Олег жаков: самый скромный гений советского кино

Биография

О. П. Жаков родился 19 марта (1 апреля) 1905 в Сарапуле, (ныне — в Удмуртской Республике, Россия).

В 1929 году окончил Ленинградский техникум сценических искусств. С 1926 года снимается в кино на разных киностудиях страны

Внимание зрителей привлёк исполнением главных ролей в кинолентах «Семеро смелых» и «Мы из Кронштадта». Затем много снимался, как в военно-героических фильмах, так и в драматических ролях, из которых стоит отметить работы Олега Жакова в картинах «Нашествие» и «У озера»

Путь в кино не был для него простым и лёгким — он участвовал в истории развития советского кинематографа чуть ли не от момента его зарождения и вплоть до середины 80-х годов 20века.

В 1912 году семья Жаковых из Сарапула переехала в Казань, где Олег закончил церковно-приходскую школу и два класса реального училища. Потом переехали в Екатеринбург. Там, после окончания средней школы, Олег работал на электростанции. Затем поступил в политехникум на педагогическое отделение, проучился три курса и понял, что педагогика мало привлекает его.

В ту пору познакомился с местными молодыми энтузиастами театра, увлечёнными новыми веяниями в искусстве — П. С. Соболевским и С. А. Герасимовым — тем самым Герасимовым, чье творчество впоследствии стало интереснейшей страницей кинематографа 30-40х годов, а потом и последующих десятилетий. Они вскоре уехали в Ленинград учиться, за ними решил податься и Олег Жаков.

16 января 1926 года — незабываемая для него дата: прибыл «на брега Невы». Соболевский и Герасимов уже занимались в студии ФЭКС (фабрика эксцентризма) у Г. М. Козинцева и Л. З. Тауберга, и Олегу помогли попасть туда. Как же он был горд, когда впервые снялся в массовке в экранизации гоголевской «Шинели»! Олег Петрович вспоминал: «Мы снимались на первобытной чёрно-белой пленке, при примитивном освещении, в немом кинематографе — и были счастливы!»

Именно тогда он сразу и окончательно решил: будет киноактёром, и всё… После студии ФЭКС Олег Жаков учился на киноотделении Ленинградского техникума сценических искусств, а затем работал на студиях «Ленфильм», «Мосфильм».

Судьба не раз сталкивала Олега Жакова с Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым. С. А. Герасимов, уже маститый режиссёр, вспоминал как-то о том сложном периоде в истории кино, когда из немого оно превратилось в звуковое. Это был трудный, мучительный этап перестройки для актёра, хотя и таящий огромные возможности психологического постижения человека. В первой звуковой картине С.Герасимова «Семеро смелых» играл Олег Жаков, и эта его роль — роль немецкого эмигранта Курта Шефера, стала одной из самых ярких творческих удач актёра.

Сорок лет спустя, С. А. Герасимов пригласил О. П. Жакова, уже прославленного артиста, в картину «У озера», где с присущей ему реалистической правдивостью, тот сыграл роль профессора Бармина — истового хранителя Байкала. Одним из партнеров Олега Жакова в этом фильме был В. М. Шукшин.

Актёр жив ролями. Актёр Олег Жаков снялся более чем в ста фильмах. Его герои, как правило, мужественны и сдержаны, скромны и значительны, героичны и самоотверженны, они — личности. Для мальчишек предвоенной и военной поры герои О.Жакова значили гораздо больше, чем просто персонажи экрана. Ведь это была классика, на которой воспитывались целые поколения. («Депутат Балтики», «Мы из Кронштадта», «Великий гражданин»). Среди ролей, сыгранных О. П. Жаковым, были разные — и положительные, и отрицательные, но каждая из них была настолько живой, точной до малейшего жеста, нюанса, что подрастающее поколение училось по ним отличать и в жизни хорошее от дурного, утверждалось в своих идеалах.

Олег Жаков работал с такими замечательными мастерами экрана, как Б. Ф. Андреев, Н. К. Черкасов, Б. Н. Ливанов, П. М. Алейников, Б. А. Бабочкин…

Последней работой актёра был фильм «Жаркое лето в Кабуле», где он снялся без малого в восемьдесят лет.

Зрители часто представляют себе любимых актёров в жизни такими же, каковы те на экране. Все, кто знакомился с О. П. Жаковым, потом говорили, что он «совершенно такой!» Его, — одного из немногих в нашем кино — называли «актером на все времена», так как он всегда был «у дел» и неизменно вызывал у зрителей разных поколений глубочайшее уважение. И пока живут фильмы с участием Олега Жакова, будет жива и наша память об этом замечательном артисте.

Ушёл из жизни в Пятигорске 4 мая 1988 года.Похоронен на Краснослободском кладбище Пятигорска.

Режиссура

В немалом количестве картин артист создавал разноплановые образы, совершенно непохожие друг на друга. Его героев отличала целеустремленность, интеллигентностью. И сам актер напоминал персонажи. Последней работой стала лента «Жаркое лето в Кабуле».

Премьера прошла в 1983, когда Жакову было уже за восемьдесят. Во время съемок артист перенес инфаркт. Работу болезнь завершить не помешала. В 1946 Жаков участвовал в картине Згуриди «Белый клык». Ему достался они из ведущих мужских персонажей, горный инженер Уиндон Скотт.

Герой путешествует по Аляске в поисках золотоносных жил. Он знакомится со злым искателем, пытающимся сломить волю собаки. Скотт забирает пса и называет Белым клыком. Злобный после прежнего владельца зверь после немалых трудов инженера вновь верит человеку.

Необычная работа «Ищу человека» была показана в 1973. актер играл главную роль. У Богиня он стал радиоведущим Иваном Григорьевичем. В его программу люди шли со своим несчастьем. Герой помогал обратившимся разыскивать потерянных родственников и друзей по совсем небольшим деталям. Ему удавалось почти невозможное.

Олег Петрович оказался не только талантливым исполнителем, но и прекрасным режиссером. В 1944 вместе со сценаристом и постановщиком Роомом он создал «Нашествие». Главный герой работы из тюрьмы вышел в 1941. Как быть дальше он не понимает, будущего боится. А впереди война.

Долгий путь в призвание

В доме всегда было много гостей, для которых устраивались концерты и спектакли. Нередко всем семейством Жаковы посещали местный театр. С раннего возраста Олегу нравилось не только чтение, но и походы в кино. Такое увлечение родителям не нравилось.

В обеспеченных семьях было принято самим ставить спектакли. Однако мнение старших не повлияло на сына. Он убегал с учебы на сеансы в «Палас», расположенный напротив дома. Будущему киноартисту даже довелось поработать там киномехаником. После 1919 семья переехала в Екатеринбург.

Олег поступил в политехнический техникум на педфакультет. Однако учебу он оставил после второго курса. Молодой человек вступил в клуб футуристов художников, литераторов, музыкантов и артистов, сокращенно именуемый ХЛАМ.

Там Жаков познакомился с представителями городского авангарда Соболевским и Герасимовым. Олега же знали как спортсмена. Он и правда трудился какое-то время инструктором. На перекладине юноша показывал простейшие упражнения, превращая демонстрацию в настоящее шоу.

С отъездом друзей в Ленинград на учебу будущий исполнитель отправился за ними. Он прибыл в город в начале зимы 1926. Занятий уже начались. Товарищи помогли другу поступить в студию Трауберга и Козинцева. Еще во время учебы Жаков снялся в нескольких кинолентах в небольших ролях.

Преподаватели «ФЭКС» объясняли учениками, то ценна каждая секунда на съемках. Потому любую роль играть необходимо выразительно и реалистично.

Семья и работа

Жаков принимал участие и в работе по озвучиванию картин. В 1947 он дублировал исполненного Драудинышем Висвалдиса Силниекса в «Возвращении с победой». В 1955 работал над картиной «Дай руку, жизнь моя!», где озвучил и неизвестного, и покупателя «Реквиема». В 1961 артист дублировал героев «Обманутых».

Со своей будущей женой, Татьяной Новожиловой, Жаков познакомился во время совместного участия в концерте. Ухаживания Олега Петровича артистка Ленинградской филармонии долго не воспринимала всерьез. Она уже побывала замужем. Брак завершился разводом.

Однако актер казался настойчивым. Из-за проблем со здоровьем избранница была вынуждена сменить климат и переехать в Пятигорск. Супруг отправился за ней, бросив все.

Родные Татьяны приняли такое самопожертвование. Он заботился и о детях жены от первого брака Галина с Олегом. Уход супруги из жизни актер переносил очень тяжело.

Горем старался не делиться ни с кем. Из жизни Олег Петрович Жаков ушел в 1988, 4 мая.

Стоящий у истоков

Вообще, если говорить о творческих работах Олега Жакова, читая воспоминая актёра, можно смело сказать, что он стоял у самых истоков русского кинематографа, ещё застав эпоху немого кино.

Это был нелёгкий, но очень увлекательный процесс – работа с примитивной плёнкой, пробы различных актёрских приёмов знаменитых педагогов и режиссёров – Г. Козинцева и Л. Трауберга, интересные знакомства с будущими великими актёрами, режиссёра и композиторами… И Олег Петрович был, безусловно, счастлив такой судьбе.

Кадр из фильма «Киевлянка», 1958 год

При этом, обладая необыкновенной скромностью, актёр, которого звали работать сразу в двух кинематографических столицах – Москве и Ленинграде, предпочитал жить в Пятигорске. Здесь он оказался по семейным обстоятельствам, которые были для него важнее кино.

Яркие роли

На участников ФЭКСа стали обращать внимание начинающие тогда, а в будущем великие, режиссёры – М. Калатозов, С

Герасимов, А. Зархи… Так, ещё, будучи студентом, Жаков снялся в «Мы из Кронштадта» и «Депутате Балтики». Но звездой его сделали герасимовские «Семеро смелых», где Олег Петрович воплотил непростой образ немецкого радиста.

Кадр из фильма «Семеро смелых», 1936 год

Через несколько лет судьба снова столкнула актёра и режиссёра. На этот раз С. Герасимов доверил Жакову главную роль в своей картине «У озера». Здесь Олегу Петровичу посчастливилось поработать с другим замечательным артистом – Василием Макаровичем Шукшиным.

Актёр принимал активное участие в создании военных киноальманахов в разгар Великой Отечественной. За один из таких сборников, под названием «Нашествие», Жаков был удостоен Сталинской премии.

Справа: Олег Жаков и Наталья Белохвостикова в фильме «У озера», 1969 год

Наиболее запоминающейся ролью уже зрелого актёра стал образ предателя в «Ошибке резидента». Очень сильная работа, к которой тяжело относится отрицательно, столько эмоций вложил актёр в своего неоднозначного персонажа.

Фильмография

Актёр

  •  — Шинель — чиновник в плаще
  •  — С. В. Д. — гусар
  •  — Новый Вавилон — солдат национальной гвардии
  •  — Ледяная судьба — радист Пухов
  •  — Ветер в лицо — Борис
  •  — Полдень — Борис Шилин
  •  — Человек из тюрьмы — эпизод
  •  — Ошибка героя — дядька Фелиции
  •  — Моя Родина — капитан Алябьев
  •  — Первый взвод — Васильев
  •  — Частный случай — ассистент профессора
  •  — Люблю ли тебя? — Сеня
  •  — Золотые огни — Ковалёв
  •  — Депутат Балтики — доцент Викентий Михайлович Воробьёв
  •  — Мы из Кронштадта — Ян Драудин
  •  — Семеро смелых — радист Курт Шефер
  •  — За Советскую Родину — Тойво Антикайнен
  • — — Великий гражданин — Сергей Васильевич Боровский
  •  — Болотные солдаты — Пауль
  •  — Профессор Мамлок — Рольф Мамлок
  •  — Мужество — Алексей Томилин
  •  — Друзья встречаются вновь — Корниенко
  •  — Фронтовые подруги — Банников
  •  — Убийцы выходят на дорогу — капитан
  •  — Боевой киносборник № 12 (новелла «Сын бойца») — Воробьёв
  •  — Март-апрель — капитан Пётр Фёдорович Жаворонков
  •  — Одна семья — Морозов
  •  — Подводная лодка Т-9 — Костров
  •  — Нашествие — Фёдор Иванович Таланов
  •  — Иван Грозный — Генрих Штаден
  •  — Песни Абая — Долгополов
  •  — Сыновья — Янис
  •  — Остров Безымянный — немец (в титрах не указан)
  •  — Во имя жизни — Рождественский
  •  — Белый Клык — Уидон Скотт, горный инженер
  •  — Рядовой Александр Матросов — капитан Щербина
  •  — Драгоценные зёрна — Ивашин
  •  — Звезда — Сербиченко
  •  — Донецкие шахтёры — Андреев
  •  — Заговор обречённых — бывший эсэсовец Куртов
  •  — Великий воин Албании Скандербег — Тануш Тония
  •  — Вихри враждебные — Георгий Пятаков
  •  — Дети партизана — следователь
  •  — Повесть о лесном великане — Никандр Петрович Дудин
  •  — Костёр бессмертия — Мартин Ясноглазый
  •  — Тень у пирса — Людов, майор госбезопасности
  •  — Следы на снегу — шпион Василий Михайлович Белолюбский
  •  — Дорога правды — Павлов
  •  — Моя дочь — Рогов
  •  — Приключения Артёмки — сыщик
  •  — Координаты неизвестны — Чалый
  •  — Рождённые бурей — Сигизмунд Раевский
  •  — Киевлянка — Коломиец
  •  — Кочубей — Деверин
  •  — Простая вещь — Туманович
  •  — Три рассказа Чехова
  •  — Заре навстречу — Рыжиков
  •  — Его поколение — Каразин
  •  — Таврия — Мурашко
  •  — Первое свидание — Илья Ильич
  •  — Операция «Кобра» — Мазур
  •  — Свет в окне — Авилов
  •  — Самые первые — Евгений Алексеевич
  •  — Суд — Дудырев
  •  — Путь к причалу — Гастев
  •  — Слепая птица — Иван Филиппович
  •  — Бухта Елены — Сергунин
  •  — Им покоряется небо — Басаргин
  •  — Государственный преступник — Леонид Иванович
  •  — Криницы — Павел Иванович
  •  — Рано утром — Николай Николаевич
  •  — Бурьян — Яким Терентьевич Огырь
  •  — Утоление жажды — Карабаш Ермасов
  •  — Бегущая по волнам — Проктор
  •  — Браслет-2 — Рыбкин
  •  — Семь братьев Черви (Италия) — папаша Черви
  •  — Ошибка резидента — Ян Евгеньевич Дембович
  •  — У озера — учёный-байкаловед Александр Александрович Бармин
  •  — Король гор и другие — Олег Петрович Марков
  •  — Миссия в Кабуле — Пётр Сорокин
  •  — Стальное колечко (короткометражный) — дед Кузьма
  •  — Седьмое небо — Виктор Леопольдович
  •  — Земля, до востребования — Паскуале Эспозито
  •  — Ночной мотоциклист — Шабашников
  •  — Ищу человека — Иван Григорьевич
  •  — Здесь наш дом — Грамоткин
  •  — Назначение — эпизод
  •  — Фронт без флангов — дед Матвей
  •  — День приёма по личным вопросам — Леонид Маслов
  •  — Когда дрожит земля — Демидов
  •  — Без права на ошибку — судья Николай Александрович
  •  — Память — член правления
  •  — Самый красивый конь — Денис Платонович, тренер
  •  — Приключения Травки — Васильев
  •  — Расписание на завтра — Олег Дмитриевич
  •  — Вооружён и очень опасен — судья Флемминг
  •  — Фронт за линией фронта — дед Матвей Егорович
  •  — Мой генерал — генерал Антон Петрович Рыбаков
  •  — Ипподром — Михаил Яковлевич Рогозин
  •  — Такие же, как мы! — Трепыхалин
  •  — Сергей Иванович уходит на пенсию — Дмитрий, фронтовик
  •  — Сто радостей, или Книга великих открытий — дядя Миша
  •  — Девушка и Гранд — Петрович, конюх
  •  — Жаркое лето в Кабуле — профессор Владимир Дмитриевич Фёдоров

Озвучивание

  •  — Возвращение с победой — Драудиньш (роль В. Силениекса)
  •  — Дай руку, жизнь моя! — неизвестный, покупатель «Реквиема» (роль Л. Рудольфа)
  •  — Обманутые

Звания и награды

  • Заслуженный артист РСФСР (1944)
  • Народный артист СССР ()
  • Сталинская премия второй степени (1946) — за роль Фёдора Таланова в фильме «Нашествие» ()
  • Государственная премия СССР (1971) — за роль учёного Бармина в фильме «У озера» (1969)
  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых () — за исполнение роли деда Матвея в «Фронт за линией фронта» (1977)
  • два ордена Трудового Красного Знамени
  1. 01.04.1938 — за исполнение роли Антикайнена в кинокартине «За Советскую Родину»
  2. 1967
  • Орден Дружбы народов (1985)
  • Орден Красной Звезды (1944)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Золотая медаль им. А. П. Довженко (1975, фильм «Фронт без флангов»)

И «ХЛАМ», и ФЭКС

Сарапул — Казань — Екатеринбург. Семья Олега не раз меняла место жительства. Неизменным оставалось одно пожелание родителей: лучше участвовать в любительских спектаклях и посещать театры, чем проводить время на киносеансах. Однако синематограф увлек мальчика так, что он даже устроился помогать киномеханикам. И повлиять на это папа-доктор и мама-домохозяйка уже не смогли…

Три года в Екатеринбурге Олег пытался осваивать профессию педагога, одновременно посещая клуб «ХЛАМ» (общество художников, литераторов, артистов и музыкантов). Именно «ХЛАМ» сблизил будущего актера с Григорием Александровым и Сергеем Герасимовым. Сам Жаков проявил себя в «ХЛАМе» как спортсмен и инструктор — обычные упражнения на перекладине он превращал в яркие шоу. Но в начале 1926 года уехал в Ленинград, в ФЭКС (фабрика эксцентрического актера) — Герасимов и Александров уже занимались там у Козинцева и Трауберга. Потом было киноотделение техникума сценических искусств — снявшись в массовке немого фильма «Шинель», Жаков твердо решил посвятить себя кино. Даром что знакомые сомневались, что из него получится актер. «Скромный, застенчивый, сутулый, ходит, словно скосившись набок…» — судачили о нем.

Статья по теме

«Сидит в тюрьме, спился…». Звезда и смерть «неуловимого мстителя»

Очарованный кинематографом

Родиной Олега Петровича принято считать город Сарапул, хотя когда мальчику было семь лет, родители переехали в Казань. Родился Жаков 19 марта 1905 года в семье частного врача и домохозяйки.

Жаковы считали себя людьми образованными, поэтому посещение театров, выставок и других культурных мероприятий было самим собой разумеющимся.

А вот в кинотеатры ходили редко, это в то время не приветствовалось в интеллигентном обществе, мол кино – удел низшего слоя населения.

Но когда маленький Олег впервые познакомился с синематографом, он был просто очарован увиденным. Мальчик обожал читать фантастику, а здесь его воображение могло быть реализовано на экране. В 14-летнем возрасте подросток даже устроился киномехаником, что быть поближе к таинственному миру кинематографа.

Яблоки на снегу

С артисткой Ленинградской филармонии Татьяной Новожиловой Олег Жаков познакомился после войны. Они работали в одном концерте. Он женат, она замужем. У каждого — по двое детей. Но он влюбился с первого взгляда. И пропал! После съемок, прямо с поезда, мчался к ней на концерт с охапкой цветов. В любое время года.

Довольно долго Татьяна не принимала ухаживаний. Пока однажды не увидела на снегу: «Я люблю тебя, Таня!» Слова были выложены красными яблоками. Чтобы их купить, Жакову пришлось по ночам разгружать вагоны — яблоки стоили дороже любых цветов. Но именно после этого признания Татьяна, видимо, поняла, что другого выхода, кроме как выйти замуж за настойчивого артиста, нет.

Ее дети Лия и Юрий стали для Олега родными. Пасынок вспоминал потом, что они быстро подружились, отчим часто звал его на рыбалку и охоту. Но и своих — в Ленинграде — Жаков не бросил: помогал деньгами, отправлял посылки.

В 78 лет Олег Петрович снялся в последний раз. Это был фильм «Жаркое лето в Кабуле». И хотя во время работы случился инфаркт, съемки он довел до конца.

Кадр из фильма «Жаркое лето в Кабуле» (1983)

К сожалению, хорошего в жизни уже было мало. Вскоре ушла его любимая Татьяна Ивановна. Жаков не находил себе места от горя. Близким старался не показывать переживаний. Но все и так всё понимали… Жить без любимой Танечки ему было невмоготу. Предчувствуя близкий уход, он хотел увидеться хотя бы с дочкой. Но Галина прислала телеграмму: «Лежу в онкологии». Жакову ее не показали. Оставив надежду…

Впрочем, надеяться ему было особенно не на что. 31 декабря 1987 года Олег Петрович перенес инсульт. И последние несколько месяцев был уже очень плох. Однажды включил газовую плиту, надел пальто и с топором сел рядом…

Оставлять его одного было уже нельзя — падчерица и невестка стали дежурить возле Жакова по очереди.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector