«ножкина убрать!» главный патриот советского кино оказался под запретом цензуры

Достоинства и недостатки картины

«Ошибка резидента» целиком сделана на оперативной работе и всем, вытекающим из этого. Сделана интересно, сделана с достоинством. Но очень сильно картину поддерживает и актерский состав.

Во-первых, Георгий Жжёнов. По манере игры и типажу это практически наш советский Хэмфри Богарт. Сдержанный, серьезный, весомый – мы понимаем, что перед нами очень солидный мужчина, который слов на ветер не бросает, и который свое дело знает.

Спокойная манера игры еще больше добавляет образу уверенности. Я думаю, что во многом именно Жжёнову персонаж Тульева обязан тем, что сразу же вызывает симпатию у зрителя.

Во-вторых, остальная компания. Олег Жаков, например, играющий бывшего власовца Дембовича. Это интеллигентный старичок, которому совсем не нравится заниматься этими агентурными делами – ему уже не по годам, но в силу определенных обстоятельств (и давления Тульева) приходится.

Или Михаил Ножкин, играющий вора Бекаса – это прямо-таки настоящая шпана. Но шпана, не лишенная души. Также в «Ошибке резидента» можно заметить молоденькую Ирину Мирошниченко, и вообще есть на кого посмотреть.

Черно-белое изображение чуть стилизует фильм одновременно под хронику, и под нуар-фильм. Хотя, вряд ли Вениамин Дорман задумывался о том, что получается некое подобие нуара, но оно в результате получилось.

Из недостатков могу сказать, что в «Ошибке резидента» несколько скомканная концовка. Но это можно объяснить лишь тем, что Дорман снял еще некоторое количество фильмов о Тульеве, и концовка первого фильма изначально затачивалась под продолжение.

Но «Судьбу резидента» я еще посмотреть не успел – надеюсь, она произведет на меня такой же восторг, как и «Ошибка».

В общем, дорогие друзья, я рекомендую эту прекрасную советскую картину в первую очередь тем, кто любит умное кино (не путать с заумным и нудным), серьезный подход к показываемой теме, а также кому интересны границы нашего кино.

Всё-таки в советской кинематографии были примеры отличных фильмов, которые могли бы под орех разделать многие западные хиты.

«Освобождение» без Европы

— Михаил Иванович, когда вы первый раз поехали за границу?

— Когда в 1967 году снимали «Освобождение». Снять нужно было берлинские развалины, потому что их собирались в 1968 году убрать. Не могу сказать, что серый Берлин произвел на меня впечатление. Мой отец прошел плен Бухенвальда, поэтому я с трудом туда поехал. 

Никакой Голливуд бы не сделал то, что мы в «Освобождении»! Привлекли к работе настоящие полки и дивизии. Танковым батальоном у нас командовал полковник, который командовал дивизией во время взятия Берлина. Сначала фильм назывался «Освобождение Европы». Но страны-союзники стали возмущаться: дескать, мы тоже участвовали в победоносном наступлении. Тогда ЦК партии предложило режиссеру Озерову поменять название на «Освобождение». Какое там освобождение другими социалистическими странами?! Да, были партизаны в Югославии, 1-й Польский корпус и другие части, но это лишь малые группы. Как они могли освободить целые страны? Когда поляки сняли сериал «Четыре танкиста и собака», мне было смешно. Немцы вошли в Польшу, и чуть более чем через месяц Польша капитулировала. Ляхи сбежали в Англию, бедные — к нам. Ясно, что поляки хотели сделать так, чтобы они сами себя освободили, потому что советского строя не хотели. И просили, чтобы в картине показами их освободительную армию. Когда мы фильм привезли в Варшаву, они сидели во время показа и считали: сколько раз упомянули Польшу.

— А как снимали боевые действия в Берлине?

— Пушки и танки так грохнули холостыми, что мебель в офисах подпрыгнула и стекла вылетели. Когда мы пустили танки вдоль набережной Шпрее, вмешались полицейские и запретили съемки. Наш полковник тогда бросил: «Пусть спасибо скажут, что не боевыми бьем».     

— Гитлера в «Освобождении» сыграл немецкий актер.

— Фриц Диц был коммунистом, он не хотел играть фюрера. Немцы говорили, что он лучший из всех Гитлеров.

По городу мы передвигались на автобусах. Как-то в гриме поехали на съемки, и тут дорогу перекрыли из-за поезда. Мы в форме вместе с «Гитлером» вышли покурить. Из проходящего поезда на нас, выкатив глаза, смотрели люди. На следующий день Озерова вызвали и сказали: «Не выходить в форме нацистов из автобусов. По городу уже поползли слухи».

С Маргаритой ВОЛОДИНОЙ в мелодраме «Каждый вечер в одиннадцать»

Авторы сценария как прототипы героя

В статье М. Хоста и А. Верховского, «Шпионский роман. Попытка краткого обзора», рассказывается, что в основу большинства детективов, написанных выходцами из КГБ, положены реальные события и разработки послевоенных десятилетий. Они часто завуалированы, переложены на иные обстоятельства и изменены до неузнаваемости, но выдумки все равно меньше, чем фактов. Творческая связка Олега Шмелёва и Владимира Востокова, написавших трилогию «Ошибка резидента», оказалась удачной по сочетанию литературного таланта со знанием реалий агентурной жизни.

Основой для фильма стали факты биографии чекиста в отставке, Владимира Петроченкова. В органах государственной безопасности он служил с 1939 г., успев поработать в контрразведке Военно-Морского Флота. За годы службы Петроченков  был удостоен боевых наград: медали «За боевые заслуги» и ордена Красной Звезды. В звании майора ушел в отставку и взял псевдоним «Владимир Востоков», используя свои знания и жизненные истории на литературном поприще. Книга воспоминаний о службе в госбезопасности стала основой будущего сценария.

Соавтором Востокова (Петроченкова) стал один из руководителей спецслужбы СССР, прошедший школу в контрразведке – генерал-лейтенант Олег Грибанов. Под псевдонимом Олег Шмёлев он стал соавтором серии книжных изданий и киносценариев про резидента Тульева.

Несмотря на открытость основных фактов биографии обоих писателей-чекистов, она не дает представления о том, кто же на самом деле был прообразом умного и благородного «резидента». Оба автора – выходцы из деревень, далекие от графских титулов и жизни в эмиграции.

Биография Шмелёва (Грибанова) куда больше напоминает шпионский роман.
Список наград впечатляет. Он был награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени (дважды), Знаком Почёта, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и другими. С 1943 года являлся заслуженным работником НКВД. Будучи шефом советской контрразведки, принимал участие в операциях по внедрению прослушки в посольствах США и Великобритании в Москве, вербовке Дежана, посла Франции в Советском Союзе, разоблачению агента ЦРУ Петра Попова, внедренного в советскую разведку, и полковника ГРУ, Олега Пеньковского, ставшего агентом английской спецслужбы.

Прошел детектор лжи

— Вашу кандидатуру одобряло КГБ на роль контрразведчика в фильме «Ошибка резидента»?

— Биографию просмотрели. В основе ведь реальная история контрразведчика. До сих пор его имя я называть не вправе. В1991 году отмечали юбилей разведчики-нелегалы. Я был единственным актером, которого пригласили.

— Отснятый материал просматривали в КГБ?

— Да. Мы первыми показали в кадре детектор лжи. Контрразведчики, когда увидели наш сундук, сказали: «Какой это детектор? Над нами все разведки мира смеяться будут». Оказывается, все фильмы о разведке в обязательном порядке смотрят во всех разведках мира. В общем, прибор наш не утвердили. Контрразведчики попросили три дня на подготовку. В стране тогда было всего два детектора, которые либо привезли из-за кордона, либо скопировали. В фильме была реальная аппаратура, на которой меня проверили. Я прошел детектор. Мне контрразведчики объяснили, как это сделать. Нужно отвечать с эмоциями, чтобы во время всех ответов амплитуда колебаний была одинаковой. Потом эта сцена показывалась во всех учебных фильмах будущим разведчикам. 

— Кто же все-таки автор песни «Я в весеннем лесу», которую поет в «Ошибке резидента» ваш герой: вы или Евгений Агранович?

— Режиссер Вениамин Дорман попросил меня посмотреть у его приятеля Аграновича эмигрантские песни. Тот их собирал. Я взял стихи «Я в весеннем лесу пил березовый сок» и написал музыку. Но главное, дописал куплет. Потому что иначе получалось по смыслу, что какой-то герой отрицательный. Бросил женщину, скрывался за границей, тосковал в лагерях. В общем, уголовник. Куплет такой:

Навалилась война,

Искорежила жизнь,

Роковая судьба мои беды вершит,

Но куда мне бежать?

Что мне делать, скажи!

Что же мне совершить для спасенья души?

Но Веня запустил вариант без куплета, а авторами в фильме поставил две фамилии. Через пару лет Агранович оформил в РАО авторство на одного себя. Я не стал с ним разбираться, потому что жалко мне его стало: фронтовик. Пятьдесят лет прошло, а он ни разу даже не позвонил.

В фильме «Ошибка резидента» кинозрителям впервые показали проверку на детекторе лжи

Дорогие читатели, поговорим о фильме 1968-го года режиссера Вениамина Дормана «Ошибка резидента»!

Сколько вы можете назвать качественных фильмов о деятельности спецслужб? Я не говорю о «Джеймсах Бондах» или «Миссии: невыполнима» — это очень хорошие динамичные картины, но к серьезной агентурной деятельности они не имеют никакого отношения.

Скорее это стоит воспринимать как милую экшн-фантастику. Я имею в виду серьезные киноленты на эту тему. Сам могу назвать всего несколько: «Мюнхен» Стивена Спилберга (очень любопытная картина – о ней мы еще обязательно поговорим, поэтому подписывайтесь на обновления блога); недавний британский детектив «Шпион, выйди вон»; «Элита убийц» Сэма Пэкинпы и всем известные «17 мгновений весны» Лиозновой.

Фильм Дормана – это один из лучших представителей жанра кино о разведке

На этом мои сведения заканчиваются. Кино просто достаточно специфическое, согласен. Но если оно сделано с умом, его смотреть интересно, и в этом есть определенная игра воображения – я только за такие фильмы. Собственно, как раз из таких и оказалась советская «Ошибка резидента».

Признаюсь, я садился смотреть этот фильм просто потому, что я слышал о нем, но не смотрел – и хотел заполнить культурный пробел, так сказать. Но как только я приступил к просмотру, я понял, что картина мне очень сильно нравится. И я получаю настоящее удовольствие.

На мой взгляд, фильм Дормана – это один из лучших представителей жанра кино о разведке и контрразведке.

Покровительство КГБ

С учетом того, что сценарий фильма создавался профессионалами агентурного дела и прославлял родную землю и служение Отечеству, трилогия получила высочайшее одобрение органов госбезопасности. Вышедший на экраны фильм стал учебным пособием, используемым при подготовке будущих сотрудников КГБ.

Во время съемки офицеры госбезопасности выступали штатными консультантами, открывая доступ к закрытым объектам. Этот факт, а также режим секретности, в котором велись съемки, вызывали повышенный интерес иностранных разведок. Дошло до того, что фильм едва не оказался «на полке» потому, что в состав съемочной группы проник под видом водителя арендованной машины настоящий шпион британской разведки!

Жена спасала

— Расскажите, пожалуйста, о вашей супруге Ларисе Голубиной.

— Она окончила филологический факультет МГУ. Работала в Министерстве культуры, возглавляла отдел, отвечающий за литературную грамотность. Ни одна программа Райкина без нее не обходилась. Преодолевала своим авторитетом препоны цензуры. Миша Жванецкий тоже Ларисе многим обязан, поскольку она правила его фельетоны. В нее были влюблены многие, в том числе Леонид Утесов, который как-то на одном из юбилеев сказал: «Если бы не жена Елена, я бы предложил тебе руку и сердце». Но Лара ответила: «Твой бронепоезд давно ушел в Одессу». С Утесовым мы дружили семьями.

— Чем будущая жена  вас покорила?

— Умом. Ей доверяли важные вещи. Когда в 1953 году в Колонном зале проходило прощание со Сталиным, Ларисе поручили в течение трех дней отвечать за репертуар и питание музыкантов. Она много раз стояла с траурной повязкой у гроба вождя. Рассказывала, что подошвы на ботинках Иосифа Виссарионовича были протертыми. Так что эта история, когда кто-то заметил, мол, надо поменять вождю штиблеты, а начальник охраны Сталина Власик сказал «У него других нет» и заплакал, — правда. 

— Как отнеслись окружающие к вашему браку, ведь супруга была старше вас на 17 лет?

— Расписались с Ларисой по-тихому, никому не сказав. Разница в возрасте нас не беспокоила. Жили 45 лет душа в душу до ее смерти в 2004 году. Лара и сейчас рядом со мной. В квартире ее портрет висит среди икон. Жили просто. Жена никогда не просила меня что-то привезти из-за границы, говорила: «Лишь бы сам приехал». 

— Переживали, что у вас не было детей?

— До войны Лариса гоняла на мотоцикле, играла в большой теннис, занималась гимнастикой, разбила колено. Начался тромбофлебит. И когда она забеременела, встал вопрос: или ее жизнь, или ребенка. Я выбрал жену… Лариса — мое спасение. Часто отстаивала меня перед цензорами. Ведь меня запрещали. Написал я сценарий к сказке Роу «Сын земли родной». Дважды начинали снимать, но из-за моего имени так и не сняли. Картина «Хождение по мукам» — та же история. Четыре серии сдали, а потом «наверху» говорят режиссеру Ордынскому: «Ножкина убрать!» Тот отказался. Ему втык, у него инфаркт. Когда он через полгода вернулся, я все-таки продолжил сниматься. Парадокс: будучи под запретом цензуры, я играл только патриотов.

— Как относитесь к критике Никиты Михалкова «Ельцин-центра»?

— Молодец Никита Сергеевич — набирает очки. Не понимаю, зачем поднимать человека, который так навредил стране? Хотя Хрущеву по вредности ни Ельцин, ни Горбачев в подметки не годятся. 

Хрущеву

Знали мы большого чародея,Он нас постоянно удивлял:Он на целине пахал и сеял,А урожай в Канаде собирал.

Горбачеву

Жалко мне на ГорбачеваТратить букву, тратить словоЯ такими не привыкОсквернять родной язык

Сюжет

Психологический детектив, рассказывающий о судьбе опытного разведчика Тульева, сына русского эмигранта. Действие происходит в первой половине 1960-х годов. Тульев прибыл в СССР по старой легенде, заготовленной ещё гитлеровской разведкой, чтобы прочно осесть на месте, активизировать старых агентов и завербовать новых. На след резидента под псевдонимом «Надежда» благодаря странному анонимному письму из-за границы выходит служба контрразведки КГБ СССР. Выполняя своё задание, Тульев не подозревает, что появившийся в поле его зрения ловкий и разбитной уголовник Бекас на самом деле — контрразведчик Павел Синицын, который будет контролировать каждый шаг резидента и сыграет важную роль в его судьбе.

Отец Тульева, русский граф, тоже разведчик, остро переживает разлуку с родиной.

Тульев под именем Михаила Зарокова поселяется у законсервированного со времён войны германского агента Дембовича и устраивается на работу водителем такси. Он знакомится с диспетчером автопарка Марией и у них начинается серьёзный роман.

Тульев видит в городе Бекаса (они уже случайно встречались, и Тульев знает, что Бекас — профессиональный вор) и поручает Дембовичу завербовать его. Сам Тульев уклоняется от встреч с Бекасом. Бекас должен будет получать инструкции от Дембовича. «Будят» и другого законсервированного агента, бывшего бандеровца Леонида Круга.

К Зарокову приходит участковый милиционер с радостной новостью — в Ленинграде нашлась младшая сестра Зарокова, потерявшаяся во время войны. Избежать провала Тульев может только одним способом: сестра должна исчезнуть. Дембович посылает к ней убийцу, в Ленинграде его сразу же задерживают, а Зарокову официально сообщают о гибели сестры. У контрразведчиков не остается сомнений: Зароков не тот, за кого себя выдаёт.

Первая же разведывательная операция, которую организовывает Тульев, проходит под контролем КГБ. На Запад уходят те сведения, которые подготовила советская контрразведка. Во время переброски материалов через морскую границу СССР происходит стычка с пограничниками. Бекасу уже нельзя возвращаться на советский берег и его забирают за кордон.

Дембович с момента появления резидента находится в депрессии. В конце концов, он отправляет в КГБ покаянное письмо и кончает жизнь самоубийством. Тульев вынужден скрыться. Ему удаётся уйти от слежки и замести следы.

Мария ждёт ребёнка от Тульева. Тот перед исчезновением успевает оставить ей солидную пачку денег.

В западном разведцентре Синицыну-«Бекасу» устраивают изощрённую проверку. Убеждённые, что перед ними действительно беглый вор-рецидивист, хозяева Тульева определяют Бекаса в разведшколу и через год перебрасывают назад в СССР. Он поступает в распоряжение некоего Станислава Курнакова. Курнаков — это и есть Тульев, сменивший легенду, город, профессию и внешность. Кроме инструкций и оборудования, Бекас передаёт Тульеву известие о смерти отца. Тульев и Синицын сближаются, у них возникает взаимная симпатия.

Синицыну удаётся найти тайник, в котором Тульев хранит шифровальные таблицы. Генерал Сергеев принимает решение скрытно арестовать Тульева-Курнакова. Задержание проходит в безлюдном месте, быстро и тихо, и теперь главное — чтобы о провале «Надежды» не узнали на Западе. Держать связь от имени резидента поручают Синицыну.

Файл:Ошибка резидента фильм плакат.jpg

240px

Сюжет заключается в следующем

Западный матёрый разведчик Тульев (Георгий Жжёнов), сын русского эмигранта, заслан на территорию СССР с задачей выяснить подробности о работе и местоположении важнейшего советского стратегического ядерного объекта.

Для этого ему необходимо плотно закрепиться на территории (он делает это в легенде таксиста Михаила Зарокова) и организовать агентурную сеть, которая будет помогать решению задачи.

Но присутствие чужого резидента бросается в глаза советской контрразведке. КГБ-исты начинают активно противодействовать Тульеву, в том числе, подсылают в сеть западного разведчика своего оперативника под прикрытием…

Что больше всего зацепило меня во всей этой истории – то, что она раскручена с точки зрения вражеской разведки. Т.е. главный герой – это самый что ни на есть империалистический резидент, который не желает нашей замечательной державе ничего хорошего.

И эти люди, работающие против Советского Союза показаны действительно умными, действительно профессионалами, и со своей логикой поведения. Ни Тульев, ни его помощник Дембович (Олег Жаков) вовсе не зверские суперзлодеи, которые излучают зло, как таковое. Нет. Они – профессионалы, выполняющие свою работу.

Также показаны и оперативники КГБ, противостоящие компании Георгия Жжёнова. Это люди со своими чувствами, взглядами, страхами, но исполняющие свой долг по защите государства. Например, контрразведчик, который внедряется к Тульеву в группу (не буду спойлерить имя или прозвище) – один из самых любопытных образов оперативников, которые я видел в кино.

Судьба резидента (1970)

Режиссер: Вениамин ДорманАктеры: Георгий Жжёнов, Андрей Вертоградов, Михаил Ножкин, Ефим Копелян, Ростислав Плятт, Николай Прокопович, Эдита Пьеха, Жанна Болотова, Эве Киви, Элеонора Шашкова, Эрвин Кнаусмюллер, Глеб Плаксин, Олев Эскола, Георгий Шаповалов, Петер Боргельт, Эрих Гербердинг, Вальтер Кауфман, Вильгельм Кох-Хоге, Бронюс Бабкаускас, Эрнст Зорин

После ареста Тульева советская контразведка начинает радиоигру с противником, отправляя шифровки, подписанные кодовым словом «Надежда».

Офицер КГБ Синицын не может остаться безучастным к судьбе Михаила Тульева, к которому испытывает искреннюю симпатию и планирует склонить его к сотрудничеству с СССР.

А тем временем на международной научной конференции учёный Борков, увлёкшись, теряет бдительность и попадает в поле зрения западных спецслужб. Умело играя на слабостях учёного, Боркова вербуют. Однако учёный, вернувшись на родину, рассказывает сотрудникам КГБ о попытке вербовки иностранными агентами…

https://youtube.com/watch?v=mHHcphkn8fc%3F

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector