Юрий петрович любимов

Лишение гражданства и вынужденная эмиграция

В 1980-е годы, после смерти В. С. Высоцкого, обстановка вокруг театра накалилась. Власти запретили спектакль «Владимир Высоцкий», посвящённый памяти артиста. Были запрещены также следующая постановка Юрия Любимова — пушкинский «Борис Годунов» (1982 год) и репетиции «Театрального романа» М. Булгакова (1983 год).

Несмотря на свои заслуги, в 1984 году Юрий Петрович Любимов был лишён гражданства СССР. Это произошло после публикации в том же году в газете «Times» интервью Любимова Брайану Эпплъярду (Bryan Appleyard), в котором режиссёр высказывал свою критическую позицию по поводу культурной политики в СССР.

В момент лишения гражданства Любимов находился в Лондоне, решение было принято заочно и оформлено в виде Указа Президиума Верховного Совета СССР, за подписью Черненко.

После лишения гражданства он работал в Израиле, США, Англии, Скандинавии, Франции, Италии, Германии. Ставил как драматические, так и оперные спектакли. В том числе, в Ковент-Гардене, Ла Скала и Гранд-опера. Рядом с режиссёром была его жена Каталин Любимова (Кунц), венгерская журналистка и переводчица, и их общий сын Петя. Каталин моложе Ю. П. Любимова на тридцать лет, и их знакомство — случайность. И несмотря на предыдущие «романы», сам Любимов предпочитал говорить только об одной женщине в своей жизни — о Каталин (Кате).

Запад с удовольствием принял Ю. Любимова — Израиль предоставил ему своё гражданство, ему доступны знаменитые и лучшие театральные сцены, его постановки пользуются большим успехом.

Причиной опалы была гражданская позиция Любимова, которой тот не скрывал, но поводом последующего изгнания, судя по всему, стала роль Любимова в организации похорон Владимира Высоцкого. В дни Летней Олимпиады 1980 года Москва была закрытым городом, и власти старались тихо и незаметно похоронить артиста.

Личная жизнь

Личная жизнь Любимова с его второй женой окутана ореолом таинственности. Это была в некоторой степени загадочная любовь. В театре имени Вахтангова работали Галина и Лариса Пешковы, и обе были очаровательны настолько, что сам актер не смог первое время понять, в какую же женщину в действительности он влюблен, тем более что Галина составляла конкуренцию Людмиле Целиковской, которая была фавориткой Сталина.

Эта любовная история оказалась настолько запутанной благодаря приукрашиваниям коллег, что не имеет определенного финала.

Ю. Любимов с любимой супругой

Говорят, что некоторое время Любимов жил сразу с двумя, но, в конце концов, женился на одной из сестер, хотя в сердце дать себе определенный отчет в чувствах так и не смог.

Некоторое время назад Юрий был очарован Людмилой Целиковской. Пятнадцать лет бездетного гражданского брака моментально рухнули, так как Людмила не смогла терпеть рядом с собой появление еще одной женщины, ее чувство соперничества не позволило ей это принять.

Как только страсти улеглись, и наступило затишье, на горизонте появилась Каталина Кунц, венгерка по происхождению, совмещавшая журналистскую деятельность с работой переводчика. И тогда, в шестидесятилетнем возрасте, Любимов, наконец, был окружен уютом домашнего очага и чувствовал себя как в тихой гавани. Детей Любимов и его супруга завели гораздо позже. В 1979 году на свет появился их сын Петр. Со «своей Катей», как актер любил повторять, Юрий прожил до конца своих дней.

Личная жизнь

Режиссер старался не афишировать личную жизнь. Известно, что объектом желания студента Павла Любимова была однокурсница, будущая возлюбленная Владимира Высоцкого – Татьяна Иваненко, в 1970-м исполнившая роль в картине «Впереди день».

Постановщик и его жена Наталья Любимова дружили домами с семьями актера Александра Фатюшина (хоккеист Гурин из фильма «Москва слезам не верит»), снявшегося в картине Павла Григорьевича «Весенний призыв», и композитора Юрия Саульского, автора музыки к четырем последним лентам режиссера.

Алексей Любимов, сын Павла Любимова (кадр из фильма «Предел желаний»)

Супруги вырастили двух сыновей, один из которых – Алеша – сыграл своего тезку в фильме 1982 года «Предел желаний», рассказывающем о воспитательнице детского сада Вере. На момент смерти режиссера внуков у него еще не было.

Последние 15 лет жизни Павел Григорьевич фильмов не снимал, а занимался художественным переводом с английского языка. Благодаря Любимову читатели познакомились с технотриллером Ларри Бонда «Котел», женскими романами Барбары Картленд и Рут Ренделл.

Лишение гражданства и работа за границей

Юрий Петрович преумножил свой талант и стал известен не только отечественной публике, но вышел за пределы родной страны. В начале восьмидесятых годов он покидает СССР и играет в спектаклях уже на зарубежной сцене. За территорию любимой страны он выезжает как прославленный режиссер, затем аудитория узнает его в амплуа актера. С этого момента начинается его незримый конфликт с Родиной.

После лишения гражданства Юрий проживал в Лондоне

В 1984 году Любимов пребывал в Лондоне, где узнал, что в советском союзе его лишили гражданства, чему причиной была «гражданская позиция, противоречившая политике СССР».

Но Юрий Петрович не остался отверженным и в западных странах. С огромным восторгом он был принят в Израиле, продолжал актерскую деятельность во Франции, Италии, Германии, Финляндии, США и нескольких других государствах. Его успех на чужбине был просто ошеломителен.

Детство

Юрий Петрович родился под Ярославлем, но уже в 1922 году вся семья перебралась в Москву. Во время НЭПа отец будущей знаменитости начал заниматься бизнесом, у него был магазин в Охотном ряду. Мама Любимова трудилась учительницей. В стране начались репрессии, под них попал и отец Любимова. По воспоминаниям Юрия, его папу забирали дважды. За деньги, не по политике. Называли Петру Захаровичу суммы, которых у него не было. Досталось в этот период и деду Юрия Любимова, который тоже переехал в Москву. Но, в отличие от многих, в семье от родственников не отказывались, поддерживали, даже если кто-то сидел в тюрьме.

Из-за трудного времени Юрий бросил в школу и поступил в электромеханический техникум. Одновременно он работал и защищал себя на улице от посягательств. Однажды Любимова избили, выбили два зуба и рассекли голову. Будущий артист на следующий день пошел на улицу с финкой и однозарядным пистолетом, но до разборок не дошло. Зато Любимова начали уважать и больше не трогали.

Актерская карьера

В 1934 году Юрий Любимов пошел учиться в студию, которая находилась при МХАТе 2-м. И через год артист вышел на сцену с первой эпизодической ролью в постановку «Мольба о жизни». Спустя еще год театр и студию закрыли. Юрия перевелся в Щуку. И здесь он начал играть в спектаклях «Человек с ружьем», «Много шума из ничего», «Принцесса Турандот», «Путь к победе» и других.

Человек с большой буквы

Ну а в качестве диплома пошла работа в постановке «Мещане» по произведению Максима Горького. В 1939 году после театрального училища Любимов пошел работать в труппу театра имени Вахтангова.

В 1941 году Любимова призвали в армию. Он нес службу в ансамбле песни и пляски НКВД. И жил по армейским правилам, с дедовщиной. Но в обиду себя не давал. А во время войны Юрий Петрович выезжал на передовую и с ансамблем давал концерты перед бойцами.

Во время войны Юрий Любимов дебютировал в кино. В 1941 году он сыграл Принца-свинопаса в новелле «Свинопас» альманаха «Цветные киноновеллы». Потом ему досталась главная роль в военной драме «Дни и ночи» Александра Столпера. А после войны вышла комедия «Беспокойное хозяйство» Михаила Жарова.

После демобилизации в 1946 году Юрий Любимов вернулся в труппу театра Вахтангова. Актер начал активно работать и вскоре получил заслуженное признание. Среди первых работ на сцене: Олег Кошевой в «Молодой гвардии», Крис во «Все мои сыновья», Шубин в «Накануне».

С супругой Каталиной

Позже были спектакли «Заговоре обреченные», «Миссурийский вальс», «Петвые радости», «Отверженные». В 1951 году Любимова ввели в постановку «Много шума из ничего» на роль Венедикта. Сам актер признается, что роль играл с большим удовольствием, причем, нашел там интересные драматургические принципы.

Самые знаковые работы Юрия Любимова в 50-е: спектакли «Два веронца», «Чайка», «Идиот», «Маленькие трагедии», «Иркутская история». И в это же время, а точнее в 1959 году, мужчина дебютировал в качестве режиссера, он поставил пьесу «Много ли человеку надо». Одновременно Любимов начал преподавать в Щукинском училище.

В это время в кино у Юрия Любимова работы было мало. Он всегда предпочитал театр, нежели съемочную площадку. Но все же основные киноработы пришлись на 50-е. Это фильмы «Белинский», «Прощай, Америка!», «Композитор Глинка», «Егор Булычов и другие», «Город зажигает огни», «Человек с планеты Земля».

В 1963 году режиссер поставил на сцене Щукинского училища спектакль «Добрый человек из Сезуана». Актеры были подобраны из числа студентов. И постановка была поистине выдающейся в то время. Во время политической «оттепели» пьесу могли спокойно закрыть, но помешали этому влиятельные люди.

Любимову предложили встать у руля Театра драмы и комедии. Он находился на Таганской площади и вел жалкое существование. За работу Юрий Петрович принялся активно, смог добиться изменения репертуара и труппы из актеров-студентов Щуки. В итоге на сцене театра, который назвали «театр на Таганке», поставили первый спектакль «Добрый человек из Сезуана» 23 апреля 1964 года.

Это моя свобода. Юрий Любимов Довольно быстро театр стал одним из ведущих в столице. Сначала здесь, в основном, ставили драматические спектакли, потом начали обращаться к классике и произведениям современников.

Успешной была работа Юрия Любимова и в оперном театре, где он значился режиссером. Первый опыт – постановка оперы «Под жарким солнцем любви» Луиджи Ноно. Ее сыграли в 1975 году на сцене итальянской «Ла Скалы». В 1979 году там же поставили «Бориса Годунова», а через два года «Хованщину».

Лишение гражданства

В марте 1984 года Ю.П.Любимова освобождают от должности художественного руководителя театра, а 11 июля 1984 года Указом Президиума Верховного Совета СССР, подписанным К. Черненко, лишают советского гражданства.

«Мир облагодетельствован его изгнанием» — так была оценена в западной прессе работа Любимова за рубежом. Постановки «Преступления и наказания» Ф.Достоевского в Австрии, Англии, США, Италии были удостоены высших театральных премий, в том числе в Австрии — Премии Иозефа Кайнца. Спектакль «Бесы» по роману Ф.Достоевского, поставленный в лондонском театре Альмида, гастролировал по всей Европе, в частности, по приглашению Д.Стрелера — в парижском Театре Европы (1985).

Получив приглашение И.Бергмана, Ю.Любимов ставит в стокгольмском Королевском драматическом театре спектакли «Пир во время чумы» (1986) и «Мастера и Маргариту» (1988). Создает «Ревизскую сказку» по Н.Гоголю (1986, Бургтеатр, Вена), «Закат» по И.Бабелю (1986, театр «Габима», Тель-Авив), «Пир во время чумы» по «Маленьким трагедиям» А. Пушкина (1986, Королевский драматический театр, Стокгольм), «Гамлет» по У.Шекспиру (1989, театр Хэймаркет, Лестер, Великобритания; 1989, театр Гинза, Токио).

Не менее плодотворной была его работа в оперном театре: «Саламбо» М.Мусоргского (1986, Гранд Опера, Париж); «Лулу» Берга (1983, театр Реджио, Турин; 1987, Лирик опера, Чикаго); «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (1983) и «Риголетто» Дж. Верди (1984), Театр Коммунале, Болонья; «Фи-делио» Л. Бетховена (1985, Штатсопер, Штутгарт); «Мастер и Маргарита» Р. Кунада (1986, Оперный театр, Карлсруэ); «Енуфа» Л. Яначека (1986, цюрихский Оперный театр и лондонский Ковент Гарден); 1993 — боннский Штатсопер); «Евгений Онегин» П. Чайковского (1987, Штатсопер, Бонн); «Тангейзер» Р.Вагнера (1988, Штатсопер, Штутгарт); «Золото Рейна» Р. Вагнера (1988, Ковент Гарден, Лондон). Кроме того, в миланском Ла Скала режиссер воплотил «Страсти по Матфею» И.С. Баха (1985).

Возвращение в Россию

С изменением политической ситуации в стране стало возможным возвращение Ю. П. Любимова в Россию. В мае 1988 года Юрий Любимов приехал в Москву, и приезд его стал одним из важнейших событий общественной жизни — по праву он был воспринят как подлинное торжество справедливости. Любимов восстановил запрещенного прежде «Бориса Годунова», тогда же был восстановлен и спектакль «Владимир Высоцкий». В следующем, 1989 году состоялась премьера «Живого» Б. Можаева — через 21 год после запрета постановки. В том же 1989 году Ю. П. Любимову вернули советский паспорт, а его имя как художественного руководителя и постановщика спектаклей спустя шесть лет вновь появилось на афишах Таганки.

После возвращения Мастера в страну на Таганке им были поставлены спектакли:

  • «Пир во время чумы» А. С. Пушкина (1989 г.),
  • «Самоубийца» Н. Эрдмана (1990 г.),
  • «Электра» Софокла (1992 г.),
  • «Живаго. (Доктор)» Б. Пастернака (1993 г.),
  • «Медея» Еврипида (1995 г.),
  • «Подросток» Ф. М. Достоевского (1996 г.), в котором уверенно заявили о себе принятые в труппу выпускники набранного Ю. Любимовым в 1990 году нового актерского курса Щукинского училища.

С 1997 года Любимов сознательно отказывается от ряда контрактов на Западе, решив целиком посвятить себя только своему театру. Спектакли словно помолодели, а к Таганке пришло второе дыхание. В 1997 году создатель Театра на Таганке отметил свое восьмидесятилетие премьерой спектакля «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского. 11 декабря 1998 года премьерой «Шарашки» по роману «В круге первом» был отмечен 80-летний юбилей А. И. Солженицына. А месяцем раньше этого же года была показана премьера «Марат и маркиз де Сад» П. Вайса. В 1999 году к 35-летию театра Юрий Любимов поставил с молодыми актерами новую редакцию брехтовского «Доброго человека из Сезуана», ставшего символом легендарной Таганки.

Последовавшие затем одна за другой премьеры Театра на Таганке — спектакли «Хроники» У. Шекспира, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и «Театральный роман» М. Булгакова в 2000 году и новая редакция «Живаго (Доктор)» Б. Пастернака и «Сократ/Оракул» К. Кедрова и Ю. Любимова в 2001 году — стали ярким событием как для традиционных таганских зрителей, сохраняющих верность театру Юрия Любимова на протяжении десятилетий, так и для нового поколения театралов.

Никогда еще Театр на Таганке так часто не выезжал на гастроли. За последние пять лет труппа не раз побывала в Японии, Гонконге, Греции, Германии, Хорватии, Финляндии, Франции, США, Италии, Турции, Израиле, Чехии, Венгрии, Колумбии, Португалии, Испании…

За свои постановки Юрий Любимов был удостоен высших наград и премий.
Разработавший собственную систему воспитания актеров, Юрий Любимов проводит мастер-классы и за рубежом. Лишь в Италии он работал с актерами в Риме, Милане, Болонье, Турине, Аквиле, Неаполе…

Сегодня на сцене Театра на Таганке играет три поколения московских учеников Любимова. В 2001 году Юрий Любимов набрал новых студентов на отделение «Музыкального театра» РАТИ (ГИТИС), и они уже заняты в его постановках.

Свой 85-летний юбилей 30 сентября 2002 года Юрий Любимов отмечает премьерой спектакля «Фауст» И. В. Гете в Театре на Таганке.

Война

С 1941 по 1947 годы Любимов служит в ансамбле песни и пляски НКВД, организованном для поддержания духа войск, исполняет роль конферансье, читает поэмы, разыгрывает маленькие интермедии. После демобилизации возвращается в театр имени Вахтангова. С большим удовольствием, по его собственному признанию, играет переданную ему Р. Симоновым роль Бенедикта в «Много шума из ничего». Ему нравилась сама пьеса, в этой, по существу, первой встрече с Шекспиром Любимов, по его словам, нашел интересные для него драматургические принципы: монтаж, соединение коротких сцен, сами стыки которых высекали художественный смысл, принципы, которые присущи произведениям Эйзенштейна и Мейерхольда.

Детство и юность

Павел Григорьевич Любимов родился в Москве за 3 года до начала Великой Отечественной войны. О раннем детстве будущего режиссера, названного в честь дедушки, известно мало. Мальчика, с малолетства сочинявшего стихи и рассказы, обожали бабушка, мама Лера – будущий редактор киностудии юношеских фильмов и тетя Люда, профессиональный кинокритик.

Павел Любимов в молодости / Кино-театр

Планы Павла на поступление в Институт иностранных языков сменились желанием стать кинорежиссером после трагического происшествия – на глазах юноши от огнестрельного ранения погиб его товарищ. Кинодебют молодого постановщика – фильм «Тетка с фиалками» – удостоился премии на Краковском фестивале.

Ансамбль песни и пляски НКВД

В армию Юрий Петрович попал еще в 1940 году, во время финских событий. Служил в железнодорожных конвойных войсках, на себе испытал суровость армейской дисциплины:

  • побывал в карцере, куда отправляли за малейшее ослушание,
  • пятнадцать суток просидел на губе, то есть в армейской тюрьме.

Через полгода Сергей Иосифович Юткевич, с 1939 года занимавший должность главного режиссера ансамбля песни и пляски НКВД, отбирал к себе в Ансамбль актеров и, в том числе, взял Ю. Любимова, которого знал до войны как яркого, талантливого артиста. Подчинялся Ансамбль лично наркому внутренних дел Берии. Ансамбль выступал и перед Сталиным, но вообще-то создан он был для выступлений на передовой, и Берия, выслуживаясь перед главнокомандующим, не берег ансамбль – посылал его на очень опасные участки.

«Войну я встретил на границе, – вспоминал Любимов. – Нас с ансамблем послали обслуживать границу, мы приехали с составом своим и с этим же последним составом, уже под бомбежкой немцев, мы возвращались» («Рассказы…» С.171). Ансамбль часто отступал последним, почти на виду у немцев. Он побывал и в осажденном Ленинграде, и в разбитом Сталинграде.

Юрий Любимов в Ансамбле песни и пляски НКВД СССР

В Ансамбле Любимов попал в замечательную творческую среду. «Команда была немыслимая, просто фантастическая» («Рассказы…» С.168), – рассказывал он. Режиссировали программы Ансамбля Сергей Юткевич, Рубен Симонов, Николай Охлопков (каждый – свою программу), сценарии и репризы писали Николай Эрдман и Михаил Вольпин.

За Любимовым был конферанс; однако он не только вел программы, но и играл во всех интермедиях Эрдмана. Танцы ставил Касьян Голейзовский. В выступлениях танцоров участвовал Асаф Мессерер. Музыку писал Дмитрий Шостакович. Сотрудничал с Ансамблем и Карэн Хачатурян. Здесь был даже свой завлит – Иван Добровольский. Руководил Ансамблем Михаил Тарханов. С актерами работали также Владимир Белокуров и Валентина Мартьянова – «мои учители мастерству актера», – говорил о них Любимов.
Вместе с Ансамблем Юрий Любимов прошел через всю войну, выступая в роли конферансье, читая поэмы и разыгрывая интермедии порой в непосредственной близости от передовой. Ю. П. Любимов награжден Орденом Великой Отечественной Войны II степени (1996 г.) и медалями:

  • Медаль «За оборону Ленинграда» (1943 г.);
  • Медаль «За оборону Москвы» (1944 г.);
  • Медаль «За победу над Германией» (1945 г.);
  • Медаль «За участие в Великой Отечественной войне» (1946 г.)

Награды

  • Медаль «За оборону Ленинграда». (1943)
  • Медаль «За оборону Москвы».
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
  • Государственная премия СССР2 класс (1952) — за роль в спектакле Тятина «Егор Булычов и другие» М. Горького (Театр Вахтангова).
  • BITEF Первая премия за Гамлет (1976)
  • Первая премия II Международного фестиваля «Театральные встречи в Варшаве», Польша (1980).
  • Лондон Премия Evening Standard за «Преступление и наказание» Ф. Достоевского (1983)
  • Народный артист России. (1991)
  • Приз зрительских симпатий Международного театрального фестиваля в г. Афины (1995)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством»3 класс, Россия (16 сентября 1997 г.) — за большой личный вклад в развитие театрального искусства.
  • Государственная премия РФ (1997).
  • Почетная медаль Президента Венгерской Республики (1997 г.).
  • Гран-при Международного фестиваля в г. Салоники (1999).
  • “Золотая маска»В номинации« За честь и достоинство », Москва (2000).
  • Командующий Орден искусств и литературы (Франция, 2002) за выдающуюся театральную работу.
  • Великий офицер Орден Звезды итальянской солидарности (2003)
  • Рыцарь Орден Полярной звезды (Швеция, 2004 г.)
  • Серебряный Крест Орден За заслуги перед Республикой Польша (2004)
  • Орден восходящего солнца, 4 класс, Золотые лучи с розеткой (Япония, 2007)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством»2 степени (Россия, 25 сентября 2007 г.) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность.
  • Почетный член Российская Академия Художеств
  • Юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль Жукова
  • Заслуженный артист РСФСР.

Служба в разведке

Отец Михаила — сотрудник ОГПУ Петр Любимов, во второй половине 40-х годов XX века возглавлявший СМЕРШ в Прикарпатье, был против того, чтобы сын связывал судьбу со шпионажем. Но молодой человек, считавший разведку «оплаченной формой наслаждения», был непреклонен в своем выборе и в 1959 году начал работать в Первом главном управлении КГБ.

В начале 60-х годов ХХ столетия Михаил Петрович, занимая должность второго секретаря советского посольства в Лондоне, покорял британских знакомых умением с шармом одеваться и беседами о симпатиях к западным ценностям и европейской культуре. Молодой дипломат получил прозвище Улыбающийся Майк. Однако доброжелательная улыбка и галстуки помогали Любимову входить в доверие и добывать необходимую Советскому Союзу информацию.

В 1965 году Михаила Петровича выслали из Лондона. Впоследствии Любимов занимался разведкой в Дании, работал и возглавлял в КГБ организацию шпионской сети в Великобритании. В 1980 году уроженец Днепропетровска вышел в отставку.

Детство и юность

Родился будущий артист и режиссер осенью революционного 1917 года в Ярославле в зажиточной купеческой семье. Когда Юрию исполнилось 5 лет, семья перебралась в Москву. Во времена НЭПа в Охотном ряду купец Петр Любимов держал лавку, в которой торговал шотландской сельдью. Родители Юрия Петровича – образованные люди. Отец окончил коммерческое училище, мама – педагогическое. Она работала учительницей в начальной школе.

Юрий Любимов

В конце 1920-х бывшего купца лишили гражданских прав как живущего на нетрудовые доходы. Лишенца Любимова неоднократно арестовывали. Чтобы обезопасить родных, Петр Захарович развелся с женой, но семья с трудом выживала. Помогала многочисленная родня, не отвернувшаяся от «опасного» родственника.

Юрий Любимов в молодости

Юрий Любимов окончил семь классов: в старшие парня не приняли из-за происхождения. Он поступил в техникум, чтобы получить специальность электромеханика. Но мир искусства манил Юрия. Увиденную в детстве на подмостках МХАТа игру Константина Станиславского Любимов запомнил на всю жизнь. Студент поступил в театральную студию, работавшую при 2-м МХАТе. В 1935 году 18-летний Юрий Любимов впервые вышел на подмостки. Так началась его творческая биография.

Эмиграция

В 1980 году умирает Владимир Высоцкий. Театр готовит спектакль памяти легендарного артиста и поэта. Этот спектакль власти запрещают. В 1982 году запрещают и следующую постановку Ю. Любимова — «Борис Годунов» А. С. Пушкина. С запретами театр встретился не впервые. Раньше, в 1968 году, был запрещен спектакль «Живой» Б. Можаева, в 1970 году спектакль «Берегите ваши лица» А. Вознесенского был запрещен уже после премьеры и прошел только три раза. К 1983 году в театре складывается невыносимая ситуация: запрещены не только подряд два новых спектакля, но и репетиции «Театрального романа» М. Булгакова. По приглашению Ассоциации Великобритания — СССР Юрий Любимов выезжает в Англию для постановки «Преступления и наказания» Ф. Достоевского в лондонском театре Лирик. После ряда интервью западным журналистам в марте 1984 года Ю. П. Любимова освобождают от должности художественного руководителя созданного им Театра на Таганке, затем последовал указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1984 года за подписью К. Черненко о лишении Юрия Любимова советского гражданства. Само имя его не только снимают со всех афиш и программок Театра на Таганке, но даже упоминание о нем ставят под запрет.

За годы вынужденной эмиграции Юрий Любимов много работал на Западе. Его постановки «Преступления и наказания» в Австрии, Англии, США и Италии удостоены высших театральных премий, «Бесы» в исполнении лондонского театра «Альмида» гастролировали по всей Европе, в том числе в парижском Театре Европы по приглашению Джорджо Стрелера. По приглашению Ингмара Бергмана в Стокгольмском Королевском драматическом театре Любимов поставил «Пир во время чумы» А. С. Пушкина (1986 г.) и «Мастера и Маргариту» М. Булгакова (1988 г.).

Сердцеед

Сердечные страсти всегда кипели вокруг нашего героя. На это прямо указывает его биография. Личная жизнь Юрия Любимого была предметом горячего обсуждения его современников. Известно, что в труппе театра Вахтангова было немало привлекательных актрис. Но сестры Пашковы – Галина и Лариса — считались исключительными красавицами. Будущий режиссер буквально разрывался между двумя очаровательными дамами. По слухам, некоторое время троица даже проживала под одной крышей.

Следующая пассия Юрия Петровича – Елена Корнилова – утверждает, что ее роман с Учителем длился 13 лет. Женщине приходилось делить его с гражданской женой – Людмилой Целиковской.Она вспоминает, что противиться обаянию Любимова было невозможно. Режиссер «Таганки» был потрясающе творческим человеком. Под его влиянием актеры день и ночь пропадали в театре. Елена также отмечает, что великому режиссеру нравились волевые женщины

Дамы с жестким и боевым характером неизменно завоевывали его внимание. Именно поэтому он так долго прожил с непревзойденной Целиковской

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector