«я не фанат кино. я просто там работаю»

Последняя работа «Франкофония»

«Франкофония» Александра Сокурова является документально-игровым фильмом, снятым в 2015 году в таких странах, как Франция, Нидерланды и Германия.

Кинолента переносит нас из настоящего в 40-е. Нам будет рассказана история о жизни людей из разных времен. Дрейк, который живет в настоящем времени, терпит кораблекрушение и борется за свою жизнь в ужасном шторме. Тем временем в 1940 году нас знакомят с немецким генералом Метернихом и директором парижского музея Жаком Жожаром. По приказу начальства немецкий генерал должен перевести коллекцию Лувра из временного хранилища. Директор музея не проявляет никакого желания содействовать немцу, но вскоре последний добивается понимания с его стороны. На протяжении всего фильма мы станем свидетелями жесткости со стороны гитлеровских захватчиков. В качестве рассказчика выступит сам Сокуров, который в течение всего фильма будет обращаться с вопросами непосредственно к зрителям.

Фильм был хорошо встречен и представлен на международном фестивале кино в Торонто и Лондоне. Он также был номинирован на премию «Золотой лев» и удостоен награды за лучший евро-средиземноморский фильм.

Примечания[ | ]

  1. filmportal.de — 2005.
  2. Munzinger Archiv (нем.) — 1913.
  3. Museum of Modern Art online collection (англ.)
  4. Почётное звание присвоено указом президента России № 131 от 2 февраля 2004 года (неопр.) . Дата обращения 15 февраля 2020.
  5. Кабардино-Балкарский государственный университет, профиль А.Н. Сокурова (неопр.) . www.kbsu.ru. Дата обращения 12 августа 2020.
  6. Spaero * URL: https://www.spaero.com/. Органы управления фонда | Фонд развития Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург, Россия(неопр.) . www.hermitagendowment.ru. Дата обращения 7 июля 2020.
  7. 12

    Режиссёр Сокуров, политолог Шульман, адвокат Резник и еще 14 новых лиц пополнили СПЧ // ТАСС, 03.12.2018

  8. Светлана Михеева, «Исчезнувшие деревни Байкальского тракта» / «СМ Номер один» № 33 (21 августа 2008 года). (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 22 августа 2011. Архивировано 23 марта 2012 года.
  9. Николай Болдырев. «Сталкер, или Труды и дни Андрея Тарковского». — Челябинск: Урал ЛТД, 2002. — 384 с. — ISBN 5-8029-0254-X.
  10. Маленький человек с японской фамилией / Культура МК (неопр.) . Архивировано 1 декабря 2012 года.
  11. Лист наград и номинаций режиссёра на IMDb (неопр.) . Архивировано 29 ноября 2012 года.
  12. Кувшинова М. Кинотавр-2014: Малика и Марьяна(неопр.) . seance.ru (5 июня 2014). Дата обращения 26 апреля 2020.
  13. Карпюк, Д. Рецензия: «Теснота» Кантемира Балагова(неопр.) . The Hollywood Reporter Russia (3 августа 2017). Дата обращения 11 августа 2020.
  14. Валерий Кичин. «Золотой лев» летит в Россию (рус.). «Российская газета» — Федеральный выпуск №5578 (202) (12 сентября 2011). Дата обращения 13 сентября 2011.
  15. Япония наградила режиссёра Сокурова почётным орденом (неопр.) . ria.ru. Дата обращения 13 декабря 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  16. 12 Александр Сокуров получил премию Европейской киноакадемии
  17. Анатолий Стреляный. Русская обида (Письмо двадцати одного)(неопр.) .Радио Свобода (9 апреля 2000).
  18. Ответ на письмо европейцев российских деятелей культуры (неопр.) .Индекс (2000).
  19. Александр Сокуров. Мы не один народ с украинцами, мы разные(неопр.) . КиноСоюз (8 марта 2014). Дата обращения 20 февраля 2020.
  20. «…Запустится маховик разрушения страны» (неопр.) . Znak.com (9 февраля 2017).
  21. Как Сокуров Советский Союз развалил. Программа «60 минут» дала отпор душителю свободы слова (неопр.) . Новая газета (17 февраля 2017).
  22. Опубликовано видео речи Сокурова на «Нике» о «войне школьников» (рус.). Дата обращения 29 марта 2020.
  23. Сокуров на «Нике»: «Нельзя начинать гражданскую войну среди школьников» (рус.). Дата обращения 29 марта 2020.
  24. Почётное звание присвоено указом президента России № 539 от 30 мая 1997 года (неопр.) . Дата обращения 15 февраля 2020.
  25. Александр Сокуров посетит родной вуз (неопр.) . Архивировано 29 ноября 2012 года.
  26. Деловой Петербург (неопр.) . Архивировано 29 ноября 2012 года.
  27. «Фауст» Сокурова получил «Золотого льва» в Венеции (неопр.) .
  28. Девятый международный кинофестиваль «Золотой абрикос» стартовал накануне в Ереване (неопр.) . Новости -Армения (9 июля 2012). Дата обращения 1 августа 2012. Архивировано 5 августа 2012 года.
  29. Кичин В. Онлайн-трансляция церемонии вручения премии «Ника»(неопр.) . rg.ru (2 апреля 2013). Дата обращения 16 апреля 2020.
  30. Кинотавр-2014: Мастер-класс Александра Сокурова (неопр.) . Сеанс (3 иня 2014). Дата обращения 17 июня 2014.
  31. Сокуров стал офицером французского национального Ордена искусств и литературы (неопр.) . БалтИнфо (18 сентября 2014). Дата обращения 23 октября 2014.
  32. Объявлены лауреаты Государственной премии Российской Федерации 2014 года, kremlin.ru (10 июня 2015). Дата обращения 10 июня 2015.
  33. Александр Сокуров награжден орденом «За заслуги перед Кабардино-Балкарской Республикой»
  34. Александр Сокуров удостоен спецпремии Гильдии киноведов и кинокритиков (рус.). ТАСС. Дата обращения 23 января 2020.
  35. Александр Сокуров: «У меня есть чувство, что я чужой» // Afisha.ru, 10 июня 2015
  36. «Дмитрий Шостакович», 6 частей, net-film
  37. Домбровская И. Возвращение в Курдистан (о фильме «Нам нужно счастье»)(неопр.) . russian.rfi.fr (30 января 2011). Дата обращения 26 апреля 2015.

Франкофония (2016) (Francofonia)

Военный, Документальный, Искусство, Исторический

Режиссер: Александр Сокуров

В ролях: Луи-До де Ланкесэ, Венсан Немет, Джоанна Кортальс Альтс

Действие происходит в двух основных временных зонах — в настоящее время и в 1940 году. В наше время автор кинокартины, он же рассказчик — Александр Сокуров у себя дома общается по интернет-связи с капитаном грузового корабля Дрейком, везущим контейнеры с музейными предметами. Судно начинает терпеть крушение из-за бури. На протяжении всей картины будут появляться режиссёр-рассказчик и, через видеосвязь, капитан Дрейк, судно которого всё ближе к гибели. Когда в картине будут демонстрироваться морской шторм и потоп на корабле, они будут демонстрироваться с качеством изображения, будто всё снято веб-камерой личного компьютера капитана. События в 1940 году повествуют о встрече в Париже двух людей — немецкого генерала графа Метерниха и директора музеев Франции — Жака Жожара. Граф Метерних по приказу нацистского правительства должен установить контроль над коллекцией Лувра, а затем доставить её в Берлин. Жак Жожар холоден. Он не противится врагу, однако постепенно находит у Метерниха понимание и это спасает великую коллекцию — граф оттягивает время, придумывая поводы не вывозить коллекцию из тех замков, в которые она спрятана на время войны. Режиссёр-рассказчик, по ходу картины обсуждающий её с кинозрителями (Сокуров напрямую обращается к зрителям), задаёт большое количество вопросов об истории прошлого и будущего и, почти ни на один из них, не отвечает — ответом является, или не является видеоряд, идущий параллельно его словам.

Фильмография[ | ]

Художественные фильмы

  • 1978 — 1987 — Одинокий голос человека
  • 1980 — Разжалованный
  • 1983 — 1987 — Скорбное бесчувствие
  • 1986 — Ампир
  • 1988 — Дни затмения
  • 1989 — Спаси и сохрани
  • 1990 — Круг второй
  • 1992 — Камень
  • 1994 — Тихие страницы
  • 1997 — Мать и сын
  • 1999 — Молох
  • 2001 — Телец
  • 2002 — Русский ковчег
  • 2003 — Отец и сын
  • 2005 — Солнце
  • 2007 — Александра
  • 2011 — Фауст
  • 2015 — Франкофония

Документальные фильмы

  • 1974 — Самые земные заботы
  • 1975 — Лето Марии Войновой
  • 1975 — Позывные Р1НН
  • 1978 — Последний день ненастного лета
  • 1978—1988 — Мария
  • 1979 — Соната для Гитлера
  • 1981 — Дмитрий Шостакович (совм. с Семёном Арановичем)
  • 1984 — Жертва вечерняя
  • 1985 — Терпение труд
  • 1986 — Элегия
  • 1986 — Московская элегия (посвящён памяти Андрея Тарковского)
  • 1987 — И ничего больше
  • 1990 — Петербургская элегия
  • 1990 — Советская элегия
  • 1990 — К событиям в Закавказье
  • 1991 — Простая элегия
  • 1991 — Ленинградская ретроспектива (1957—1990)
  • 1991 — Пример интонации (о Борисе Ельцине)
  • 1992 — Элегия из России
  • 1995 — Солдатский сон
  • 1995 — Духовные голоса
  • 1996 — Восточная элегия
  • 1996 — Робер. Счастливая жизнь
  • 1997 — Смиренная жизнь
  • 1997 — Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому
  • 1998 — Петербургский дневник. Квартира Козинцева
  • 1998 — Повинность
  • 1998 — Узел. Беседы с Солженицыным
  • 1999 — dolce… (нежно)
  • 2001 — Элегия дороги
  • 2004 — Петербургский дневник. Моцарт. Реквием
  • 2006 — Элегия жизни: Ростропович, Вишневская
  • 2009 — Интонации
  • 2009 — Читаем блокадную книгу
  • 2011 — Нам нужно счастье (совм. с Алексеем Янковским)
  • 2018 — Молния бьёт по высокому дереву

Актёрская фильмография

  • 1980 — «Ты должен жить» (режиссёр Владимир Чумак)
  • 2002 — «Русский ковчег» — спутник маркиза
  • 2015 — «Франкофония» (режиссёр — Александр Сокуров) — камео

Награды и признание

Режиссер Сокуров был участником и лауреатом многочисленных международных фестивалей. В ряде стран мира почти каждых год организовываются ретроспективы фильмов Александра. В копилке мастера награды международных кинофестивалей, премии имени Тарковского, ФИПРЕССИ. Александр Сокуров стал лауреатом Госпремии России в 1997 году, а так же Премии Ватикана в 1998 году «Премия Третье тысячелетие». 43 раза режиссера номинировали на призы разных киноконкурсов, 26 раз побеждал.

В Мурманске В 1995 году Александра Сокурова, по решению Европейской Киноакадемии, вписали в сотню лучших режиссеров мирового кино.

В 2010 году в Кабардино-Балкарском госуниверситете имени Бербекова открыли мастерскую Сокурова. Тут же набрали 15 студентов.

Награды[ | ]

Вручение Государственных премий Российской Федерации за 2014 год, 12 июня 2020 года

  • 1987 — Бронзовый Леопард кинофестиваля в Локарно за фильм «Одинокий голос человека»;
  • 1987 — Московский кинофестиваль — приз внеконкурсной программы;
  • 1987 — номинация на Золотого медведя Берлинского кинофестиваля за фильм «Скорбное бесчувствие»;
  • 1988 — номинация на премию «Ника» за фильм «Одинокий голос человека»;
  • 1988 — номинация на первом вручении European Film Awards за фильм «Дни затмения»;
  • 1989 — приз Берлинского кинофестиваля в рамках форума нового кинематографа за фильм «Дни затмения»;
  • 1991 — Роттердамский кинофестиваль: приз ФИПРЕССИ за фильм «Круг второй» иKNF Award за фильмы «Элегия» и «Простая элегия»;
  • 1995 — решением Европейской киноакадемии Александр Сокуров признан одним из ста лучших режиссёров мирового кино;
  • 1996 — Государственная премия России за фильмы «Элегия из России… Этюды для сна», «Духовные голоса»;
  • 1997 — премии Московского кинофестиваля имени А. Тарковского, кинокритиков России и специальный приз жюри за фильм «Мать и сын»;
  • 1997 — Заслуженный деятель искусств России;
  • 1998 — лауреат премии Ватикана — «Премия „Третье тысячелетие“». Вручена Иоанном Павлом II;
  • 1999 — МКФ в Каннах: Приз за лучший сценарий к фильму «Молох»;
  • 1999 — номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Молох»;
  • 1999 — номинация на European Film Awards за фильм «Молох»;
  • 2001 — Государственная премия России (за фильмы «Молох» и «Телец»);
  • 2001 — премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший фильм, лучшую операторскую работу и лучшую режиссуру — «Телец»;
  • 2001 — номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Телец»;
  • 2001 — приз за изобразительное решение за фильм «Русский ковчег» на МКФ в Торонто;
  • 2002 — премия «Ника» за лучший фильм, лучшую операторскую работу и режиссуру фильма «Телец»;
  • 2002 — Специальный приз МКФ в Сан-Паулу за общий вклад в кинематограф;
  • 2002 — номинация на Золотую пальмовую ветвь МКФ Каннского кинофестиваля за фильм «Русский ковчег»;
  • 2002 — номинация на European Film Awards за фильм «Русский ковчег»;
  • 2003 — приз FIPRESCI на Каннском кинофестивале за фильм «Отец и сын»;
  • 2003 — «Премия Свободы», учреждённая польским режиссёром Анджеем Вайдой и ;
  • 2004 — Народный артист России;
  • 2004 — премия «Ника» за фильм «Русский ковчег»;
  • 2004 — Себряный Кондор , приз Аргентинской ассоциации кинокритиков за фильм «Русский ковчег»;
  • 2005 — номинация на Золотого Медведя Берлинского кинофестиваля за фильм «Солнце»;
  • 2005 — Ереванский кинофестиваль, лучший фильм конкурса — «Солнце»;
  • 2005 — премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший фильм и лучшую режиссуру — «Солнце»;
  • 2006 — Почётный Леопард Кинофестиваля в Локарно за особый вклад в кинематограф;
  • 2007 — номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Александра»;
  • 2007 — премия имени Робера Брессона «За духовные искания в кино» на МКФ в Венеции;
  • 2007 — обладатель премии имени Тарковского 27 сентября 2007 года;
  • 2010 — Всероссийская премия «Хранители наследия» (г. Псков). Номинация: «Подвиг»;
  • 2010 — мексиканская премия цифрового кино «Эль Почоте»;
  • 2010 — «Небесная линия» (премия за общественную деятельность в сфере градозащиты Петербурга);
  • 2011 — «Золотой лев» (главный приз) 68-го Венецианского кинофестиваля за фильм «Фауст» .
  • 2011 — орден Восходящего солнца 4 класса (Япония)
  • 2012 — награда за вклад в мировое киноискусство на фестивале «Зеркало» имени Андрея Тарковского
  • 2012 — премия Армянской церкви «Да будет свет», врученная на IX международном кинофестивале «Золотой абрикос»
  • 2013 — «Ника» за лучший игровой фильм и лучшую режиссуру за кинофильм «Фауст»
  • 2013 — премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший фильм и лучшую режиссуру — «Фауст»
  • 2014 — почётный приз «За художественный язык, оказавший влияние на мировой кинематограф, и бескомпромиссную гражданскую позицию» на фестивале «Кинотавр»
  • 2014 — офицерский крест ордена Искусств и литературы (Франция)
  • 2014 — Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства «за вклад в развитие отечественного и мирового кинематографа»
  • 2015 — Приз Федерации кинокритиков Европы и Средиземноморья Fedeora «Лучший европейский фильм» конкурсной программы 72-го международного Венецианского кинофестиваля за фильм «Франкофония».
  • 2016 — Орден «За заслуги перед Кабардино-Балкарской Республикой».
  • 2017 — Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство».
  • 2017 — Премия Европейской киноакадемии «За жизненные достижения»
  • 2020 — Спецпремия Гильдии киноведов и кинокритиков «За честь и достоинство»

Призыв вести себя по-христиански

Начал триумфатор с того, что «сердечно поблагодарил за сердечность», а после рассказал, как звонил маме, которой 90 лет. Мама просила сына ничего не говорить с трибуны, или «они тебя убьют». Начало довольно серьезное. Если я верно понимаю язык иносказания интеллектуалов, то мама считает (не сам Сокуров. Или сам Сокуров тоже?), что мы живем в тоталитарном государстве, где могут убить за гражданскую позицию. Тут, вероятнее всего, намек на Бориса Немцова, убитого на Большом Москворецком мосту в 2020 году. По умолчанию смерть политика приписывается, без сомнения, Кремлю. «Ты вечно споришь с правительством», — продолжила мать. «Я не спорю, я высказываю точку зрения», — ответил матери кинорежиссер. Далее Сокуров сказал, что ждет от Владимира Путина ответа о судьбе режиссера Сенцова.

Олег Геннадьевич Сенцов — украинский кинорежиссер и писатель. Задержан в Крыму в 2020 году. Обвиняется в террористической деятельности. Сенцов не признал себя виновным в инкриминируемых ему преступлениях и назвал дело политическим и сфабрикованным.

Сам режиссер Сокуров 2 декабря 2020 года встречался с Путиным и сказал, «что на этом человеке (Сенцове) нет крови. Мы осуждаем его за намерения». Путин обещал «подумать», а Сокуров «остался доволен содержанием беседы». До этого Сокуров в открытом обращении к Путину просил его отнестись к делу Сенцова по-христиански. А ведь известно, что сам Сокуров активно выступает против сращивания церкви и государства. Собственно, раз ты имеешь такую позицию, почему же просишь о таких странных вещах? Иногда логика великих художников не ясна простому человеку. Хотя не исключено, что РПЦ и христианство для Сокурова, как и для большинства жителей планеты, вещи разные.

Если отойти от проблемы Сенцова, то статья за терроризм (ст. 205 УК РФ) уже давно критикуется виднейшими правозащитниками. Основными фигурантами этих дел, к сожалению, является мусульманская часть населения. О всех тех, кто осужден по данным статьям и отбывает наказание в местах не столь отдаленных, режиссер Сокуров, конечно же, не упомянул. Возможно, дело в его особом отношении к Кавказу? Но это потом.

Сокуров ждет ответа от Путина, пока тот думает. Что ж, подождем и мы…

Сокуров обратил внимание на то, что требуется гуманитарное просвещение, а внедрение в систему образования религиозных, подменных понятий ведет к развалу государства. Фото os.colta.ru

Поиск главной творческой задачи

С Тарковским они подружились (после смерти друга Сокуров снимет о нем фильм «Московская элегия»). Позже многие критики отмечали, что картины двух режиссеров похожи, на что Сокуров отвечал: «Наши с ним фильмы имеют один прочный корень — это классическая культура XIX века. Все «особенное», уникальное у нас, в наших фильмах, — это от подслушанного, подсмотренного нами у Писателей: они ведь большие, живут долго, почти вечно».

В 1980 году благодаря Тарковскому Александр Сокуров смог получить место на «Ленфильме», где снял свои первые игровые фильмы. Однако все его картины находились под запретом до самой перестройки. Это были тяжелые для режиссера годы: и с психологической, и с материальной точки зрения. Режиссер постоянно ожидал ареста, но эмигрировать, как предлагал ему Андрей Тарковский, отказался.

О чем повествует «Франкофония»

Еще одна картина, в которой принял непосредственное участие Сокуров, – фильм «Франкофония» – совсем свежая лента, вышедшая в свет в 2020 году. Работа получила признание на Венецианском кинофестивале и серьезно всколыхнула общество.

О чем повествует «Франкофония»? Сокуров снимал фильм о Париже, который был оккупирован фашистами в 1940 году. В нем речь идет о том, как француз — директор Лувра — и немец, присланный надзирать за музеем, сделали то, чего от них не ждали – они сохранили от разорения коллекцию Лувра. «Франкофония» – фильм, который кричит о необходимости спасения европейских культурных ценностей. И сюжетная линия в нем отнюдь не выдумана, не навеяна абстрактными мыслями. Картина, снятая мастером кино, отражает мнение Александра Сокурова о сегодняшней обстановке в мире – о столкновении мусульманского и христианских миров, о неминуемости гуманитарной катастрофы, которую еще можно предотвратить

Мастер считает, что самое важное сейчас – осознать это и срочно что-то предпринять

Смотреть галерею

Александр Николаевич не стесняется обозначать свою позицию и свое отношение ко всему происходящему в современном мире. Он искренне уверен в том, что фундаментальные основы христианства и ценности, которые с таким трудом складывались веками, сегодня находятся под угрозой исчезновения. Под натиском представителей мусульманской культуры – людей другого склада, другого подхода к жизни и принципов в целом – ценности Старого Света могут навсегда исчезнуть, кануть в бездну небытия. И это страшно. Намек на эту ситуацию и отражает картина «Франкофония».

Сокуров подчеркивает, что с большим уважением относится к людям мусульманского вероисповедания, но считает, что «нам» просто жизненно необходимо держаться на расстоянии друг от друга.

Александр Сокуров сейчас

Сейчас режиссер по-прежнему неравнодушен к кино и различным творческим экспериментам в этой сфере.

В 2021 году мэтр отметил юбилей, Александру Николаевичу исполнилось 70 лет. В связи со знаменательной датой многие издания выпустили статьи, посвященные режиссеру, сам же юбиляр дал интервью «Новой газете». Сокуров рассказал о годах становления в профессии, в том числе о сложных отношениях с КГБ и борьбе за самореализацию в условиях жесткой цензуры.

Выразил Александр Николаевич и несогласие с деятельностью министерства культуры, он считает, что это ведомство давно не выполняет прямой обязанности, а именно — развития отрасли.

Оттепель

В конце 1980 годов в творческом развитии режиссера Александра Сокурова наметился новый виток.

Его картины, которые изначально запрещались к показу, наконец-то добрались до целевой аудитории. Причем их не только смогли увидеть обычные обыватели, но и оценили члены жюри на различных кинофестивалях, в том числе и международных. Режиссер неустанно подчеркивал, что его Родина – Россия, и Александр Сокуров, национальность которого – русский, всегда об этом помнит. Надо сказать, что благодаря картинам Сокурова Родина режиссера была представлена на фестивалях весьма достойно.

В течение целого десятилетия, начиная с 1980 года, Александр Николаевич много и плодотворно работал. Нередко за один год ему удавалось дать жизнь нескольким кинолентам. Параллельно съемкам режиссер Сокуров обучал начинающих коллег по цеху при «Ленфильме», был ведущим на телевидении. Кинорежиссер выпустил целый цикл программ с названием «Остров Сокурова», в которых он вместе со зрителем искал ответы на многие насущные вопросы; дискутировал с аудиторией о месте кинематографа в современной жизни социума.

Кроме этого, Александр Сокуров вел благотворительные программы на радио для молодежи.

Детство и юность

Александр Николаевич родился 14 июня 1951 года в Иркутской области, в небольшой деревне Подорвихе. Но сейчас этой урожайной местности, где земля была богата картофелем и овощами, не найти на карте России, потому что в 1956 году деревню и станцию затопило при заполнении Иркутского водохранилища.

Сокуров рос и воспитывался в семье фронтовика. Папа режиссера — участник Великой Отечественной войны, отметившийся на поле боя своими подвигами. Из-за того что отец Александра Николаевича был военным, семейство Сокуровых часто перебиралось с места на место. Поэтому будущий деятель киноискусства начал постигать грамоту в Польской Народной Республике, а получил аттестат о среднем образовании в солнечной Туркмении.

Александр Сокуров в молодости

Окончив школу, молодой человек продолжил образование, в 1968 году его выбор пал на Горьковский государственный университет, находившийся в Нижнем Новгороде. Сокуров стал студентом исторического факультета, а в 1974 году получил диплом. Возможно, Александр Николаевич стал бы великим преподавателем, рассказывающим ученикам о политике Ивана Грозного, о черных пятнах в биографии Николая II, о стратегии Сталина и многом другом, но судьба Сокурова внесла свои коррективы.

Александр решил связать жизнь с кино, поэтому в 1975-м поступил во ВГИК. Там молодой человек начал посещать творческую мастерскую режиссуры научно-популярных фильмов под руководством Александра Михайловича Згуриди, где и познакомился со своим приятелем Юрием Абрамовым.

Сокуров был способным студентом, поэтому радовал родителей пятерками в зачетной книжке, за что и удостоился престижной стипендии Сергея Эйзенштейна. Бесспорный талант и эрудиция помогли Александру Николаевичу сдать экзамены экстерном и окончить ВГИК на год раньше положенного времени. Но на такой шаг будущий режиссер пошел не по собственному желанию, а из-за нарастающего конфликта на почве формализма. Также будущего гения кино обвиняли в антисоветских настроениях.

Первые творческие шаги

Еще в студенческие годы режиссер Сокуров познакомился со сценаристом Юрием Арабовым, который стал его единомышленником в творчестве и товарищем по жизни. Еще одним человеком в жизни Сокурова, который по достоинству оценил его первую режиссерскую работу и последующие труды, был режиссер Тарковский.

Свои первые игровые фильмы Александр Николаевич снял на киностудии «Ленфильм», куда в 1980 году попал по рекомендации Андрея Тарковского. Параллельно режиссер работал над документальным кино – он сотрудничал Ленинградской студией документальных фильмов. Вообще Сокурову очень нравился «Мосфильм», и при других обстоятельствах он очень хотел бы там работать. Однако условия труда московской киностудии режиссера совсем не устраивали.

Надо сказать, что дебютные картины Сокурова вызвали недовольство властей, и им суждено было в течение длительного периода времени пролежать на полке – кино не выпускали в прокат. Сокуров понял, что неугоден политической верхушке, осознал, что ему угрожает физическая расправа, однако не уехал из страны, хотя возможности были. «Я всегда помнил, что я русский» – говорит Александр Сокуров. Национальность – это принадлежность к определенной нации, народности, это язык, обряд и вера отцов. Для героя нашего повествования Родина – это Россия.

Свобода

Примерно в конце 80-х годов его кинокартины все-таки были выпущены и удостоены положительных отзывов на международных фестивалях, где представлялось русское кино. В течение десяти лет Сокуров упорно занимался режиссерской деятельностью и старался выпускать больше фильмов. В то же время он жертвовал деньги начинающим режиссерам, а также лично занимался с ними при киностудии «Ленфильм». Благодаря японским друзьям Сокуров вместе со своей группой снимает несколько документальных картин по заказу японских каналов.

В 1995 году его имя включают в список 100 лучших режиссеров мира. Сокуров стал настоящей знаменитостью, чьи кинокартины не теряют своей ценности и популярности. В различных странах до сих пор проходят ретроспективы его работ. За всю его карьеру он получил огромное количество наград, в том числе и премии ФИПРЕССИ. Сокуров, фильмография которого так полюбилась многим, также является обладателем премии Ватикана. На самых престижных конкурсах он был номинирован около 40 раз, 26 номинаций были победными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector