Штурман. герой. монах: жизнь и судьба героя валерия буркова

Лицо спившегося интеллигента

Кадр из фильма *Старики-разбойники*, 1971 | Фото: ruskino.ru

У него идеальное лицо для роли спившегося русского интеллигента!

Кадр из фильма *Гараж*, 1979 | Фото: kinoklub-eldar.ru


Кадр из фильма *О бедном гусаре замолвите слово*, 1980 | Фото: ruskino.ru

Последняя наша совместная работа – провинциальный трагик Несчастливцев – «Робинзон» – в драме «Жестокий романс» по А. Н. Островскому. Роль кочевого, бродячего актера в фильме, к сожалению, ушла на второй план из-за метражных соображений. Так, например, был снят, но выпал из монтажа, уморительный эпизод, когда Паратов подбирал на «Ласточку» с необитаемого волжского островка незадачливого трагика, которого вместе с купчиком-собутыльником ссадили из-за пьяного дебоша на остров по требованию пассажиров парохода. Оттуда-то и кличка, данная Паратовым, – «Робинзон». Выпал еще ряд кадров, и отнюдь не по вине исполнителя

Кадр из фильма *Жестокий романс*, 1984 | Фото: kino-teatr.ru

Всеобъемлющему таланту Буркова были подвластны любые жанры как в кино, так и на сценических подмостках… Глядя на него, я всегда испытывал ощущение, что встретился не с актером, а с подлинным человеком из жизни, из народа… Оттого, что он частенько играл простоватых мастеровых, людей необразованных, зрителю могло показаться, что он и сам такой в жизни. Однако при первом же общении с Бурковым становились заметны его высокая культура, образованность, тактичность, подлинная интеллигентность. И, что свойственно отнюдь не всем артистам, глубокий ум!

Детство и юность

Родился Георгий Иванович Бурков в Перми 31 мая 1933 года в семье простых рабочих. Отец Георгия имел очень доброжелательный и мягкий характер. Бурков-старший работал в старинном заводском районе, который назывался Мотовилиха, сначала обычным рабочим, а через какое-то время Ивана Григорьевича повысили до главного механика. Мария Сергеевна Гоголева, мать артиста, занималась воспитанием сына, для которого всегда была лучшим другом. Кроме Георгия, в семье больше не было детей.

Георгий Бурков в детстве с мамой

Бурков едва не умер еще в детстве. Шестилетний Георгий путешествовал с родителями на корабле по Волге и по окончании плавания заболел. Врачи диагностировали брюшной тиф. Тогда было решено немедленно провести операцию, но хирургическое вмешательство прошло неудачно. Пермские специалисты боролись за жизнь ребенка, но состояние его ухудшалось.

Будущему актеру сделали шесть операций, и в итоге было объявлено, что спасти малыша невозможно. Однако мать Георгия Буркова решилась забрать сына домой. Мальчика очень долго лечили целебными травами, и, наконец, эта мучительная болезнь отступила.

Георгий рос в Перми, любил ходить в театр и читать книги. Окончив среднюю школу № 49, успешно сдал экзамены и смог поступить в Пермский государственный университет, на юридический факультет. Однако любовь к театру была сильна, поэтому параллельно с учебой юноша решил записаться в вечернюю студию Пермского драматического театра.

У Буркова был своеобразный дефект речи — некая неразборчивость произношения. По этой причине ему четырежды отказали в приеме театральные вузы. Но актер как целеустремленный человек постоянно работал над собой, стараясь если не избавиться от него насовсем, то хотя бы снивелировать.

Болезнь и смерть

В первый раз Георгий Буркοв попал в бοльницу в 1988 году с ишемической болезнью сердца. Позже случилось несколько микрοинфарктов. Один из них актер получил, играя в спектакле «Так победим!». Тогда в ложе сидел Леонид Брежнев.

В последний раз актер попал в больницу с переломом бедра. После смерти вдова Буркова дала согласие на публикацию дневника, который он вел на протяжении тридцати лет. В конце восьмидесятых он написал: «Аннушка уже пролила масло». Бурков чувствовал, что смерть уже близка.

Распространено мнение, что его погубило пристрастие к спиртному. Да, актёр, действительно, как и многие его коллеги, нередко выпивал. Но погубила его любовь к книгам. Травму, которая стала причиной смерти, он получил совершенно нелепо. Он упал в собственной квартире, потянувшись за книгой, которая стояла на верхней полке. В результате перелома оторвался тромб. Актеру сделали операцию. Через несколько дней тромб попал в легочную артерию.

Актер должен был играть президента в комедии Рязанова «Небеса обетованные». Но он не успел даже прочитать сценарий. Георгий Буркοв умер в 1990 году. Похоронен на Ваганькοвском кладбище. Памятник сделан из того же куска гранита, что и плита на могиле Шукшина.

Театр и кино

Когда Георгий Бурков овладел основами актерского искусства, он успел поработать в разных театрах Перми, Кемерово, Березников и других городов. В начале 70-х годов он пару лет работал в «Современнике».

В следующем десятилетии Бурков трудился во МХАТе им. М. Горького (1980-1984), после чего ушел в театр им. А. С. Пушкина (1984-1987). Знакомые говорили будто его уход был связан с неким инцидентом: накануне заграничных гастролей одна коллега попросила его вести там себя достойно – за него якобы поручились перед властями.

В итоге, оскорбленный актер, не воспринимавший идей коммунизма, решил уволиться и сменить театр. Впрочем, в 1987 г. он снова вернется во МХАТ, но проработает там всего около года.

В 1988 г. в биографии Буркова произошло знаковое событие – он стал худруком Центра культуры им. В. М. Шукшина. Тогда он серьезно задумался о режиссерской карьере, а также о создании собственного театра и актерской школы.

И все же, наибольшую известность артисту принес кинематограф. На большом экране он впервые появился в фильме «Хмырь» (1966). Через пару лет он сыграл в знаменитой комедии Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи», которая сегодня считается классикой советского кино.

Бурков преобразился в любителя спиртных напитков Петю. В последующие годы биографии, он еще неоднократно будет играть персонажей увлекающихся спиртным. Это приведет к тому, что соотечественники будут часто предлагать актеру выпить думая, что он действительно неравнодушен к алкоголю.

Георгия очень огорчало то, что простые люди воспринимали его за того, кем он на самом деле не являлся. В начале 70-х годов ему достались заметные роли в культовых комедиях «Старики-разбойники» и «Печки-лавочки».


Кадр из фильма «Старики-разбойники»

Любопытно, что Бурков был одним из самых близких друзей актера, режиссера и писателя Василия Шукшина. В 1974 г. Шукшин пригласил его сняться в своей легендарной драме «Калина красная». Примечательно, что Георгию досталась нехарактерная для него роль рецидивиста Губошлепа.

Буркову удалось блестяще передать характер своего героя, вследствие чего его начали считать не только прекрасным комедийным актером, но и мастером драматического и психологического жанров.

В будущем, Георгий Бурков еще не раз докажет свой профессионализм в категории «серьезного» кино. Он сыграет главные роли в военной ленте «Кадкина всякий знает», детективах «Сумка инкассатора» и «Профессия – следователь» и других картинах.

Параллельно с этим, Бурков продолжал сниматься в комедиях: «Ирония судьбы, или С легким паром», «Гараж», «Добряки» и т.д. В 80-е годы зрители запомнили его по фильмам «Жестокий романс», «Башня» и «Двое и одна». К тому моменту он уже удостоился звания заслуженного артиста РСФСР.

В последние годы жизни Георгий Бурков занялся режиссерской деятельностью. В 1987 г. он представил драму «Байка», где сыграл и главного персонажа. Стоит отметить, что за годы творческой биографии, он десятки раз снимался в киножурнале «Фитиль», а также озвучил множество фильмов и мультфильмов.

По примеру отца

Биография Буркова столь впечатляющая, что ее хватило бы на десятерых. Он мог стать музыкантом. Уже во втором классе мастерски играл на балалайке, в третьем — поступив в музыкальную школу, освоил баян, фортепиано и домбру. А потом самостоятельно научился играть на гитаре. Его, тринадцатилетнего, взяли в школьный ансамбль, а через год он возглавил ВИА.

Личный архив.

— Одно время я задумывался о профессиональной карьере музыканта, но тяга к небу оказалось сильнее, — рассказывает Валерий. — Пошел по стопам отца, так же, как батя, поступил в Челябинское училище штурманов. Выбрал факультет дальней авиации.

Сил хватало не только на учебу. Будучи компанейским, музыкально одаренным, Валерий неизменно становился душой компании.

Выпустился из училища в 1978 году с квалификацией штурмана 3-го класса с налетом более 300 часов.

Служить попал на Дальний Восток, в Приморский край, на авиабазу «Воздвиженка». Там базировался полк ракетоносцев Ту-16, которые предназначались для борьбы с авианосцами США в Тихом океане.

— В основном у нас были ночные полеты, причем довольно продолжительные, — вспоминает Валерий. — Тогда керосин никто не считал. Мы летали на сопровождение американских авианосцев «Энтерпрайз» и «Мидуэй». Вели фотосъемку.

Отец Валерия, полковник Анатолий Иванович Бурков, служил начальником оперативного отдела ВВС Уральского военного округа. В июле 1981 года он написал рапорт с просьбой направить его в Афганистан.

— Батя не мог оставаться в Союзе, когда из Афгана шли военно-транспортные самолеты с «грузом 200», он хотел быть на передовой, — говорит Валерий. — Когда я уезжал в отпуск, он мне позвонил, спросил: «Не хочешь поехать со мной?» Он знал, что ответ будет утвердительным, и следом продиктовал мне московский телефон управления кадров, сообщив, что обо мне там знают.

Смерть и память об актёре

В 1990-м году легендарный режиссёр Эльдар Рязанов приступил к съёмкам киноленты «Небеса обетованные». Актёр получил роль в фильме. Он много репетировал, повторял свои реплики и никак не подозревал, что эту роль ему уже не суждено сыграть. Случайная травма оказалась роковой, отчего умер актёр. Георгий Иванович хотел достать книгу с верхней полки, потянулся за ней и резко упал. У Буркова повредился бедренный сустав и оторвался тромб. Актёра срочно госпитализировали, провели операцию, однако его состояние продолжало быстро ухудшаться. Медики не смогли спасти актёра и он умер. Причина смерти – тромбоэмболия.

По рассказам Рязанова, после того как Бурков сломал ногу, кто-то из актёров пошутил, что Георгий Иванович сможет сыграть роль и на костылях. Однако такого, к сожалению, не случилось.

Дата смерти актёра – 19 июля 1990 года. Похороны состоялись через несколько дней. На прощании с Бурковым были только близкие и друзья артиста. Могила актёра расположена на Ваганьковском кладбище. Чуть позже на месте, где похоронен актёр был установлен памятник.

После кончины Буркова жена Татьяна Ухарова разрешила опубликовать записи дневника артиста, который он вёл с 1953 года. В 1998 году вышла книга «Хроники сердца», содержащая все очерки Георгия Ивановича.

Годы жизни актёра были насыщены творческими работами. Возможно, зритель бы не раз ещё лицезрел Георгия Ивановича на экране. Коллеги были шокированы, когда умер актёр, которому было всего 57 лет.

Личная жизнь

Ловеласом Георгий Бурков никогда не был. Его брак с Татьяной Ухаровой был первым и последним. Все началось со служебного романа. Восемнадцатилетняя москвичка училась на первом курсе училища имени Щукина, одновременно играла на сцене театра Станиславского. С Бурковым она была задействована в одном спектакле.

Родители Тани мужа дочери, немолодого провинциала, не приняли. Супруги долго скитались по углам. В те годы Бурков получал за спектакль всего рубль пятьдесят. Вскоре родилась дочка. Пοявились предлοжения сниматься в кино, стало пοлегче в финансовом плане. Правда, творческие муки Буркова не покидали. Он с каждым годом все острее испытывал неудовлетворенность, актерскую нереализованность.

«Хроники сердца»


Актер Георгий Бурков. Ленинград, 1960 год. Белозерский областной краеведческий музей, Белозерск Георгий Бурков не оставил после себя мемуаров, хотя всю жизнь он что-то писал, вел дневники. «Хроники сердца» — так он хотел их назвать, если бы решился издать. Незадолго до смерти он писал: «Иногда меня посещает беспричинный страх. Я думаю: а что, если я внезапно умру и не успею сделать запись о самом главном?! У меня нет уверенности, что после моей смерти записи попадут в чистые и бескорыстные руки. И все-таки я не снимаю с себя обязанности записать свои чувства, с которыми теперь уж не расстаюсь никогда. Они устойчиво поселились во мне, стали частью моего организма».

Записи все же попали в хорошие руки: его вдова Татьяна спустя несколько лет после смерти мужа подготовила к печати эти дневники, полные воспоминаний, надежд, размышлений о себе, своем месте в театре, жизни, глубоких мыслей об искусстве и нравственности.

Детство и юность актёра

Детство и юность актёра прошли как у самого обычного человека. Бурков был простым дворовым мальчуганом: играл с друзьями во дворе в футбол, бегал в догонялки и очень любил читать. В 6 лет маленького Жору положили в больницу, врачи подозревали, что у парнишки брюшной тиф. Специалисты сильно настаивали на проведении операции, и родители актёра ответили положительно. Однако что-то пошло не по сценарию и операция не принесла положительных результатов.

Мальчик стал переносить операции всё чаще. Он был под наблюдением лучших врачей города Пермь. Однако всё было нерезультативным. Ребёнка поместили в палату, которую за глаза прозвали «для смертников». Медики уже не давали родителям Буркова ни малейшей надежды на выздоровление Жоры. Родители решили забрать мальчика из больницы домой. Мать приглашала для терапии Жоры знахарок. Целительные травки и любовь родителей эффективно подействовали на мальчишку, и он быстро пошёл на поправку.

Бурков отлично учился в школе, много читал. Нравился Буркову и театр, куда они частенько заглядывали с матерью. Школьные годы закончились, а юноша никак не мог определиться, с чем он хочет связать своё будущее – пойти учиться на серьёзную профессию либо отдать свою жизнь искусству.

В 1952 году Георгий Бурков поступил на юрфак госуниверситета Перми. Но и увлечение театром не давало ему покоя. Юноша стал ходить в вечернюю студию при местном драмтеатре.

Через пару лет Бурков окончательно решил, что свяжет жизнь только с театром, поэтому он бросил юрфак и начал активно искать работу актёра. Практически сразу его взяли в театр в Березниках. С этой небольшой сцены началась карьера Георгия Буркова. Чуть позже артист перешёл в Кемеровский областной театр, дальше был Пермский.

Личная жизнь актера

Свою юную 19-летнюю избранницу актрису Татьяну Ухарову 32-летний Бурков встретил в Театре им. Станиславского. Это была скорее материнская жалость к актеру, чем любовь с первого взгляда. Но серьезные чувства всё-таки возникли, и молодые люди решили пожениться.

Родители Тани в восторге не были. Ну что может дать их девочке нищий провинциал? Но актеры отстояли свои чувства и создали семью. В этом браке появилась на свет дочь Маша. Ещё две последующие беременности Татьяны окончились неудачно.

Георгий Иванович — образец верного и преданного семьянина. Жена и дочь всегда были для актера на первом месте.

Личная жизнь

В феврале 1965 года у доски объявлений стоял худой, сутулый, странный человек в очках, красном свитере с белыми крапинками (мухомор) и суконных брюках, — так описывает первую встречу с Георгием Татьяна Сергеевна. -Он совершенно не был похож на артиста. Я готовилась увидеть такого «картавого монстра из провинции, а увидела интеллигента, похожего на библиотекаря. «Я — Бурков. Мы завтра вместе вызываемся на репетицию». Он смотрел на меня и хитровато улыбался. Позже мы играли вместе. Жора — Лис, я — Принц. Он пошел проводить меня до автобуса. Но я не уехала, мы не расстались до позднего вечера, говорили о «Маленьком принце»… Любви с первого взгляда не было. Но сердце заколотилось почему-то, возникла материнская нежность, и это чувство не покидало до конца, до последних минут в больнице…»

С тех пор началась наша личная жизнь, больше они уже не расставались. А вскоре сыграли свадьбу. Георгий тогда снимал комнату в полуразвалившемся общежитии на Бауманской. Не лучше обстояло дело с жильем и у Татьяны, да и родители ее были против вселения нового жильца. В театре Бурков работал на разовых выходах, получал 1 рубль 50 копеек за спектакль, а играл только солдата в «Ученике дьявола».


Когда не было пятаков на метро, ходили пешком. Вечером ели суп «из пакетика». Из общежития, которое было предоставлено Жоре, семейную пару «попросили». «Я была уже беременна, — вспоминает Татьяна. — Начались странствия по знакомым. Я взяла в реквизите матрас с кроватки из «Сейлемских ведьм», и мы с ним ездили…


Поворотным моментом в судьбе актера стала роль Рябого из пьесы Майи Ганиной «Анна». Буркова заметили критики, отмечали комическое дарование, восторгались, Львов-Анохин же считал, что возможности Буркова этим не ограничиваются.

К сожалению, режиссер вскоре был вынужден покинуть театр. С его уходом в конце 60-х труппу начало трясти, пошла чехарда «главных», спектакли спускались театру сверху». «Помню, как сидели в оркестровой яме не самые последние артисты, изображая массовку, среди них был и Георгий. А он к этому времени стал уже очень популярен, и кроме как унижением это нельзя было назвать».

Список фильмов Георгий Бурков

1988

  • Ёлки-палки!..Актер (милиционер) 
  • Двое и однаАктер (Всеволод Фролов , дядя Хлор) 
  • Дорогое удовольствиеАктер (снабженец) 
  • Кошка, которая гуляла сама по себеАктер 
  • Доверчивый драконАктер (озвучка; короткометражка) 
  • Влюбчивая воронаАктер (волк, озвучка; короткометражка) 

1987

  • Так победим!Актер (Бутузов) 
  • БашняАктер (Саня) 
  • Прощай, шпана замоскворецкая…Актер (отец Богдана) 
  • Кувырок через головуАктер (Николай Митрофанович) 
  • Импровизация на тему биографииАктер (отец) 
  • БайкаАктер (Жора Сорокароссийский), Режиссер 

1986

  • Фунтик и сыщикиАктер (Бегемот Шоколад, озвучка; короткометражка) 
  • Новоселье у Братца КроликаАктер (Братец Лис, озвучка; короткометражка) 
  • Ваша дочь АлександраАктер (Михаил Петрович) 
  • БанкетАктер (Василий Петрович, озвучка; короткометражка) 
  • Ара, бара, пух!Актер (гномики, озвучка; короткометражка) 
  • Борис ГодуновАктер (Варлаам) 

1985

Рикэ-хохолокАктер (озвучка; короткометражка) 

Кто-то должен…Актер (Константин Селянин) 

Сказочка про козявочкуАктер (рассказчик, озвучка; короткометражка) 

Осторожно – Василек!Актер (Вячеслав Тимофеевич) 

Салон красотыАктер (Иван Андреевич) 

Зимний вечер в ГаграхАктер (Фёдор) 

1984

  • Волоколамское шоссеАктер (генерал Панфилов) 
  • ОгниАктер (приятель мужа) 
  • Гостья из будущегоАктер (Алик Борисович) 
  • Граждане вселеннойАктер (лектор планетария) 
  • Жестокий романсАктер (Робинзон) 

1983

  • Удивительная бочкаАктер (медвежонок, озвучка; короткометражка) 
  • Чебурашка идет в школуАктер (продавец, озвучка; короткометражка) 
  • Срок давностиАктер (Ноздрев) 

1982

  • Осенние кораблиАктер (медвежонок, озвучка; короткометражка) 
  • Красиво жить не запретишьАктер (дядя Бодрова) 
  • Жил-был пёсАктер (пес, озвучка; короткометражка) 
  • Профессия – следовательАктер (следователь Борис Антонов) 
  • Нас венчали не в церквиАктер (мужик на телеге) 
  • Покровские воротаАктер (мрачный человек на лестнице) 
  • Свидание с молодостьюАктер (Пронин) 

1981

  • ФортунаАктер (короткометражка) 
  • Котенок Филя и…Актер (маленький Змей Горыныч, озвучка; короткометражка) 
  • Кот КотофеевичАктер (озвучка; короткометражка) 
  • Зимняя сказкаАктер (медвежонок, озвучка; короткометражка) 
  • Отставной козы барабанщикАктер (Гаврюша Чупрун) 
  • Василий и ВасилисаАктер (рассказчик, озвучка) 

1980

  • Трям! Здравствуйте!Актер (медвежонок, озвучка; короткометражка) 
  • Мореплавание СолнышкинаАктер (Вася, озвучка; короткометражка) 
  • АкаироАктер (рассказчик / странник, озвучка; короткометражка) 
  • АмнистияАктер (Семён Соловейчик) 
  • Из жизни отдыхающихАктер (Аркадий Павлович — «Дипломат») 
  • Сергей Иванович уходит на пенсиюАктер (сын) 
  • Старый Новый годАктер (тесть) 
  • О бедном гусаре замолвите словоАктер (Артюхов, слуга Мерзляева) 
  • КлючАктер (Ерохин) 

1979

  • Дачная жизньАктер 
  • Мужчины и женщиныАктер (короткометражка) 
  • СоседиАктер (Никита Тыркич) 
  • ДобрякиАктер (Гордей Кабачков) 
  • ВзлетАктер (Рокотов) 
  • ГаражАктер (Виталий Фетисов) 
  • Пани МарияАктер (Иван Пётух) 
  • Отец СергийАктер (купец) 

1977

  • Сумка инкассатораАктер (Александр Санин) 
  • СтепьАктер (Вася) 
  • БедаАктер (Маслаков) 
  • НосАктер (квартальный надзиратель) 
  • Служебный романАктер (завхоз) 
  • Хождение по мукамАктер (Сергей Сапожков) 

1976

  • Кадкина всякий знаетАктер (Кузьма Кадкин) 
  • ПодранкиАктер (взрослый Сергей Погарцев, старший брат) 
  • Так начиналась легендаАктер (Алексей Иванович Гагарин, отец Юры) 
  • Жизнь и смерть Фердинанда ЛюсаАктер: Дубляж 

1975

  • Шире шаг, маэстро!Актер (короткометражка) 
  • Крестьянский сынАктер (Андрей Петраков) 
  • Ирония судьбы, или С легким паром!Актер (Миша) 
  • Они сражались за РодинуАктер (Александр Копытовский) 
  • ЦементАктер (Митька) 

1974

  • День приема по личным вопросамАктер (Коваленко) 
  • Рассказы о Кешке и его друзьяхАктер (Николай Евдокимович) 
  • Самый жаркий месяцАктер 
  • Птицы над городомАктер (водитель бульдозера) 

1972

  • Человек на своем местеАктер (Гавриил Бобров, дядя Семёна) 
  • Летние сныАктер (Галушко) 
  • ГонщикиАктер (Алексей Шведов) 
  • ТелеграммаАктер 
  • Печки-лавочкиАктер (Вор) 

1971

  • Петрухина фамилияАктер (короткометражка) 
  • Егор Булычов и другиеАктер (Алексей Достигаев) 
  • Старики-разбойникиАктер (Фёдор Федяев) 

1968

  • Освобождение: Огненная дугаАктер (сержант) 
  • КарательАктер (Никос) 
  • Наши знакомыеАктер (контрабандист) 
  • Зигзаг удачиАктер (Петя) 

Театральные интриги

Однако и там не сошёлся с новым руководителем. По иронии судьбы им оказался пермский режиссер, с которым раньше работал Бурков, и который приревновал тогда актера к успешному отъезду в столицу. Мстительный руководитель резко сократил репертуар Георгия Ивановича, и работать стало просто невозможно.

Перейдя во МХАТ, артист, казалось, успокоился. Но через три года труппа собиралась за границу. И Буркова выставили неблагонадежным из-за проблем с алкоголем. Его поездка была под вопросом.

Георгий Иванович очень болезненно воспринял это положение отщепенца. Он вообще никогда не состоял в партии, потому что его возмущало политическое давление на советских людей. Вот и его здесь пытаются очернить, назвать позором театра. Актер ушел, хлопнув дверью.

До середины восьмидесятых Бурков проработал в театре им. Пушкина, а потом возглавил Центр имени его любимого друга и коллеги Василия Макаровича Шукшина.

Мечтал Бурков о своем собственном театре и об открытии актерской школы. Но этим мечтам не суждено было сбыться.

Биография Георгия Буркова

Георгий Бурков – это актер с большой буквы. За свою яркую карьеру в кино он исполнил огромное множество самых разнообразных ролей, снискав любовь и признание миллионов зрителей. Его называли «Чудаком из Перми» и «Ироничным Дон Кихотом советского кинематографа». И эти прозвища подходили ему как нельзя лучше. В 2013-м году Георгию Буркову могло исполниться уже восемьдесят лет, однако из-за стремительной тромбоэмболии эта дата в его жизни уже никогда не наступит. Несмотря на это, сегодня мы решили почтить память великого советского актера, представив вашему вниманию небольшой рассказ о его жизни и судьбе.


Георгий Бурков играл свои первые роли в Перми

Фильмография

Фильмография у Буркова богатая. Дебютом в кино для Георгия Ивановича стала лента «Зося», которая была снята в 1966 году. Роль актёру досталась небольшая, эпизодическая. После этого Бурков сыграл главного героя в картине «Хмырь», которая была снята по рассказу Василия Шукшина.

Заметную роль Бурков получил в 1967 году, он сыграл алкоголика Петю в комедийном кино Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи». Режиссёр оценил талант актёра и вскоре пригласил Георгия на съёмки известных кинолент «Гараж» и «Ирония судьбы, или С лёгким паром».

Далее последовало участие в таких работах как «Каратель», «Освобождение» и «Наши знакомые». В 1970-м году Бурков снялся в фильме «Случай с Полыниным» вместе с Вертинской, Ефремовым, Табаковым и Мордюковой.

Актёр принял участие в 1971 году в съёмках киноленты «Егор Булычев и другие», в которой прослеживается установление советской власти в маленьких русских городах. В этой картине актёр сыграл Алексея Достигаева.

Рязанов снова пригласил Буркова на съёмки комедии «Старики-разбойники» в этом же году . Актёру досталась роль милиционера Федяева. Одна фраза из картины стала впоследствии крылатой. После того как картина вышла на большие экраны, фраза «ерунда, бандитская пуля» навсегда засела в головах любителей советского кино.

Следующей картиной Буркова стала роль работника органов капитана Галушко.

Георгий Иванович был близким другом Шукшина. Последний часто приглашал Буркова в свои картины. Так актёр участвовал в съёмках таких картин Василия Макаровича, как «Печки-лавочки», «Беда», «Подранки» и «Калина красная». После выхода картин на широкие экраны, они быстро вошли в число любимых фильмов зрителей.

Бурков продолжает активно сниматься, он становится желанным гостем на многих съёмочных площадках. Практически все фильмы с актёром автоматически становились успешными и известными.

В середине 1970-х Буркова пригласили на роль первого плана в фильм «Они сражались за Родину». Рядовой Копытовский у актёра получился живой и естественный. Сергей Бондарчук был восхищен актёрской игрой Георгия Ивановича.

Спустя год, в 1976 году Георгию Буркову снова улыбнулась удача, его сняли в «Кадкина всякий знает» в главной роли. По сюжету герой артиста пришёл с фронта с маленьким ребёнком, которого он увидел и взял его с собой по дороге домой.

В 1977 году вышла кинолента «Хождение по мукам», где Бурков сыграл Сапожкова. Вместе с Георгием Ивановичем в ленте участвовали такие именитые артисты как Алфёрова, Пенкина, Соломин и Козаков.

Конец 1970-х стал очень плодотворным у актёра. Фильмы с участием Георгия Ивановича выходили один за одним. Самым успешным проектом стала кинолента «Так начиналась легенда», в которой Бурков сыграл отца легенды – первого космонавта Юрия Гагарина.

В 1980-е годы Буркова заваливали предложениями о съёмках. Самые известные работы тех лет – «Зимний вечер в Гаграх» и «Гостья из будущего». Последней работой в фильмографии актёра числится лента «Убийство свидетеля», вышедшая на экраны в 1990 году. Бурков сыграл главаря преступной банды Крайникова.

Творческий путь Георгия Ивановича оказался весьма продуктивным. В копилке актёра 80 кинокартин. Георгию Буркову одинаково хорошо удавались как комедийные и детективные роли, так и драматические персонажи.

Монашество

Путь Валерия Буркова к Богу был долгим и тернистым. Первое влияние на мальчика оказала бабушка-соседка, не выпускавшая из рук Библию. В 1994 году мужчина крестился, правда, совершенно случайно, по совету тети. Тогда он ничего еще не смыслил в христианстве. Несколько лет он злоупотреблял алкоголем и лишь в 2009-м выбрал духовный путь, с которого уже не сбивался.

Монах Киприан (Валерий Бурков)

Духовным наставником Валерия Анатольевича стал игумен Пантелеймон. Бурков стал читать богословскую литературу, отказался от общественной деятельности, жил уединенно, отдалившись от супруги и сына.

В июне 2016 года полковник в отставке отрекся от прежней жизни и стал отцом Киприаном.

Фильмы

После успеха в роли Рябого на Буркова обратили внимание киношники. Он снялся в паре фильмов, но на улице его стали узнавать лишь в 1969 году, после рязановского фильма «Зигзаг удачи», где Бурков сыграл заметную роль выпивохи-ретушера

А сам стал чем-то вроде фирменной приправы к последующим фильмам режиссера. Помню, на одном из творческих вечеров Георгия Буркова, который вел Рязанов, режиссер признался: «Георгий — мой талисман. Когда есть возможность, я всегда стараюсь его пригласить в фильм. Он способен сыграть заведомую чушь, а зритель ему поверит…»


Бурков играл легко. Было такое впечатление, что его герои шагнули на экран прямо с улицы-простые, понятные, свойские. Эту легкость, ненатужность зритель воспринимал с благодарностью. Незатейливые выражения его героев — забулдыг, недотеп, но людей не унывающих- прикипали к зрителям, становились оборотами народной речи. «Я никогда не пьянею», «Ерунда! — бандитская пуля», «Ради машины я Родину продал»…


Актерство был убежден Бурков — это временно. Впереди если не литература, то хотя бы режиссура. Тем более что и в «Современнике», куда он ушел после Театра имени Станиславского, достойных ролей для него не находилось. «Боюсь, что меня втиснут в привычную для них типажность и я стану рядовым комиком». Выручало кино.


С начала семидесятых Георгий Бурков снимался много в нескольких фильмах в год. И фильмы были заметные — «Старики-разбойники», и «Егор Булычев и другие», и «Печки -лавочки» Шукшина, и роли, хотя почти эпизодические, запоминающиеся. «Жить стали лучше, — вспоминала Татьяна Ухарова, — предложений на съемки было много. У Жоры появилась эйфория. А потом наступил самый страшный в нашей жизни период. Он не выдерживал обрушившихся на него признания и популярности. Сейчас я думаю, как я могла все это вынести».


Выручала, видимо, «материнская» жалость Татьяны к мужу, маленькая дочурка Маша, в которой оба души не чаяли, ну и не последнюю роль — добродушие Георгия. «Как-то я его ждала со съемки фильма Сергея Соловьева Семейное счастье», где он работал, с замечательными актерами Анатолием Папановым и Катей Васильевой. Был первый день съемки, он должен был прийти днем, а появился после 12 часов ночи. Я была уже раскаленная душили монологи. Но когда открыла дверь, застыла. Стоял Бурков в белом костюме, с тростью и в канотье. Облокотившись на дверь и запрокинув голову, он произнес: «Ну что я говорил, я весь в белом, а вы в г..!» Как на него было сердиться! О его запоях ходили легенды. Бурков об этих вымыслах записал в дневнике: «Вот уже скоро месяц, как меня лечат от хронического алкоголизма…»

— Никогда он не лечился, рассказывала Татьяна Сергеевна. — Да, выпивал. Но не до запоев, этого никогда не было. Да и человеком он был очень домашним. Если нет спектакля или съемок — дома за столом: пишет, читает. Ведь все эти книги Георгий перечитал, Татьяна провела широким жестом по комнате, заполненной полками с книгами. — Он прочитал множество книг о театре. Еще тогда, в Перми, когда «тунеядствовал». Он был очень образованным человеком, может, самым начитанным из театра…»

«У Георгия Буркова идеальное лицо для роли спившегося интеллигента», — говорил Эльдар Рязанов В 1977 году в Театр им. Станиславского при шел художественным руководителем Андрей Алексеевич Попов, один из лучших режиссеров своего времени, известный к тому же внимательным и чутким отношением к актерам. С собой он привел талантливую режиссерскую молодежь-Анатолия Васильева, Бориса Морозова и Иосифа Райхельгауза. И Георгий Бурков вернулся в театр, который считал своим домом. Васильев поставил «Первый вариант Вассы Железновой», в которой роль Прохора поручил Буркову. Ретрограды приняли постановку в штыки, остальная публика — с восторгом. В 1980 году Бурков перешел во МХАТ к Ефремову. но вскрре безо всяких видимых причин ушел оттуда. «Ефремов видел в нем хорошего артиста с необыкновенной органикой, но не видел личности глубокой и незаурядной». — так объясняет этот шаг Татьяна Ухарова. Дальше -два года в Театре имени Пушкина. И там, и там у Буркова были значительные работы — генерал Панфилов в «Волоколамском шоссе» А. Бека во МХАТе и прекрасная работа в спектакле «Иван и Мадонна в Театре Пушкина.

Но эти успехи его не радовали. Хотя Буркову едва перевалило за пятьдесят, он вдруг решил: «Это старость. Так я устроен, что весь негатив переживаю сам с собой в лучшем случае, а в худшем, когда со мной близкие, родные…» Впрочем, у него действительно все чаще болело сердце. И несколько инфарктов уже сделали на нем отметины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector