Смоктуновский называл бортника гением, а высоцкий посвящал ему свои песни

Карьера

Впрочем, с намеченного пути Иван не сошел. Хотел стать артистом — и стал им, поступив в 1957 году в ГИТИС на актерский факультет. Однако вскоре перешел учиться на курс Владимира Этуша, в Московское театральное училище имени Щукина. В 1961 году Бортник уже держал в руках диплом. Сразу несколько театров были готовы принять начинающего актера, но сам он выбрал Московский драматический театр имени Гоголя. Как потом вспоминал Иван Сергеевич, там он «переиграл всех дегенератов». Уж очень любил режиссер ставить спектакли про бандитов и хулиганов. А у актера, как назло, хорошо получалось изображать их на сцене. В 1967 году, спустя шесть лет, устав от однообразия ролей, актер перешел к Юрию Любимову в Театр на Таганке.

Многие однокурсники Ивана служили именно здесь, в Театре на Таганке. Атмосфера располагала к творчеству. Сам актер к тому времени снялся лишь в одной картине -«Исповедь» (1962 г.). А потом — восемь лет простоя… актеру предлагали роли, но все они казались актеру неинтересными, пустыми, банальными.


В Театре на Таганке Бортник познакомился с Владимиром Высоцким. Сначала они присматривались друг к другу, затем подолгу беседовали, оставаясь после репетиций. А позже поняли: их характеры совпадают, да и взгляды на жизнь тоже. Время от времени вместе выпивали, потом зашивались, пытаясь справиться с пагубным пристрастием. Тоже вместе.


Роли второго плана стали своеобразным клеймом для актера Бортника. Он мог больше, но режиссеры видели в нем исполнителя эпизодов — ярких, запоминающихся. Свою первую главную роль Иван Сергеевич получил лишь в 1986 году, сыграв в картине «Я -вожатый форпоста».


В театре везло больше: и центральные роли были, и второстепенные. Бортник искренне любил и те, и другие. Однажды ему предложили заменить Высоцкого в роли Гамлета. Какой актер откажется от такого предложения? Иван Сергеевич отказался. Дружба для него была превыше всего. Высоцкий, ценя такое отношение, написал много стихов, посвященных своему товарищу. Например: «Я же Ваню оттенял, / Как же Ваня без меня?» или «А в общем, Ваня, мы с тобой в Париже / Нужны, как в русской бане пассатижи».

Бортник Иван Сергеевич: личная жизнь

Первой любовью Бортника была Инна Гулая, которая также служила Мельпомене. Возлюбленная не стала его супругой. Это был безумный юношеский роман.

В результате Гулая вышла замуж за гениального литератора Геннадия Шпаликова.

После его гибели она так же покончила жизнь самоубийством, как и супруг.

А в конце 60-х он встретил новую любовь. Супруга актера окончила одно из театральных училищ, и в этих стенах заведует кафедрой, преподавая звукорежиссуру. Она стала тем человеком, который смог терпеть несносный характер мужа. Она умела прощать его запои и обиды.

Еще давно Владимир Высоцкий говорил ему, что жене Бортника давно пора поставить памятник за то, что она с ним живет. Они и сегодня вместе.

В 1969-м у семейства Бортников родился сын Федор. Он стал инженером и трудился в должности «художник по свету».

Кончина барда

Когда в 80-м скончался Владимир Высоцкий, Бортник готовился к очередному спектаклю. Тогда ему и сообщили, что одного из его лучших друзей не стало. Он был потрясен и, по его воспоминаниям, не помнил, как он доиграл вообще спектакль.

После похорон на протяжении длительного времени он не мог общаться ни с кем. Также он отказывал журналистам в интервью. Тема Высоцкого была для него чересчур болезненной. Лишь относительно недавно Бортник решился на публикацию писем Высоцкого, которые были адресованы ему.

Кончина друга совпала с утверждением Ивана на роль в михалковской картине «Родня». Он тогда отказался, так как был полностью раздавлен горем. Он даже написал соответствующее письмо Никите Михалкову. Однако супруга настояла, чтобы Иван начал сниматься. В результате роль Бортника стала одной из самых лучших.

Биография

Иван Бортник – советский и российский актер театра и кино, ведущий артист Театра на Таганке, получивший всероссийское признание после появления в эпизодической роли в культовом сериале «Место встречи изменить нельзя» режиссера Станислава Говорухина.

16 апреля 1939 года в интеллигентной московской семье родился сын Иван, будущий актер. Мать работала в Институте мировой литературы, защитила докторскую диссертацию по филологии. Отец был заместителем главного редактора Государственного литературного издательства. Ничего удивительного в том, что сыну Ивану точные науки в школе давались тяжело, зато по русскому языку и литературе всегда были пятерки. К тому же родители в первых классах определили сына в музыкальную школу, где Иван занимался по классу виолончели.

Актер Иван Бортник

Театром мальчик увлекся еще в детстве, поэтому выбор профессии не был неожиданностью для родителей. Так как детские годы Ивана прошли во дворе, дворовые законы и были его главным воспитателем. Многие дворовые обитатели успели пройти через «зону», а один раз взяли «на дело» и будущего актера. Ваня стоял «на шухере», пока парни грабили ларек: это было в первый и последний раз в биографии Ивана Бортника.

Удивительно, но дворовая жизнь не мешала парню читать и писать стихи, ходить в городской дом пионеров, а после в самодеятельную киностудию. В 1957 году юноша поступил в ГИТИС, однако передумал и решил учиться в Щукинском театральном училище. Иван Бортник поступил на курс Владимира Этуша и успешно окончил вуз в 1961 году.

Владимир Высоцкий и Иван Бортник

Театральная карьера артиста связана с Театром на Таганке, хотя туда Иван Бортник попал не сразу. Сначала актер служил в театре им. Н. Гоголя, но из-за разногласий с художественным руководителем ушел к Юрию Любимову, с которым был знаком со времени студенчества.

На Таганке Иван Бортник стала ведущим артистом, хотя часто проявлял свой непокорный нрав. Но коллегам и друзьям по театру артист никогда не переходил дорогу. Случилось это с ролью Гамлета, с которой Юрий Любимов решил снять Владимира Высоцкого и отдать другому актеру. Иван Бортник отказался от предложения. Когда в начале 80-х годов в театре появился новый руководитель Анатолий Эфрос, то Иннокентий Смоктуновский представил Ивана Бортника режиссеру как единственного гениального актера труппы.

Где похоронили Ивана Бортника

Прощание с Иваном Бортником состоялось под песни Владимира Высоцкого в родном Театре на Таганке, где больше полувека проработал актёр. Проводить Ивана Бортника пришло более 200 человек – родные и близкие, друзья и приятели, коллеги и поклонники талантливого и самобытного актёра.

Первоначально планировались похороны Ивана Бортника на Котляковском кладбище, где похоронены его родители. Но из-за отсутствия достаточного места для ещё одного захоронения, могила Ивана Бортника разместилась на Троекуровском кладбище.

День смерти Ивана Бортника – это лишь физический уход из жизни известного актёра. По-настоящему талантливый, интересный, не похожий на других актёр Иван Бортник навсегда останется в памяти и сердцах своих поклонников.

БОРТНИКИванСергеевич

Иван Сергеевич Бортник – советский и российский актёр театра и кино, ведущий артист Театра на Таганке. Известность пришла к нему после съемок в фильме “Место встречи изменить нельзя” режиссера Станислава Говорухина.


Иван Сергеевич Бортник

Родился Иван 16 апреля 1939 года в Москве. Его отец был заместителем главного редактора Государственного литературного издательства, а мать – работала в институте мировой литературы, доктор филологических наук. Родители Бортникова славились своей интеллигентностью, и всячески поддерживали идеи сына, потому вскоре он стал ходить в музыкальную школу, где занимался по классу виолончели.

Будучи дворовым мальчишкой, Иван всё же интересовался литературой, порой даже писал собственные стихи, а также увлекался театром еще с детства. Он любил посещать городской дом пионеров на Кировской, а позже и киностудию при Парке Горького.

Изначально Бортников вступил в театральный институт, но позже передумал и стал обучаться в театральном училище. Окончил обучения в 1961 году.

Иван вскоре был принят в московский драматический театр имени Гоголя, но из-за разногласий с художественным руководителем ушел в труппу к приятелю, с которым познакомился во время учёбы в училище — Юрию Любимову. Он стал работать в Театре на Таганке, где подружился с Владимиром Высоцким. Тот, однажды, очень хотел, чтобы Бортников играл в фильме “Место встречи изменить нельзя” именно Шарапова, но в то время это было невозможно совершить, потому на роль поставили другого актера. Также Высоцкий посвятил песню Ивану “Письмо к другу».

Первая роль была в фильме Всеволода Воронина “Исповедь”, которая ему не понравилась, ибо на экране сам Бортник выглядел, по его словам, как страдалец. После этого Иван взял перерыв на 8 лет в кинокарьере и уже появился в фильме “Впереди день” 1970-го года. После роли в “Иван да Марья” Бортникова стали приглашать на съемки в кино, конечно, по большей мере предлагая роли второго плана. Сыграл Шуру Бегункова в фильме «Чужие письма», кладовщика ресторана в киноромане «Сентиментальный роман», Бориса Крохина в драме «Вторая попытка Виктора Крохина», рядового Кройкова в мелодраме «Объяснение в любви». Партнерами актера становились Елена Проклова, Елена Коренева, Станислав Любшин, Людмила Гурченко, Николай Рыбников, Юрий Богатырев.


Иван Бортник

Свою первую главную роль Бортник получил в фильме под названием “ Я — вожатый форпоста” в 1986 году, снятый по произведениям Н. Огнёва “Дневник Кости Рябцева» и “Исход Никпетожа”. Год спустя он также снялся в значимой картине “Зеркало для героя” режиссера Владимира Хотиненко, где сыграл горного инженера Андрея. Затем последовали съемки в главной роли в детективе «Убийство на Ждановской», где Иван Бортник примерил образ следователя. Во второй половине 90-х годов на экране Бортник появлялся редко, но работы актера, зачастую эпизодические, не остались незамеченными. Это роль крестного в драме «Мусульманин», роль Гитлера в комедии «Мама, не горюй!», образ доктора Кожина в драме «Затворник».

В 2000-м году Ивану Бортнику было присвоено звание Народного артиста России. Среди работ начала 2000-х годов сам артист выделяет съемки в “Антикиллере” и “По ту сторону волков”. Свою лепту актер внес и в сериал “Демон полдня”, посвященный теме роковой любви. Снявшись в 2006 году в трех проектах, в том числе и в сериале “Сонька Золотая Ручка”, Иван Бортник завершил список фильмографии работами в исторических фильмах “Око за око” и “Жила-была одна баба”.

Последний фильм в котором он снялся — “Глубина” 2015 года, где исполнил роль бармена.

Его первой любовью была актриса Инна Гулая. После разрыва отношений у Инны случались срывы – актриса могла позвонить под утро и попросить Бортника приехать. Девушке казалось, что близкие хотят ее отравить или зарезать. Актер считает, что не востребованность в профессии сломала Инну. В итоге артистка покончила жизнь самоубийством.

Вторая большая любовь актера – выпускница театрально-художественного училища Татьяна. К актерской профессии, супруга Бортника отношения не имеет – преподает в родном училище. Татьяна стала единственной женой актера, терпела взрывной характер и капризы Ивана, прощала обиды и конфликты, запои мужа.

В 1969 году у них родился сын Федор. По отцовским стопам он не пошёл — выучился на инженера, а сейчас работает художником по свету.

Последние дни и смерть

К сожалению, великий актер скончался 4 января 2021 года, причиной смерти стал тромб. Об этом сообщил его друг — Владислав Маленко на своей странице в Facebook. Прощание состоялось 8 января в московском Театре на Таганке. Иван Бортник похоронен на Котляровском кладбище.

Биография Ивана Бортника

Иван Бортник родился 16 апреля 1939 года в Москве.

Отец — Сергей Бортник, заместитель главного редактора Гослитиздата.

Мать — доктор филологических наук.

По словам актера, в детстве водился со шпаной. «Как сейчас помню: Володя Мужик — в длинном пальто черном, в прохорях, всегда с пистолетом. Периодически появлялся: его то сажали, то выпускали. Толик Фиксатый, Алик Козел, Севка Рыжий — все отсидели. Ну и я потихонечку в их компанию вливался», — вспоминал он. Как-то даже участвовал в ограблении ларька, стоял «на атасе». Правда, заявлял он, это был единственный раз.

С детства любил стихи. Занимался в Московском городском доме пионеров на Кировской. Далее посещал самодеятельную киностудию при Парке Горького, где и определился с выбором будущей профессии.

В 1957 году поступил в ГИТИС на актёрский факультет. Однако позднее перевелся в в Московское театральное училище имени Б.В. Щукина на курс В.А. Этуша.

В 1961 году закончил училище и был принят в Московский драматический театр им. Н.В. Гоголя.

С 1967 года — актёр Театра на Таганке, участвовал в спектаклях «Пугачёв», «Мать», «На дне», «Живой», «Деревянные кони», «Борис Годунов», «Владимир Высоцкий».

В Театре на Таганке подружился с Владимиром Высоцким. Известно, что именно Ивану Бортнику Высоцкий посвятил свою знаменитую песню «Письмо другу» («Ах, милый Ваня, я гуляю по Парижу…»). «На чем сошлись? Не знаю, наверное, детство одно — послевоенное, любовь к поэзии. А потом, видимо, характер у нас схожий», — отмечал актер.

Личность Владимира Семёновича Высоцкого по-прежнему занимает в жизни Ивана Бортника важное место: он часто выступает на различных вечерах, посвящённых выдающемуся певцу и актёру, читает его письма

Фильмы

В кино Иван дебютировал в 1962 году, это была роль художника Василия в драме «Исповедь». Герой Бортника – студент духовной семинарии, разочаровавшийся в религии и оставивший церковь. Актер не понравился себе в этой роли, потому что на экране он выглядел страдальцем. После этого в кинокарьере случился 8-летний перерыв. Следующей работой Ивана Бортника стали съемки в драме «Впереди день».


Иван Бортник в фильме «Место встречи изменить нельзя»

Затем артист появился на экране в сказке «Иван да Марья», снятой в 1974 году. Актер сыграл солдата Ивана. После этой роли режиссеры чаще начали приглашать Бортника в кино, предлагали преимущественно роли второго плана. Иван Бортник сыграл Шуру Бегункова в фильме «Чужие письма», кладовщика ресторана в киноромане «Сентиментальный роман», Бориса Крохина в драме «Вторая попытка Виктора Крохина», рядового Кройкова в мелодраме «Объяснение в любви». Партнерами актера становились Елена Проклова, Елена Коренева, Станислав Любшин, Людмила Гурченко, Николай Рыбников, Юрий Богатырев.

Всенародная известность пришла после выхода многосерийного фильма «Место встречи изменить нельзя», в котором артист блистательно сыграл бандита по кличке Промокашка. Владимир Высоцкий, с которым дружил Бортник, хотел, чтобы тот сыграл Шарапова, но режиссер Станислав Говорухин предложил актеру Промокашку. В сценарии это была небольшая роль без слов – Иван Бортник придумал текст самостоятельно. Его еще долго называли «Промокашкой». Иван Бортник признается, что уже давно не смотрит этот фильм – устал от сравнений с телевизионным героем.


Иван Бортник в фильме «Поживем – увидим»

Далее последовал ряд запоминающихся ролей – инвалида войны Ивана Никанорыча в военной драме «Старшина», Вовчика — бывшего мужа Марии (Нонна Мордюкова) — в трагикомедии «Родня», пациента госпиталя в военной драме «Привет с фронта», бригадира Ивана Кузьмича в комедии «Поживем – увидим».

Свою первую главную роль актер получил только в 1986 году в экранизации «Я – вожатый форпоста». Сюжет картины был построен на основе воспоминаний о юности вышедшего на пенсию педагога Николая Гудкова. Роль учителя в молодости исполнил Василий Мищенко, а во взрослом возрасте – Павел Кадочников. Ивану Бортнику досталась роль принципиального партийного работника.


Иван Бортник в фильме «Затворник»

Через год последовала следующая значимая работа. Борник сыграл горного инженера Андрея в картине «Зеркало для героя» режиссера Владимира Хотиненко. В 1990 году с участием актера вышли социальная драма «Мир в другом измерении» о детях, живущих в интернатах, и детектив «Смерть в кино». В обоих фильмах артист предстал в главных ролях.

Затем последовали съемки в главной роли в детективе «Убийство на Ждановской», где Иван Бортник примерил образ следователя. Во второй половине 90-х годов на экране Бортник появлялся редко, но работы актера, зачастую эпизодические, не остались незамеченными. Это роль крестного в драме «Мусульманин», роль Гитлера в комедии «Мама, не горюй!», образ доктора Кожина в драме «Затворник».


Иван Бортник в сериале «Сонька Золотая Ручка»

В 2000 году Ивану Бортнику было присвоено звание Народного артиста России.

Среди работ начала 2000-х годов сам артист выделяет съемки в «Антикиллере» и «По ту сторону волков». Свою лепту актер внес и в сериал «Демон полдня», посвященный теме роковой любви. В фильме, помимо Ивана Бортника, сыграли Лариса Малеванная, Елизавета Боярская, Сергей Чонишвили. Снявшись в 2006 году в трех проектах, в том числе и в сериале «Сонька Золотая Ручка», Иван Борник завершил список фильмографии работами в исторических фильмах «Око за око» и «Жила-была одна баба».

Последние годы и уход актёра

Ближе к преклонному возрасту Иван Сергеевич отошел от работы в театре и кино. Он мог иногда дать интервью или принять участие в записи памятной передачи.

Артист был склон к алкоголизму, часто уходил в запои. Из-за этого обострялись хронические болезни.

В январе прошлого года Иван Бортник ушел из жизни, оторвался тромб.

Последние годы Бортник прожил в нищете и забвении. Были проблемы со зрением, да и тяжелые удары судьбы, в виде смерти любимой и лучшего друга Высоцкого, наложили тяжелый отпечаток на всю дальнейшую судьбу Ивана Сергеевича.

Скромный и гордый от природы актер не хотел ни у кого просить помощи и жил тихо, незаметно, заливая горе спиртным. Ему было очень горько от того, что совсем немногие зрители оценили по достоинству его работы в кино. Большинство связывало артиста лишь с ролью бандитской «шестёрки».

Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.

«Место встречи изменить нельзя»

Роль члена банды «Чёрная кошка» Промокашки в легендарном советском сериале не изобиловала словами. Можно сказать, что их там не было совсем. Все реплики, которые произносит с экрана Иван Бортник, он придумал сам. Как говорил позже Станислав Говорухин, Иван по сути сам создал эту яркую роль, превращая сцены со своим участием в бенефис, и главное было — не мешать ему.

Бортник импровизировал, сверкал и искрился. Он настолько вошел в роль, что его Промокашка даже плюнул в лицо Глебу Жеглову, немало удивив этим всю съемочную группу. Актёр с помощью жаргона, жестов и мимики так хорошо изобразил блатного, что консультант фильма, замминистра МВД СССР Константин Никитин настоял на том, чтобы самые яркие реплики при монтаже вырезали, иначе такие Промокашки появились бы в каждом советском дворе.

Но некоторые важные сцены, такие как арест героя, в фильме остались, правда, бортниковского бандита в ней постарались «приглушить». Многие слова звучат как бы на заднем плане, а если хорошенько вслушаться, то можно расслышать, например, фразу «Володя, открой, открой же, волк позорный! Я тебе кадык выгрызу».

Семья и личная жизнь актера

Иван Бортник считает себя счастливым человеком, потому что ему пришлось познать в жизни большую любовь. Даже две. Его избранницей стала Инна Гулая, коллега по актерскому цеху. Эта любовь была настолько большой, что граничила с безумием. Они были страстно влюблены, но счастья в семейной жизни не получилось. У молодых людей были одинаковые темпераменты и сильные характеры, никто не хотел уступить, и ужиться вдвоем не получилось. Детей у пары не было.

После того, как они расстались, Инна постоянно находилась на грани срыва. Она бесконечно звонила Ивану по ночам, ее мучили какие-то непонятные страхи и видения. Женщина боялась даже своих близких, всем говорила, что ее или зарежут или отравят. Бортник понимал, что Инна мучается из-за невостребованности в профессиональном плане, и что такое положение дел может ее сломать. Так и случилось, однажды Инну нашли мертвой, она наелась таблеток.

Личная жизнь Ивана Бортника изменилась, когда он встретил Татьяну. Она училась в театрально-художественном училище, но актрисой не была. Женщина стала преподавателем в том же училище, которое закончила сама. На долю Татьяны выпало многое. Она уже давно смирилась с тяжелым характером мужа, научилась не обращать внимания на его капризы, предотвращала конфликты, и даже прощала запои любимого.

Супруги уже давно вместе, они справились со всеми проблемами, возникающими на жизненном пути. В 1969-м в семье родился единственный сын Федор. Он не стал творческим человеком, выучился на инженера и нашел себе работу художника по свету.

Личная жизнь

У Ивана Сергеевича был роман с актрисой Инной Гулая. Это была не просто любовь, а практически зависимость друг от друга. Ужиться вместе темпераментные молодые люди не могли, но и порознь им было тяжело.

После расставания Инна начала спиваться с новым супругом Геннадием Шпаликовым. В конце концов она решила уйти из жизни. Бортник, который до последнего приезжал по каждому звонку актрисы, очень сожалел о ее гибели и говорил, что всему виной творческая невостребованность.

Но истинная любовь и единственный брак актера случились с художницей Татьяной. Именно с ней Иван Сергеевич прожил всю жизнь. В этой семье появился сын Фёдор.

Биография артиста

Иван Сергеевич родился в замечательной московской семье интеллигентов – его мама была филологом, доктором наук, сотрудником Института мировой литературы, а Сергей Бортник, отец будущего актера – замглавредом в Гослитиздате.

Начало творческой биографии Ивана Бортника пришлось на школьные годы — свои актерские способности он реализовывал в доме пионеров, а потом записался в самодеятельную киностудию, существовавшую при парке им. Горького.

На фото: Иван Бортник в молодости

Увлечение театром, возможно, спасло его от дурного влияния улицы – среди друзей Ивана в детстве было немало хулиганов, и один раз он даже поучаствовал в ограблении ларька. Многие из той компании отсидели в тюрьме, к счастью, Бортнику удалось избежать той же участи.

Впервые перед публикой Иван Бортник выступил в шестилетнем возрасте, прочитав стихи на работе у Бортника-старшего во время новогоднего утренника. Иван и сам рано начал писать стихи – родители привили ему любовь к чтению и литературе.

После окончания школы вопрос с выбором профессии перед Иваном не стоял – он пошел поступать в ГИТИС и успешно сдал все вступительные экзамены. Позже Бортник перешел в Театральное училище им. Щукина после окончания которого получил приглашения от шести театров, но стал актером театра им. Гоголя.

На фото: в фильме «Исповедь»

Свою судьбу с кино Иван Бортник связал, став уже дипломированным актером, а его первой кинематографической работой стала роль в картине «Исповедь». Шесть лет Иван Сергеевич выходил на сцену театра им. Гоголя, в котором сыграл немало главных ролей, а потом перешел в Театр на Таганке, с которым биография Ивана Бортника была связана до последних дней жизни.

Знаковые роли

А ведь артист Иван Бортник снялся во множестве картин, причем некоторые роли были главными.

На его счету много военных образов в таких фильмах как «Старшина», «Привет с фронта». Истинный комедийный талант актера проявился в работе над фильмами «Родня», «Мама, не горюй!», «Поживём – увидим».

Образы. главных героев Ивану Сергеевичу удалось воплотить в «Зеркале для героя», «Я – вожатый форпоста», «Мир в другом измерении», «Смерть в кино». Примерил на себя актер и образы следователя («Убийство на Ждановской») и криминального авторитета («Антикиллер», «Сонька Золотая Ручка», «По ту сторону волков»).

Сам Бортник в редких интервью объяснял свои частые эпизоды в кино неуживчивым и колючим характером.

«Я ж по матери Горячкин. А прапрадед у меня Лютый. Значит я Горячкин и Лютый. Мне мать говорила, что у меня врагов нет, потому что я сам себе враг».

А коллеги говорили, что гениальность Бортника могла затмить любого артиста, поэтому и роли ему боялись давать главные, чтобы не заслонил остальных своим талантом.

Артист не затерялся с наступлением нового времени. Его все так же приглашали сниматься. С начала двухтысячных Иван Бортник имел звание Народного артиста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector