Ксения фрейндлих

Личная жизнь

В первые годы работы в ТРАМе Бруно Фрейндлих познакомился с юной актрисой Ксенией Федоровой. Молодые люди, увлеченные театром, полюбили друг друга и вскоре поженились. В декабре 1934 года у пары родилась дочь Алиса. Когда девочке было всего 7 лет, Бруно Артурович уехал на гастроли и был вынужден остаться в Средней Азии из-за начала войны. Его отсутствие в некоторой степени спасло Алису и ее маму, так как из-за отсутствия отца и мужа их не стали арестовывать, тем более что в графе «Национальность» у девочки по настоянию матери с рождения было написано «русская». Однако пока дочь и жена были вынуждены переносить тяготы жизни в осажденном городе, Бруно Фрейндлих нашел новую любовь. Вскоре женщина, которая стала его верной подругой до конца жизни, родила девочку Ирину. После возвращения в Ленинград актер не вернулся в первую семью. Однако Алиса тянулась к любимому папе, а ее мама, несмотря на обиду, нанесенную бывшим мужем, не препятствовала встречам отца и дочери. Совсем по-другому повела себя вторая жена Бруно Артуровича. Женщина была категорически против встреч супруга с Алисой, и им пришлось встречаться тайно.

Детство и юность в период блокады Ленинграда

Актриса Бруновна родилась на свет 8 декабря 1934 года. Все свое детство и юность провела в Ленинграде, который в настоящее время именуется как Санкт-Петербург. Девочка Алиса родилась в одной из квартир домов Северной столицы. Фрейндлих вспоминает, что изначально ее должны были назвать именем Наталья — по желанию ее матери, но отец и бабушка были против. Они настояли на своем, обосновав это тем, что имя и фамилия звучат ужасно. Мать будущей актрисы звали Ксения Федоровна. Она была творческой натурой и занималась в ТРАМе. Именно там она познакомилась со своим будущем мужем и отцом Алисы. Им оказался актер Бруно Фрейндлих немецкого происхождения. Родители Бруно были потомками немцев, которые еще XVIII веке покинули Германию и прибыли в Россию на постоянное место жительства. Мать будущей актрисы настояла, чтобы девочку в документах записали, как “Русская” по национальности.

С самых ранних лет девочка Алиса начала увлекаться творческой деятельностью и проявлять не плохие артистические данные. В возрасте трех лет она впервые побывала на спектакле своих родственников. На протяжении последующих дней девочка была под таким впечатлением, что постоянно напевала мелодии из спектакля и играла в воображаемый театр, втайне от родителей.

За некоторое время до войны в стране, родители маленькой девочки расстались. Отец будущей актрисы выбрал актерскую карьеру, собрал вещи и отправился с коллегами по театр в Ташкент. Алиса осталась жить со своей матерью. После того, как Бруно Фрейндлих отбыл из Ленинграда, вскоре начали массово выселять немцев. Вспоминая времена из детства, Фрейндлих рассказала, что всей ее семье по папиной линии, пришлось покинуть Ленинград. Только папиному брату с супругой не удалось уехать, их задержали и позже расстреляли.

Летом 1941 года Фрейндлих пошла в первый класс учебного заведения. Школа располагалась в самом центре города и в самом эпицентре обстрелов. Учеба Алисы продолжалась недолго, вскоре началась блокада Ленинграда. Учительница в школе учила детей не читать и писать, а преподавала правила поведения во время блокады и необходимые знания о ней.

В тяжелые времена Бруновне и ее матери помогла выжить бабушка девочки. Во времена голодовки, бабушка выдавала каждому по маленькому куску хлеба в определенное время, а оставшиеся прятала. Семье девочки приходилось не сладко. Они были очень слабы, а также нестабильны морально: маленькая девочка Алиса с немецким происхождением ужасно себя ощущала среди людей, которые ненавидели немцев.

По окончанию войны, Ксения вместе с дочерью уехали на неопределенное время в Эстонию. В городе Таллин будущая актриса закончила 3 класса (3, 4 и 5), а после было принято решение вернутся на родину. Фрейндлих в Ленинграде продолжила учебу в старой школе. В это же время на родину вернулся отец Алисы, но не сам, а со своей новой семьей — супругой и дочкой Ирой. Мать Алисы не запрещала ей видится с отцом, но этому была противница новая супруга. Сестры по крови — Алиса и Ира, долгое время были не знакомы.

В школе, где училась Алиса открыли драматический кружок, в котором вела педагогические занятия советская актриса — Мария Призван-Соколова. Девочка, не раздумывая записалась в него. Будущая актриса смогла поразить Марию своим талантом, и она смогла увидеть в ней восходящую артистку. Практически все свое время девочка проводила в театральном кружке, где Мария обучала ее всем навыкам актерского мастерства.

Будущая актриса окончила школу в 1953 году. Алиса Фрейндлих в молодости уже наверняка знала, что будет актрисой. Бруновна стояла перед выбором: музыкальное или драматическое образование. Определится с выбором помог девушке ее отец. Он настоял на драматическом искусстве, обосновал это тем, что она еще не готова к оперной сцене. Хотя девушка обладала достаточно сильным тембром голоса.

Творчество

Роли в театре

Большой драматический театр им. М. Горького

  • 1947 — «Русский вопрос» К. М. Симонова — Гарри Смитт
  • 1948 — «Бесприданница» А. Н. Островского — Сергей Сергеевич Паратов

Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина

  • 1950 — «Победители ночи» И. В. Штока — Луи Денейруз
  • 1950 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Судебный следователь
  • 1951 — «Двенадцатая ночь» У. Шекспира — Шут иМальволио
  • 1952 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Иван Александрович Хлестаков
  • 1954 — «Гамлет» У. Шекспира — Гамлет
  • 1954 — «Они знали Маяковского» В. Катаняна —
  • 1956 — «На дне» М. Горького — Барон
  • 1956 — «Игрок» по Ф. М. Достоевскому — мистер Астлей
  • 1959 — «Всё остаётся людям» С. И. Алешина — отец Серафим
  • 1961 — «Взрыв» И. Дворецкого —
  • 1965 — «На диком бреге» по роману Б. Н. Полевого — Надточиев
  • 1971 — «Сказки старого Арбата» А. Н. Арбузова — Фёдор Кузьмич Балясников
  • 1972 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Леонид Андреевич Гаев
  • 1974 — «Элегия» П. И. Павловского — И. С. Тургенев
  • 1974 — «Приглашение к жизни» по роману Л. М. Леонова «Русский лес» — Грацианский
  • 1979 — «Пер Гюнт» Г. Ибсена — Пер Гюнт
  • 1982 — «Отец Горио» по О. де Бальзаку — отец Горио
  • «Как закалялась сталь» по Н. А. Островскому — Павел Корчагин
  • «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина — Барон
  • «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Егор Дмитриевич Глумов

Фильмография

  1. 1947 — Возвращение к жизни — Сергей Костров
  2. 1949 — Александр Попов — Г. Маркони
  3. 1950 — Мусоргский — Цезарь Антонович Кюи
  4. 1951 — Белинский — профессор Щепловидов
  5. 1952 — Римский-Корсаков — Раменский
  6. 1954 — Кортик — Никитский
  7. 1954 — Герои Шипки — Дьюла Андраши
  8. 1955 — Два капитана — Иван Павлович Кораблёв
  9. 1955 — Двенадцатая ночь — шут Фесте
  10. 1956 — Разные судьбы — Игорь Степанович Рощин
  11. 1956 — Софья Ковалевская — Клаус фон Шведлиц
  12. 1957 — Дон Кихот — герцог
  13. 1958 — Отцы и дети — Павел Петрович Кирсанов
  14. 1958 — В дни Октября — полковник Г. П. Полковников
  15. 1963 — Каин XVIII — начальник Тайной полиции
  16. 1963 — Пока жив человек — Александр Степанович
  17. 1964 — Государственный преступник — Доре/ Виктор Федорович Куликов
  18. 1964 — Поезд милосердия — профессор Скутаревский
  19. 1965 — Залп «Авроры» — командир «Авроры»
  20. 1966 — Два билета на дневной сеанс — Блинов
  21. 1967 — Четыре страницы одной молодой жизни — учёный
  22. 1967 — Конец «Сатурна» — адмирал Канарис
  23. 1968 — Гроза над Белой — адмирал А. В. Колчак
  24. 1968 — Мёртвый сезон — Валерий Петрович
  25. 1968 — Наши знакомые — работник службы занятости
  26. 1969 — Чайковский — И. С. Тургенев
  27. 1970 — Бег — главнокомандующий Белой армией барон Врангель
  28. 1971 — Город под липами — доктор Балодис
  29. 1972 — Дела давно минувших дней… — Савельев
  30. 1972 — Звезда в ночи — Струве
  31. 1973 — Опознание — Хольц
  32. 1973 — Цемент — Герман Германович Клейст
  33. 1976 — Меня это не касается… — Кливенский
  34. 1977 — Тимур и его команда — Фёдор Григорьевич Колокольчиков
  35. 1977 — Объяснение в любви — Филиппок
  36. 1978 — Жизнь Бетховена — Йозеф Гайдн
  37. 1978 — Дом строится — Александр Степанович
  38. 1980 — Я — актриса — Владимир Николаевич Давыдов
  39. 1981 — Россия молодая — адмирал Патрик Гордон
  40. 1982 — Две главы из семейной хроники — Манфред
  41. 1984 — Иван Павлов. Поиски истины — И. С. Тургенев
  42. 1985 — Странная история доктора Джекила и мистера Хайда — Пул
  43. 1985 — Битва за Москву — Борис Михайлович Шапошников
  44. 1987 — Время летать — Максим Петрович, пассажир
  45. 1989 — Орган, баян и фантазия — композитор Бах
  46. 1989 — Сталинград — Борис Михайлович Шапошников

Телеспектакли

  • 1952 — Живой труп — судебный следователь
  • 1955 — Они знали Маяковского — Иннокентий Хромов
  • 1960 — Эзоп — Ксанф
  • 1969 — Моя жизнь (рассказ провинциала) — отец Мисаила
  • 1971 — Маленькие трагедии — Барон
  • 1973 — Сказки Старого Арбата — Фёдор Кузьмич Балясников
  • 1974 — Болдинская осень (Скупой рыцарь) — барон
  • 1981 — Предел возможного — Куликов

Озвучивание

  • 1955 — Дай руку, жизнь моя — Эммануэль Шиканедер (роль Э. Кунца)
  • 1959 — Живые герои (киноальманах) (новелла «Соловушка») — Ганс (роль Г. Паулюкайтиса)
  • 1960 — Макбет — закадровый комментарий
  • 1960 — Семья Мяннард — Меспак (роль О. Эсколы)
  • 1962 — День без вечера — Эгле (роль А. Видениекса)
  • 1966 — Ночи без ночлега — Ила (роль Ю. Мильтиниса)
  • 1969 — Да будет жизнь! — Цезарис (роль В. Паукште)
  • 1990 — Дом Бенуа (документальный) — читает текст
  • 1991 — Княгиня Наталья Петровна (документальный) — читает текст
  • 1994 — Жил-был великий писатель (документальный) — чтение дневника Л. Н. Толстого
  • 1957 — Наш театр (документальный)
  • 1970 — Николай Симонов (документальный)
  • 1974 — Мир Николая Симонова (документальный)
  • 1980 — Вспоминая Менделеева (документальный) — профессор А.Н.Бекетов

Детство и юность

Алиса Бруновна Фрейндлих родилась в декабре 1934 года в Ленинграде под знаком зодиака Стрелец. Мама Ксения Федоровна всю юность прожила в Пскове, потом переехала в Северную столицу. Девушка записалась на курсы в Театр рабочей молодежи и познакомилась там с актером с немецкими корнями Бруно Фрейндлихом.

Семья отца Фрейндлих переехала в Россию еще при правлении императрицы Екатерины II Великой. Фрейндлихи были известны как хорошие стеклодувы. Отец Бруно, Артур, хотел продолжить семейное дело, но попытка не увенчалась успехом, так как у второго сына оказались слишком слабые легкие.

Артур Фрейндлих устроился в магазин обуви, который снабжал императорский двор. Поработав там какое-то время, дедушка Алисы Фрейндлих решил открыть собственное дело: он закупил необходимые материалы и оборудование, арендовал помещение и сделал вывеску: «Изящная обувь Фрейндлих». Однако Артуру не удалось воплотить свои планы, он скоропостижно скончался.

Семья Фрейндлих жила в доме на Исаакиевской площади. 8 декабря 1934-го у пары родилась дочка. Изначально мама хотела назвать малютку Наташей, но отец и бабушка настояли на другом имени – Алиса. Дочку записали русской по национальности.

Еще в детстве будущая актриса проявляла интерес к пению и творчеству. Когда Алисе было 3 года, она увидела дипломное выступление сестры мамы и ее супруга. Родственники оканчивали консерваторию. Это зрелище сильно повлияло на маленькую девочку, она 3 дня напевала мелодии и с тех пор начала играть в театр, надевая платья мамы.

Алиса Фрейндлих в молодости

До начала Второй мировой войны отец будущей звезды экранов уехал с театром на гастроли в Ташкент. Родители Фрейндлих решили расстаться. Алиса осталась с матерью и бабушкой. Родственников по отцовской линии выслали из Ленинграда, а брата Бруно с женой арестовали и расстреляли.

В 1941-м Алиса Фрейндлих пошла в 1-й класс. Спустя пару дней началась блокада Ленинграда. В интервью Фрейндлих всегда вспоминает этот период как сaмый тяжелый,но, между тем и самый яркий. Актриса отчетливо помнит события тех дней, вплоть до мелочей. Выжить удалось благодаря бабушке, которая организовала строгий режим питания, выдавая хлеб по часам.

Здоровье Алисы и мамы было очень слабым не только в физическом плане из-за недостатка питания. Тяжело жилось психологически – из-за немецких корней и натиска общественности. В военное время Ксения Фрейндлих занимала пост бухгалтера. После войны мать с дочкой переехали в Таллин.

В Эстонии Алиса прожила с мамой 3 года и окончила 5-й класс. После этого они снова вернулись в Ленинград, и будущая артистка продолжила учебу в своей старой школе. В Северную столицу также переехал отец Фрейндлих вместе с новой семьей. Как вспоминала звезда кино, мама была не против общения дочери с родным папой, но новая жена Бруно запрещала родным людям встречаться. Более того, сводная сестра от второго брака даже не догадывалась о существовании Алисы.

В школьные годы Фрейндлих посещала театральный кружок, который вела советская актриса Мария Призван-Соколова. Педагог поверила в талант юной подопечной и обучила азам актерского мастерства. Благодаря Марии Александровне Алиса Фрейндлих с первого раза поступила в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского, где без труда получила профильное образование.

Биография Алисы Фрейндлих

Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 г. в Ленинграде. Ее отец, Бруно Фрейндлих, был выходцем из потомственной семьи стеклодувов. Однако он не смог овладеть данной профессией, поскольку имел слабые легкие. Вместо этого он решил стать актером.

Мать Алисы, Ксения Федоровна, также была творческой личностью. В юные годы она активно участвовала в разных районных концертах.

Позже она начала посещать драматические курсы в Ленинграде, на которых познакомилась со своим будущим супругом.

Детство и юность

Семья Фрейндлих проживала в доме на Исаакиевской площади, в котором позже родилась Алиса. Еще в раннем детстве у девочки наблюдались разные творческие наклонности.

Алиса Фрейндлих в детстве и в молодости

Поскольку она росла в семье артистов, ее часто брали в театр. Алисе настолько нравилась сцена и окружающая ее обстановка, что, даже придя домой, она продолжала «играть в театр».

Для этого она надевала на себя платья матери, стараясь перевоплотиться в ту или иную героиню.

Незадолго до начала Второй мировой войны ее родители расстались. По обоюдному согласию девочка осталась жить вместе с мамой. Позже некоторые родственники Алисы Фрейндлих по отцу подверглись арестам и репрессиям.

В 1941 г., накануне блокады Ленинграда, Алиса Фрейндлих пошла в 1-й класс. В своих интервью она неоднократно рассказывала о тех событиях, которые ей пришлось пережить в детские годы.

Однажды Алиса Бруновна призналась, что выжила в блокаде лишь благодаря усилиям бабушки, которая рационально распределяла запасы продовольствия.

После войны Алиса с мамой переехала в Эстонию. Однако через три года они вернулась обратно в Ленинград, где жил родной отец Алисы, но уже с новой супругой.

Интересен факт, что мама никогда не запрещала Алисе видеться с отцом, и даже наоборот, всячески поощряла ее. Однако вторая жена Бруно Фрейндлиха запретила ему общаться с родной дочкой, поэтому они практически не виделись.

Учась в школе, Алиса посещала театральный кружок. С каждым днем она все больше и отчетливее понимала, что ее будущее будет в театре, и раскрыть свой творческий потенциал она сможет только в качестве артистки.

После школы Алиса Фрейндлих успешно поступила в Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского (см. интересные факты об Островском). Это стало определяющим событием в ее биографии.

Личная жизнь Алисы Фрейндлих

Судьба сводила актрису только с одаренными талантливыми мужчинами, и трое из них были мужьями Алисы Фрейндлих. В первый раз Алиса Бруновна вышла замуж, когда была студенткой театрального вуза за учившегося вместе с ней Владимира Карасева. Они расписались на третьем курсе и поселились в квартире, где жила Алиса со своей мамой. Однако студенческий брак оказался коротким – когда Фрейндлих и Карасев защищали дипломы, они уже не были мужем и женой.

На фото: Алиса Фрейндлих и Владимир Карасев

В это время в сердце молодой актрисы уже поселилось новое чувство – к режиссеру Игорю Владимирову.

Лично с Владимировым она познакомилась, когда он пришел в театр Комиссаржевской ставить пьесу «Время любить», и сразу была покорена. Именно Владимиров, рассмотревший в молодой актрисе незаурядный талант, настоял на том, чтобы она перешла в театр им. Ленсовета, где он был главным режиссером.

На фото: Игорь Владимиров

Игорь Петрович не только смог разглядеть во Фрейндлих настоящий талант, но и помог полностью раскрыть его. Он ставил спектакли под Алису Бруновну, в основном это были мелодрамы, больше всего подчеркивавшие индивидуальность актрисы. Игорь Петрович многому научил Фрейндлих в профессии и помог добиться настоящего признания в театре. Их творческий союз со временем перерос в служебный роман, круто изменивший личную жизнь Алисы Фрейндлих.

Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров в фильме «Старомодная комедия»

Владимиров, который в то время был женат на актрисе Зинаиде Шарко, был на шестнадцать лет старше, но все это не стало препятствием для того, чтобы они с Фрейндлих стали мужем и женой. Годы работы в Ленкоме были пиком карьеры актрисы – она стала примой театра и была задействована практически во всех его постановках.

Личный и творческий союз с Игорем Владимировым продлился почти двадцать лет, за это время родился первый и единственный из детей Алисы Фрейндлих – дочь Варвара.

Поскольку родители днями и ночами пропадали в театре, воспитанием Вари, в основном, занималась няня. В те годы личная жизнь Алисы Бруновны была идеальной – супруг ее обожал не только как женщину, но и как актрису, у них были общие интересы и увлечения, но со временем в отношениях начали появляться проблемы, в семье все чаще вспыхивали скандалы. Некоторые считали, что Владимиров начал ревновать жену к ее успеху, а его все чаще стали называть просто мужем Фрейндлих.

С дочерью Варварой

Существовали и другие мнения по поводу краха их счастливого некогда брака – это измены Игоря Петровича и его пристрастие к алкоголю, о чем говорила сама Алиса Бруновна. Так или иначе, после двух десятков лет супружества пара распалась. Владимиров, уходя из семьи, оставил жене и дочери квартиру, а сам первое время жил в гостинице. После развода некоторое время Алиса Фрейндлих еще работала в театре своего супруга, а потом перешла в БДТ.

На фото: Алиса Фрейндлих и Юрий Соловей

Незадолго до этих нерадостных перемен в личной жизни актриса познакомилась с актером и художником-самоучкой Юрием Соловьем, с которым позже у нее завязался роман, и уже через год он стал ее третьим супругом. Юрий был на пятнадцать лет моложе Фрейндлих, но это актрису не остановило, как и то, что ее дочь Варвара была категорически против этого замужества матери. Только повзрослев, Варвара Игоревна пожалела о своем поведении, признаваясь, что только радовалась, наблюдая, как портятся отношения матери с отчимом.

Их совместная жизнь продлилась около десяти лет, но не принесла актрисе большого счастья. Скандалы в семье были не редкостью – Юрий не мог реализовать свои таланты, а на фоне успешности жены это выглядело еще более удручающе, угнетало Соловья, и, в конце концов, Алиса Бруновна подала на развод.

По словам актрисы, с Юрием она чувствовала себя очень счастливой, но он как никто из ее предыдущих супругов ревновал ее к успеху и профессиональной славе. Когда он предложил ей уехать с ним в Германию, Алиса Фрейндлих отказалась, и это также стало одной из причин расставания.

После развода Фрейндлих сохранила с Юрием нормальные отношения, продолжала с ним общаться, несколько раз приезжала на его выставки в Германию

Этот брак стал последним, и после развода актриса больше не пыталась устраивать свое личное счастье, полностью посвятив себя работе, хотя никогда не была обделена мужским вниманием. В одном из интервью, обладающая великолепным чувством юмора актриса сказала, что брак, а, тем более, романтические отношения в ее возрасте выглядят более чем смешно

Алиса Фрейндлих: биография

Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде. По знаку зодиака она Стрелец, согласно китайскому гороскопу – Зеленая Деревянная Собака. Ее рост составляет 153 см, вес – около 60 кг.

Детство в блокадном Ленинграде, семья

Детство Алисы было тяжелым. В 1941 году она пошла в 1 класс, как раз когда в Ленинграде началась блокада. Актриса вспоминает, как она, сидя на уроке, отсчитывала минуты, когда можно будет съесть немножко хлеба. Бабушка спасала жизнь своей дочери и внучке: она держала весь хлеб у себя и строго по часам выдавала пайки.

Маленькой Алисе психологически было тяжело вдвойне: имея немецкое происхождение, она жила в стране, где эту нацию ненавидели

Мама девочки – Федорова Ксения Федоровна родилась в Пскове. Она хотела быть актрисой. В молодости переехала в Ленинград, вскоре познакомилась с будущим мужем. Работала бухгалтером.

Отец – Бруно Фрейндлих, был актером. Его родители – Артур Фрейндлих и Шарлотта Зейтц. Семья мигрировала в Россию в XVIII веке, создав династию стеклодувов. Однако на Артуре эта династия завершилась, так как у брата Бруно были очень слабые легкие.

Когда Алиса была маленькой, родители расстались

Отец покинул Ленинград до начала выселения немцев. Вся семья Алисы со стороны Фрейндлихов покинула город. Брат Бруно и его жена не успели выехать из Ленинграда вовремя, и их расстреляли.

После окончания войны Бруно вернулся в Ленинград со своей новой семьей. Во втором браке у него родилась дочь Ирина. Новая жена, Клавдия Копченова, была категорически против встреч своего мужа с Алисой. Поэтому Ирина долгие годы не подозревала о существовании сестры.

Юность в послевоенное время, образование

Первые 2 класса Алиса училась в Ленинграде в школе № 239. С 3 по 5 классы проживала с мамой в Таллине, затем вернулась в Ленинград и поступила в ту же школу. Во время обучения она попала в театральный кружок, который вела актриса Мария Призван-Соколова. Там она обучалась актерскому и вокальному мастерству. Между преподавательницей и ученицей возникла симпатия: Алиса подолгу проводила время в гостях у Марии Александровны.

Именно Мария Александровна Призван-Соколова повлияла на выбор Алисой будущей специальности

Фрейндлих колебалась между профессией артистки оперы и драматической актрисы. У девушки был сильный голос, однако отец посоветовал ей выбрать второй вариант.

В 1953 году Алиса поступила в Ленинградский театральный институт им. Островского на курс Б. Зона

К поступлению девушку готовили Мария Александровна и ее муж. Алиса была образцовой ученицей. Во время обучения она удостоилась множества наград. Но в результате неприятного инцидента ее могли отчислить. За ученицу вступился Борис Вульфович, пригрозив, что при отчислении его студентов, он сам покинет институт. В 1957 году актриса окончила обучение.

Карьера актрисы

После получения диплома Алиса была принята в труппу Ленинградского драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской по протекции своего руководителя Бориса Зона. Актриса проработала там до 1961 года. Она сыграла более 10 ролей.

В 1961 году Алиса перешла в Ленинградский академический театр им. Ленсовета после того, как его возглавил Игорь Владимиров, режиссер, поставивший в театре им. Комиссаржевской «Время любить». Наиболее удачной в то время для актрисы стала роль в постановке «Малыш и Карлсон».

Как киноактриса Алиса Бруновна дебютировала в 1955 году в фильмах «Неоконченная повесть» и «Таланты и поклонники»

Огромный успех принесла роль в комедийной кинокартине Эльдара Рязанова «Служебный роман», где она перевоплотилась в Людмилу Калугину, «серую мышку» и начальницу статистического учреждения. По версии журнала «Советский экран» за эту роль Алиса стала лучшей актрисой года

Затем последовали такие же удачные фильмы «Три мушкетера» и «Сталкер».

В 1983 году Алиса перешла в труппу БДТ им. Горького

Там она играла в крупных спектаклях, например, «Этот пылкий влюбленный», «Вишневый сад», «Макбет», «Калифорнийская сюита», «Алиса», «Лето одного года». Также актриса участвовала в постановках вне основного места работы. Среди таких проектов «Гори, гори, моя звезда», «Осенние скрипки», «Уроки танго и любви».

Где живет

Алиса Бруновна проживает в Санкт-Петербурге на улице Рубинштейна, которая находится в охраняемой зоне города. Но актриса там редко появляется. Большую часть времени она проводит в загородном коттедже, расположенном в элитном поселке Комарово. В доме имеются 3 спальни и кухня-гостиная. На территории участка расположена терраса со стеклянной крышей и мангалом. Вокруг дома высажены пихты и кустарники ирги.

Земельный участок был подарен Алисе Фрейндлих в 2009 году, как почетному гражданину Санкт-Петербурга

Участие в кинофильмах

В театральном обществе Алиса Фрейндлих была довольно знаменита, а вот с кинематографом ее отношения складывались не так успешно. Ее приглашали только на второстепенные и незначительные роли. Например, в титрах фильма «Неоконченная повесть» актрису даже не упомянули. Первыми фильмами с непосредственным участием актрисы были:

  • «Полосатый рейс» (сотрудница циркового буфета);
  • «Бессмертная песня»;
  • «12 стульев» (Эллочка-Людоедочка);
  • «Похождения зубного врача».

Начиная с 1974 года, ситуация кардинально изменилась. Актрису пригласили сразу в несколько популярных кинокартин. Так, в мелодраматической картине «Анна и Командор» исполнила роль вдовы, которая вела беседу с Иннокентием Смоктуновским. Роль умершего мужа играл Василий Лановой.

Со Смоктуновским Алиса Бруновна участвовала еще в нескольких фильмах. В киноленте «Опасный возраст» Иннокентий Михайлович был голосом мужа актрисы, который будучи парфюмером, утратил способность распознавать запахи. Следующей работой был детский кинофильм «Принцесса на горошине», «Тайна Снежной королевы».

Следующими ролями актрисы были:

  1. «Агония» – придворная дама, поклонница Распутина.
  2. «Соломенная шляпка» – баронесса, которая стала предметом спора между персонажами М. Боярского и М. Козакова.
  3. «Пикник на обочине» – по мотивам романа братьев Стругацких под режиссурой Андрея Тарковского.

В 1977г. на телеэкраны вышла кинолента «Служебный роман» Э. Рязанова, принесший Алисе Бруновне всесоюзную любовь. Но работа в киноленте была на грани срыва, так как Владимиров И., руководитель театра, в котором работала Фрейндлих, категорически отказывался отпускать ее на киносъемки. Рязанов был вынужден лично лететь в г.Ленинград, чтобы уговорить коллегу.

В 1977г. на телеэкраны вышла кинолента «Служебный роман» Э. Рязанова, принесший Алисе Бруновне всесоюзную любовь.

Роль Кулагиной увлекла актрису. Тексты Алиса учила ночами, а костюмы для съемок подбирала самостоятельно. В картине звучат и две песни в исполнении Фрейндлих. Впоследствии песни из кинофильма стали хитами. Сложность роли заключалась в необходимости исполнить два характера – строгую начальницу и женщину, нуждающуюся в любви. В фильме также принимали участие:

  • О. Басилашвили;
  • А. Мягков;
  • Л. Ахеджакова;
  • С. Немоляева.

Не менее выдающейся ролью является королева Анна в киноленте «Три мушкетера». Следом были картины «Старомодная комедия», «Комедия ошибок».

В 1981г. Фрейндлих удостоилась звания «Народная артистка». Позднее (в 1983г.) Алиса Бруновна начала выступать на сцене Большого драмтеатра им. Горького. Первой постановкой с участием Фрейндлих в этом театре был спектакль под названием «Киноповесть с одним антрактом». В дальнейшем были такие спектакли:

  1. «Лето одного года».
  2. «Уроки танго и любви».
  3. «Макбет».
  4. «Калифорнийская сюита».
  5. «Коварство и любовь».
  6. «Дядюшкин сон».

В процессе работы в сценических постановках, артистка также регулярно снималась в художественных фильмах – «Бесприданница», «Будни и праздники Серафимы Глюкиной».

В период перестройки и распада Советского Союза в творчестве актрисы наступил длительный перерыв с редкими ролями. Так, в 1993г. вышла вторая часть картины «Мушкетеры», но повторить успех первой части не удалось. А вот кинофильм «Подмосковные вечера» режиссера Тодоровского принес Фрейндлих первую премию «Ника».

Следующий кинофильм «На верхней Масловке» Алисы Бруновны вышел только в 2004 г. Актриса сыграла пожилую скульпторшу. Партнером Фрейндлих по съемкам был Евгений Миронов. Эта работа принесла Алисе вторую статуэтку «Ника».

Далее актриса была приглашена еще на 2 главные роли в кинолентах «Марево», «Васильевский остров». В очередной части про Д`Артаньяна «Возвращение Мушкетеров или сокровища кардинала Мазарини» Фрейндлих также сыграла гордую испанку королеву Анну.

В 2009г. был снят художественный фильм «Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на родину». Кинолента снята по мотивам произведений Бродского. Алиса Фрейндлих с удовольствием сыграла мать любимого поэта.

В течение 2015-2017гг. Фрейндлих не работала в кинематографических проектах. Появились даже слухи о завершении карьеры актрисы. Но в 2017 г. вышла драма Тодоровского под названием «Большой». Алиса Бруновна выступила в качестве жестокого, сурового преподавателя в хореографическом училище. Эта непростая роль принесла Фрейндлих кинопремию «Золотой орел».

Биография


Бруно Фрейндлих родился 27 сентября (10 октября) 1909 года в семье российских немцев в Санкт-Петербурге. Предки его были мастерами-стеклодувами, приглашёнными в Россию, в числе других немецких специалистов, царским указом.

Учился в Ленинградском техникуме сценических искусств (1931—1934), в Ленинградском институте повышения квалификации (1936—1938). Во время учёбы Бруно Артурович познакомился с актрисой Ксенией Фёдоровой. Вскоре они вступили в брак, а в декабре 1934 года у них родилась дочь Алиса.

В 1931 году участвовал в создании Ленинградского колхозного ТРАМа (филиал Ленинградского ТРАМа). С 1931 по 1941 — актёр Ленинградского колхозного ТРАМа (позже — Ленинградский театр имени обкома ВЛКСМ (1931—1934, 1936—1940)), Ташкентского театра Красной Армии САВО (1934—1936), драматического театра города Боровичи.

Перед началом Великой Отечественной войны Бруно Фрейндлих вместе с театром уехал в Ташкент. Ксения Фёдоровна с Алисой, остались в Ленинграде. Там же в Ленинграде они пережили блокаду.

Бруно покинул Ленинград ещё до того, как из Ленинграда начали депортировать немцев. По воспоминаниям Алисы Фрейндлих, «бабушка, тётушка, мои двоюродные братья и сёстры — всем им пришлось уехать из Ленинграда»

;«папин брат с женой были арестованы — много позже мы узнали, что их расстреляли» .

Во время войны ЛенТЮЗ имени А. А. Брянцева, где тогда работал Фрейндлих (1941—1946), был эвакуирован на Урал в город Березники (Пермская область). Два с половиной года, с 1942 по 1944, труппа ЛенТЮЗа выступала на сцене Березниковского драматического театра.

В 1946 году Бруно Артурович перешёл в БДТ имени М. Горького, а с 1948 года стал актёром ЛАТД имени А. С. Пушкина. В 1945—1947 годах — актёр к/с «Ленфильм».

Скончался 7 июля (по другим данным — 8 июля или 9 июля) 2002 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector