Роман полански
Содержание:
- Детство и юность
- Беспечный ездок и бешеный бык, или Как поколение секса, наркотиков и рок-н-ролла спасло Голливуд (2003) (Easy Riders, Raging Bulls: How the Sex, Drugs and Rock «N» Roll Generation Saved Hollywood)
- Нож в воде (Knife in the Water, 1962)
- С чего начать
- Китайский квартал (Chinatown, 1974)
- Семь классических кадров из фильмов Поланского
- Шэрон Тейт и Роман Полански
- Шэрон Тейт
- Эдриан Броуди и Владислав Шпильман
- Нереализованные проекты
- Частная жизнь
- Основные темы
- Скандалы в жизни Романа Полански
- Биография
- [править] Фильмография
- Примечания
- События из жизни
Детство и юность
Роман Полански появился на свет в Париже 18 августа 1933 года в семье польских евреев. В Польшу родители возвратились, когда сыну исполнилось 3 года. Они поселились в Кракове, родном городе отца. У Романа была сводная сестра по матери, Анета. Отец Рышард Либлинг и мать Була (до замужества Кац-Предборска) после прихода фашистов оказались в краковском еврейском гетто.
Роман Полански в детстве
Позже Була Либлинг погибла в Освенциме, а глава семьи уцелел в концлагерях, прожил долгую жизнь и умер в 1984 году в возрасте 81 года. Во время немецкой оккупации его сын, будущий известный режиссёр, жил в польской семье, которая укрывала его по договорённости с Рышардом. Страшным воспоминанием этого времени для мальчика стала сцена, когда он выполнял роль мишени во время стрельб немцев.
В 1945 году, после войны, отец и сын нашли друг друга и поселились в Варшаве. Роман стал учиться в технической школе. Но интерес к искусству привёл его на киностудию. На детском телевидении были сделаны первые попытки заявить о себе как об актёре. Подросток стал играть и в радиоспектаклях.
Роман Полански в юности
В 1948 году в Варшавском театре юного зрителя он сыграл главную роль в пьесе по повести В. Катаева «Сын полка». Путь в кино начался с увиденного в кинотеатре фильма «Выбывший из игры» в жанре чёрной драмы. Юноша был потрясён и решил сделать всё, чтобы оказаться там, где делают кино.
В молодости
Беспечный ездок и бешеный бык, или Как поколение секса, наркотиков и рок-н-ролла спасло Голливуд (2003) (Easy Riders, Raging Bulls: How the Sex, Drugs and Rock «N» Roll Generation Saved Hollywood)
Документальный, Исторический
Режиссер: Кеннет Баузер
В ролях: Деннис Хоппер, Сибилл Шепард, Уоррен Битти
В 1969 году малобюджетный байкерский фильм «Беспечный ездок» потряс Голливуд невероятным прокатным успехом и возвестил о начале новой эры. Это было время, когда молодые и талантливые режиссеры Скорсезе, Коппола и Спилберг вместе с новым поколением актеров, среди которых Де Ниро, Пачино и Николсон, стали влиятельными фигурами в кинематографе и создали современную киноклассику. Основанный на интервью самих режиссеров, продюсеров, звездных актеров, их агентов, сценаристов, руководителей студий, жен и экс-жен, этот фильм — исчерпывающий и откровенный рассказ о последнем «золотом веке» Голливуда.
Нож в воде (Knife in the Water, 1962)
По-хорошему этот фильм нужно было поместить в первую пятерку
Полнометражный дебют Полански был номинирован на «Оскар» и сразу привлек внимание к молодому польскому режиссеру. Но сегодня современный зритель плохо знает об этой ленте, которую я склонен назвать самой любимой у Полански
Благополучный и весьма уверенный в себе мужик подбирает на яхту случайного попутчика, который запускает реактор копившихся противоречий супругов. Сценарий к этому фильму написал Ежи Сколимовски, впоследствии также ставший знаменитым на Западе режиссером. Съемочная группа сознательно сделала, чтобы в кадре «Ножа» не маячили плакаты и другая коммунистическая символика, сделав историю универсальной.
С чего начать
Кадр из фильма «Отвращение». 1965 год
С «Отвращения» (1965) — второй полнометражной работы Поланского, снятой в Англии вскоре после отъезда из Польши. Черно-белый триллер отличается изяществом формы и четко выверенной драматургией. «Отвращение» открыло так называемую «квартирную трилогию» Поланского, и здесь можно найти большинство любимых мотивов и приемов режиссера. На главную роль в фильме, снимавшемся в Лондоне, неслучайно пригласили начинающую французскую актрису Катрин Денев: дискомфорт вечного эмигранта преследует Поланского всю жизнь. Героиня страдает психическим расстройством, усугубляющимся по мере развития сюжета. Мрачная квартира, в которой она остается одна, символизирует ее внутренний мир: тесный коридор, темные углы, пугающие звуки за стеной, гниющая еда. Граница между реальностью и больным воображением постепенно стирается, и вслед за героиней зритель устремляется в пучину безумия.
Скромная с точки зрения бюджета лента была отмечена на Берлинском кинофестивале спецпризом и призом ФИПРЕССИ. Хотя следующую работу Поланского, абсурдистскую комедию «Тупик» (1966), ожидал на том же смотре более почетный «Золотой медведь», именно «Отвращение» кажется вершиной раннего творчества режиссера.
Одна из ключевых сцен фильма «Отвращение»
В знаменитой «коридорной» сцене оператор Гилберт Тейлор использовал специальную оптику, деформирующую квартиру: пространство в восприятии героини предстает искаженным, а грубые мужские руки, вылезающие из стены (привет Фрейду), усиливают ощущение ужаса.
Китайский квартал (Chinatown, 1974)
Джек Николсон все-таки попал в фильм Полански, где пару ему составила Фэй Данауэй — обладательница не только воистину гигантских скул, но и просто блестящая актриса, идеально вписанная в антураж старомодного детектива. Здесь Полански — заезжий гость из Европы — первым индуцировал интерес американцев к давно уже заглохшей эстетике нуара 40-50-х. В одном из эпизодов появляется сам режиссер, и остается только пожалеть, что Полански так редко бывает в кадре. Актер он отличный, не хуже аналогичных типажей Дастина Хоффмана или Харви Кейтеля, чьи предки также были родом из Польши. Между прочим, в свое время 14-летний Роман прошел кастинг из почти сотни претендентов и был утвержден Валентином Катаевым на роль в «Сыне полка» для постановки в варшавском театре.
Семь классических кадров из фильмов Поланского
1 / 7
Кадр из фильма «Нож в воде». 1962 год
Противостояние главных героев (Леон Немчик и Зигмунт Малянович) в фильме не только связано с женщиной, но и имеет социальный подтекст.
Zespół Filmowy «Kamera»
2 / 7
Кадр из фильма «Ребенок Розмари». 1968 год
Героиня Мии Фэрроу в финале картины впервые видит своего новорожденного ребенка, отцом которого, как ей кажется, стал дьявол.
Paramount Pictures
3 / 7
Кадр из фильма «Жилец». 1976 год
Герой Романа Поланского сходит с ума, подозревая, что соседи в сговоре и хотят довести его до самоубийства.
Marianne Productions
4 / 7
Кадр из фильма «Тэсс». 1979 год
«Однажды жертва — всегда жертва. Таков закон». Экранизация романа Томаса Харди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» с Настасьей Кински в главной роли, возможно, самый живописный и эстетский фильм Поланского.
Burrill Productions
5 / 7
Кадр из фильма «На грани безумия». 1988 год
Харрисон Форд и Эмманюэль Сенье в знаменитой сцене на крыше. Героиня Сенье тянется за фигуркой статуи Свободы.
Warner Bros. Pictures, The Mount Company
6 / 7
Кадр из фильма «Пианист». 2002 год
Человечность в бесчеловечных обстоятельствах: в разрушенной Варшаве нацистский офицер (Томас Кречман) слышит игру еврейского пианиста (Эдриан Броуди) и решает ему помочь.
R.P. Productions, Heritage Films, Studio Babelsberg
7 / 7
Кадр из фильма «Офицер и шпион». 2019 год
Обратившись к делу Дрейфуса, Поланский проявил себя не только как мастер исторического кино, но и как режиссер, призывающий к борьбе за справедливость и критике тех, кто наделен властью и выносит приговоры.
Gaumont
Шэрон Тейт и Роман Полански
В 1968 на съемочной площадке фильма «Бесстрашные охотники на вампиров» Полански встретил свою вторую жену, Шэрон Тейт.
Роман Полански и Шэрон Тейт
Точнее, познакомились они немного раньше: режиссеру представили актрису, которая должна была сыграть главную роль в его новом фильме. Стоит обмолвиться, что ни он, ни она друг другу не понравились. Красавица-блондинка, по мнению Полански, совершенно не подходила по параметрам на роль. А Шэрон сочла низкорослого, циничного иностранца с жутким акцентом и сексистскими шутками отталкивающе неприятным.
Роман и Шэрон
Однако уже на первых съемках Шэрон Тейт и Роман Полански четко уловили искру, пробежавшую между ними. Режиссер «отбил» ее у звездного стилиста Джея Сэбринга и привел под венец. Мужчина был настолько покорен красотой и личностными качествами Шэрон, что готов был снимать ее в каждом своем фильме. Пара наслаждалась каждой минутой вместе, считая дни до рождения первенца.
Роман и Шэрон
С Шэрон связана главная трагедия в личной жизни Романа Полански, от которой он долго не мог оправиться. В ночь на 9 августа 1969 в дом Шэрон Тейт и Романа Полански ворвалась банда сектантов-сатанистов, возглавляемая Чарльзом Мэнсоном. Многочисленные ножевые ранения, нанесенные Тейт не оставили шансов на выживание ни ей, ни их с Полански малышу.
Больших трудов и неимоверных усилий стоило Роману выбраться из затяжной депрессии. Спасала лишь работа.
Шэрон Тейт
У Шэрон все было не так драматично, но тоже непросто.
Шэрон Тейт
Она с младенчества была ослепительно красива, и в полугодовалом возрасте выиграла свой первый конкурс красоты «Маленькая мисс Техас». Отец Шэрон, полковник разведки Пол Тейт, велел жене больше не водить дочку по таким конкурсам: он считал, что это помешает ей вырасти добродетельной женщиной и хорошей женой. Но в 16 лет родители по совету врачей отвели Шэрон в модельный бизнес, чтобы помочь девочке справиться с болезненной застенчивостью.
Ошеломительная красота Шэрон быстро привела ее в кино. Ее позвали на кастинг «Бала вампиров». Вот так эти две жизненные дороги сошлись в одной точке.
Шэрон и Роман в к/ф «Бал вампиров»
Эдриан Броуди и Владислав Шпильман
Как известно, Эдриан Броуди был номинирован на целый ряд престижный наград за актерскую игру в фильме Пианист
Среди номинаций было внимание Золотого глобуса, BAFTA, премия гильдии актеров, а победным оказались статуэтки французской премии Сезар и, конечно, Оскар за лучшую мужскую роль. На момент получения Оскара за фильм Пианист, Эдриан Броуди оказался самым молодым лауреатом премии в этой номинации – ему тогда было всего 29 лет
Примечательно, что режиссер Роман Полянски пригласил Броуди на роль, уже разочаровавшийся в кастинге из 1400 мужчин, который прошел в Лондоне.
Престижные премии за лучшие исполнение главной роли обычно подразумевают высокий уровень самоотдачи, погружение в своего персонажа, особенно если есть реальный исторический прототип, как было с Владиславом Шпильманом. Из сайта в сайт копируются два интересных факта о подготовки Эдриана Броуди к съемкам в кино Пианист. Во-первых, он на время предпочел почти аскетический образ жизни, продав автомобиль и некоторые другие признаки комфорта, съехал на недорогое жилье – все это, чтобы прочувствовать лишения, которые переживал настоящий Пианист Владислав Шпильман. Во-вторых, актер прошел физическое преображение, которое часто до сих пор приводится в пример – довольно высокий актер (185 см) на жесткой низкокалорийной диете, потерял 14 килограмм и стал весить всего 59. Также актер проводил часы с учителем по игре на пианино, игра на котором была ему ранее не знакома.
Нереализованные проекты
В 1997 году Полански отказался от идеи переработать для экрана «Мастера и Маргариту» и приступил к давно задуманной экранизации повести Достоевского «Двойник». Однако на съёмочной площадке выяснилось, что режиссёр добавил сцену, в которой главный герой в исполнении Джона Траволты должен был появиться обнажённым. Траволта наотрез отказался продолжить съёмки и без объяснения с режиссёром уехал из Парижа, оставив в недоумении 250 человек на съёмочной площадке. Полански впоследствии прокомментировал этот эпизод: «Столько народу вложили огромные усилия в этот проект, и тут совершенно внезапно всё разваливается на части. Пьер Гуффруа, который давно работает со мной в качестве художника-постановщика, плакал, когда пришлось демонтировать декорации… Как может Траволта, получающий за фильм зарплату в 20 млн долларов, вести себя столь глупым образом?» С осуждением действий Траволты выступили и другие режиссёры, в частности, Дэвид Линч.
«Помпеи»
В 2007 году широко анонсировалось начало съёмок фильма по роману Роберта Харриса — «Помпеи». Главные роли должны были исполнить Орландо Блум и Скарлетт Йоханссон . Однако работа над картиной была отложена на неопределённый срок, — при том, что права на фильм уже купили дистрибьюторы из 35 стран. В 2014 году фильм всё же вышел с другим режиссёром и актерами.
Частная жизнь
В жизни знаменитого режиссёра было много скандалов. Некоторые связаны с его приверженностью к жанру нуар. Соприкосновение героев с миром зла, насилия, агрессии, налёт сатанизма в событиях и действиях («Ребёнок Розмари», «Девятые врата», «Призрак» и др.) вызвали обвинение создателя фильмов в связи с тёмными силами и даже с церковью Сатаны. При этом все картины имели в основе литературный источник.
Долгие годы при имени мастера сразу вспоминали о его уголовном преступлении, в котором он сознался, но наказания избежал. В печати то и дело всплывали и другие обвинения сексуального характера. Члены Киноакадемия США, исключив режиссёра из своих рядов, остались непреклонны, когда в 2019 году было подано ходатайство о восстановлении его статуса.
В семейной жизни Романа Полански было три брака. Первый, с польской актрисой Барбарой Квятковской, просуществовал три года: с 1959 по 1962 годы.
С Барбарой Квятковской
Второй, заключённый в 1968 году с американской артисткой Шэрон Тейт, закончился гибелью жены в 1969 году от рук бандитов. Погиб и нерождённый ребёнок пары.
С Шэрон Тейт
В 1989 году режиссёр женился в третий раз. Его жена Эмманюэль Сенье – французская модель и актриса, которую он снял во многих своих фильмах. У супругов родились дети, дочь Морган и сын Элвис. Морган, 1993 года рождения, стала, как и мать, моделью и актрисой. Элвис, 1998 года, тоже начал сниматься и озвучивать фильмы.
С Эмманюэль Сенье
Основные темы
«Ты должен удовлетворить аудиторию, но оставить её слегка голодной, чтобы ей хотелось ещё. Сегодня фильмы пытаются объяснить абсолютно всё, и к концу это становится скучно».
Роман Полански
Практически все фильмы Поланского, снятые после «Бала вампиров», основаны на литературных первоисточниках.
Многие из его картин (особенно «классического» периода, заканчивающегося «Жильцом») погружают зрителя в ощущения психологической изоляции и паранойи. Герои «комнатной трилогии» («Отвращение», «Ребёнок Розмари», «Жилец») неумолимо спускаются в пучину безумия, мир этих фильмов отфильтрован сознанием психически нездорового протагониста, концовкам присущ элемент неопределённости, интерпретация оставлена на усмотрение зрителя.
Полански — один из самых пессимистичных режиссёров. Главный герой его фильма, как правило, сталкивается с угрозой подвергнуться моральному, а иногда и физическому насилию со стороны сил иррациональных, демонических, не доступных его пониманию. При этом эти силы в большинстве случаев побеждают; иногда дело заканчивается тем, что протагонист теряет рассудок.
Зло у Поланского может принимать самые разные формы:
- Психические: медовый месяц оборачивается чередой унизительных издевательств со стороны неверной жены и невесть откуда взявшегося громилы («Тупик»), у психопатки наподобие хичкоковской Марни прикосновение любого мужчины пробуждает травматическое воспоминание о приставаниях со стороны отца («Отвращение»), эмигрант-неудачник ощущает себя не только кастрированным, но и буквально превращающимся в женщину («Жилец»).
- Мистические: молодой человек подвергается сексуальным домогательствам со стороны вставших из могилы упырей («Бал вампиров»), беспринципный букинист неведомо для себя оказывается в постели с дьяволом («Девятые врата»), а на голом теле девушки, воспитанной у монашек, Сатана вершит чёрную мессу («Ребёнок Розмари»).
- Социально-политические: рафинированный еврейский интеллигент попадает в облаву озверевших нацистов («Пианист»), незадачливый писатель-инженю проводит ночь в постели с агенткой ЦРУ, инспирировавшей преступления мирового масштаба («Призрак»), наивный ребёнок благородных кровей оказывается вовлечён в шайку циничных воров («Оливер Твист»).
Скандалы в жизни Романа Полански
Полански уже снискал успех в Голливуде, стал обладателем нескольких кинопремий, когда СМИ разразились чудовищным скандалом. Романа Полански обвинили в изнасиловании несовершеннолетней девушки. Саманта Геймер, она же Саманта Гейли, — 13-летняя модель, приглашенная для съемок на обложку французского Vogue, стала жертвой драмы.
Саманта Гейли
Когда нелицеприятный факт всплыл, девушка рассказывала, что якобы все случилось в доме Джека Николсона. Полански опоил юную особу шампанским с примесью наркотических веществ и принудил ее к извращениям. После ареста режиссер частично признал свою вину, дабы смягчить наказание. А потом, по совету адвокатов, Полански сбежал в столицу Великобритании, а дальше – во Францию, откуда экстрадиция его как подсудимого была невозможна.
В конечном итоге, спустя много лет гонений, Саманта отказалась от иска, но уголовное преследование режиссера не прекратилось.
Подобный эпизод повторился в 1982 году. Достоверность рассказа британской киноактрисы Шарлотты Льюис подтверждена не была. Но красотка делилась с репортерами подробностями о том, как Роман Полански «силой взял ее» 16-летнюю в парижском доме в период съемок ленты «Пираты».
Шарлотта Льюис
Биография
Моргана Полански – французская модель и актриса, дочь кинорежиссера Романа Полански, получившая известность после исполнения роли принцессы Гислы в канадо-ирландском сериале «Викинги». Моргана родилась 20 января 1993 года в Париже в семье режиссера Романа Полански и актрисы Эммануэль Сенье. Отцу ко времени появления дочери на свет исполнилось 60 лет, режиссер уже был автором картин, которые стали классикой мирового кинематографа: «Нож в воде», «Тупик», «Ребенок Розмари», «Китайский квартал», «Тэсс», «Горькая луна».
Актриса Моргана Полански
Пережив трагическую смерть первой жены Шэрон Тэйт, которая на 8 месяце беременности была убита сектой Чарльза Мэнсона, Роман долгое время не мог решиться на создание семьи. В 1989 году супругой режиссера стала молодая актриса Эммануэль Сенье, которой было всего 22 года. Брак оказался крепким: Роман и Эммануэль неразлучны до сих пор. Через пять лет после рождения дочери в семье появился еще сын Элвис.
Моргана Полански с братом и отцом
В детстве Моргана поступила в парижскую Международную школу. После ее окончания девушка решила продолжить династию и поступила актерский факультет лондонского Драматического центра. В 2014 году Моргана окончила также Королевскую школу драмы и ораторского искусства. С 17 лет девушка живет в Великобритании, но регулярно посещает Францию и Польшу.
[править] Фильмография
Режиссёр
- 1962 — Нож в воде / Nóż w wodzie
- 1965 — Отвращение / Repulsion
- 1966 — Тупик / Cul-de-Sac
- 1967 — Бесстрашные убийцы вампиров («Бал вампиров»)/ The Fearless Vampire Killers
- 1968 — Ребёнок Розмари / Rosemary’s Baby
- 1971 — Макбет / The Tragedy of Macbeth
- 1972 — Что? / What?
- 1974 — Китайский квартал / Chinatown
- 1976 — Жилец / Le Locataire
- 1979 — Тэсс / Tess
- 1986 — Пираты / Pirates
- 1988 — Неистовый / Frantic
- 1992 — Горькая луна / Bitter Moon
- 1994 — Смерть и девушка / Death and the Maiden
- 1999 — Девятые врата / The Ninth Gate
- 2002 — Пианист / The Pianist
- 2005 — Оливер Твист / Oliver Twist
- 2009 — Призрак / The Ghost Writer
- 2011 — Резня / Carnage
- 2013 — Венера в мехах / La Vénus à la fourrure
- 2017 — Основано на реальных событиях / D’après une histoire vraie
- 2019 — Офицер и шпион / J’accuse
Короткометражные фильмы
- 1955 — Велосипед / Rower — фильм не закончен
- 1957 — Убийство / Morderstwo
- 1957 — Разгоняем танцульку / Rozbijemy zabawę
- 1957 — Зубастая улыбка / Uśmiech zębiczny
- 1958 — Двое мужчин со шкафом / Dwaj ludzie z szafą
- 1959 — Лампа / Lampa
- 1959 — Когда падают ангелы / Gdy spadają anioły
- 1961 — Толстый и худой / Gros et le maigre, Le
- 1962 — Млекопитающие / Ssaki
- 2007 — У каждого своё кино / Chacun son cinéma — эпизод «Эротический кинотеатр»
- 2009 — Жадность, новый аромат от Франческо Веззоли / GREED, a New Fragrance by Francesco Vezzoli
- 2012 — Терапия / A Therapy
1953 — Три повести / Trzy opowieści (segmentJacek ) 1959 — Волшебный велосипед / Zaczarowany rower
1959 — Три старта / Trzy starty
1955 — Велосипед / Rower
1955 — Поколение / Pokolenie
1956 — Необыкновенная карьера / Nikodem Dyzma
1957 — Обломки корабля / Wraki
1957 — Конец ночи / Koniec nocy
1958 — Эроика / Eroica
1958 — Двое мужчин и шкаф / Dwaj ludzie z szafą
1958 — Позвони моей жене / Zadzwońcie do mojej żony?
1959 — Когда падают ангелы / Gdy spadają anioły
1959 — Летучая / Lotna
1960 — Косоглазое счастье / Zezowate szczęście
1960 — До свидания, до завтра / Do widzenia, do jutra
1960 — Невинные чародеи / Niewinni czarodzieje
1961 — Осторожно, йети! / Ostrożnie, Yeti!
1961 — Толстый и худой / Le Gros et le maigre
1961 — Самсон / Samson
1962 — Нож в воде / Nóż w wodzie (озвучка) 1965 — Отвращение / Repulsion
1967 — Бесстрашные убийцы вампиров («Бал вампиров»)/ The Fearless Vampire Killers —Альфред
1969 — Волшебный христианин (др. название Чудотворец ) /The Magic Christian — пьяница 1970 — Чао, Федерико !(фр.)русск
/ Ciao Federico ! (документальный фильм Гидеона Бахмана (нем. Gideon Bachmann) о съёмках «Сатирикона») 1972 — Что? / What? —Москито
1974 — Кровь для Дракулы / Blood for Dracula
1974 — Китайский квартал / Chinatown
1976 — Жилец / Le Locataire
1982 — Чехарда / Chassé-croisé
1989 — В ожидании Годо / En attendant Godot (TV) 1992 — Back in the USSR (film)(англ.)русск. / Back in the U.S.S.R. —русский мафиозо Курилов
1994 — Чистая формальность / Una Pura Formalita
1994 — Коварство славы / Grosse fatigue
2000 — Дань уважения Альфреду Лепети / Hommage à Alfred
2002 — Месть / Zemsta
2007 — Час пик 3 / Rush Hour 3 —комиссар Реви
2008 — Тихий хаос / Caos calmo
Примечания
- // imdb.com (Проверено 28 сентября 2009)
- ↑ Roman Polanski: Interviews. University Press of Mississippi, 2005. ISBN 978-1-57806-800-5. Pages 105, 172.
- , Roman Polanski Media Archive
- , FindLaw
- Leaming, Barbera. Polanski, A Biography: The Filmmaker as Voyeur. New York: Simon and Schuster. 1981. 155
- Richard Corliss. . Time. 2 May 1983, Vol. 121, Iss. 18, pg. 44-49
- James Morrison. . University of Illinois Press, 2007. p 127. ISBN 0-252-07446-7, 9780252074462
- Denise Worrell. The Atlantic Monthly Press. 1989. pp. 108—114. ISBN 0-87113-306-7
- Harlan Kennedy. . American Film. October 1979.
- «Не прощай, Америка!» Коммерсантъ-Власть, № 39, 2009
- . Коммерсантъ № 141 (4441) (5 августа 2010). из первоисточника 27 августа 2011. Проверено 14 августа 2010.
- Rowell, Erica. The Brothers Grim: The Films of Ethan and Joel Coen. Lanham, Maryland: The Scarecrow Press, Inc., 2007. P.122. — ISBN 0-8108-5850-9
- // КоммерсантЪ. 1996. 25 июня. № 106(1064)
- Lynch on Lynch. IBSN 9780571220182. Page 98.
- // NEWSru.com. 2007. 11 мая.
- // Rolling Stone. 2007. Сентябрь.
- // Variety. 2007. Sep. 11.
События из жизни
- В 1955 году Роман снялся у известного польского кинорежиссёра Анджея Вайды в ленте «Поколение». По его протекции Полански стал студентом киношколы в Лодзи, которую официально не окончил, но в 1959 году оставил. Он не без оснований решил, что получил достаточно знаний и навыков для работы в кино в качестве актёра и режиссёра. Но режиссура привлекала больше.
- В 1958 году, ещё будучи студентом, он получил признание, представив картину «Двое мужчин и шкаф». Фильм был удостоен бронзовой медали на Брюссельской Всемирной ярмарке, а помимо этого, ещё четырёх международных премий.
- В 1962 году состоялся дебют на широком экране. Вышла первая полнометражная картина «Нож в воде» – абсурдистский триллер, имевший скромный прокат на родине, но встреченный на ура за океаном. В США он был выдвинут на «Оскар» и получил эту награду в разделе «Лучший иностранный фильм».
- С 1964 по 1968 годы Полански обосновался в Англии, где жанр чёрного готического романа имел давние корни. Здесь он снял фильмы «Отвращение» с К. Денёв, «Тупик». Обе работы получили призы на Берлинском фестивале. В съёмках Роман зачастую отводил и себе небольшие актёрские роли.
- Далее пошло сгущение красок и чёрного юмора: «Бал вампиров», «Бесстрашные охотники на вампиров». Тяжёлую и мрачную атмосферу комедий о вампирах под силу выдержать не каждому зрителю. На съёмках последней из них режиссёр встретил актрису из США Шэрон Тейт, которая стала его женой.
- В 1968 году вместе с нею Роман переехал в Америку. В этом же году он дебютировал в Голливуде с фильмом ужасов «Ребёнок Розмари». Пришла широкая известность мастера жанра нуар. Успех в кино получил ужасное преломление в собственной жизни: в 1969 году была убита беременная жена режиссёра.
- В 1969 году под впечатлением личной трагедии Полански покинул Голливуд, а в 1974 возвратился, чтобы снять «Китайский квартал», который получил «Оскара» и стал лучшим фильмом 70-ых в личной фильмографии. Режиссёрская работа в нём была отмечена «Золотым глобусом».
- Во второй половине 70-ых режиссёр приезжал Европу и в 1976 году во Франции снял картину «Жилец» – последнюю часть трилогии, в которую ранее вошли «Отвращение» и «Ребёнок Розмари». Он сам сыграл главную роль в паре с Изабель Аджани.
- В 1978 году Полански вынужден был бежать из США, где против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в изнасиловании несовершеннолетней фотомодели Саманты Геймер. До побега Роман Полански побывал в психиатрической клинике при калифорнийской тюрьме. Накануне вынесения приговора он бежал в Англию, затем во Францию, перемещаясь позже в Швейцарию, Польшу.
- Фильм 1979 года «Тэсс» был снят на севере Франции и посвящён памяти погибшей жены Шэрон Тейт. Главную роль в нём сыграла юная немецкая актриса Наталья Кински. В прессу просочились слухи о романе режиссёра с 15-летней Кински. В 1981 году лента была удостоена «Оскара» за лучшую режиссуру, а также получила премию «Сезар».
- В 80-2000-ые годы Роман Полански окончательно обосновался во Франции, женился на актрисе-француженке Эмманюэль Сенье и обзавёлся двумя детьми. Почти во всех снятых фильмах присутствует его жена («Неистовый», «Горькая луна», «Венера в мехах», «Основано на реальных событиях», «Офицер и шпион»).
- В 1999 году в мистическом триллере «Девятые врата» вместе с Э. Сенье режиссёр снял их маленькую дочь Морган в эпизодической сцене в аэропорту. Звёздным актёром фильма стал Джонни Дэпп, исполнивший главную роль.
- Тема Холокоста, которая оставила трагический след в личной судьбе и всегда жила в мыслях Р. Полански, получила воплощение в историческом фильме «Пианист» (2002 г.), посвящённом реальной судьбе пианиста Владислава Шпильмана. За эту киноработу автор в 2002 году получил главный приз Каннского кинофестиваля – «Золотую пальмовую ветвь» и премию «Оскар». Актёр Э. Броуди за главную роль тоже удостоился «Оскара».
- В 2009 году прибывший на кинофестиваль в Цюрих получить награду за режиссёрскую деятельность Роман Полански был арестован полицией Швейцарии по требованию властей США. Обвинения 20-летней давности против него по американским законам оставались в силе. За режиссёра вступилась общественность, актёры и деятели культуры многих стран, министр культуры Франции.
- В 2010 году, когда мастер кино находился под арестом, на Берлинском кинофестивале его новый фильм «Призрак» получил приз «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру. После этого власти Швейцарии, а затем и Польши не нашли оснований для задержания Полански и передачи его американским властям. Режиссёр был освобождён.
- В последнее десятилетие самой значительной кинолентой Романа Полански стал фильм 2019 года «Офицер и шпион», удостоенный двух премий «Сезар» – за лучшую режиссёрскую работу и лучший сценарий.
Роман Полански в 2020 г.