Евгений гришковец и его творчество

Писательская деятельность

По мнению литературного критика Яна Шекмана, проза Евгения Гришковца — это лучшее лекарство для человека, который устал от бесконечной жизненной гонки, которая не даёт возможности остановиться и просто посмотреть на себя со стороны

Но наблюдая за зеркальным отражением своей жизни в лице литературных героев Евгения, зритель осознаёт важность даже самых незначительных эпизодов, которые показаны с юмором и в деталях

Сегодня в продаже можно найти 18 книг Евгения Гришковца. Выпуск первой из них — «Рубашки» — датирован 2004 годом. В этом издании читатель знакомится с миром Гришковца, который состоит из размышлений о сути вещей, из бесед, остроумных жизненных ситуаций и оптимизма, с которым главный герой находит выход из любой трудной жизненной ситуации.

В 2005 году вышла в свет повесть «Реки», а ещё год спустя — сборник пьес «Зима».

В 2006 году был опубликован первый сборник рассказов «Планка», а в 2007 — второй, под названием «Следы на мне». В него вошло девять рассказов («Начальник», «Михалыч», «Декан Данков» и др.), в которых отражены различные события из детства и юности писателя.

2008 год был отмечен для писателя выходом романа «Асфальт», который читатели встретили тепло, несмотря на полярные рецензии к книге. Из краткого содержания можно узнать, что основная сюжетная линия строится вокруг будничной жизни главного героя по имени Миша, которому становится известно, что его давняя знакомая Юля покончила жизнь самоубийством.

Музыкальные эксперименты

В списке различных ипостасей Евгения Гришковца присутствует и музыкальная

Несмотря на то что голоса и слуха у драматурга никогда не было, музыка всегда являлась важной частью его жизни. Как творческий человек, он нашёл способ приобщиться и к этой сфере

Вместе с группами «Бигуди» и «Brainstorm» Евгений создал концепцию музыкального эссе, когда в контекст и фактуру музыкального произведения органично вписан голос диктора. Как результат такого эксперимента, в 2008 г. появилась кавер-версия на известную композицию «На заре», записанную Евгением Гришковцом в дуэте с Ренарсом Кауперсом.

Наиболее известным треком при сотрудничестве с группой «Бигуди» является «Настроение улучшилось», в котором драматург читает текст, сопровождаемый электронной музыкой.

В 2013 году Евгений начал работать с грузинской музыкальной группой «Мгзавреби». Вместе они записали альбом «Ждать жить ждать» и дали ряд концертов по разным городам России.

Евгений Гришковец сейчас

В начале 2021 года Евгений Гришковец на встрече с читателями в книжном магазине Polaris рассказал, что работает над новой пьесой. Она получила название «Собрание сочинений». Главная героиня – 60-летняя вдова, занимающая огромную квартиру. Она планирует переехать в новый жилищный комплекс, так как все в доме напоминает ей о покойном муже. Главный вопрос, который беспокоит женщину, – что делать с огромной библиотекой? Книги, которые она собирала и читала в течение жизни, никому не нужны, даже ее детям. Споры о судьбе литературного наследия становятся камнем преткновения. В итоге приют для книг найдется, но это будет неожиданное место.

Писатель признался, что было непросто работать над пьесой. Но в ней много жизненных моментов, которые автор понимает. Например, как человеку тяжело прощаться с прошлым и переезжать в новое место. Ведь и самому Евгению в 21 год довелось пройти через это. И тогда его, как и главную героиню «Собрания сочинений», беспокоил вопрос, что делать с разными вещами.

Евгений Гришковец и Александр Розенбаум Создание пьесы заняло 18 дней. Однако, как признался сам автор, он долго над ней думал, а потом практически записал свои мысли, быстро и без помарок.

1 октября пьеса, еще не опубликованная, была поставлена в московском театре «Современник». Режиссером выступил художественный руководитель Виктор Рыжаков. Главную роль сыграла актриса Мария Неелова.

Репетиции спектакля проходили в режиме онлайн. Хоть актерам и было сложно, но им удалось воссоздать на сцене ощущение семьи как единого организма.

В сентября писатель представил новую книгу «Узелки». Проза была написана во время карантина из-за вынужденного полугодового сценического бездействия автора. Произведение посвящено незначительным, но самым ярким воспоминаниям, из которых и состоит жизнь человека.

Евгений Гришковец и его дочь Книга привлекает не только содержанием, но и обложкой. Над оформлением работал Серж Савостьянов, с которым писатель сотрудничает на протяжении длительного времени.

В своем блоге Евгений поделился, что очень рад выходу произведения в свет, однако сожалеет, что не сможет провести встречу с читателями и автограф-сессию по случаю этого знаменательного события из-за пандемии.

Еще одна работа 2021 года – это эссе под названием «Водка как нечто большее». Произведение посвящено высшим проявлениям данного алкогольного напитка в нашей культуре, укладе, личной жизни. Водка, как считает автор, открывает в человеке его потаенные масштабы и высоты.

Также Евгений дал интервью для телеканала НТВ в программе «Поздняков». Он рассказал, как проводил время на самоизоляции, поделился мнением относительно политической ситуации в Беларуси и новых правил отбора фильмов на «Оскар».

Евгений Гришковец сейчас

В 2021 году драматург продолжил заниматься творчеством. Так, на свет появился новый долгожданный альбом Гришковца «Человеку человек», а на экраны вышел фильм «Грозный папа» (другое название — «Искатели»). Картина позволила зрителям совершить путешествие из российского Средневековья в наши дни. По сюжету царь Иван Грозный в исполнении Евгения, пытаясь спасти собственного сына, случайно оказывается в будущем и знакомится с семьей археолога Осипова. Интересно, что во время съемок Гришковец облачался в тот же кафтан, что ранее носил Петр Мамонов в ленте «Царь».

Евгений Гришковец и Земфира / @egrishkovets и @zemfiralive

В начале лета стало известно, что певица Земфира подала в суд иск о защите чести и достоинства

Причиной этого стало неосторожное высказывание Гришковца: писатель, будучи гостем подкаста «Би Коз» на «Дожде», охарактеризовал артистку как «наркоманку», а также назвал песни исполнительницы «наркоманскими». Как сообщила вокалистка, сказанное драматургом негативно отразилось на ее репутации

В качестве компенсации Земфира пожелала услышать извинения писателя и публичное признание ложности сказанных слов, а также потребовала от обидчика выплаты 1,5 млн рублей за моральный ущерб. Сам Евгений заявил, что не хотел оскорбить певицу — просто вспылил в силу своего характера, делясь мнением о новом альбоме исполнительницы.

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ

  • 1999 — премия «Антибукер» за наброски к пьесам «Зима» и «Записки русского путешественника»
  • 2000 — «Золотая маска» в двух номинациях — «Новация» и «Приз критики»
  • 2000 — Национальная премия «Триумф»
  • 13 марта 2004 — показ всех моноспектаклей Евгения Гришковца в один день фестиваля «Золотая маска» внесён в книгу рекордов Гиннесса
  • 2004 — роман «Рубашка» признан дебютом года. Книга вошла в «длинный список» Букера
  • 2007 — премия «Русский бриллиант» в номинации «Исключительность»
  • 2007 — медаль «Символ Науки»
  • 2009 — премия «Серебряный слиток» радиостанции «Серебряный дождь» за роман «Асфальт».

Видео

Источники

  • https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-evgeniy-grishkovec.htmlhttps://24smi.org/celebrity/528-evgenii-grishkovets.htmlhttps://rustars.tv/biography/evgeniy-grishkovets.htmlhttps://ktotakoj.ru/evgenij-grishkovec/https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/m/1123/bio/

Творческий подъём

Авторский театр «Ложа» под руководством Евгения Гришковца просуществовал семь лет и выпустил 10 спектаклей. Гастроли труппы проходили в России и за рубежом, и везде постановки зрители встречали очень тепло. Но со временем Евгению стало тесно в рамках существующего проекта, он чувствовал необходимость двигаться дальше и решил начать новую творческую жизнь в Москве. Там он перед двумя десятками зрителей, в основном из числа знакомых, впервые выступил со спектаклем «Как я съел собаку».

Это событие, по признанию Гришковца, стало судьбоносным для его творческой карьеры. Позже постановку драматург показывал во многих российских городах. Тогда же сформировался авторский стиль общения Евгения с публикой, ранее никто не демонстрировал ничего подобного. Первые 10 минут каждой постановки актёр просил не выключать свет в зале, чтобы получше разглядеть, кто пришёл к нему на спектакль.

Евгений Гришковец строит свои постановки в форме монологов, в каждом из которых зритель часто узнаёт себя и произошедшие с ним аналогичные жизненные ситуации. После успеха первой работы, отмеченной премией «Золотая маска», появился не менее успешный спектакль Гришковца «ОдноврЕмЕнно», после которого актёр и драматург стал любимцем публики не только в России, но и за рубежом. Билеты на его представления раскупались задолго до дня показа.

Кроме упомянутых, на сегодняшний день в активе Евгения 7 авторских постановок:

  • «Планета» (2001).
  • «Дредноуты» (2001).
  • «По-По» (2005).
  • «+1» (2009).
  • «Прощание с бумагой».
  • «Шёпот сердца».
  • «Предисловие» (2018).

Создатель уникального театра

Из всех граней творчества Евгения Гришковца современники на первое место ставят его неповторимый театр, который начался в 1998 году спектаклем «Как я съел собаку». За 22 года создано 8 таких постановок, в которых автор выступает во всех ипостасях: драматурга, режиссёра, актёра, а также художника, музыкального редактора, костюмера.

Секрет успеха этой универсальной авторской работы – в огромном жизнеутверждающем таланте, неподдельной любви к искусству и зрителю. Необычность и уникальность данного опыта отражена в названии наград, полученных артистом: национальная премия «Триумф» (2000 г.), премия «Русский бриллиант» в номинации «Исключительность» (2007 г.).

Фильмы Евгения Гришковца

2002 детектив Азазель Ахимас Вельде, наемный убийца
2003 мелодрама Прогулка Сева
2005 мелодрама Не хлебом единым Следователь
2005 драма В круге первом Писатель Галахов
2008 криминальная драма XIII месяцев Друг главного героя Штейн
2009 мелодрама Окна Литературный редактор Александр Семенович
2009 комедия Настроение улучшилось Рассказчик
2010 мелодрама Сатисфакция Бизнесмен Верхозин, главный герой
2014 документальный фильм Я – местный. Кемерово Рассказчик
2016 драма Разбуди меня Голова
2017 телесериал Частица вселенной Священник на Байконуре — отец Иоанн
2018 телесериал Обычная женщина Артем, муж главной героини

Личная жизнь

Евгений живет в счастливом браке с женой Еленой Гришковец. Пара воспитывает троих детей: двух дочерей — Наталью 1995 г. р. и Марию 2010 г. р. — и сына Александра 2004 г. р. Известно, что Наталья в некотором роде пошла по стопам отца и занимается музыкой.

Евгений Гришковец с дочерью Натальей

С 1998-го Гришковец с семьей живет в собственном доме в Калининграде. О личной жизни писатель предпочитает не распространяться и редко дает интервью по этому поводу. В 2016 году режиссер вошел в состав Совета по культуре при врио губернатора Калининградской области.

У Евгения нет аккаунта в «Инстаграме», но следить за творческой деятельностью писателя можно через блог «Дневник», где он активно публикует фото и видео. Также деталями биографии драматург периодически делится с публикой, будучи гостем различных телепроектов: «Мой герой», «Ещенепознер» и других.

Личная жизнь, увлечения

С детства Евгений Гришковец воспитывался и рос в дружной интеллигентной семье. По её подобию позже создал свою, считая семью и дом ядром человеческого бытия. Его женой стала студентка того курса и той группы, куда он пришёл после армии продолжать филологическое образование. Елена является единственной, кому Е. Гришковец предложил руку и сердце. Свадьба состоялась через три года после знакомства, в августе 1992 года.

С женой

У супругов родилось трое детей. Наталье в 2020 году исполнилось 25 лет. Сын Александр, 2004 года рождения, и младшая дочь Мария, появившаяся на свет в 2010 году, ещё школьники. Старшая дочь – гордость отца. Девушка пишет стихи, обладает красивым вокалом. Её композиции «Весна у окна» и «Беги» стали очень популярны и звучали на всех радиостанциях.

Со старшей дочерью

Увлечение музыкой разделяют в семье жена Евгения Валерьевича, которая хорошо поёт, и он сам. Любовь к рок-музыке у него со школьных лет. При этом он, признаваясь, что не имеет ни голоса, ни слуха, нашёл свой способ приобщиться к этому искусству.

Артист вплетает в музыкальную композицию, исполняемую профессионалами, свой голос-речетатив, произнося ритмизованный текст, несущий смысловую нагрузку. На этом принципе с 2002 года строилась работа с группой «Бигуди», с которой записано 7 альбомов, а в 2013 году – с грузинским ансамблем «Мгзавреби» (альбом «Ждать – жить – ждать).

[править] Биография

Евгений родился 17 февраля 1967 года в Кемерово, учился там же на филологическом факультете Кемеровского государственного университета. Срочную воинскую службу проходил на Тихоокеанском флоте. С 1988 по 1990 год играл в университетском театре пантомимы, а также в независимом театре «Ложа».

В конце 1998 года Гришковец переезжает в Калининград, и примерно тогда же в столице ставится его первые моноспектакли «Как я съел собаку», «Одновременно», «Дредноуты», «Планета». Далеее последовали театральные премии, награды и положительные отзывы критиков.

Гришковец активно гастролирует, пишет книги, участвует в съемках фильмов.

Первая и единственная

Евгений Гришковец спустя два месяца после возвращения из армии.

Ещё до того, как Евгений Гришковец восстановился в университете, в его будущей группе уже заговорили о возвращении из армии талантливого студента. Девчонки произносили его фамилию с придыханием и, конечно, просто сгорали от любопытства, потому что уже успели услышать многочисленные рассказы об однокурснике от тех, кто успел с ним проучиться год.

Елена Соловьева в первый раз увидела Евгения на улице, когда возвращалась в общежитие из булочной. Будущего мужа ей представил однокурсник, и девушку сразу поразили его добрые глаза и озорные веснушки на лице

Елена не скрывает: на обаятельного молодого человека она сразу же обратила внимание. Просто потому, что на филфаке мужчины встречались редко, а Гришковец уже был своеобразной легендой

Евгений Гришковец и его Елена.

Но в тот момент никаких мыслей о романтических отношениях у неё не возникло. Впрочем, не появились они тогда и у Евгения. Позже, когда он почувствовал симпатию к девушке, будущий писатель сам не понимал, являются его чувства любовью или нет. Ему просто не с чем было сравнивать, а чужой опыт в этих делах, как известно, не особенно помогает.

Обратил же внимание Евгений на Елену, услышав выступление девушки на фестивале «Студенческая весна», где она пела попурри из песен 1960-х годов. Но даже после этого Евгений Гришковец сомневался в себе, то оказывал Елене знаки внимания, то вёл себя очень отстранённо

А после и вовсе уехал в Германию на ПМЖ.

Евгений Гришковец.

Им не удалось даже толком попрощаться: Лена уезжала со стройотрядом на Сахалин, он был озабочен мыслями о том, как сложится его судьба в Германии, но писать обещал. Правда, жизнь Евгения Гришковца в Германии оказалась слишком далеко от его представлений о благополучии, достатке и безграничных возможностях творчества.

На деле он был артистом пантомимы на улице, подрабатывал в других местах и всё отчётливее понимал: никакого будущего у него здесь нет. Его удел – вот так стоять на улице, исполняя роль памятника и собирать то, что дают прохожие. Милостыня, прикрытая иллюзией работы.

Евгений Гришковец (слева) и Сергей Ковальский на улице Берлина. Живые памятники.

Он постоянно вспоминал о Лене и всё отчётливее понимал, что именно эта женщина должна стать его женой. Правда, все эти мысли он старательно отгонял от себя. Ровно до того момента, когда окончательно вернулся в Кемерово. Почти сразу после возвращения он отправился в студенческое общежитие и сделал Елене предложение. И она его приняла.

Театр

В родном городе Гришковец организовал театр «Ложа», выпустивший за 7 лет существования 10 спектаклей, которые пользовались успехом у зрителей как в России, так и за рубежом. К 1998 году идея «Ложи» начала изживать себя, времени, чтобы ей заниматься, становилось все меньше. Тогда писатель решил уехать из Кемерова. В указанный период возник спектакль «Как я съел собаку», зрительская аудитория которого составила всего 17 человек.

Позднее с этой постановкой драматург побывал на гастролях во многих городах России — от Владивостока до Калининграда. Тогда же выкристаллизовались главные черты авторского театра Гришковца. Одна из них — его интерес к публике, который режиссер выражает буквальным способом: первые 10 минут каждого выступления не выключает в зрительном зале свет, чтобы подробнее рассмотреть пришедших на спектакль людей.

Евгений Гришковец в армии

Всего за 4 года Евгений превратился из приезжего режиссера в любимца публики. За первую постановку драматург удостоился премии «Золотая маска». Следующая его работа, названная «ОдноврЕмЕнно», повторила успех дебютного спектакля и в полной мере раскрыла творческую манеру Гришковца.

Пьесы Евгения наследовали лучшие традиции русской литературы, в них прослеживались интонации Антона Чехова и Василия Шукшина, тонкая ирония и монологи в духе Сергея Довлатова. Как удачно отметил литературный критик Ян Шекман, проза Евгения Гришковца является лучшим лекарством для человека, уставшего от жизненной гонки, за которой он не успевает остановиться и взглянуть на себя в зеркало. Но, соприкасаясь с отражением собственной жизни в прописанных драматургом героях, зритель понимает, что даже незначительные эпизоды, если посмотреть на них с юмором и наблюдательностью, приобретают новый смысл.

В 2014 году вышел спектакль «Прощание с бумагой», в котором Гришковец размышлял о том, как электронные носители вытесняют бумажные. Пустота, по мнению автора постановки, сопровождает технический прогресс и ведет каждого отдельного человека к небытию. Через год сочинитель представил спектакль «Шепот сердца», где вполголоса, даже шепотом, рассуждал о жизни от имени «сердца». Во многих постановках он использовал излюбленную форму общения с публикой — монолог.

Написав пьесу «Весы», драматург решил воплотить ее на сцене МХТ имени А. П. Чехова самостоятельно. Сюжет спектакля прост: мужчины ожидают в приемной роддома появления на свет своих детей. Действие происходит ночью. В постановке заняты звезды российского театра и кино Николай Чиндяйкин, Игорь Золотовицкий и другие. В последующие годы писатель продолжил работу над пьесами, а также часто выступал с концертами в разных уголках России.

Творчество[ | ]

Евгений Гришковец в пьесе «Дредноуты»

Спектакли

  • 1998 год — «Как я съел собаку».
  • 1999 год — «ОдноврЕмЕнно», «Зима», «Записки русского путешественника».
  • 2001 год — «Город», «Планета», «Дредноуты».
  • 2003 год — моноспектакль «Как я съел собаку» выпущен в виде аудиокниги.
  • 6 октября 2003 года — премьера спектакля «Осада» в Москве.
  • Май 2004 года — Венский фестиваль, спектакль «Дядя Отто болен».
  • 2005 год — «По По» (третья редакция написанной ещё во времена «Ложи» пьесы).
  • 2009 год — «Дом» (в соавторстве с Анной Матисон).
  • Май 2009 года — премьера спектакля «».
  • 28 сентября 2012 года — премьера спектакля «Прощание с бумагой».
  • 1 марта 2015 года — премьера спектакля «Шёпот сердца».
  • 24 марта 2021 года — премьера спектакля «Весы» в МХТ им.Чехова.
  • 13 апреля 2021 года — премьера спектакля «Предисловие».

Моноспектакли «Как я съел собаку», «ОдноврЕмЕнно», «Дредноуты», «+1», «Прощание с бумагой», «Шёпот сердца», «Предисловие» Евгений Гришковец исполняет самостоятельно; «Планета», «По По», «Титаник» — в составе труппы; некоторые («Осада», «Зима» и др.) идут на сценах различных театров в постановке других режиссёров.

Как сказал сам Гришковец о своём месте в современном искусстве: «Я считаю, что я принадлежу важному направлению российской гуманистической литературы. Это от Бунина, Чехова»

Книги

  • Первая книга — «Рубашка» — была выпущена в апреле 2004 года издательством «Время», Москва.
  • Вторая книга — «Реки» — вышла в московском издательстве «Махаон» в апреле 2005 года.
  • В 2005 году также выпущена книга «Зима», в которой собраны на тот момент все пьесы Евгения Гришковца.
  • В апреле 2006 года издательством «Махаон» выпущена четвёртая книга «Планка», состоящая из нескольких рассказов.
  • В сентябре 2007 года издательством «Махаон» выпущена пятая книга Евгения Гришковца — «Следы на мне», состоящая из девяти, казалось бы, не связанных напрямую друг с другом рассказов, но документально повествующих о детстве и юности писателя. «Имена, события, факты и географические названия реальны. Всё остальное — литература», — говорит о своей книге Гришковец. В 2008 году вышла аудиокнига «Следы на мне» в авторском исполнении.
  • 1 апреля 2008 года в открытую продажу поступила шестая книга Евгения Гришковца «Асфальт». Как и предыдущие, выпущена она издательством «Махаон». В центре сюжета жизнь и переживания Миши — бизнесмена средней руки, зарабатывающего изготовлением дорожных знаков и разметкой дорог. В спокойную и размеренную жизнь главного героя врывается страшное известие: покончила с собой его давняя и близкая подруга-товарищ Юля. Произошедшее ломает его долго и тщательно выстраиваемый уклад жизни. Работа, жена, дети, друзья, прошлое, жизнь… Миша смотрит на всё это под другим углом. Через всю книгу проходит Юля и её поступок.
  • В 2008 году выпущена книга «Год жжизни», которая основана на интернет-дневнике Евгения Гришковца,
  • В 2009 году вышло её продолжение, «Продолжение жжизни».
  • В мае 2010 года вышла книга «А…..а».
  • В ноябре 2010 года вышла книга «Сатисфакция» (сценарий одноимённого фильма).
  • В марте 2011 года в продаже появляется «151 эпизод ЖЖизни», продолжение интернет-мемуаров.
  • В 2012 и 2013 году появляются ещё две книги, созданные на основе дневника Евгения Гришковца: «От жжизни к жизни» и «Почти рукописная жизнь».
  • В апреле 2014 года выходит сборник «Боль», состоящий из повести и двух рассказов, и пьеса «Уик энд», написанная в соавторстве с Анной Матисон.
  • Осенью 2015 года выходит в свет книга «Избранные записи», в неё вошли избранные записи из дневника Евгения Гришковца с 2007 по 2014 год.
  • В феврале 2021 года появляется ещё одна книга на основе дневника, «Лето-лето и другие времена года».
  • В начале 2021 года опубликован сборник пьес «Весы и другие пьесы».
  • В мае 2021 года вышел третий роман Гришковца «Театр отчаяния. Отчаянный театр. Мемуарный роман».

Детство и юность

Евгений Гришковец родился 17 февраля 1967 года в городе Кемерово. Позднее в разговорах о национальности он сообщал, что на четверть еврей. Его прадед в начале XX столетия жил в Украине, затем решил перебраться на Алтай. Там он женился, после чего переехал вместе с молодой женой в Кемерово.

Родители Евгения на момент рождения сына были студентами-второкурсниками. По словам будущего писателя, у них была дружная семья. Мама и папа не перекладывали заботу о ребенке на плечи старшего поколения, а всегда брали Женю с собой.


Евгений Гришковец в детстве и сейчас

Когда его отец поступил в аспирантуру Санкт-Петербургского экономического университета, вся семья переехала в Северную столицу. Ленинградский период жизни Евгений Гришковец вспоминает как период ностальгии по родному городу, однако по возвращении домой это чувство сменилось желанием вернуться обратно в Ленинград.

Окончив школу в 1984 году, будущий драматург поступил на филологический факультет Кемеровского государственного университета, который ему удалось окончить только спустя 10 лет. С третьего курса Евгения Гришковца забрали в ряды Советской армии. Следующие три года жизни он проходил службу в составе Тихоокеанского флота на острове Русский.


Евгений Гришковец в молодости

Гришковец вспоминал, что поначалу склонен был расценивать это время как потерянное, ничего ему не давшее в жизни. Позже парень осознал, что его моноспектакль «Как я съел собаку», сыгравший ключевую роль в творческой биографии режиссера, основан на воспоминаниях о службе в армии.

Возвратившись домой в 1988 году, Гришковец продолжает учебу в университете, параллельно занимаясь в театральной студии и играя небольшие роли в театре пантомимы. Через некоторое время, чувствуя, что в родном городе жизнь проходит не так, как хотелось бы, Гришковец решает иммигрировать в Германию. Для того чтобы окончательно закрепиться в новой стране, молодой драматург даже пытается искать политического убежища, которое ему было предоставлено. Но реальность оказалась не похожей на мечты, и в 1990 году Евгений Гришковец возвращается в Кемерово.

Биография

Евгений Гришковец родился в Кемерово и с тех пор успел пожить в Санкт-Петербурге (тогда еще Ленинграде), на Дальнем Востоке и в Калининграде. В северную столицу семья Гришковцов приехала всего на несколько лет, пока отец писателя обучался в Ленинградском финансово-экономическом институте. Большую часть детства и юности Евгений провел в шахтерском Кемерово. По окончании школы поступил на филфак КемГУ, откуда на втором году обучения его и призвали в армию.

Служил Евгений в Тихоокеанском флоте в небольшом поселке на берегу Советской Гавани и на известном сейчас острове Русский. Отсюда, можно сказать, стартовала его творческая карьера, ведь армейские наблюдения легли в основу одного из самых успешных его спектаклей — «Как я съел собаку». Во время службы Евгений участвовал в местной самодеятельности. По возвращении из армии продолжил учебу в университете, где присоединился к студенческой студии пантомимы.

В 1990 году при Кузбасском политехническом университете Евгений Гришковец основывает небольшой театр «Ложа». За годы работы в этом проекте начинающий режиссер ставит с десяток спектаклей, в которых сам играет крайне редко, успевает объехать с гастролями Россию, а также участвует в различных театральных фестивалях.

Личная жизнь, увлечения

С детства Евгений Гришковец воспитывался и рос в дружной интеллигентной семье. По её подобию позже создал свою, считая семью и дом ядром человеческого бытия. Его женой стала студентка того курса и той группы, куда он пришёл после армии продолжать филологическое образование. Елена является единственной, кому Е. Гришковец предложил руку и сердце. Свадьба состоялась через три года после знакомства, в августе 1992 года.

С женой

У супругов родилось трое детей. Наталье в 2020 году исполнилось 25 лет. Сын Александр, 2004 года рождения, и младшая дочь Мария, появившаяся на свет в 2010 году, ещё школьники. Старшая дочь – гордость отца. Девушка пишет стихи, обладает красивым вокалом. Её композиции «Весна у окна» и «Беги» стали очень популярны и звучали на всех радиостанциях.

Со старшей дочерью

Увлечение музыкой разделяют в семье жена Евгения Валерьевича, которая хорошо поёт, и он сам. Любовь к рок-музыке у него со школьных лет. При этом он, признаваясь, что не имеет ни голоса, ни слуха, нашёл свой способ приобщиться к этому искусству.

Артист вплетает в музыкальную композицию, исполняемую профессионалами, свой голос-речетатив, произнося ритмизованный текст, несущий смысловую нагрузку. На этом принципе с 2002 года строилась работа с группой «Бигуди», с которой записано 7 альбомов, а в 2013 году – с грузинским ансамблем «Мгзавреби» (альбом «Ждать – жить – ждать).

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ

  • 1999 — премия «Антибукер» за наброски к пьесам «Зима» и «Записки русского путешественника»
  • 2000 — «Золотая маска» в двух номинациях — «Новация» и «Приз критики»
  • 2000 — Национальная премия «Триумф»
  • 13 марта 2004 — показ всех моноспектаклей Евгения Гришковца в один день фестиваля «Золотая маска» внесён в книгу рекордов Гиннесса
  • 2004 — роман «Рубашка» признан дебютом года. Книга вошла в «длинный список» Букера
  • 2007 — премия «Русский бриллиант» в номинации «Исключительность»
  • 2007 — медаль «Символ Науки»
  • 2009 — премия «Серебряный слиток» радиостанции «Серебряный дождь» за роман «Асфальт».

Видео

Театральная жизнь

В 1988 после того, как Евгений ушел в запас, он вернулся в университет и продолжил учиться. Активно занимался, театральным искусством, играл в университетском театре. В 1990-ом году хотел уехать на Запад, но изменил свое решение и остался на родине.

В этом же, году Евгений Гришковец занимается организацией собственного театра, который назвал «Ложа». В этом независимом театре он поставил более 10 спектаклей за 7 лет. В 1998 году переезжает в Калининград.

Здесь он представляет свое первое творение «Как я съел собаку» Евгений Гришковец. После того, как публика оценила спектакль, Евгений Гришковец был удостоен премии «Золотая маска».

Евгений Гришковец на заре своей карьеры начинает гастролировать со своими театральными работами. Стоит заметить, что он ставил спектакли не только в России, но и также в странах Европы.

Примером могут стать его представления в Париже, Вене, Брюсселе, а также в Берлине. Книги, которые написал Гришковец, набирают популярность. Также Евгений начинает писать музыку и записывает свой первый альбом.

В 2011 году Евгений Гришковец, спектакли которого очень популярны, объявляет о закрытии своего собственного блога, вместо чего, начинает выкладывать свое творчество на личном сайте. Также Евгений берет активное участие в туристических походах и экспедициях. Летом 2012 года он отправляется в экспедицию, которая называется «Русская Арктика».

Целью этой экспедиции было, исследование и анализ всех белых медведей, которые обитают в Арктике. Он вел свой дневник, который вошел в книгу «Почти рукописная жизнь».

Фильмы Евгения Гришковца

2002 детектив Азазель Ахимас Вельде, наемный убийца
2003 мелодрама Прогулка Сева
2005 мелодрама Не хлебом единым Следователь
2005 драма В круге первом Писатель Галахов
2008 криминальная драма XIII месяцев Друг главного героя Штейн
2009 мелодрама Окна Литературный редактор Александр Семенович
2009 комедия Настроение улучшилось Рассказчик
2010 мелодрама Сатисфакция Бизнесмен Верхозин, главный герой
2014 документальный фильм Я – местный. Кемерово Рассказчик
2016 драма Разбуди меня Голова
2017 телесериал Частица вселенной Священник на Байконуре — отец Иоанн
2018 телесериал Обычная женщина Артем, муж главной героини

[править] Алсо

Что творит этот безбожник. Если Гришковец Опубликует еще год жжизни, я начну убивать заложников. Когда абзацы пошлости снова полетят в массы, Я начну резать глотки этим молодым красавцам

а также группа «Ночные грузчики» — в рефрене песни «Гришковец и собака».

Гришковец, съевший собаку, превращается в собаку, съевшую Гришковца

Снялся в клипе небезызвестного (что прискорбно) открывателя рта в жанре айронби. Ради профита, вестимо.

Выверенный образ сабжа, как завсегдатая кабака «Счастливая Московия», коротко предстаёт перед читателем произведения В. Сорокина «Сахарный Кремль»:

Мелькает-перекатывается в дыму табачном какой-то Пургенян, как говорят, известный надуватель щек и испускатель ветров государственных, бьют друг друга воблой по лбу двое дутиков, Зюга и Жиря, шелестит картами краплеными околоточный Грызло, цедят квасок с газом цирковые, разгибатель подков Медведко и темный фокусник Пу И Тин, хохочет утробно круглый дворник Лужковец, грустно кивает головою сладенький грустеня Гришка Вец

Музыкальное творчество

Музыка всегда волновала душу режиссера и драматурга, хотя петь он не умел. Но для творческого человека отсутствие голоса — не проблема. Музыкальные эксперименты Гришковца в группах «Бигуди» и «Brainstorm» привели к созданию концепции музыкального эссе — использование голоса диктора в контексте и фактуре музыкального произведения. Ярким результатом таких экспериментов стала обработка известной песни «На заре», которую Гришковец представил вместе с Ренарсом Кауперсом в 2008 году. До настоящего времени Евгений сотрудничает с грузинским музыкальным коллективом «Мгзавреби».

Гришковец и социальные сети

В Фэйсбуке, Вконтакте и Инстаграме размещены его фан-страницы, на которых можно ознакомиться с афишами и расписанием его спектаклей.

С 2008 года писатель вёл дневник в «Живом Журнале». Там он делился небольшими заметками, впечатлениями от городов, в которых побывал с гастролями, новыми творческими наработками. Блог Гришковца пользовался большой популярностью среди пользователей. Евгений Валерьевич даже опубликовал накопленные интернет-мемуары, которые уместились в 3 книги.

В качестве альтернативы драматург создал сайт Odnovremenno, куда перенёс архив записей из Живого Журнала и по сегодняшний день продолжает публиковать заметки без возможности комментирования пользователями.

Роли в кино[ | ]

  • 2002 — «Азазель» — Ахимас Вельде
  • 2003 — «Прогулка» — Сева
  • 2005 — «Не хлебом единым» — следователь
  • 2005 — «В круге первом» — Галахов, писатель
  • 2008 — «Тринадцать месяцев» — Штейн
  • 2009 — «Московский фейерверк» — бригадир таджиков Амак
  • 2009 — «Окна» — Александр Семёнович
  • 2009 — «Настроение улучшилось» (короткометражка) — рассказчик (камео)
  • 2010 — «Сатисфакция» — Александр Григорьевич Верхозин, крупный бизнесмен
  • 2014 — «Я — местный. Кемерово» — (документальный фильм) —главный герой / рассказчик
  • 2016 — «Разбуди меня» — Голова
  • 2017 — «Частица вселенной» — отец Иоанн
  • 2018 — «Короткие волны» — коллекционер
  • 2018 — «Обычная женщина» — Артём Лавров, муж Марины

Премии и награды

  • 1999 — Премия «Антибукер» в номинации «Три сестры» (драматургия) за наброски к пьесам «Зима» и «Записки русского путешественника».
  • 2000 — Российская национальная театральная премия «Золотая маска» в категории «Драма» в номинации «Новация» и премия «Приз критики» в рамках этого же фестиваля — за моноспектакль «Как я съел собаку» .
  • 2000 — Национальная премия «Триумф» (поощрительный грант).
  • 2004 (13 марта) — Показ всех моноспектаклей Евгения Гришковца в один день фестиваля «Золотая маска» внесён в книгу рекордов Гиннесса.
  • 2004 (1 сентября) — Роман «Рубашка» признан дебютом года. Книга вошла в «длинный список» «Букера»[источник не указан 2905 дней ].
  • 2007 — Медаль «Символ науки» в номинации «Символ науки — человек искусства» за 2006 год — за развитие научного мировоззрения в спектаклях «Планета» и «Одновременно», за символичную популяризацию знаний .
  • 2007 — Премия «Русский бриллиант» в номинации «Исключительность».
  • 2009 — Премия «Серебряный слиток» радиостанции «Серебряный дождь» (выбор Алекса Дубаса) за роман «Асфальт».
  • 2011 — Звание «Почётный гражданин города Калининграда» (Решение № 266 от 7 сентября 2011 года).

Воинское звание

За моноспектакль «Как я съел собаку» бывшему матросу Евгению Гришковцу было присвоено воинское звание «старшина 2 статьи» с формулировкой «за пропаганду российского флота» .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector