Алиса фрейндлих википедия личная жизнь
Содержание:
Ранние годы
Будущая актриса родилась в семье Ксении Федоровны (в девичестве Федоровой) и Бруно Артуровича Фрейндлихов. От папы с мамой девочке достались актерские гены: мама в молодости участвовала в художественной самодеятельности, а отец был актером ленинградских театров.
Бруно Артурович был по национальности немец. Его предки были родом из Мекленбург-Шверина, великого герцогства в составе Священной Римской империи. В Россию они приехали по приглашению Петра I как опытные стеклодувы. Однако уже отец Бруно сменил профессию стеклодува на ремесло сапожника.
По словам самой Алисы, мама хотела, чтобы девочку назвали Наташей, но папа и бабушка смогли ее переубедить, указав, что сочетание фамилии, имени и отчества выглядит как «странная каша». В графе «национальность» у девочки указали, что она русская, на этом настояла мама.
Детство Алиса провела в «коммуналке». Незадолго до начала ВОВ родители разошлись. Бруно Артурович уехал в Ташкент, где и остался после начала войны. Он успел выехать до того, как с началом боевых действий из Ленинграда стали выселять немцев. Его брату повезло меньше, его арестовали вместе с супругой и расстреляли.
В первый год ВОВ Алиса пошла в первый класс, училась она в школе No239 (ныне это физмат-лицей). По словам самой актрисы, главное впечатление ее детства – это блокада и вызванный ею жесткий режим питания.
После окончания войны Ксения Федоровна, работавшая бухгалтером, вместе с дочкой перебралась в Таллин. Там они прожили три года, пока не вернулись обратно в родной город, где девочка продолжила учиться в 239-й школе.
Именно в 239-й школе Алиса пошла в театральный кружок, занятия в котором вела артистка БДТ имени Максима Горького Мария Призван-Соколова. Мария и ее муж Павел Вейсбрем и подготовили Фрейндлих к поступлению в ЛТИ имени Островского.
Выбор в пользу карьеры драматической актрисы Алисе Фрейндлих посоветовал сделать отец, который к тому времени уже вернулся в Ленинград с новой супругой. Он отговорил дочку от идеи стать оперной певицей.
Творчество
Роли в театре
Большой драматический театр им. М. Горького
- 1947 — «Русский вопрос» К. М. Симонова — Гарри Смитт
- 1948 — «Бесприданница» А. Н. Островского — Сергей Сергеевич Паратов
Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина
- 1950 — «Победители ночи» И. В. Штока — Луи Денейруз
- 1950 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Судебный следователь
- 1951 — «Двенадцатая ночь» У. Шекспира — Шут иМальволио
- 1952 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Иван Александрович Хлестаков
- 1954 — «Гамлет» У. Шекспира — Гамлет
- 1954 — «Они знали Маяковского» В. Катаняна —
- 1956 — «На дне» М. Горького — Барон
- 1956 — «Игрок» по Ф. М. Достоевскому — мистер Астлей
- 1959 — «Всё остаётся людям» С. И. Алешина — отец Серафим
- 1961 — «Взрыв» И. Дворецкого —
- 1965 — «На диком бреге» по роману Б. Н. Полевого — Надточиев
- 1971 — «Сказки старого Арбата» А. Н. Арбузова — Фёдор Кузьмич Балясников
- 1972 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Леонид Андреевич Гаев
- 1974 — «Элегия» П. И. Павловского — И. С. Тургенев
- 1974 — «Приглашение к жизни» по роману Л. М. Леонова «Русский лес» — Грацианский
- 1979 — «Пер Гюнт» Г. Ибсена — Пер Гюнт
- 1982 — «Отец Горио» по О. де Бальзаку — отец Горио
- «Как закалялась сталь» по Н. А. Островскому — Павел Корчагин
- «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина — Барон
- «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Егор Дмитриевич Глумов
Фильмография
- 1947 — Возвращение к жизни — Сергей Костров
- 1949 — Александр Попов — Г. Маркони
- 1950 — Мусоргский — Цезарь Антонович Кюи
- 1951 — Белинский — профессор Щепловидов
- 1952 — Римский-Корсаков — Раменский
- 1954 — Кортик — Никитский
- 1954 — Герои Шипки — Дьюла Андраши
- 1955 — Два капитана — Иван Павлович Кораблёв
- 1955 — Двенадцатая ночь — шут Фесте
- 1956 — Разные судьбы — Игорь Степанович Рощин
- 1956 — Софья Ковалевская — Клаус фон Шведлиц
- 1957 — Дон Кихот — герцог
- 1958 — Отцы и дети — Павел Петрович Кирсанов
- 1958 — В дни Октября — полковник Г. П. Полковников
- 1963 — Каин XVIII — начальник Тайной полиции
- 1963 — Пока жив человек — Александр Степанович
- 1964 — Государственный преступник — Доре/ Виктор Федорович Куликов
- 1964 — Поезд милосердия — профессор Скутаревский
- 1965 — Залп «Авроры» — командир «Авроры»
- 1966 — Два билета на дневной сеанс — Блинов
- 1967 — Четыре страницы одной молодой жизни — учёный
- 1967 — Конец «Сатурна» — адмирал Канарис
- 1968 — Гроза над Белой — адмирал А. В. Колчак
- 1968 — Мёртвый сезон — Валерий Петрович
- 1968 — Наши знакомые — работник службы занятости
- 1969 — Чайковский — И. С. Тургенев
- 1970 — Бег — главнокомандующий Белой армией барон Врангель
- 1971 — Город под липами — доктор Балодис
- 1972 — Дела давно минувших дней… — Савельев
- 1972 — Звезда в ночи — Струве
- 1973 — Опознание — Хольц
- 1973 — Цемент — Герман Германович Клейст
- 1976 — Меня это не касается… — Кливенский
- 1977 — Тимур и его команда — Фёдор Григорьевич Колокольчиков
- 1977 — Объяснение в любви — Филиппок
- 1978 — Жизнь Бетховена — Йозеф Гайдн
- 1978 — Дом строится — Александр Степанович
- 1980 — Я — актриса — Владимир Николаевич Давыдов
- 1981 — Россия молодая — адмирал Патрик Гордон
- 1982 — Две главы из семейной хроники — Манфред
- 1984 — Иван Павлов. Поиски истины — И. С. Тургенев
- 1985 — Странная история доктора Джекила и мистера Хайда — Пул
- 1985 — Битва за Москву — Борис Михайлович Шапошников
- 1987 — Время летать — Максим Петрович, пассажир
- 1989 — Орган, баян и фантазия — композитор Бах
- 1989 — Сталинград — Борис Михайлович Шапошников
Телеспектакли
- 1952 — Живой труп — судебный следователь
- 1955 — Они знали Маяковского — Иннокентий Хромов
- 1960 — Эзоп — Ксанф
- 1969 — Моя жизнь (рассказ провинциала) — отец Мисаила
- 1971 — Маленькие трагедии — Барон
- 1973 — Сказки Старого Арбата — Фёдор Кузьмич Балясников
- 1974 — Болдинская осень (Скупой рыцарь) — барон
- 1981 — Предел возможного — Куликов
Озвучивание
- 1955 — Дай руку, жизнь моя — Эммануэль Шиканедер (роль Э. Кунца)
- 1959 — Живые герои (киноальманах) (новелла «Соловушка») — Ганс (роль Г. Паулюкайтиса)
- 1960 — Макбет — закадровый комментарий
- 1960 — Семья Мяннард — Меспак (роль О. Эсколы)
- 1962 — День без вечера — Эгле (роль А. Видениекса)
- 1966 — Ночи без ночлега — Ила (роль Ю. Мильтиниса)
- 1969 — Да будет жизнь! — Цезарис (роль В. Паукште)
- 1990 — Дом Бенуа (документальный) — читает текст
- 1991 — Княгиня Наталья Петровна (документальный) — читает текст
- 1994 — Жил-был великий писатель (документальный) — чтение дневника Л. Н. Толстого
- 1957 — Наш театр (документальный)
- 1970 — Николай Симонов (документальный)
- 1974 — Мир Николая Симонова (документальный)
- 1980 — Вспоминая Менделеева (документальный) — профессор А.Н.Бекетов
Семейная жизнь актрисы
Как творческая личность, Алиса Бруновна была окружена людьми искусства. Ее первым мужем стал однокурсник Карасев Володя. Молодые люди приняли решение о женитьбе, будучи студентами третьего курса. Жили молодожены в квартире семейства Фрейндлих. Но семейная жизнь продлилась не долго, брак распался к концу обучения в ВУЗе.
Вторым мужем театральной примы стал руководитель театра, в котором работала Алиса Бруновна, Игорь Владимиров. Брак стал итогом служебного романа. Разница в возрасте у супругов была 16 лет. В браке Алиса Бруновна родила дочь Варвару. Семья распалась по причине творческих разногласий.
С 3-им мужем, художником Соловьевым Юрием, Фрейндлих прожила около 12 лет. По причине недостаточного образования Юрий не смог себя реализовать и поэтому в семье часто возникали скандалы.
Варвара приняла решение продолжить стезю матери и стала артисткой театра. Параллельно с творческой деятельностью Варя занимает должность заместителя генерального директора строительной компании. Варвара подарила именитой бабушке двух внуков – Анну и Никиту. Мужем Вари и отцом ее детей является Сергей Тарасов, который трагически погиб во время террористического акта в 2009 г.
Внучка Анна получила диплом продюсера, в 2017 г. стала женой актера Мышинского. Никита также выбрал творческую профессию, получил образование во МХАТе. Бабушка Фрейндлих снялась в киноленте «Карп отмороженный» под режиссурой Никиты. В данной трагедии главную роль играл Евгений Миронов, а также снималась Марина Неелова.
Для того, чтобы картина была снята, молодому режиссеру пришлось взять кредит под собственную квартиру. Надежды оправдались, фильм получил хорошие отзывы и почетную премию международного фестиваля в Москве. После этого появился щедрый спонсор, который согласился погасить все платежи.
Алиса Фрейндлих: биография
Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде. По знаку зодиака она Стрелец, согласно китайскому гороскопу – Зеленая Деревянная Собака. Ее рост составляет 153 см, вес – около 60 кг.
Детство в блокадном Ленинграде, семья
Детство Алисы было тяжелым. В 1941 году она пошла в 1 класс, как раз когда в Ленинграде началась блокада. Актриса вспоминает, как она, сидя на уроке, отсчитывала минуты, когда можно будет съесть немножко хлеба. Бабушка спасала жизнь своей дочери и внучке: она держала весь хлеб у себя и строго по часам выдавала пайки.
Маленькой Алисе психологически было тяжело вдвойне: имея немецкое происхождение, она жила в стране, где эту нацию ненавидели
Мама девочки – Федорова Ксения Федоровна родилась в Пскове. Она хотела быть актрисой. В молодости переехала в Ленинград, вскоре познакомилась с будущим мужем. Работала бухгалтером.
Отец – Бруно Фрейндлих, был актером. Его родители – Артур Фрейндлих и Шарлотта Зейтц. Семья мигрировала в Россию в XVIII веке, создав династию стеклодувов. Однако на Артуре эта династия завершилась, так как у брата Бруно были очень слабые легкие.
Когда Алиса была маленькой, родители расстались
Отец покинул Ленинград до начала выселения немцев. Вся семья Алисы со стороны Фрейндлихов покинула город. Брат Бруно и его жена не успели выехать из Ленинграда вовремя, и их расстреляли.
После окончания войны Бруно вернулся в Ленинград со своей новой семьей. Во втором браке у него родилась дочь Ирина. Новая жена, Клавдия Копченова, была категорически против встреч своего мужа с Алисой. Поэтому Ирина долгие годы не подозревала о существовании сестры.
Юность в послевоенное время, образование
Первые 2 класса Алиса училась в Ленинграде в школе № 239. С 3 по 5 классы проживала с мамой в Таллине, затем вернулась в Ленинград и поступила в ту же школу. Во время обучения она попала в театральный кружок, который вела актриса Мария Призван-Соколова. Там она обучалась актерскому и вокальному мастерству. Между преподавательницей и ученицей возникла симпатия: Алиса подолгу проводила время в гостях у Марии Александровны.
Именно Мария Александровна Призван-Соколова повлияла на выбор Алисой будущей специальности
Фрейндлих колебалась между профессией артистки оперы и драматической актрисы. У девушки был сильный голос, однако отец посоветовал ей выбрать второй вариант.
В 1953 году Алиса поступила в Ленинградский театральный институт им. Островского на курс Б. Зона
К поступлению девушку готовили Мария Александровна и ее муж. Алиса была образцовой ученицей. Во время обучения она удостоилась множества наград. Но в результате неприятного инцидента ее могли отчислить. За ученицу вступился Борис Вульфович, пригрозив, что при отчислении его студентов, он сам покинет институт. В 1957 году актриса окончила обучение.
Карьера актрисы
После получения диплома Алиса была принята в труппу Ленинградского драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской по протекции своего руководителя Бориса Зона. Актриса проработала там до 1961 года. Она сыграла более 10 ролей.
В 1961 году Алиса перешла в Ленинградский академический театр им. Ленсовета после того, как его возглавил Игорь Владимиров, режиссер, поставивший в театре им. Комиссаржевской «Время любить». Наиболее удачной в то время для актрисы стала роль в постановке «Малыш и Карлсон».
Как киноактриса Алиса Бруновна дебютировала в 1955 году в фильмах «Неоконченная повесть» и «Таланты и поклонники»
Огромный успех принесла роль в комедийной кинокартине Эльдара Рязанова «Служебный роман», где она перевоплотилась в Людмилу Калугину, «серую мышку» и начальницу статистического учреждения. По версии журнала «Советский экран» за эту роль Алиса стала лучшей актрисой года
Затем последовали такие же удачные фильмы «Три мушкетера» и «Сталкер».
В 1983 году Алиса перешла в труппу БДТ им. Горького
Там она играла в крупных спектаклях, например, «Этот пылкий влюбленный», «Вишневый сад», «Макбет», «Калифорнийская сюита», «Алиса», «Лето одного года». Также актриса участвовала в постановках вне основного места работы. Среди таких проектов «Гори, гори, моя звезда», «Осенние скрипки», «Уроки танго и любви».
Где живет
Алиса Бруновна проживает в Санкт-Петербурге на улице Рубинштейна, которая находится в охраняемой зоне города. Но актриса там редко появляется. Большую часть времени она проводит в загородном коттедже, расположенном в элитном поселке Комарово. В доме имеются 3 спальни и кухня-гостиная. На территории участка расположена терраса со стеклянной крышей и мангалом. Вокруг дома высажены пихты и кустарники ирги.
Земельный участок был подарен Алисе Фрейндлих в 2009 году, как почетному гражданину Санкт-Петербурга
Участие в кинофильмах
В театральном обществе Алиса Фрейндлих была довольно знаменита, а вот с кинематографом ее отношения складывались не так успешно. Ее приглашали только на второстепенные и незначительные роли. Например, в титрах фильма «Неоконченная повесть» актрису даже не упомянули. Первыми фильмами с непосредственным участием актрисы были:
- «Полосатый рейс» (сотрудница циркового буфета);
- «Бессмертная песня»;
- «12 стульев» (Эллочка-Людоедочка);
- «Похождения зубного врача».
Начиная с 1974 года, ситуация кардинально изменилась. Актрису пригласили сразу в несколько популярных кинокартин. Так, в мелодраматической картине «Анна и Командор» исполнила роль вдовы, которая вела беседу с Иннокентием Смоктуновским. Роль умершего мужа играл Василий Лановой.
Со Смоктуновским Алиса Бруновна участвовала еще в нескольких фильмах. В киноленте «Опасный возраст» Иннокентий Михайлович был голосом мужа актрисы, который будучи парфюмером, утратил способность распознавать запахи. Следующей работой был детский кинофильм «Принцесса на горошине», «Тайна Снежной королевы».
Следующими ролями актрисы были:
- «Агония» – придворная дама, поклонница Распутина.
- «Соломенная шляпка» – баронесса, которая стала предметом спора между персонажами М. Боярского и М. Козакова.
- «Пикник на обочине» – по мотивам романа братьев Стругацких под режиссурой Андрея Тарковского.
В 1977г. на телеэкраны вышла кинолента «Служебный роман» Э. Рязанова, принесший Алисе Бруновне всесоюзную любовь. Но работа в киноленте была на грани срыва, так как Владимиров И., руководитель театра, в котором работала Фрейндлих, категорически отказывался отпускать ее на киносъемки. Рязанов был вынужден лично лететь в г.Ленинград, чтобы уговорить коллегу.
В 1977г. на телеэкраны вышла кинолента «Служебный роман» Э. Рязанова, принесший Алисе Бруновне всесоюзную любовь.
Роль Кулагиной увлекла актрису. Тексты Алиса учила ночами, а костюмы для съемок подбирала самостоятельно. В картине звучат и две песни в исполнении Фрейндлих. Впоследствии песни из кинофильма стали хитами. Сложность роли заключалась в необходимости исполнить два характера – строгую начальницу и женщину, нуждающуюся в любви. В фильме также принимали участие:
- О. Басилашвили;
- А. Мягков;
- Л. Ахеджакова;
- С. Немоляева.
Не менее выдающейся ролью является королева Анна в киноленте «Три мушкетера». Следом были картины «Старомодная комедия», «Комедия ошибок».
В 1981г. Фрейндлих удостоилась звания «Народная артистка». Позднее (в 1983г.) Алиса Бруновна начала выступать на сцене Большого драмтеатра им. Горького. Первой постановкой с участием Фрейндлих в этом театре был спектакль под названием «Киноповесть с одним антрактом». В дальнейшем были такие спектакли:
- «Лето одного года».
- «Уроки танго и любви».
- «Макбет».
- «Калифорнийская сюита».
- «Коварство и любовь».
- «Дядюшкин сон».
В процессе работы в сценических постановках, артистка также регулярно снималась в художественных фильмах – «Бесприданница», «Будни и праздники Серафимы Глюкиной».
В период перестройки и распада Советского Союза в творчестве актрисы наступил длительный перерыв с редкими ролями. Так, в 1993г. вышла вторая часть картины «Мушкетеры», но повторить успех первой части не удалось. А вот кинофильм «Подмосковные вечера» режиссера Тодоровского принес Фрейндлих первую премию «Ника».
Следующий кинофильм «На верхней Масловке» Алисы Бруновны вышел только в 2004 г. Актриса сыграла пожилую скульпторшу. Партнером Фрейндлих по съемкам был Евгений Миронов. Эта работа принесла Алисе вторую статуэтку «Ника».
Далее актриса была приглашена еще на 2 главные роли в кинолентах «Марево», «Васильевский остров». В очередной части про Д`Артаньяна «Возвращение Мушкетеров или сокровища кардинала Мазарини» Фрейндлих также сыграла гордую испанку королеву Анну.
В 2009г. был снят художественный фильм «Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на родину». Кинолента снята по мотивам произведений Бродского. Алиса Фрейндлих с удовольствием сыграла мать любимого поэта.
В течение 2015-2017гг. Фрейндлих не работала в кинематографических проектах. Появились даже слухи о завершении карьеры актрисы. Но в 2017 г. вышла драма Тодоровского под названием «Большой». Алиса Бруновна выступила в качестве жестокого, сурового преподавателя в хореографическом училище. Эта непростая роль принесла Фрейндлих кинопремию «Золотой орел».
Фильмы
Потеря матери стала для актрисы страшной трагедией и единственным успокоением, и отвлечением стала игра в театре. В 1974 году режиссер Андрей Тарковский предложил роль актрисе в своей новой картине. Фрейндлих, недолго думая согласилась, но, к сожалению, съемки с ней так и не состоялись. Алиса просто не смогла присутствовать на съёмках.
Интересно и то, что у Алисы вновь не получилось исполнить роль в новом фильме “Ирония судьбы, или с легким паром” режиссера Эльдара Рязанова. Однажды Рязанов и Брагинский написали пьесу и передали ее в театр с единственным условием, чтобы главную роль в картине исполнила актриса Фрейндлих. Когда пришло время премьере, авторы узнали, что Алису так и не задействовали в постановке. Такими новостями режиссеры были огорчены и на премьеру своей пьесы так и не пришли. А в свой фильм Рязанов пригласить Алису не смог, так как актриса на главную женскую роль была утверждена, ею стала Барбара Брыльска.
В 1977 году актрисе улыбнулась удача и она стала главной героиней новой картины режиссера Эльдара Рязанова “Служебный роман”. Супруг актрисы был категорически против ее участия в фильме, он считал, что это вредит ее работе в театре. Эльдар Рязанов в своем фильме в роли главной героине видел только Фрейндлих. Для этого ему пришлось лично явится в Ленинград, чтобы уговорить Игоря Владимирова отпустить свою супругу. Новая картина Рязанова сделала Алису настоящей звездой кинематографа того времени. Актриса в одночасье стала невероятно популярной. Для своего образа она сама подобрала одежду, а походку подсмотрела у высокопоставленных женщин тех времен.
Вместе с актрисой на одной съемочной площадке работали не менее знаменитые актеры и звёзды кино: Андрей Мягков в роли главного героя, Светлана Немоляева, Лия Ахеджакова и Олег Басилашвили.
После главной роли Людмилы Калугиной, актрисе сразу предложили роль в картине “Три мушкетера”. Алиса исполнила роль девушки Анны, которая была королевой.
В 80-е годы Бруновна получила звание народной артистки СССР, которое значительно отразилось на ее будущей жизни. В результате это повлекло за собой развод Алисы и Игоря. После развода с супругом актриса проработала в его театре около двух лет, после чего начала работать в Большом драматическом театре им. Максима Горького. Фрейндрих была на пике своей популярности, она играла во многих спектаклях в главной роли и наряду с этим снималась в кинофильмах “Бесприданница”, “Клетка для канареек”, “Прости” и многие другие.
Особое внимание можно уделить внимание картине “Подмосковные вечера”, где Бруновна сыграла роль писательницы Ирины Дмитриевны. Эта роль подарила Алисе премию “Ника” — за лучшую женскую роль второго плана
После чего Фрейндлих долгое время не появлялась в кинематографии и только в 2004 году зритель смог наблюдать за новой ее работой в фильме “На Верхней Масловке”. Алиса сыграла роль старой женщины, которая была скульптором и не взирая на свой возраст по-прежнему мечтала и любила.
Фрейндлих каждый год пополняла свою фильмографию не одним проектом. Среди них можно выделить: “Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на родину”, “Возвращение мушкетеров”, “Васильевский остров” (2009 г.), “Бульварное кольцо” (2014) и “Большой” (2014г.).
Из последних работ заслуженной советской актрисы можно отметить роль в проекте Владимира Котта “Карп отмороженный”.
Алиса Фрейндлих сейчас
После «Подмосковных вечеров» актриса долгое время не снималась. На широкий экран Фрейндлих возвратилась лишь в 2004 году, её пригласили на одну из главных ролей в кинофильм «На Верхней Масловке». Партнером актрисы по съемочной площадке стал Евгений Миронов. За роль 87-летней скульпторши Анны Борисовны Фрейндлих получила вторую премию «Ника».
Алиса Фрейндлих на премии “Ника”
Критики тепло приняли персонажа актрисы, отметив, что Фрейндлих по-новому раскрыла образ старой женщины, сыграла не стереотипную бабушку, а простую женщину, которая все еще любит, мечтает и чувствует, несмотря на возраст.
В 2008 году Фрейндлих получила две главные роли в картинах «Васильевский остров» и «Марево».
В 2009 году актриса сыграла в картине «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», посвященной биографии и произведениям Иосифа Бродского. Режиссер Андрей Хржановский призывал не считать фильм биографическим, а воспринимать его как картину, основанную на стихах и прозе Бродского. Фрейндлих сыграла мать поэта и была действительно счастлива получить эту роль, так как очень любит стихи Бродского.
Алиса Фрейндлих
В 2014 году Фрейндлих сыграла одну из главных ролей в мелодраме «Линия Марты». Картина рассказывала историю письма с извинениями, который еще в блокадном Ленинграде маленький мальчик написал девочке. Уже в современном Санкт-Петербурге главные герои пытаются его доставить адресату.
В этом же году актриса стала гостьей телепередачи «Вечерний Ургант», где поделилась со зрителями своими воспоминаниями о знаковых спектаклях и умением культурно чистить семечки.
2015 и 2016 года стали затишьем в творческой биографии актрисы. Появились слухи, что Фрейндлих решила закончить актерскую карьеру, но эта информация оказалась ложной. В 2017 году Алиса Фрейндлих приняла участие в съемках картины «Большой», которая на данный момент находится в производстве.
Алиса Фрейндлих известна не только своими актерскими ролями, но и проникновенными декламациями. Чтение стихов всегда было признаком актерского мастерства — недаром они включены в отбор во всех актерских училищах – и через рифмованные строки Фрейдлих раскрывает все грани своего таланта. В Сети есть множество аудио- и видеозаписей, где актриса читает стихи Ахматовой и Цветаевой, но наибольшей популярностью пользуется «Монолог женщины» Роберта Рождественского в исполнении Фрейндлих. Это прочтение настолько популярное, что вводит современных слушателей в заблуждение – многие всерьез считают актрису автором этих строчек.
Творческие успехи актрисы принесли ей не только народное, но и официальное признание. Алиса Бруновна получила пять почетных Орденов за вклад в искусство и более 15 престижных государственных премий, не считая многочисленных наград различных кино- и театральных фестивалей и конкурсов.
Личная жизнь Алисы Фрейндлих
Судьба сводила актрису только с одаренными талантливыми мужчинами, и трое из них были мужьями Алисы Фрейндлих. В первый раз Алиса Бруновна вышла замуж, когда была студенткой театрального вуза за учившегося вместе с ней Владимира Карасева. Они расписались на третьем курсе и поселились в квартире, где жила Алиса со своей мамой. Однако студенческий брак оказался коротким – когда Фрейндлих и Карасев защищали дипломы, они уже не были мужем и женой.
На фото: Алиса Фрейндлих и Владимир Карасев
В это время в сердце молодой актрисы уже поселилось новое чувство – к режиссеру Игорю Владимирову.
Лично с Владимировым она познакомилась, когда он пришел в театр Комиссаржевской ставить пьесу «Время любить», и сразу была покорена. Именно Владимиров, рассмотревший в молодой актрисе незаурядный талант, настоял на том, чтобы она перешла в театр им. Ленсовета, где он был главным режиссером.
На фото: Игорь Владимиров
Игорь Петрович не только смог разглядеть во Фрейндлих настоящий талант, но и помог полностью раскрыть его. Он ставил спектакли под Алису Бруновну, в основном это были мелодрамы, больше всего подчеркивавшие индивидуальность актрисы. Игорь Петрович многому научил Фрейндлих в профессии и помог добиться настоящего признания в театре. Их творческий союз со временем перерос в служебный роман, круто изменивший личную жизнь Алисы Фрейндлих.
Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров в фильме «Старомодная комедия»
Владимиров, который в то время был женат на актрисе Зинаиде Шарко, был на шестнадцать лет старше, но все это не стало препятствием для того, чтобы они с Фрейндлих стали мужем и женой. Годы работы в Ленкоме были пиком карьеры актрисы – она стала примой театра и была задействована практически во всех его постановках.
Личный и творческий союз с Игорем Владимировым продлился почти двадцать лет, за это время родился первый и единственный из детей Алисы Фрейндлих – дочь Варвара.
Поскольку родители днями и ночами пропадали в театре, воспитанием Вари, в основном, занималась няня. В те годы личная жизнь Алисы Бруновны была идеальной – супруг ее обожал не только как женщину, но и как актрису, у них были общие интересы и увлечения, но со временем в отношениях начали появляться проблемы, в семье все чаще вспыхивали скандалы. Некоторые считали, что Владимиров начал ревновать жену к ее успеху, а его все чаще стали называть просто мужем Фрейндлих.
С дочерью Варварой
Существовали и другие мнения по поводу краха их счастливого некогда брака – это измены Игоря Петровича и его пристрастие к алкоголю, о чем говорила сама Алиса Бруновна. Так или иначе, после двух десятков лет супружества пара распалась. Владимиров, уходя из семьи, оставил жене и дочери квартиру, а сам первое время жил в гостинице. После развода некоторое время Алиса Фрейндлих еще работала в театре своего супруга, а потом перешла в БДТ.
На фото: Алиса Фрейндлих и Юрий Соловей
Незадолго до этих нерадостных перемен в личной жизни актриса познакомилась с актером и художником-самоучкой Юрием Соловьем, с которым позже у нее завязался роман, и уже через год он стал ее третьим супругом. Юрий был на пятнадцать лет моложе Фрейндлих, но это актрису не остановило, как и то, что ее дочь Варвара была категорически против этого замужества матери. Только повзрослев, Варвара Игоревна пожалела о своем поведении, признаваясь, что только радовалась, наблюдая, как портятся отношения матери с отчимом.
Их совместная жизнь продлилась около десяти лет, но не принесла актрисе большого счастья. Скандалы в семье были не редкостью – Юрий не мог реализовать свои таланты, а на фоне успешности жены это выглядело еще более удручающе, угнетало Соловья, и, в конце концов, Алиса Бруновна подала на развод.
По словам актрисы, с Юрием она чувствовала себя очень счастливой, но он как никто из ее предыдущих супругов ревновал ее к успеху и профессиональной славе. Когда он предложил ей уехать с ним в Германию, Алиса Фрейндлих отказалась, и это также стало одной из причин расставания.
После развода Фрейндлих сохранила с Юрием нормальные отношения, продолжала с ним общаться, несколько раз приезжала на его выставки в Германию
Этот брак стал последним, и после развода актриса больше не пыталась устраивать свое личное счастье, полностью посвятив себя работе, хотя никогда не была обделена мужским вниманием. В одном из интервью, обладающая великолепным чувством юмора актриса сказала, что брак, а, тем более, романтические отношения в ее возрасте выглядят более чем смешно
Семья
Малой родиной матери Алисы, Ксении Федоровны Федоровой, был Псков. В юности девушка играла в любительских спектаклях. В Ленинграде она поступила на курсы при Театре рабочей молодежи, где встретила актера Бруно Фрейндлиха, рожденного в семье немцев, предки которых поселились в России в 18-м столетии. Все мужчины из этого рода были стеклодувами. До переезда они жили в Мекленбурге-Шверине.
Родители Алисы Фрейндлих
Дед Алисы хотел заниматься семейным делом, но у него ничего не получилось. Артур Фрейндлих работал в магазине, обеспечивающем Императорский Двор обувью. Затем мужчина собрал денег на покупку оборудования и в съемном помещении, расположенном рядом с Мойкой, планировал самостоятельно заниматься продажей изящной обуви. В год Октябрьской революции его не стало.
Будущая актриса родилась 8 декабря 1934 года в городе Ленинград. Окна комнаты ее родителей выходили на Исаакиевскую площадь. Мать собиралась назвать дочь Наташей, но по убедительной просьбе бабушки и отца девочка стала Алисой. В свидетельстве о рождении малышку по национальности записали русской. На этом настояла Ксения Федоровна.
Алиса Фрейндлих в детстве
Алиса выросла в коммунальной квартире в доме, расположенном недалеко от знаменитого Медного всадника и Исаакиевского собора. Творческая биография артистичной девочки началась довольно рано. Побывав на дипломных спектаклях родственников по материнской линии, она наизусть пела оперные партии, а дома в маминых платьях перед зеркалом втайне от родителей Алиса Фрейндлих разыгрывала целые спектакли.
Алиса Фрейндлих в детстве
Перед войной Ксения и Бруно развелись. Отец девочки со своим театром в то время гастролировал в Ташкенте. Позже началось выселение немецкого населения из крупных городов Советского Союза. Семья Алисы Фрейндлих в то время состояла из мамы, бабушки, тети, ее двоюродных сестер и братьев, которые были вынуждены покинуть Ленинград. Дядю Алисы и его жену арестовали. Они погибли в застенках НКВД.
Биография Алисы Фрейндлих
Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 г. в Ленинграде. Ее отец, Бруно Фрейндлих, был выходцем из потомственной семьи стеклодувов. Однако он не смог овладеть данной профессией, поскольку имел слабые легкие. Вместо этого он решил стать актером.
Мать Алисы, Ксения Федоровна, также была творческой личностью. В юные годы она активно участвовала в разных районных концертах.
Позже она начала посещать драматические курсы в Ленинграде, на которых познакомилась со своим будущим супругом.
Детство и юность
Семья Фрейндлих проживала в доме на Исаакиевской площади, в котором позже родилась Алиса. Еще в раннем детстве у девочки наблюдались разные творческие наклонности.
Алиса Фрейндлих в детстве и в молодости
Поскольку она росла в семье артистов, ее часто брали в театр. Алисе настолько нравилась сцена и окружающая ее обстановка, что, даже придя домой, она продолжала «играть в театр».
Для этого она надевала на себя платья матери, стараясь перевоплотиться в ту или иную героиню.
Незадолго до начала Второй мировой войны ее родители расстались. По обоюдному согласию девочка осталась жить вместе с мамой. Позже некоторые родственники Алисы Фрейндлих по отцу подверглись арестам и репрессиям.
В 1941 г., накануне блокады Ленинграда, Алиса Фрейндлих пошла в 1-й класс. В своих интервью она неоднократно рассказывала о тех событиях, которые ей пришлось пережить в детские годы.
Однажды Алиса Бруновна призналась, что выжила в блокаде лишь благодаря усилиям бабушки, которая рационально распределяла запасы продовольствия.
После войны Алиса с мамой переехала в Эстонию. Однако через три года они вернулась обратно в Ленинград, где жил родной отец Алисы, но уже с новой супругой.
Интересен факт, что мама никогда не запрещала Алисе видеться с отцом, и даже наоборот, всячески поощряла ее. Однако вторая жена Бруно Фрейндлиха запретила ему общаться с родной дочкой, поэтому они практически не виделись.
Учась в школе, Алиса посещала театральный кружок. С каждым днем она все больше и отчетливее понимала, что ее будущее будет в театре, и раскрыть свой творческий потенциал она сможет только в качестве артистки.
После школы Алиса Фрейндлих успешно поступила в Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского (см. интересные факты об Островском). Это стало определяющим событием в ее биографии.