По местам съемок «неуловимых мстителей» в крыму

«Корона Российской Империи»[править]

Успех первых двух фильмов был таким ошеломляющим, что Кеосаян решил снять третий. Третий фильм отличается от первых двух. С одной стороны, в нем больше всего блеска и треска, беготни по крышам поездов и акробатики на Эйфелевой башне, с другой — у него значительно менее продуманный сюжет.

Группа белоэмигрантов, среди которых уже знакомый нам Овечкин, Бурнаш, мельком появлявшийся в прошлом фильме поручик Перов и профессиональный вор Степан Нарышкин, решают украсть из московского музея корону Российской Империи. Якобы — в пользу одного из двух эмигрантов Романовых, претендующих на российский престол в изгнании. В реальности, корону хочет продать на аукционе за миллионы долларов реальный организатор похищения — французский дипломат-интриган мсье Дюк.

Выросшие Неуловимые, которые после войны стали работать в ВЧК, получают задание: предотвратить исполнение планов заговорщиков. И далее разворачивается эффектное противостояние, в котором им придется гоняться за врагами Советской власти на дрезинах, ловить их в катакомбах, преследовать до самого Парижа и драться с ними на пароходе в Чёрном море.

«Новые приключения неуловимых»[править]

Если в первом фильме звездой был Данька Шусь, то в этом — гимназист Валерка. Ведь теперь героям предстоит не бегать по степям за бандитами, а провернуть разведывательную операцию в городе в тылу у белогвардейских офицеров врангелевской контрразведки. Именно на такое задание они отправляются в Крым, где под занавес Гражданской войны строят последние бастионы остатки Вооруженных сил Юга России. Именно планы этих укреплений и предстоит добыть Мстителям.

Валерка, как лучше всех знающий нравы образованных городских жителей, становится главным агентом внедрения — он выбирает себе легенду молодого дворянина, спасающегося в Крыму от красных. Он знакомится с офицером врангелевской контрразведки штабс-капитаном Овечкиным, втирается к нему в доверие (вернее, полагает, что втирается). Прочие в это время находят в городе Бубу Касторского и сочувствующего красным аптекаря-химика, и готовятся поддержать Валерку.

Опытный спецслужбист Овечкин без труда раскалывает начинающего разведчика, но Валерка спасается при помощи изобретения аптекаря — взрывающегося бильярдного шара. Тут уже всем пятерым приходится взяться за оружие, чтобы внаглую похитить планы укреплений из сейфа начальника контрразведки полковника Кудасова. Это кончается удачей — но ценой жизни бедного Бубы Касторского…

Актёры после съёмок в «Неуловимых мстителях»

Из всех мстителей только Виктор Косых, играющий Даньку, смог успешно продолжить работу актёра. Он снялся почти в сорока кинолентах, но никакой из данных фильмов не смог повторить его былой успех юности. Актёр погиб в декабре 2011 года. Что касается Васильева, сыгравшего цыгана Яшу, то он закончил свою актёрскую карьеру именно на «Неуловимых мстителях».

Виктор Косых, сыгравший Даньку

Курдюкова, исполнившая роль Ксанки, вышла замуж за музыканта Бориса Сандуленко и стала домохозяйкой. В кинематографе она больше не появлялась, а до свадьбы подрабатывала в буфете и торговала хлебобулочными изделиями. Метёлкин после «Неуловимых мстителей» снимался ещё в нескольких картинах, но серьезного успеха на этом поприще он не достиг. На данный момент он живёт в Москве и режиссирует документальные фильмы.

Путь к славе

Василий – чистокровный цыган. Он родился и вырос в многодетной (был одним из четырнадцати ребят) семье. До шести лет вместе с табором кочевал по разным населенным пунктам, но когда вышел указ об оседлой жизни цыган, с родителями, братьями и сестрами поселился во Владимирской области.

Мальчик с детства рос неординарной и творческой личностью. Он виртуозно играл на гитаре, писал песни, красиво пел, участвовал в художественной самодеятельности. Однако свои достижения он считал не более чем просто хобби. После окончания школы поступил в сельскохозяйственный техникум, поскольку мечтал стал трактористом.

Однако судьба распорядилась иначе. Однажды к ним на пробы приехал ассистент режиссера. Увидев Василия, он понял, что нашел именно того человека, который лучше всего воплотит образ Яшки-цыгана на экране. Парня пригласили на съемки в Москву. Было глупо отказываться от такого уникального шанса, поэтому он согласился. Кстати, на эту роль претендовало восемь тысяч юношей, поэтому Василия можно с уверенностью назвать настоящим везунчиком.

Творческий путь определил ВГИК

Окончание работы над трилогией о неуловимых пришлось на период взросления юных актеров и совпало со временем окончательного выбора ими своей профессии.

Витя Косых решил продолжить артистический путь и из детского кино «шагнуть» во взрослое. Отучившись в Московском пограничном училище, он поступает во ВГИК на факультет актерского мастерства. В кино актер снимается много, но играет роли по большей части в эпизодах. Самой яркой актерской работой кинематографической биографии Косых остался Данька. Фильмография его, как профессионального актера, насчитывает около 50-ти кинолент. Среди наиболее известных — работы в фильмах «Юнга Северного флота», «Оазис в огне», «Пограничный пес Алый», «Холодное лето пятьдесят третьего». В 2001 году во втором « возрастном» браке у Виктора Ивановича родилась дочка Катя. «Она мне дала и второе, и третье, и десятое дыхание» — говорил актер, преодолевая затяжной послеперестроечный творческий кризис. В последние годы по состоянию здоровья Косых работал немного и в основном в театральном амплуа, выступая в СТД и театре «Темп».

Еще в период съемок «Неуловимых» Михаил Метелкин поступает во ВГИК, но не актерский, а на продюсерский факультет. Учебу приходилось совмещать с работой в кино (фильмы «Когда наступает сентябрь», «На пути к Ленину»). Будучи призванным в 1973 году в армию, молодой человек служит военным фотокорреспондентом МВО, а затем становится редактором АПН на телевидении. Несмотря на поступающие предложения от режиссеров, актерскую карьеру Метелкин продолжать не хочет, а вот творческая деятельность в кинематографе его привлекает. В 1979 году Михаил сдает экстерном 30 экзаменов и становится студентом второго курса режиссерского факультета ВГИК. Студенческими работами стали художественные короткометражки «Компаньон» и «Неоконченный портрет».По окончании учебы ему предлагают работу на киностудии «Мосфильм». Режиссерский дебют Метелкина – х/ф «Заморозки имели место». Но конец творческой работе в художественном и документальном кино положила перестройка. Михаил Михайлович уходит в торговый бизнес и больше к прежней профессии не возвращается.

Василий Васильев — Яшка-цыган

До шести лет Вася Васильев кочевал вместе с табором, который впоследствии осел в городе Вязники во Владимирской области. В школе Василий учился хорошо, вел кружок художественной самодеятельности, но о профессии артиста не мечтал. Он собирался поступать в училище на механизатора, как вдруг в его жизнь вмешался троюродный брат, актер Юрий Цурило. Он порекомендовал Василия на роль Яшки-цыгана.

Конкурс был сумасшедший, съемочная группа просмотрела около 8000 кандидатов. Но Вася Васильев обладал полным набором нужных качеств: играл на музыкальных инструментах, пел, танцевал и одновременно был сильным спортсменом. Василий занимался стрельбой, плаванием, троеборьем.

К слову, спортсменами были все четверо: Косых и Метелкин занимались конкуром и самбо, а Валентина Курдюкова была гимнасткой. Васильеву тоже досталось на съемках: в одной из сцен осколок разбившегося стекла пропорол ему щеку. Врачи зашили рану, и юный актер вернулся в кадр. Как говорится, искусство требует жертв.

После трилогии Василий Васильев в кино не снимался: по его словам, все предложения от режиссеров не шли ни в какое сравнение с Яшкой-цыганом. Механизатором он тоже не стал. Семь лет Васильев работал в цыганском театре «Ромэн», потом — два десятилетия в «Ленконцерте», объехал весь Советский Союз.

В «лихие девяностые» Васильев переехал в Тверь, занялся бизнесом. Но все-таки творческая натура взяла верх: 69-летний Василий Васильев заведует цыганским культурным центром и выступает с семейным цыганским ансамблем, в который входят жена, дети и внуки.

Владимир Трещалов — Сидор Лютый

Разобраться в биографии Владимира Трещалова сложно: он обожал рассказывать о себе истории, которые не соответствовали действительности. Например, о том, что якобы сидел в тюрьме. Но сестра актера уверяла, что ничего подобного в биографии Владимира не было.

Сын командира кремлевского полка должен был стать военным, но пошел против воли отца. Отслужив вместо учебы в военном училище срочную службу, Трещалов поступил в Школу-студию МХАТ. Молодой человек с привлекательной внешностью начал сниматься в кино еще во время учебы.

В «Неуловимых» Трещалов попал не только благодаря внешности, помогла и хорошая спортивная форма. Во время одного из трюков актер повредил ногу, но продолжил съемки. Сам Владимир Леонидович позже говорил: «Сидор Лютый… в жилу. Прямо мой характер. А я был в то время сильный физически, никого и ничего не боялся. А сильные люди, как правило, все говорят открыто…»

Темперамент Трещалова столкнулся с темпераментом Эдмонда Кеосаяна. Одна из ссор привела к тому, что режиссер решил поскорее избавиться от Лютого. Более того, озвучивал персонажа не сам Трещалов, а Евгений Весник. Характер мешал Трещалову и дальше. В семидесятые после инцидента с руководителем актерского отдела «Мосфильма» Адольфом Гуревичем он вообще остался без ролей, некоторое время работая водителем троллейбуса.

Вернувшись в кино, он снимался в небольших ролях. Добиться большего мешали все тот же темперамент и влюбчивость. Только официальных жен у него было четыре, не считая мимолетных романов. В девяностые актер сильно болел, хотя и продолжал работать в театре. Умер Владимир Трещалов в декабре 1998 в возрасте 61 года.

Виктор Косых — Данька

Изначально Кеосаян планировал, что главные роли сыграют студенты ВГИКа, похожие на подростков. Но найти таких не удалось, и тогда ассистенты по подбору актеров переключились на школьников.

С Данькой оказалось проще всего. На эту роль пригласили приемного сына актера Ивана Косых Виктора, который к тому времени уже был звездой.

В 13 лет Виктор Косых снялся в роли Кости Иночкина в комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». После этого на талантливого паренька обрушился целый поток предложений, одним из которых и стали «Неуловимые».

Для юных актеров съемки стали настоящим испытанием: многие трюки они выполняли сами. Виктор, что называется, ходил по краю: то прыгал из окна мимо лошади, то попадал под несущуюся на полном ходу бричку. Каким-то чудом все обошлось. Позже Виктор Косых иронически замечал, что только за первую часть он «расправился» с несколькими десятками врагов.

После «Неуловимых» Виктор Косых окончил актерский факультет ВГИКа и снялся более чем в 50 картинах. Увы, но успеха своих первых ролей ему повторить не удалось, хотя были хорошие работы: например, начальник заставы в фильме «Пограничный пес Алый» или портовый ремонтник в фильме-катастрофе «Тревожное воскресенье».

В девяностые годы работы у актера стало мало, появились проблемы с алкоголем. В 2009-2011 годах он как минимум трижды становился героем хроники происшествий: дважды попадал в ДТП, а один раз неудачно упал на улице.

22 декабря 2011 года Виктор Косых скончался в своей московской квартире от сердечной недостаточности. Ему был 61 год.

Савелий Крамаров — Илюха Косой

Дебютировав в кино в 1959 году, Крамаров всего за несколько лет заслужил репутацию одного из лучших комедийных актеров страны. Эдмонд Кеосаян брал Крамарова в картину, чтобы добавить ей юмора, и не промахнулся.

Истошное крамаровское «Нечистая!» до сих пор звенит в ушах. Ну и, конечно, все помнят: «А вдоль дороги мертвые с косами стоят! И тишина…» В 1981 году Савелий Крамаров эмигрировал из СССР. Для многих это стало настоящим шоком. В США актер намеревался сделать успешную карьеру в Голливуде. Самыми известными фильмами американского периода для Крамарова стали «Москва на Гудзоне», «Красная жара» и «Танго и Кэш».

В отличие от Бориса Сичкина, финансовых проблем в США Крамаров не имел. Но внезапно у актера, ведшего здоровый образ жизни, нашли рак. Усилия врачей не помогли: в 1995 году Савелий Крамаров скончался в возрасте 60 лет.

Откуда есть пошло[править]

Первый фильм является второй по счёту экранизацией повести П. Бляхина «Красные дьяволята». Экранизация весьма вольная, что неудивительно: между написанием повести (писавшейся, что называется, по горячим следам прошедшей Гражданской войны) и написанием сценария к этому фильму прошло несколько десятилетий. Первая экранизация (называвшаяся, собственно, «Красные дьяволята») была на тот момент утеряна, и режиссёр Э. Кеосаян даже не смог с ней ознакомиться. Поэтому фильм снимался совершенно независимо, и с предыдущими инкарнациями «Дьяволят» его объединяет только общий сюжет о группе подростков, сражающейся с бандитами.

Состав персонажей по сравнению с «Дьяволятами» изменился. Во-первых, фигура симпатичного представителя нацменьшинства, которая в прошлых инкарнациях успела побывать негром и китайцем, в этом фильме превратилась в цыганёнка Яшку. Во-вторых, в команде героев появился четвёртый персонаж, немыслимый в прошлые годы — представитель интеллигенции, городской гимназист Валерка Мещеряков.

Эдмонд Кеосаян — «Шустрый брюнет»

Создатель «Неуловимых» и сам снялся в трилогии в эпизодической, но запоминающейся роли. К моменту начала работы над фильмом за плечами выпускника режиссерского факультета ВГИКа было уже несколько картин, отмеченных призами кинофестивалей. Более всего зрителям запомнилась «Стряпуха», в которой сыграли Светлана Светличная и Владимир Высоцкий.

Но так уж получилось, что Кеосаян для всех стал именно режиссером трилогии о «Неуловимых», на которую он потратил несколько лет своей жизни.

Затем режиссер более десяти лет работал на «Арменфильме», в восьмидесятые вернулся на «Мосфильм», где снял несколько картин, в том числе автобиографическую драму «Вознесение». Фильмы отмечались призами кинофестивалей, но ураганного успеха «Неуловимых» не имели.

Эдмонд Гарегинович Кеосаян ушел из жизни в 1994 году в возрасте 57 лет после тяжелой болезни.

Михаил Метелкин — Валерка Мещеряков

Задолго до Гарри Поттера у советских мальчишек появился свой супергерой в очках. Валерка Мещеряков не владел волшебной палочкой, зато отлично метал ножи, мастерски применял приемы рукопашного боя, был умен и начитан. Скольких юных очкариков советской эпохи избавил от комплексов этот персонаж, не сосчитать.

В фильм Михаила «сосватал» Виктор Косых, до этого снимавшийся с Метелкиным в другой картине. К тому же оба учились в одной школе. Несмотря на то, что Михаил поначалу показался режиссеру щупленьким, со всеми трюками он справился блестяще. А их на долю Михаила за три картины выпало немало.

Перед третьей картиной Михаил поступил на экономический факультет ВГИКа. После его окончания ему предложили работу директором картин в главной редакции телеинформации Агентства печати «Новости». В 1973-1974 годах он проходил службу в армии в качестве фотокорреспондента в штабе Московского военного округа.

Потом снова была работа в АПН, но Михаил мечтал вернуться в художественное кино в качестве режиссера. В 1979 году поступил на режиссёрский факультет ВГИКа. По его окончании Метелкин снял несколько короткометражных картин, а затем — фильм «Заморозки имеют место» со Станиславом Любшиным, Виктором Проскуриным, Валентиной Титовой и чемпионом мира по шахматам Анатолием Карповым.

Однако большой кинокарьеры все-таки не получилось. Михаил снимал рекламные ролики для кинофестивалей, выполнял частные заказы, а в девяностые, когда киноиндустрия в стране рухнула, ушел в бизнес. В марте Михаилу Михайловичу Метелкину исполнится 69 лет. В свободное от работы время он продолжает заниматься конным спортом, навыки которого так пригодились ему для роли Валерки.

Прощальный удар

Кнея, старшая дочь Василия Васильева. В 1990-е годы Галина и Кнея лишились своего единственного жилья. По словам Кнеи, отец уговорил маму продать их квартиру и вложить деньги в большой дом на берегу Финского залива. Тогда он сам оказался жертвой мошенников. Но вернулся в Тверь к Марине и дочерям.

Кнея с мамой, Галиной Храмовой. Бывшая жена и старшая дочь, к тому времени уже совершеннолетняя, остались без крыши над головой. Галина тогда, увидев объявление о наборе домашнего персонала в США, решила рискнуть. Терять им всё равно было уже нечего. Через три месяца она и дочь вызвала к себе. Кнея накануне отъезда позвонила отцу, хотела увидеться на прощанье. Но у него оказались свои планы, нарушать которые Василий Васильев не захотел.Он долгое время вообще не упоминал о своей первой семье. Будто и не было в его жизни Галины Храмовой и девочки Кнеи, которая его сначала очень любила, а после долго не могла понять, почему он забыл о ней.

Василий Федорович обрел семейное счастье с женой Марианной и дочками Есенией и Кристиной. Но время лечит любые раны. Наверное, Василий Фёдорович вынес свои уроки из первого брака. И во второй семье вёл себя уже совсем по-другому. Он действительно стал хорошим семьянином, заботливым отцом, любящим дедом.

Василий Васильев и его дочь Кнея. Кнея давно простила его. Она живёт в Португалии с мужем и мамой, крепко стоит на ногах. Они с мужем открыли свой ресторан, а маме дали возможность просто наслаждаться спокойной жизнью. Кнее лишь хочется, чтобы отец не вычеркивал её из жизни, а вспоминал иногда о том, что у него есть ещё одна дочь.В конце 1960-х гг. самыми популярными подростками в СССР стали актеры, сыгравшие главные роли в фильме «Неуловимые мстители». Только за первые два месяца его посмотрели 30 млн зрителей, и четверка «мстителей» приобрела всесоюзную известность. Но, как ни странно, столь удачный дебют в кино не был залогом успешной кинокарьеры, и для многих актеров, снимавшихся в фильме, на этом триумфе все и закончилось.

Актерский состав и главные роли фильма

Режиссер тщательно подыскивал исполнителей главных ролей.

Виктор Косых (Данька)

На момент съемок фильма Виктор Косых уже заявил о себе в комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» и драме «Отец солдата». По решению режиссера роль Даньки Щуся предназначалась ему, что учитывалось при написании сценария.

В 2011 г. Виктор Косых скончался от сердечной недостаточности.


Главный герой Данька – Виктор Косых.

Михаил Метелкин (Валерка Мещеряков)

Роль гимназиста Валерки получил Михаил Метелкин с подачи Виктора Косых. Молодого актера сначала не утвердили из-за невысокого роста. Пришлось усиленно питаться морковью и вырасти на 7 см за 3 месяца.

Другие роли актера: «Когда наступает сентябрь», «Не хочу быть взрослым».


Михаил Метелкин в роли Валерки.

Василий Васильев (Яшка Цыган)

Персонаж Яшка Цыган введен в картину вместо китайца Ю-ю из повести Бляхина. Режиссер долго подыскивал исполнителя этой роли из 8000 претендентов. Вася Васильев до 6 лет жил в цыганском таборе, с детства умел скакать на лошадях, петь и играть на гитаре.

Артист работал в театре «Ромэн», гастролировал с Ленконцертом, исполняя романсы, бардовские песни и собственные сочинения. От предложений сниматься в фильмах отказывался. Яшка Цыган остался его главной ролью.


Зажигательный Яшка Цыган – Василий Васильев.

Валентина Курдюкова (Ксанка)

Валю пригласили на роль Ксанки (сестры Даньки) благодаря ее занятиям гимнастикой в Спортивной школе. Девочка быстро освоила езду на лошади, справлялась с трюками не хуже мальчишек. Она снялась в фильмах трилогии, но продолжать дальше актерскую профессию не стала.


В роли Ксанки – Валентина Курдюкова.

Борис Сичкин (Буба Касторский)

Буба Касторский в исполнении Бориса Сичкина – украшение фильма. Артист с детства увлекался танцами, первые уроки получил, когда жил в цыганском таборе, сбежав из дома.

Длительное время жил в США и там продолжал творческую деятельность. Сердце артиста остановилось в Нью-Йорке. Его прах покоится на Ваганьковском кладбище в Москве, на гранитной плите изображен образ Бубы Касторского.


Блистательный Борис Сичкин.

Савелий Крамаров (Илюха Косой)

Режиссер пригласил комедийного артиста на роль Илюхи, чтобы придать легкости драматическим событиям. Его «а вдоль дороги мертвые с косами стоят! и тишина…» повторяется всеми поколениями.

Играл в фильмах «Иван Васильевич меняет профессию», «Джентльмены удачи», «Город мастеров», «Мама» и др.

В 1981 г. артист уехал в Америку, снимался в Голливуде («Красная жара», «Москва на Гудзоне»). Умер в 1995 г.


Знаменитый Савелий Крамаров.

Ефим Копелян (атаман Бурнаш)

Артисту Ленинградского театра БДТ Ефиму Копеляну роль атамана Гната Бурмаша принесла известность.

Фильмы с участием Ефима Копеляна: «Преступление и наказание», «Ошибка резидента», «Даурия». На протяжении всех серий в «Семнадцати мгновениях весны» за кадром звучит голос актера.

В 1975 г. артист ушел из жизни после второго инфаркта.


Атамана Бурнаша сыграл Ефим Копелян.

Владимир Трещалов (Сидор Лютый)

Актер был утвержден на роль бандита Сидора Лютого – умного, коварного противника. Красотой и темпераментом Владимир Трещалов соответствовал образу врага.

Играл в фильмах «Битва в пути», «Штрафной удар», «Иду на грозу», «Из жизни Федора Кузькина» и др.

Актера не стало в 1998 г., не выдержало сердце.


Владимир Трещалов в роли Лютого.

Остальные актеры

В эпизодических ролях в фильме задействованы актеры:

  1. Лев Свердлин в роли С. М. Буденого в конце фильма принимает народных мстителей в ряды Красной Армии и присваивает Яшке фамилию Цыганов.
  2. Инна Чурикова сыграла белокурую Жози. В дуэте с Борисом Сичкиным исполнила романс перед прибывшими «бурнашами» и жителями хутора.
  3. Геннадий Юхтин – Игнат, подручный Лютого.

Благодаря всем участникам съемок картина получилась яркой и динамичной, отражающей события Гражданской войны.

Подбор актеров

Кеосаян полагал, что главных героев картины легко найдет во ВГИКе, выбрав среди студентов самых юных ребят. Но этого не случилось, все казались гораздо старше экранных персонажей. Взгляд режиссера пал на приемного сына актера Ивана Косых, который в свои 15 лет уже имел несколько удачных киноработ, в том числе сыграл легендарного Костю Иночкина в «Добро пожаловать». Так, Виктор Косых попал на роль Даньки, отца которого расстреляли махновцы. Правда, в фильме имя Нестора Махно не упоминается. В картине действует банда Бурнаша.

На роль Валерки, сына питерского рабочего, идеально подошел 13-летний Михаил Метелкин, которого порекомендовал Виктор Косых. Подростки накануне вместе снимались в одной из картин. Теперь же они встретились в «Неуловимых мстителях». Актеры ждали своих партнеров довольно долго. Ксанку и Яшку-цыгана нашли не сразу.

Тропы[править]

  • Бастард — полковник Кудасов, который очень нервно реагирует на мнимых племянников.
  • Враги сожгли родную хату — убийство Лютым отца Даньки и Ксанки.
  • Всегда хорошие — это же советский фильм, как здесь красные могут не быть хорошими?
  • Дева в беде — Ксанка в первом фильме. В третьем расцветает физически и уже наравне со всеми участвует в борьбе против врагов Советской власти.
  • Игры азартные и не очень — бильярд Валерки с Овечкиным. Также это возможность для Валерки подбросить заминированный шар и спастись от ареста, пользуясь замешательством оглушенных беляков.
  • Идиотский мяч — Бурнаш упорно игнорирует предупреждения Лютого, что Данька — «засланный казачок». Убедить его удается только очной ставкой «Грини» с отцом.
  • Изменился за лето — Ксанка. В первых двух частях — худощавая, коротко стриженная девчонка, похожая на мальчика. В третьей — настоящий большевистский секс-символ.
  • Катакомбы
  • Клюква — обсуждения туристов в третьем фильме:

    • Негры едят людей! Люди их национальная пища!!!
    •  — Все большевики играют на бабалайках!— Балалайках!— Очень возможно, я не совсем понимаю по-русски, но великолепно знаю, что этот самый русский инструмент, как его на…— Балалайка!— Да, есть музыкальный предмет большевиков!
  • Крутой ботан — Валерка.
  • Крутой в дурацком колпаке — Буба, на первый взгляд безобидный еврейчик-одессит, артист несерьёзного жанра. Однако оказывается не менее крут, чем четвёрка Неуловимых: в первом фильме справедливо распределяет люлей между «бурнашами» во время драки в трактире, во втором — подрывает врагов гранатами из бильярдных шаров и водит за нос контрразведку (в том числе троллит её не хуже клоуна Коко из «Капитана Крокуса»). А если приглядеться — видно, какие у него мощные мышцы.
  • Культурный мерзавец — сотрудники врангелевской контрразведки («Новые приключения неуловимых»)/
  • Музыкальный триппер — «Погоня в горячей крови», куплеты Бубы Касторского, куплеты шансонетки (Увозил меня полковник за кордон…).
  • Пастырь добрый — отец Митрий.
  • Пастырь нерадивый — член банды бурнашей отец Философ. Возможно, это его реальное имя (существует такое православное монашеское имя), а возможно — прозвище «отец-философ». Не уточняется.
  • Плохой хороший конец — гибель Бубы на последних минутах второго фильма.
  • Пощадить ребёнка — Сидор Лютый застрелил отца семейства Щусь, Даньку только выпорол, а Ксанку пощадил. А что с ним потом сделал Данька… ну вы поняли.
  • Правая рука главгада:

    • Сидор Лютый для Бурнаша.
    • «Новые приключения неуловимых» — штабс-капитан Овечкин.
    • «Корона Российской Империи, или Снова неуловимые» — Овечкин, разделавшись с Кудасовым в эмиграции, обзаводится своим собственным драконом: анонимным шпиком из второй части, прославившимся меткой стрельбой. (В роли этого шпика — сам режиссёр Э. Г. Кеосаян.)
  • Самоубийственно выглядящий прыжок/Упасть в воду — во второй части Яшка сигает в воду с обрыва, уходя от преследователей. Вскоре он выплывает и отправляется в табор к своим соплеменникам.
  • Символ из второй части — «Погоня» впервые звучит только в «Новых приключениях…»
  • Так плохо, что уже хорошо — романс Белокурой Жози. Кеосаян сам написал слова ночью, на прикроватной тумбочке. Разбудив жену, зачитал ей креатив. «Какая пошлость!» — отреагировала супруга режиссера, и он понял, что написал именно то, что нужно.
  • Убежать в закат — четверо Неуловимых выезжают на фоне рассвета в начале и уезжают в закат в конце.
  • Характерный тик:

    • Валерка то и дело поправляет очки.
    • Овечкин кратко дёргает шеей, чуть задирая при этом подбородок, причем держа голову не прямо, а повернув её чуть набок. Подсвечено: в третьем фильме его, мастера маскировки, по этому тику и опознали.
    • Перов чуть сдвигает назад головной убор.
  • Цыгане — ясное дело, Яшка, симпатичный представитель нацменьшинства, заменивший собой негра и китайца из предыдущих инкарнаций «Дьяволят». Сказочный гитарист и певец, лихой наездник, отважный борец за счастье всего трудового народа.
  • Чудо одной сцены

    Был так популярен, что его в качестве камео ввели и в сиквел, где он, ввиду разгрома бурнашовской банды, служил уже в Добровольческой армии.

     — Терехов (персонаж Савелия Крамарова). «А вдоль дороги мертвые с косами стоят! И тишина…» стало визитной карточкой фильма (см. эпиграф).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector