7 интересных фактов из жизни петра тодоровского

Оператор

По окончании института в качестве кинооператора дебютировал на Кишиневской киностудии хроникальных и документальных фильмов. Принял участие в съемках музыкальной картины «Молдавские напевы». Затем около десяти лет проработал оператором на знаменитой Одесской киностудии, куда его пригласил Марлен Хуциев для создания «Весны на Заречной улице». Двумя годами позже в этом же тандеме вышел фильм «Два Федора».

В Одессе будущий режиссер через объектив камеры наблюдал за работой будущих мэтров, таких как: Евгений Ташков («Жажда»), Виктор Жилин («Моя дочь»), Марлен Хуциев. И уже в 1962 году в сорежиссерстве с Владимиром Дьяченко снял свой первый фильм. После этой картины Петр Тодоровский стал постановщиком, сценаристом и композитором собственных лент.

Детство и юность

Отдыхает ли природа на детях гениев — это вопрос. А вот к сыновьям талантливых людей она, скорее всего, не так строга, потому как примеров добротной творческой преемственности не счесть. Петр Тодоровский, снявший «Любимую женщину механика Гаврилова» и «Военно-полевой роман», в лучшие советские режиссеры не метил, но и в тени не оставался. Недаром он заслужил звание народного артиста РСФСР.

К его сыну Валерию уже приглядывались настороженно: не «мажор» ли, пробившийся в кино только лишь за счет известной фамилии? Но, сняв «Страну глухих», «Стиляг» и «Оттепель», Тодоровский-второй, кажется, снял эти вопросы. Теперь же настал черед доказывать свою профпригодность его сыну Петру, который поначалу о режиссерской карьере вовсе и не задумывался.

Петр Тодоровский – младший в детстве с родителями

Петя родился в Москве 6 декабря 1986 года. Он стал первым ребенком в союзе Валерия Тодоровского и его первой жены Натальи Токаревой. Этот брак казался крепким и надежным, вслед за первенцем в нем появилась дочь Екатерина, однако после знакомства с Евгенией Брик режиссер ушел из семьи.

К моменту расставания родителей Петру уже было 20 лет. Он учился в МГУ, мечтая связать дальнейшую жизнь с журналистикой. Он не собирался работать в кино и даже в детстве не стремился попасть на съемочную площадку, хотя возможностей было предостаточно. Конечно, Тодоровский-младший любил смотреть фильмы, но они были средством для развлечения и инструментом формирования вкуса.

Окончив вуз, Петр пошел на телевидение. Тогда он был вдохновлен старым НТВ, где любовался работой Леонида Парфенова и его коллег и мечтал, что будет делать что-то похожее. Но романтика относительно профессии быстро остыла. Журналистика оказалась тяжелым трудом и школой жизни для Тодоровского, а вот призванием не стала.

Он успел поработать на MTV и СТС, а на телеканале «Россия» дорос до шеф-редактора программы «Вести». Однако профессия, приносящая деньги, не дарила удовлетворения, в то время как Петр мечтал о деле, которое бы поглощало его без остатка. Он решил переключиться на кино, но знаний не хватало. Тогда на помощь пришли Высшие режиссерские курсы, где Тодоровский отучился год.

Он уверен: чтобы работать в кино, не так важно профессиональное образование, сколько знание жизни, внутреннее наполнение, а еще кругозор, вкус и индивидуальный почерк. Создавая фильмы, Петр прислушивается к советам, но старается сохранять собственное видение

Фильмография[ | ]

Актёр

  • 1970 — «Был месяц май» — старший лейтенант Владимир Яковенко
  • 1977 — «Трясина» — эпизод
  • 2004 — «Курсанты»
  • 2007 — «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя» — гость на новогоднем вечере

Режиссёр

  • 1962 — «Никогда»
  • 1965 — «Верность»
  • 1967 — «Фокусник»
  • 1970 — «Городской романс»
  • 1973 — «Своя земля»
  • 1976 — «Последняя жертва»
  • 1978 — «В день праздника»
  • 1981 — «Любимая женщина механика Гаврилова»
  • 1983 — «Военно-полевой роман»
  • 1986 — «По главной улице с оркестром»
  • 1989 — «Интердевочка»
  • 1992 — «Анкор, ещё анкор!»
  • 1995 — «Какая чудная игра»
  • 1997 — «Ретро втроём»
  • 2001 — «Жизнь забавами полна»
  • 2003 — «В созвездии Быка»
  • 2008 — «Риорита»

Сценарист

  • 1965 — «Верность» (совместно с Булатом Окуджавой)
  • 1970 — «Городской романс» (совместно с Феликсом Миронером)
  • 1976 — «Последняя жертва» (совместно с Владимиром Зуевым)
  • 1978 — «В день праздника» (совместно с Валентином Коноваловым)
  • 1983 — «Военно-полевой роман»
  • 1986 — «По главной улице с оркестром» (совместно с Александром Буравским)
  • 1989 — «Интердевочка» (совместно с Владимиром Куниным)
  • 1992 — «Анкор, ещё анкор!»
  • 1995 — «Какая чудная игра»
  • 1997 — «Ретро втроём»
  • 2001 — «Жизнь забавами полна»
  • 2003 — «В созвездии Быка» (совместно с Александром Буравским)
  • 2003 — «Личная жизнь официальных людей»
  • 2008 — «Риорита»
  • 2015 — «Встреча на Эльбе»

Оператор

  • 1955 — «Молдавские напевы»
  • 1956 — «Весна на Заречной улице»
  • 1956 — «Моя дочь»
  • 1958 — «Два Фёдора»
  • 1959 — «Жажда»
  • 1962 — «Никогда»

Кинохроника

  • 1954 — спецвыпуск киножурнала «Советская Молдавия» № 31, посвящённый 37-й годовщине Великого Октября
  • 1955 — киножурнал «Советская Молдавия», № 1 (сюжеты «Новогодний бал в университете», «Труженики новогодней ночи», «Дурлештская машинно-тракторная станция», «Женская тракторная бригада Кишкаренского района», «25 лет педагогическому институту Кишинёва»)
  • 1955 — спецвыпуск киножурнала «Советская Молдавия», посвящённый выходу футбольной команды «Буревестник» в класс «А» чемпионата СССР

Композитор

  • 1960 — «Сильнее урагана»
  • 1965 — «Над нами Южный крест»
  • 1983 — «Военно-полевой роман»
  • 1984 — «Мои современники»
  • 1986 — «По главной улице с оркестром»
  • 1989 — «Интердевочка»
  • 1992 — «Анкор, ещё анкор!»
  • 1995 — «Какая чудная игра»
  • 1997 — «Ретро втроём»
  • 2001 — «Жизнь забавами полна»
  • 2001 — «Праздник»
  • 2003 — «В созвездии Быка»
  • 2003 — «Личная жизнь официальных людей»
  • 2008 — «Риорита»

1974 — «Есть у меня друг»

По словам Никиты Ефремова

В беседе с журналистами актер признался, что сценарий ему понравился с самого начала, однако он с первого раза не понял, что именно ему импонирует. Пришлось перечитывать текст несколько раз, чтобы произошло его проникновение в сознание.

Подсознательно он прочувствовал какие-то моменты, не до конца им принимаемые, поэтому поначалу произошло некое отторжение. Актера заинтересовало то, как у его героя происходил переход от осознания одолевающих его проблем к их чувственному восприятию.

По мнению Ефремова, в фильме подобрались замечательные партнеры, и он рад, что ему доведется работать в этом проекте с Е. Ткачуком, И. Старшенбаум, Д. Балабановой. От сотрудничества с режиссером Тодоровским Никита ожидает многого. Он надеется, что созданное ими кино поможет кому-нибудь адекватно повести себя в экстремальной ситуации.

«Верность»

Режиссер продолжительное время бился над тем, чтобы советская цензура пропустила фильм «Верность» — сценарий трижды возвращали на доработку. Правки, внесенные в текст, все не могли никак удовлетворить руководство. И вот, когда автор уже был готов отказаться от замысла, сценарий внезапно утвердили. Однако потребовали добавить в картину «идеологически верную» сцену воинской присяги. Тодоровский дал согласие.

Картина «Верность» в 1965 году получила на Венецианском кинофестивале приз «За лучший дебют». И что занимательно — высокопарных прелестей присяги итальянцы не увидели, поскольку прямо перед показом Тодоровский навестил местных киномехаников на пару с бутылкой водки и лично вырезал лишнюю, по его мнению, сцену.

Елена Яковлева. «Интердевочка», 1989 год

«Когда ассистент привёл мне Яковлеву на главную роль в «Интердевочку», я был разочарован, — признался режиссёр в фильме Первого канала «ИнтерЛеночка». — Подумал: «Ну какая из неё проститутка?» «Он был недоволен мной, — подтвердила Яковлева. — Ему казалось, что Танька должна быть более женственной, с большой грудью, пышными бёдрами. Но на третий день репетиций он сказал: «Наверное, я тебя утверждаю». Зрители удивлялись, как легендарный режиссёр взялся за столь щекотливую тему, но особенно интригующе было узнать, как он снимал постельную сцену. Яковлева рассказывала: «Все трясли всё, что было вокруг: кто — диван, кто — тумбочку, а я лежала, как бревно. Пётр Ефимович понял, что я всё равно не трясусь, и на втором дубле взял меня за ноги. Гримёры глицеринчика на меня накапали. Он скатывался по лицу, щекотал, а я лежала и думала, как бы мне не зачесаться».

Почти Купидон

Значительную роль сыграл Тодоровский в судьбе Виталия Соломина и его второй жены Марии Леонидовой, ведь именно на съемках его картины «Городской романс» актер и случайно попавшаяся на глаза ассистенту режиссера на улице девушка впервые встретились. Вспыхнувшая между двумя людьми страсть оказалась настолько сильной, что даже заставила понервничать непосредственного виновника судьбоносной встречи.

Для того чтобы Леонидова, проводившая ночи с возлюбленным, прекратила заявляться на площадку заспанной, Тодоровский заменил Соломина на Киндинова. Однако дальнейшая история показала, что мимолетное увлечение оказалось чем-то гораздо в большей степени серьезным — Виталий и Мария поженились.

События биографии

  1. 1948-1949 – Работал на заводе стеклотары. Одновременно заканчивал 10-й класс и брал у художника уроки рисования.
  2. 1949 – Поступил во ВГИК, на операторский факультет. После 1-го курса его собирались исключать как «бездарного», но он осенью сумел пересдать экзамен по мастерству.
  3. 1954 – Окончив с красным дипломом институт, снимал сюжеты для киножурнала «Советская Молдавия». Был оператором 1-го молдавского художественного фильма – «Молдавские напевы» А. Золотницкого
  4. 1955-1964 – Был оператором на Одесской киностудии. Снял картины: «Моя дочь», «Весна на Заречной улице», «Два Федора», «Жажда», «Никогда». В последней был сорежиссером В. Дьяченко.
  5. 1960-2009 – Написал музыку для кинолент «Сильнее урагана», «Над нами Южный крест», «Пришельцам новым» и нескольких своих фильмов.
  6. 1965 – Самостоятельный режиссерский дебют – военная мелодрама «Верность», в котором Тодоровский выступил и сценаристом вместе с Б. Окуджавой. Сюжетом послужили воспоминания Петра Ефимовича об учебе в военном училище, пути на фронт и первом бое. В этом же году перешел работать на «Мосфильм».
  7. 1965-2001 – Исполнял песни в фильмах «Рабочий поселок», «Вылет задерживается», «Маленький человек в большой войне», «Жизнь забавами полна». В этот же период аккомпанировал В. Высоцкому при записях его песен.
  8. 1967-1981 – Был режиссером картин «Фокусник», «Своя земля», «Любимая женщина механика Гаврилова».
  9. 1970 – Был режиссером мелодрамы «Городской романс», сценарий к которой написал совместно с Ф. Миронером. Снялся в роли старшего лейтенанта Яковенко в фильме М. Хуциева «Был месяц май».
  10. 1975 – Поставил драму «Последняя жертва» по одноименной пьесе А. Островского и своему сценарию, написанному совместно с В. Зуевым.
  11. 1977 – Снялся в эпизоде картины «Трясина».
  12. 1978 – Был режиссером и сценаристом (совместно с В. Коноваловым) фильма «В день праздника».
  13. 1983 – Стал сценаристом и режиссером драмы «Военно-полевой роман». Толчком к написанию сценария послужила встреча автора с продавщицей пирожков Любой, у которой был фронтовой роман с комбатом, погибшим в наступлении под Вислой. Эту картину и ныне считают одной из лучших лент о любви.
  14. 1986 – Написал с А. Буравским и поставил трагикомедию «По главной улице с оркестром».
  15. 1989 – По роману В. Кунина снял нашумевшую советскую драму «Интердевочка» на скандальную для СССР тему о валютных проститутках.
  16. 1992 – Снял комедийную драму «Анкор, еще анкор!» – о гарнизоне, в котором жили семьи военных, победивших в войну. С этого момента стал писать музыку для своих фильмов.
  17. 1995 – Выпустил в кинопрокат социальную драму «Какая чудная игра».
  18. 1998 – Снял лирическую драму «Ретро втроем».
  19. 2001 – Выпустил мелодраму «Жизнь забавами полна». В этом же году написал музыку для фильма Г. Сукачева «Праздник», после чего подружился с этим режиссером и дал вместе с ним ряд концертов.
  20. 2003 – Снял лирическую военную драму «В созвездии быка», основанную на автобиографическом периоде жизни в эвакуации. Написал сценарий и музыку для детектива В. Новака «Личная жизнь официальных людей», рассказывавшего о совместном милицейском расследовании супругов Пантелеевых. В ходе работы Вера увидела новые стороны характера супруга Анатолия и поняла, что все еще любит его. Это помогло работникам правоохранительных органов сохранить чуть было не распавшуюся семью.
  21. 2004 – Сыграл местного жителя в ленте «Курсанты», снятой А. Кавуном по автобиографической книге П. Тодоровского «Вспоминай – не вспоминай».
  22. 1975 – Снялся в эпизоде комедии «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя».
  23. 2008 – Снял военную драму «Риорита» о провокаторе, из личной корысти обрекшем ушедшего воевать жителя и трех его сыновей на смерть.
  24. 2002-2007 – Преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров вместе с Н. Рязанцевой.
  25. 2009 – Снялся в документальном биографическом фильме «Монолог в четырех частях. Петр Тодоровский», к которому также написал музыку.
  26. 24 мая 2013 – Умер после сердечного приступа. Могила находится на Новодевичьем кладбище.
  27. 2015 – Вышла на экраны военная драма «В далеком сорок пятом… Встречи на Эльбе» по сценарию Тодоровского, снять который он не успел.

Тодоровский – представитель военного поколения

Переживший военные годы, как и большинство представителей молодого поколения, с пехотным училищем, войной и фронтом, Петр дошел до Эльбы, был ранен и отправлен в тыл. О военном прошлом красноречиво говорят многочисленные ордена и награды. После окончания войны была служба в армии, мобилизация и непродолжительная работа на стеклотарном заводе.

В 1949 году Тодоровский поступил на операторский факультет ВГИКа; за пять лет учебы снял несколько своих фильмов, которые до сегодняшних дней, к сожалению, не дошли. Тодоровский начал свою кинокарьеру с работы оператора на Одесской киностудии (до 1962 года), поэтому его дебютом полноправно считается картина «Молдавские напевы», снятая в 1955 году.

Фильмы

Режиссерским дебютом Петра Тодоровского стал фильм «Верность» (1964 год), после чего он снял картины «Фокусник» (1967 год), «Городской романс» (1969 год), «Своя земля» (1973 год), «Последняя жертва» (1975 год) и «В день праздника» (1978 год).

Режиссер Петр Тодоровский

В 1970 году Тодоровский дебютировал как актер, сыграв одну из главных ролей в фильме Марлена Хуциева «Был месяц май». За основу сценария был взят рассказ Григория Бакланова «Почем фунт лиха». Особенностью киноленты было полное отсутствие игрового фона. Благодаря этой хитрости грань между главными и второстепенными героями стиралась, и зритель мог захватить все аспекты межличностных отношений героев, не оставив никого без внимания.

Петр Тодоровский в фильме «Был месяц май»

В 80-ых Тодоровский выпустил в свет картины, ставшие классикой отечественного кинематографа. 8 марта 1982 года состоялась премьера фильма «Любимая женщина механика Гаврилова». День для премьеры был выбран неслучайно: картина, ориентированная преимущественно на женский пол, рассказывала о выстраданном, хрупком женском счастье. Прекрасно исполнившая главную роль Людмила Гурченко рассказывала, что в работе над фильмом ей нравилось, что ее персонажа не нужно обыгрывать словами, мимикой и жестами. Его необходимо было чувствовать.

Людмила Гурченко в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова»

В 1983 году на большие экраны вышла драма «Военно-полевой роман». Фильм, повествующий о первой любви и ее отголосках в жизни главного героя, собрал призы на фестивалях в Жданове, Берлине, Киеве и Праге, а также стал лауреатом «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм» (1984 год).

Наталья Андрейченко в фильме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман»

Кинолента «По главной улице с оркестром» (1986 год) давала зрителю возможность увидеть незримый для глаза процесс выбора. Главный герой фильма в один прекрасный день осознал, что ходить по кругу, циклично выполняя одни и те же действия, он больше не хочет. Уже немолодой бунтарь увольняется с работы и уходит от жены, доказывая, что человек вне зависимости от возраста, семейного и социального положения в любой момент может начать жизнь с чистого листа.

Елена Яковлева в фильме Петра Тодоровского «Интердевочка»

Звездный путь одной из самых ярких актрис современности Елены Яковлевой начался после выхода в 1989 году на перестроечные экраны фильма Тодоровского «Интердевочка». В ленте, разрушившей закостенелый стереотип о том, что в СССР секса нет, рассказывалась история обычной ничем на первый взгляд не примечательной девушки Тани Зайцевой, которая днем работала медсестрой, а вечером превращалась в ночную бабочку.

Петр Тодоровский и актерский состав фильма «Анкор, еще анкор!»

Последующие кинокартины Тодоровского – «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра» и «Ретро втроем» – также пришлись по нраву зрителям. По биографической повести Петра «Вспоминай, не вспоминай» был снят сериал «Курсанты», который вышел на большие экраны в 2004 году. В середине 2000-х фильмография кинематографиста пополнилась работами «Риорита», «Последний забой», «Тиски» и «Стиляга».

Семейное сотворчество

Пётр и Мира Тодоровские. / Фото: www.kommersant.ru[

Петр все время находился в творческом поиске, а Мира была озабочена не только бытом, но и финансовыми вопросами. Его гонорары за известные во всем мире картины расходились мгновенно, супруга снова и снова добывала деньги для семьи. Она писала сценарии к документальным фильмам, позже покупала кинофильмы за границей, занималась их озвучиванием и продавала телекомпаниям. Чуть позже она стала личным продюсером Тодоровского, теперь она искала деньги для того, чтобы он мог снимать кино.

Пётр и Мира Тодоровские с сыном. / Фото: www.tele.ru[

Его фильмы были наполнены очень личными переживаниями и, наверное, потому так нравились зрителям. Когда Мира прочла повесть Владимира Кунина «Интердевочка», то сразу поняла: из этого получится фильм. Тодоровский сопротивлялся, как мог. Сюжет никак не отзывался в нем чувствами, да и не был он в теме, как говорить о проституции в СССР. Но Мира смогла его убедить, нашла шведского спонсора, и фильм был запущен в производство. Правда, имя Миры Тодоровской в связи с картиной не упоминается: все лавры ушли руководству Мосфильма.

Пётр и Мира Тодоровские. / Фото:www.pomnipro.ru[/

А она вела этот проект от начала до конца. Когда у мужа возникли проблемы с подбором актрис, она собственноручно отвела его к гостинице «Националь»

Ей важно было показать супругу, что валютные проститутки красивые, стройные, очень стильные. Мира Григорьевна лишь после этого смогла убедить мужа, что лучшая кандидатура на главную роль – Елена Яковлева

Награды и премии

  • Два ордена Отечественной войны I степени (1945, 1985)
  • Орден Отечественной войны II степени (1945)
  • Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Вторая премия за работу оператора» (1960)
  • Премия «Опера-прима» за лучшую первую режиссерскую работу, фильм «Верность» (МКФ в Венеции, 1965)
  • Премия II-го Всесоюзного кинофестиваля за фильм «Верность» (1966)
  • Народный артист РСФСР (1985)
  • Премия «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» за фильм «Анкор, еще анкор!» (1992)
  • Главный приз «Большого конкурса» на кинофестивале «Кинотавр» (1993)
  • Приз за лучшую режиссуру (фильм «Какая чудная игра») на кинофестивале «Киношок» (1995)
  • Лауреат премии «Золотой Овен» (1995)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени за заслуги перед государством и успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами (1995)
  • Лауреат Государственной премии РФ за фильмы «Военно-полевой роман», «Анкор, еще анкор!» и «Какая чудная игра» (1996)
  • Лауреат Специального приза Президента России «За выдающийся вклад в развитие российского кино» (2000)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени за большой личный вклад в развитие киноискусства (2000)
  • Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (2003)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени за выдающийся вклад в развитие отечественного кинематографа и многолетнюю творческую деятельность (2005)

По материалам телеканала «Россия», Википедии и сайтов: kino-teatr.ru, 24smi.org, ria.ru, uznayvse.ru, fb.ru, mega-stars.ru, peoples.ru, a.kras.cc, svoboda.org, nsad.ru,liveinternet.ru.

Детство и юность

Валерий Тодоровский – коренной одессит. Он родился в этом южном городе 8 мая 1962 года в семье уже тогда знаменитого кинорежиссера, а в будущем классика советской и российской киноиндустрии Петра Ефимовича Тодоровского и продюсера Миры Григорьевны.


Валерий Тодоровский с родителями в детстве

Отец с ранних лет брал сына на съемочную площадку. В павильонах Одесской киностудии Валере нравилось все: как надежно крепить декорации, где правильно устанавливать камеры, куда подвешивать софиты.

А еще ему нравилось, что его папа такой уважаемый и влиятельный: в павильоне артисты беспрекословно слушают только его. Неудивительно, что в итоге Тодоровский-младший решил стать «таким же, как папа». Но когда отец узнал об этом, то предупредил, что сыну на его помощь рассчитывать не надо, придется всего добиваться самостоятельно.


Валерий Тодоровский с отцом в молодости

Так оно и получилось. Валерий уверенно, хотя и небыстро, шел к намеченной цели. Первая попытка поступить во ВГИК на факультет режиссуры провалилась. Но молодой человек не расстроился и пошел учиться на сценарное отделение театрального вуза, на курс талантливого преподавателя и сценариста Киры Парамоновой.

Детство и юность

В семье Тодоровских росли дочь и сын, когда 26 августа 1925 года родился их 3-й ребенок – Петр. Мать мальчика, Розалия Цалевна, была домохозяйкой, а отец, Ефим Гильевич, – учителем по труду. Они жили в украинском городе Бобринце, расположенном в 50 км от Кропивницкого. Петя рос послушным и воспитанным, отличался спокойным характером и усидчивостью. С началом войны окончивший 9 классов младший наследник перебрался с семьей в Сталинград, где по 12 часов разгружал с отцом уголь для дававшей освещение городу электростанции. В ноябре 1941 года фронт приблизился, и Тодоровские бежали на северо-восток, осев в колхозе Песчаный Мар Саратовской области.

В сентябре 1943 года юноша поступил в Саратовское пехотное училище. Через 11 месяцев начал воевать на Белорусском фронте командиром минометного взвода. Был контужен в 1945 году на Эльбе. После выздоровления служил в гарнизоне под Костромой лейтенантом. Заметив его музыкальный талант, когда он быстро самостоятельно освоил аккордеон, при демобилизации дали направление в консерваторию. Но он постеснялся поступать, увидев более молодых по сравнению с ним абитуриентов.

Петр Тодоровский в молодости

Интервью

О войне

«Вообще о войне говорить очень сложно, потому что далеко мы отошли от нее. Тем не менее, конечно, для таких людей, как я, она является определенным пунктом, стержнем моей жизни. Во-первых, я был молодым мальчиком, парнем. И вот это ощущение молодости, когда в молодости очень легко переносить трудности, и в молодости легко быть счастливым — мы вспоминаем в этом смысле. Четыре года войны, там было все – там была война, там была смерть, там было предательство, там были бездарные командиры, там была любовь».

Об актерской и режиссерской профессиях

«Актер – единственный, через которого режиссер может с вами поговорить. И чем талантливее этот актер, тем вам интереснее смотреть кино. А если попадается бездарный, то это – катастрофа. Это уже начинаешь работать с ним, чтобы он хотя бы не врал, чтобы он не переигрывал.

Хороший актер тратится, не думайте, что так просто. И театральный актер тем более, особенно на премьерных спектаклях – они тратятся очень серьезно. Плохой актер иллюстрирует свои чувства, хороший актер тратится – он живет, он переживает, он мучается, он плачет по-настоящему. А плохому актеру капают глицерин в глаза».

«Это тяжелая профессия – актер. Режиссеру надо об этом понимать и знать».

«После того, как я снялся и оказался в шкуре актера, я должен вам признаться, что я к актерам стал относиться совершенно по-другому».

«Одно из главных качеств режиссера – это любить артиста. Мне в этом смысле очень повезло, потому что я снимал замечательных актеров. Я могу назвать Евгения Леонова, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова, Инну Чурикову, Елену Яковлеву, Гурченко – обойма очень мощная. Они мне доставили огромное удовольствие. Было большим счастьем общаться с такими талантливыми людьми на съемочной площадке и в жизни».

«Профессия режиссера — это повседневный, изнурительный труд… Это круглосуточно, это целый день снимаешь, а ночью думаешь, что и как снимать».

«Я — человек интуитивного склада, я особенно не задумываюсь, мне нравится эта идея — я ее снимаю. А ставить перед собой вопрос: «про что это кино?»… Про жизнь».

О зрителе

«Я думаю, что зритель, который приходит в зал, он должен через 5-10 минут забыть, что он смотрит кино, и стать соучастником происходящего на экране. Ему даже не обязательно понимать, о чем фильм, а он должен чисто эмоционально воспринимать его. А уже потом, после фильма или на следующий день, когда фильм не дает ему покоя, он вспоминает о нем».

Об искусстве

«Любовь – это главная тема в искусстве. И, вообще, человек – это единственный предмет, грубо выражаясь, который подлежит рассмотрению в искусстве. Самое интересное, что может быть в искусстве – это человек, его характер, его переживания, его радости, мечтания, фантазии».

«Если вы вспомните мои военные фильмы, там никакой стрельбы, никаких атак, никакой войны почти нет. Я не снимаю про войну, я снимаю про людей на войне».

О женщинах

«Женщина – это больше, чем полжизни. Так что себе представить жизнь без женщины – это что-то такое ненормальное. Женщина в нашей жизни играет кардинальную роль… Они нас облагораживают, они нас делают более духовными, если любят».

О жизни

«Я прожил счастливую жизнь — при всех сложностях и неприятностях, которые случаются со всеми. Во-первых, я снимал все, что я хочу. Во-вторых, я очень люблю заниматься музыкой . В-третьих, я писал и пишу сценарии, и очень доволен, что получил на международном фестивале в Токио приз за лучший сценарий (по «Анкору»). Ив Монтан мне его вручал — это был такой кайф! Я ведь не заканчивал ни сценарный, ни режиссерский, ни музыкального образования нет, я чисто интуитивно освоил эти профессии».

Валерий Тодоровский сейчас

В 2018 году Валерий Петрович начал работу над проектом «Одесса». Помимо Москвы, съемки проходили в южном регионе России – городах Таганрог, Ростов-на-Дону и Сочи. Жанр картины определяется как трагикомедия. Фильм повествует о введенном в городе карантине из-за распространения холеры.

Валерий Тодоровский на съемках фильма «Одесса» в 2018 году

В центре сюжета – история еврейской семьи Давыдовых. Для работы Тодоровский использовал 35-миллиметровую пленку, что придаст картине большую достоверность, так как события происходят в начале 70-х годов. В главных ролях предстанут Ирина Розанова, Евгений Цыганов, Леонид Ярмольник, Ксения Раппопорт и Евгения Брик. Сейчас все основные работы по созданию фильма завершены. Премьера запланирована на 2019 год.

Помимо режиссерской работы, в 2018 году Валерий выступил продюсером двух картин. Прежде всего, это психологическая драма «Частица вселенной», в которой сыграли Виктория Исакова, Алексей Макаров и Сергей Пускепалис. Второй картиной стал детективный сериал «Садовое кольцо» с участием Марии Мироновой и Анатолия Белого.

Валерий Тодоровский — продюсер картины «Частица вселенной»

Осенью Тодоровский вошел в число организаторов конкурса короткометражек «А4» с призовым фондом в 1 млн руб. По условиям состязания всем участникам предлагалось написать краткую яркую историю в жанре драмы, комедии, фантастики или спортивного кино и заснять ее на смартфон или камеру. Жюри оценивало прежде всего оригинальность идеи, а не технические возможности постановщика.

Ирина Розанова. «Анкор, ещё анкор!», 1992 год

Ирина Розанова и Петр Тодоровский на съёмках фильма «Анкор, ещё анкор!», 1992 год.

«Работу с Тодоровским я считаю подарком судьбы, — призналась Ирина Розанова в программе Первого канала „Пока ещё не поздно“. — Молодые режиссёры обычно сидят где-то вдалеке на стульчике, а Пётр Ефимович всегда находился рядом с актёрами, прямо перед нашими глазами, потому что он понимал: съёмка — это живой процесс». Розанова сыграла главную роль в фильме «Анкор, ещё анкор!» — любимом фильме самого Тодоровского.

Елену Яковлеву режиссёр тоже позвал в картину. Но она скрыла от него, что была беременна. «Снимали, как герой Никоненко в кальсонах и с офицерским ремнём гоняет раздетую жену зимой по военному посёлку, — вспоминает актриса в фильме „ИнтерЛеночка“. — А сугробы по-крылись корочкой. Когда надо было рухнуть в сугроб, я рухнула, но чувствую, что я, как рыба, об лёд бьюсь.

Потом оказалось, что мы с Никоненко были оба в крови…» Только после окончания съёмок Яковлева призналась Тодоровскому, что, раздетая и окровавленная, она бегала, будучи на третьем месяце беременности.

Петр Тодоровский – младший сейчас

25 января 2021 года на ТНТ состоялась премьера 8-серийного проекта «Полет», режиссером которого стал Петр Тодоровский – младший. Это первый сериал в фильмографии постановщика. Ему посчастливилось работать с продюсерами Валерием Федоровичем и Евгением Никишовым, которые не стесняли Петра в средствах, при этом предоставляли место для творческой свободы и авторского высказывания.

Сценарий для «Полета» Тодоровский написал самостоятельно. Он создал драму о представителях современного поколения, которые стараются примириться с самими собой и понять свое место в жизни. Груз пережитых травм и собственных несовершенств мешают им жить красиво и правильно, но, оказавшись на волоске от смерти, герои решаются начать биографию с чистого листа.

Трейлер сериала Петра Тодоровского – младшего «Полет»

В интервью режиссер признался, что действие вымышлено, а вот персонажей он писал со своих знакомых, каждый из которых в какой-то мере переживает внутренний кризис. По его мнению, люди сейчас научились анализировать себя и свое прошлое, но вот как обращаться с полученным знанием, пока не разобрались.

«Полет» показали на фестивале в Брно, где он удостоился главного приза, а компания Beta Film приобрела права на сериал для мировой дистрибуции. Российский зритель также с интересом встретил проект, где откровенно говорится о знакомых проблемах и пороках. К тому же каст, в который вошли Михаил и Никита Ефремовы, Оксана Акиньшина, Павел Табаков и Евгения Добровольская, безусловно заслуживает внимания.

Тем временем Тодоровский-младший готовился к съемкам следующего фильма, который получил рабочее название «Здоровый человек». Это тоже драма о внутреннем неустройстве личности, которая осознает необходимость внутренней работы и пытается выбраться из замкнутого круга собственных проблем.

Композитор и музыкант

Особое место в жизни и творчестве Петра Ефимовича всегда занимала музыка, которой он увлекался с детства. Не имея музыкального образования, он написал темы и песни ко многим своим фильмам: «После военно-полевого романа, во всех картинах я сочиняю мелодии. Я их сочиняю во время написания сценария».

Тодоровский мастерски играл на гитаре и очень часто в его лентах звучит именно этот инструмент. Режиссер подчеркивает: «Гитара в моей жизни играет огромную роль – я отдыхаю душой, когда мне очень грустно, печально, я сажусь и начинаю… Иногда она мне помогает придумать сцену».

Петр Ефимович сочинял музыку не только для своих картин, он стал композитором и автором песен к ряду фильмов, снятых другими режиссерами («Сильнее урагана» Василия Левина, «Над нами Южный Крест» Игоря Болгарина, «Праздник» Гарика Сукачева). А в лентах «Рабочий поселок» Алексея Германа, «Вылет задерживается» Леонида Марягина и «Жизнь забавами полна» режиссер выступил вдобавок как вокалист.

В 1999 году вместе с исполнителем авторской песни Сергеем Никитиным Петр Ефимович записал компакт-диск «Ретро вдвоем». Позже вышла вторая часть — «Ретро вдвоем-2».

Вывод

Народный артист РСФСР Петр Тодоровский был советским и российским оператором, режиссером, сценаристом и кинокомпозитором. Он оставил зрителям 17 правдивых и мудрых картин о дружбе, взаимоотношениях мужчины с женщиной и о войне, пробороздившей не заросшую полосу в его судьбе.

Награжден:

  • 8 орденами.
  • 2 медалями.
  • Почетным призом фестиваля «Московская премьера»
  • Государственной премией.
  • Премией «Опера-прима» Венецианского кинофестиваля.
  • Премией 2-го Всесоюзного кинофестиваля.
  • 2 премиями «Ника»
  • Премией «Золотой Овен»
  • Главным призом фестиваля «Кинотавр»
  • Призом фестиваля «Киношок»
  • специальным призом и Благодарностью Президента РФ;
  • премией и призом «Человек года».
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector