Снимали летом за 14 дней. как создавался фильм «старый новый год»

30 лет простоя

Кадр из фильма *Василий Буслаев*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru

То, что я пошел на режиссуру, – не мужское самоутверждение, хотя доля истины в этом есть. Просто мне хотелось что-то делать самому, а не играть в чужие игры. Режиссура в этом смысле очень привлекательная профессия. Когда-то Станиславский сказал, что «судьба артиста – это произведение из трех сомножителей – таланта, работы и удачи». И если хотя бы один из сомножителей равен нулю, то и все произведение будет равно нулю. Я знаю множество талантливых актеров, которым просто изменила удача

Дмитрий Золотухин в фильме *Юность Бемби*, 1986 | Фото: kino-teatr.ru

Я понял, что для меня не существует такого важного момента, как «намагниченность профессии» – когда ты только в этой сфере, стремишься сделать карьеру во что бы то ни стало… Для профессионала существуют неписаные правила: нужно появляться на людях, в телеэфирах, ходить на презентации Но я этого не делаю, потому что мне это не по душе. А это непрофессионально

Но человеку иногда важнее сохранить достоинство…

Съели колбасу

В те годы в стране был дефицит, поэтому возникла проблема: где летом найти традиционный для новогоднего стола деликатес — салями? Директор картины, использовав все связи, нашёл пару батонов. Колбасу нарезали тонюсенькими ломтиками, красиво разложили на тарелки и дали актёрам команду есть в кадре очень медленно, иначе не хватит на все дубли. 

Когда эпизод за праздничным столом был отснят и съёмочная площадка опустела, Александр Калягин, игравший Петра Полуорлова, сказал своему экранному сыну — 10-летнему актёру Вале Карманову: «А давай пожуём!» Александр Александрович и Валя основательно подкрепились. После чего, как вспоминал позже Карманов, Калягин… ушёл со словами «Тебе всё равно за это ничего не будет», оставив мальчика одного. Когда директор картины увидел, что съедена половина закусок, он буквально озверел… 

Кадр из фильма

Из чего состоит институт НУИНУ

Сюжет музыкальной комедийной сказки «Чародеи» имеет мало что общего с повестью «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких, несмотря на то, что именно оттуда писательский дуэт фантастов взял идею для сценария. Первый его вариант выглядел иначе и был очень близок к оригиналу, но не понравился режиссеру Константину Бромбергу — мол, все равно не пройдет цензуру. Он попросил Стругацких переписать сценарий. В результате получилась совсем другая история, в которой остался только волшебный институт да несколько персонажей.

Но и институт претерпел некоторые изменения — из НИИЧАВО (Научно-исследовательский институт чародейства и волшебства) превратился в НУИНУ (Научный универсальный институт необыкновенных услуг). Его «сыграли» сразу три московских здания.

Знаменитая фраза «Ну кто так строит?», которую в отчаянии произносит герой Фарады, — это придумка самого актера. Именно она пришла ему в голову, когда он по-настоящему заблудился в телецентре, пытаясь найти съемочную группу. Реплика ему понравилась, и он решил подарить ее своему герою. Сделал он это спонтанно, ее даже не было в сценарии.

На съемках было не все гладко. Актриса Александра Яковлева, сыгравшая заколдованную ведьму Алену, и Валентин Гафт, чей персонаж Аполлон Митрофанович Сатанеев пылал к ней самыми страстными чувствами, не поладили. Причем накал иногда доходил до такой степени, что Валентин Иосифович был готов и вовсе покинуть площадку. Но режиссер не растерялся и решил снимать их в совместных сценах поодиночке — чтобы избежать конфликтов. Это заметно, например, по сцене, в которой Алена соглашается стать женой Сатанеева, но просит его омолодиться, воспользовавшись советом из сказки «Конек-горбунок». Кстати, эта сцена также снята в разных местах. По сюжету герои находятся в зимнем саду НУИНУ, а в действительности объяснение происходит в декорациях Ботанического сада. Там же Алена поет издевательскую песню «Ведьма-речка», а перед этим летает на метле вокруг здания «Союза».

Остальные (в основном натурные) съемки сказочного города Китежграда, который «недавно подняли со дна моря» и в котором находится необыкновенный институт, прошли в Суздале. Музей при НУИНУ, где селится приехавший вызволять невесту из власти злых чар Иван Пухов с сестренкой, и окрестности — это виды местного турцентра. Поездка от китежградского вокзала до музея на повозке, запряженной тройкой белых лошадей, во время которой звучит незабываемая песня «Три белых коня», также снята в старинном городе-заповеднике.

Дома по экспериментальным проектам

Сюжет «Иронии судьбы», который сегодня, наверное, знает каждый россиянин, Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский взяли из реальной жизни: один их знакомый поехал отмечать Новый год в баню, хорошенько выпил, а потом пошел к друзьям, где ему тоже предложили пропустить рюмочку. Затем кто-то из компании решил подшутить над окончательно опьяневшим беднягой, отвез его на вокзал и отправил в путешествие, заплатив за него проводнице. Пассажир проснулся лишь тогда, когда уже подъезжал к Киеву.

Фильм начинается с мультипликационной заставки, в которой в мягкой сатирической тональности, свойственной всем работам Рязанова и Брагинского, говорится о типовой застройке, заполонившей города страны. Именно она и стала одной из причин необычных приключений главного героя Жени Лукашина в исполнении Андрея Мягкова, который перепутал свой столичный дом с его ленинградской копией, да еще и расположенной по такому же адресу: 3-я улица Строителей, дом 25. Типовой ключ открывает типовой замок в квартире 12, и уставший отмечать Женя валится на диван — в чужом жилье его ничего не смущает, ведь здесь та же планировка и практически та же мебель, что и в Москве. Когда вернется хозяйка Надя Шевелева, ей будет стоить большого труда доказать незваному гостю, что он находится не у себя дома.

Съемки проходили на проспекте Вернадского, в домах 113 (здесь была квартира Нади) и 125 (квартира Лукашина). В 1970-х годах, когда создавалась картина, столичные архитекторы облюбовали район Тропарево-Никулино: они с удовольствием строили на юго-западе дома по экспериментальным проектам, и оба здания, появившиеся в кино, принадлежат как раз к одной из этих серий — И-99-47/406. Сейчас, кстати, на одном из них есть табличка, подтверждающая, что именно здесь снимали знаменитую комедию. Неподалеку от них находится церковь Архангела Михаила, построенная в таком стиле, как нарышкинское барокко.

А знаменитая сцена в бане снималась вовсе не в настоящих интерьерах, а на студии «Мосфильм» — специально для этого там построили декорации из стеклянных блоков и лавок. Было очень холодно, но по сюжету артисты, закутанные в банные простыни, должны были изображать противоположные ощущения. Сначала они придумали справляться с неудобством с помощью алкоголя, чтобы хоть как-то согреться, но Эльдар Рязанов, уличивший их в этом, запретил выпивать.

«Снежная сказка» (1959, режиссёры Алексей Сахаров, Эльдар Шенгелая)

Забытая широкой аудиторией сказка с такими актёрами, как Евгений Леонов, Клара Лучко, Михаил Пуговкин. Этот детский фильм неожиданно стал жертвой цензуры. По сюжету, мальчик Митя — большой фантазёр, он рассказывает всем, что его часы волшебные. В канун нового года он собирает снежную бабу и вместо сердца устанавливает ей свои часы. Скульптура неожиданно оживает и превращается в девочку Лёлю. Старый Новый год в исполнении Евгения Леонова хочет выкрасть часы Мити, чтобы остановить время и не допустить наступление нового года. Осуществить его коварный замысел помогают Чёрная Душа, Продажная Душа и Бумажная Душа. Фильм планировалось показать на фестивале детских фильмов в Каннах, но цензура усмотрела в персонаже Леонова отсылки к Никите Хрущёву. В итоге фильм хоть и не был запрещён, но не только не попал на фестиваль, но и вышел в очень ограниченном прокате в СССР.


Три Души — героини фильма «Снежная сказка». (pinterest.com)

Сандуны — вовсе не сандуны?

«Самое запоминающееся место в картине «Старый Новый год» — это Сандуновские бани (ул. Неглинная, 14, стр. 4) (4) , — продолжает А. Дедушкин. — Хотя сперва Себейкин и Полуорлов паркуются возле здания на углу Рахмановского переулка и Неглинной улицы — тогда это было Министерство финансов. Потом они приезжают непосредственно к самим Сандунам и выходят из машины, поэтому хорошо видны и Звонарский переулок, и вход в высший разряд Сандунов. 

Статья по теме

Что такое Старый Новый год и почему его празднуют?

Но сцены внутри сняты… вовсе не в Сандунах. Я полагаю, это Центральные бани (Театральный проезд, 3, стр. 3) (5). Хотя это вопрос дискуссионный. Во-первых, в Сандунах было тяжело организовать съёмочный процесс, во-вторых, Сандуны, кроме вторников, всегда работают… Поэтому даже для «Иронии судьбы», как известно, сделали выгородку на «Мосфильме», и банный антураж снимали там. 

В банных сценах картины «Старый Новый год» видна Прасковья Тулупова — та самая знаменитая скульптура, которая мелькает в целом ряде советских фильмов. 

Прасковья Тулупова — та самая знаменитая скульптура, которая мелькает в целом ряде советских фильмов. 

Например, у Эльдара Рязанова в «Служебном романе» статуя стоит у лестницы, рядом с которой сидит Бубликов в исполнении актёра Петра Щербакова. У него никак не получается сосредоточиться на работе из-за мелькающих перед ним женских ножек… Забавно, что в фильме «Старый Новый год» рядом с этой же самой скульптурой — снова артист Пётр Щербаков! Баянист Гоша в его исполнении лежит на банной скамье, слушая рассуждения о правильной жизни лифтёра Адамыча (Евгений Евстигнеев). А в метре от них — знаменитая статуя Параши Тулуповой. 

«Служебный роман», «Бег» и «Формула любви». Кадры из фильмов.

Скульптура заслуживает нескольких отдельных слов, так как была настоящей кинозвездой экрана и кочевала из фильма в фильм. Она «снималась» у Бориса Бушмелёва в «Вечернем лабиринте», у Глеба Панфилова в «Вассе», у Алова и Наумова в «Беге». Но, конечно, больше всего «девушка из камня» запомнилась зрителям по фильму «Формула любви» Марка Захарова. Дикие голуби гадили ей на темечко, пока влюбившийся в статую юный барин не занёс её в свои покои. Именно режиссёр Марк Захаров и дал скульптуре имя, окрестив её Прасковьей Тулуповой. Скульптура эта сохранилась, её отреставрировали. И теперь Прасковья стоит на Воронцовом Поле возле дома № 3. (6)

Кадр из фильма

Елена Ивочкина

Елена Клиониковна Ивочкина. Родилась 3 февраля 1953 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советская и российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РФ (1993).

Елена Ивочкина родилась 3 февраля 1953 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

С ранних лет у Елены обнаружился актерский талант. В школе участвовала в театральном кружке, принимала участие в самодеятельности.

Училась в ЛГИТМиКе. В 1977 году окончила Театральное училище имени Б.В. Щукина, курс А.И. Борисова.

Далее стала актрисой Московского академического театра имени Евгения Вахтангова. На Вахтанговской сцене создала целую галерею ярких незабываемых образов в постановках Петра Фоменко, Владимира Иванова, Романа Виктюка, Николая Пинигина, Александра Горбаня, Владимира Бельдияна, Николая Коляды.

Театральные работы Елены Ивочкиной:

  • «Мистерия-Буфф» — Батрачка;
  • «И дольше века длится день» — Айзада;
  • «Дело» — Лидочка;
  • «Дама без камелий» — Мона;
  • «Государь ты наш, батюшка» — Марья Алексеевна, царевна;
  • «Я тебя больше не знаю, милый» — Роза;
  • «Варвары» — Анна Федоровна;
  • «Будьте здоровы» — Вивиан Буасьер;
  • «Дядюшкин сон» — Настасья Петровна Зяблова;
  • «За двумя зайцами…» — Устя, кумушка;
  • «Фредерик, или Бульвар Преступлений» — Мадемуазель Жорж;
  • «Женитьба» — Фекла Ивановна;
  • «Вечер шутов» — артистка цирка;
  • Незримая коллекция в спектакле «Стефан Цвейг.Новеллы» — Жена коллекционера;
  • «Юбилей» — Юля;
  • «Баба Шанель» — Капитолина Петровна;
  • «Театр» — Эви.

Заслуженная артистка России (1993).

Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (10 сентября 2021 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.

Елена Ивочкина в кино

В кинематографе дебютировала в 1978 году в фильме «Кентавры» режиссера Витаутаса Жалакявичюса.

В 1979 году исполнила роль Нины Лохвицкой в приключенческой шпионской киноленте «Эмиссар заграничного центра». По сюжету во время Гражданской войны чекисты пытаются проникнуть в ставку Врангеля.

Елена Ивочкина в фильме «Эмиссар заграничного центра»

В том же 1979 году на экраны вышла социальная драма «Осенняя история» по повести Марии Прилежаевой «Осень». В ленте она сыграла одну из главных ролей — Королеву Марго, как друзья зовут Маргариту Константиновну Садовскую.

Елена Ивочкина в фильме «Осенняя история»

Далее были роли в картинах «Братья Рико» (Моника) и «Танкодром» (Юлия Кулешова).

Елена Ивочкина в фильме «Танкодром»

Также Елена Ивочкина известна по роли Элейн Фортескью в популярном детективе «Тайна «Чёрных дроздов»». Ее героиня — дочь Джорджа Фортескью, страдающая от запрета отца выйти замуж за бедного учителя музыки мистера Райта (Лембит Ульфсак).

Личная жизнь Елены Ивочкиной:

Муж — Михаил Воронцов (18.10.1934 — 25.03.2017), актер театра и кино, заслуженный артист РСФСР.

Сын — Федор Воронцов (род. 14 сентября 1985), актер театра им. Вахтангова. Имеет сына Матвея от первого брака. В 2017 году он женился во второй раз — на актрисе Аглае Шиловской.

Фильмография Елены Ивочкиной:

1978 — Кентавры (Kentaurok) — Анна-Мария
1978 — Лето в Ноане (фильм-спектакль) — Огюстина, воспитанница Жорж Санд
1978 — Кузнечик — Рита
1979 — Особо опасные… — Виктория Клембовская
1979 — Осенняя история — Маргарита Константиновна Садовская, Королева Марго
1979 — Эмиссар заграничного центра (Emisarul serviciului secret) — Нина Сергеевна Лохвицкая
1980 — Братья Рико — Моника
1981 — Танкодром — Юлия Константиновна Кулешова, инженер, жена Игоря
1981 — Про Ивана-не-Великана (фильм-спектакль) — душа Ивы
1982 — Солнечный ветер — Дарья Яковлевна, медсестра, жена Званцева, на 25 лет моложе мужа
1982 — Мистерия Буфф (фильм-спектакль) — батрачка
1983 — Тайна «Чёрных дроздов» — Элейн Фортескью
1983 — Сирано де Бержерак (фильм-спектакль) — Дуэнья Роксаны
1983 — Потоп (фильм-спектакль) — Лиззи
1984 — Предел возможного — Людмила Владимировна
1985 — Странная история доктора Джекила и мистера Хайда — эпизод
1986 — Последняя дорога — Екатерина Гончарова, жена Жоржа Дантеса
1991 — Машенька — эпизод
1994 — Я тебя больше не знаю, милый (фильм-спектакль) — Аделе
1994 — Наваждение — эпизод
1994 — Мартовские иды (фильм-спектакль) — Клодия
2001 — За двумя зайцами (фильм-спектакль) — Устя, кумушка
2001 — Дядюшкин сон (фильм-спектакль) — Настасья Петровна Зябликова
2002 — Уличенная ласточка (фильм-спектакль)
2004 — Теневой партнёр — мама Дины
2011 — Пристань (фильм-спектакль) — странница

последнее обновление информации: 03.10.2021

Полукомедия МХАТа — на «Мосфильм»

Актёрский ансамбль сатирической картины «Старый Новый год», снятой в 1980-м и вышедшей на экраны в январе 1981-го, сложился задолго до съёмок. Вячеслав Невинный (Пётр Себейкин), Александр Калягин (Пётр Полуорлов), Георгий Бурков (тесть Себейкина), Ирина Мирошниченко (Клавдия Полуорлова) и другие занятые в фильме артисты с 1973 г. играли в мхатов­ском спектакле режиссёра Олега Ефремова по пьесе знаменитого драматурга Михаила Рощина. Постановка шла в филиале МХАТа (Петровский пер., 3, бывший Театр Корша, ныне Государственный театр наций) (1) . Сам Олег Ефремов определял жанр «Старого Нового года» необычно — полукомедия. Успех спектакля был настолько большим, что режиссёр решил перенести его на киноэкран…

Нажмите для увеличения. Фото: АиФ

Фильм снимался на «Мосфильме» (ул. Мосфильмовская, 1) (2) . По сюжету семья пролетариев Себейкиных (Вячеслав Невинный и Ксения Минина) получает квартиру в новом 12-этажном доме, где уже проживают интеллигенты Полуорловы (Александр Калягин и Ирина Мирошниченко). Себейкина жена упрекает в том, что у него низкий социальный статус, хотя сам глава семьи считает, что его жизнь вполне удалась. 

У соседей другая ситуация. Пётр Полуорлов на грани увольнения из НИИ из-за ссоры с руководством и потому начинает проповедовать отказ от материальных благ вообще… Несмотря на разницу в социальном положении, Себейкин и Полуорлов со скандалом уходят из своих квартир и едут праздновать старый Новый год в баню…  

Откуда пришла традиция отмечать Старый Новый Год?
Подробнее

«Москва в фильме в основном показана на главных планах, — рассказывает москвовед Алексей Дедушкин. — Хорошо видна панорама проспекта Калинина — ныне это Новый Арбат (3), есть несколько очень эффектных видов сверху. А когда утомлённые своими жёнами «мущщины» 14 января отправляются в баню, они проезжают по многим хорошо узнаваемым столичным местам — видна Смоленская площадь, мелькает магазин «Руслан», потом герои едут в районе Гоголевского бульвара. Видны площадь Пречистенских ворот, самое начало Остоженки, Брюсов переулок, Большая Никитская улица, Чистопрудный бульвар… И, конечно, Сандуновские бани. 

Образ города получился действительно праздничным, с новогодней атмосферой. Специалисты постарались — во многих сценах работают машины, нагнетающие снег. 

А ведь снималась картина… летом — за исключением нескольких уличных сцен. Связано это было с тем, что до Нового года ленту нужно было не только смонтировать и озвучить, но и согласовать с цензорами. В итоге в условиях цейтнота «Старый Новый год» сняли за… 14 дней! Зимние эпизоды снимались позже и монтировались с уже отснятыми кадрами». 

«Старый Новый год» (1980, режиссёры Наум Ардашников, Олег Ефремов)

Экранизация МХАТовской пьесы «Старый Новый год» стала последней режиссёрской работой Олега Ефремова. Семьи интеллигентов Полуорловых и пролетариев Собейкиных живут в одном доме. По сюжету, они готовятся встретить Старый Новый год. Обе семьи навещает сосед Иван Адамыч — подвыпивший бывший лифтер в театре. Главы семей, несмотря на разницу в характерах и достатке, одинаково несчастны и не находят общего языка с родственниками. Из-за этого традиционный праздник проходит в необычной обстановке. Блестящие актёры Вячеслав Невинный, Александр Калягин и Евгений Евстигнеев вскрывают духовно-нравственные пороки современного им общества и пытаются найти путь к счастью.


Кадр из фильма «Старый Новый год». (pinterest.com)

Символ эпохи 1990-х Леня Голубков

Актер в образе Лени Голубкова | Фото: showbizzz.net


Владимир Пермяков и Виктория Руффо в рекламе *МММ*

Там и играть-то несложно было. Все из жизни: денег нет, есть хочется, у жены обувь каши просит. Мне просто достаточно было все это передать на экран. Все эти жесты недоверия – «обманут!» и надежды – «а вдруг!». И финальное: «Эх, была ни была!». Это было в точку – попадание в образ. Недаром мой Леня стал человеком года в 1994-м, обогнав на 10 баллов самого Бориса Ельцина. Так что я – символ той эпохиЧем занимались знаменитые актеры в 1990-х: «Грехи молодости» и вынужденные меры >>

Владимир Пермяков с актерами театра двойников | Фото: mirnov.ru

Последние статьи

  •   Кто придумал McDonald’s: От небольшого ресторана для автомобилистов до империи фастфуда 11.12.2021, 22:04
  •   Какой самый дорогой подарок получила дочь Филиппа Киркорова к 10-летнему юбилею 11.12.2021, 19:51
  •   Чем мыли волосы советские женщины, и Какие секреты оставили нам модницы из СССР 11.12.2021, 18:24
  •   Как перфекционизм погубил «величайшего кутюрье Запада»: Чарльз Джеймс 11.12.2021, 16:45
  •   Как на юге Руси на ведьм: Инквизиция по-украински 11.12.2021, 14:38
  •   Как складывается неэкранная жизнь актрисы, сыгравшей Катю в фильме «Бумер»: Яна Шивкова 11.12.2021, 12:54
  •   Почему актриса, сыгравшая прекрасную принцессу Лею в «Звёздных войнах», не любила свою роль: Кэрри Фишер 11.12.2021, 11:45
  •   О каких ошибках жалеет звезда сериалов Денис Матросов, и с кем он нашел свое счастье после двух разводов 11.12.2021, 10:29
  •   Роман с Собчак, попадание в Книгу рекордов Гиннесса и другие факты о танцовщике Евгении Папунаишвили 11.12.2021, 09:05
  •   Как Пикассо рисовал Дон Кихота, и Чем его герой отличался от канонического персонажа 10.12.2021, 22:21

Все статьи

«Карьера Димы Горина» (1961, режиссёры Фрунзе Довлатян, Лев Мирский)

Сегодня песня «А снег идёт» в исполнении Майи Кристалинской на стихи Евгения Евтушенко, пожалуй, известнее самого фильма. Хотя в год выхода картина была очень популярна. По сюжету, интеллигентный молодой человек Дмитрий Горин, заведующий филиалом сберкассы, по ошибке выдаёт лишнюю сумму строителю линии электропередачи в тайге. Ему приходится отправиться в Сибирь, чтобы исправить ситуацию. В тайге герой встречает новых друзей и находит любовь в канун нового года. Это лирическая комедия о том, как интеллигент пытается найти общий язык с простыми работягами. Между прочем, в фильме одну из первых своих ролей сыграл молодой Владимир Высоцкий.

«Зигзаг удачи» (1968, режиссёр Эльдар Рязанов)

Скромный фотограф Орешников накануне нового года выигрывает по облигации огромную сумму — 10 тыс. рублей. Его жизнь кардинально меняется. Коллеги требуют поделиться призом, так как деньги на облигацию герой взял из кассы взаимопомощи. В результате интриг герои оказываются в разнообразных комичных ситуациях. Но всё возвращается на круги своя. В картине снялись Евгений Леонов, Евгений Евстигнеев, Валентина Талызина, Валентина Телечкина, Ирина Скобцева, Георгий Бурков, текст читает Зиновий Гердт.

Съёмки фильма проходили сложно, к тому же цензуре не понравился сюжет, по которому советские граждане так легкомысленно относятся к деньгам. В итоге картина вышла в ограниченный прокат, да и сам Рязанов позднее не очень хорошо отзывался о своём творении. Фильм получил зрительское признание много позже.

«Эта весёлая планета» (1973, режиссёры Юрий Сааков, Юрий Цветков)

Фантастическая музыкальная комедия о том, как три инопланетянина (в исполнении Леонида Куравлёва, Екатерины Васильевой и Виктора Сергачёва) прилетают на землю в канун нового года. Их визит совпал с праздничным маскарадом, поэтому пришельцы остались незамеченными. Только один молодой астроном понимает, что произошло, однако происходит обычная для карнавала путаница. Инопланетяне тем временем проникаются атмосферой праздника. Дух фантастики 1970-х вместе с праздничным настроением — что может быть необычнее для новогоднего фильма?


Кадр из фильма «Эта весёлая планета». (pinterest.com)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector