Филипп смоктуновский

Семья

Недолгое и бесплодное в творческом отношении пребывание Иннокентия Смоктуновского в Театре им. Ленинского комсомола сыграло решающую роль в его частной жизни: здесь в 1955 году он познакомился с работавшей в пошивочном цехе художницей по костюмам Суламифью Михайловной (Шламитой Хаймовной) Кушнир, урождённой Хацкелевич (1925, Иерусалим — 2016, Москва), дочерью известной писательницы на идише Ширы Горшман; отчимом её с 1930 года был художник Мендл Горшман (1902—1972). «Человек высокой организованности, и внутренней, и художнической, — говорил о Суламифи Михайловне актёр Ленкома Всеволод Ларионов, — она его воспитала и стала на всю жизнь и женой, и матерью». В марте 1956 года у них родилась дочь, названная Надеждой, но в сентябре того же года она умерла.

Родившийся в 1957 году сын Филипп — переводчик научно-фантастической литературы. Дочь Мария (родилась в 1965 году) стала балериной, работает в Музее МХАТа. Внучка — Анастасия Смоктуновская (род. 1982), актриса Московского драматического театра п/р Армена Джигарханяна.

  • Назад

  • Вперёд

Добавить комментарий

Театральная карьера

После войны Смоктунович не оставил желание стать актером. Он продолжил искать для себя работу, чтобы быть ближе к театру. Поиски привели его к подмосткам Красноярского театра. Он был снова принят на работу статистом, поэтому мог принимать участие в массовках. Одна из подобных сцен стала дебютной для начинающего актера.

Карьера профессионального артиста не могла бы сложиться удачно, если бы он не получил специального образования. Мужчина понимал, что ему требуется помощь знающих людей, которые помогут побороть неуверенность в себе и дефекты речи.

Режиссер старался уделять внимание молодому актеру, но Иннокентий настолько остро воспринимал критику, что каждый раз заводил новый конфликт с режиссером. В конце концов подобное поведение привело к увольнению

Смоктуновский переехал в Норильск и стал служить в местном театре драмы и комедии. Там, под руководством опытных коллег, актер получил необходимые знания и стал увереннее выходить на сцену. Режиссеры видели в нем талантливого артиста, поэтому чаще доверяли ключевые роли в спектаклях.

Из-за холодного климата Кеша часто болел. Ему захотелось перебраться в солнечный Дагестан, где его с удовольствием приняли в состав местного театрального коллектива. Режиссеры из Махачкалы меньше уделяли внимания актеру. Он понимал, что не сможет добиться успехов в этом театре, поэтому снова уехал.

Следующим пунктом прибытия для Смоктуновского стал город Сталинград. Даже эпизодическая роль в спектакле «Укрощение строптивой» смогла привести актера к популярности. Его стали узнавать на улицах, а журналисты начали писать о том, как талантливый актер умело может сделать небольшую роль яркой и незабываемой.

Сложный характер артиста привел к новому конфликту, после которого артист уехал в столицу. Несмотря на заметную популярность, московские театры не жаждали видеть в своем коллективе вспыльчивого Смоктуновского. Мужчине пришлось голодать и ночевать у близких друзей. Иннокентий Михайлович не желал прощаться с мечтой стать актером, поэтому вскоре устроился в театр Ленинского комсомола.

Низкая зарплата и отсутствие продвижения по карьерной лестнице не являлись для артиста пределом мечтаний. К счастью, в его жизни появилась женщина, которая поспособствовала его карьере. Суламифь Кушнир договорилась с известным режиссером Театра-студии киноактера, и Смоктуновского приняли в труппу.

Среди популярных ролей артиста стоит отметить персонажа в картине «Идиот»

Прорыв в карьере Смоктуновского был связан с переходом в БДТ. В основной труппе артисту доверяли исключительно главные роли. В тот момент ему стали поступать предложения о съемках в фильмах, которые буквально не позволяли артисту появляться на театральной сцене.

Большая занятость в кино послужила причиной увольнения Иннокентия. Только через 10 лет, в 1970 году, Смоктуновский вернулся на сцену театра и продолжил радовать зрителей новыми ролями до конца своих лет.

Театр

По окончании войны Иннокентий вернулся к семье. Перепробовав несколько направлений деятельности, молодой человек снова устроился в театральную студию при Красноярском театре. Статистов иногда приглашали играть в постановках, так что достаточно скоро Смоктуновский получил возможность выйти на сцену.

Иннокентий Смоктуновский в роли Гамлета

Однако сказалось отсутствие специальной подготовки: каждый раз во время спектакля юноша зажимался, его речь становилась тихой и невнятной. Режиссёр высказывал претензии неудачливому актёру, тот же отвечал резко и нервно. Из-за постоянных конфликтов меньше чем через год Иннокентия выгнали из театра.

В поисках счастья Смоктуновский отправился в Норильск, где ему посчастливилось устроиться во Второй Заполярный театр музыкальной комедии и драмы. В это же время Иннокентий изменил данную при рождении фамилию Смоктунович на псевдоним, под которым его знает зритель. Говорят, что на этом настаивал художественный руководитель театра. Другие утверждают, что фамилию актёр поменял добровольно, чтобы его не принимали за еврея.

Иннокентий Смоктуновский и Татьяна Доронина на сцене

В Норильске благодаря поддержке коллег Смоктуновский прошел актёрскую школу, избавился от зажатости и наконец-то смог раскрыться как потрясающий артист. Практически мгновенно Иннокентий начал получать ведущие роли в спектаклях.

Постепенно климат севера начал подтачивать здоровье актера, и Смоктуновский вынужден променять Норильск на Махачкалу. Там актёр сумел попасть в Дагестанский русский драматический театр, но вскоре затосковал без интересных ролей и в следующем же году переехал снова, на этот раз — в Сталинград, где в это же время началось восстановление культурной жизни.

Иннокентий Смоктуновский на сцене

Сыграв в спектакле «Укрощение строптивой» эпизодическую роль, Иннокентий смог добиться к себе внимания со стороны прессы и зарекомендовал себя как актер, который может «вытянуть» и сделать яркой даже крошечную роль. Смоктуновский начал воплощать более значительные образы и вскоре стал звездой театра. Но постепенно нарастал конфликт между актёром и главным режиссёром театра имени Горького. Позже Иннокентий разругался с женой, работавшей в том же театре, и это стало последней каплей. В январе 1955 года артист уволился и уехал в Москву.

Смоктуновскому не удалось сразу закрепиться ни в одном из крупных столичных театров. Несколько месяцев актёр распродавал личные вещи, периодически ночевал и обедал у близких друзей Марковых, потом в театре имени Ленинского комсомола подрабатывал за мизерные деньги.

Актер Иннокентий Смоктуновский

Иннокентия спасло знакомство с Суламифью Кушнир, будущей женой. Проникшись сочувствием к молодому мужчине, девушка, в то время работавшая художником-гримером, познакомила его с Иваном Пырьевым, который устроил исполнителя в Театр-студию киноактёра.

В 1957 году по счастливому стечению обстоятельств Смоктуновский получил роль князя Мышкина в постановке «Идиот» в Большом драматическом театре. Благодаря этой роли к актёру пришла слава, и не только в Москве, но и по всему Советскому Союзу.

Иннокентий Смоктуновский в роли князя Мышкина

Союз двух гениев Георгия Товстоногова и Иннокентия Смоктуновского буквально потряс театральный мир. Иннокентий стал трудиться в БДТ, играя главные роли в нескольких спектаклях. Тогда же артист начал активно сниматься в кино. Вскоре случилось так, что из-за съемок Смоктуновский опоздал на начало сезона в родном театре. Вспыльчивый Товстоногов уволил актёра. Это случилось в 1960 году.

В театр Иннокентий Михайлович вернулся только в 70-х и за 20 последующих лет сыграл во множестве спектаклей, укрепивших и приумноживших его славу. Особенно выделялся сценический дуэт Смоктуновского и Олега Ефремова.

Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов

До последних лет жизни Иннокентия Михайловича двое друзей часто играли вместе.

Ворованные кости и поддельные билеты: детство Кеши Смоктуновича

Маленький Кеша Смоктунович, а именно это его настоящая фамилия, родился 28 марта 1925 года в Томской губернии. Дед по матери, купец Аким Махнев, был раскулачен, арестован и расстрелян. Отец актера был мельником, его также раскулачили, он получил год лишения свободы и три года высылки за «эксплуатацию рабочей силы» и продажу хлеба по завышенной цене.

Когда мальчику исполнилось четыре года, семья бежала от голода в Томск, а позже – в Красноярск, где жила родная тетя отца, Надежда Петровна. Жить приходилось тяжело – матери Кеши, Анне Акимовне, приходилось воровать с работы кости, чтобы использовать их для приготовления супа. У мальчика было еще пятеро братьев и сестер, прокормить шестерых детей было сложно, и родители Кеши решили отдать двух старших сыновей бездетной тете.

По воспоминаниям, Смоктуновский учился плохо и совсем не интересовался школьными предметами. Он частенько ввязывался в драки, был вспыльчивым. В шестом классе Кеша стал заниматься в школьном драмкружке, которым руководил актер Синицын, но после первого выступления был выгнан из кружка.

Однако театр все равно привлекал будущего актера, в 14 лет он впервые попал в Красноярский драматический театр им. А.С. Пушкина. Спустя много лет он рассказывал, что постановка хоть и была «дурна по вкусу», но произвела на мальчика неизгладимое впечатление. Однако отсутствие денег не позволяло постоянно посещать спектакли, и Смоктуновичу приходилось нарушать закон, а именно – подделывать театральные билеты.

С приходом войны отец Кеши был призван на фронт, но в августе 1942 года пропал без вести, как позже выяснилось – погиб. В это непростое время мальчику пришлось самому тянуть семью. Он устроился на подработку в театр статистом и поступил в школу киномехаников. Но в январе 1943 пришлось уйти на войну и Иннокентию.

Фото: Кассин Евгений, Мастюков Валентин/ТАСС

Детские годы

Биография Иннокентия Смоктуновского началась в небольшой деревушке, где он жил с родителями и еще пятью детьми. Мальчик, рожденный вторым по счету в семье, получил фамилию Смоктунович.

Интересно: По национальности Иннокентий Михайлович являлся белорусом.

Семейство Смоктуновичей было сослано в Сибирь в 1891 году. Прадед актера работал егерем и во время прогулки по лесу застрелил зубра, за что был отправлен в ссылку. Переехала семья в Томск только в 1929 году. Причиной переезда послужило отсутствие работы на предыдущем месте.

Смоктуновичи жили бедно, поэтому были вынуждены несколько раз переезжать, чтобы искать новую вакансию и место работы. Через пару лет новым пристанищем большой семьи стал Красноярск. Михаил стал работать грузчиком, а мать Анна стала трудиться на заводе по производству консервированных продуктов.

Небольшие зарплаты сказывались на состоянии семьи. Родителям было сложно прокормить большое семейство, поэтому они должны были идти на хитрость. Мать каждый день уносила с работы несколько костей, на которых оставалось мясо, чтобы сварить из них бульон на суп. Отец старался больше времени проводить на работе, чтобы получать дополнительный заработок за переработку.

До 1932 года семейство жило относительно неплохо, однако позднее мать уволили с работы. Для того чтобы помочь Смоктуновичам, тетя взяла старших сыновей к себе, среди которых и был Иннокентий. Мальчики очень привязались к родной тете и ее супругу. Они и отправили детей в местную школу.

Кеша учился в школе плохо. Ему не нравился ни один предмет, поэтому он часто прогуливал уроки и не делал домашнее задание. Единственным увлечением Смоктуновича был театр. В средней школе он записался в драматический кружок, но из-за вспыльчивого и непредсказуемого характера мальчик вскоре был выгнан оттуда.

Во время одного из выступлений он настолько не справился с эмоциями, что засмеялся прямо на сцене и долго не мог успокоиться. К тому же он часто вступал в конфликты со сверстниками, так как не хотел признавать установленные правила и авторитеты.

После своего провала на сцене Кеша стал больше времени уделять театру. Он старался не пропускать постановок местной труппы, но из-за отсутствия денег был вынужден подделывать проходной билет и иметь проблемы с законом.

В какой-то момент парень понял, что проще будет получить работу в театре, чем каждый раз идти на хитрость с целью посмотреть новую постановку. Парень стал трудиться в местном театре на должности статиста. После нескольких лет работы он поступил в школу киномехаников, но дорогу к мечте оборвала война.

За все годы войны Смоктуновский ни разу не был ранен

Война

Когда отец ушёл на фронт, Смоктуновскому пришлось помогать семье: он учился в фельдшерско-акушерском училище, затем перешёл на курсы киномехаников, по окончании которых, в 1942 году, работал в размещённой в Красноярске воинской части и госпитале при ней. В том же году он поступил статистом в Красноярский драматический театр; много лет спустя актёр признался в одном из своих интервью, что научился подделывать театральные билеты: покупать билеты каждый день не было никакой возможности, а жить без театра он уже не мог.

В январе 1943 года Смоктуновский был призван в армию и направлен в Киевское пехотное училище, находившееся в то время в Ачинске. В августе того же года в срочном порядке он был отправлен без присвоения офицерского звания рядовым на фронт, на пополнение 75-й гвардейской стрелковой дивизии.

В должности связного штаба 212-го гвардейского полка этой дивизии он участвовал в боях на Курской дуге, в форсировании Днепра, в операции по освобождению Киева. За то, что под огнём противника вброд через Днепр доставлял боевые донесения в штаб 75-й дивизии, был награждён первой медалью «За отвагу». Но эту медаль Смоктуновский получит лишь через 49 лет, на сцене Художественного театра, после спектакля «Кабала святош».

В декабре 1943 года под Киевом Смоктуновский попал в плен, месяц провёл в лагерях для военнопленных в Житомире, Шепетовке, Бердичеве. 7 января 1944 года бежал из плена, и в течение месяца его укрывала в своём доме бесстрашная украинская семья. «Может быть, именно здесь, — напишет позже Раиса Беньяш, — где с риском для собственной жизни люди вернули жизнь обессилевшему солдату, впервые узнал Смоктуновский реальную цену человечности». Связь с членами этой семьи Смоктуновский сохранял до конца жизни. В том же доме он познакомился с заместителем командира партизанского отряда Каменец-Подольского соединения, в который и вступил в феврале 1944 года.

В мае партизанский отряд объединился с 318-м гвардейским стрелковым полком 102-й гвардейской стрелковой дивизии. С этим полком, в должности командира отделения роты автоматчиков, гвардии младший сержант Смоктунович принимал участие в освобождении Варшавы; как сказано в приказе о награждении, за то, что в боях при прорыве обороны противника в районе деревни Лорцен 14 января 1945 года его отделение одним из первых ворвалось в траншеи противника и уничтожило при этом около 20 немцев, был награждён второй медалью «За отвагу». Войну Смоктуновский закончил в Гревесмюлене.

Детство

В 1929 году семья Смоктуновичей, спасаясь от голода, покинула деревню. Не желая идти в колхоз, родители Иннокентия переехали сначала в Томск, затем в Красноярск, где жила родная сестра отца, Надежда Петровна, — в голодном 1932 году, не имея собственных детей, она взяла к себе на воспитание Иннокентия и его брата Владимира. Отец, одарённый незаурядной физической силой, работал грузчиком в красноярском порту. С началом Великой Отечественной войны он был призван в армию, воевал в составе 637-го стрелкового полка и в августе 1942 года пропал без вести, как выяснилось позже, погиб.

В 14 лет Иннокентий Смоктуновский впервые попал в театр — Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина; много лет спустя он рассказывал о первом увиденном спектакле: «Сейчас уже я понимаю, что это было просто дурно по вкусу, но тогда вышел потрясённый… Должно быть, я был очень добрым зрителем или во мне уже тогда заговорило нутро: попал домой». Ещё раньше, в шестом классе, он начал заниматься в школьном драмкружке, которым руководил актёр Синицын. Однако после первого же публичного представления «Предложения» А. П. Чехова, в котором Смоктуновский играл Ломова, он был из кружка изгнан.

Личная жизнь

Деталями личной жизни народный артист Советского Союза свободно делился в интервью. Первый брак Иннокентия с коллегой по сцене Риммой Быковой продлился 2 года. Постепенно красавица охладела к супругу и увлеклась другим мужчиной. Смоктуновский не стерпел такого поворота событий, развёлся с женой и уехал в Москву, где встретил Суламифь Кушнир.

Иннокентий Смоктуновский с женой Суламифью

Эта девушка, протянувшая руку помощи безвестному актеру, в итоге стала его спутницей на всю жизнь.

В этом браке родились трое детей. Старшая Надя умерла через 6 месяцев после рождения. Вторым ребенком в 1957-м стал сын Филипп. Дочь Мария появилась у супругов в 1965 году. Иннокентий Михайлович хотел, чтобы дети продолжили династию, однако младшие Смоктуновские не полюбили театр так, как отец.

Иннокентий Смоктуновский с семьей

Правда Мария, танцевавшая в Большом театре, а потом заведовавшая музеем МХАТа, успела засветиться в эпизодах картин «Дело Сухово-Кобылина», «Зависть богов», «Дамский портной». Филипп стал переводчиком. По стопам деда пошла внучка Анастасия, родившаяся в семье Филиппа и балерины Ольги Буцкевич. Девушка играет в театре Армена Джигарханяна.

Иннокентий Смоктуновский с дочерью Машей

По словам дочери, Смоктуновский с молодости верил в Бога, коллекционировал иконы, потому с трепетом отнесся к созданию аудиокниги «Библейские истории». Пленка 15 лет пролежала на полке, потом вышел ограниченный тираж пластинок, от которого остались единицы, и те хранятся в личных архивах поклонников. В Сети доступны записи, где Иннокентий Михайлович читает Пушкина, Сервантеса, Чехова, Достоевского.

Уход из БДТ

Ролей, более соответствовавших его возможностям, актёр стал искать на стороне — в кинематографе, что в итоге привело к конфликту с художественным руководителем театра; так, из-за съёмок он на три недели опоздал к началу репетиций «Горя от ума», где должен был играть Чацкого. В конце 1960 года, сыграв лишь пять раз «Иркутскую историю», Смоктуновский покинул БДТ.

Впоследствии его попытки вернуться в театр, — а он очень хотел сыграть Чацкого, — не увенчались успехом: Товстоногов не прощал измен. Евгений Лебедев, на протяжении десятилетий связанный с Товстоноговым и дружбой, и родством, свидетельствовал: «Георгий Александрович очень переживал уход Смоктуновского, но у нас был принцип — кто уходил из театра, тот уже не возвращался». Лишь при возобновлении в 1966 году спектакля «Идиот», специально для гастролей в Англии и во Франции, он был ненадолго приглашён в БДТ — как гастролёр. Записанный на фонограмму голос Смоктуновского звучал в качестве текста от автора в спектаклях Товстоногова «Поднятая целина» (1964) и «Ревизор» (1972), но, оказавшись вынужденным выбирать между театром и кинематографом, актёр выбрал кино, — хотя без театра, как выяснилось очень скоро, жить не мог, — и вплоть до 1973 года на сцену не выходил.

В этот период Смоктуновский сыграл целый ряд киноролей, принёсших ему всесоюзную славу, а в дальнейшем и признание за рубежом; в их числе Илья Куликов в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года», Гамлет в фильме Г. Козинцева, Юрий Деточкин в «Берегись автомобиля», Чайковский в фильме И. Таланкина (сценарий был написан специально для Смоктуновского); роль Порфирия Петровича в фильме Л. Кулиджанова «Преступление и наказание» в 1971 году была отмечена Государственной премией РСФСР; Гамлета Смоктуновского Британская киноакадемия отметила номинацией на свою престижную премию BAFTA — за лучшую мужскую роль.

Как отмечала Е. Горфункель, список ролей, не сыгранных из-за занятости в других фильмах или из-за болезни глаз, заставившей Смоктуновского на два года покинуть кинематограф (после съёмок у Рязанова), не менее впечатляющ: кроме Андрея Болконского, это и Каренин, и Хлудов в «Беге» А. Алова и В. Наумова, и Борис Годунов, и Гойя у К. Вольфа, и Сирано де Бержерак… А для каких-то ролей уже было безнадёжно упущено время: Кулиджанов, готовясь к съёмкам «Преступления и наказания», предложил Смоктуновскому на выбор Свидригайлова или Порфирия Петровича. Поскольку Свидригайлов мог стать повторением пройденного, актёр предпочёл неясного для него самого Порфирия и вскоре пожалел об этом: «Как ни бились мы… выискивая контрастные ритмы, которые так легко предлагал Достоевский в этом образе, увы, выявить их я не смог». Играть человека, чья самобытность в «переливчатости», оказалось неожиданно тяжело, и Смоктуновский в процессе съёмок не раз говорил в сердцах: «Вот надо было мне дать сыграть Раскольникова — там бы я знал, что делать».

Детство и юность

Иннокентий Михайлович был рождён в марте 1925-го в селе Татьяновка, что в Томской губернии (сейчас — Томская область), в семье Михаила Петровича и Анны Акимовны Смоктунович он стал вторым ребенком. По национальности еврей, но в анкетах писал, что белорус. Предков сослали в Сибирь после подавления восстания польских евреев в середине 19 века.

Когда мальчику исполнилось 4 года, семья бежала от голода в Томск, а позже — в Красноярск, где у Смоктуновских жили родственники. Там ситуация немного улучшилась. Глава семейства работал грузчиком в порту, мама Иннокентия устроилась на колбасную фабрику, но жить всё равно приходилось впроголодь. Для того чтобы прокормиться, Анне Акимовне приходилось воровать с работы кости с остатками мяса и использовать их для приготовления супов и бульона.

Иннокентий Смоктуновский (слева) с братом и тетей

В 1932 году, когда голод добрался до Красноярска, а Анну уволили, старших детей Кешу и Володю пришлось отдать на воспитание к тёте Надежде Петровне и её мужу. Супружеская чета, не имевшая собственных детей, искренне полюбила мальчиков, и жизнь стала относительно благополучной.

Смоктуновский учился плохо, не интересовался школьными предметами, проявлял свободомыслие и вспыльчивость, которые очень не нравились преподавателям. Кроме того, мальчик не признавал авторитетов, а также частенько ввязывался в драки. Будучи в 6-м классе, Иннокентий, уже тогда влюблённый в театр, записался в школьный драматический кружок, но вскоре был выгнан. Выйдя на сцену в день премьеры спектакля, от волнения подросток расхохотался перед зрительным залом и в итоге так и не смог сыграть. Впрочем, несмотря на этот эпизод, театр продолжал привлекать юношу. Всеми правдами и неправдами Кеша пытался попадать на спектакли городского театра.

Иннокентий Смоктуновский в юности

Ситуация осложнялась тем, что денег не было, и ради заветного действа парень шел на рискованные и часто незаконные шаги, вплоть до подделки билетов. Позже Иннокентий устроился на подработку в театр статистом, а потом поступил в школу киномехаников, и казалось, что жизнь налаживается, пока не произошла очередная беда.

Началась Великая Отечественная война, отца забрали на фронт. Юноша вынужден был совмещать привычную деятельность с подработкой, чтобы помогать семье, в которой подрастали четверо детей. В конце 1942 года пришло известие, что Михаил Смоктунович погиб, а уже через несколько месяцев и самого Иннокентия забрали воевать.

Иннокентий Смоктуновский в молодости

О том периоде жизни великий актёр позже рассказывал в интервью и автобиографии. За 2 года молодой человек успел побывать в плену, из которого бежал только благодаря неожиданной помощи одного немецкого солдата. Иннокентий пережил голод, который едва не свёл его в могилу, и спасся только потому, что семья крестьян приютила его, откармливала и ухаживала, рискуя при этом всем.

Через всю жизнь Смоктуновский пронёс чувство глубокой благодарности и после войны не терял связь со своими благодетелями.

С Ефремовым во МХАТе

На новой сцене Смоктуновский дебютировал в самом конце 1976 года в заглавной роли в чеховском «Иванове». Своими впечатлениями от этого дебюта Анатолий Эфрос поделился в книге «Профессия: режиссёр»: «Смоктуновский играет „Иванова“ необычайно глубоко. Собственно, на него только и смотришь в этом мхатовском спектакле. Он больше молчит, а говорят другие, но это значения не имеет, ибо, вот уж действительно, его молчание — золото… Он так слышит каждую фразу партнёра, так видит каждый его жест. Его лицо незаметно меняется от каждой чужой фразы или жеста. Иногда в зале и сам начинаешь почти физически ощущать, что на сцене чувствует этот Иванов». При этом Смоктуновский «в слове» понравился режиссёру меньше: он как будто объяснял словами своё молчание, и слова оказывались беднее.

Здесь, как некогда в БДТ, ему приходилось играть и роли, сшитые не по его росту, — в «Кремлёвских курантах» Н. Погодина, в «Так победим!» М. Шатрова… Но и эту неизбежную повинность искупали Порфирий Головлёв, Дорн в «Чайке», Войницкий и Серебряков в «Дяде Ване» Чехова. После раскола МХАТа в 1987 году Смоктуновский остался с Ефремовым в театре, получившем название МХТ им. А. П. Чехова. Смоктуновский и Ефремов, составившие блестящий дуэт ещё в 1966 году в фильме «Берегись автомобиля», в последние годы с нескрываемым удовольствием играли вместе в «Кабале святош» М. Булгакова (Ефремов — Мольер, Смоктуновский — Людовик XIV) и «Возможной встрече» П. Барца (Смоктуновский — Бах, Ефремов — Гендель).

О том, чем был Смоктуновский лично для Олега Ефремова и для его театра, рассказывал Анатолий Смелянский: «Уход Смоктуновского был одним из тех ударов, от которых не восстановиться. Он занимал совершенно особое место в Художественном театре: пока он был рядом, было ощущение порядка, какой-то актёрской иерархии, если хотите. Все понимали своё место и положение, потому как была точка отсчёта. Играя со Смоктуновским в последний раз в спектакле „Возможная встреча“ Пауля Барца… руководитель МХАТ, казалось мне, испытывал простую радость, которая так редко посещает его в последние годы. …Жизнь Художественного театра изменилась с уходом Иннокентия Смоктуновского, искусство Ефремова изменилось. Надо было строить театр, но уже без Смоктуновского. Долг и крест остались, а радость, кажется, совсем ушла».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector