Юрий васильев. человек, который уехал в город своей мечты, чтобы всегда возвращаться в город своего детства…
Содержание:
Фильмы и театр
В кино Юрий Васильев дебютировал, обучаясь на последнем курсе института, причем сразу в главной роли. Актер сыграл роль Николоса Стангаса в драматической ленте «Ловцы губок». Затем последовали фильм-спектакль «Вашингтонская история» и мелодрама «Цари». Но всероссийскую популярность артисту принесла производственная драма «Журналист».
Юрий Васильев в фильме «Журналист»
Казалось бы молодой, привлекательный и талантливый актер должен был не иметь отбоя от предложений режиссеров и сценаристов. Но основную часть фильмографии Васильева продолжали составлять телеспектакли. Скорее всего, это было связано с тем, что театр для Юрия Николаевича всегда стоял на первом месте.
С 1960-го, года собственного дебюта в кино, и до начала 70-х актер появился только в пяти кинокартинах, зато в театре Юрий Васильев за этот же период получил 16 ролей. Репертуар актера включал в себя как классические, так и современные актеру постановки.
Юрий Васильев в фильме «Бешеные деньги»
Весомую часть театральной биографии Васильева составили роли в спектаклях по признанным произведениям русской классической литературы, причем чаще всего основами спектаклей становились произведения, изначально предназначенные авторами для драматургии: пьеса «Власть тьмы» Льва Николаевича Толстого, его же пьеса «Живой труп», драматическая пьеса «Гроза» и комедия «Бешеные деньги» Александра Николаевича Островского, драма в стихах Михаила Юрьевича Лермонтова «Маскарад», знаменитая комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор».
Появлялся актер и в спектаклях мировых классиков, причем, например, в постановке «Веер леди Уиндермиер» по одноименному произведению Оскара Уайльда Юрий Васильев сыграл сначала безымянного молодого человека, а уже через год получил роль Мистера Дамбла. Также Юрий Васильев сыграл в постановках по «Разбойникам» Фридриха Шиллера и поздней пьесе Генрика Ибсена «Йун Габриель Боркман».
Юрий Васильев в сериале «Первые радости»
Не обошли творческую биографию Юрия Васильева и произведения советских авторов: «Крылья» Александра Евдокимовича Корнейчука, «Любовь Яровая» Константина Андреевича Тренева, «Деньги» Анатолия Владимировича Софронова, «Порт-Артур» Александра Николаевича Степанова и другие. Причем «Порт-Артур» стал дебютным спектаклем молодого актера. Юрий Васильев сыграл непоименованного матроса. Впоследствии актер снова сыграл в этой постановке, но уже более значимую роль Акинфиева.
В 70-е годы число кинокартин, в которых актер снимался ежегодно, начало неуклонно расти. Поклонники могли видеть его в военной картине «Личное счастье», телесериале «Первые радости» и музыкальной комедии «Красавец-мужчина». Но, тем не менее, большинство кинематографических ролей актера оставались второстепенными.
Юрий Васильев в фильме «Москва слезам не верит»
Пик славы артиста пришелся на конец 70-х годов. Сначала актер сыграл князя Орловского в юмористической оперетте «Летучая мышь», а после этого изобразил на экране эгоистичного Родиона Рачкова в культовой мелодраме «Москва слезам не верит», которая была удостоена знаменитой престижной кинопремии «Оскар».
Никто из съемочной группы не участвовал в церемонии награждения. Режиссер о присужденном «Оскаре» вообще узнал только из новостного сообщения в программе «Время». Заветную награду вместо представителей съемочной группы получил атташе по вопросам культуры посольства СССР в США. В самом Советском Союзе фильм получил Государственную премию.
Юрий Васильев в фильме «Мы из джаза»
Сюжет картины рассказывает о жизни трех девушек-провинциалок, которые приехали покорять Москву, но столкнулись с человеческой жестокостью и множеством проблем на пути к счастью. Роль Юрия Васильева в этом знаменитом фильме – скорее отрицательная. Актер сыграл мужчину, который узнал, что его возлюбленная не профессорская дочка, а приехавшая из провинции работница завода, и хладнокровно бросил девушку, несмотря на то, что та беременна.
Также стоит отметить такие работы Васильева, как киноповесть «Коней на переправе не меняют», производственную драму «Нам здесь жить», мюзикл «Мы из джаза» и молодежную картину «Валентин и Валентина». В последние годы жизни Юрий Николаевич продолжал много трудиться. Он поучаствовал в создании фантастического боевика «Крик дельфина», шпионской ленты «Оглашению не подлежит» и криминальной драмы «Ничего не случилось».
Юрий Васильев в фильме «Оглашению не подлежит»
Последним фильмом в жизни Юрия Николаевича Васильева стала трагическая мелодрама «Только не уходи», в которой он снимался вместе с Еленой Сотниковой.
Балет
Творческая биография Владимира Васильева продолжилась в стенах Московского хореографического училища, позже ставшего академией. Преподаватели отмечали не только несомненный талант Владимира, но и актерские способности: юноша, помимо идеального техничного исполнения, вкладывал в танец эмоции, экспрессию, с легкостью перевоплощаясь в героев постановок, как настоящий артист.
Завершив обучение, Васильев поступил на службу в Большой театр и стал официальным членом балетной труппы. Поначалу Владимиру Викторовичу доставались характерные роли: в «Русалке» артист исполнял цыганский танец, в «Демоне» – лезгинку
Но вскоре на начинающего танцора обратила внимание неподражаемая Галина Уланова, предложив Васильеву партию в классической балетной постановке «Шопениана». То была не просто партия, а дуэт с самой Улановой
После этого Галина Сергеевна останется другом и наставником Владимира Васильева.
В молодости артист отличался статной фигурой и высоким ростом (185 см)
Обратил внимание на Васильева и Юрий Григорович, театральный балетмейстер. Владимир Васильев показался Григоровичу весьма перспективным танцовщиком
Вскоре Васильев получил главную партию в балете «Каменный цветок». Эта постановка подарила танцору первых поклонников и поклонниц, не чуждых искусству.
Долгие 30 лет Владимир Васильев отдал сцене Большого. С 1958-го по 1988-й танцор числился ведущим солистом театра. Балерина Екатерина Максимова, по совместительству жена Владимира Васильева, стала его постоянной партнершей.
Владимир Васильев в молодости
Пожалуй, главным признанием таланта Васильева являлся тот факт, что танцора не только приглашали на главные партии в уже готовых постановках, но и писали их специально для него. Касьян Голейзовский для Владимира Викторовича сочинил хореографическую миниатюру «Нарцисс» на музыку Н. Черепнина, а позже – партию Меджнуна. В 1977-м выдающийся балетмейстер Морис Бежар поставил партию Юноши в «Петрушке» исключительно для Васильева.
Созданные балетмейстером замысловатые пластические формы, каскады прыжков, необычные поддержки складывались в комбинации, ранее не исполнявшиеся на балетной сцене, но, воплощенные артистом, они казались спонтанной эмоциональной реакцией на музыку.
Танцевальные успехи Васильева увидели не только стены родного Большого театра. Танцор побывал с гастролями в парижской Гранд-опере, итальянском театре «Ла Скала», нью-йоркской Метрополитен-опере, лондонском Ковент-гардене.
В 1988-м Владимир Васильев и его бессменная партнерша и жена Екатерина Максимова ушли из Большого. Причиной стал спор на профессиональную тему с Юрием Григоровичем. Владимир Викторович продолжил творческую карьеру как худрук Государственного академического Большого театра, эта должность останется у танцора до 2000 года.
Владимир Викторович проявил талант и в деятельности хореографа-постановщика. В 1971-м артист впервые поставил собственный танцевальный спектакль. Это был балет «Икар», представленный в стенах Кремлевского дворца съездов. Несколько лет спустя появится постановка «Эти чарующие звуки», в 1980-м Васильев представит «Макбет», а в 1984-м – «Дом у дороги».
Владимир Васильев и Майя Плисецкая на сцене
Зарубежным странам также посчастливится познакомиться с Васильевым-постановщиком. На аргентинской сцене Владимир Викторович представил на суд зрителей балет «Фрагменты одной биографии», а Соединенные Штаты восхищались талантливой интерпретацией «Дон Кихота».
В 1990-х годах Васильев работал над серией постановок по мотивам классических произведений. После некоторого перерыва мэтр представил балет «Красный мак» в Красноярске, а затем – постановку балета для детей «Балда».
Васильеву выпала честь лично выступить в балете «Первый бал Наташи Ростовой» в 2014 году. Эта мини-постановка готовилась специально для концерта по поводу открытия сочинских Олимпийских игр. Владимиру Викторовичу досталась партия Ильи Андреевича Ростова. В том же году хореограф представил на суд зрителей проект по произведениям Виктора Астафьева. Постановка состояла из шести танцевальных миниатюр.
В 2015 году, в честь 75-летнего юбилея танцора, прошла премьера балетного спектакля Donna nobis pasem на музыку Баха. Юбиляр выступил как постановщик балета, партии же исполнили танцоры Татарского академического театра имени Мусы Джалиля.
Достойная жизнь достойного человека
К сожалению, артиста больше нет среди живых. В очень жаркий день, 4 июля 1999 года, он повез на техосмотр свою старенькую «Ниву». Несколько часов, проведенных под палящим солнцем (да еще переживания за результат) принесли неожиданно трагические плоды
Вечером, вернувшись домой, актер, видимо, почувствовал себя неважно – сказался уставшим, отказался ужинать и прилег отдохнуть. Справившись с домашними делами, жена пришла к мужу и обнаружила, что он мертв
В соседней комнате находилась ничего не подозревавшая мать артиста.
У него давно были проблемы с сердцем, которым он не придавал должного значения. Вел себя как ни в чем не бывало, будто лишний раз подтверждая, что Юрий Васильев – актер. Причина смерти для многих стала неожиданностью: коллеги и друзья считали его вполне здоровым человеком, и вдруг – сердечный приступ.
Он всегда был скрытным и совершенно не стремился демонстрировать свои переживания. Держал их в себе, не жаловался, не искал сочувствия. Жил с осознанием того, насколько не полностью состоялся Юрий Васильев — актер. Причина смерти, возможно, крылась и в этой нереализованности, в разочарованиях, которые копились много лет — и не находили выхода.
Весной 1999-го долгожданное звание «народного» артисту все-таки присвоили. Но на самом деле от своих зрителей он получил его уже давно. Юрий Васильев, биография которого не содержит ничего особенно выдающегося или скандального, был не только хорошим, хоть и недооцененным, актером, но и прекрасным мужем и отцом, которого очень не хватает жене и дочери. Он прожил достойную жизнь порядочного человека, служа своему искусству – так, как умел, и столько, сколько мог.
Краткая биография
- С 1960 года по 1992 год он играл разные роли в кино, в основном Васильев играл роли второго плана, но все равно все эти роли запоминались телезрителям.
- В 1962 году на свой первый большой гонорар Юрий Николаевич купил себе автомобиль «Жигули».
- В 1963 году он сыграл Молчалина в пьесе «Горе от ума», а также в спектакле «Маскарад».
- В 1965 году вышел спектакль «Коварство и любовь», там Васильев сыграл небольшую роль, а также срежиссировал этот спектакль.
- В 1967 году у Нелли и Юрия родилась дочь Екатерина.
- В 1967 году Васильев впервые получил широкую известность после двухсерийного фильма «Журналист».
- В 1974 году Васильев получил звание Заслуженного артиста РФСР.
- Последний спектакль, в котором Юрий сыграл был в 1977 году, название спектакля — «Заговор Фиеско в Генуе».
- В 1979 году Васильев сыграл роль своего типажа – богатого красивого аристократа. В костюме он смотрелся очень органично.
- В 1980 году была премьера фильма «Москва слезам не верит» по телевидению. Этот фильм вызвал новую волну популярности, там он сыграл роль Родиона Рачкова, оператора с Останкино, также отец Александры. Юрий Васильев был очень красив и талантлив, казалось бы у актера не должно быть отбоя от предложения разных режиссеров. Может быть, это связано с тем, что он очень любил играть в театре и большую часть своего времени посвящал работе в театре. Эта была пьеса Солженицына, когда ему за несколько дней до премьеры показали эту постановку на сцене, он написал у себя в дневнике заметку о том, что это один из самых счастливых дней в его жизни, потому что он увидел свою постановку воплощенную на сцене.
- В 1990 году актер сыграл роль главы опричников Афанасия в постановке «Князь Серебряный», по роману Алексея Толстого.
- В 1995 году он сыграл в спектакле «Пир победителей», там у него была второстепенная роль, но по мнению Бориса Любимова хоть у Васильева была и роль второго плана, но своим талантом, он сделал ее центральной.
- В 1999 году Юрию Николаевичу присвоили звание народного артиста Российской Федерации.
- В 1992 году вышел последний фильм с участием Юрия Николаевича, название фильма «Только не уходи», там он сыграл с Екатериной Сотниковой.
- 4 июня 1999 года в возрасте 59 лет народный артист Васильев умер в Москве от сердечного приступа. Похоронен он на Донском кладбище рядом с могилой родителей.
На сцене Малого театра: спектакли с участием Васильева
Юрий Васильев в роли Аполлона Окоемова в спектакле Василия Федорова «Красавец-мужчина». Государственный академический Малый театр России, Москва. Фотография: maly.ru
Слева направо: писатель Александр Солженицын, Юрий Васильев, режиссер Борис Морозов на премьере спектакля Бориса Морозова «Пир победителей». Государственный академический Малый театр России, Москва. Фотография: maly.ru
Юрий Васильев в роли Егора Глумова в спектакле Николая Александровича, Леонида Варпаховского и Владимира Бейлиса «Бешеные деньги». Государственный академический Малый театр России, Москва. Фотография: maly.ru
Параллельно со съемками в кино Юрий Васильев играл в спектаклях Малого театра. В основном второстепенных персонажей: Люлюкова в «Ревизоре», Олега Морозова в «Твой дядя Миша», Гримма в пьесе Шиллера «Разбойники». Аншлаги собирала постановка «Бешеные деньги» по Александру Островскому. Васильев исполнил роль Глумова — молодого человека, который не смог построить карьеру и уехал за границу с богатой пожилой барыней в надежде унаследовать ее состояние.
В 1990 году Васильев сыграл Афанасия Вяземского — главу опричников в постановке «Князь Серебряный» по одноименному историческому роману Алексея Толстого. В следующем году актер исполнил роль Чарльза в постановке режиссера Бориса Морозова «Убийство Гонзаго». В основу либретто лег эпизод из драмы «Гамлет» Уильяма Шекспира: одноименный спектакль показывали бродячие артисты. Режиссер превратил часть пьесы в самостоятельную постановку. Чтобы лучше вжиться в роль, Юрий Васильев прочитал несколько книг об истории английского театра и сам переводил фрагменты драмы.
Следующей премьерой стал спектакль «Пир победителей» по пьесе Александра Солженицына в 1995 году. Васильев вышел на сцену в образе полковника Бербенчука. Театровед Борис Любимов вспоминал: «Роль — не центральная, а становилась одной из центральной. И я вдруг почувствовал, что какая-то его ипостась, может быть, комедийная в полной мере не была реализована». Актеры дважды встречались с писателем и обсуждали своих героев. 21 января 1995 года, за четыре дня до премьеры, спектакль показали литератору. Солженицын написал в дневнике: «Сегодня один из самых счастливых дней в моей жизни — я увидел «Пир победителей» на сцене».
В 1997 году Юрий Васильев дебютировал как режиссер. Вместе со своим другом Юрием Соломиным он поставил «Коварство и любовь» по Фридриху Шиллеру, а чуть позже — «Лес» по Александру Островскому. В интервью для фильма «Как уходили кумиры» Соломин вспоминал: «Буквально последние два-три года перед своим уходом он ко мне подошел и сказал: «Я вот хочу себя попробовать в педагогической деятельности, в режиссуре. Можно я тебе буду помогать?» И как режиссер он очень полюбился актерам».
Весной 1999 года режиссер Манос Захариас пригласил актера вместе с женой в Грецию. Там проходил фестиваль кино и показывали картину «Ловцы губок». Нелли Корниенко вспоминала: «Это был подарок с небес. Все было необычайно красиво, торжественно. Нас встречали с охапками белых роз. Эти таверны, где мы слушали музыку и где Юра танцевал сиртаки — прямо как в фильме 40 лет назад».
В январе 1999 года Юрию Васильеву присвоили звание народного артиста России. Но уже через несколько месяцев, 4 июня 1999 года, актер скончался. Ему было 59 лет.
Валерьянка от поцелуев
Следующей знаковой ролью для Васильева стал Юрий Алябьев в мелодраме «Журналист». Возникшей между актерами интимной близостью был очень доволен Герасимов — играли-то они влюбленных. Правда, она чуть не разрушила брак Юрия Николаевича. Режиссер картины — легендарный Сергей Герасимов — пробовал множество артистов, среди которых были мэтры. И долго не мог определиться. Тогда он обратился к молодым сотрудницам Киностудии имени Горького. Они в один голос: «Берите Васильева! Мы с ним хоть на край света пошли бы!» Потом, уже во время съемок, эти же дамочки передавали Корниенко, что ее муж флиртует с Галиной Польских. Мол, любовь между их героями перетекла в реальную жизнь. Нелли Ивановна сплетницам не верила — доказательств-то не было, но дома скандалы пару раз закатывала. А на премьере фильма в Кремлевском Дворце съездов еле сдерживала эмоции.
В 80-х ВАСИЛЬЕВ много путешествовал по Европе
— Когда на экране начались страстные поцелуи, сидевшие рядом со мной девчонки-монтажницы из съемочной группы спросили меня в шутку: «Нелли, вам валерьяночки не нужно?» Я им тогда ответила: «Нет, справлюсь и без нее». Конечно, ревновала Юру. Он тоже ведь меня ревновал, так как роли у меня в театре были разные. Но он делал это тихо, молча, а я порой очень бурно, — признавалась Корниенко.
На чествование создателей «Журналиста» Корниенко пришла беременной. Главную награду вручили Герасимову, а Васильев получил славу и чемодан писем. И вот представьте чувства Нелли Ивановны: одни поклонницы писали, что хотят выйти за Юрия Николаевича замуж, другие утверждали, что ждут от него ребенка, находились и такие, кто просил помочь забеременеть. Бывало, фанатки караулили его у подъезда. Так что история с Польских быстро забылась, и у Корниенко появились новые поводы для ссор.
Любопытно, что после премьеры картины «Москва слезам не верит» поток писем прекратился.
Дружная семейка: Катя, мама Нелли, внук Коля со своим отцом и папа Юра (1998 г.) Кстати, Рудика/Родиона мог сыграть один из мужей Светланы Светличной — Владимир Ивашов. Он сам отказался, так как не хотел исполнять отрицательную роль. Впрочем, насчет кандидатуры Васильева у Владимира Меньшова до последнего были сомнения. Ведь в первой части фильма Рудику 25 лет, а Юрию Николаевичу на момент съемок было под 40. Но на Васильеве настояла Вера Алентова.
Ранние годы
Будущая звезда советского кинематографа родилась незадолго до начала Великой Отечественной войны. Несмотря на то что в период разворачивания боевых действий, он был совсем ребенком, военные годы отразились на характере и мировоззрение артиста.
Семья Васильева была очень интеллигентной и считалась интеллектуальной элитой Москвы. Мать Юрия посвятила жизнь библиотеке, отец работал инженером. С ранних лет маленький Юра мечтал научиться понимать поступки, мысли и действия других людей. Поэтому он решил связать жизнь с актерской деятельностью, где бы он мог примерять на себя разные образы.
Юрий Васильев в молодости
После окончания средней школы Васильев становится студентом одного из самых престижных ВУЗов страны – ГИТИСа имени Луначарского. В 1961 году одаренный парень успешно окончил заведение. Дипломным спектаклем для будущего артиста стала драма А. А. Чехова «Три сестры». Там ему досталась роль Вершинина. Экзаменационная комиссия поставила Васильеву высший балл.
Талант амбициозного выпускника сложно было не заметить, поэтому его тут же позвали играть в труппе Малого театра. С тех пор и до конца своих дней актёр остался преданным родному театру, принимая участие в разных постановках.
Вне профессии
Его избранницей оказалась обычная девушка, которая в юности танцевала в одном из ансамблей Сибири. Актер Юрий Васильев, личная жизнь которого сложилась наилучшим образом, познакомился с будущей женой Галиной на гастролях в Красноярске. Не исключено, что она могла бы построить блестящую карьеру, но Галина предпочла ее простому семейному счастью. Она оставила работу, родила сына и занялась ведением домашнего хозяйства.
Актер не перестает благодарить судьбу за то, что на жизненном пути ему встретилась именно Галина. Он считает ее не только изумительной женой, но и преданным другом, который всегда готов поддержать в трудную минуту. Но семейная жизнь Юрия Васильева и его супруги не всегда была безоблачной: были и разногласия по поводу того, кто является главным в их союзе, возникали финансовые проблемы, но сейчас трудности остались позади.
Сын Александр является выпускником юридического ВУЗа. Причем он уже успел попробовать себя в качестве актера, снявшись в картине «Город над головой» (реж. Г. Павлов, С. Сатыренко, 1985). Но продолжать профессию отца он не захотел, решив заниматься музыкой.
В настоящее время Юрий Борисович Васильев продолжает служить на сцене театра «Сатиры» и успевает в перерывах между спектаклями сниматься в кино.
Личная жизнь
Те, кто знал артиста, много говорят о том, каким скромным и глубоко интеллигентным человеком был Юрий Васильев. Личная жизнь актера никогда не афишировалась. О нем не писала бульварная пресса, он не участвовал ни в скандалах, ни в сомнительных пиар-акциях.
Всю жизнь прослужил в одном театре с женой – также известной актрисой, но познакомились Нелли Корниенко и Юрий Васильев вовсе не на работе: роман длиною в сорок лет вспыхнул на юге, в Геленджике. Он отдыхал с родителями, она – с подругой. Зародившись под жарким солнцем возле моря, курортный роман не увял: молодые люди встретились в Москве, и отношения продолжились.
В картине «Ловцы губок» они снялись оба – и, судя по всему, в это время были уже женаты. Нелли вспоминает, что на момент знакомства с будущим мужем ей было 18 лет, три года они встречались, потом поженились – т. е. свадьба состоялась в 1959 году. Так что любовь главных героев фильма не была вполне «киношной».
На момент свадьбы жениху и невесте едва исполнилось двадцать, жить пришлось вместе с родителями мужа. Жили небогато, приходилось много работать – и повсюду юная чета была рядом: в театре, на гастролях, на отдыхе. Бывало, что вспыхивало и раздражение: все-таки от постоянной близости иногда устаешь. Время от времени случались ссоры (в одном из интервью Нелли вспоминала, что даже устраивала мужу бурные сцены ревности), но любовь друг к другу они пронесли через всю жизнь.
В 1967 году у пары появилась обожаемая дочь Катя, они очень скоро получили квартиру и переехали. Позже Васильев практически собственными руками построил дом в деревне.
Скандалы и сплетни в жизни Владимира Васильева
В 1989 году в Большом театре произошел скандал. Артисты, среди них был Васильев и Максимова в газету «Правда» отправили письмо, в котором указывали на деградацию русского балета по причине диктатуры руководителя театра Юрия Григоровича. После грандиозного скандала супругов исключили из труппы, они уехали за рубеж. Выступали на сцене Миланской Ла-Скалы, парижской Гранд-Оперы, Римской Оперы, Метрополитен Оперы. На родину вернулись спустя некоторое время.
Но жизнь мэтра оказалась не так проста, как казалось. Весной 2021 года в передаче «Судьба человека» народная артистка РСФСР Алефтина Евдокимова поведала о том, что у неё были длительные отношения с Васильевым. Она открылась, что была беременна от любимого мужчины, но не сохранила ребенка, чтобы не погубить семью актера. Как рассказала актриса, встречались они с Васильевым в течение 14 лет, но разорвали отношения из-за вмешательства КГБ.
В настоящее время Владимир Викторович Васильев не выходит на сцену из-за своего возраста, но занимается творчеством. Он участвует в различных проектах, постановках, возглавляет жюри на различных конкурсах, репетирует, дает мастер-классы. Актер делится своим опытом, передает секреты мастерства молодым талантам.
Актер любит путешествовать в свободное время, открывать для себя новые культуры и страны.
О хореографе вышел документальный фильм «Класс мастера. Владимир Васильев», в котором Мастер рассказывает о секретах и о своем опыте в искусстве.