Топ-5 лучших фильмов звягинцева андрея

Личная жизнь

Личная жизнь — отдельная страница в биографии мэтра, не уступающая по накалу страстей кинематографической. На последнем курсе театрального училища Андрей познакомился с Верой Сергеевой, служившей в театре «Старый дом».

Гражданская жена была на 5 лет старше, подарила любимому двух детей. Один из близнецов умер через неделю. Второй, Никита, живет в Новосибирске, окончил музыкальный колледж, владеет собственным бизнесом, женился. С отцом видится редко, но режиссер, по информации СМИ, поддерживает сына.

В Москве сердце Звягинцева покорила сокурсница по ГИТИСу Инна. Девушка вуз не окончила, стала врачом. Молодые люди поженились в 1988 году. В интервью Мишукова рассказала об обстоятельствах развода — на самом деле, вопреки информации из СМИ, расстались они вовсе не из-за ее нового романа. Ушла она от мужа, поскольку видела: его сильно тяготила ответственность за семью. Спустя несколько лет после фактического развода она встретила Владимира Мишукова, после чего уже официально расторгла отношения с режиссером.

После развода Андрей увлекся моделью и будущей звездой телевизионного реалити «Последний герой» Инной Гомес, которую снял в дебютном режиссерском проекте «Черная комната».

Андрей Звягинцев и Ирина Гринева

Затем режиссер 6 лет прожил с актрисой Ириной Гриневой, в этот раз влюбленные решили довольствоваться фактическими отношениями, без заключения брака. После расставания бывшие гражданские супруги устроили личную жизнь. Ирина вышла замуж за фигуриста Максима Шабалина, а Звягинцев познакомился с Анной Матвеевой, которая в 2009 году родила ему сына Петра.

Анна — фотограф и монтажер, выпускница экономического факультета ВГИКа. В муже женщину привлекало чувство свободы и нежелание идти в искусстве на компромиссы. Матвеева признавалась, что после знакомства с Андреем стала по-новому пересматривать фильмы — осознанно, словно погружаясь внутрь повествования.

В 2018 году СМИ заполонили слухи о расставании пары. Писали даже, что после развода наследник остался с матерью. Однако оба виновника инфоповода не посчитали нужным комментировать подобные слухи. Сейчас личная жизнь режиссера остается непубличной.

В 2020 году Андрей стал гостем эфира телеканала «Дождь». Программа оказалась приуроченной к 10-летию проекта. Так как выпуск проводился в условиях карантина, вызванного эпидемией коронавирусной инфекции, Звягинцев общался с ведущими в онлайн-формате. Последние сразу отметили новый образ режиссера — творец подстригся под ноль, «обнулился», как сам пошутил. На вопрос, где он сумел подстричься, когда парикмахерские закрылись, автор фильмов ответил, что сделал это дома, у жены.

Андрей Звягинцев и его жена Анна Матвеева

Андрей не фанат социальных сетей. В «Инстаграм» зашел лишь однажды, но не смотреть фото, а чтобы узнать реакцию зрителей на «Нелюбовь», когда критики и чиновники в очередной раз назвали картину режиссера русофобской. Убедился, что народ фильм понял и принял. Заводить персональную страницу автор пока не готов.

Творческие поиски

После получения диплома у начинающего актера начались творческие поиски. Он сразу отказался идти в какой-либо театр. Отечественные служители Мельпомены испытывали в начале 90-х не самые лучшие времена. Но ему удается найти несколько интересных проектов, игра в которых стала для него удовольствием. Это «Игра в классики» по роману Хулио Кортасара, «Месяц в деревне» по пьесе Ивана Тургенева, а также роли в фильмах «Ширли-мырли», «Отражение», «Горячев и другие», «Каменская. Смерть и немного любви».

Интересный факт! Звягинцев участвует только в независимых проектах, так как считает, что официальный театр продался на потеху зрителям.

В 2000 году состоялся дебют Андрея Петровича, как режиссера. Он окончательно определился, что для него кино является важнейшим из искусств. Он принял участие в создании сериала «Черная комната». Это киноальманах, состоящий из нескольких новелл. Звягинцев снял три серии: «Obscure», «Выбор» и «Бусидо». Фантасмагория имела определенный характер. Все действие должно происходит в одной комнате. Развитие строилось на взаимоотношениях героев, которые рано или поздно приводили к трагедии.

Через три года режиссер выпускает первый полнометражный фильм «Возвращение». Он подобрал прекрасный актерский состав. Главные роли сыграли Константин Лавроненко, Иван Добронравов и Владимир Гарин. Эта трагическая история из детства получила главный приз Венецианского фестиваля, несколько наград жюри кинофестивалей «Ника» и «Золотой орел». Но съемочная группа не испытала настоящей радости победы. За два месяца до премьеры картины трагически погиб исполнитель роли младшего брата Владимир Гарин. Ему было всего 16 лет, когда он утонул в Осиновском озере под Санкт-Петербургом.

Звягинцев и Гарин на съемках фильма «Возвращение»

После этого режиссер взял паузу на пять лет. Только в 2007 году на экраны вышла его следующая картина «Изгнание». Это был первый шаг в мировой кинематограф. В фильме была занята шведская актриса Мария Бонневи, которую Звягинцев заставил выучить русский язык ради правдивого воплощения роли.

Второе десятилетие нового тысячелетия стало для режиссера удачным во всех отношениях. Он дважды номинировался на Оскар с фильмами «Левиафан» и «Нелюбовь». Его драма «Елена» (2011 г.) вошла в ТОП-50 лучших фильмов мирового кинематографа XXI века. Причем, она стала единственной из России. Режиссер творил в собственном выбранном стиле. Он показывал неприкрытую правду, за что подвергался критике со стороны чиновников минкульта.

Интересный факт! Его близким другом и поклонником творчества является Александр Роднянский. Российско-украинский продюсер лично финансировал несколько проектов Звягинцева и всегда поддерживал его в непростые времена. Именно он купил для режиссера его первый и единственный смокинг, чтобы тот смог выйти на сцену Каннского кинофестиваля.

Фильмография

Любимые фильмы Андрея Звягинцева

  • «Андрей Рублёв»
  • «Дневник сельского священника»
  • «За
  • «Мужья»
  • «Койяанискаци»
  • «Любовники»
  • «Слово»
  • «Час волка»
  • «Женщина в песках»

Опрос Sight & Sound (2012)

Режиссёр

  1. 2000 — телесериал «Чёрная комната» (три новеллы — «Бусидо», «OBSCURE» и «Выбор» )
  2. 2003 — «Возвращение»
  3. 2007 — «Изгнание»
  4. 2008 — «Апокриф», короткометражный, первоначально — часть киноальманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя»
  5. 2011 — «Тайна», короткометражный, часть киноальманаха «Эксперимент 5IVE»
  6. 2011 — «Елена»
  7. 2014 — «Левиафан»
  8. 2017 — «Нелюбовь»

Сценарист

  1. 2007 — «Изгнание» (совместно с Олегом Негиным)
  2. 2008 — «Апокриф», короткометражный, первоначально — часть киноальманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя»
  3. 2011 — «Елена» (совместно с Олегом Негиным)
  4. 2014 — «Левиафан» (совместно с Олегом Негиным)
  5. 2017 — «Нелюбовь» (совместно с Олегом Негиным)

Актёр эпизода

  1. 1992 — 1994 — «Горячев и другие»
  2. 1995 — «Ширли-мырли» — журналист
  3. 1998 — «Отражение» — секретарь
  4. 1999 — «Будем знакомы!»
  5. 2000 — «Любовь до гроба»
  6. 2000 — «Каменская» (серия «Смерть и немного любви» ) —Валерий Турбин

Кантемир Балагов: «Теснота», «Дылда» и Канны

Первой полнометражной лентой Звягинцева стало «Возвращение», снятое в 2003-м. В этом фильме Звягинцева рассказывается история двух братьев, в семью которых неожиданно возвращается отец. Мальчикам приходится заново строить с ним отношения, что оказывается весьма непросто.

Фильм Звягинцева критики приняли на ура. Картина удостоилась множества наград по всему миру, выиграв пять призов Венецианского кинофестиваля, включая «Золотого льва» (за лучший фильм). Европейская киноакадемия назвала россиянина открытием года, удостоив своей премии.

В России лента собрала также немало наград. Три «Золотых овна», три «Золотых орла», две «Ники». Кроме режиссерского успеха, жюри конкурсов отмечало операторскую работу Михаила Кричмана.

Замороженные проекты и планы

Звягинцев признавался в интервью, что сейчас уже не хочет читать чужих сценариев. Накопилось столько собственных наработок, что хватит на ближайшие 10–15 лет. Причем есть четыре готовых сценария, которые режиссер мечтает реализовать в ближайшее время. Вопрос в финансировании и в том, готов ли он внутренне снимать кино на предлагаемые темы.

Первыми в списке стоят проекты, связанные с реконструкцией времени, на что требуется многомиллионный бюджет. Первый — о Великой Отечественной войне, второй посвящен Киевской Руси тысячелетней давности, а еще один — событиям, происходившим за 400 лет до н. э. в Древней Греции.

Замысел фильма о войне зародился еще в 2008 году, и с тех пор вопрос упирался в деньги. Режиссер планировал трехчастную композицию картины, придумав 3 новеллы о событиях того страшного времени. Первая из них должна была рассказать о жизни в блокадном Ленинграде, вторая — о кровавых событиях в урочище Бабий Яр, а третья — о буднях передовой, существовании простых солдат

Трейлер фильма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева

По словам автора, в этом проекте не планировалось сцен боевых действий — на экране, по замыслу, показывался человек в атмосфере ужаса, разрухи и смерти. Однако в процессе подготовки новой работы к запуску у создателя и творческой группы возникли сложности, прежде всего связанные с недостаточным финансированием.

«Замороженным» стал и другой проект кинодеятеля, работу над которым планировалось начать в 2019 году. Сам Звягинцев успел анонсировать картину в СМИ, рассказав, что планирует снять фильм-драму о состоятельном герое, человеке, у которого «все есть». Для работы над лентой провелась большая работа по поиску подходящих локаций.

Творческая группа выбрала виллу на Средиземном море, заключила договоры с Metropolitan Museum of Art в Нью-Йорке, договорились с римской Галереей Боргезе и музеем «Прадо» для воссоздания среды, в которой живет центральный персонаж ленты. На подготовительных этапах потратились большие деньги, новых финансовых вливаний Андрей не дождался, и работа приостановилась.

Таблоид Variety сообщил, что в фильмографии Звягинцева появится первый международный телепроект — 10-серийный сериал в жанре психологической драмы с элементами триллера. Заказчиком и спонсором выступила голливудская компания Paramount Television. Фильм должен был стать продолжением сюжетной линии уже снятой Андреем картины «Нелюбовь».

Продюсер прежних работ Звягинцева Александр Роднянский рассказал, что согласился на предложение заокеанских коллег, потому что те приняли условия российской стороны: съемки на русском языке, полная творческая свобода и самостоятельный контроль за производством.

Трейлер фильма «Возвращение» Андрея Звягинцева

Летом 2021 года стало известно, что режиссер занялся производством англоязычной картины. Рабочее название ленты — Wnat Happens. В основе сюжета, по информации из СМИ, лежит драма о расставании. Звягинцев в этом проекте решил поразмышлять над извечными темами, такими как предназначение, одиночество и судьба.

Биография

Герой этой статьи появился на свет 6 февраля 1964 года в городе Новосибирске в семье учительницы русского языка и милиционера. После его рождения семья некоторое время жила в населенном пункте Новомихайловке, где мама будущего режиссера в ту пору проходила стажировку. Отец Андрея ушел из семьи, когда тот не достиг еще школьного возраста.

В начале 1980-х сидел за студенческой скамьей Новосибирского театрального училища, где изучал азы актерской профессии. Выйдя из стен вышеназванного вуза в 1984 году, устроился на работу в Новосибирский ТЮЗ. В том же году был призван в армию, где его определили в Новосибирский военный ансамбль. По окончанию военной службы отправился в Москву для поступления в ГИТИС. В 1990 году стал выпускником актерского факультета ГИТИСа, отучившись на курсе Евгения Лазарева.

В те годы Андрей Петрович не стал связывать свою жизнь с театром, так как посчитал тогда, что театр перестал заниматься искусством и начал выпускать «продукт», что вызвало в нем чувство разочарования. В ту пору будущий успешный режиссер сначала пытался найти себя на поприще писателя, написав несколько рассказов, а затем заинтересовался кинематографией, после того как посмотрел в Музее кино фильмы Годара, Куросавы, Антониони. В начале 1990-х Андрей работал дворником.

В 1993 году он исполнил одну из ролей в постановке «Игра в классики». Спустя четыре года появился в театральном проекте «Месяц в деревне». Известно, что до 2000 года Андрей Звягинцев работал в качестве режиссера рекламных роликов и изредка снимался в кино.

Режиссёрский дебют Андрея Звягинцева

На Ren TV состоялся дебют Андрея в качестве режиссёра. Им был снял фильм в рамках цикла с названием «Чёрная комната». Это были короткометражные новеллы «Выбор», «Бусидо» и «Obscure». О фильме «Возвращение» Звягинцева В 2003 году зрители смогли оценить полнометражную картину Звягинцеву. Он назвал её «Возвращение». Как позже было отмечено критиками, сюжет развивается неспешно. В кинофильме долгие крупные планы и пейзажи. Это несвойственно современному кино. Однако режиссёр в интервью сказал, что так он ощущает мир, именно такие жизненные ритмы он чувствует. Это Звягинцев и стремился показать зрителю, чтобы сидя перед экраном, люди почувствовали, что именно так и течёт жизнь. «Кино в деталях» о фильме «Изгнание». Критики и прокатчики заранее окрестили эту картину непрокатной, считая, что широкому зрителю она будет неинтересна. Однако только за первые две недели проката было собрано двести шестьдесят тысяч долларов. Бюджет же составил менее полумиллиона долларов. Режиссёра считают феноменом, так как, выпустив свой первый полнометражный фильм, он получил за него двух «Золотых львов», был выдвинут на «Оскар». В прокат картину приобрели тридцать две страны.

Так «Возвращение» стало киносенсацией года. Режиссёр за эту картину на мировых фестивалях получил двадцать восемь наград. «Возвращение» посмотрели зрители семидесяти трёх стран.

Главгерой «Левиафана» — не праведник и не боец

А главный герой «Левиафана» — автослесарь Николай Сергеев — ни разу не праведник и ни разу не боец. Он — исключительно неприятный тип. Паскудный тип, можно сказать. Взять хоть его отношения с приятелем, полицейским полковником, «Семёнычем». Николай пьёт с полковником водку, на шашлыки с ним катается, подобострастно улыбается и лебезит, а за глаза — поливает своего собутыльника последними словами, сплетничает и всячески глумится. Тьфу, мерзость! Добра Николай за весь фильм никому никакого не сделал. Один раз только помог сельскому батюшке донести мешок хлеба до церквушки — вот и вся «праведность».

Теперь о «боевитости». Тут всё ещё хуже. «Боец» в нашем герое просыпается только после принятия на грудь литра-другого водки, да и то — какой там «боец»?.. Герой корчит страшные рожи и пучит глаза, этим вся его боевитость и исчерпывается. Ну, ещё нахамить он может по пьяной лавочке.

В рецензиях на «Левиафан» читаешь о Николае: «Маленький человек», противостоящий «системе», в обычной жизни — «золоторукий автослесарь», заботящийся о своём благосостоянии, «симпатичный и безотказный терпила советского замеса, человек без особых амбиций, буйный во хмелю и тайно нелюбимый любимой женой»… Вот сплошное же враньё.

Не «противостоял» Николай «системе», он только грустил и водку глушил. И что он «золоторукий автослесарь» — никак в фильме не показано, герой за весь фильм работал где-то секунд 20 экранного времени, причём о результатах работы мы ничего не знаем. И если Николай такой весь из себя «золоторукий», то почему у него на дворе такой бардак?

Дом не покрашен, лодка ржавая, сараи кривые. И мы должны поверить, что герой трепетно любит «свою землю»? Только потому, что он один раз, по пьяни, показывал товарищу какую-то старую фотографию и нудил: «Отец мой тут жил, дед жил»… Вот дед-то, небось, последний раз на участке и прибирался.

А вот по поводу амбиций — верно. Нет у героя никаких амбиций. У него вообще характера нет. Единственное, что мы узнаём о слесаре Николае — что он выпить любит. Пьёт «красиво» и «технично», прямо из бутылки, «винтом», огромными глотками, не запивая, не закусывая и даже не отдуваясь.

В последний раз такую виртуозную технику пития алкоголя мы видели в советском мультфильме «Остров сокровищ» — Билли Бонс там точно так же лихо глушил из горла «ROM».

Интересно, Звягинцев сам-то пробовал вот так водку хлебать? Он понимает, что это чисто физически почти невыполнимо? Даже алкаши в парке на лавочке свой «шмурдяк» распивают всё-таки из стаканчиков и под какую-никакую закуску…  Впрочем, так-то всё понятно, режиссёр хотел пронять зарубежного кинокритика экзотикой «а-ля рюсс».

«Левиафан»

Самая громкая и поистине нашумевшая работа режиссера «Левиафан» была представлена на суд зрителей в 2014 году. Это современная интерпретация истории библейского персонажа Иова. Картина повествует о человеке, жизнь которого пожирают государство и бюрократия. После успешного штурма Каннского кинофестиваля и премии «Золотой глобус» ленту номинировали на «Оскар».

В фильме сыграли звезды театра и кино России — Алексей Серебряков, Владимир Вдовиченков, Елена Лядова. Буря критики не угасала долгое время. Картина буквально взорвала социальные сети и новостные колонки. Посыпались гневные отповеди от представителей власти и православной церкви.

Судьба киноленты до последнего момента находилась в неведении, «Левиафан» не допускали в массовый прокат. Как отмечал сам Андрей Звягинцев, «видимо, проект попал в самое средоточие, в самое сердце, ровно туда, куда должен был попасть».

Трейлер фильма Андрея Звягинцева «Левиафан»

В январе пиратскую копию «Левиафана» слили в Сеть, количество скачиваний превысило 1,5 млн. Съемочная группа и не представляла, какой поднимется ажиотаж в зрительской среде. Более 650 кинотеатров запросили копии для демонстрации в залах.

Протагонисты и антагонисты

Короче, наш протагонист — исключительно неприятная личность. И окружают его личности неприятные, подобное к подобному, как говорится. Жена — хлещет водку не хуже мужа и готова изменять этому самому мужу буквально с первым встречным.

Лучший друг — законченный негодяй, корчит из себя «законника», а на поверку оказывается заурядным шантажистом, подлецом и развратником.

Сын — невнятный молодой человек, слабый, глупый, взбалмошный (впрочем, при таком-то родителе — как бы и неудивительно).

Некоторые кинокритики усматривают в таком подборе героев — «клевету на русский народ». Но мы так не считаем. Подобные типы среди россиян действительно встречаются, а в какой нации их нет? Другое дело — зачем о ничтожествах художественные фильмы снимать? Что за интерес — наблюдать в кино за жизнью дегенератов, пусть даже очень профессионально заснятой и показанной с неожиданных и красивых ракурсов? Мало нам телепередачи «Дом-2», что ли?

Антагонисты в фильме настолько ненатуральные, что невозможно всерьёз рассердиться на них. Приблатнённый мэр городка — вот ни разу не похоже. Не сомневаемся, что Роман Мадянов справился бы с ролью, он хороший актёр, но тут в самой роли проблема. Персонаж Мадянова должен быть суровым и злобным мерзавцем, опьянённым властью, ошалевшим от алчности и безнаказанности. Вместо этого получилась какая-то трепетная институтка, которая постоянно рефлексирует, всего боится и чуть-что — закатывает истерики.

Смотришь и недоумеваешь: вот это убожество и есть «огромный, несокрушимый, чудовищный Левиафан»?!

Андрей Звягинцев сейчас

Кинодеятель в июле 2021 года заразился коронавирусной инфекцией. Врачи приняли решение о его госпитализации в центр ФБМА — под наблюдением специалистов Звягинцев провел месяц. После выписки из медицинского учреждения не прошло и недели, как симптомы опасного заболевания вернулись. В середине августа режиссера вывезли в Германию.

Немецкие медики не получили положительный тест на COVID-19, но состояние режиссера, по информации из СМИ, было тяжелым. В клинике его подключили к аппарату ЭКМО, который заменял работу сердца и легких пациента. К слову, через подобную процедуру прошла и певица Максим.

Близкие Звягинцева не давали никаких комментариев относительно его состояния. Тем временем в СМИ от источников поступали противоречивые сведения. Прослеживалась информация, что клиническая картина у режиссера не настолько плохая.

Андрей Звягинцев с сыном Петром

В середине сентября в новостных пабликах начали писать о том, что Андрея Петровича собираются выводить из искусственной комы. Тогда же прервала молчание экс-супруга кинодеятеля Инна Мишукова. По ее словам, у бывшего мужа наблюдалась положительная динамика.

Биография

Биография Андрея Звягинцева началась в обычной сибирской семье. Его мама преподавала русский язык и литературу в школе, папа служил в милиции. После рождения сына родители прожили вместе в течение пяти лет, затем отец ушел к другой женщине. За это Звягинцев не смог его просить. До самой смерти отца они не общались. Галина Александровна посвятила всю жизнь интересам сына. В 2000 году она переехала из Новосибирска в Москву, чтобы поддержать Андрея в самом начале его звездной карьеры.

Интересный факт! Мать не стала продавать квартиру, а сдала ее в аренду. Таким образом, семья имела дополнительные средства и получает их до сих пор.

Детство в крупнейшем городе Сибири прошло увлекательно. Звягинцев занимался в театральной студии Льва Белова, а затем поступил на его курс, который мастер открыл в Новосибирском театральном училище. Он успешно закончил обучение в 1984 году, поступил в труппу местного ТЮЗа. Вскоре пришла повестка из военкомата и Андрей Петрович отправился исполнять свой воинский долг перед Родиной. Благодаря уже сложившейся актерской карьере, его не отправили далеко от дома. Два он прослужил в Новосибирском армейском ансамбле, был конферансье.

После демобилизации актер решил не продолжать карьеру в Новосибирске и уехал в Москву. Он с первой попытки поступил в ГИТИС на курс Евгения Лазарева и Владимира Левертова. Это был 1986 год. Выпускной спектакль пришелся как раз на период развала Советского Союза. Руководители курса решили сделать постановку пьесы Тургенева «Где тонко, там и рвется», в которой Звягинцев сыграл роль Горского.

Из театрального альбома

Собственно, на этом плюсы заканчиваются. И начинаются минусы

Патриоты ругательски ругают А.Звягинцева за то, что он «Расею-Матушку оклеветал». Помилуйте, братцы, в чём клевета-то? Нет клеветы. Действительно, встречаются в России бандитствующие чиновники, лицемерные священники тоже встречаются, наверное. И водочку россияне пьют, разве нет? Бывает, что и до совсем скотского состояния напиваются. Бывает, под воздействием водочки россияне и суженым своим изменяют, и разные другие глупости-гадости творят. Случается, что у отдельного россиянина совсем жизнь под откос идёт, примерно как у главного героя фильма. Ничего запредельно фантастического, ничего невероятного в повести, рассказанной Звягинцевым, нет.

Но и интересного нет ничего. Сюжет — яйца выеденного не стоит. Хотя в его основу Звягинцев чего только не напихал: тут тебе и Книга Иова, и трактат Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», и новелла Генриха фон Клейста «Михаэль Кольхаас», и «Война Марвина Химейера». Ну, то есть это сам Звягинцев говорит, что все эти хорошие, занимательные истории легли в основу сюжета «Левиафана». Вот тут говорит, например: Андрей Звягинцев: «Что за жизнь…». 

Но вот смотришь «Левиафан» — и как-то не видишь ни Иова, ни Кольхааса, ни Химейера. Иов был праведником, бедствия на него свалились — в качестве испытания его веры и его терпения. Кольхаас и Химейер — сильные мужики, вступившие в битву с Несправедливостью, павшие в неравном бою, но и саму Несправедливость потрепавшие так, что она ещё долго прихрамывала и на громкие звуки испуганно оглядывалась.

Режиссерская карьера

Как режиссера Звягинцева узнали благодаря телевизионному каналу Ren TV, именно на нем дебютировали его первые фильмы, они были сняты в рамках цикла «Черная кошка».

А уже в 2003 году на экраны телевизоров выходит полнометражная картина «Возвращение», которая принесла ему популярность и любовь многочисленных поклонников. В фильме приняли участие такие знаменитые актеры, как Галина Попова, Иван Добронравов, Наталья Вдовина.

Критики также оценили фильм, хоть и отмечали, что он снят не так, как свойственно современному кино. На что режиссер ответил, что именно так он видит и ощущает мир, что, собственно, и пытался показать телезрителям.

Многие прокатчики считали эту киноленту совершенно не кассовой, но как показало время, они сильно ошибались. Уже за первые десять дней было собрано более 260 тысяч американских долларов, а общий бюджет достиг практически 500 тысяч. К тому же эта картина получила два «Золотых льва» и была выдвинута на самую престижную кинопремию — «Оскар».

Следующая режиссерская работа — это картина «Изгнание», которую также поначалу сильно критиковали и прогнозировали ей полный провал. Но и она оказалась успешной, ее признали лучшей российской кинолентой на ежегодном Московском фестивале. В картине приняли участие Мария Бонневи, Александр Балуев, Владислав Кродеев.

В главной роли снялся известный актер Константин Лавроненко, за прекрасную и талантливую игру он даже был награжден «Золотой пальмовой ветвью», которую ему вручили в Каннах в номинации «Лучшая мужская роль».

В список, обязательный к просмотру, также входят следующие фильмы известного режиссера:

  • «Апокриф»;
  • «Елена»;
  • «Нелюбовь».

В 2011 году Андрей снимает короткометражку для эксперимента «5 ive», и у него получается рассказать за 6 минут целую историю, которая наполнена мудростью и философией. Оператором картины стал Михаил Кричман, художник — Анна Бартули.

Фильм «Елена» был представлен на Каннском фестивале, за драматическую историю Звягинцев был снова награжден, ему вручили приз «Особый взгляд». Чуть позднее ленту также отметили на известном кинофестивале «Сандэнс». Главные роли исполнили Надежда Маркина, Алексей Розин, Елена Лядова.

2014 год также не прошел даром, на экраны вышла картина «Левиафан», которая вызвала в обществе огромную шумиху и резонанс. Киноленту сразу номинировали на «Оскар» как лучший иностранный фильм. В нем снялись сразу несколько известных персон: Алексей Серебряков в роли главного персонажа Николая, Роман Мадянов, Сергей Бачурский, Игорь Савочкин, Валерий Гришко, Владимир Вдовиченков.

История повествует о поселковых жителях, которые живут за Полярным кругом. Главный герой переживает черную полосу в своей жизни, измену жены, ненависть единственного сына. К тому же у него пытается отобрать последний дом местный чиновник, который даже готов сфабриковать против него уголовное дело, чтобы заполучить хороший участок земли.

После того как был выпущен фильм, телезрители разделились на два лагеря. Одни обвиняли Звягинцева в ненависти к России, а другие, наоборот, хвалили режиссера за то, что он обличает чиновников-коррупционеров, рассказывает, как плохо живется в провинции и как ничтожна жизнь простого человека.

В 2021 вышел фильм «Нелюбовь», в котором рассказывается о семейной паре, которая хочет развестись, вот только после расставания их общий сын перестает быть нужным обоим родителям. На главную роль пробовался Даниил Страхов, но Звягинцев отдал предпочтение Алексею Розину. В картине также сыграли известные актеры: Марья Спивак и Виктор Рябов.

Полемика вокруг цензуры творчества в России

В октябре 2021 года Звягинцев принял участие в полемике о цензуре творчества в России, в ходе которой полемизировал с пресс-секретарём президента РФ Дмитрием Песковым. Общественная дискуссия началась с критики театрального режиссёра Константина Райкина, который на съезде Союза театральных деятелей России возмутился участившимися нападками активистов на выставки и спектакли. Были названы три резонансных в России события: изъятие из репертуара оперы «Тангейзер» в Новосибирском оперном театре, срыв показа в омской опере рок-спектакля «Иисус Христос — суперзвезда», закрытие в московском Центре братьев Люмьер выставки всемирно известного американского фотографа Джока Стёрджеса «Без смущения», включавшей фотографии девочек и девушек из нудистских общин. Райкин охарактеризовал эти явления как «возврат в Россию позорной цензуры сталинского времени». Комментируя критику, Песков согласился с недопустимостью цензуры, но в то же время подтвердил особый порядок для постановок и произведений, которые ставятся и снимаются за счёт бюджета: «Государство заказывает

произведения искусства на ту или иную тему». Пресс-секретарю Путина возразил Звягинцев, опубликовав колонку в газете «Коммерсантъ», где уподобил изложенное Песковым представление Кремля об искусстве вульгарной шутке «Кто девушку ужинает, тот её и танцует». По мнению Звягинцева, своими «заказами» чиновники «оскопляют творческую мысль». Неприятие вызвал и сформулированный Песковым общий принципгосзаказа в искусстве, сводящийся к тому, что чиновники тратят деньги государства на фильмы и спектакли в интересах самого государства. В концепции Пескова кинорежиссёра поразила забывчивость чиновников, «что это не их деньги, а наши… Эти люди решили, что именно они знают, что нужно народу, и на его деньги заказывают свои жалкие поделки».

Для начала — о плюсах

Начитавшись ругательных рецензий о «Левиафане», к просмотру мы приступали с опаской. «Как начнётся сейчас очередной «Груз 200», как потом аппетит пропадёт недели на три!» Ждали, что придётся два с половиной часа глядеть на непрерывно хлещущий дождь, покрытые мерзкой слякотью улицы, валяющихся в грязи шелудивых псов и всякое-такое прочее, что так любят показывать прогрессивные режиссёры, когда хотят изобразить «реалии российской глубинки». Но — ничего подобного.

«Чернухи» в «Левиафане» совсем немного, картинка приятная, радует глаз. Приморский городок — скромненький и, местами, обшарпанный, но чистенький и, местами, симпатичненький.

Северная природа отлично показана. Над морем возвышается живописный утёс, лазурные волны бьют в скалистый берег, на гребне волны качается красная бочка и что-то отчаянно символизирует…

Каменистый пляж, живописные валуны, покрытые зелёными водорослями, нависает свинцовое небо, между валунами лежит скелет кита и тоже что-то там символизирует… не очень ясно, что именно, но наверняка — что-то умное и возвышенно-печальное…

Очень красиво, да. Прям как в документалках от «Би-Би-Си», или типа того.

Один раз там дождь таки пошёл, но это, вроде как, было по делу и быстро закончилось. Да, ещё один раз там две грязные свиньи какое-то свинское «хрючило» уплетали — крупным планом, снятые широкоугольным объективом — это было не по делу, но тоже очень быстро закончилось.

Да, ещё там пара весьма неприятных сцен с «обнажёнкой» была (бррр! Лядова, Вдовиченков, хотите сниматься голыми, так походите сперва в спортзал хоть пару недель!) — совсем не по делу, но этих сцен мало и они короткие.

Короче говоря, большую часть времени на экран можно было смотреть, не содрогаясь от омерзения. А это уже неплохо, после феерических кинофильмов «Трудно быть богом» и «Груз 200» уже и такой мелочи радуешься. Спасибо, г-н Звягинцев! Поклон вам за то, что по возможности щадили эстетические чувства зрителя.

Не «Брат» ты нам

Некоторые рецензенты на полном серьезе сравнивают «Левиафана» с отличным фильмом Алексея Балабанова «Брат». Мол, «у Балабанова тоже кругом грязь и гнусь, тоже все пьют водку, предают и убивают друг дружку — если вам «Брат» нравится, значит и «Левиафана» вы должны полюбить». Вот уж нет!

Главный герой «Брата» как только сталкивается с несправедливостью, так тут же, не отходя от кассы, наводит порядок. Увидел Данила Багров, что наглый рекетир обирает пенсионера-торговца — тут же подошёл, рекетира отправил в нокаут, торговцу имущество возвратил. Увидел Данила, что два хама толерантной национальности в автобусе бесчинствуют — тут же подошёл и сделал хамам надлежащее внушение. И так далее.

Данила не ноет о «тяжёлой жизни», о «несовершенном мироустройстве», о «за что мне всё это?!» Он — сильный, смелый, решительный и умный человек, оказавшийся в сложных обстоятельствах. За его приключениями интересно наблюдать. А если бы Данила, сталкиваясь с окружающей несправедливостью, начинал не решительно действовать, а впадать в депрессию и глушить водку — подобно персонажам Звягинцева — так и не нужен был бы русскому зрителю фильм про Данилу, забыли бы все про «Брата» через пару месяцев после выхода картины в прокат. Как забудут про «Левиафана», лишь только стихнет шумиха вокруг вручения премии «Оскар».

Резюмируем: А.Звягинцев снял удивительно скучное, затянутое и неинтересное кино. Два часа двадцать минут нам показывают либо пейзажи без всякого действия, либо омерзительные, опухшие, пьяные рожи. Диалоги — никакие, нет ни одной сентенции, которая заставила бы задуматься, ни одной остроумной шутки, ни одной сильной, меткой фразы. Актёрская игра… Ну, актёры честно стараются, только играть им нечего, персонажи совершенно картонные. Сама история — ни о чём, не увлекает, не захватывает и ничему не учит. Тоже мне, «фильм-событие». Ой, в России, оказывается, коррупция есть! Ну, прям Америку открыл Звягинцев. Прямо заставил публику прозреть. Мы-то раньше думали, что среднестатистический российский мэр — это существо возвышенное, почти прозрачное, отрешённое от мирских страстей и полностью посвятившее себя Родине и Народу. А на самом-то деле — вот они каковы, эти мэры! Ой-ой-ой, как же жить дальше?! Короче, смотреть «Левиафан» нужно только если вы — фанатичный поклонник творчества Звягинцева и вообще ни одной его картины не пропускаете, из принципа. Все остальные могут смело «Левиафана» проигнорировать и ничего при этом не потеряют.

Кстати, если таки соберётесь глянуть «Левиафана», то уберите от экранов детей. В фильме много мата, причём в самых неожиданных местах.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector