В браке с гением: изменял ли гайдай нине гребешковой?

Самое яркое из детских воспоминаний

Наверняка каждый скажет, что лучшей, вернее самой популярной и любимой из комедий Гайдая, является «Кавказская пленница». Дочь Гайдая Оксана (фото смотрите здесь же) отправилась в Алушту вместе со своими родителями. Кстати, в картине одну из женщин-врачей, приехавших за Шуриком, играет Нина Гребешкова. Несмотря на то что отец был не против участия дочери в своих картинах, девочка к этому совсем не стремилась. И Леониду Иовичу, который видел в ней потенциал актрисы, порой приходилось ее уговаривать сняться в каком-нибудь эпизоде. Единственный фильм, в котором приняла участие их все семейство, была картина «В пути». Оксана сыграла роль трехлетнего мальчишки. Естественно, ее тогда никто и не спрашивал о согласии. Но в дальнейшем, когда отец предлагал продолжить образования во ВГИКе или «Щуке», девушка твердо заявила ему, что не желает быть актрисой и сидя у телефона ждать звонка какого-то режиссера, предлагающего ей сняться в своем фильме. Ей нужна была серьезная и стабильная работа, и она решила идти по своему собственному пути.

Начало кинокарьеры

50-е годы были для Гребешковой насыщенными событиями и съемками. Она снялась в комедийной короткометражке Ханана Шмайна «Сеанс гипноза» (1953) вместе с легендарными Алексеем Грибовым, Сергеем Мартинсоном и Михаилом Яншиным. Затем она была приглашена в семейную картину Николая Лебедева «Честь товарища» (1953) на роль Гали Богачевой.

Нина Гребешкова в фильме «Честь товарища»

С Сергеем Ромодановым и Мариной Ладыниной снялась в фильме Ивана Пырьева «Испытание верности» (1954). Одна из главных ролей комсомолки Раи досталась ей в комедийной картине Александра Медведкина «Беспокойная весна» (1956) о первых покорителях целинных земель в Казахстане.

Нина Гребешкова в фильме «Испытание верности»

В 1958 году в драме Ефима Арона «Ботагоз» о судьбе казахской девушки-революционерки Гребешкова сыграла комсомолку Лизу, а в сказке Анатолия Дудорова «Звездный мальчик» она появилась в роли младшей дочери Дровосека. В драматичном фильме Льва Голуба о партизанской дочери «Девочка ищет отца» (1959) Гребешкова появилась как внучка Прасковьи, а в экранизации Анатолия Бобровского «Муму» (1959) сыграла одну из главных ролей – Татьяну.

Нина Гребешкова в фильме «Муму»

В 60-х актриса стала браться за более разноплановые роли. Нина снялась вместе с Виталием Дорониным в совместном советско-французском проекте «Нормандия-Неман» (1960) — военной драме, рассказывающей о легендарной эскадрилье, пилоты которой воевали во Вторую Мировую войну на стороне СССР. Также Гребешкова снялась в телевизионной драме Льва Рудника «Жизнь сначала» (1961) в роли Кати, а в комедийном фильме «Чужой бумажник» Глеба Комаровского сыграла пионервожатую.

Нина Гребешкова в фильме «Остров Ольховый»

Спустя год в драматичной картине Татьяны Березанцевой «Остров Ольховый», где главные роли исполнили Николай Крючков и Лидия Смирнова, актрисе достался образ Елены. Фильмы о геологах были очень популярными в то время, поэтому Гребешкову стали узнавать на улицах и просить автографы. В это же время она также появилась в небольших ролях известных картинах «Сказка о потерянном времени» (1964), «Слепая птица» (1963) и «Приключения Толи Клюквина» (1964).

Личная жизнь Нины Гребешковой

С Гайдаем, человеком, с которым Нина провела всю свою жизнь, она познакомилась во ВГИКе. В то время, познав вкус первой кинематографической славы, Нина вообще не думала о замужестве. На первом курсе за ней пытались ухаживать студенты, в числе которых был четверокурсник Владимир Иванов, прославившийся созданием образа Олега Кошевого в «Молодой гвардии» Сергея Герасимова. Неравнодушен к ней был и бравый летчик, о котором староста курса Леонид Гайдай заявлял во всеуслышание: «Гребешкова, к тебе хахаль пришел!»

Нина Гребешкова в молодые годы

Гайдай был худощавым фронтовиком на 8 лет старше Нины. Актриса рассказывала в одном из интервью, что их любовь с Леонидом зародилась не сразу. Поначалу она стеснялась этого ироничного и многое пережившего студента и боялась “при нем ляпнуть глупость”. Воспитанная в твердых моральных принципах, она даже никогда не целовалась, помня, что “лучше умереть, чем давать поцелуи без любви”.

Тем не менее, ляпов и комичных ситуаций хватало: С этого момента девушка, по ее словам, “кожей ощущала”, как Гайдай заходит на репетиции, даже если не видела, кто именно вошел в аудиторию. Однажды Леонид, узнав, что Нину никто не встречает после поздней репетиции, вызвался проводить ее до дома, так больше и не уступая эту миссию никому. Прощаясь, он целомудренно чмокал студентку в щеку, но однажды внезапно для Нины заявил: «Что это мы с тобой все ходим да ходим. Давай поженимся». Она тогда пошутила о разнице в их росте, мол, смотреться не будут – он высокий, она маленькая. Однако Леонид был настроен всерьез.

Нина Гребешкова и Леонид Гайдай в молодости

Когда мама Нины узнала, кого ее дочь выбрала себе в мужья, вздохнула, мол, что же ты из всех ребят самого больного выбрала. Но через некоторое время после скромной свадьбы, которую влюбленные сыграли в 1953 году, теща и зять стали практически родными — мама Гребешковой даже взяла на себя обязанность варить ему, язвеннику, овсяный кисель. Зная тесноту квартиры, в которой вместе с родителями и двумя братьями Нины стали жить молодожены, иногда домочадцы очень деликатно уходили из дома, предупреждая, что придут поздно, поскольку будут играть в карты с друзьями. Спустя несколько лет после свадьбы у них появилась собственная трехкомнатная квартира.

Нина Гребешкова с дочкой

В 1957 году у Гребешковой и Гайдая родилась дочка Оксана, после чего Леонид заявил, что больше им детей не надо, они будут мешать любимой работе. Тем не менее, по воспоминаниям Нины Павловны, был очень хорошим и заботливым папой для единственной дочери. Позже Оксана стала экономистом, вышла замуж, сделала родителей бабушкой и дедушкой, родив девочку Олю.

Нина Гребешкова с дочерью и внучкой

Вспоминая их жизнь, Гребешкова всегда подчеркивала свое понимание о том, насколько талантлив и практически гениален ее муж, которому она посвятила всю себя. Нина Гребешкова: Гайдай был с другой планеты

Нина Гребешкова сейчас

На пороге своего девяностолетия Нина Павловна стала заядлой дачницей. Благодаря друзьям и поклонникам их творческой семьи звенигородская дача, которая пережила пожар, была восстановлена. Подарок актрисе сделали и мастера телепередачи «Идеальный ремонт», переоборудовав дом для круглогодичного пользования, а также облагородив ландшафт приусадебного участка. Гребешкова занимается садом и кошками, Грушей и Масяней. Идеальный Ремонт. Нина Гребешкова Несмотря на преклонный возраст, актриса также продолжает сниматься. В 2021 году она была задействована в роли бабушки в драматичном телесериале Дарьи Жук «Содержанки». Партнерами Нины Павловны по съемочной площадке стали Дарья Мороз, Софья Эрнст, Марина Зудина и Сергей Бурунов.

Фильмы

Сниматься в кино Нина Гребешкова начала уже на первом курсе. Ее дебют — эпизод в картине «Смелые люди», где она сыграла девочку с куклой. После показа фильма весь переулок Гагаринский, где жила Нина Гребешкова, считал ее кинозвездой. Так началась творческая биография артистки. В начале 50-х последовали эпизодические роли в комедии «Спортивная честь» и короткометражке «Сеанс гипноза».

На третьем курсе актрису пригласили на съемки в Ленинград. Она сыграла Галю Богачеву в фильме «Честь товарища» — экранизации произведения Бориса Изюмского «Алые погоны». А дальше — закружилось-завертелось.

В 50-е годы Нина Гребешкова стала любимицей миллионов советских зрителей. Сначала она играла школьниц: ее невысокий рост (155 см) способствовал этому амплуа. Затем появлялась на экране в образах мам и учителей. Ей повезло сняться у мэтра советского кинематографа Ивана Пырьева в фильме «Испытание верности», где сыграли также Сергей Ромоданов, Марина Ладынина.

В послужном списке Нины Павловны числятся и фильм о комсомольцах «Беспокойная весна», и драма о казахской революционерке «Ботагоз». В начале карьеры фильмография Гребешковой пополнилась ролями в детском фильме-сказке «Звездный мальчик» и военной драме «Девочка ищет отца».

Нина Гребешкова в фильме «Девочка ищет отца»

В молодости актриса получала роли в комедиях, драмах, мелодрамах, детских и военных фильмах, но запомнилась яркими эпизодами в комедиях Гайдая. Первым фильмом режиссера, в котором снялась Гребешкова, стала киноповесть «Трижды воскресший» о судьбе небольшого парохода «Орленок». Картина не получила всесоюзной популярности, но стала хорошей школой для режиссера.

Настоящий успех начался с «Кавказской пленницы». Гайдай предложил Нине Павловне сняться в комедии — та, не задумываясь, поехала с ним на съемки в Крым. Для этого Гребешковой пришлось отказаться от другого заманчивого предложения. В «Кавказской пленнице» Гребешкова появилась в образе медсестры из психбольницы. После этого актриса появлялась почти во всех картинах Леонида Гайдая и Георгия Данелии.

Многие картины с участием актрисы ушли в прошлое, не выдержав испытания временем, а «Бриллиантовая рука», в которой Гребешкова сыграла центральную роль, зрители с удовольствием смотрят и сегодня. Интересно, что после показа киноленты публика пребывала уверенности, что Юрий Никулин и его экранная жена — супруги в жизни, и появление Нины Павловны вместе с Гайдаем воспринималось зрителями как предательство.

Популярностью пользовалась еще одна комедия постановщика, «Не может быть!», по произведениям Михаила Зощенко. Киноальманах, в первой новелле которого сыграла Нина Павловна, в 1976 году занял второе место по количеству просмотров, собрав в кинотеатрах 50,9 млн зрителей.

Нина Гребешкова в фильме «Бриллиантовая рука»

Единственным фильмом Леонида Гайдая, в который не попала Нина Гребешкова, стала комедия «Иван Васильевич меняет профессию». Но именно актрисе публика обязана появлением картины. Режиссер хотел снять киноленту в серьезном жанре и для этого рассматривал произведение Михаила Булгакова «Бег». Однажды супружеская пара попала на спектакль по пьесе писателя «Иван Васильевич», и Нина Павловна предложила использовать этот сюжет для следующего проекта мужа.

В 1982 году Нина Гребешкова снялась в самом кассовом фильме сезона — «Спортлото-82», который в СССР посмотрели 55 млн зрителей. Жене Леонида Гайдая досталась роль Клавдии Антоновны, тети главного героя. Кинолента была снята по госзаказу: необходимо было спасать положение рекламой, так как после Олимпиады резко упала выручка государственной лотереи.

Комедия «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» была последней совместной работой супругов, при этом артистка появилась на экране эпизодически, а в титрах картины не было даже указано ее имя.

Нина Гребешкова и Вячеслав Невинный в фильме «Не может быть!»

Актриса и сейчас появляется на экране в эпизодах — говорит, что ей не привыкать. По мнению Нины Павловны, маленькую роль сыграть намного сложнее, чем кажется, ведь в одном-двух предложениях нужно раскрыть характер героя, показать личность. Среди работ актрисы 2000-х годов — сериал «Каменская-2», мелодрама «Победитель».

В 2016 году с участием актрисы вышел фильм-катастрофа Николая Лебедева «Экипаж». Нина Гребешкова исполнила роль пожилой пассажирки самолета. В России кинокартину посмотрело более 5 миллионов зрителей, при этом создатели собрали $ 22 млн.

В год своего 90-летия Гребешкова появилась в актерском составе драматического сериала «Содержанки-2». На этот раз на экране Нина Павловна предстала в образе старушки, сидящей на скамейке.

Большой и маленькая

Нина Гребешкова в роли медсестры. Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1966 г.

Рядом они смотрелись немного забавно — длинный, худой, чуть сутулый Гайдай и миниатюрная, аккуратная, с прямой спиной и строгим взглядом, Гребешкова

Говорят, она впервые обратила на него внимание, будучи студенткой ВГИКа. Даже не на него, а на его несвежую рубашку — сделала замечание

А Гайдай — то ли от неожиданности и смущения, то ли, наконец, решившись, — в ответ предложил ей выйти за него замуж. Маленькая девушка решительно сказала: «Это будет смешно — слишком большая разница в росте!» Но замуж за нескладного рассеянного режиссера все-таки вышла.

Семейная идиллия

У многих знаменитостей, особенно в последнее время, биография и личная жизнь тесно переплетаются. Не стала исключением и Нина Павловна Гребешкова, которая на протяжении многих лет была женой легендарного кинорежиссера Леонида Иовича Гайдая. Познакомились они, будучи студентами, и прожили вместе в счастливом браке целых 40 лет.

Любовная история Гребешковой и Гайдая началась еще во ВГИКе. В то время Леонид был выпускником режиссерского факультета, а Нина – третьекурсницей актерского факультета. К тому моменту будущий легендарный актер и режиссер уже прошел войну, где получил ранение, и освоил азы актерского мастерства в одной из столичных школ-студий.

Фронтовик-сибиряк практически сразу влюбился в молодую актрису. Он пригласил ее участвовать в своем авторском проекте. Так завязались их романтические отношения. Долгие прогулки и посиделки после занятий постепенно переросли в брак, который продлился до самой смерти выдающегося советского комедиографа.

Молодожены сначала жили с родителями Нины Гребешковой, но через некоторое время сняли отдельное жилье и покинули отчий дом. Тогда талантливый кинематографист только начинал свой творческий путь, работая на киностудии «Мосфильм», а Нина Павловна была уже весьма популярной, узнаваемой актрисой.

Нина Гребешкова всегда с трепетом и любовью заботилась о Леониде Гайдае. Это отчасти помогло ей получить роль в одном из первых кинофильмов, постановщиком которого был ее супруг. Все дело в том, что в период съемок «Кавказской пленницы», которые проводились в Крыму, у Леонида Иовича возникли проблемы со здоровьем: у него открылась язва желудка.

Конечно, врачи оказали ему первую помощь, но прописали особую диету и режим питания. И верная жена Леонида Гайдая, героиня нашего рассказа – Нина Павловна, поехала на съемки вместе со своим возлюбленным, чтобы готовить ему там диетические блюда. Ее заботу и старания оценили коллеги Гайдая по съемочной группе и настояли на том, чтобы он включил свою супругу в проект.

Так Гребешкова сыграла медсестру в «Кавказской пленнице» и постепенно стала для зрителей «королевой эпизода», запомнившись всем маленькими ролями в фильмах, которые снимал ее муж, гениальный кинорежиссер-комедиограф.

Кстати, во время создания «Кавказской пленницы» у Гайдая и Гребешковой уже был ребенок – малышка Оксана. В своей дочери родители души не чаяли. Но, в отличие от Нины Павловны, которая хотела, чтобы в браке были еще дети, Леонид Иович больше не смог решиться на такой шаг. Возможно, потому что он сам был для своей супруги «большим ребенком».

Дочь Нины Гребешковой и Леонида Гайдая не пошла по стопам своих родителей, выбрав после школы экономическое направление. Окончив один из престижных вузов, Оксана смогла сделать профессиональную карьеру в банковском деле. Замуж Оксана вышла, будучи еще студенткой. Примерно в то же время она подарила своей знаменитой матери и гениальному отцу внучку, родив дочь Ольгу. К слову, малышка появилась на свет в Малайзии. Сейчас она, как и ее мать, работает экономистом.

Воспитание

Оксана Гайдай росла не по возрасту развитой, очень умной и любознательной девочкой. Родители всячески развивали ее способности. Позже она часто вспоминала, насколько были интересными ее детские годы, какая теплая атмосфера царила в их семье. Леонид Ивович очень любил читать дочери вслух различные смешные рассказы. При этом его интонации были неподражаемы. Девочка хохотала до колик в животе. Ей особенно запомнились чтения рассказов Джерома или Даррела о диком мире. Несмотря на большую занятость родителей, Оксана, в отличие от детей других киношников, сегодня вспоминает, что у них была очень нормальная семья. Так, в ее памяти сохранились эпизоды их походов в зоопарк, цирк и т. д. Отец никогда с ней не сюсюкал, а обращался как со взрослой. Она рано научилась писать, читать, прекрасно декламировала стихи, а еще умела очень по-взрослому рассуждать. Оксана, сегодня, конечно же, понимает, что большинство бытовых проблем в семье лежали на плечах мамы. Но та нисколько не показывала, что ей это в тягость, и занималась всем с удовольствием. И все же Оксана Гайдай сегодня понимает, что ее маме — представительнице творческой профессии — не могло все это быть не в тягость. И вообще, пожалуй, самой характерной чертой Нины Павловны была заботливость. Она в первую очередь думала обо всех близких и родных: о своей матери, братьях, о муже и дочери, потом уже о зяте и внучке, когда та появилась на свет. Одним словом, она была человеком-донором, отдающей по натуре.

Слава комедиографа

В начале 60-х, после череды неудач, режиссер погрузился в депрессию и, решив, что больше никогда не будет снимать, уехал с женой в Иркутск. Однако практически каждый вечер он все равно садился за рабочий стол и что-то писал. Спустя некоторое время Гайдай заявил жене, что закончил работать над сценарием, а их семье придётся вернуться в Москву, чтобы подать заявку на новые съемки. В Москве Гайдай снова обратился к Пырьеву за помощью. С его благоволения Леониду выдали пленку для съемок, а сам он начал самостоятельно собирать съемочную группу. Когда актерский состав с участием Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова был утвержден, началась работа над короткометражной кинокомедией «Пес Барбос и необычный кросс». Актеры перевоплотились в троицу мелких мошенников, решивших оглушить рыбу динамитом, но их планы нарушил прибившийся дворовый пёс.

Знаменитая троица: Трус, Балбес и Бывалый

Фильм показали в последний день Московского кинофестиваля 1961 года, в программе короткометражек. Режиссера на показ не пригласили, поэтому об ажиотаже, который вызвала картина, он не знал до момента, пока не раздался звонок в его дверь — на пороге стоял Сергей Бондарчук с тарелкой в руках. На ней был нарисован Барбос с золотой медалью. Режиссер торжественно вручил ее Леониду со словами «Это тебе первая золотая медаль – лично от меня».

Леонид Гайдай и Юрий Никулин, 60-е годы

После этой корометражки жизнь Гайдая круто переменилась. «Барбоса» номинировали на Пальмовую ветвь в Каннах. Когда худсовет решил, что нужно продолжение фильма, Гайдай снял «Самогонщиков». Трус, Балбес и Бывалый необычайно полюбились зрителям. Позже появились и в других фильмах Гайдая и до сих пор считаются одними из самых узнаваемых персонажей советского кинематографа..

«Самогонщики»: режиссер и знаменитое актерское трио

В 1962 году режиссер экранизировал новеллы О. Генри «Деловые люди».

На съемках фильма «Деловые люди»

Ну и с 1965 по 1968 годы на экраны один за другим вышли три гайдаевских фильма, которые вскоре советские зрители назовут самыми лучшими картинами столетия. Первой стала «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», второй – «Кавказская пленница», а третьей, самой обожаемой зрителями, «Бриллиантовая рука».

Фото со съемок «Бриллиантовой руки»

Сам Гайдай считал лучшей своей работой картину «Двенадцать стульев», снятую в начале 70-х. Изначально роль Остапа Бендера предназначалась Владимиру Высоцкому, но актер ушел в запой. Тогда режиссер заявил, что никогда не будет снимать проблемную звезду в своих работах, и отдал роль малоизвестному Арчилу Гомиашвили. Сам Леонид появился в фильме в роли Варфоломея Коробейникова, и то лишь потому, что утвержденный на эту роль актер заболел.

Леонид Гайдай в роли Коробейникова

Гайдай мечтал снять фильм по роману Михаила Булгакова «Бег», но сделать ему этого не дали. Тогда он обратился к другому произведению писателя. Так в 1973 году на экраны вышла искрометная комедия «Иван Васильевич меняет профессию», основанная на пьесе «Иван Васильевич».

На съемках фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

К этому фильму Гайдай очень кропотливо подбирал актеров. Главную роль он изначально предложил Юрию Никулину, но поскольку тот был тотально занят, царя сыграл Юрий Яковлев. Впоследствии режиссер скажет, что это было очень точное попадание, а его слова подтвердят миллионы зрителей, которые и по сей день не устают смотреть этот замечательный фильм. После премьеры Леониду присвоили звание народного артиста РСФСР.

Леонид Гайдай и Юрий Яковлев

После успеха “Ивана Васильевича” Гайдай сразу же приступил к комедии “Не может быть!” по мотивам произведений Михаила Зощенко. Также в 90-х и начале 90-х он снял еще несколько запоминающихся картин. В их числе – “Спортлото-82” и “На Дерибасовской хорошая погода” (1992). Правда, многие ценители советского кино утверждают, что последние ленты Гайдая значительно уступают его предыдущим работам.

Съемки комедии «Спортлото-82»

Личная жизнь

Нина Гребешкова прожила в браке с Леонидом Гайдаем более 40 лет. Личная жизнь актрисы и кинорежиссера сложилась счастливо. Молодые люди познакомились во ВГИКе. Леонид сразу заметил маленькую хохотушку, но не думал, что Нина станет музой на всю жизнь. Гайдай был старше Гребешковой на восемь лет, прошел войну, был ранен в ногу. Страстью Леонида в то время было кино, но в актрисе молодого режиссера покорили искренность и простота, неиссякаемый оптимизм.

Однажды Гребешкова сделала замечание Леониду Гайдаю по поводу грязной рубашки. Мужчина, тронутый такой заботой, признался девушке в любви. Нина шутливо сказала: «Большая разница в росте, плохо будем смотреться вместе». Но вскоре пара расписалась.

Свадьбу отпраздновали скромно. Молодожены поселились в небольшой комнате у родителей Нины Гребешковой. Актриса с первых дней поняла, что живет с гением, и приняла это. В первую очередь девушка стала заботливой женой режиссера, а уже затем актрисой. Через несколько лет супруги переехали в собственную трехкомнатную квартиру. Бытом занималась Гребешкова: Нина Павловна признается, что забивать гвозди и менять лампочки приходилось самой.

Нина Гребешкова с дочерью Оксаной

У Нины Гребешковой и Леонида Гайдая разные характеры. Режиссер предпочитал одиночество, а актриса — общество, к тому же Леонид Ивович не хотел детей. Когда Нина Павловна забеременела, муж обрадовался. В единственной дочери Оксане мастер души не чаял, но жене сказал, что больше детей не будет. Нина Павловна мечтала родить трех-четырех малышей, но смирилась с решением супруга. Гайдай всю жизнь оставался большим ребенком для Нины Павловны.

После окончания школы Оксана поступила в экономический вуз и, будучи студенткой, вышла замуж. Получив высшее образование, девушка сделала профессиональную карьеру в банковской сфере. В семье дочери Гайдая и Гребешковой тоже родилась дочь, Ольга Худякова. Внучка знаменитой кинематографической пары пошла по стопам матери и получила экономическое образование.

В 70 лет режиссер заболел: врачи диагностировали отек легкого. Нина Гребешкова постоянно дежурила в палате мужа. В один момент Леонид Ивович перестал дышать и умер на руках любимой супруги. Актриса говорит, что для нее Гайдай все еще жив, просто вышел ненадолго.

Детство, юность, семья

Нина родилась осенью 1930 года в рабочей семье москвичей Павла и Екатерины Гребешковых, которые уже воспитывали двоих мальчиков – Николая и Валентина. Мама работала швеей, а отец специализировался на малярном деле и был хорошим орнаменталистом. Когда Ниночка пошла в первый класс, она сразу стала представлять себя на месте педагога. Поэтому, когда ей задавали традиционный вопрос: «Кем ты станешь, когда вырастешь?» она неизменно отвечала, что учительницей.

В начале 40-х война внесла коррективы в судьбы людей — весь советский народ встал на борьбу с фашизмом. Ушел на фронт и глава семьи Гребешковых, а мама с тремя детьми отправилась в эвакуацию под Пензу. Семья поселилась в деревеньке Сурьмино, там же пребывал и женский педсостав академии имени Михаила Фрунзе. Женщины преподавали в местной школе, куда Ниночка и пошла в третий класс, еще больше утвердившись в своем решении стать учительницей.


Нина Гребешкова в молодости

Когда по окончании войны Гребешковы вернулись в Москву, Нина продолжила учебу в школе для девочек. Однажды в выпускном классе ее пригласила к себе на день рождения Маша Луговская, дочка известного поэта Владимира Луговского. Нина веселила компанию, читая стихи и демонстрируя одноклассницам актерское мастерство рассказчика. Папа именинницы спросил, собирается ли она получать высшее образование. Услышав о педагогическом вузе, стал убеждать Нину попробовать свои силы на актерском поприще.

Дочь Луговского, Маша, собиралась поступать во ВГИК, и поэт уговорил Гребешкову составить ей компанию. Девушка не была уверена в собственных силах — конкурс на место насчитывал более сотни претендентов. Но улыбчивая и непосредственная Нина прошла в институт с первой попытки. И даже еще не приступив к учебе, получила свою первую маленькую роль в кино. В 1950 году она сыграла Надю Воронову с куклой в фильме Константина Юдина «Смелые люди». Эта роль далась Нине легко – она была тоненькой и невысокой. Впоследствии Нина тоже не раз играла подростков.


Нина Гребешкова во время учебы во ВГИКе

В начале 50-х, когда Нина училась во ВГИКе, соседи и мальчишки в Гагаринском переулке, где жили Гребешковы, стали немеренно гордиться тем, что рядом живет настоящая «звезда», хотя студентка-первокурсница себя таковой не считала и лишь заливисто хохотала, когда дружная толпа мальчишек провожала ее по утрам на остановку троллейбуса. Нину все больше поглощала учеба и желание стать настоящей актрисой, такой, как те, кого раньше она видела лишь в кинотеатре.

Главная роль – супруга Гайдая

Кто знает, как сложилась бы дальнейшая актерская судьба Нины Гребешковой, которой покровительствовал сам Иван Пырьев. Но молодая жена предпочла оставаться в тени гения супруга, хотя и принимала приглашения на съемки в самых разных проектах. Все же главной своей миссией она считала заботу о муже, поскольку тот был совершенно не приспособлен ни к каким бытовым делам. Леонид Гайдай и Нина Гребешкова. Больше, чем любовь Обустройством квартиры и всеми хозяйственными делами занималась Нина. После рождения ребенка она сама выходила гулять с коляской, поскольку с этой просьбой просто немыслимо было подойти к Лене, сочиняющему с друзьями-сценаристами очередную нетленку. Гребешкова научилась забивать гвозди, ремонтировать сломанные приборы, вкручивать лампочки. Однажды Нина даже соорудила из вязальных спиц зажигалку для плиты, поскольку спички заканчивались в доме постоянно — Гайдай много курил.

Нина Гребешкова и Леонид Гайдай

Когда у супругов появился автомобиль, им тоже занималась Нина. Она умела самостоятельно перебирать тормозные колодки, проверять свечи, поменять масло. Гайдай гордился женой, но, в отличие от многих режиссеров, он не давал Нине главных ролей

Однако Нина Гребешкова довольно часто появлялась в фильмах Гайдая. Первой их совместной работой стала картина по сценарию Александра Галича «Трижды воскресший» (1960), в котором Гребешкова сыграла директора школы Зою Николаевну. Несмотря на то, что в съемках приняли участие известные в то время актеры, Алла Ларионова, Наталья Медведева и Всеволод Санаев, картина не снискала особой популярности.

Нина Гребешкова в фильме «Трижды воскресший»

Когда режиссер приступил к съемкам «Кавказской пленницы» (1967), Гребешковой предложили главную роль в фильме. В это же время у Леонида открылась язва, и Нина отказалась от участия в картине, чтобы быть рядом с мужем и готовить ему диетическую еду. Тогда коллеги Гайдая предложили ему придумать для жены хотя бы небольшую роль. Так в сюжете появилась врач-психиатр, которую с блеском воплотила Гребешкова.

Нина Гребешкова в фильме «Кавказская пленница»

В 1969 году Нина появилась в «Бриллиантовой руке». Она очень хотела сыграть домоуправа, но Гайдай отдал эту роль Нонне Мордюковой, и Гребешкова воплотила роль жены главного героя. Удачными были и созданные ею образы жен в фильмах «12 стульев» (1971) и «Не может быть!» (1975). Единственным шедевром Гайдая, в котором не было Гребешковой, были «Иван Васильевич меняет профессию» (1973).

Нина Гребешкова и Юрий Никулин в «Бриллиантовой руке»

Гребешкова и Гайдай прожили в творческом и семейном тандеме ровно сорок лет. В 70 лет режиссер умер на руках жены от тромбоэмболии легочной артерии. Но для Нины Павловны ее уникальный, единственный в своем роде муж жив и сейчас. Воспоминаниями о нем наполнены все интервью актрисы, которая так и не привыкла рассказывать о себе отдельно от мужа-гения. Интервью с Ниной Гребешковой Несмотря на почтенный возраст, Гребешкова продолжает сниматься в кино, не отказываясь даже от маленьких ролей. Зрители увидели замечательную игру актрисы в телесериалах «Каменская» (по романам Александры Марининой) в 2002 году, «Виола Тараканова» (2004) и «Даша Васильева» (по детективам Дарьи Донцовой).

Нина Гребешкова в фильме «Экипаж»

Также в 2008 году Гребешкова появилась в мелодраме Альгиса Арлаускаса «Победитель», а позже сыграла бабу Сашу в «Легенде №17» (2013). Кроме того, Гребешкова сыграла пассажирку бизнес-класса в картине-катастрофе «Экипаж» в 2021.

Семейная жизнь

Продолжительное время после свадьбы молодым людям приходилось жить в коммунальной квартире. По этой причине о детях они совершенно не думали. С этой проблемой молодоженам помогли родители Нины. Они старались как можно чаще оставлять их наедине. Благодаря этому в семье прогремела радостная новость о беременности. Через девять месяцев на свет появилась прекрасная малышка, которая получила имя Оксана.

Режиссер время пропадал на работе. Жена Леонида Гайдая принимала все с терпением. Нина любила и ценила мужа, ведь он всегда был добрым и внимательным. Больше всего в нем женщина ценила человечность, талант и дружелюбность. Нина же отошла от профессиональной деятельности. Полностью отдалась семье и детям. Изредка супруги ссорились по мелочам. Гайдай даже мог после этого замкнуться и перестать разговаривать с супругой. Однако они всегда мирились.

Гайдай очень скоро стал известным и востребованным, только от этого богатым не становился. У них была своя дача, где они выращивали овощи и не только. Мужчина всегда ездил на обычных машинах.

Чтобы обеспечить семью, ему приходилось сутками пропадать на работе. Жена же его поддерживала и переживала за состояние здоровья. Детей больше он не хотел. Очень любил единственную дочь. А работа для него была вторым ребенком.

Семейная жизнь

Продолжительное время после свадьбы молодым людям приходилось жить в коммунальной квартире. По этой причине о детях они совершенно не думали. С этой проблемой молодоженам помогли родители Нины. Они старались как можно чаще оставлять их наедине. Благодаря этому в семье прогремела радостная новость о беременности. Через девять месяцев на свет появилась прекрасная малышка, которая получила имя Оксана.

Режиссер время пропадал на работе. Жена Леонида Гайдая принимала все с терпением. Нина любила и ценила мужа, ведь он всегда был добрым и внимательным. Больше всего в нем женщина ценила человечность, талант и дружелюбность. Нина же отошла от профессиональной деятельности. Полностью отдалась семье и детям. Изредка супруги ссорились по мелочам. Гайдай даже мог после этого замкнуться и перестать разговаривать с супругой. Однако они всегда мирились.

Гайдай очень скоро стал известным и востребованным, только от этого богатым не становился. У них была своя дача, где они выращивали овощи и не только. Мужчина всегда ездил на обычных машинах.

Чтобы обеспечить семью, ему приходилось сутками пропадать на работе. Жена же его поддерживала и переживала за состояние здоровья. Детей больше он не хотел. Очень любил единственную дочь. А работа для него была вторым ребенком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector