мужьями, сохраняя баланс между вежливостью и дружбой. Особенно теплыми были встречи с Владимиром Ковалем. В апреле 2013 года актер ушел из жизни. В ноябре того же года не стало Юрия Яковлева. Пережила Екатерина Аркадьевна и своего первого супруга, Михаила Державина, ушедшего в мир иной в 2021 году.

Алексей Яковлев, внук Аркадия Райкина

Как и предрекал когда-то его знаменитый дед, Алексей Яковлев стал актером. Вопреки воле матери, желавшей видеть его филологом или историком, он поступил в Щукинское училище.

Алексей Яковлев в молодости (кадр из фильма).

В годы учебы в студенческих спектаклях он успешно играл главные роли. Однако, получив диплом, и устроившись на работу в театр имени Ермоловой, не смог пробиться в ведущие актеры. Ему доверяли лишь второстепенных персонажей. В кино Алексей Яковлев также играл большей частью в эпизодах.

В начале 90-х актер попробовал совмещать театральную сцену и телевидение, попробовав себя в качестве телеведущего. Однако и это не принесло желаемого результата. Тогда Алексей Юрьевич принял решение уйти из искусства в бизнес.

Около 20 лет Алексей Яковлев успешно занимался риэлтерской деятельностью. Но, наверное, гены берут свое: в последние годы он стал появляться на сцене Центрального дома актера имени Яблочкиной, принимая участие в спектаклях.

Алексей Яковлев в роли революционера Кржижановского.

Первой женой артиста стала солистка Московского театра оперетты Лилия Амарфия. Они встретились в гостях у знакомых в первый день 1990-го и почти сразу стали жить вместе. Влюбленным не мешало даже то, что Лилия была на 12 лет старше супруга.

Однако прочным брак не стал. В трудные 90-е актриса была востребована, с успехом выступала в России, Европе, США. Алексей в это время сменил сцену на бизнес, только вставал на ноги. Возможно, финансовые разногласия и стали причиной расставания.

Позднее Алексей Яковлев вновь женился. Его избранницей стала женщина, не имеющая никакого отношения к театру, кино или шоу-бизнесу. В 2004 году у актера родилась дочь Елизавета

Алексей Юрьевич Яковлев в последние годы вновь стал появляться на сцене театра.

Алексей вместе с дочерью, правнучкой великого Аркадия Райкина, часто навещает свою маму, Екатерину Аркадьевну, которой в минувшем году исполнился 81 год.

Тайны личной жизни

Константин Райкин не скрывает от внимания общественности подробностей личной жизни, да и нечего ему скрывать. Первый раз артист женился на Елене Курициной, молодой актрисе студии Олега Табакова. Вместе они прожили три года, после чего подали на развод. Бракоразводный процесс сопровождался громким скандалом и обоюдными обвинениями, но все же дошел до своего логического конца.

Второй женой Константина стала Алагез Салахова, дочь известного советского художника. В нее Райкин влюбился еще подростком, но затем на какое-то время упустил из поля зрения. Но и этот союз не принес артисту семейного счастья. Некоторое время бульварные издания писали о романе Константина с телеведущей Татьяной Веденеевой. Но если таковой и бил, то тоже оказался мимолетным.

Идиллия и семейный уют в жизнь Константина пришли только после того, как его женой согласилась стать актриса Елена Бутенко. Она родила актеру дочь Полину, которая, по примеру родителей, тоже стала актрисой, продолжив таким образом семейную династию. Некоторое время Полина работала в театре отца, но затем перешла в Театр имени Станиславского.

Из новостей последних лет вокруг жизни Константина Райкина стоит выделить тяжелую травму мышцы бедра, потребовавшую срочного хирургического вмешательства в январе 2017 года. И хотя сама операция не таила в себе большой угрозы для здоровья, однако вслед за ней последовал длительный реабилитационный период. Когда со здоровьем все наладилось, Константин Райкин снова вернулся на любимую работу.

Он рад, что домашний очаг является той крепостью, в которой можно укрыться от нападок недоброжелателей, чтобы передохнуть и набраться сил.

И по-философски относится к тому, что чем старше человек становится, тем сильнее сужается круг друзей и приятелей. Лучшим способом наслаждаться жизнью, актер считает любимую работу, которой можно заниматься в свое удовольствие без выходных и отгулов.

Фильмы

Еще до окончания учебы в театральном училище Константин стал сниматься в фильмах. Его кинематографическая карьера началась в возрасте 19 лет, а первой ролью стал образ старшеклассника в комедии «Завтра, третьего апреля…».

Репертуар актера разнообразен. Он снялся в нескольких кинолентах для детей, таких как «Клоун» и «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», даже в драматическом фильме о временах войны «Командир счастливой «Щуки».

Большим кинематографическим успехом стало участие в постановке «Много шума из ничего» по Шекспиру. Татарин Каюн в картине «Свой среди чужих…» также стал запоминающейся широкому зрителю ролью. Все трюки Константин делал сам, без привлечения каскадеров или дублеров.

В 1976 году была снята двухсерийная комедия «Труффальдино из Бергамо», которая принесла Райкину оглушительный успех. Фильм получился легким и веселым, в нем было много музыки. Песни, правда, исполнял актер не сам. За него пел Михаил Боярский. Вскоре появилось еще несколько музыкальных фильмов с участием Райкина — «Остров погибших кораблей» и «Руанская дева по прозвищу Пышка».

Трагедийные роли

Талант артиста комедианта не ставится под сомнение, и Райкин решил продемонстрировать все грани своего актерского таланта, сыграв несколько трагических ролей. Особенно ярким было воплощение сразу двух персонажей в постановке произведения Евгения Шварца «Тень, или Может быть, все обойдется».

Здесь он воплотил два образа: слегка сумасшедшего исследователя и его собственной тени. Вскоре на широкие экраны вышел драматический фильм «Русский регтайм» о криминальном мире с его жестокостью агрессивных персонажей.

Константин Райкин также снялся в коротком сериале «Неудача Пуаро» по мотивам произведений Агаты Кристи

Постепенно кинематограф стал надоедать актеру, и он решил обратить внимание на телеспектакли. В них артист выступал достаточно часто

В 2006 под руководством Константина начали выходить документальные фильмы об известных людях, таких как Табаков, Чуковский, Чапаев.

Руководство «Сатириконом»

После смерти отца Райкин Константин стал руководителе «Сатирикона». Именно он должен был продолжить дело отца. И надо сказать, что с поставленной задачей Константин справляется достойно. Он эффективно совмещает актерскую и режиссерскую деятельность в «Сатириконе».

В 1995 году его работу в спектакле «Превращение» (роль Грегора Замзы) отметили национальной театральной премией «Золотая маска». Вторую такую наградую он получил в 2000 году за участие в моноспектакле «Контрабас». Третья «Золотая маска» появилась у талантливого актера в 2008 году за блестящую работу в постановке «Король Лир».

Не менее плодотворно Райкин Константин работает в «Сатириконе» и в качестве режиссера. Его оригинальные постановки «Такие свободные бабочки» (1993), «Маугли» (1990), «Квартет» (1999), «Ромео и Джульетта» (1995) произвели впечатление на критиков и зрителей. В отзывах отмечалась глубина прочтения пьесы, зрелищность, оригинальностью воплощения событий на сцене.

Константин Райкин сейчас

Вначале 2017 Райкин перенес тяжелую операцию на мышцах бедра, они были серьезно травмированы. Несмотря на тяжесть операции, восстановительный период длился недолго. Зимой Константин Райкин выступил в авторском моноспектакле «Над балаганом небо…», который состоялся в филармонии имени Д. Шостаковича.

На протяжении своего выступления Райкин неоднократно и очень язвительно высказался о России и назвал её «некрофильским государством», чем вызвал бурную реакцию прессы. Позже он объяснил свое заявление тем, что современное общество начинает признавать поэтов только после их смерти. Он уверен, что именно отсутствие признания сгубило многих известных поэтов, таких как Марина Цветаева, Сергей Есенин, Лев Гумилев, Борис Пастернак и т.д.

Райкин многократно подвергал критики русскую культуру, и его заявления находили отзыв в виде поддержки со стороны коллег. Он критиковал так называемую «цеховую солидарность», которая запрещает плохо говорить о коллегах, даже если они того заслуживают. Это нарушает право на свободное высказывание мыслей.

Осенью 2017 года во время выступления Константина Райкина на Украине, радикалы сорвали концерт. В Одессе они выбили двери в театре имени В. Василько, кричали и вели себя агрессивно. Актер вынужден был покинуть мероприятие. Полиция никак не отреагировала на происшествие.

Как фамилия мешала Константину Райкину и кто она – любовь всей жизни актера

Константин Райкин родился 8 июля 1950 года в семье актеров Аркадия Райкина и Руфи Иоффе, так что в определенной степени был приговорен к работе на сцене.

Он собирался поступить на биофак ЛГУ, но вдруг дернулся в Щуку — на курс Юрия Катина-Ярцева (Джузеппе Сизый Нос из «Буратино»), там и остался.

Фамилия только мешала: вызывала неуместную реакцию. Константину приходилось бороться с ней, нежели гордиться. Он уверяет, что сделал выбор профессии сам, но не без участия невидимой руки и желаний бесконечно любящего отца.

«Родители привозили мне из-за границы одежду на вырост, — вспоминает Райкин. — Как мне было стыдно! Мы ведь все были одинаково плохо одеты. Одежда цвета какашек. Это было нормально, советские тона. Мы отличались друг от друга внутренне, но не одеждой.

И вот родители дают мне какое-то пальто с пуговицами-косточками, брючки сантиметров на сорок длиннее, чем мои несчастные ножки. Брючки складочками лежали на моих ступнях. Родители-то мечтали, что я вырасту гигантом. Бедняги, не дождались».


С папой. Примерно 1957 год. Фото: Личный архив

За более чем 30-летнюю кинокарьеру он сыграл всего два десятка ролей, хотя мог бы запросто добрать до сотни. Во-первых, не расплескивался. Во-вторых, посвятил себя театру. Отработав 10 лет в «Современнике», ушел в «Сатирикон», руководит которым с 1988 года.

За это время как актер и худрук получил кучу премий и наград, сыграв Гамлета, Отелло, короля Лира, Ричарда III, Сирано и других определяющих театральное пространство героев.

А еще отчислил и уволил многих артистов за несерьезное отношение и увлечение сериальной халтурой, среди них — Кристина Асмус («Интерны»), Павел Прилучный («Мажор») и Максим Аверин («Глухарь»).


«Маленькие трагедии» (2011).С женой и дочерью. Фото: globallookpress

Роль татарина Каюма в вестерне Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) стала одной из визитных карточек актера. Беззубый, громкий, дерганый, взрывной, доверчивый и слегка первобытный Каюм более чем наглядно показал контраст корневого, хтонического, восточного уклада жизни и философии по отношению к городской и конкистадорской цивилизации.

Не обошлось и без темы классового неравенства: «Каюм жениться хотел! Деньга не был — калым платить! Папка старый у мине. Мамка старый. Юрт совсем худая стал… дождик мимо крыша капает. Халат не был у мене, халат не был, честное слово, у мене халат не был… каждый шакал халат носит. Я целый год без халат ходил!»


Фото: кадр из фильма

Жене Константин Аркадьевич верен также истово, как и театру. С актрисой Еленой Бутенко они не расстаются с 1985 года — почти как с «Сатириконом»! Девушка пришла в театр, где уже работал Райкин, и около года отбивалась от ухаживаний коллеги, но потом сдалась.

В 1988 году Елена родила мужу дочь Полину, в тот же год Райкин стал худруком «Сатирикона», в котором сейчас играет и его дочь.


С женой и дочерью. Фото: Личный архив

Гиперактивного сына папа сразу же отдал в секцию гимнастики — и Константин сделал спортивный опыт одним из профессиональных козырей. Любой может оценить невероятную пластичность актера Райкина: ужимки, прыжки и акробатические этюды на фоне невероятной энергии — его фирменный стиль.

Искрометная главная роль наглого и обаятельного пройдохи в мюзикле «Труффальдино из Бергамо» (1976) была десятой для Райкина и стала блестящим бенефисом. 26-летний актер на пробах подвинул самого Олега Даля и не случайно — в тандеме с однокурсницей Натальей Гундаревой он пел, плясал, прыгал и создал один из самых ярких персонажей итальянской комедии дель арте на территории СССР.


Фото: кадр из фильма

Юбилеи Райкин не признает. Считает, что возраст — это особая, высшая математика, а не цифры в паспорте. Заглядывать в будущее он не любит. Предпочитает жить на земле. «Я не мечтатель, а делатель, — подчеркивает Константин Аркадьевич. — И если я что-то хочу и люблю, то делаю это.

Надо хотеть делать что-то реальное. Везет тому, кто этого заслуживает. Бог замечает того, кто выпрыгивает ему навстречу. Надо рыпаться, рыть землю. Самое большое опасение моей жизни — быть ненужным».


Фото: globallookpress

Фильмы

Узнаваемость пришла к Екатерине Аркадьевне после появления на экране, хотя она сама кино не особо жаловала: всегда считала себя больше театральной артисткой.

Впервые актриса появилась на экранах в 1962 году, сыграв эпизод в картине «Западня». В том же году ее задействовали в фильмах «Мой белый город», «Свадебное путешествие», «Юность отцов», тоже в эпизодических ролях. Через год Райкина появилась в актерском составе музыкальной комедии «Короткие истории», где также сыграли Лилия Трунина, Евгений Леонов, Михаил Пуговкин, Анатолий Папанов. Вскоре последовала еще одна роль в комедии «Коллекция Капы». В фильме актриса перевоплотилась в девушку, влюбленную в музейного работника, которого сыграл Ростислав Плятт.


Екатерина Райкина в фильме «Софья Перовская»

Вскоре репертуар Екатерины пополнился совместной работой с Аркадием Райкиным. Отец и дочь появились на экране в новогоднем музыкальном фильме «На два часа раньше», где также участвовали Леонид Каневский, Марсель Марсо, Валентина Толкунова, Екатерина Шаврина. Екатерине Райкиной довелось исполнить в фильме вокальный номер «Золушка», который был тепло воспринят телезрителями.

Заметная работа в кино пришла к ней в 1967 году: Райкина сыграла Хесю Гельфман в художественном фильме Лео Арнштама «Софья Перовская». В фильме речь пошла о русской революционерке, которая входила в состав подпольной организации «Народная воля». Героиня участвовала в покушении на царя Александра II, после которого была осуждена и казнена. В фильме, помимо Екатерины Райкиной, появились Александра Назарова, Виктор Тарасов, Борис Хмельницкий, Георгий Тараторкин, Александр Лукьянов. Роль Александра II исполнил Владислав Стржельчик.


Екатерина Райкина в фильме «…И снова май!»

Через год с участием Екатерины Райкиной вышла приключенческая картина на революционную тематику «…И снова май!». Фильм стал дебютом для Николая Караченцова. Увлекательный сюжет киноленты был посвящен работе революционной типографии в условиях полицейской слежки.

Потом последовал ряд телеспектаклей театра им. Е. Вахтангова, в которых играла Екатерина Райкина. В комедии «Дамы и гусары» актриса исполнила роль Софьи, в «Принцессе Турандот» перевоплотилась в рабыню Зелиму. В экранизации пьесы Бернарда Шоу «Миллионерша» Райкина сыграла роль мисс Смит, а в социальной драме «Ситуация» появилась в образе героини Зинаиды.


Екатерина Райкина в фильме «Дамы и гусары»

Самые яркие работы актрисы последовали в 80-е годы. Екатерина Райкина появилась в телеспектакле «Антоний и Клеопатра» в роли прислужницы главной героини. Затем снялась в экранизации пьесы Тирсо де Молина «Благочестивая Марта» в роли доньи Инес. Фильм Яна Фрида принес популярность всему актерскому составу, куда вошли Маргарита Терехова, Эммануил Виторган, Николай Караченцов, Светлана Тома, Владислав Стржельчик.

Следующей значимой работой в фильмографии Райкиной стала главная роль в мелодраме Владимира Фокина «Клуб женщин». В фильме речь пошла о подругах, которые недавно вышли на пенсию и решили начать новую жизнь. Супруга героини Екатерины Райкиной сыграл Игорь Кваша.


Екатерина Райкина в фильме «Благочестивая Марта»

В новом веке актрисе удалось появиться на экране только единожды. В 2003 году актриса снялась в эпизоде мелодрамы «Замыслил я побег». Театр по-прежнему оставался приоритетным в ее творчестве.

Знаменитый отец никогда не пользовался своим влиянием, чтобы помочь дочери сделать карьеру. Он всегда стыдился этого. Впрочем, его протекция и не нужна была Екатерине Райкиной. Она прекрасно справлялась сама. Но после смерти родителей, которые в последние годы жизни сильно болели, карьера актрисы начала идти на спад. Ролей было все меньше. В конце концов, актриса покинула подмостки.


Екатерина Райкина в фильме «Клуб женщин»

Опять почувствовать вкус славы и зрительского восхищения Екатерина Аркадьевна смогла в преклонном возрасте. Ее пригласили играть в спектакль «Бабье лето» в Монреальском русском театре имени Леонида Варпаховского. Райкина переехала в Канаду, где репетировала, а потом и гастролировала по городам Канады и Америки, где были большие русские диаспоры. Приезжал театр в Россию и Украину, где постановка пользовалась огромным успехом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector