Довели? трагедии и болезнь режиссёра сергея соловьёва

«Спасатель»

Картина «Спасатель» получилась у Соловьева пророческой. По сюжету фильма, школьный учитель рассказывает детям о литературных идеалах, призывая жить свободно. Учитель – тот самый повзрослевший вожатый из «Ста дней после детства». Он не оставляет попыток «вылепить» юные души.

Одна из учениц – юная Ася (актриса Татьяна Друбич) глубоко проникается сказанным. Она уже студентка, есть муж, квартира, налаженный быт. Ася решает все бросить и послушать свое сердце. Она, как Анна Каренина, не желает отказываться от любви.

Параллельно с главной темой, автор знакомит зрителя с парнем Вилей Тишиным, который работает на местной станции спасателем. Виля идет в армию. Несколько жизней сплетаются в одну. Несостоявшаяся трагедия будит всех персонажей, освобождает их. История многослойная и глубокая. В ней нет жертв, нет победителей, каждый останется при своем.

Съемки проходили в Вышнем Волочке Тверской области. Камера Павла Лебешева с удивительной красотой показала заливные луга, просторы местного водохранилища, старинную архитектуру, силуэты в густом тумане.

Премьера совпала с вводом советских войск в Афганистан. В этом и заключалось пророчество: героя весь фильм провожают в армию. Лента получилась с трагическим подтекстом, который легко мог уложить ее на полку. Восемь месяцев длилась эпопея сдачи картины. Было доснято множество сцен с целью объяснить: главный герой ушел служить, но благополучно вернулся.

Когда картина была принята к показу на Венецианском кинофестивале, Соловьев на свой страх и риск, подкупив киномеханика бутылкой водки, закрылся в проекционной кабинке и вырезал все лишние метры досъемок, оставив фильм в первозданном виде.

Позже он скажет: у меня есть один критерий настоящего – стыдно или не стыдно

Это единственное, что будет важно в будущем

О новой «новой волне»

Сейчас режиссер в русском коммерческом кинематографе — отвратительная, холуйская профессия. Но есть молодое поколение режиссеров, которое ничего не продает и не зарабатывает, они просто сохраняют себя как людей. Это Борис Хлебников, Бакур Бакурадзе, автор бескомпромиссно прекрасной картины «Шультес», Александр Расторгуев из Ростова-на-Дону — документалист, который снял «Дикий, дикий пляж», кино фантастического уровня. Этому кино не нужны Канны или «Оскар», они еще должны завоевать доверие Расторгуева, чтобы он отдал им картину.

На самом деле фирменный знак отличия наших картин — провал в Каннах. Вот Рустам Хамдамов снял «Анну Карамазофф», и на десятой минуте весь зал встал и ушел, а это и есть уровень настоящей картины. Или Алексей Герман привез «Двадцать дней без войны». Там немного постреляли, Никулина засыпало землей. Почему земля? Где он сидит? Что за окопы? Все встали и ушли.

Французскую «новую волну», которая повлияла на весь мировой кинематограф, по существу сделали три человека: Трюффо, Годар и Луи Маль. Они начинали втроем. А у нас человек восемь колоссальных режиссеров — Хлебников, Попогребский, Бакурадзе… Много их.

Детство и юношеские годы

Будущий культовый режиссер родился 25 августа 1944 года в карельском городе Кемь, куда были сосланы в 30-е годы его дедушка и бабушка. Деда впоследствии расстреляли. Мама, Карелия Сергеевна Нифонтова, прошла Отечественную войну, была героем фронта. Отец, Александр Дмитриевич, был офицером военной разведки и после войны переехал с семьей в столицу Северной Кореи, где стал советником Ким Ир Сена.

Сергей Соловьев в детстве

Когда Сереже исполнилось шесть лет, семья вернулась на родину и обосновалась в Ленинграде. Соловьев-младший пошел в школу и ничем особо не выделялся среди остальных ленинградских мальчишек. Он учился в школе №167, все десять лет сидел за одной партой со Львом Додиным, в будущем знаменитым театральным режиссером. В подростковом возрасте он случайно попал на пробы в БДТ: на Невском к нему подошел режиссер Игорь Владимиров и пригласил на пробы. Так 14-летний Сергей был отобран из нескольких десятков школьников для участия в спектакле «Дали неоглядные» по пьесе Николая Вирты и оказался на сцене знаменитого театра в составе труппы прославленного Георгия Товстоногова. И хотя до этого мальчик мечтал стать подводником, с тех пор он все чаще стал задумываться о будущем иного рода. Вместе с Додиным он записался в юношеский театральный кружок.

Сергей Соловьев и Лев Додин в детстве

Примерно в это же время он посмотрел пронзительную военную драму «Летят журавли» с Алексеем Баталовым и Татьяной Самойловой и так вдохновился впечатляющей работой Михаила Калатозова , что решил стать режиссером. После школы юноша устроился ведущим молодежной программы «Пионерия» на Ленинградском телевидении, где по совместительству трудился еще и разнорабочим. Соловьев поступил на режиссерский, а не актерский факультет ВГИКа, и начал учиться мастерству у Михаила Ромма и Александра Столпера.

Дикий праздник

На прощание с Дмитрием пришли все три жены его отца Сергея Александровича, а также родственники и друзья покойного.

— Это такой ужас — смерть светлого и доброго Мити, — вздыхал режиссер Али Хамраев. — Панкреатит, нелепая и непонятная трагедия и для родителей, и для всех нас. Митя и не знал толком о своей болезни, которую, вероятно, считал не очень значительной. А она прогрессировала. В общем, когда обратился к врачам, было поздно…

По словам Хамраева, Дмитрий так и не успел жениться, детей не завел.

— Зато был предан кино, друзьям и папе с мамой, — продолжает постановщик. — Невозможно передать, что сейчас творится с Марианной. Да, все три жены Сергея пришли на похороны. Мы — люди, а не звери. Покойный Митя дружил и с Димой Рощиным, сыном Екатерины Васильевой, тепло общался и с Аней, дочкой Тани Друбич. Интеллигентные люди должны друг другу помогать. Хоть двадцать жен у тебя было, все должны собраться, раз такое горе.

Маша АНИКАНОВА дружила с покойным с юных лет

На траурной церемонии рядом с гробом стояла девушка, которая рыдала. Как рассказали друзья, она одна из тех, кто любил Митю. Но так и не смогла добиться от него взаимности.

— Вся моя деловая жизнь связана с сыном, поскольку он работал продюсером, — взял слово на поминках безутешный отец Сергей Соловьев. — При этом он был тишайший и скромнейший человек. Казалось, такой звездный мальчик, но при его круге общения он оставался очень одиноким. Митю не запихнешь ни в какую категорию.

И тут Сергей Александрович вспомнил премьеру своего фильма «Нежный возраст», который стал звездным для его взрослого ребенка.

— Там он был и автором сценария, и сыграл главную роль, — со слезами на глазах продолжил мастер. — Он не хотел быть героем, поэтому ему было естественно помогать мне, чем он и занимался последние двадцать лет. Весь дизайн фестиваля «Дух огня» сделал Митя, а это огромный труд. Это был умный и сильный парень, мой ближайший друг. Мне даже стыдно, что я называю его другом. Когда я его ругал, дом сокрушался от матюков, но я делал это, потому что все обращал к человеку. Не буду говорить про себя, про маму Мити — Марианну, про Танечку, но мы все без него стали беднее. Вот моя бывшая жена, Екатерина Васильева, мне сказала: «Если бы ты поверил (в Бога. — Н. М, Г.У.), ты бы был счастливым человеком. Мите сейчас стало хорошо. Лишь бы вы все, и ты в частности, сейчас ему не испортили дикий праздник».


Гроб несли самые близкие друзья

Соловьев добавил, что никогда не пел дифирамбы наследнику:

— Не помню даже, чтобы похвалил, когда он в детстве начал кататься на велосипеде. Наоборот, говорил: «Не загребай правой ногой!» А сын отвечал: «Еду, как могу». Помню, как он родился: необыкновенно красив, с огромной шевелюрой волос. Все бабушки не могли на него нарадоваться. Феноменально красивым он оставался долго, до «Нежного возраста», и только спустя годы набрал вес… Помню, как за два дня до начала съемок этого фильма я позвонил Никите Михалкову, которому понравился сценарий. Тот сказал: «Кастинг проводишь? Ты с ума сошел? На главную роль можешь взять Митю. Он написал сценарий про себя».

А завершил свою речь отец очень горькими словами, от которых у всех присутствующих разрывалось сердце:

— В день похорон рыли землю, а комья такие крупные, каменные, что их распилить и разломать не хватало сил. Вот такая земля, которую мы получили. Вот пусть она ему станет пухом. Нужно распушить каждый камень в вечность. Распылить, разломать.


Дмитрий в к/ф «Нежный возраст»…

Сергей Соловьев. Режиссер-барометр

Сергей Соловьев — режиссер, очень точно чувствующий время, как барометр, улавливающий все его колебания, настроения, нерв данной минуты. И умеющий виртуозно передавать все это в своих картинах.


Фотография: Режиссер Сергей Соловьев. 1980 год. Культурный , Ленинградская область

«Я испытываю ваше терпение с конца 60-х своими премьерами, — сказал режиссер недавно на своем мастер-классе, который при полном аншлаге прошел в рамках фестиваля российского кино «Окно в Европу» в Выборге. — Зачем это все? Не для того, чтобы галочкой отметиться. Да, я здесь побывал и отметился, но что за галочка, в чем ее смысл? Я убежден в том, что нет никакого смысла, который можно сформулировать словами. Все говорят мне то, что я усвоил еще до окончания ВГИКа: «Двигать должна мысль. У тебя должны быть картины, которые насыщены энергией мысли. Ты должен заставлять зрителей тоже думать, думать вместе с собой». Но чем дольше я живу, тем меньше мне нравится идея заставлять кого-то и что-то делать. А тем более зрителей. Это называется «промывать мозги».

«Испытывать наше терпение» режиссер Соловьев начал в 1969 году, когда после окончания ВГИКа пришел работать на «Мосфильм» и снял две новеллы в киноальманахе «Семейное счастье» по рассказам Антона Чехова. Собственный режиссерский почерк и фирменный стиль стали проявляться уже тогда и достигли почти полного совершенства к 1975 году, когда вышел его фильм «Сто дней после детства».

Еще один фильм Сергея Соловьева, который условно можно отнести к категории детского кино, — это «Наследница по прямой» 1982 года. Уже в этих картинах видна и одна из основных идей фильмов Соловьева — он, на едином кинопространстве, собирает вместе личностей маргинальных, порой непонятных и непонятых, неприкаянных, в то же время по-своему милых и самобытных, и убедительно доказывает, что вместе им гораздо лучше, что вместе они если уж и не горы свернут, то хотя бы смогут выжить в этом безумном, безумном мире. Так было и в легендарной «Ассе», и в двух остальных фильмах трилогии — «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» и «Дом под звездным небом». Эту традицию продолжает и новый фильм Сергея Соловьева «Ке-ды», премьера которого состоялась в июне на 38-м Московском международном кинофестивале.


Режиссер Сергей Соловьев на съемках своего художественного фильма «Анна Каренина». 2008–2009 годы. Музей кино, Москва


Режиссер Сергей Соловьев (в цетре) за кинокамерой. 1982 год. Музей кино, Москва


Слева направо: режиссер Сергей Соловьев, художник Александр Борисов и оператор Юрий Клименко на съемках художественного фильма Сергея Соловьева «Анна Каренина». 2008–2009 годы. Музей кино, Москва

«Асса» — это вообще не просто фильм, это веха в истории отечественного кинематографа. Вышедшая в 1987 году, она провозгласила новую эру и в жизни кино, и в жизни страны, которая тогда существовала под лозунгом Виктора Цоя «Мы ждем перемен». Собственно говоря, широким массам советских граждан именно Соловьев со своей «Ассой» открыл имена Виктора Цоя и Бориса Гребенщикова.

Кроме того, Сергей Соловьев — превосходный рассказчик, наделенный также великолепным литературным даром. Трехтомник его воспоминаний («Начало. То да сё…», «Ничего, что я куру?» и «Слово за слово») проглатываются мгновенно, а потом не убираются на дальнюю полку, потому что перечитывать их хочется бесконечно. Это и рассказы о съемках, и гомерически смешные сценки из бытовой жизни режиссера, и эссе о его гениальных соратниках по работе.

«Я понимаю, за что люблю фильм «Прибытие поезда», — признается Сергей Соловьев. — Там нет никакого смысла, там есть чувственное переживание. Единственное, чего я хотел и над чем я сейчас работаю, — это какие-то мероприятия по обессмысливанию своих картин. Я хочу, чтобы вернулась детская радость — смотреть кино». Поэтому, когда назойливые журналисты сейчас мучат его вопросом, о чем же все-таки его новый фильм «Ке-ды», режиссер невозмутимо отвечает: «Про кеды». И ответ единственно верный, ибо имеющий глаза все увидит и так, а человек разумный будет еще и в состоянии сам интерпретировать увиденное.


Кадр из фильма «Сто дней после детства» (1975)


Кадр из фильма «Асса» (1988)


Кадр из фильма «Ке-ды» (2016)

И как говорит сам Сергей Соловьев: «Искусство — одно из самых бессмысленных дел на земле, как полет бабочки. Зачем оно нужно? Не знаю. Но от присутствия в нашей жизни искусства становится лучше жить. Это я знаю точно».

Примечания[ | ]

  1. Почётное звание присвоено указом Президента России Б. Ельцина 16 декабря 1993 года. (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 декабря 2008. Архивировано 24 февраля 2009 года.
  2. источник
  3. Соловьёв Сергей Александрович. Международный объединённый биографический // РС/РСЕ, 19 мая 2016
  4. Режиссёрское отделение/ Высшие курсы сценаристов и режиссёров
  5. История фестиваля // ugrafest.ru
  6. СМИ сообщили о смерти актёра Дмитрия Соловьёва
  7. «Тайны династии», «МК Атмосфера»
  8. Анна Соловьёва — RUSKINO.RU
  9. Трилогия «Асса» / Чёрная роза — эмблема печали / Дом под звёздным небом Архивировано 28 сентября 2007 года. на сайте студии «АИР»
  10. Интервью с Сергеем Соловьёвым.
  11. Сергей Соловьёв о фильмах «2-Асса-2» и «Анна Каренина».
  12. https://www.mk.ru/culture/2015/10/22/basta-stal-voenkomom.html Баста стал военкомом
  13. «„Ути-ути-ути“: смешно и о смерти», «МК» от 21 января 2020
  14. А кто не любит Генделя, тот получит Пенделя, «Сноб» от 14 сентября 2021.
  15. Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2005 года № 1503 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
  16. Указ Президента Российской Федерации от 6 декабря 2021 года № 587 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
  17. Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года № 2154 «О присвоении почётного звания „Народный артист Российской Федерации“ Соловьёву С. А.»
  18. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 31 декабря 1976 года № 5 «О присвоении почётных званий РСФСР творческим работникам кинематографии»
  19. Распоряжение Президента Российской Федерации от 6 августа 2009 года № 510-рп «О поощрении Соловьёва С. А.»
  20. Распоряжение Президента Российской Федерации от 11 июля 1996 года № 360-рп «О поощрении доверенных лиц и активных участников организации и проведения выборной кампании Президента Российской Федерации в 1996 году»
  21. 1234В. Рамм. Доброе перо конформиста // Известия. — 18 сентября 2008. — № 175.
  22. 1234 Награды на сайте IMDB.com

Биография[ | код]

Сергей Соловьёв (справа) с рок-музыкантами А. Лосевым, А. Макаревичем, Н. Пивоваровой и Б. Гребенщиковым. Тур «Голосуй, или проиграешь», 1996 год

Сергей Соловьёв родился 25 августа 1944 года в городе Кемь Карело-Финской ССР в семье военного. Его отец — Соловьёв Александр Дмитриевич (1905—1956) был начальником особого отдела НКВД одной из частей Карельского фронта. Мать — Нифонтова Калерия Сергеевна (1922—2001), ветеран Великой Отечественной войны, служащая.

До шести лет жил в Северной Корее, куда после Великой Отечественной войны направили его отца.

В 14 лет играл в спектакле «Дали неоглядные» по пьесе Н. Е. Вирты в БДТ. На роль мальчика юного Серёжу пригласил Игорь Владимиров (работавший в то время режиссёром-стажёром в БДТ и поставивший спектакль совместно с режиссёром Р. А. Сиротой), встретив его случайно на Невском проспекте. Премьера состоялась 15 ноября 1958 года.

Вместе с одноклассником Львом Додиным занимался в Театре Юношеского Творчества (ТЮТ) при Ленинградском дворце пионеров под руководством Матвея Дубровина.

В 1960—1962 годах Сергей Соловьёв работал на Ленинградском телевидении в качестве рабочего.

Окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская М. Ромма и А. Столпера).

В 1969 году начал работать на «Мосфильме», дебютировав как режиссёр в том же году двумя новеллами по рассказам Чехова в киноальманахе «Семейное счастье».

На Высших курсах сценаристов и режиссёров с начала 1980-х гг. читал лекции по кинорежиссуре, в 1982—1984 годах руководил мастерской детского фильма.

Член жюри Венецианского кинофестиваля в 1981 и 1987 годах.

В 1996 году был режиссёром тура предвыборной кампании Бориса Ельцина под названием «Голосуй, или проиграешь».

До последних дней жизни Сергей Соловьёв преподавал во ВГИКе на режиссёрском факультете, руководил режиссёрской и актёрской мастерскими, был профессором.

В 2002 году выступил инициатором создания международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске и являлся его бессменным президентом.

В январе 2019 года в Москве начал работу Театр-студия САС под руководством народного артиста России Сергея Соловьёва.

Скончался 13 декабря 2021 года в Москве на 78-м году жизни после тяжёлой продолжительной болезни. Согласно предварительным данным, Соловьев умер из-за проблем с сердцем.

Личная жизнь | код

  • Первая жена — Екатерина Васильева
  • Вторая жена — Марианна Кушнерова

    сын Дмитрий (6 октября 1974 — 12 февраля 2018), актёр, продюсер. Снялся в главной роли в фильме отца «Нежный возраст»

  • Третья жена — Татьяна Друбич

    дочь Анна Друбич (род. 27 июня 1984), композитор, пианистка. Живёт в Лос-Анджелесе (США).

    , зарегистрировали брак в 1983 году, в 1989 году развелись.

О режиссуре

Раньше это занятие было престижным, а теперь считается, что настоящие режиссеры живут в Америке или хотя бы в Европе, и здесь остались неудачники, которые снимают картины, которые не идут ни на каких экранах. Когда я работал на телевидении, наши программы выходили под лозунгом «Мы в эфире». Вот у меня сейчас такое ощущение от наших картин. Мы люди, которые питают эфир.

Это странное занятие. Но оно чрезвычайно интересное. Мой учитель, Михаил Ильич Ромм, сказал нам на первой лекции: «Кинорежиссура — не профессия, это способ жизни». Это было в 1962 году, и я до сих пор это каждую минуту вспоминаю.

Личная жизнь

Сергей Соловьев всегда пользовался интересом у противоположного пола. Первой супругой режиссера стала актриса Екатерина Васильева. Он влюбился в рыжеволосую и талантливую однокурсницу, но не решался открыться. Помог друг Эдуард Володарский, рассказавший Васильевой о тайном воздыхателе. Он же и сообщил Сергею, что Катя согласилась стать его женой. Поженились студенты на 2-м курсе, но вскоре расстались, сумев сберечь дружеские отношения.

Второй женой режиссера стала Марианна Кушнерова, сыгравшая роль в его второй киноработе «Станционный смотритель». Актриса родила мужу сына Дмитрия. Личная жизнь супругов не сложилась, они расстались.

Сергей Соловьев и Татьяна Друбич

На долгие годы музой мэтра стала Татьяна Друбич, третья супруга Соловьева. Они познакомились на проекте «Сто дней после детства». Режиссеру на момент знакомства исполнилось 28, Татьяне — 14. Разразился скандал, ведь связь с несовершеннолетней девочкой грозила Соловьеву серьезными последствиями, в том числе криминального характера.

Повести Татьяну в загс Сергей Соловьев решился, когда ей исполнилось 23 года. В 1984-м Друбич родила мужу дочь Анну. Спустя 5 лет супруги развелись, но продолжили работать вместе.

В феврале 2018 года в семье режиссера случилась трагедия — скончался Дмитрий Соловьев, его сын от второго брака. Причиной смерти 43-летнего актера стало осложнение после гриппа в виде панкреатита.

Первая супруга Сергея Соловьева, Екатерина Васильева

Режиссер тяжело пережил эту утрату. Весной у него обострились хронические болезни, из-за чего пришлось лечь в больницу. Язва желудка вызвала у Сергея Александровича кровотечение, поэтому понадобилась операция. В этот сложный период постановщика поддержала его бывшая супруга Татьяна Друбич. По его словам, актриса «буквально с того света вытащила его». Состояние здоровья режиссера стабилизировалось, но свой 75-летний юбилей он праздновать не стал.

Многие годы Сергей Соловьев являлся руководителем фестиваля кинодебютов «Дух огня», который проходил в Ханты-Мансийске. Был причастен к этому мероприятию и его сын Дмитрий. Он занимал должность арт-директора. Церемония открытия очередного фестиваля в 2018 году была посвящена памяти Дмитрия Сергеевича.

Рост режиссера составлял 168 см при весе 80 кг.

Смерть

13 декабря 2021 года Сергей Соловьев умер. Причиной смерти стал инфаркт миокарда. Режиссер страдал от сердечной недостаточности — это еще одно из тяжелых последствий переживаний по поводу гибели сына Дмитрия. К тому же долгие годы он жил с сахарным диабетом. Проблемы со здоровьем вызывали и постоянные перелеты, связанные с работой мастера.

Режиссер Сергей Соловьев

За год до смерти Сергей Александрович попал в больницу, где у него было обнаружено скопление в тканях организма клеточных элементов с примесью крови и лимфы. К тому же обострилась трофическая язва.

Первые соболезнования Союзу кинематографистов принесло Министерство культуры Российской Федерации, назвавшее смерть режиссера невосполнимой потерей для общества.

О Джеймсе Кэмероне и честности в кинематографе

Кэмерон — честный человек. Он в интервью говорит: «Нужно снимать только то, во что ты веришь, что ты любишь и что тебя согревает. А я люблю и верю в синие лица в 3D». И это правда.

Когда моей дочке было лет 12 или 13, мы вместе посмотрели в кино «Титаник». На обратном пути Аня молчит — пять минут, десять… Я ей говорю: «Ты же из интеллигентной семьи, неужели эта чушь произвела на тебя такое впечатление?!» Она на меня посмотрела и говорит: «Папа, знаешь, как хочется любви и катастроф…» То есть это попало в ее душевное состояние. Такое вот странное братство Кэмерона, Ани и желания любви и катастроф у того и у другого.

О том, зачем снят фильм «Одноклассники», о Геннадии Шпаликове и философии искусства

У меня в молодости был приятель Геннадий Шпаликов, гениальный русский поэт и драматург. И мы с ним сходились в том, что искусство бессмысленно и бесцельно, искусство — это производство озона, а не производство мыслей, убеждений или промывание мозгов.

У меня на душе очень хорошее ощущение от того, что я снял «Одноклассников». Мне радостно, что я последние полтора года потратил именно так, а не иначе, — я знаю, что там все правильно. И я рад, что у меня нашлась возможность посвятить этот фильм Шпаликову, ничего ему не посвящая: я просто включил в фильм кусочек из его неопубликованного романа.

Иногда в искусстве все так глубоко и серьезно, что хочется пойти и повеситься — просто от глубочайших наблюдений над жизнью. А когда нет этой значительности, но отчего-то жить хорошо — это великое ощущение. Вот и вся моя философия.

Детство и юность

Родился режиссер и сценарист в августе 1944 года в карельском городке Кеми, где отец в военные годы руководил отрядом контрразведки «Смерш». После войны Александра Соловьева отправили в Пхеньян, где он до 1947 года был советником лидера северокорейского государства Ким Ир Сена. В Ленинград семья переехала, когда Сергею Соловьеву исполнилось 6 лет. В Северной столице началась творческая биография артиста.


Режиссер Сергей Соловьев

На Невском проспекте к школьнику подошел начинающий режиссер Большого драмтеатра Игорь Владимиров и предложил прийти на пробы: он подбирал подростков похожего типажа на роли в постановке «Дали неоглядные». Сергей Соловьев согласился и вскоре был утвержден на роль. 14-летний Сергей выходил на подмостки с известными актерами труппы БДТ, которым в то время руководил Георгий Товстоногов. Работа подростка на сцене понравилась Товстоногову, он прочил Соловьеву блестящее актерское будущее.


Сергей Соловьев в молодости

Но парень посмотрел культовый фильм «Летят журавли» и, пораженный увиденным, решил стать режиссером и снимать свои шедевры. Отговоры Георгия Александровича не возымели действия: в 1962 году Сергей Соловьев стал студентом ВГИКа. Студента зачислили в мастерскую кинорежиссуры Михаила Ромма. На втором курсе Сергей Соловьев написал сценарий документальной ленты «Взгляните на лицо». Фильм показали на Лейпцигском кинофестивале в 1963 году, жюри присудило работе 19-летнего режиссера золотую медаль.

Примечания

  1. [istoriya-teatra.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st096.shtml Театральный календарь. 1987 // Лисицын А. В., Мельникова С. И., Миронова В. М., Трессер С. С. — Ленинград: Искусство, 1986]
  2. [ptj.spb.ru/archive/33/historical-novel-33/lyubov-ktrem-apelsinam-vs-mejerxolda/ Статья о журнале «Любовь к трём апельсинам» в «ПТЖ»]
  3. [www.niv.ru/doc/theatre/encyclopedia/399.htm «Театральная энциклопедия», М., 2000]
  4. [sunny-genre.narod.ru/books/yankovsky_1937/5-4.html Янковский М. Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР, Л.-М., 1937]
  5. [ptj.spb.ru/archive/5/in-opposite-perspective-5/vojna-nevojna-noekzamen-budet/ Война — не война, но экзамен будет… // Петербургский театральный журнал, № 5, 1994]

«Наследница по прямой»

В фильмах Соловьева всегда много подтекстов. В простой, на первый взгляд, сюжет режиссер сумел вплести трогательную историю любви 13-летней одесситки Жени к 18-летнему Володе, приехавшему погостить из Москвы, ее духовную связь с Пушкиным, романтическую историю пребывания самого поэта в Одессе.

Детям свойственно верить в выдуманные миры. Женя считает, что она – «наследница» большой любви и незаконной связи Александра Сергеевича с ее прабабкой Ольгой Лопухиной. Девочка хранит семейную реликвию — любовное письмо поэта с инициалами О.Л. Изо дня в день ездит на берег моря к руинам особняка, который называет «дача Рено», прихватив томик стихов. Ей чудится, что в этом доме жил Пушкин, здесь он писал стихи, переживал муки любви.

В Одессе действительно много пушкинских мест. Поэт провел в этом городе больше года . Упомянутая в фильме «дача Рено» когда-то находилась в районе нынешнего санатория Чкалова. Пушкин в лунные ночи любил бывать здесь. Место поэтического уединения с кромкой моря. На даче Рено проходили его тайные свидания с графиней Елизаветой Воронцовой.

В своем фильме Соловьев не говорит об этом, только намекает. Настоящий литературный детектив с неожиданным финалом.

Солнечную Одессу он показал меланхоличной, туманной, с бесцветным морем и руинами особняка на побережье. Фильм, как тоска о юношеских идеалах, детских выдуманных мирах, преданных ожиданиях в любви.

«Наследницей по прямой» режиссер завершил трилогию. В 1983 году фильм получил Золотую медаль на кинофестивале детских фильмов в Италии.

«Мелодии белой ночи»

Драматическая история любви японской пианистки и советского композитора случилась в летнем Ленинграде с его белыми ночами, разводными мостами, туманами Финского залива, посиделками на веранде дачи, лабиринтами садов «Эрмитажа». Любовь под аккомпанемент июньских дождей, стремительный гул японских городов и музыку Исаака Шварца.

Совместная работа Сергея Соловьева и японского кинорежиссера Киёси Нисимуры. Его первая работа в тандеме с легендарным оператором Георгием Рербергом.

Прежде чем пригласить Рерберга в картину, Соловьев пересмотрел снятое им «Зеркало» Тарковского и был потрясен совершенством операторского мастерства. Но Рерберг славился не только своим профессионализмом. О его взрывном характере ходили легенды.

— Это же чудище! — пытаясь уберечь коллегу, — уверял Андрей Тарковский, который терпел эксцентричные выходки Рерберга, глубоко уважая его талант. По просьбе Соловьева он даже отложил на четыре месяца съемки «Сталкера», чтобы дать возможность Рербергу подзаработать на выгодном советско-японском кино-предприятии.

— Я бы снимал с ним и снимал, сколько бы жизней хватило, ничего, кроме наслаждения, не получая, если бы не этот проклятый вопрос о гении и злодействе, — признавался Соловьев позже в интервью.

Рерберг по началу съемок радовал. Режиссер даже обиделся на коллег: как можно было наговаривать на такого ангела. Но после того, как ангел, изрядно выпив, сбежал со съемок, понял, о чем речь. Бурные любовные похождения, «змейгорынычевское» настроение и выходки на съемочной площадке, война с КГБ и чиновниками, которые не хотели отпускать Георгия в Японию. Сейчас Соловьев вспоминает все это с юмором.

В итоге съемки все же состоялись. Фильм, который Соловьев, по его признанию, не хотел снимать, но снял, чтобы иметь возможность закончить задуманную трилогию, получился красивым, тонким, душевным.

Охапки сирени, дождь, история любви с открытым финалом. Экзотическая Япония и главная героиня, актриса Комаки Курихара, как настоящая инопланетянка. Элегантный Юрий Соломин в роли композитора, молодой харизматичный Александр Збруев. Атмосфера белых ночей – камерная, по-особенному изысканная и поэтичная.

«АССА» (1987 год)

кадр из фильма

Самый знаменитый фильм Соловьева, прорвавший культурный железный занавес – в нем роль лирического героя, «мальчика Бананана» сыграл музыкант и художник Сергей Бугаев. В картине звучат песни Виктора Цоя и Бориса Гребенщикова, в нем появлялся арт-объект под названием Communication tube… Но, главное, в «Ассе» был с точностью зафиксирован конфликт отцов и детей, постсоветских, и тех, кто не хотел иметь с Советским Союзом ничего общего. Премьера «Ассы» состоялась не в обычном кинотеатре, а в ДК: в холле играли рок-музыканты, продавались пластинки и картины, а за лишним билетиком гонялась вся молодежь Москвы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector