Владимир крючков — биография, новости, личная жизнь

Смерть

В годы перестройки советское кино 1930-1950-х годов нарекли сталинским, а популярных актеров того времени стали обвинять в пособничестве коммунистическому режиму. Не минула эта участь и Крючкова: власти особо не жаловали народного артиста, который в преклонном возрасте впал в нищету.

Под конец жизни Николай Крючков жил в дачном поселке Икша вместе с супругой. Он уже почти не мог разговаривать, от курения в его горле появилась опухоль. Лидия Крючкова, вспоминая о последних днях мужа, говорила, что они много шутили и даже пели.


Могила Николая Крючкова

Николай Афанасьевич лежал в больнице, а жена навещала его каждый день. Незадолго до смерти артист стал засыпать среди дня примерно на полчаса. Лидия Николаевна будила мужа, а он просил, чтобы ему не мешали, ведь он уходит в другую жизнь. Когда актёр просыпался, супруга спрашивала: «Ну как там, в другой жизни?». Он отвечал: «Пока не приняли. Сказали – рано».

Николай Крючков скончался 13 апреля 1994 года. На посмертном памятнике вместо фото установили барельеф с изображением артиста.

Википедия: причина смерти Николая Крючкова

Николай Крючков умер в Москве в 1994 году. Вплоть до самой смерти актер участвовал в съемках многих фильмов. В знак уважения и почитания таланта гения в 2001 году в России была выпущена его именная марка. Википедия Николая Крючкова содержит список всех киноработ, в которых можно увидеть настоящую актерскую игру народного артиста. Мастерство этого творческого человека является хорошим примером для нового поколения актеров. За свою карьеру актер играл на одной площадке вместе с выдающимися представителями актерского жанра, такими как Фаина Раневская, Георгий Милляр, Людмила Гурченко, Георгий Вицин и другими.

Жена Николая Крючкова – Лидия Крючкова

Жена Николая Крючкова – Лидия Крючкова – стала его последней любовью, с которой он прожил до смерти тридцать лет. Женщина была младше Николая на двадцать лет, но смогла полюбить великого актера.

Лида и Николай повстречались на съемочной площадке, где он был актером, а она ассистенткой режиссера. Брак оказался счастливым, но женщине пришлось подстраиваться под своего супруга, поскольку он оказался совершенно не приспособленным к семейной жизни.

Она ухаживала за ним, как за ребенком, поскольку он не мог даже вскипятить себе чай или сварить яйцо на завтрак. В том случае, если супруга не успевала вовремя возвратиться с работы, Николай просто сидел и ждал ее, даже не удосуживаясь посмотреть в холодильник.

Именно любовь и понимание супруги помогли сберечь брак, поскольку Крючков не хотел уходить из дома.

Жены Николая Крючкова — фото

С первой женой, Марией Пастуховой, Николай Крючков познакомился в конце 1930-х годов во время работы над фильмом «Трактористы». Вместе пара прожила 6 лет, но затем брак распался из-за увлечения Крючковым актрисой Аллой Парфаньяк, с которой также сблизился на съемках фильма. То ли от первого брака, то ли от связи с неустановленной женщиной у Крючкова появился сын Борис. Источники объявляют обе версии состоятельными.

Николай Крючков с женой «номер два» познакомился в 1945 году. Избранницей оказалась коллега актера по фильму «Небесный тихоход», Алла Парфаньяк, о которой упоминалось выше. Красавица с невероятным, женственным обаянием, она не могла не привлечь внимания охотника за женщинами. Николай Крючков был старше жены на 13 лет, а брак их продлился до 1957 года. Причиной расставания стали слишком различные взгляды на жизнь.

Фото жены Николая Крючкова, Аллы Парфаньяк, доказывают, какой неординарной и непростой личностью она являлась. От второй жены у артиста родился сын Николай, с которым впоследствии Крючков почти не общался. А Парфаньяк удачно вышла замуж за актера Михаила Ульянова и прожила с ним счастливую жизнь до самой старости.

Третья возлюбленная артиста происходила не из мира кино, а из мира спорта. Следующую жену Николая Крючкова звали Зоя Кочановская, и она была заслуженным мастером по лыжному спорту. Тем не менее, знакомство будущих супругов состоялось тоже на съемках фильма, где Зоя исполняла обязанности ассистента режиссера.

Николай Крючков и его жена Зоя имели все шансы стать счастливой парой на долгие годы. Увы, трагическая случайность предопределила исход их истории. Спустя всего лишь три месяца после свадьбы третья жена актера Николая Крючкова погибла в автокатастрофе — ее сбил проезжающий на огромной скорости автомобиль. Крючков видел, как скончалась его любимая, и оказался на грани безумия.

Оправиться от тяжелого удара актеру помогла его четвертая жена, которую звали Лидия. Со всеми женами Николай Крючков повстречался на съемках кинолент, и Лидия не стала исключением. Судьбоносное знакомство с последней супругой произошло во время работы над фильмом «Капроновые сети» (1962). Исключение состояло вот в чем – Лидия излечила Николая от прошлых душевных травм, и чета искренне любила друг друга, прожив в браке более 30 лет.

Не помешала счастью даже существенная разница в возрасте, а ведь Крючков был старше жены на 20 лет. Лидии мягко и настойчиво удалось добиться мирной жизни для всей семьи Крючковых. У пары родилась дочь Эльвира, выбравшей профессию переводчика.

Супругов смогла разлучить лишь смерть Николая Крючкова. В 1994 году прославленный актер скончался в результате лор-заболевания. После него остались любимые фильмы и родившиеся когда-то дети. У Эльвиры родилась дочь Екатерина, а та произвела на свет девочку Анфису. Род великого артиста Николая Крючкова продолжается, и есть кому чтить его память.

https://youtube.com/watch?v=hIxh7EmtV60

Возможно интересно: Жена Александра Михайлова, Жена Николая Рыбникова.

Детство

По старинному обычаю, имя новорожденной девочки было выбрано в строгом соответствии со святцами. Ей дали имя Зоя. «Жизнь» — так переводится это имя с греческого языка.

С самых ранних лет, как и все остальные дети староверов, дочь Яковлевых была приучена к труду. Работать приходилось много, ведь в Мисцево никто не покупал продукты в магазине, да его там отродясь и не было — потомки раскольников жили с собственных огородов, держали скотину и все необходимое для дома делали своими руками.

Юная Зоя Кочановская росла жизнерадостной и общительной. Она унаследовала творческую жилку от родителей-староверов, чьи эстетические идеалы состояли в стремлении к красоте и гармонии с природой, разумно устроенной по воле Божьей.

Отец с детства привил ей любовь к лыжам. Места для катания в глухом Мисцево было предостататочно.

Зоя была умной, чувствительной, общительной и словно наполненной каким-то внутренним светом и природным состраданием к окружающему миру, людям и животным.

Свадьба

Так вышло, что, несмотря на широкую популярность и заслуженную славу, Николай Крючков никогда не был обеспеченным человеком. Вероятно, деньги ему и не были нужны. Гораздо важнее была эмоциональная наполненность от всеобщего признания и любви зрителей.

Так или иначе, кроме миниатюрной квартирки в центре Москвы у него ничего не было. Однако материальные трудности совсем не пугали ни жениха, ни невесту. Они были счастливы уже просто от того, что есть друг у друга.

По настоянию друзей Крючков все же обуздал свою гордость и попросил у руководства новую комфортную квартиру, и ему пошли навстречу. Ключи от семейного гнездышка были вручены паре прямо на свадьбе.

Торжество было очень скромным. Оба – взрослые люди, уже бывавшие в браках и обжегшиеся ими. Никаких пышных нарядов и шумного веселья. Только узкий круг самых близких друзей со стороны жениха и невесты. Но всем было очень весело и по-домашнему уютно.

ПОДРОБНОСТИ: Алексей Гуськов биография личная жизнь семья жена дети фото

Однако судьба уготовила избраннице Николая Афанасьевича трагическую участь. Их счастье продлилось всего три месяца. Они даже не успели въехать в свою новую квартиру.

Женщины в жизни кинозвезды

Съемки в «Трактористах» не только подняли на новую ступень актерский талант Крючкова. Участие в этом фильме подарило ему любовь актрисы Марии Пастуховой, которая впоследствии стала его первой женой. Всего в жизни Николая Афанасьевича было 4 брака.

Послевоенная картина «Небесный тихоход» стала судьбоносной для артиста, потому что на съемках фильма он встретил Аллу Парфаньяк, от которой у Николая родился сын. Впоследствии брак распался по причине неверности жены.

Третья любовь стала трагичной. Актер потерял спортсменку Зою Кочановскую, которая погибла в ДТП через несколько месяцев после того, как влюбленные поженились.

С этого момента Николай Афанасьевич решил больше не впускать в свое сердце любовь. Но по прошествии двух лет, во время съемок познакомился с помощницей режиссера. Избранницу, которая была младше Николая Афанасьевича на 20 лет, звали Лидия Николаевна. У нее была дочь Эльвира. Именно эта девочка и стала ближе всего актеру.

Непростое детство

Крючков Николай Афанасьевич (настоящая фамилия – Крючков, хотя ходили слухи, что это его творческий псевдоним) – коренной москвич. Он родился 24 декабря 1910 года. Семья была многодетная. Помимо маленького Коли, который родился семимесячным, было еще 7 детей. Однако условия были слишком тяжелые, поэтому шестеро братьев и сестер не выжили. Да и сам Коля здоровьем не отличался. Из-за больных шейных позвонков он не мог держать голову прямо. И даже врачи были в этой ситуации бессильны. Надежда оставалась лишь на одно доступное лекарство – спорт. И Коля занимался им с полной отдачей. Зимой – лыжи, летом – футбол. Парень очень увлекся боксом. Болезнь не устояла перед таким напором и отступила.

Да и нельзя было пареньку болеть – взрослеть пришлось рано. Коле повезло больше, чем его сверстникам – его отец вернулся домой живым с Первой мировой войны. Устроился на комбинат работать грузчиком и, казалось бы, семья теперь могла свободно вздохнуть. Но раны, полученные на войне, не дали отцу прожить долго. Очень скоро он умер. Коля и Петр (его родной брат) остались с матерью, которая теперь одна воспитывала сыновей. Было тяжело, помогали друзья и соседи – кто подкармливал пустыми щами, кто давал хлеб, кто – рыбу. Народ жил небогато, но если б не та помощь, кто знает, смогли бы выжить дети или нет.

Уже в 14 лет Крючков Николай Афанасьевич стал обеспечивать свою семью. После окончания семилетки он отправился в фабрично-заводское училище, откуда вышел с профессией гравера–накатчика. Надо сказать, что к учебе Крючков относился очень серьезно. После окончания ФЗУ ему сразу была присвоена самая высшая категория по рабочей сетке.

Краткая трудовая биография

Театр рабочей молодежи сыграл в жизни актера решающую роль

Именно здесь на него впервые обратил внимание и выделил из всех остальных актеров кинорежиссер Борис Барнет и пригласил на съемки картины «Окраина». Так начинающий артист Николай Крючков получил пропуск в советское кино

Его актерской карьере можно только позавидовать:

  1. 1927 – театральный дебют в пьесе-монтаже «1905 год». Ролей у Крючкова сразу три: рабочий-революционер, пристав и торговец-лоточник. Он окончательно решил, что гравер-накатчик – это не для него. Актером ТРАМа Крючков оставался до 1933 года, играя в основном эпизодические роли. Покинуть его пришлось из-за частых съемок.
  2. 1930 – Николай оставляет работу на фабрике «Трехгорная мануфактура», полностью отдаваясь любимому делу.
  3. 1933 – на экраны выходит фильм «Окраина» режиссера Бориса Барнета. Роль сапожника Сеньки Кадкина стала первой в фильмографии киноактера Николая Крючкова. А фильм взял в 1934 году почетный приз Венецианского кинофестиваля. Следующую роль актер сыграл в фильме этого же режиссера «У самого синего моря».
  4. 1934-1936 – Николай – актер в Межрабпомфильме (сегодня – киностудия имени Горького).
  5. 1939 – награжден орденом Трудового Красного Знамени. Этого знака отличия актер удостоен еще дважды, в 1967 и 1971 годах.
  6. 1939 – на экраны выходит фильм «Трактористы» режиссера Ивана Пырьева, в котором Николай играет главную роль Клима Ярко. Эта картина принесла молодому актеру зрительскую любовь и признание. В 1941 году он стал лауреатом Сталинской премии, как и другие актеры, сыгравшие в этом фильме главные роли.
  7. 1940 – Николаю Афанасьевичу вручается первый «Орден Ленина».
  8. 1941 – Крючкова не взяли на фронт. Актер стране был гораздо нужнее, чем солдат. В годы ВОВ сыграны новые роли в фильмах: «В тылу врага», «Котовский», «Парень из нашего города», «Небесный тихоход» и другие. На годы великой войны пришелся пик творческой карьеры артиста.
  9. 1944 – Н. А. Крючков награжден Орденом Красной Звезды.
  10. 1946-1950-е – Крючков становится одним из самых снимаемых актеров. Он – герой фильмов об историческом прошлом страны, гражданской и Великой Отечественной войнах.
  11. Конец 50-х — 60-е – в роли Любима Торцова актер появляется на сцене московского Театра-студии киноактера в пьесе Н. Островского «Бедность не порок». Он регулярно выходит на театральную сцену и одновременно продолжает сниматься в кино, теперь больше в комедиях.
  12. 1980 – Крючкову вручается второй «Орден Ленина».
  13. 1987 – вышла в свет книга Николая Крючкова «Чем жив человек».
  14. 1991-1993 – сыграны последние роли актера в фильмах «Царь Иван Грозный» и «Ангелы смерти».

Орехово-Зуевский уезд

Биография Зои Кочановской начинается с удивительного города неподалеку от столицы, Орехово-Зуево. Уходящий корнями на несколько веков назад, когда, собственно, и появились деревни Орехово и Зуево, послужившие его основой, этот город был образован в 1917 году.

Он стоит на берегу реки Клязьмы, и словно от камня, брошенного в тихую гладь воды, от него волнами расходятся круги целой плеяды известнейших личностей России, чьи судьбы были так или иначе связаны с Орехово-Зуево.

Это народные артисты России Александр Пороховщиков, Семен Фарада, Виктор Сухоруков и Анатолий Кузнецов, заслуженный артист России Александр Титоренко, актер Иван Николаевич Матвеев, телеведущая и актриса Ирина Юдина (Аврора), знаменитый клоун Олег Попов, руководитель охраны первого президента России Александр Коржаков, кинорежиссер Евгений Карелов и даже знаменитый телеведущий Игорь Кириллов.

Каждое из перечисленных имен известно всей стране и само по себе уже целая история и даже эпоха.

Работа в театре

Любовь к театру парень начал демонстрировать ещё с юных лет. В более зрелом возрасте Крючков признавался, что когда в первый раз вышел на сцену, понял, что это его призвание. Актёру нравилось веселить публику и видеть восторженные взгляды. Николай Афанасьевич с 14 лет активно занимался творческой самодеятельностью. Он занимался в драмкружке московского театра. Молодой человек поражал театральных деятелей своей находчивостью. Казалось, он умеет всё — играть на гармошке, петь песни, танцевать, рассказывать шутки. Предприимчивого юношу быстро заметили режиссёры и предложили ему сыграть роль в первой постановке.

Театральный дебют Крючкова состоялся в 1927 году. Он сыграл сразу три роли в пьесе «1905 год». Критики отметили, что юный актёр умеет быстро перевоплощаться в разные роли, многие назвали его весьма колоритным персонажем. После первой удачной картины Николай всерьёз «заболел» театральной деятельностью. Он не хотел оставлять едва начавшуюся карьеру актёра. С 1928 года Николай проходил обучение у таких известных театральных деятелей, как Н. Хмелев, И. Савченко.

Несмотря на первые уверенные шаги в актёрской деятельности, мать Николая была против его увлечений. Она хотела, чтобы сын получил приличную и руководящую должность, а не участвовал в комедийных сценках. Молодому актёру приходилось одновременно работать и на фабрике, и в театре, чтобы помогать матери содержать семью.

Стоит отметить, что во время работы в театре актёру доставались эпизодические роли. Одной из крупных его работ было участие в картине «Московский 10.10». И так, возможно, продолжалось дальше, если бы Крючкова не заметили.

Последние годы жизни и смерть

Во время Перестройки фильмы, снятые в 30-50 годы, стали называть «сталинскими» и «прокоммунистическими». Крючков как один из символов той эпохи был предан забвению, что не могло не отразиться на его моральном и материальном положении. Пожилой больной актер был вынужден перебиваться на нищенскую пенсию, большую часть из которой он отдавал приемной дочери и внучке. Николай Крючков. Неизвестные подробности жизни Лишь в 1993 году, после неоднократного обращения друзей артиста в Министерство культуры РФ, Николаю Афанасьевичу назначили «президентскую пенсию», которая хоть как-то могла компенсировать его выдающие заслуги перед Родиной.


Николай Крючков – легенда советского кинематографа

Последние фильмы с участием Крючкова – историческая драма «Царь Иван Грозный» (1991) и военный фильм «Ангелы смерти» (1993), посвященный пятидесятилетию Сталинградской битвы.


Николай Крючков в драме «Царь Иван Грозный»

Под конец жизни актер часто болел и практически все время проводил в дачном поселке Икша вместе с Лидией Крючковой, своей четвертой супругой, выезжая только на рыбалку или на футбольные игры любимого «Спартака».


Николай Крючков на футболе

Стоит отметить, что Николай Афанасьевич был самым главным рыбаком в советском кинематографе и даже получил шуточное звание «президента рыболовецких наук». В последние годы он выбирал роли по принципу «Если есть море или река – хороший сценарий» и все свободное от съемок время проводил с удочкой в руках.


Николай Крючков на рыбалке

За неделю до смерти Николай Афанасьевич попал в больницу с высокой температурой и затрудненным дыханием. Врачи сумели стабилизировать его состояние, так что в последние дни Крючков был в хорошем настроении, много шутил и даже пытался напевать частушки. Вечером он поцеловал супругу на прощание и сказал, как он ее любит. А утром 13 апреля 1994 года актера не стало.


Могила Николая Крючкова Похоронили Крючкова на Новодевичьем кладбище, рядом с другими выдающимися деятелями отечественной культуры. Его вдова и дочь бережно хранят семейный архив, который состоит из уникальных фотографий, личных дневников и любительских видеозаписей легендарного артиста.

Родители

Как и все жители деревни, родители Зои Кочановской были староверами и жили, строго соблюдая заведенные в Мисцево порядки и обычаи. Вместе с остальными мужчинами, одетыми в косоворотки, и женщинами в сарафанах до пят они вели размеренную и спокойную жизнь и были людьми доброжелательными и трудолюбивыми.

Как выглядели староверы того времени, мы можем увидеть на нижеприведенной фотографии.

Отец Зои Кочановской, Николай Яковлевич Яковлев, был работящим и немногословным. Никогда ничего ни у кого не просил и всегда держался с каким-то особенным достоинством. Работал с утра и до вечера.

Узнав о рождении дочери, Николай Яковлев осенил себя старообрядческим двуперстным крестным знамением. Лицо его осветилось счастьем.

Разведка

В 1967 году, уже при Леониде Брежневе, Андропову предложили возглавить структуру КГБ. Таким образом генсек хотел укрепить свои позиции во власти. Естественно, Юрий Владимирович не оставил своего коллегу и предложил Крючкову работать в одном ведомстве. Так Владимир Александрович оказался в структуре КГБ. В этом органе он проработал почти четверть века, причем большую часть этого срока – в разведке.

Сначала выпускник юридического института был помощником руководителя 1-го Главного управления, потом на протяжении четырнадцати лет заведовал делами в этой структуре.

В конце 70-х Крючков Владимир дослужился до поста начальника внешней разведки.

Личная жизнь

В частной жизни великого артиста разворачивалась настоящая драма. Он был женат 4 раза. Нет ничего удивительного, что с женами своими он знакомился на съемочной площадке, где проводил огромную часть жизни.

Мария Пастухова стала его первой супругой. Познакомились на съемках фильма «Трактористы». Он – уже известный актер 29 лет. Она – студентка ГИТИСа. У пары родился сын Борис. Прожив вместе лет шесть, в 1945 году супруги разошлись. Причины называют разные: с собственной славой не справились два творческих человека, сказалось пристрастие Николая к алкоголю или Мария узнала о новом романе мужа.

С Марией Пастуховой

Алла Парфаньяк. Их страстный роман закружился на съемочной площадке фильма «Небесный тихоход». Девушка, студентка театрального вуза играла роль журналистки из газеты «Пионерская правда». Отношения в браке складывались непросто. И часто актер со сложных длительных съемок возвращался не домой, а направлялся в гостиницу. В браке родился второй его сын, Николай. И эти отношения простыми не были, в конце концов, отец и сын перестали общаться друг с другом. В 1957 году их брак распался. Алла влюбилась в Михаила Ульянова и ушла от Крючкова.

Алла Парфаньяк

Зоя Кочановская. На сей раз не актриса, а спортсменка-лыжница. И снова съемки. В 1959 году шла работа над фильмом «Домой». За три месяца до окончания съемок молодые расписались. Это был самый короткий брак артиста. Всего два месяца. Он окончился трагически – молодая женщина была сбита на дороге и погибла у него на руках. Николай Афанасьевич впал в депрессию.

С Зоей Кочановской

Лидия Николаевна Крючкова. Они познакомились в 1961 году, спустя два года после трагедии. Она стала поздним счастьем для знаменитого актера, которому так не везло в личной жизни. С ней он обрел, наконец, тихую гавань. Она имела отношение к кинематографу, была ассистенткой режиссера. Снимался фильм «Капроновые сети». Николай заболел, а девушка каждый день заходила справиться о его самочувствии. Она моложе его на 20 лет. Но свой шанс стать счастливыми они не упустили.

Лидия и Николай

В их браке родилась дочь Эльвира. Они прожили «душа в душу» 32 года. Они всегда были вместе, поддерживали друг друга, противостояли любым невзгодам. Именно с ней он перестал пить. Он умер 13 апреля 1994-го в 83 года. Лидия Николаевна больше не вышла замуж.

Личная жизнь

Лидия встретила Николая Крючкова, когда ей было 30. Разница в возрасте между ней и знаменитым артистом составляла 20 лет, но это не стало преградой для отношений, которые завертелись почти сразу после знакомства.

Милая хозяйственная девушка сразу приглянулась актеру, который на тот момент залечивал сердечные раны. Лида не была его первой любовью: он трижды успел побывать в официальных браках и последнюю жену потерял при трагических обстоятельствах. На глазах у мужа та погибла в ДТП через 3 месяцы после свадьбы.

Молодая ассистентка режиссера, работавшая над фильмом «Капроновые сети», запала Николаю Афанасьевичу в душу, однако актер подозревал, что она крутит роман с коллегой. Опасения оказались беспочвенными: Лидия была одинокой и воспитывала дочь Эльвиру. Влюбленный Крючков женился и принял девочку как свою, хотя у него было двое родных сыновей от первых браков, отношения с которыми не всегда складывались безоблачно.

Свадьбу сыграли в 1962 году и с тех пор не расставались. Дочь Эльвира, отучившаяся на переводчика, подарила им внучку Катю, которая с первых лет осталась жить с бабушкой и дедушкой. Будучи всеобщей любимицей, девушка поначалу мечтала стать актрисой, но потом поступила в МГИМО. Ее дочь Анфиса родилась, когда дедушки уже не было в живых.

Лидия Крючкова и Николай Крючков

Крючков беззаветно любил дочь и внучку, баловал их, ни в чем не отказывал и не умел наказывать. Воспитательные функции брала на себя мать семейства, которая сочетала нежность со строгостью.

Лидия Николаевна была для мужа не только любимой женщиной, но и надежным другом. Не без ее помощи Николай Афанасьевич бросил пить и курить. В воспоминаниях Крючковой супруг предстает как щедрый и великодушный человек, который стремился помочь другим, а о себе не заботился. Потому семья артиста долгие годы ютилась на 36 квадратных метрах, и только по ходатайству деятелей культуры артисту дали 3-комнатную квартиру на Арбате в районе Сивцева Вражка.

Когда актер умер в 1994 году, жена Николая Крючкова сделала все, чтобы сохранить добрую память о большом артисте и замечательном человеке. Для этого Лидия Николаевна выпустила документальные фильмы и фотоальбом с воспоминаниями коллег.

Награды и премии

Внешние изображения
[ria.ru/photolents/20110106/311970701.html «Богатырь русского кино» Николай Крючков]
  • Сталинская премия первой степени (1941) — за исполнение роли Клима Ярко в фильме «Трактористы» (1941).
  • Герой Социалистического Труда (23.12.1980)
  • Народный артист СССР (1965)
  • Народный артист РСФСР (1950)
  • Заслуженный артист РСФСР (1942)
  • два ордена Ленина (23.05.1940; 23.12.1980)
  • орден Октябрьской Революции (12.04.1974)
  • три ордена Трудового Красного Знамени (в том числе и за исполнение роли Тарасова в фильме «На границе» (1938) (01.02.1939; 04.11.1967; 20.01.1971)
  • орден Красной Звезды (14.04.1944)
  • медали
  • знак «Отличник кинематографии СССР» (1980, за многолетнюю плодотворную работу в кинематографии)
  • ВКФ (1973, Вторая премия за лучшее исполнение мужской роли, фильм «Адрес вашего дома»)
  • Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (1990).
  • «Созвездие» (1991, Приз «За выдающийся вклад в профессию»).

Николай Крючков

Много-много лет назад, когда автор этих строк был еще совсем молодым, а Николай Афанасьевич Крючков — уже очень старым, редакция одного технического журнала попросила меня организовать заметку о войне и военных шоферах за подписью великого актера. Что-нибудь такое — прочувствованное, эмоционально сильное. Ведь Крючков переиграл множество водителей легковых, грузовых машин и даже танков, а уж после фильма «Горожане», где он сыграл таксиста, стал культовой фигурой у всех, кто сидел за рулем.

Я приехал к Николаю Афанасьевичу домой, в тихие приарбатские переулки. Сидел в гостях, наверно, часа два. Пили чай. Крючков говорил много, но совершенно не о том, что требовалось. Ему была интересна рыбалка, и он рассказывал о каких-то удочках, блеснах, лицензиях на рыбную ловлю в Чехословакии, где рыбка водится знатная. Больше ничего не помню. Ну, разве что матерился Николай Афанасьевич знатно.

Разумеется, текст я написал сам. Позвонил Крючкову, прочитал. Он расчувствовался, даже заплакал: «Спасибо, старик!» Хотя стариком тогда был он, а не я.

К чему я это вспомнил? Наверно, к тому, что Крючков в жизни был очень похож на Крючкова экранного. И если пересмотреть сегодня все роли великого артиста, легко разглядеть его самого. Простого и простодушного. Азартного. Искреннего. В чем-то наивного.

Известна история о том, как молодой артист Крючков явился на премьеру своего первого большого фильма «Окраина» в кинотеатр «Ударник». Контролеры категорически отказывались пропускать парня в резиновых тапочках с мокрыми после купания в Москве-реке волосами. Контролеры, как и зрители той поры, и представить не могли, что киногерой, кинозвезда может выглядеть как обычный парень с рабочей окраины.

Крючков и был обычным парнем из рабочего района — с московской Трехгорки. Самое что ни на есть заурядное и очень трудное детство: в 9 лет переболел тифом. Выжил, но долгое время после болезни ходил с постоянно склоненной в одну сторону головой, за что получил у сверстников кличку Колька Кривой. Дальше — фабрично-заводское училище, профессия гравера-накатчика, самодеятельность. Он умел играть на гармони, петь и бить чечетку. Последнее делал особенно лихо. Увлекся театром и попал в студию легендарного московского ТРАМа (Театра рабочей молодежи), где выходил на сцену в эпизодах. На репетиции в ТРАМе его, отплясывающего вприсядку вдоль и поперек, увидел режиссер Борис Барнет. Он и пригласил молодого Крючкова на главную роль в фильм «Окраина».

Кстати, потом все эти залихватские танцевальные коленца Крючков продемонстрировал в фильме «Трактористы», который окончательно утвердил новую советскую кинозвезду.

Крючков — звезда особая. Фантастическое обаяние, энергетика, талант — все это было и у других советских кинознаменитостей. В случае с Крючковым, как мне кажется, срабатывало то, что для зрителей во всех ролях он прежде всего был Николаем Крючковым, а уж потом — трактористом, шахтером, партизаном, матросом, колхозником, а впоследствии — генералом. В начале жизненного пути — бесшабашным, наглым, дерзким, лихим, нередко хулиганистым. В последних ролях — мудрым стариком, в глазах и молчании которого всегда считывались прожитые и пережитые годы.

И в жизни, и в кино он все делал лихо, по-молодецки. Надо было сесть за руль трактора или мотоцикла — садился. Надо было на съемках фильма «Фронт» лечь под танк — ложился. Не совсем, кажется, осознавая степень риска. 12 раз ломал на съемках руки и ноги, обжигал глаза. Кино было для него чем-то вроде богатырской забавы, развлечением для настоящих мужиков. Он и пил так же бесшабашно и безбашенно. Говорят, на спор выпивал какое-то немыслимое количество спиртного и не пьянел. Ходили легенды о молодецких загулах троицы друзей — Крючкова, Бориса Андреева и Петра Алейникова. И теперь уже не узнаешь, где правда, а где вымысел в историях о том, например, как «три танкиста, три веселых друга» заночевали в витрине мебельного магазина.

Крючков был всегда самим собой. Он, конечно, был прекрасным актером, но это тот редкий случай, когда человеческая индивидуальность естественным образом трансформировалась в актерскую органику.

У его героев не было среднего возраста. После ролей парней и молодых крепких мужиков он вдруг как-то резко постарел и стал таким, каким увидел его я. И снова в экранных героях Николая Афанасьевича проглядывало что-то несравнимо большее, чем полагалось по роли. Роль таксиста Бати в «Горожанах» стала исповедальной. А в «Осеннем марафоне», появившись всего в паре эпизодов, сказав всего несколько реплик, он рассказал, кажется, всё — и о поколении, и о самом себе. Постаревшем, деликатном, осознавшем конечность и непрерывность жизни.

Кинокритик Александр Колбовский

Личная жизнь и семья актёра

Личная жизнь Николая была насыщенной. Великий советский артист был женат 4 раза. Практически все жёны актёра были младше его на десятки лет. Первой супругой артиста стала Мария Пастухова. В процессе семейной жизни у пары родился сын Борис. Второй брак состоялся с Аллой Парфиньяк. У супругов родился сын Николай. Третий брак состоялся со спортсменкой Зоей Кочановской. С женщиной актёр познакомился во время съёмок очередной кинокартины. Однако этому союзу не суждено было долго просуществовать. Буквально через 3 месяца после свадьбы женщина попала в серьёзную аварию и погибла.

На фоне трагических событий Крючков впал в депрессию. Состояние его здоровья заметно ухудшилось. Но уже через 2 года актёр вновь встретил свою любовь и женился на молодой помощнице режиссёра — Лидии. Этот брак оказался прочным и счастливым. Супруги прожили вместе до смерти великого актёра. В семье родилась дочь Эльвира. Известно, что у актёра есть внучка Екатерина и правнучка Анфиса, зять Борис Викторович Александров (супруг Эльвиры). О детях актёра практически нет никакой информации.

Дочь Николая Крючкова – Эльвира Крючкова

Дочь Николая Крючкова – Эльвира Крючкова – гордость своего отца и самый близкий его человек. Она родилась предположительно в 1963 году, а ее мамой стала четвертая супруга Лидия Крючкова.

Дочь Николая Крючкова – Эльвира – единственный человек, который рос в семье отца и знал его с пеленок. Эля росла послушной и исполнительной девочкой. Она отлично училась, особенно легко ей давались иностранные языки, поэтому девочка стала переводчиком.

При этом Эльвира давно была влюблена в кинематограф, но не стала профессиональной актрисой, но часто представляла фильмы отца для иностранных делегаций.

После Зои

После произошедшей трагедии Крючков как будто умер. Он сразу словно весь замолчал. Казалось, что не было слышно даже звука биения его сердца. Скорбящий муж перестал с кем-либо общаться и отгородился от всего мира. Его душевное и физическое состояние было настолько тяжело, что близкие организовали дежурство у его дома, чтобы успеть его спасти, если с ним что-то случится.

Оправиться от горя Крючков смог только через два года после смерти Зои.

В 1962 году он встретил свою последнюю жену, Лидию, с которой прожил до конца своих дней. Однако продолжал ездить на могилу Зои Кочановской в Рудня-Никитскую.

Отец Зои не смог пережить утрату любимой дочери. Он скончался через два года после ее смерти. Николай Яковлевич завещал похоронить его рядом с ней. И близкие выполнили его последнюю волю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector