Баталов сергей феликсович, актер: биография, личная жизнь, фильмография
Содержание:
Фильмы
Еще будучи школьником, Баталов сыграл первую роль в кино в картине «Зоя» режиссера Лео Арнштама. Следующий опыт работы в кино актер получил только через 10 лет. Иосиф Хейфиц предложил актеру главную роль в фильме «Большая семья». Режиссер тогда создавал на экране новый образ рабочего, и помогал в этом именно молодой Баталов. Позже он не раз играл в фильмах Хейфица: в 1955 году фильм «Дело Румянцева», в 1960 – «Дама с собачкой», в 1964 – «День счастья». Во всех этих кинолентах герои Баталова – интеллигентные, сильные духом люди. Этот образ понравился режиссерам, и Алексей Баталов начинает получать новые предложения.
Алексей Баталов в фильме «Большая семья»
В 1956 году Марк Донской приглашает играть роль Павла Власова в экранизации повести Горького «Мать». В следующем году Алексей Баталов исполняет роль, которая стала новой вехой в его биографии. Речь идет о картине «Летят журавли» Михаила Калатозова. Фильм, ставший легендарным, принес Баталову известность и любовь зрителя. Кинолента создала неповторимый образ солдата, не вернувшегося с войны. Спокойствие, ирония, мужество и интеллигентность – вот каким стал советский солдат благодаря игре Баталова.
Новые грани актера открыла экранизация «Дама с собачкой». В 1960 году артисту пришлось перешагнуть уже позитивный образ, который воспринимался зрителем на экране. Роль Гурова потребовала от него немало работы, но результат стоил того. Картина получила большое количество наград, в том числе международных.
Алексей Баталов в фильме «Дама с собачкой»
В 1962 году Алексей Владимирович играет в фильме «Девять дней одного года» роль Дмитрия Гусева, физика, получившего высокую дозу радиации. В начале 60-х годов Михаил Ромм и Даниил Храбровицкий специально под Баталова решили написать сценарий к этому фильму, но их ждало разочарование. Стало известно, что актер серьезно болен. Из-ха проблем с глазами свет софитов ему противопоказан. Тем не менее авторы сценария решили послать новый материал в глазную клинику, где лечился Баталов, предварительно предупредив его о будущей роли. Актер среагировал моментально, рванув из Симферополя в Москву к создателям киноленты, заявив, что готов участвовать в съемках.
Картина «Девять дней одного года» повествует о работе физиков-ядерщиков и частично основана на реальных событиях. От Баталова требовалось не скатываться в трагедию. Актеру предлагалось показать человека мысли, ученого, представителя элиты ХХ века, и Алексей Владимирович отлично справился с этой задачей. Артист в 1966 году за эту роль получил Государственную премию РСФСР.
Алексей Баталов в фильме «Девять дней одного года»
В 60-х годах Баталов все больше увлекается радиотеатром и режиссурой. И только в 70-х опять начинает появляться на экранах. Режиссеры активно используют созданный им имидж.
Также с 1975 году Баталов преподает актерское мастерство во ВГИКе, а с 1980 становится профессором и заведующим кафедрой. Новая волна всенародной любви хлынула на артиста в 1980 году после выхода на экраны фильма «Москва слезам не верит». Эта лента стала вершиной в творческой биографии актера.
Алексей Баталов в фильме «Москва слезам не верит»
Слесарь Гоша вернул на экраны персонаж рабочего-интеллигента, став легендарным персонажем советского кинематографа. До сих пор гордый и независимый «Гоша, можно Гога», мастерский воплощенный Баталовым в оскароносном фильме режиссера Владимира Меньшова – секс-символ отечественного кино.
В 2006 году Баталов последний раз появлялся на съемочной площадке. Тогда актер поучаствовал в съемках фильма-мюзикла «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя!». С тех пор артист перевоплотился в писателя, представив сборник мемуаров.
Алексей Баталов в фильме «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя!»
Алексей Баталов пишет стихи, сценарии, детские сказки, а также увлекается живописью. В 1984 году в издательстве «Искусство» вышла книга Алексея Баталова «Судьба и ремесло». Артист также автор книги «Диалоги в антракте» и главы об Анне Ахматовой в книге «Легендарная Ордынка», написанной совместно с Михаилом и Борисом Ардовыми.
Вклад Баталова в развитие отечественной культуры высоко оценен высшими государственными и общественными наградами.
Фильмы
Еще будучи школьником, Баталов сыграл первую роль в кино в картине «Зоя» режиссера Лео Арнштама. Следующий опыт работы в кино актер получил только через 10 лет. Иосиф Хейфиц предложил актеру главную роль в фильме «Большая семья». Режиссер тогда создавал на экране новый образ рабочего, и помогал в этом именно молодой Баталов. Позже он не раз играл в фильмах Хейфица: в 1955 году фильм «Дело Румянцева», в 1960 – «Дама с собачкой», в 1964 – «День счастья». Во всех этих кинолентах герои Баталова – интеллигентные, сильные духом люди. Этот образ понравился режиссерам, и Алексей Баталов начинает получать новые предложения.
Алексей Баталов в фильме «Большая семья»
В 1956 году Марк Донской приглашает играть роль Павла Власова в экранизации повести Горького «Мать». В следующем году Алексей Баталов исполняет роль, которая стала новой вехой в его биографии. Речь идет о картине «Летят журавли» Михаила Калатозова. Фильм, ставший легендарным, принес Баталову известность и любовь зрителя. Кинолента создала неповторимый образ солдата, не вернувшегося с войны. Спокойствие, ирония, мужество и интеллигентность – вот каким стал советский солдат благодаря игре Баталова.
Новые грани актера открыла экранизация «Дама с собачкой». В 1960 году артисту пришлось перешагнуть уже позитивный образ, который воспринимался зрителем на экране. Роль Гурова потребовала от него немало работы, но результат стоил того. Картина получила большое количество наград, в том числе международных.
Алексей Баталов в фильме «Дама с собачкой»
В 1962 году Алексей Владимирович играет в фильме «Девять дней одного года» роль Дмитрия Гусева, физика, получившего высокую дозу радиации. В начале 60-х годов Михаил Ромм и Даниил Храбровицкий специально под Баталова решили написать сценарий к этому фильму, но их ждало разочарование. Стало известно, что актер серьезно болен. Из-ха проблем с глазами свет софитов ему противопоказан. Тем не менее авторы сценария решили послать новый материал в глазную клинику, где лечился Баталов, предварительно предупредив его о будущей роли. Актер среагировал моментально, рванув из Симферополя в Москву к создателям киноленты, заявив, что готов участвовать в съемках.
Картина «Девять дней одного года» повествует о работе физиков-ядерщиков и частично основана на реальных событиях. От Баталова требовалось не скатываться в трагедию. Актеру предлагалось показать человека мысли, ученого, представителя элиты ХХ века, и Алексей Владимирович отлично справился с этой задачей. Артист в 1966 году за эту роль получил Государственную премию РСФСР.
Алексей Баталов в фильме «Девять дней одного года»
В 60-х годах Баталов все больше увлекается радиотеатром и режиссурой. И только в 70-х опять начинает появляться на экранах. Режиссеры активно используют созданный им имидж.
Также с 1975 году Баталов преподает актерское мастерство во ВГИКе, а с 1980 становится профессором и заведующим кафедрой. Новая волна всенародной любви хлынула на артиста в 1980 году после выхода на экраны фильма «Москва слезам не верит». Эта лента стала вершиной в творческой биографии актера.
Алексей Баталов в фильме «Москва слезам не верит»
Слесарь Гоша вернул на экраны персонаж рабочего-интеллигента, став легендарным персонажем советского кинематографа. До сих пор гордый и независимый «Гоша, можно Гога», мастерский воплощенный Баталовым в оскароносном фильме режиссера Владимира Меньшова – секс-символ отечественного кино.
В 2006 году Баталов последний раз появлялся на съемочной площадке. Тогда актер поучаствовал в съемках фильма-мюзикла «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя!». С тех пор артист перевоплотился в писателя, представив сборник мемуаров.
Алексей Баталов в фильме «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя!»
Алексей Баталов пишет стихи, сценарии, детские сказки, а также увлекается живописью. В 1984 году в издательстве «Искусство» вышла книга Алексея Баталова «Судьба и ремесло». Артист также автор книги «Диалоги в антракте» и главы об Анне Ахматовой в книге «Легендарная Ордынка», написанной совместно с Михаилом и Борисом Ардовыми.
Вклад Баталова в развитие отечественной культуры высоко оценен высшими государственными и общественными наградами.
«Под полярной звездой»
В 2002 году Сергей Баталов исполнил главную роль в многосерийном телефильме «Под полярной звездой», рассказывающем о нелегких трудовых буднях суровых промыслов Сургута. Действие картины происходит в 70-х годах, и кажется, что все события этого фильма были действительно сняты в то далекое время, когда существовал великий Советский Союз, и все его герои — настоящие советские люди, жившие в эпоху, позже названную «застоем».
В образе своего героя Баталов удивительно достоверен, а наблюдение за его игрой подобно глотку настоящего свежего воздуха, особенно на фоне засилья западных блокбастеров, в своем большинстве лишенных какой-либо души.
Фильмы
Дебют Николая Баталова в кино состоялся в 1918 году. У него была эпизодическая роль в черно-белой ленте «Девьи горы», которая также известна под названием «Легенда об антихристе». Фильм демонстрировался только один раз в 1921 году в Санкт-Петербурге.
Николай Баталов в фильме «Аэлита» | Кино-Театр
Первой заметной работой Николая Баталова в кино стала роль красноармейца Гусева в ленте «Аэлита», вышедшей в 1924 году. В то время актер уже был болен туберкулезом и около 6 месяцев не играл в театре. Синематограф стал для него возможностью вернуться к любимой профессии, несмотря на состояние здоровья. Картина «Аэлита» была снята по мотивам одноименного романа Алексея Толстого. По сюжету герой Баталова отправляется на Марс, где помогает инопланетному пролетариату в борьбе с узурпаторами.
Фильм имел недолгий успех в столице, его даже вывезли за границу, но иностранцы советскую ленту проигнорировали. Стоит отметить, что в картине превосходной игрой отличился также Игорь Ильинский, известный российскому зрителю по роли директора Дома культуры Серафима Огурцова в новогодней комедии «Карнавальная ночь».
Николай Баталов в фильме «Мать» | Кино-Театр
В 1926 году на экраны вышла картина «Мать», в которой Баталов играл сына главной героини Павла Власова. Сюжет фильма выстроен вокруг семейной драмы в условиях предреволюционной лихорадки в России. Лента в 1958 году была признана шестой в списке лучших картин всех времен и народов, по итогам открытого голосования съезда молодых режиссеров в Брюсселе. Данная лента стала первой из революционной трилогии режиссера Всеволода Пудовкина. В конце фильма герой Баталова погибает. Успех фильма превзошел ожидания сценаристов, и они жалели, что не сохранили образ Павла Власова и не провели его через все три фильма к победе Революции.
Николай Баталов в фильме «Путёвка в жизнь» | Кино-Театр
После успеха фильма «Мать» Николай Степанович снимался много. В 1927 году с его участием вышло сразу три картины. Баталов появился в роли товарища Антона в социальной драме «Жена», в качества земляка Марии в ленте «Земля в плену», в образе Коли в фильме «Третья Мещанская».
В 1931 году вышла самая известная картина в фильмографии Николая Баталова. «Путевка в жизнь» – первый звуковой советский фильм. Баталов исполнил в нем главную роль. Актер сыграл Николая Ивановича Сергеева, организовавшего коммуну в которой трудились беспризорные дети. Картина рассказывает о первых годах советской власти и имеет заметный агитационный флёр.
Николай Баталов в фильме «Третья Мещанская» | Кино-Театр
Через год после показа первого звукового фильма с Николаем Баталовым вышла лента «Горизонт», в которой актер снова предстал в качестве главного героя. Сюжет данной картины был выстроен вокруг судьбы еврейского эмигранта, вернувшегося в советскую Россию из Америки. Роль еврея Лёвы Горизонта раскрыла в Баталове способность не только к внешним, но и к внутренним перевоплощениям.
В 1934 году появилась короткометражка «Пастух и царь», рассказывающая о биографии простого пастуха, ставшего красным командиром. И снова главная роль досталась Николаю.
Николай Баталов в фильме «Три товарища» | Кино-Театр
Последние работы Баталова в кино датируются 1935 годом. В ленте «Сокровища погибшего корабля» Николай сыграл водолаза Алексея Панова. Герой Баталова оказался перед искушением, но справился с ним. Подводные кадры в этом фильмы были сняты на дне Черного моря в Крыму. К съемкам под водой были привлечены специалисты Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Также в 1935 году вышел фильм «Три товарища», ставший последним в фильмографии актера.
Опыт режиссера и постановщика
Постоянная занятость практически не оставляла Алексею свободного времени, но он рискнул попробовать себя в новой сфере. Он увлекся ремеслом режиссера, сняв три фильма. На протяжении нескольких лет артист крайне мало появлялся в кадре, отдавая все силы съемкам фильмов «Шинель», «Игрок» и «Три толстяка». Последняя работа стала самой известной и успешной в режиссерской карьере актера.
При создании фильма он выступил не только как руководитель творческого процесса, но и как постановщик, и актер. Именно Баталов следил за созданием всех самых опасных трюков, большинство из которых исполнил сам без дополнительной страховки.
Роль отца и мужа
Едва появившись на телеэкранах, красивый мужественный актер в одночасье покорил всех советских женщин, мечтавших о романе с ним. Но тогда в его личной жизни уже была жена Ирина Ротова, с которой его связывали давние отношения. Со своей будущей избранницей Алексей познакомился еще в детстве, когда ездил летом на дачу. Их соседями тогда были многие знаменитости, в том числе и семья художника-карикатуриста Константина Ротова. Вскоре стеснительный юноша увлекся его дочкой, а когда влюбленным исполнилось 16 лет, они в тайне от родителей подали заявление в ЗАГС. Молодая семья не имела отдельного жилья, поэтому им приходилось некоторое время жить то у родителей Алексея, то у родных его жены.
Ирина Ротова – первая супруга Баталова
Получив популярность, актер не только строил карьеру, но и завязывал скоротечные романы с девушками. Однажды во время съемок в Ленинграде он повстречал на своем пути 16-летнюю наездницу-циркачку Гитану Леонтенко, в которую влюбился с первого взгляда
Несмотря на то, что девушка по национальности была цыганка, Баталов решил добиваться ее внимания, но вскоре его планы поменялись, так как в его личной жизни произошло важное событие – рождение дочери Надежды
На фото дочь Баталова от первого брака – Надежда
Узнав о его отцовстве, черноглазая красавица разорвала все отношения с актером. Но счастья в свой семье он так и не смог построить. По роду своей работы Алексей редко бывал дома, из-за чего жена и дочь не получали от него должного внимания
Между супругами все чаще возникали ссоры и недопонимания, и вскоре жена решила расстаться с ним, тем более уже тогда в ее жизни появился новый возлюбленный, который окружил ее вниманием и любовью. Баталов переживал уход супруги, но понимал, что изменить уже ничего нельзя
На фото Алексей Баталов и его жена Гитана Леонтенко
Лишь через несколько лет после развода актер сумел наладить отношения с красавицей-цыганкой, а в 1963 году влюбленные сыграли свадьбу. Родные Гитаны не одобрили тогда ее выбор, ведь цыганка должна связать свою судьбу с цыганом. Несмотря на четырехлетнее расставание, влюбленным не забыли друг друга и смогли сохранить свои трепетные чувства. Через пять лет после свадьбы у них родилась дочь Мария, у которой в результате родовой травмы возникли проблемы со здоровьем. После тщательного осмотра врачи поставили малышке диагноз – ДЦП. Так как за больным ребенком нужен был постоянный уход, жена актера бросила карьеру и посвятила себя семье.
Супруги не захотели больше заводить детей, посчитав, что подрастающая Маша будет чувствовать себя ненужной родителям. Девушка выросла очень целеустремленной и развитой личностью. Еще в детстве она много читала, затем получила среднее образование, а потом поступила во ВГИК, выбрав для себя факультет сценарного искусства. Сейчас Мария занимается литературной деятельностью, пишет сценарии, сказки и другие произведения.
Самые знаменитые роли артиста в кинофильмах
После первого дебюта в кино, когда Алексей был ещё школьником, прошло десять лет. А затем сразу же главная роль в фильме Иосифа Хейфица «Большая семья», долгие годы сотрудничества с великим режиссёром и пять фильмов, которые дали известность Баталову и всенародную любовь.
А потом всё новые и новые съёмки…
«Большая семья»
Фильм повествует о династии рабочих-судостроителей, где Баталов играет одну из главных ролей – Алексея Журбина, рабочего-клепальщика. Сам актёр посчитал роль скучной и думал, что её не осилил. Тем не менее она открыла ему двери в большое кино – после премьеры все главные герои стали очень популярны.
В 1955 году фильм стал лауреатом на Канском кинофестивале и получил награду в номинации «Лучший актёрский ансамбль».
«Дело Румянцева»
Водитель грузовика Александр Румянцев стал жертвой махинаций начальника автобазы. Но за него вступаются товарищи, не отворачивается любимая девушка и на смену бездушному капитану милиции приходит опытный полковник, который верит главному герою и выводит на чистую воду шайку бандитов.
Фильм наивный, добрый, но показывающий благородство и бескорыстность настоящих советских людей. Моментами очень трогательный и пронзительный. Ещё не одна девчонка будет влюбляться в такого героя, которого показал Алексей Баталов.
«Летят журавли»
Одна из самых ярких ролей Баталова. Этот фильм стал эпохальным и принёс главным героям славу и любовь зрителей во многих странах мира. Алексей сыграл обыкновенного солдата, которому не суждено было вернуться домой.
История любви Вероники и Бориса покорили весь мир. Именно этот фильм стал характеризовать Баталова, как мужественного, интеллигентного и благородного человека. Зритель проникся к нему доверием и любовью.
Военная мелодрама получила Золотую пальмовую ветвь на Канском кинофестивале в 1958 году.
«Дорогой мой человек»
Главный герой – врач, бескорыстный и самоотверженный. С любимой его разлучила война, но они встречаются вновь в госпитале, где хирургу приходится оперировать тяжелораненую пациентку, которая оказывается той самой, единственной…
В 1958 году журнал «Советский экран» провёл опрос и оказалось, что этот фильм стал лучшим из снятых за последний год.
«Девять дней одного года»
Дмитрий Гусев, молодой физик-ядерщик, во время одного из опытов получил смертельную дозу радиации. Тем не менее он не прекращает своих экспериментов, и продолжает работать во имя науки вместе со своим напарником физиком-теоретиком Ильёй Куликовым, которого сыграл Иннокентий Смоктуновский.
Фильм частично основан на реальных событиях, показывает упорство и преданность своему делу молодых учёных.
«Три толстяка»
Этот фильм считают самой удачной работой Баталова как режиссёра. В ней он сыграл и одну из ролей – канатоходца Тибула. Мало кто знает, что Баталов лично исполнил опасный трюк – прошёл на большой высоте по канату без страховки.
Детский фильм не произвёл большого впечатления на критиков, он не получил призов на фестивалях, зато советские дети его посмотрели не один раз и получили массу удовольствия.
«Москва слезам не верит»
Этот фильм оказался звёздным триумфом актёра, поклонники считают его главным в карьере Баталова. Не зря же его реплики и фразы моментально стали популярны в народе.
Простой слесарь знакомится в электричке с понравившейся ему женщиной. Кто-нибудь может представить себе на месте Гоши (он же Гога, он же Жора) вместо Баталова другого артиста? Сложно. Вот и Меньшов посчитал, что именно Алексей, уже имеющий амплуа интеллигентного и благородного киногероя, исключительно подойдёт на эту роль. Другой актёр просто показался бы хамом и не вызвал бы приязни к герою.
Обыкновенная мелодрама оказалась настолько удачной, что завоевала все мыслимые и немыслимые награды, включая «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
Баталов вовремя понял, что этот фильм стал его звёздным финалом и перестал сниматься в фильмах, занявшись преподавательской деятельностью.
Биография
Сергей Феликсович Баталов, личная жизнь и фильмография которого стали предметом нашего обсуждения, появился на свет 19 апреля 1957 года в небольшом старинном уральском городке Ирбите, являющемся неофициальной мотоциклетной столицей России.
Его мама была женщиной интеллигентной и образованной, вела свое происхождение из раскулаченных купцов, имела педагогическое образование и работала заведующей детского сада, отец же был обычным водителем-дальнобойщиком, вскоре покинувшим семью. Воспитанием будущего актера через какое-то время занялся отчим. Когда мальчику было всего шесть лет, он уже бегал в местный летний театр и подолгу наблюдал за актерами. В ту пору он, конечно же, еще вряд ли задумывался о своем будущем призвании, и хотя сам процесс происходящего на сцене ему очень нравился, юному Сереже, как и многим другим его сверстникам-мальчишкам, больше хотелось стать летчиком. Поэтому после девятого класса общеобразовательной школы он даже был зачислен в авиационный техникум.
Стать актером Сергею Феликсовичу Баталову помог случай: в 1975 году он вместе со своими друзьями, мечтающими о поступлении в театральный институт, от нечего делать отправился в Москву, из праздного любопытства пошел вместе с ними на прослушивание и неожиданно для самого себя поступил в ГИТИС. Друзья же провалились на вступительном экзамене и вернулись домой.
После окончания театрального института Баталов был зачислен в труппу столичного Драматического театра на Малой Бронной, проработав в нем в общей сложности до 1998 года, после чего окончательно ушел в кино, появившееся в его жизни еще во время учебы в ГИТИСе.
«Старушки в бегах»
Одной из последних заметных актерских работ Баталова в кино стала роль Игната Прокопова, которую он сыграл в лирическом комедийном сериале «Старушки в бегах», вышедшем в июле 2018 года.
Картина рассказывает о трех энергичных подругах, только что вступивших в пенсионный возраст, но совершенно не желающих с этим мириться. Они отправляются в увлекательное путешествие, чтобы доказать самим себе и окружающим, что жизнь ближе к шестидесяти может начаться заново.
«Старушки в бегах» очень комфортны для просмотра. Они могут исправить любое плохое настроение, а наблюдение за смешными, необыкновенными, а порой и сказочными приключениями Зинаиды, Лидии, Екатерины и их товарища Игната, является настоящим бальзамом для душевного умиротворения…
Слесарь Гоша — из дворянской семьи
(Кадр из фильма «Дело Румянцева», 1956 г.) Далеко не все знают о том, что у Алексея Баталова, часто игравшего слесарей, шоферов и других работяг, дворянские корни. Бабушка его матери была польской аристократкой, графиней Понятовской.
Прадед Баталова происходил из небогатой дворянской фамилии Ольшевских. Конечно, знатные родители польской «панночки» не хотели выдавать ее замуж за неизвестного обедневшего юношу, пусть даже и дворянского рода. И тогда молодые решили обойтись без родительского благословения. Они уехали из Польши в Россию, поселились во Владимире и там обвенчались. Алексей Баталов вспоминал мамины рассказы о том, как ее в детстве водили поздравлять бабушку и дедушку с католическим Рождеством.
У этой мятежной пары родился сын — Антон Александрович (дед Баталова). Он хотел стать врачом, учился на медицинском факультете, но однажды позволил себе скандальную выходку — не встал вместе с другими студентами, когда те исполняли «Боже, царя храни». Этого оказалось достаточно для того, чтобы студента-вольнодумца исключили с факультета. Ему пришлось приобрести профессию ветеринара, так как лечить людей ему было запрещено.
Бабушка Баталова по материнской линии, Нина Васильевна, работала во Владимире зубным врачом. Она тоже происходила из дворянской семьи: девичья фамилия бабушки — Нарбекова. Нина выросла в интеллигентной семье, владевшей собственным домом с большим садом.
Как и многие интеллигенты того времени, да еще с дворянскими корнями, дед и бабушка Баталова негативно относились к советской власти. Нина Васильевна состояла в оппозиции, возглавляя местную ячейку эсеров. Это им потом припомнили…
Поженившись и начав жить вместе, дед и бабушка Баталова взяли за правило никогда не закрывать дверей своего дома, стоявшего в центре Владимира. Несмотря на диплом ветеринара, Антон Александрович прекрасно справлялся и с врачеванием людей, часто приходивших к ним домой со своими болячками. Когда однажды дворник решил закрыть ворота во двор, Антон Александрович возмутился: а если придет больной человек и не сможет попасть к врачу, он что, должен умирать под воротами?
В 1938 году, когда будущему артисту Алексею Баталову было 10 лет, Нину Васильевну и Антона Александровича арестовали. Алеша часто проводил у деда и бабушки летние каникулы, и вдруг эти привычные поездки прекратились. Тогда ему ничего не объяснили — он узнал трагическую историю позднее. Дед его умер почти сразу, в тюремном госпитале. Бабушка 10 лет провела в сталинских лагерях.
(Алексей Баталов в фильме «Чисто английское убийство», 1974 г.)
Личная жизнь
Творческие личности всегда подвержены увлечениям и влюблённостям. Баталов Алексей – не исключение. Но только две женщины затронули его по-настоящему. Обеим он делал предложение.
Первая любовь настигла в совсем юном возрасте. Шестнадцатилетний мальчишка с ума сходил по подруге детских лет Ирине Ротовой – дочери известного художника. Как только им исполнилось восемнадцать, они тут же расписались. У них появилась дочка Надежда.
Но ранние браки никогда не отличались постоянством. Молодой парень понял, что совершил ошибку, приняв детскую привязанность за любовь. Пара рассталась через три года совместной жизни
Алексей занялся карьерой и совсем не уделял внимание ребёнку. Как говорится, с глаз долой… Потом, конечно, жалел, но время было безвозвратно упущено
Во время съёмок «Большой семьи» Алексей встретил свою вторую избранницу – Гитану Леонтенко. Она была цирковой наездницей, а по национальности цыганкой – бешеная смесь темперамента и харизмы. Молодые люди поженились, у них родилась дочь Маша. К сожалению, у ребёнка диагностировали страшный диагноз — ДЦП. Гитане пришлось уйти из профессии и полностью посвятить себя дочери. Да и Алексей старался всё свободное время проводить с семьёй.
Благодаря любви и самоотверженности родителей, Маша получила высшее образование, закончила ВГИК, пишет статьи о театральных постановках, по её сценарию сняли фильм. Она передвигается на инвалидной коляске, но чувствует себя полноценным членом общества. Пишет сказки и активно занимается проблемами детей-инвалидов.
Второй брак оказался удачным, пара прожила вместе более 50 лет.
Фильмы
Несколько лет после окончания ГИТИСа молодой артист выходил на сцену Театра на Малой Бронной. Театральная карьера развивалась благополучно. За роль Ильина в спектакле «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина актер получил национальную премию «Золотая маска». Потом зрители наблюдали за его игрой на подмостках Театра-студии «Человек», где Баталов предстал в нестандартном для себя амплуа трагедийного героя Кента в спектакле Сергея Женовача «Король Лир».
Кинематографическая биография актера стартовала в конце 1970-х. Как и большинство коллег, он начинал с эпизодов. Но вскоре мир кино так увлек Сергея Феликсовича, что в конце 1990-х артист окончательно распрощался с театром. Востребованность в кинематографе не позволила Баталову отвлекаться на что-то еще.
Дебют на экране случился в 1979 году в фильме «Ватага “Семь ветров”». А вот в ключевой роли Баталов появился в 1990-м, это была мелодрама «Далеко-далече». Тогда и сформировался образ эдакого простоватого добряка-увальня с широкой улыбкой. Режиссеры чаще всего предлагали артисту сыграть трагикомических героев. В этом амплуа актер и появляется чаще всего.
Сергей Баталов в фильме «Ширли-мырли»
Популярность к выходцу с Урала пришла в начале 1990-х, когда на экраны вышла лента-трагифарс «Облако-рай», снятая Николаем Досталем. Весь состав этой блестящей комедии был награжден специальным призом на Женевском кинофестивале молодых актеров. Среди награжденных артистов — Андрея Жигалова, Ирины Розановой, Аллы Клюки и Владимира Толоконникова — оказался и Баталов.
После громкого успеха недостатка в ролях Сергей Феликсович больше не чувствовал. Актер снялся в целом ряде замечательных картин, среди которых особое место занимают музыкальная комедия «Пленники удачи» и развлекательные ленты «Полицейские и воры» и «Под полярной звездой». За второй фильм Баталову вручили приз на кинофестивале «Созвездие».
В кинокомедии «Ширли-мырли» Баталов запомнился зрителям «милицейским» дуэтом с Игорем Угольниковым. Американским зрителям лента была представлена под названием «Ну и бардак!».
Сергей Баталов в фильме «Господа офицеры»
В 2005 году Досталь вернулся к популярному проекту «Облако-рай» и снял продолжение, названное «Коля — перекати поле». Здесь снова появился Сергей Феликсович в образе Феди, за что получил «Нику» как лучший актер второго плана. В этом же году Баталову было присвоено звание заслуженного артиста России.
Кинокарьера артиста складывается счастливо: Сергей Феликсович не застревает в одном амплуа, а получает роли различного характера — это и исторические персонажи, и литературные герои, и военные, и преступники.
Среди значимых проектов второй половины 2000-х в репертуаре Баталова — военная драма «Господа офицеры: Спасти императора», которая позволила актеру поработать с такими звездами, как Олег Фомин, Александр Бухаров, Марат Башаров. Но ни актерский состав, ни солидный бюджет в 70 млн рублей не спасли ленту от провала в прокате — в кинотеатрах фильм собрал менее 34 млн рублей.
Сергей Баталов в фильме «Операция «Тайфун»»
В фильмографии Баталова немало ролей в рейтинговых сериалах, таких как «Стройбатя», «Воронины», «Два отца и два сына», «Задания особой важности. Операция “Тайфун”», «Дом с лилиями»
В 2017-м Сергей Феликсович появился в образе фермера в комедийном сериале «Старушки в бегах» с Еленой Сафоновой, Татьяной Орловой и Мариной Яковлевой в главных ролях. История о приключениях активных пенсионерок так понравилась зрителям, что проект растянулся на 3 сезона.
В комедии «Команда “Б”» актеру досталась главная роль полковника Виктора Охотина. Показ фильма стартовал в феврале 2018 года на телеканале СТС. Получив от дяди, генерала Брусницына (Михаил Ефремов), необычное задание — подготовить команду для полета на Луну, Миша Волков (Владимир Яглыч) воспринял его не как шутку и собрал группу отчаянных летчиков. На съемках артисты побывали в Центре подготовки космонавтов, так что скафандры, тренажеры для тренировок к полетам и даже космические корабли в сериале настоящие.
В декабре 2020-го артист участвовал в новогоднем интерактивном шоу «Пять чудес Деда Мороза». Баталову досталась роль Деда Мороза, а Нонна Гришаева воплотила Снежную королеву.
Биография Алексея Баталова (актер)
Артист появился на свет в далеком ноябре 1928-го года, в столице России. Оба его родителя работали сотрудниками театра, потому все свое детство Алексей провел в окружении театрального закулисья.
К большому сожалению, отец и мать Алеши развелись уже через несколько лет после рождения мальчика. Но когда маленькому Алексею было всего пять, его мама вышла замуж снова. Отчимом будущего актера стал писатель-сатирик Виктор Ардов. Семья жила благополучно, Ардов принял мальчика. Однако в соседней квартире проживала бывшая супруга писателя, и временами это создавало определенные трудности для безмятежной жизни.
Алексей Баталов в детстве с младшими братьями
Биография Алексея Баталова (актер) начала меняться, после того как однажды они купили квартиру в доме, где проживали исключительно деятели литературы. Так, к примеру, их соседями стали Мандельштамы. Очень часто к ним в гости приходили разные известные люди. Алексей начал расти в атмосфере интеллигенции и вежливости, потому неудивительно, что и сам он в итоге стал таким. Эти люди всерьез восхищали Алексея.
Безмятежная жизнь завершилась с наступлением Второй мировой. Алексея с матерью вынудили бежать в татарский городок Бугульма. Там они и прожили до самого завершения войны. Все это время мать Алеши посвящала, как и раньше, своему самому любимому делу – театру. Баталову на тот момент было уже пятнадцать. И он старался оказывать матери любую помощь в театре. Поначалу подрабатывал в качестве разнорабочего, а несколько позже начал исполнять мелкие роли в постановках. Конечно, Баталов не сомневался в том, что, подобно родителям, посвятит свою жизнь театру. Но у него были сомнения по поводу собственного актерского таланта.
С окончанием войны Алексей вместе с матерью вернулся в Москву. В пятидесятом Баталов закончил учебу и пошел работать в театр Советской Армии, которому отдал три года своей жизни.
В кинематограф он пришел еще школьником. Дебютным его фильмом стала кинолента «Зоя». Следующую роль он получил уже десять лет спустя, в кинокартине «Большая семья». А дальше все пошло уже по накатанной. Приглашать его стали все чаще.
В 1956-м, он сыграл в фильме «Мать», снятом по одноименной повести М. Горького. Первую серьезную популярность актеру принес фильм «Летят журавли». Последующей его работой стала экранизация очередного литературного творения «Дама с собачкой». Он снялся там в 1960-м году и Алексею пришлось серьезно поработать над собой, чтобы органично влиться в образ, исполнять который ему предстояло впервые. Однако все получилось по высшему разряду.
Алексей Баталов в фильме ‘Мать’
Еще через пару лет он исполнил роль облученного радиацией физика в фильме «Девять дней одного года». Эта роль, как и многие до нее, дались ему на отлично. Причем, конкретно за эту роль он даже смог получить кинопремию. Позже артист даже стал увлекаться режиссурой и радиотеатром.
В 75-м году Алексей решил попробовать силы в преподавании, и это дело ему также, бесспорно, удалось.
Вторная волна славы пришла к Баталову после фильма «Москва слезам не верит», в 1980-м. Его «Гога» стал любимцем всей страны.
Алексей Баталов в роли Гоши в фильме ‘Москва слезам не верит’
В зрелом возрасте артист словно получил награду за нелегкое детство – ему прекрасно удавалось все, за что бы он не брался. И это касалось не только актерской деятельности, но и режиссуры. Однако в последние годы Баталова начало подводить здоровье. Были сведения, что он попал в больницу с переломом шейки бедра. Но полное обследование показало, что никаких серьезных заболеваний у мужчины нет. Правда, по словам жены актера, у него начала ухудшаться память.