Константин райкин

Как фамилия мешала Константину Райкину и кто она – любовь всей жизни актера

Константин Райкин родился 8 июля 1950 года в семье актеров Аркадия Райкина и Руфи Иоффе, так что в определенной степени был приговорен к работе на сцене.

Он собирался поступить на биофак ЛГУ, но вдруг дернулся в Щуку — на курс Юрия Катина-Ярцева (Джузеппе Сизый Нос из «Буратино»), там и остался.

Фамилия только мешала: вызывала неуместную реакцию. Константину приходилось бороться с ней, нежели гордиться. Он уверяет, что сделал выбор профессии сам, но не без участия невидимой руки и желаний бесконечно любящего отца.

«Родители привозили мне из-за границы одежду на вырост, — вспоминает Райкин. — Как мне было стыдно! Мы ведь все были одинаково плохо одеты. Одежда цвета какашек. Это было нормально, советские тона. Мы отличались друг от друга внутренне, но не одеждой.

И вот родители дают мне какое-то пальто с пуговицами-косточками, брючки сантиметров на сорок длиннее, чем мои несчастные ножки. Брючки складочками лежали на моих ступнях. Родители-то мечтали, что я вырасту гигантом. Бедняги, не дождались».


С папой. Примерно 1957 год. Фото: Личный архив

За более чем 30-летнюю кинокарьеру он сыграл всего два десятка ролей, хотя мог бы запросто добрать до сотни. Во-первых, не расплескивался. Во-вторых, посвятил себя театру. Отработав 10 лет в «Современнике», ушел в «Сатирикон», руководит которым с 1988 года.

За это время как актер и худрук получил кучу премий и наград, сыграв Гамлета, Отелло, короля Лира, Ричарда III, Сирано и других определяющих театральное пространство героев.

А еще отчислил и уволил многих артистов за несерьезное отношение и увлечение сериальной халтурой, среди них — Кристина Асмус («Интерны»), Павел Прилучный («Мажор») и Максим Аверин («Глухарь»).


«Маленькие трагедии» (2011).С женой и дочерью. Фото: globallookpress

Роль татарина Каюма в вестерне Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) стала одной из визитных карточек актера. Беззубый, громкий, дерганый, взрывной, доверчивый и слегка первобытный Каюм более чем наглядно показал контраст корневого, хтонического, восточного уклада жизни и философии по отношению к городской и конкистадорской цивилизации.

Не обошлось и без темы классового неравенства: «Каюм жениться хотел! Деньга не был — калым платить! Папка старый у мине. Мамка старый. Юрт совсем худая стал… дождик мимо крыша капает. Халат не был у мене, халат не был, честное слово, у мене халат не был… каждый шакал халат носит. Я целый год без халат ходил!»


Фото: кадр из фильма

Жене Константин Аркадьевич верен также истово, как и театру. С актрисой Еленой Бутенко они не расстаются с 1985 года — почти как с «Сатириконом»! Девушка пришла в театр, где уже работал Райкин, и около года отбивалась от ухаживаний коллеги, но потом сдалась.

В 1988 году Елена родила мужу дочь Полину, в тот же год Райкин стал худруком «Сатирикона», в котором сейчас играет и его дочь.


С женой и дочерью. Фото: Личный архив

Гиперактивного сына папа сразу же отдал в секцию гимнастики — и Константин сделал спортивный опыт одним из профессиональных козырей. Любой может оценить невероятную пластичность актера Райкина: ужимки, прыжки и акробатические этюды на фоне невероятной энергии — его фирменный стиль.

Искрометная главная роль наглого и обаятельного пройдохи в мюзикле «Труффальдино из Бергамо» (1976) была десятой для Райкина и стала блестящим бенефисом. 26-летний актер на пробах подвинул самого Олега Даля и не случайно — в тандеме с однокурсницей Натальей Гундаревой он пел, плясал, прыгал и создал один из самых ярких персонажей итальянской комедии дель арте на территории СССР.


Фото: кадр из фильма

Юбилеи Райкин не признает. Считает, что возраст — это особая, высшая математика, а не цифры в паспорте. Заглядывать в будущее он не любит. Предпочитает жить на земле. «Я не мечтатель, а делатель, — подчеркивает Константин Аркадьевич. — И если я что-то хочу и люблю, то делаю это.

Надо хотеть делать что-то реальное. Везет тому, кто этого заслуживает. Бог замечает того, кто выпрыгивает ему навстречу. Надо рыпаться, рыть землю. Самое большое опасение моей жизни — быть ненужным».


Фото: globallookpress

Личная жизнь Константина Райкина

Отношения между преподавателем актерского отделения и восемнадцатилетней студенткой начались, когда Лена училась на втором курсе. Они сыграли тихую свадьбу, стараясь, чтобы о ней узнало как можно меньше людей, и поселились в роскошной квартире родителей Константина, переехавших в Ленинград.

Елена Курицына

Заводить детей они не спешили – Елена еще училась, и ей было не до этого.

Их брак продержался лишь три года и был разрушен самим Константином, не отличавшимся супружеской верностью.

Молодой жене Константина Райкина приходилось терпеть поздние возвращения мужа домой, а потом долго выяснять отношения – Райкин пользовался вниманием у девушек и крутил романы налево и направо, а один из них поставил точку в их супружеской жизни

Развод с Еленой был тяжелым, сопровождался многочисленными скандалами, отравлявшими личную жизнь Константина Райкина.

На фото: Алагез Салахова

Новая любовь артиста оказалась не такой уж и новой – в Алагез Салахову, которую Константин случайно встретил после долгой разлуки, он был влюблен в далеком детстве.

Она художница, дочь вице-президента Российской академии художеств Таира Салахова, руководитель собственного продюсерского центра. Алагез и Константин были знакомы давно – бабушка Салаховой и родители Константина жили по соседству, но познакомились они не в Москве, а в Прибалтике, где дети отдыхали вместе с родителями – тогда Алагез было четырнадцать, а Константину семнадцать лет.

Тогда между ними вспыхнули сильные чувства – Салахова говорит, что Костя ей понравился сразу. Следующая встреча Алагез и Райкина произошла, когда оба были несвободны, у Салаховой подрастал сын, но это их не остановило, и через какое-то время в личной жизни Константина Райкина появилась новая семья, просуществовавшая немногим более чем первая, и снова инициатором развода стал он сам.

У Райкина и до этого случались небольшие романы и увлечения, но его жена каждый раз прощала, иногда уходила от него, но потом всегда возвращалась.

Салахова тяжело переживала этот развод, долго надеялась, что он к ней вернется. Она больше не вышла замуж, а о Райкине у Алагез остались только самые теплые воспоминания.

На фото: Райкин в фильме «Труффальдино из Бергамо»

Сын Салаховой до сих пор состоит в дружеских отношениях с Константином Аркадьевичем, и когда приходит в «Сатирикон» всегда с ним встречается.

Ушел тогда Константин к Татьяне Веденеевой, с которой у него вспыхнул очередной роман. Они прожили вместе совсем недолго, но в прежнюю семью Райкин уже не вернулся.

И только третья жена Константина Райкина смогла окружить его такой заботой и создать такой семейный уют, расставаться с которым ему уже не хотелось.

Константин Райкин с женой и дочкой

Елена Бутенко пришла в «Сатирикон» в 1985 году, когда Константин еще не был его руководителем. После восьми месяцев ухаживаний Елена переехала к Райкину. Через три года в биографии Константина Аркадьевича произошло сразу два важных события – он возглавил театр и стал отцом своего единственного ребенка — дочки Полины, которую родила ему любящая супруга.

Только после рождения ребенка Константин и Елена расписались, и она стала его законной супругой. Сначачла они работали в одном театре, а позже Елена занялась эстрадно-концертной деятельностью, записала несколько дисков.

На фото: Полина Райкина

Несколько лет она преподавала в Школе-студии МХАТ, выпустила несколько дипломных спектаклей. Шесть лет назад она стала деканом актерского факультета театральной школы своего мужа.

Константин Райкин с дочерью

Дочь Константина Райкина Полина выросла в атмосфере творчества, и все ее детство прошло за кулисами театра. В одиннадцать лет она начала заниматься в знаменитой балетной труппе «Тодес», после школы поступила в театральный вуз им Щукина, а окончив его, стала актрисой Театра им. Станиславского.

Проработав там три года, Полина перешла в «Сатирикон». Константин Аркадьевич гордится своей дочкой, называет ее талантливой актрисой и прекрасным человеком.

Полина не только играет на сцене, она еще и преподает актерское мастерство в ВШИ, а также в Школе при ансамбле танца Игоря Моисеева.

«Лестница славы»

Жизнь Райкина представляется гармоничной, чуть ли не идиллией. Карьера — стремительной, с весомыми заслугами: народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Герой Соцтруда. Семья — обожаемая жена, дочь. А ещё он «родил» талантливого сына и «построил» дом — театр «Сатирикон», носящий сегодня его имя. Мужскую программу, таким образом, выполнил.

Детство своё он вспоминал с удовольствием — Рига, Рыбинск, наконец Петроград. Дружная еврейская семья, четверо детей, папа занимался торговлей лесом, мама — домохозяйка. Жили скромно, интеллигентно, в Петрограде — у родных, в коммуналке с 26 соседями. Но о трудностях эпохи примусов и общих уборных Райкин рассказывал спокойно и просто: и вправду, кому тогда было легко? Главное — с 6 лет в его жизни появился театр. Правда, сначала он влюбился в цирк, и позже, когда сообщил отцу, что хочет «в актёры», Исаак Давидович отрезал: «Еврей — клоун? Ни за что!» Тем более что в роду у них были медики — это ж, как говорится, две большие разницы. А он позже говорил: «То дело, которому я служу всю свою жизнь, — тоже в известной степени врачевание».

Райкин подавал большие надежды в живописи, ему прочили Академию художеств. Он же всё бегал тогда, школьником, в Александринский театр и «добегался» до того, что билетёрши пускали его бесплатно. Упоённо играл в самодеятельности, дебютировав в 6 лет в роли, можно сказать, трагедийной — убитого купчика. А уже в школе, в драмкружке (им руководил Юрий Юрский, отец известного актёра Сергея Юрского), его больше потянуло к эстраде «с сатирическим уклоном». С середины 30-х, по окончании Ленинградского института сценических искусств, Райкин был буквально нарасхват: снимался в кино (в его фильмографии всего 17 фильмов — понял, что это не его), стал худруком Театра миниатюр, выиграл I Всесоюзный конкурс артистов эстрады.

Аркадий Райкин, 1980 год. Фото: www.russianlook.com

Названия его миниатюр — поразительно! — могут стать сюжетами его жизни: по «лестнице славы» он взбирался стремительно и легко. Так, как всю жизнь не выходил, а выбегал на сцену.

В 1939-м Райкин даже познакомился со Сталиным… Режиссёр Николай Акимов, известный остряк, сказал как-то Райкину в те страшные 30-е: «Неужели мы с тобой такое дерьмо, что нас даже не посадили?» А дело было так. Сталину исполнялось 60 лет. Устраивался, понятно, банкет. И на него пригласили молодого и талантливого 28-летнего Райкина! Потом ночной кремлёвский банкет вроде бы отменили, и артист у себя в номере безмятежно уснул. А в пять утра, как говорится, за ним пришли. И доставили к вождю, причём выступать пришлось не в зале, не на сцене — прямо пред светлыми очами, в паре метров. Вождь поднял бокал «за талантливых артистов, таких вот, как вы!».

Он в 26 лет, после рецидива давней, с 13 лет, болезни сердца, стал абсолютно седым. Тогда волосы ему приходилось «чернить», а позже эта белоснежная шевелюра стала ещё одним фирменным знаком его стиля. Срывая с лица очередную «маску», он легко и как-то победоносно отбрасывал разлетавшиеся волосы. «Жизнь человека» — была у него и такая миниатюра. За блестящим фасадом, за этой его, по словам Жванецкого, «абсолютной гениальностью, ошеломляющей, головокружительной, феерической славой» текла обычная жизнь человека — с горестями, утратами и болезнями.В 13 лет он оказался при смерти, о чём врачи и сообщили родителям: безнадёжен! Катался на коньках, простыл, ангина — и тяжелейшее осложнение на сердце. Он выжил. Но сердце болело уже всю жизнь, с валидолом не расставался… И в 1972-м — инфаркт. Райкин отработал тогда предновогодний концерт, хотя сердце болело невыносимо. Но, как ни странно, он говорил: «Если бы я больше щадил себя, точно не выдержал бы напряжения жизни». Ещё в 1956-м друзья говорили его жене, что у него «глаза загнанной лошади», ему тяжело дышать, говорили, что этот его ежедневный огромный труд артиста и худрука — «медленное самоубийство». Но, как рассказывал мне Армен Борисович Джигарханян, однажды он зашёл к Аркадию Исааковичу за кулисы перед спектаклем. Тот лежал бледный, слабый. Джигарханян всерьёз испугался за его жизнь. А через 10 минут Райкин взлетел на сцену — и это был абсолютно другой человек!

9.jpg

Безусловным лидером по зрительским симпатиям в этой семье был Аркадий Райкин. Человек, своим огромным талантом и обаянием, пробивший советские ледники.

Выступления Аркадия Исааковича – как в театре миниатюр, так и в концертах — привлекали всех — от мала до велика.

Афоризмы из исполненных им миниатюр, его интонации, отдельные слова – разносились из залов и с экранов в коммуналки и дворы и повторялись потом в течение десятилетий.

О его личных качествах, помощи людям в беде, отзывчивости и доброте ходили легенды.

Да и вообще – стоило на него взглянуть — такого красивого, стройного, с лучезарной, пробивающей все заслоны недружелюбия улыбкой (когда он снимал с себя актерскую маску), — как сердца устремлялись к нему навстречу.

И вот сын. Собственно сам Костя, сейчас уже ставший Константином Аркадьевичем, руководителем театра, может себе позволить говорить о своей ущербности в сравнении с отцом, о некоей своей обделенности.

Позволю себе продолжить мысль и сказать о том, что отец и сын Райкины представляются мне в какой-то степени антиподами.

Хотел стать биологом, чтобы его воспринимали как самостоятельную личность

Константин Райкин. Кадр из фильма «Труффальдино из Бергамо», 1976 г.

Константин Аркадьевич вспоминал, что воспитанием детей (в семье подрастала еще его старшая сестра Катя) занималась мама, а отец часто даже не помнил, в каком классе учится сын или дочь. И это понятно – Аркадий Исаакович очень много работал. Конечно, он тоже оказывал воздействие – но не строгостью, не криком, не наказаниями.

«Он только дважды поговорил со мной тихим голосом, но так, что я чуть заикой не остался», – признавался потом Константин.

Детей не «воспитывали» специально. Воспитанием служила сама жизнь, атмосфера в семье, пример родителей – великих тружеников и талантливых артистов.

Когда пришла пора выбирать профессию, Костя Райкин едва не отнес документы на биофак. Конечно, он с детства обожал театр, мечтал играть, но останавливала вот эта мысль – начнут сравнивать с отцом, будут перешептываться – «сын Райкина». Это казалось непереносимым. И парню хотелось стать кем-то другим, не актером, чтобы избежать сравнений.

Интересные факты

Во время того, как Райкин в 30 х набирает популярность, на него обращает внимание Сталин. Аркадия приглашают на юбилей Иосифа Виссарионовича

Сажают его не на периферию с остальными выступающими, а прямо напротив Сталина. Когда приходит время для его выступления, Райкин встает и показывает единственную миниатюру.


Аркадий и Константин Райкины

В конце Иосиф Виссарионович поднимается и начинает аплодировать, за ним встают присутствующие. Вождь предлагает тост за артиста Райкина. Аркадий говорит: «Я могу и других типов показать». Одобрительный кивок, и актер показывает миниатюру, вождь встает, за ним – остальные и аплодируют. Райкин продолжает, демонстрируя еще 14 сценок.

В июне 1941 Райкин выезжает с гастролями в город Днепропетровск. Выступление намечено 22 числа, в субботу 21 числа артистов приглашают на банкет по случаю их приезда. Там присутствовал Леонид Ильич Брежнев, на тот момент секретарь Днепропетровского обкома. Он решил приударить за Руфь, женой Аркадия Исааковича.

Весь вечер уделял повышенное внимание, рассказывал анекдоты, подливал вина и приглашал танцевать. Райкин, стиснув зубы, терпел, а внутри все клокотало злостью

Супруги в гостиничном номере серьезно скандалили. А утром было объявлено о войне.

Артистам пришлось срочно вернуться. Уже во время войны на Малой Земле судьба свела артиста и Брежнева. Будущий генсек был в звании полковника. Они действительно подружились, проехали вместе несколько тысяч километров, практически по всем фронтам.

Личная жизнь и жена Константина Райкина

Райкин — младший за свою жизнь был женат три раза. Когда ему было 27 лет, он расписался с Еленой Курицыной. Она училась в театральном училище в студии О.Табакова, ей было на тот момент 19 лет. Они скрывали свои отношения. Молодые люди тихо поженились и громко развелись, их брак просуществовал три года.

Отношения закончились скандалом и долгим бракоразводным процессом. Причиной расставания стали постоянные романы супруга, которые Курицына терпеть не стала.

Елена вскоре снова вышла замуж, родила ребенка и уехала жить в Штаты, а Константин встретил свою давнюю любовь – Алагез Салахову. Она была дочерью знаменитого художника и на момент встречи с Райкиным состояла в браке. Это не смутило артиста, он добился того, что Алагез развелась и стала его женой.

Алагез Салахова — вторая жена Райкина

Однажды Константин пришел домой, молча собрал вещи и ушел. Супруга была в недоумении, не могла ничего понять. Оказалось, Райкин начал встречаться с журналисткой Татьяной Веденеевой. Супруги развелись, Салахова очень сильно переживала это расставание.

Третьей женой артиста стала Елена Бутенко. В 1988 году у них родилась дочь, которую назвали Полиной.


С Еленой Бутенко с дочерью Полиной

Повзрослев, девочка стала актрисой. Сегодня она работает в Московском Академическом театре и периодически играет в кинофильмах. Райкин по сей день женат на Елене.

Константин предпочитает спокойный отдых и все свободное время посвящает любимому делу. Он часто отдыхает на даче и гуляет со своими домашними питомцами.

Более десяти лет Райкин работает в Художественном театре им. Чехова, воспитывает новое поколение артистов. Театр он считает своим домом и семьей. Здесь прошла вся его жизнь, Райкин развивался и рос на сцене. Сегодня он передает свой сценический опыт молодым студентам МХАТа и актерам «Сатирикона».

Театральное училище

Поступить в Щукинское училище тогда было нелегко, конкурс был огромным. Костя решил придумать оригинальное выступление, и на первом туре он сразил экзаменаторов наповал. Райкин изображал животных, пел, танцевал и выразительно читал стихи.

После такого успеха он с легкостью прошел еще два тура и сдал все необходимые экзамены. Родители были безумно рады этому, ведь они всегда хотели, чтобы их сын стал артистом.

Конечно, Костю обвиняли в том, что он воспользовался своей громкой фамилией. Но уже вскоре Райкин доказал обратное. Тогда его педагогом был Владимир Этуш, который через много лет рассказывал о Константине как о работоспособном и талантливом студенте, отличавшимся своей дисциплинированностью.

Райкин не пропустил ни одной репетиции, ни разу не опоздал, он быстро всему учился и везде успевал.

Костя помогал создавать костюмы, наносить грим, сам устанавливал декорации, много времени работал с ролями. В это время он показал себя не только как талантливый актер и прилежный студент, но и как хороший организатор, умеющий руководить трудовым процессом.

Все это было ему по душе, он жил театром, ведь Райкин знал его изнутри с самого детства. В 1971 году он получил диплом училища и сразу же стал работать на сцене «Современника».

События биографии

  1. 1967 – Решив испытать себя, после окончания школы поступил в «Щуку». Поразив преподавателей бешеными харизмой и напором, он не только прекрасно декларировал, но и лихо отплясывал, и интересно изображал животных.
  2. 1969 – Дебютировал в небольшой роли старшеклассника-лоботряса в семейной комедии «Завтра, 3-го апреля».
  3. 1971 – Поскольку его сравнивали со знаменитым отцом, то после окончания училища решил не идти к нему работать. Устроился в театр «Современник», куда пригласила Галина Волчек. За 10 лет сыграл 38 ролей. При этом 15 были главными, например, в спектаклях «Монумент», «12-я ночь», «Фантазии Фарятьева», «Валентин и Валентина», «Этюды по Гамлету», «Балалайкин и К».
  4. В этом же году сыграл артиста цирка и Пелле в телеспектаклях «Клоун» и «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
  5. Вступил в российский Союз театральных деятелей.
  6. 1972 – Сыграл кока Булкина в ленте «Командир счастливой «Щуки».
  7. 1972-2017 – Озвучил 8 проектов, среди которых «Олимпийский характер», «Чуча», «Гадкий утенок».
  8. 1973 – Дебютировал в главной кинороли Бенедикта в комедии «Много шума из ничего».
  9. 1974-1989 – Снялся в «Своем среди чужих, чужом среди своих», «Ольге Сергеевне», «Острове погибших кораблей», «Руанской деве по прозвищу Пышка», «Комедии о Лисистрате». Участвовал в телеспектаклях, в которых сыграл Уолтера Гея в «Домби и сыне», Тони Лумкинса в «Ночи ошибок», Гурского в «Из записок Лопатина» и «Мы не увидимся с тобой», сэра Эндрю в «12-й ночи», главного героя в «Действующих лицах и…».
  10. Снялся в главной роли слуги 2-х господ в «Труффальдино из Бергамо».
  11. 1981 – Добившись своим трудом известности, устроился в Театр миниатюр Аркадия Райкина.
  12. 1982 – Устав от частых «терок» с руководством города, Райкин-старший добился разрешения переехать в Москву, где его детище переименовали в Государственный театр миниатюр. Вместе с труппой переехал и Константин. Был занят в спектаклях «Лица», «Что наша жизнь?».
  13. Презентовал авторскую сольную программу «Давай, артист!», в которой сам предстал во многих ипостасях: певца, актера, чтеца, танцора и собеседника.
  14. Гастролируя с этой программой по сотням площадок страны в годы перестройки, получил всесоюзную популярность. 1-м в СССР дерзнул исполнять в доцензурной (авторской) редакции стихи еврейского поэта Осипа Мандельштама.
  15. 1986 – Был режиссером театральных работ, среди которых «Что наша жизнь», «Шантеклер», «Королева красоты», «Маугли», «Ромео и Джульетта», «Страна любви», «Смешные деньги», «Тополя и ветер», «Доходное место», «Квартет», «Кьоджинские перепалки», «Сиротливый Запад», «Синее чудовище», «Лондон Шоу», «Деньги», «Лекарь поневоле», «Кухня».
  16. 1987 – Отцовское детище переименовали в «Сатирикон». Сыграл с папой спектакли «Мир дому твоему» и «Его Величество Театр». В 1-м также был режиссером (совместно с отцом) и хореографом.
  17. 1988-2011 – После смерти отца стал худруком «Сатирикона». Играл Соланжа в «Служанках», Брюно в «Великолепном рогоносце», Мэкки-Ножа в «3-грошовой опере», Сирано в «Сирано де Бержерак» (совместно с Театром А. Чехова), Жака в «Жаке и его господине», Тодеро в «Синьоре Тодеро хозяине», Гамлета, Короля Лира, Ричарда III в одноименных постановках и другие роли.
  18. 1989-2010 – Был режиссером телеспектаклей «Прищучил» по Б. Каффи, «Такие свободные бабочки» по Л. Геригу, «Доходное место» по А. Островскому.
  19. 1990 – Играл Джорджа в постановке «Там же, тогда же…» Театра А. Чехова. Инициировал переход «Сатирикона» от миниатюры к драматургическому репертуару.
  20. 1991-2012 – Снялся 11 в кинокартинах и телеспектаклях, самым значительным было участие в «Тени, или Может быть, все обойдется», «Неудаче Пуаро», «Косметике врага», «Синьоре Тодеро хозяине», «Не все коту масленица».
  21. 1992 – Получил звание Народного артиста РФ.
  22. 2001 – Стал преподавать во МХАТе.
  23. 2012 – После 3-х выпусков студентов в Школе-студии МХАТа, создал свою Театральную школу.
  24. 2013 – Осуществил 1-й набор на актерский факультет своей школы.
  25. 2014 – 1-й набор на факультет менеджмента.
  26. 2016 – В Театральной школе К. Райкина состоялся выпуск слушателей интенсивного курса актерского мастерства, приехавших из США. На съезде «Союза театральных деятелей» инициировал бурное обсуждение темы цензуры творчества.
  27. 2019 – На 15-м фестивале студенческих спектаклей Гран-при вручили Театральной школе К. Райкина.
  28. 2020 – Поставил спектакль «Плутни Скапена» по Мольеру. В интервал 1-й волны пандемии онлайн-спектакль «Сатирикона» «Дорогая Елена Сергеевна» собрал 12 000 зрителей.

Детство

Костя родился через пять лет после окончания Второй мировой войны. Это произошло 8 июля 1950г. в Санкт-Петербурге, который тогда назывался Ленинградом. Мальчик редко видел отца, тот постоянно был в разъездах, зарабатывал на жизнь в театре. Несмотря на это, их семья была очень крепкой и дружной. Они все вместе переезжали из одного города в другой.


В молодости

Когда Райкины бывали в Москве, то часто оставляли маленького Костю бабушке

Также воспитанием мальчика занималась нянечка, которая в силу своего невежества часто обращала внимание людей на фамилию Кости и гордо сообщала всем, что отец мальчика – Аркадий Райкин. Константин этого стеснялся, чувствовал себя неловко, он никогда не хотел пользоваться именем отца

Райкин с малых лет любил искусство, всегда отличался особым артистизмом. Ему нравились точные науки, поэтому он пошел учиться в ленинградскую школу с физико-математическим уклоном, где был прилежным учеником. На досуге он любил ходить в городской зоопарк, ухаживал за животными, выполнял грязную работу.

После окончания школы он даже хотел поступить на биологический факультет. Но внутри себя Костя чувствовал стремление к творчеству, его привлекал театр. Ему всегда хотелось выйти из тени известного отца и доказать остальным, что он не просто сын знаменитого актера.

Дочь Екатерина Райкина


Екатерина Райкина и Николай Караченцов в фильме «…И снова май!» (1968 г.) Старшей дочери Аркадия Исааковича — 80. Екатерина Аркадьевна — заслуженная артистка РСФСР, она много лет играла на сцене Театра им. Е. Вахтангова, снималась в кино.

больше по теме Бывшая супруга Державина рассказала о последних днях жизни актераСегодня стало известно, что на 82-м году жизни скончался Михаил Державин. Его экс-жена Нина Буденная поведала, в каком состоянии находился народный артист последние несколько дней. Оказалось, что он перед трагедией находился в бессознательном состоянии.

Свою первую роль Екатерина сыграла в 12 лет — это была роль Козетты в спектакле по роману Виктора Гюго «Отверженные», а взяли на нее девочку потому, что основная исполнительница неожиданно заболела. С того самого дня Вахтанговский театр стал для Кати вторым домом.

После окончания школы девушка легко поступила в Щукинское училище, и все годы совмещала учебу с игрой в театре им. Е. Вахтангова, там же стала и работать, когда получила диплом. Снималась она и в кино, но своей главной работой все же считала сцену.

При этом знаменитый отец никогда не использовал свое влияние в театральном мире, чтобы как-то «протолкнуть» дочь, способствовать ее карьере: в семье Райкиных подобное поведение считалось непорядочным, так что Екатерина всего добивалась сама.


Екатерина Райкина и Николай Караченцов в фильме «Благочестивая Марта» (1980 г.)

Ее первым мужем стал актер Михаил Державин. Кате тогда было всего 19 лет, красавец Михаил был на 2 года старше, девушка влюбилась в парня по уши. Но прошло всего два года и повзрослевшая Екатерина поняла: пришла новая любовь. На этот раз ее избранником стал Юрий Яковлев — они вместе играли в театре.

Молодые люди, не задумываясь, разрушили свои предыдущие браки, чтобы создать новую семью. При этом Яковлев ушел от беременной жены. В браке с Яковлевым Екатерина родила сына Алексея (1961 г.). Когда мальчику было 3 года, супруги расстались: как признавалась Екатерина, она больше не могла выносить постоянного пьянства супруга.

Руководство «Сатириконом»

После смерти отца Райкин Константин стал руководителе «Сатирикона». Именно он должен был продолжить дело отца. И надо сказать, что с поставленной задачей Константин справляется достойно. Он эффективно совмещает актерскую и режиссерскую деятельность в «Сатириконе».

В 1995 году его работу в спектакле «Превращение» (роль Грегора Замзы) отметили национальной театральной премией «Золотая маска». Вторую такую наградую он получил в 2000 году за участие в моноспектакле «Контрабас». Третья «Золотая маска» появилась у талантливого актера в 2008 году за блестящую работу в постановке «Король Лир».

Не менее плодотворно Райкин Константин работает в «Сатириконе» и в качестве режиссера. Его оригинальные постановки «Такие свободные бабочки» (1993), «Маугли» (1990), «Квартет» (1999), «Ромео и Джульетта» (1995) произвели впечатление на критиков и зрителей. В отзывах отмечалась глубина прочтения пьесы, зрелищность, оригинальностью воплощения событий на сцене.

Фильмы

Еще до окончания учебы в театральном училище Константин стал сниматься в фильмах. Его кинематографическая карьера началась в возрасте 19 лет, а первой ролью стал образ старшеклассника в комедии «Завтра, третьего апреля…».

Репертуар актера разнообразен. Он снялся в нескольких кинолентах для детей, таких как «Клоун» и «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», даже в драматическом фильме о временах войны «Командир счастливой «Щуки».

Большим кинематографическим успехом стало участие в постановке «Много шума из ничего» по Шекспиру. Татарин Каюн в картине «Свой среди чужих…» также стал запоминающейся широкому зрителю ролью. Все трюки Константин делал сам, без привлечения каскадеров или дублеров.

В 1976 году была снята двухсерийная комедия «Труффальдино из Бергамо», которая принесла Райкину оглушительный успех. Фильм получился легким и веселым, в нем было много музыки. Песни, правда, исполнял актер не сам. За него пел Михаил Боярский. Вскоре появилось еще несколько музыкальных фильмов с участием Райкина — «Остров погибших кораблей» и «Руанская дева по прозвищу Пышка».

Трагедийные роли

Талант артиста комедианта не ставится под сомнение, и Райкин решил продемонстрировать все грани своего актерского таланта, сыграв несколько трагических ролей. Особенно ярким было воплощение сразу двух персонажей в постановке произведения Евгения Шварца «Тень, или Может быть, все обойдется».

Здесь он воплотил два образа: слегка сумасшедшего исследователя и его собственной тени. Вскоре на широкие экраны вышел драматический фильм «Русский регтайм» о криминальном мире с его жестокостью агрессивных персонажей.

Константин Райкин также снялся в коротком сериале «Неудача Пуаро» по мотивам произведений Агаты Кристи

Постепенно кинематограф стал надоедать актеру, и он решил обратить внимание на телеспектакли. В них артист выступал достаточно часто

В 2006 под руководством Константина начали выходить документальные фильмы об известных людях, таких как Табаков, Чуковский, Чапаев.

Учеба

Сдавая вступительные экзамены в Ленинградский госуниверситет, Константин неожиданно для самого себя задумал «испытать судьбу». Примчавшись в Москву, он буквально взял приемную комиссию Щукинского театрального училища измором. Будущий актер с бешеной скоростью то читал стихи, то танцевал, то представлял животных. Ошеломленные преподаватели перевели его сразу на третий тур творческого собеседования. Легко сдав общеобразовательные предметы, Райкин был принят на курс прекрасного актера и талантливого наставника Юрия Катина-Ярцева. Все это произошло без ведома родителей, пока те были на гастролях в Чехословакии. Узнав по приезду от сына о поступлении в «Щуку», отец признался, что всегда был уверен в подобном выборе Константина.


Константин Райкин в молодости

В училище Константину приходилось трудно – все его считали «сыном Райкина», воспринимая его успехи только через призму великого отца. Однако Райкину-младшему быстро удалось опровергнуть это мнение. Преподаватели высоко ценили его талант и дисциплину – опоздать на репетицию для Константина совершенно немыслимо

Работоспособность студента также поражала педагогов – казалось, что на курсе учится несколько Райкиных – он успевал повсюду: сам делал костюмы, гримировал, помогал в создании декораций и, конечно же, особое внимание уделял работам с ролями. Уже тогда он проявил себя не только как актер, но и как отменный руководитель и организатор

С детства зная театр изнутри, Райкин умел все и буквально жил театром круглосуточно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector